Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 4 стих)

δι' ων (#1328:4005) через которые. Антецедент rel. pron., вероятно, слов δοξη и αρετη (Bigg), τιμιος (#5508) почетный, ценный. μεγιστος (#3492) величайший, великолепный; элативный superl., очень великий. επαγγελμα (#2041) обещание, обетование. δεδωρηται perf. ind. med. (dep.) от δωρεομαι (#1563) давать в дар (см. ст. 3). γενησθε aor. conj. med. (dep.) от γινομαι (#1181) становиться, быть. Conj. с ινα (#671) используется для выражения цели, κοινωνος (#3128) соучастник, совладелец (TDNT; EDNT). φυσις (#5882) природа. Петр не имеет в виду, что человек становится частью божества, скорее те, кто принимает Христа, разделяет с Ним Его славу (Green; Kelly), αποφυγοντες aor. act. part, от αποφευγω (#709) избегать, полностью избегать, επιθυμια (#2123) сильное желание, похоть, страсть (DNP, 2:542-44). φθορα (#5785) пор¬ча. Основное значение этого слова — не внезапное разрушение из-за применения внешней силы, а внутренний упадок, "гниль" (Mayor, 175-79).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 4 стих)

1:4 великие и драгоценные обетования Т. е. обетование вечной жизни с избытком. причастниками Божеского естества Это не отличается от концепции рождения свыше, возрождения (ср. Ин 3:3; Иак 1:18; 1Пет 1:2,3), пребывания во Христе (ср. Рим 8:1) и членства в семье Троицы (Ин 14:17−23). Драгоценное обетование спасения делает нас детьми Божьими уже на земле (Ин 1:12; Рим 8:9; Гал 2:20; Кол 1:27) и, таким образом, мы приобретаем Божью природу через обладание Его вечной жизнью. Христиане не становятся маленькими богами, но они — «новые твари» (2Кор 5:17) и имеют живущего в них Духа Святого (1Кор 6:19,20). Верующие приобретут еще более Божью природу, когда получат прославленное тело, подобно Иисусу Христу (Флп 3:20,21; 1Ин 3:1−3). удалившись от растления Слово «растление» означает разложение или гниение. «Удалившись» или «избежав» относится к успешному спасению от опасности. Во время спасения верующие удаляются от силы, которая нравственно уродует мир и влияет на человека через его падшую грешную природу.


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 4 стих)

1:4 В состав «всего», что даровала сила Божья для возрастания в святой жизни, входят великие и драгоценные обетования в Божьем Слове. В Библии насчитывается, по крайней мере, 30 000 обетований. Джон Буньян однажды сказал: «Жизненный путь так плотно усыпан обетованиями Божьими, что невозможно сделать и шагу без того, чтобы не наступить на одно из них». В посланиях Петра упомянуты следующие семь драгоценных обетований Божьих. Наша вера драгоценнее золота (1Пет 1:7). Кровь Христа — драгоценна (1Пет 1:19). Христос — Камень живой, драгоценный пред Богом (1Пет 2:4). Он драгоценен и как краеугольный камень (1Пет 2:6).

Он драгоценен для всех верующих (1Пет 2:7). Нетленная красота кроткого и молчаливого духа весьма драгоценна пред Богом (1Пет 3:4). И наконец, драгоценны обетования Божьи (2Пет 1:4).

Подумайте над некоторыми обетованиями, относящимися к святой жизни. (1) Свобода от власти греха (Рим 6:14). (2) Достаточность благодати (2Кор 12:9). (3) Сила повиноваться Божьим заповедям (Флп 4:13). (4) Победа над дьяволом (Иак 4:7). (5) Облегчение в искушениях (1Кор 10:13). (6) Прощение грехов, если мы исповедуем их (1Ин 1:9), и также обещание не вспоминать их (Иер 31:34). (7) Отклик на зов (Пс 49:15).

Недаром Петр говорит, что обетования Божьи драгоценны и велики! Эти обетования позволяют верующему удаляться от господствующего в мире растления похотью. Бог обещал дать нам все необходимое для того, чтобы противостать искушениям. Когда подступают похоти, мы вправе уповать на обетования. Они позволяют нам избежать мирского растления похотью — сексуальных грехов, пьянства, сквернословия, скупости, предательства и вражды.

Положительный аспект заключается в том, что через эти же обетования мы сделались причастниками Божеского естества. Прежде всего, это происходит при уверовании. Затем, используя Божьи обетования в практической жизни, мы все более приближаемся к Его образу. Например, Он обещал, что чем больше мы думаем о Нем, тем больше преображаемся в Его образ (2Кор 3:18). Мы воплощаем это обетование в жизнь, читая и изучая Слово, в котором Христос явил Себя нам, и следуя за Ним. Если мы делаем это, Дух Святой производит в нас изменения, преображая в образ Христа, и мы возрастаем от одной степени славы к другой.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 4 стих)

Стихи 1−4. Апостол Петр, побуждаемый Духом Святым вторично написать обращенным в христианскую веру иудеям, начинает второе послание с введения, где упоминаются те же самые люди и высказываются пожелания тех же благословений, что и в предисловии к первому; однако во всех трех частях введения есть некоторые дополнения, или изменения, которые необходимо отметить.

I. Здесь дается описание лица, написавшего это послание: его имя — Симон, а также Петр; его звание — раб, а также Апостол. Поскольку имя Петр упоминается в обоих посланиях, то, вероятно, оно было в большем употреблении и, можно предположить, больше нравилось апостолу, потому что было дано ему Самим Господом, после того как он исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога живого, и само это имя означало и запечатлевало эту истину как фундаментальную, как камень, на котором все должны строить. Однако в этом послании упоминается также имя Симон, упущенное в первом послании, чтобы полное пренебрежение этим именем, данным апостолу при обрезании, не заставило обращенных иудеев, чтущих закон, подозревать Петра в том, что он не признает и презирает обрезание. Он называет себя здесь рабом (а не только апостолом) Иисуса Христа; ему нельзя отказать в том, чтобы похвалиться этим вместе с Давидом, Пс 117:16. Служение Христу — это путь к наивысшей славе, Ин 12:26. Сам Христос — Царь Царей и Господь господствующих, и Он сделает всех Своих рабов царями и священниками Богу, Откр 1:6. Как велика честь быть рабом такого Господина! Это то, чего мы не можем стыдиться, не согрешая при этом. Хвалиться тем, что являешься рабом Христа, весьма подобает тому, кто побуждает других служить Христу и быть верными в этом служении.

II. Характеристика людей, которым написано послание. В предыдущем послании они представлены как избранные по предведению Бога Отца, а в этом — как принявшие драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа, ибо вера, упоминаемая здесь, сильно отличается от ложной веры еретиков, притворной веры лицемеров и бесплодной веры формальных христиан, как бы ортодоксальны они ни были. Это вера избранных Божиих (Тит 1:1), произведенная Духом Божиим в момент эффективного призыва. Заметьте:

1. Истинная, спасающая вера — это драгоценный дар, и не только потому, что она очень необычна и редка, среди огромного количества христиан крайне мало истинных верующих (Мф 22:14), но и потому, что истинная вера превосходна и для имеющих ее несет огромную пользу и великое преимущество. Праведный верою жив будет, истинно божественной духовной жизнью, вера обеспечивает для этой превосходной жизни все необходимые средства и утешения; вера идет к Христу и покупает вино и молоко (Ис 55:1), представляющие собой пищу для новой твари; вера покупает и приносит в дом испытанное золото, небесное сокровище, что обогащает; вера принимает и облекается в белоснежные одежды, царские одежды, покрывающие наготу и служащие украшением, Откр 3:18. Заметим:

2. Вера одинаково драгоценна и в рядовом христианине, и в апостоле, в том и другом она производит одни и те же драгоценные действия. Вера соединяет со Христом слабого верующего так же реально, как и сильного, и очищает сердце одного так же, как и сердце другого, каждый истинно верующий оправдывается перед Богом верой, причем от всех грехов, Деян 13:39. В ком бы ни пребывала эта вера, она держится одного и того же драгоценного Спасителя и обращается к одним и тем же драгоценным обетованиям.

3. Эта драгоценная вера получается от Бога. Это дар, произведенный Духом Святым от Бога, Который воскресил Иисуса Христа из мертвых.

4. Эта вера драгоценна благодаря праведности Христа и получаем мы ее тоже по правде Его. Достаточная праведность Христа и Его послушание придают вере всю ее драгоценность и все ее значение; праведность такой Личности не может не быть бесконечно ценной для тех, кто верой получает ее. Ибо:

(1) Иисус Христос есть Бог, больше того, Он есть наш Бог. Он истинный Бог, вечно Сущий, произведший эту праведность, поэтому она должна быть бесконечно ценной.

(2) Он — Спаситель тех, кто верует, и как таковой осуществил послушание, поэтому оно является для них великим благом и преимуществом, так как Он, Поручитель и Спаситель, произвел праведность вместо них.

III. Апостольское благословение, в котором он желает им умножения и увеличения Божиего благоволения, успеха и роста дела благодати в них, чтобы мир с Богом и со своей совестью (чего не может быть без благодати) мог изобиловать в них. Это то же самое благословение, что и в первом послании, но здесь апостол добавляет следующее:

1. Рассуждение о том, каким путем и какими средствами умножается благодать и мир: чрез познание Бога и (Христа) Иисуса; это познание, или верование в единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, является великим средством для преуспевания в духовной жизни, иначе оно не могло бы быть путем к вечной жизни, Ин 17:3.

2. Основание, на котором апостол просит об умножении благодати, а христиане могут ожидать этого умножения. То, что мы уже получили, ободряет нас просить о большем: Тот, Кто начал дело благодати, будет совершать его до конца. Заметьте:

(1) Источник всех духовных благословений — божественная сила Иисуса Христа, Он не смог бы исполнить служение Посредника, если бы не был Богом и человеком.

(2) От Иисуса Христа исходит все, что имеет какое-то отношение к истинной духовной жизни, к жизни и силе благочестия, все, что оказывает влияние на них; в Нем обитает вся полнота, и только от Него мы получаем благодать на благодать (Ин 1:16), в том числе все необходимое для сохранения, умножения и совершенствования благодати и мира, названных здесь, как думают некоторые толкователи, благочестием и жизнью.

(3) Познание Бога и вера в Него — это каналы, по которым поступают к нам всякая духовная поддержка и всякое утешение; но в таком случае мы должны признать Бога инициатором нашего действительного призвания, ибо именно так Он здесь представлен: ...Призвавшего нас славою и благостию. Заметьте: Цель Бога в призвании и обращении людей— привести их к славе и благости, то есть к миру и благодати, как понимают некоторые. Однако многие предпочитают другой перевод, а именно: славою и благостию; в таком случае призвание представляется как дело славы и благости Бога, или державной (англ. славной. — Прим. переводчика) силы Его, Еф 1:19. Обращение грешника — это слава Божией силы, это та сила и слава Бога, какие можно увидеть и испытать в Его святилище, Пс 62:2; эту силу, или благость, должны превозносить все призванные из тьмы в чудный свет, 1Пет 2:9.

(4) В четвертом стихе апостол продолжает ободрять их веру и надежду в ожидании умножения благодати и мира, так как обетования Евангелия даруются нам теми же самыми славой и благостью, какими мы были призваны. Заметьте:

[1] Блага, даруемые обетованиями, чрезвычайно велики. Одно из подразумеваемых здесь благословений — прощение грехов; каждый, хотя бы отчасти познавший силу гнева Божиего, готов признать, как велико это благословение; это одно из тех обещанных благ, в излиянии коих возвеличивается сила Господня, Чис 14:17. Прощение многочисленных и отвратительных грехов (каждый из которых заслуживает Божиего гнева и проклятия, причем вечного) — это одно из чудес закона Его, Пс 118:18.

[2] Благословения, обетованные в Евангелии, — весьма драгоценны; насколько великим было обетование Ветхого Завета о Семени жены, то есть о Мессии (Евр 11:11), настолько же велико обетование Нового Завета о Духе Святом (Лк 24:49), как драгоценен должен быть Дух, оживляющий, просвещающий и освящающий!

[3] Принявшие обетования Евангелия соделались причастниками Божеского естества. Они обновились духом ума своего в познании по образу Божьему, в праведности и святости; их сердца представлены Богу, на служение Ему, они имеют Божий нрав и характер; закон — это служение смерти, и буква убивает, Евангелие же есть служение жизни, я Дух животворит тех, кто от природы мертв по преступлениям и грехам.

[4] Те, в ком Дух производит Божеское естество, освобождены от рабства тлению. Пережившие, по действию Духа благодати, обновление духа ума своего, введены в свободу детей Божиих, ибо растление похотью господствует в мире. Кто не от Отца, но от мира, тот находится во власти греха, мир лежит во зле, 1Ин 5:19. Грех господствует над людьми мира сего через их похоти; их желания влекут их к нему, и поэтому он управляет ими. То господство, которое грех имеет над нами, соответствует тому наслаждению, которое мы находим в нем.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 4 стих)

Кирилл Иерусалимский

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам Так, по словам блаженного Петра, бываем причастниками Божеского естества. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: [если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого], то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53).

Источник: Мистагогические поучения 4.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Что мне добавить к этому, и должен ли я как бы на всем протяжении убеждать тебя, что Бог соделал человека причастником Божеского естества, как мы читаем в послании Петра? Потому справедливо кто-то сказал: родом Его мы и являемся. Ведь Он дал нам по родству Своему способность разумения, а именно — по родству природы, чтобы мы искали то Божественное, Которое находится рядом с каждым из нас, в Котором мы и живем, и существуем, и движемся (Деян 17:28).

Источник: Послания 6.29.

Иларий Пиктавийский (~315−367)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Мало того, зная, что он создан причастником Божьей природы, как говорит в своем втором послании блаженный апостол Петр, будучи ее следствием, пусть человек не измеряет природу Бога законами собственной, но оценивает Божьи откровения в соответствии с величием Божьего свидетельства о Себе.

Источник: О Троице 1.18.

Лев Великий (440−461)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Познай, о христианин, свое достоинство и, соделанный причастником Божеского естества, не возвращайся в старое ничтожество из-за низкого образа жизни! Помни, чья это голова, и членом чьего тела ты являешься.

Источник: Проповеди 21.

Макарий Великий (~300−391)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

<…> Он благоволил и Солнцу Правды воссиять, Которое не нашего естества, в омраченном страстями доме души, чтобы таким образом и страшную тьму греха она смогла бы обратить в бегство из человеческой личности, и красоту дома души выявить через воссияние духовного и небесного Света, и таким образом могла бы иметь красоту и благолепие и весь распорядок добродетелей посредством Божественного Духа, когда Солнце Правды, не сущее из нашего естества, воссияет в нас, по сказанному: «Дабы вы были причастниками Божественного естества». Ибо душа, падшая под грех и страшно духами лукавства действием страстей ставшая ожестевшей и горькой, отчужденная от прежнего чистого и блаженного состояния, восприняла страсти зла вопреки своему доброму естеству, что никто не может от нее отнять и восстановить в древнее состояние чистоты, если не нечто чуждое нашего естества, что есть сила Божественного Духа. Потому что, посетившая верную душу, она рассеет всякую жестокость и всякую лукавую и извне проникшую страсть и восстановит в древнее благородство чистоты добродетелей.

Источник: Собрание рукописей типа I. Слово 50.


Например, была бы некая <…> женщина, и некий богатый мужчина взял бы ее в жены, чтобы она жила с ним и общалась, то и она все, чем обладает, принесет ему, и он даст ей все свое, и у них становится один дом, одно имущество, одно существование. И она не только господствует над всем его имуществом, но и тела его удостаивается; потому что его тело принадлежит ей, по словам [апостола]: муж не властен над своим телом, но жена (1Кор 7:4). Так и в отношении Бога имеется истинное и неизреченное общение души с Господом; общаясь со Христом, она становится [единым] духом с Ним, и затем, необходимо следует, становится госпожою над Его неизреченными сокровищами, потому что она является невестой великого царя, Христа. Ибо Господь соблаговолил, чтобы верные Его были, по выражению Писания, причастниками Божеского естества.

Источник: Духовные слова и послания. Слово 54.5.6.

Ориген (~185−~254)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Теперь вот мы выясняем, чем же является общение духа. И Петр тоже утверждает: вы, говорит, сделаны причастниками Божеского естества, то есть соучастниками.

Источник: Гомилии на Книгу Левит 4.

Андрей Монах

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Мысль эта состоит в следующем: мы восприняли тысячи благ через явление Христово, через которые мы можем быть причастниками Божеской природы и верою достигать добродетели в жизни, и через добродетель шествовать путем преуспевания в благочестии, пока не войдем в совершенство благ, которое есть любовь.

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Ведь как Бог соделался причастным человеческой природе вопреки природе, так человек стал причастным Божеской природе вопреки природе.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью

Которыми, точнее — чрез которые, то есть чрез славу и силу, дарованы нам обетования: обетования — не просто обещание, но такое обещание, которое соединено с дарованием предмета обещаемого и с тем благом, какое обещается (ср. Деян 2:33), и не одним благом, но различными и разнообразными благами, почему здесь и стоит слово во множественном числе. Эти блага обетования суть: искупление и примирение, единение с Богом, вечная блаженная жизнь и все, что соединяется с этими высочайшими благами, все частные блага, как дары силы и славы. Все таковые обетования, или блага обетования, называются, как общие так и частные, великими и драгоценными, по величию даровавшего их Бога и Спасителя и по величию самых даров самих в себе. — Дабы через них вы соделались и проч.: через них, то есть чрез обетования, указанные здесь, и вместе чрез славу и силу; чрез них христиане могут соделаться причастниками Божеского естества. Естество, природа, существо, сущность, особенное существенное бытие (ср. Рим 11:24; Еф 2:3; Иак 3:7), есть то, что от вечности в Боге есть и обнимает все Его совершенства. Естество Божие — это вечная истина и правда, вечная жизнь, мир, радость и блаженство и все, что может быть названо благом. Значит, всякий, кто делается причастником Божеского естества, мудр, справедлив, всесилен противу козней диавола, греха и смерти. Что значит быть причастником Божеского естества? Как человеческая природа Богочеловека в воплощении стала причастною Божеского естества, так и верующие во Христа, по вере в Него и в искупительную смерть Его, делаются причастниками Его и Божеского естества Его. Следовательно, когда говорится, что верующий причащается Божеского естества, то речь идет не только о нравственном уподоблении Богу по Его таким или другим свойствам, о духовном и отвлеченном общении по мысли, но об истинном общении по естеству, которое начинается в возрождении (Ин 1:3; 1Ин 1:3) и совершается и пребывает постоянно и непрерывно в блаженной вечности (ср. Рим 8:29; Ин 17:21). Сюда принадлежат понятия: прославление плоти человека во Христе (Флп 3:21), созерцание Бога и участие в Его славе (1Кор 13:12), уподобление Богу (1Ин 3:2), единение с Богом во Христе в приобщении пречистого Тела и Крови Его и здесь, на земле, и в жизни вечной (Ин 6:51−56; Мф 26:26−28 и парал. Литургия святого Василия Beликого, молитва по приобщении священника). Этим не говорится, что соделавшиеся причастниками Божеского естества становятся совершенно равны Богу и одинаковы с Богом (что нелепо), Он бесконечно отличен и отделен от них и тогда, когда они причащаются по Его милосердию Его Божеского естества. — Тайна сия велика есть, но тем не менее слово и дело Божие непреложны. Как солнце хотя отражается в несветлой воде, но пребывает солнцем, так и Бог пребывает всегда одинаковым и когда делает человека причастником Своего естества. «Причастниками Божеского естества мы сделались чрез явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и чрез восприятие освятил; если же начаток свят, то и целое свято» (Феофилакт). Удалясь от растления и проч.: как причастию противоположно удаление, так Божескому естеству — растление; это удаление является здесь не только как обязанность, но и как условие, без которого невозможно общение с Богом. — Растление (ср. Рим 8:21; Гал 6:8; Кол 2:22; 1Пет 2:12, 19) разумеется не только нравственное, но и физическое. Здесь мы находим опять противоположность между тленным и нетленным, на которую не раз с выразительностию указывает апостол (ср. 1Пет 1:4, 7, 18, 23−25; 2Пет 3:10 и далее). Растление господствует в мире, проникает его во всех частях его; главный источник и сила его — в похоти, которая возбуждает гнев Божий и расслабляет человеческую природу и духовно, и телесно (ср. Еф 4:22). Основание растления лежит в мирской похоти; ветхий человек растлевается похотию, плотская похоть помрачает душу, и она все более и более ослабляется и потемняет в себе образ Божий. Множеством похотей естественно оскверняются и естественные добрые свойства телесного организма, и всё, таким образом, растлевается: и душа, и тело. Блаженный Феофилакт связь стихов 3-го и 4-го наводит такую: «да умножится вам благодать и мир, так как всё, потребное для жизни и благочестия в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Его Божественною силою, Его благостию, даровано вам для познания славы и добродетели, за которые дарованы нам величайшие обетования, дабы вы, удалясь от мирского растления, совершающегося чрез похоть, сделались причастниками Божеского естества».

Толковый Апостол


Открыть окно