Библия - 2Пет. 1:20 (2 Петра 1 глава 20 стих)

зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 20 стих)

γινωσκοντες praes. act. part, от γινωσκω (#1182) знать. Part, может быть причинным или продолжать оборот из ст. 19 ("вы сделаете хорошо, если обратите внимание"), определяя дух и чувство, с которым надлежит читать Писание: "прежде всего признавая ту истину..." (Mayor). Praes. обозначает постоянное знание, πασα пот. sing. fem. от πας (#4246) весь. Используется с отр. ου (#4024) в значении "ни единого" (BG, 151; RG, 753). В форме sing, слово πας без артикля значит "каждый", в распределительном смысле; "каждый отдельно взятый" (BG, 61). προφητεια (#4735) послание пророка, пророчество, γραφη (#1210) Писание. В НЗ обычно обозначает ВЗ (Kelly), ιδιος (#2625) собственный. Это признак лжепророка: говорить "собственные вещи", от себя (Mayor), επιλυσις (#2146) разрешение, толкование, объяснение. Это почти равно вдохновению (Green; Mayor; MM). Gen. (аблатив) здесь указывает на источник. Петр говорит о божественном происхождении Писания, а не о его правильном толковании (Green), γινεται praes. ind. med. (dep.) от γινομαι (#1181) становиться.


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 20 стих)

1:20 зная прежде всего то Призыв к утверждению в истине, что Писание имеет Божье происхождение. пророчества в Писании Т. е. все Писание. Преимущественно относится ко всему Ветхому Завету, а в соответствии с этим и ко всему Новому (см. пояснения к 3:15,16). разрешить самому собою В греческое слово, переведенное как «разрешить», означает «развязать» и говорит о том, что ни один человек не может сам «связать» или «развязать» истину Писания. Петр говорит не столько о толковании Писания, сколько о его происхождении и источнике. Лжепророки «связывали» и «развязывали» собственные идеи, но никакая часть Божьего откровения не может быть скрыта или открыта человеком (пророком) без помощи Святого Духа (см. ст. 21).


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 20 стих)

1:20 В заключительных двух стихах Петр подчеркивает, что пророческое Священное Писание создавалось Богом, а не человеком; оно богодухновенно.

Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить [или создать] самому собою. Это заявление вызвало всевозможные толкования. Некоторые из них абсурдны, как например точка зрения, что толкование Библии — это прерогатива только Церкви, а отдельные люди не должны ее изучать!

Другие объяснения могут быть истинными утверждениями, хотя и не раскрывают значение данного стиха.

Например, истинно то, что ни один стих нельзя толковать отдельно, а нужно рассматривать его в контексте и учитывать остальную часть Священного Писания.

Однако Петр имеет здесь дело с происхождением пророческого слова, а не с тем, как люди толкуют уже данное слово. Дело в том, что когда пророки писали, они не давали собственного понимания пророчеств или своих заключений. Иными словами, толкование не относится к объяснению Слова для тех из нас, кто имеет Библию в письменной форме; скорее оно относится к путям, которыми первоначально возникло Слово. (Греческое слово epilusis можно перевести как «происхождение», так и «толкование».)

Д. Т. Янг пишет:

«Таким образом, правильно понятый текст ...доказывает, что Священное Писание не человеческое по первичному происхождению. Это Божье толкование, не человеческое. Мы часто слышим, что некоторые утверждения Священного Писания представляют мнение Давида, или мнение Павла, или мнение Петра. Но, строго говоря, в Священном Писании нет ни одного человеческого мнения. Там есть только Божье понимание вещей. Никакое пророчество Священного Писания не представляет человеческую интерпретацию: люди говорили, ибо были движимы Духом Святым». (Dinsdale T. Young, The Unveiled Evangel, pp. 13−14.)

Таким образом, слово, переведенное в Синодальном издании как «разрешить», является весьма точным, и мы верим, что оно лучше всего вписывается в контекст.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 20 стих)

Стихи 19−21. В этих стихах апостол излагает другой аргумент в пользу истинности и достоверности евангелия и отмечает, что он сильнее и убедительнее предыдущего и более неопровержимо доказывает, что учение о силе и пришествии Христа — не просто басня или человеческая выдумка, но мудрый и чудный план святого и великого Бога, предсказанный пророками Ветхого завета которые говорили и писали под водительством и по вдохновению Духа Божиего. Заметьте здесь:

I. Какая характеристика дается писаниям Ветхого Завета; они называются вернейшим пророческим словом.

1. Ветхий Завет есть пророческое возвещение о силе и пришествии, о божестве и воплощении нашего Спасителя. В нем предсказывается, что семя жены сотрет главу змея. Предсказывается Его сила, способная уничтожить диавола и разрушить его дела, и Его рождение от жены; великое и страшное ветхозаветное имя Бога, Иегова, означает (как считают некоторые) Он грядет; это имя Бога (Исх 3:14), переведенное многими как Я буду Грядущим и понятое таким образом, указывает на воплощение Бога ради искупления и спасения Его людей как на то, что грядет. Что же касается Нового Завета, то он представляет собой историческое осуществление пророчеств Ветхого Завета. Все пророки и закон прорекли до Иоанна, Мф 11:13. И евангелисты и апостолы писали историю того, что прежде было предметом пророчества. Исполнение Ветхого Завета Новым Заветом и соответствие Нового Завета Ветхому доказывают истинность того и другого. Читайте Ветхий Завет как пророчество о Христе, а Новый применяйте, с усердием и благодарностью, как наилучшее толкование Ветхого.

2. Ветхий Завет — это вернейшее пророческое слово. Таковым он был для иудеев, принимавших его как изречения Божии. Более поздние пророки подтверждали то, что было предсказано их предшественниками; пророчества были записаны по специальному повелению, сохранены благодаря особому покровительству и многие из них уже были исполнены чудным провидением Божиим. Поэтому для тех, кто постоянно принимал и читал Писания, они были более достоверными, чем повествование апостола о голосе с неба. Моисей и пророки более сильно убеждали, даже чем чудеса, Лк 16:31. Какая твердая и уверенная должна быть вера у нас, имеющих такое твердое и верное слово, на которое можно опираться! Все пророчества Ветхого Завета являются еще более верными и определенными для нас, располагающих историческим повествованием об их точнейшем и подробнейшем осуществлении.

II. Апостол поощряет нас к исследованию Писания. Он говорит: ...Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, то есть прилагаете свои умственные способности, чтобы понять его смысл, и свои сердца, чтобы поверить в истину этого вернейшего слова, больше того, покоряетесь ему, чтобы быть преобразованными им. Слово есть тот образ учения, которому мы должны предать себя (Рим 6:17), тот образец ведения (Рим 2:20), по которому мы должны выверять свои помыслы и понятия, свои слова и свое исповедание, всю свою жизнь и все свое поведение. Если мы таким образом обращаемся к Слову Божиему, то хорошо делаем во всех отношениях — угождаем Богу и приносим пользу себе; в действительности, этим самым мы всего лишь воздаем то почтение к изречениям Божиим, которое обязаны воздавать. Но помимо этого, апостол дает совет, особенно полезный для тех, кто хочет следовать Писанию.

1. Они должны считать и употреблять Писание как светильник, посланный и поставленный Богом в мире, чтобы рассеивать тьму, покрывающую лицо всей земли. Слово — это светильник ноге для тех, кто правильно использует его; он показывает путь, по которому следует идти, и посредством его мы приходим к познанию пути жизни.

2. Они должны признать свое собственное невежество. Мир — это место заблуждений и невежества, поэтому естественно, что все люди в мире лишены познания, необходимого для достижения вечной жизни.

3. Только Слово Божие может умудрить человека во спасение, просветить его сердце. Естественные понятия о Боге недостаточны для падшего человека, который в лучшем случае имеет познание о Нем значительно меньшее, а нуждается в значительно большем, чем то, которое имел Адам в период своей невинности.

4. Когда свет слова посредством Духа Святого проникает в слепой разум и затемненное сознание, тогда рассветает духовный день и восходит утренняя звезда в сердце. Это просвещение погруженного во мрак ума подобно рассвету, что разливается и пронизывает собой всю душу, исправляет и развивает ее, пока не настанет совершенный день, Притч 4:18. Это есть рост познания; тот, кто просвещен таким образом, никогда не считает себя достаточно знающим пока не познает так, как познан сам. Обращаться к этому свету — долг каждого и служит интересам всех, и всякий, поступающий по правде, идет к этому свету, в то время как делающие зло держатся на расстоянии от него.

III. Апостол излагает то, что обязательно должно предшествовать нашему обращению к Писаниям и что принесет нам пользу от него, а именно: понимание того, что все пророчества имеют божественное происхождение. Апостол не только утверждает эту важную истину, но и доказывает ее. Заметьте:

1. Ни одно пророчество Священного Писания не может быть разрешено само собою (или согласно личному мнению какого-то человека, путем объяснения его собственным умом), но только путем откровения Божиих мыслей. В этом заключалась разница между пророками Господними и лжепророками этого мира. Пророки Божий ничего не говорили и ничего не делали сами от себя, как об этом очень выразительно сказал главный из них, Моисей (Чис 16:28): ...Не по своему произволу я делаю сие (то есть даю вам заповеди и установления). А лжепророки рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних говорят, Иер 23:16. Пророки и составители Писаний говорили и записывали мысли Божии, и хотя можно предположить, что, находясь под влиянием и водительством Святого Духа, они готовы были передать и записать их, однако это происходило потому, что Бог того хотел, чтобы они говорили и писали. Хотя Священное Писание не является выражением человеческих взглядов и мнений, но откровением Божиих мыслей и воли, тем не менее каждый человек должен исследовать и стараться понять его смысл и значение.

2. Каждый, обращающийся к вернейшему пророческому слову, должен знать и признавать эту важную истину о божественном происхождении Писаний (что их содержание — это мысли Божии, а не человеческие). То, что Писание — это слово Божие, является не только догмой христианской веры, но и предметом науки, или познания. Как любой человек не только верит, но уверенно знает, что именно тот человек является его другом, в ком он видит все характерные черты и признаки своего друга, так и христианин знает, что та книга является Словом Божиим, в которой он видит все признаки и черты Богодухновенной книги. В ней он вкушает поистине божественную сладость, ощущает божественную силу и созерцает божественную славу.

3. Божественность Писания должна быть известна и признана прежде всего, прежде чем люди смогут извлечь для себя пользу из него, прежде чем они будут обращаться к нему. Чтобы отвратить свои умы от всех других писаний и обратить их к Священному Писанию как единственно верному и непогрешимому правилу, необходимо быть совершенно убежденными в том, что оно Богодухновенно и содержит в себе то, что поистине является мыслью и волей Божией.

IV. Сознавая абсолютную необходимость того, чтобы люди были полностью убеждены в божественном происхождении Писания, апостол говорит о том (ст. 21), как составлялся Ветхий Завет, а именно:

1. Негативная сторона. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой... Ничто из того, что записано и входит в состав различных частей Ветхого Завета, не является мнением человеческим, и ничто из записанного не вошло в канон Священного Писания по воле кого-либо из пророков или составителей его.

2. Позитивная сторона. Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Заметьте:

(1) Люди, трудившиеся над этой Книгой, которую мы принимаем как Слово Божие, были святые Божии человеки. Хотя Валаам и Каиафа и другие люди, лишенные святости, имели иногда дух пророчества, однако они не употреблялись для написания какой-либо части Священного Писания для пользования Церковью Божией. Все составители Священного Писания были святыми Божиими людьми.

(2) Эти святые люди были движимы Духом Святым, когда они передавали мысли и волю Бога. Дух Святой это высшая движущая сила, а святые люди — всего лишь орудия в Его руках.

[1] Святой Дух вдохновлял их и диктовал им то, что они должны были передать людям о замыслах Божиих.

[2] Он сильно воздействовал на них, заставлял говорить (и писать) то, что вкладывал в их уста.

[3] Он так мудро и заботливо помогал им и руководил ими при передаче порученного Им, что они были ограждены от малейшей ошибки в изложении Его откровений; поэтому сами слова Священного Писания должны рассматриваться как слова Святого Духа, и вся ясность и простота, вся мощь и сила, изящество и красота самих слов и выражений должны рассматриваться нами как полученные от Бога. Поэтому все, что вы находите в Писании, растворяйте верою, цените и почитайте вашу Библию как книгу, написанную святыми людьми, которых вдохновлял и двигал и которым помогал Дух Святой.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 20 стих)

Симеон Новый Богослов (949−1022)

Ст. 20−21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Видите, что это не я чрезвычайное и великое говорю вашей любви, но Святой Дух, говорящий в нас. Это и Петр, первоверховный [апостол], засвидетельствовал: ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:21). Ибо, хотя мы ничтожны и недостойны, далеки от всякой святыни и от святых людей Божиих, но мы не можем отрицать дара, дарованного нам Богом.

Источник: Катехизис

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 20−21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Пророки понимали, что и о чем внушал им Дух пророческий, однако не так ясно и точно, как все в частности исполнилось. Посему и желали они видеть исполнение, как сказал Господь (Лк 10:24). Апостол объясняет, почему пророки не истолковывали своих изречений, и одновременно показывает отличие истинного пророчества от бесовского и вымышленного, каковое принимается у еретиков. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой. Это значит: пророки получают пророчество от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения его не делали. Что пророки во время действия на них Духа Божия сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божиего, видно из того, что они подчинялись добровольно, и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило. Святые пророки, хотя и понимали, но не имели нужды изъяснять свои предсказания, как потому, что они служили другим, именно нам, так и для того, чтобы пришествие Господа было сокрыто и не подвергалось наветам от нечестивых. Наветов оно могло бы избежать силой Господнею; но, вероятно, дело совершившегося вочеловечения показалось бы призрачным, если бы несколько раз такое избежание было способом необыкновенным. Что это истинно, видно из примера новозаветных пророков, которые пророчествовали и объясняли сами себя, хотя не все. Ибо ничего такого не следует опасаться в Новом Завете. А что пророки прорицали не в исступлении, видно и из следующего. Пророки Ветхого и Нового Завета пророчествовали одним Духом. А апостол Павел говорит: если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1Кор 14:30). Из этого ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии. Посему, когда вставал другой вдохновенный, прежде говорившему повелевалось молчать, чего никто не найдет в беснующихся. Ибо как будет молчать тот, кто сам не знает, что делает? Что в пророках действует Дух Святый, об этом говорит тот же апостол Павел: одному дается Духом слово мудрости, иному пророчество (1Кор 12:8; 10).

Экумений († X в.)

Ст. 20−21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Это значит, что пророки воспринимали пророчества от Бога и [изрекали] не то, что сами желали, а то, к чему побуждал их Святой Дух. Они знали и понимали, что им ниспосылается пророческое слово, но смысла его не истолковывали. А то, что движимые Святым Духом пророки знали, что слово ниспослано им от Бога, ясно из того, что служили они по доброй воле: если хотели, говорили, а если нет — молчали, как, например, Иона, когда ему было велено проповедовать в Ниневии, или Валаам, когда от него требовали произнести то, что было предписано.

…Пророки знали, что ниспослано им пророческим духом и о чем они пророчат, но не [знали], как именно в точности все произойдет. Поэтому, понимая это, они желали видеть свершение [пророчеств], как говорит Господь.

Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Иларий Арелатский (~401−449)

Ст. 20−21 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали [пророчества], главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою

С похвалою за внимательность к пророческому слову апостол соединяет указание на то, как произошло это пророческое слово и как оно должно быть разрешаемо, или толкуемо, в том же духе, в каком произошло. — Зная: вы поступаете хорошо, зная, или имея познание, о значении и важности пророческого слова в этом отношении (ср. тот же оборот речи 1Пет 1:18). — Прежде всего: не относительно ко времени, но относительно к важности предмета речи (ср. подобный оборот речи 1Тим 2:1). — Никакого пророчества в Писании и проч.: буквальнее в славянском — всякое, или все (ср. 2Тим 3:16) пророчество книжное (заключенное, или содержащееся, в книге, в Писании, или в книге Священного Писания) по своему сказанию (или истолкованию) не бывает. Под именем пророчества здесь разумеется очевидно то же пророческое слово, которое обозначено и в предшествующем стихе, но, по-видимому, в более тесном значении, не как пророческая книга и совокупность книг Священного Писания Ветхого Завета, как всецелого слова Божия, а как пророчество, или то или другое пророческое изречение в книге; почему апостол и выражается здесь так — пророчество, тогда как в предшествующем стихе выразился — пророческое слово. Эта частность может иметь значение для разъяснения понятия разрешения, или истолкования, пророчества в этом стихе. — Пророчество книжное: или заключенное в книгу; по-видимому, этим словом апостол имел в виду обозначить истинность пророчества в противоположность прорицательным изречениям ложного пророчества, которые выше он назвал хитросплетенными баснями (2Пет 1:16). — Нельзя разрешить самому собою, — по своему сказанию не бывает, разрешить — значит изъяснить, истолковать, частнее — разгадать загадочное (Мк 4:34). По своему сказанию, — по чьему сказанию, или разрешению, разгадке? Или по разрешению самого загадочного изречения (пророчества книжного), или того, кому предлагается разрешение, самого разрешающего, или толкующего, человека; в первом случае имеется в виду при изъяснении, или сказании, самое содержание пророчества толкуемого, во втором — толкование толкующего. В первом случае выражение значит: толкуемого нельзя разрешить, или истолковать, самого по себе; в последнем — толкуемого толкующий сам по себе разрешить, или истолковать, не может. В том и другом случае для разрешения, или истолкования, пророчества нужно посредство, или посредник. Таким посредником служит или Сам Бог, вдохновляющий пророка, или сам пророк вдохновляемый. Смысл изречения будет такой: никакого пророчества в Писании разрешить самому по себе никому нельзя, кроме Самого Бога или пророка; если Бог или сам пророк не истолкуют пророчества, то его никто не истолкует, оно останется не истолкованным, не разрешенным. Бог же Сам истолковывает пророчество или непосредственно чрез самого пророка, или других пророков, или чрез исполнение пророчества в событиях, которые могут быть понимаемы и толкуемы и всеми людьми, внимающими путям Промысла Божия в истории. Относительно сих последних, то есть всех толкователей пророческого слова, или вообще пророчества, должно сказать, что для них посредством, или посредником, при толковании может быть только само пророческое слово в обширном смысле, как вообще пророческое откровение Божие в слове или в Писании Священном, то есть вообще говоря, что Священное Писание должно быть толкуемо самим Священным Писанием, конечно под руководством Церкви ветхозаветной и новозаветной. Пророческое слово вообще, как и апостольское, не может быть предоставлено произволу толковника или изъяснению всякого читателя, иначе не будет никакой твердости и верности во мнении и толковании вернейшего слова. Доказательством истинности такого положения служит и дальнейшее изречение апостола о пророческом слове, что начало и корень пророчества — во вдохновении от Духа Святого (2Пет 1:21), следовательно, как происхождение пророческого слова от Духа Святого, так и толкование его должно быть под руководством Святого Духа, то есть самого слова Божия или Священного Писания. Даже можно сказать, что в рассматриваемом изречении (что никакого пророчества в Писании нельзя разрешать самому себе) речь идет, в сущности, не столько о разрешении, или истолковании, пророчества, сколько о происхождении пророчества, как это ясно видно из 21-го стиха, так что силу объясняемого стиха можно бы выразить так: по своему происхождению пророчество в Писании не подлежит изъяснению, или разрешению, само собою, ибо (2Пет 1:21) пророчество никогда не было произносимо по воле человеческой; оно было невольное, Богом вдохновенное, — от Духа Божия оно должно быть и разрешаемо, или толкуемо.

Источник: Толковый Апостол.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(2 Петра 1 глава 20 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно