Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 19 стих)

εχομεν praes. ind. act. от εχω (#2400) иметь, βεβαιοτερον сотр. от βεβαιος (#1010) твердый, надежный; сотр. более уверенный, более надежный. Об этом слове, см. ст. 10. Петр говорит, что Священному Писанию надо верить больше, чем личному опыту: "если вы не верите мне, обратитесь к Писаниям" (Green), προφητικος (#4738) пророческий, принадлежащий пророку. Пророческое слово — частое выражение, обозначающее ВЗ как единое целое, а не только книги пророков (Kelly), καλως (#2822) adv. хорошо, ποιειτε praes. ind. act. от ποιεω (#4472) делать, προσεχοντες praes. act. part, от προσεχω (#4668) помнить о чём-л., остерегаться (RWP). Part, может быть условным ("если вы обратите внимание") или выражать образ действия или средство хорошего поведения ("обращая внимание на"), λυχνφ dat. sing, от λυχνος (#3394) светильник, φαινοντι praes. act. part, от φαινω (#5743) сиять. Praes. подчеркивает постоянное сияние, αυχμηρος (#903) сухой, грязный, мутный, темный, пыльный. Это не абсолютная темнота, а загрязненность, в отличие от яркости Мессии (Ис. 60:3; Рим. 13:12; Mayor; ВВС; RWP; ММ). Это слово может также значить "грязный" в смысле пыльный, лишенный яркости и блеска; свет делает пыль видимой и дает возможность ее удалить (Т; Green), τοπος (#5536) место. Фраза αυχμηρω τοπφ описывает мир как он есть в настоящее время: в НЗ он постоянно определяется как темный (Kelly), εως ου(#2401: 4005) пока не, доколе. Temp, союз с conj. — обычный оборот для обозначения fut. (RWP; Mayor), διαυγαση aor. conj. act. от διαυγαζω (#1419) светить через, прорываться сквозь, восходить (BAGD). Это первые лучи рассвета, пробивающиеся сквозь тьму (Mayor). Conj. в indef. temp. прид. φωσφορος t#5892) несущий свет, светоносный, утренняя звезда; то есть планета Beнера. Это известный образ, из знаменитого пророчества в Чис. 24:17 — "восходит звезда от Иакова" — в иудаизме это считалосьпредвещаниемприходаМессии (Kelly); приходМессиисравниваетсясрассветомтакжевМал. 4:2 (Mayor). Об эсхатологическом и мессианском толковании Чис. 24:17 в свитках Мертвого моря см. 1 QM11, 6-7f. Во времена Древней Греции и Рима этим термином обозначалась не только утренняя звезда (Венера), но также цари и божества (Green; КР, 5:1179-80; ММ), аνατειλη aor. conj. act. от ανατελλω (#422) подниматься, восходить, εν ταις καρδιαις в ваших сердцах. Эта фраза может быть связана с part, из ст. 20, со значением: "знание первого и величайшего в ваших сердцах". Или же восход утренней звезды в сердцах христиан символизирует рассвет надежды: "надежда на День грядущий явлена христианам" (Green; Mayor).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 19 стих)

1:19 вернейшее пророческое слово «Пророческое слово» относится не только к ветхозаветным большим и малым пророкам, но ко всему Ветхому Завету. Конечно, весь Ветхий Завет был написан «пророками» в самом прямом смысле, поскольку авторы писали и говорили Слово Божие, что и являлось задачей пророков, и они ожидали пришествия Мессии (ср. Лук. 24:27). Этот перевод может означать, что очевидцы величия Христа во время Преображения подтверждали Писание. Однако, скорее всего, греческая конструкция этой фразы подразумевает другое. Она говорит: «И мы имеем более верное пророческое слово». Оригинальный контекст этого предложения подтверждает утверждение, что Петр ставил Писание выше личного опыта. Пророческое слово (Писание) — полнее, постояннее и авторитетнее, чем опыт любого человека. Слово Божие является самым достоверным подтверждением учения о Личности, искуплении и Втором пришествии Христа, чем даже свидетельство очевидцев-апостолов. вы хорошо делаете, что обращаетесь Петр предупреждал верующих, что, для того, чтобы они могли различить лжеучителей, они должны тщательно изучать Писание. светильнику, сияющему в темном месте Глубокий мрак падшего мира мешает людям увидеть истину, пока не воссияет свет. Светильник есть свет откровения Слова Божьего (ср. Пс 118:105; Ин 17:17). доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда Оба эти образа говорят о явлении (парусиа) Иисуса Христа (ср. Лк 1:78; Откр 2:28; 22:16). утренняя звезда в сердцах ваших Второе пришествие будет не только внешним преображением всей вселенной (3:7−13), но также внутренним преображением всех живущих к приходу Христа верующих, навсегда удалив любые остававшиеся сомнения. Совершенное, но ограниченное откровение Писаний будет заменено совершенным и полным откровением Иисуса Христа во время Второго пришествия (ср. Ин 14:7−11; 21:25). Тогда Писание исполнится, а верующие уподобятся Христу (1Ин 3:1,2), получат совершенное знание и все пророчества упразднятся (см. пояснения к 1Кор 13:8−12).


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 19 стих)

1:19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово. Ветхозаветные пророки предсказали пришествие Христа в силе и великой славе. Событие на горе Преображения подтвердило эти пророчества. То, что видели апостолы, не умалило ветхозаветные пророчества и не сделало их более конкретными, а лишь подтвердило предсказания.

Апостолы увидели блеск славы грядущего Царства Христова прежде его наступления.

Полезно прочитать перевод остальной части стиха 19, сделанный Ф. В. Грантом: «...и вы хорошо делаете, что заостряете внимание в сердцах ваших (подобно светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда)». Заметьте, как Грант использует круглые скобки. Согласно его переводу, все внимание мы должны сосредоточить в сердцах наших.

Иными словами, мы должны обращать внимание в сердцах наших. Во многих других переводах рассвет дня и восход утренней звезды в сердцах ваших представляет практические трудности при толковании.

Пророческое слово — сияющий светильник. Мрачное, или темное, место — мир. Рассвет дня символизирует конец нынешней эпохи Церкви (Рим 13:12). Восход утренней звезды — пришествие Христа за Его святыми. Таким образом, смысл этого стиха таков: мы должны всегда держать перед собой пророческое слово, дорожить им в сердцах наших, так как оно будет светильником в этом темном мире, пока не закончится эра благодати и Христос не появится в облаках, чтобы забрать ожидающих Его людей домой на небеса.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 19 стих)

Стихи 19−21. В этих стихах апостол излагает другой аргумент в пользу истинности и достоверности евангелия и отмечает, что он сильнее и убедительнее предыдущего и более неопровержимо доказывает, что учение о силе и пришествии Христа — не просто басня или человеческая выдумка, но мудрый и чудный план святого и великого Бога, предсказанный пророками Ветхого завета которые говорили и писали под водительством и по вдохновению Духа Божиего. Заметьте здесь:

I. Какая характеристика дается писаниям Ветхого Завета; они называются вернейшим пророческим словом.

1. Ветхий Завет есть пророческое возвещение о силе и пришествии, о божестве и воплощении нашего Спасителя. В нем предсказывается, что семя жены сотрет главу змея. Предсказывается Его сила, способная уничтожить диавола и разрушить его дела, и Его рождение от жены; великое и страшное ветхозаветное имя Бога, Иегова, означает (как считают некоторые) Он грядет; это имя Бога (Исх 3:14), переведенное многими как Я буду Грядущим и понятое таким образом, указывает на воплощение Бога ради искупления и спасения Его людей как на то, что грядет. Что же касается Нового Завета, то он представляет собой историческое осуществление пророчеств Ветхого Завета. Все пророки и закон прорекли до Иоанна, Мф 11:13. И евангелисты и апостолы писали историю того, что прежде было предметом пророчества. Исполнение Ветхого Завета Новым Заветом и соответствие Нового Завета Ветхому доказывают истинность того и другого. Читайте Ветхий Завет как пророчество о Христе, а Новый применяйте, с усердием и благодарностью, как наилучшее толкование Ветхого.

2. Ветхий Завет — это вернейшее пророческое слово. Таковым он был для иудеев, принимавших его как изречения Божии. Более поздние пророки подтверждали то, что было предсказано их предшественниками; пророчества были записаны по специальному повелению, сохранены благодаря особому покровительству и многие из них уже были исполнены чудным провидением Божиим. Поэтому для тех, кто постоянно принимал и читал Писания, они были более достоверными, чем повествование апостола о голосе с неба. Моисей и пророки более сильно убеждали, даже чем чудеса, Лк 16:31. Какая твердая и уверенная должна быть вера у нас, имеющих такое твердое и верное слово, на которое можно опираться! Все пророчества Ветхого Завета являются еще более верными и определенными для нас, располагающих историческим повествованием об их точнейшем и подробнейшем осуществлении.

II. Апостол поощряет нас к исследованию Писания. Он говорит: ...Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, то есть прилагаете свои умственные способности, чтобы понять его смысл, и свои сердца, чтобы поверить в истину этого вернейшего слова, больше того, покоряетесь ему, чтобы быть преобразованными им. Слово есть тот образ учения, которому мы должны предать себя (Рим 6:17), тот образец ведения (Рим 2:20), по которому мы должны выверять свои помыслы и понятия, свои слова и свое исповедание, всю свою жизнь и все свое поведение. Если мы таким образом обращаемся к Слову Божиему, то хорошо делаем во всех отношениях — угождаем Богу и приносим пользу себе; в действительности, этим самым мы всего лишь воздаем то почтение к изречениям Божиим, которое обязаны воздавать. Но помимо этого, апостол дает совет, особенно полезный для тех, кто хочет следовать Писанию.

1. Они должны считать и употреблять Писание как светильник, посланный и поставленный Богом в мире, чтобы рассеивать тьму, покрывающую лицо всей земли. Слово — это светильник ноге для тех, кто правильно использует его; он показывает путь, по которому следует идти, и посредством его мы приходим к познанию пути жизни.

2. Они должны признать свое собственное невежество. Мир — это место заблуждений и невежества, поэтому естественно, что все люди в мире лишены познания, необходимого для достижения вечной жизни.

3. Только Слово Божие может умудрить человека во спасение, просветить его сердце. Естественные понятия о Боге недостаточны для падшего человека, который в лучшем случае имеет познание о Нем значительно меньшее, а нуждается в значительно большем, чем то, которое имел Адам в период своей невинности.

4. Когда свет слова посредством Духа Святого проникает в слепой разум и затемненное сознание, тогда рассветает духовный день и восходит утренняя звезда в сердце. Это просвещение погруженного во мрак ума подобно рассвету, что разливается и пронизывает собой всю душу, исправляет и развивает ее, пока не настанет совершенный день, Притч 4:18. Это есть рост познания; тот, кто просвещен таким образом, никогда не считает себя достаточно знающим пока не познает так, как познан сам. Обращаться к этому свету — долг каждого и служит интересам всех, и всякий, поступающий по правде, идет к этому свету, в то время как делающие зло держатся на расстоянии от него.

III. Апостол излагает то, что обязательно должно предшествовать нашему обращению к Писаниям и что принесет нам пользу от него, а именно: понимание того, что все пророчества имеют божественное происхождение. Апостол не только утверждает эту важную истину, но и доказывает ее. Заметьте:

1. Ни одно пророчество Священного Писания не может быть разрешено само собою (или согласно личному мнению какого-то человека, путем объяснения его собственным умом), но только путем откровения Божиих мыслей. В этом заключалась разница между пророками Господними и лжепророками этого мира. Пророки Божий ничего не говорили и ничего не делали сами от себя, как об этом очень выразительно сказал главный из них, Моисей (Чис 16:28): ...Не по своему произволу я делаю сие (то есть даю вам заповеди и установления). А лжепророки рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних говорят, Иер 23:16. Пророки и составители Писаний говорили и записывали мысли Божии, и хотя можно предположить, что, находясь под влиянием и водительством Святого Духа, они готовы были передать и записать их, однако это происходило потому, что Бог того хотел, чтобы они говорили и писали. Хотя Священное Писание не является выражением человеческих взглядов и мнений, но откровением Божиих мыслей и воли, тем не менее каждый человек должен исследовать и стараться понять его смысл и значение.

2. Каждый, обращающийся к вернейшему пророческому слову, должен знать и признавать эту важную истину о божественном происхождении Писаний (что их содержание — это мысли Божии, а не человеческие). То, что Писание — это слово Божие, является не только догмой христианской веры, но и предметом науки, или познания. Как любой человек не только верит, но уверенно знает, что именно тот человек является его другом, в ком он видит все характерные черты и признаки своего друга, так и христианин знает, что та книга является Словом Божиим, в которой он видит все признаки и черты Богодухновенной книги. В ней он вкушает поистине божественную сладость, ощущает божественную силу и созерцает божественную славу.

3. Божественность Писания должна быть известна и признана прежде всего, прежде чем люди смогут извлечь для себя пользу из него, прежде чем они будут обращаться к нему. Чтобы отвратить свои умы от всех других писаний и обратить их к Священному Писанию как единственно верному и непогрешимому правилу, необходимо быть совершенно убежденными в том, что оно Богодухновенно и содержит в себе то, что поистине является мыслью и волей Божией.

IV. Сознавая абсолютную необходимость того, чтобы люди были полностью убеждены в божественном происхождении Писания, апостол говорит о том (ст. 21), как составлялся Ветхий Завет, а именно:

1. Негативная сторона. Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой... Ничто из того, что записано и входит в состав различных частей Ветхого Завета, не является мнением человеческим, и ничто из записанного не вошло в канон Священного Писания по воле кого-либо из пророков или составителей его.

2. Позитивная сторона. Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Заметьте:

(1) Люди, трудившиеся над этой Книгой, которую мы принимаем как Слово Божие, были святые Божии человеки. Хотя Валаам и Каиафа и другие люди, лишенные святости, имели иногда дух пророчества, однако они не употреблялись для написания какой-либо части Священного Писания для пользования Церковью Божией. Все составители Священного Писания были святыми Божиими людьми.

(2) Эти святые люди были движимы Духом Святым, когда они передавали мысли и волю Бога. Дух Святой это высшая движущая сила, а святые люди — всего лишь орудия в Его руках.

[1] Святой Дух вдохновлял их и диктовал им то, что они должны были передать людям о замыслах Божиих.

[2] Он сильно воздействовал на них, заставлял говорить (и писать) то, что вкладывал в их уста.

[3] Он так мудро и заботливо помогал им и руководил ими при передаче порученного Им, что они были ограждены от малейшей ошибки в изложении Его откровений; поэтому сами слова Священного Писания должны рассматриваться как слова Святого Духа, и вся ясность и простота, вся мощь и сила, изящество и красота самих слов и выражений должны рассматриваться нами как полученные от Бога. Поэтому все, что вы находите в Писании, растворяйте верою, цените и почитайте вашу Библию как книгу, написанную святыми людьми, которых вдохновлял и двигал и которым помогал Дух Святой.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 19 стих)

Кирилл Александрийский (376−444)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Веру, изложенную ими [пророками] и получившую четкое определение, безупречно сохранили жившие после них святые отцы, пастыри народов, просветители церквей и искуснейшие наставники. В исповеданиях отцов или в изложениях, которые они сделали относительно правильной и неразменной веры для опровержения и уничтожения всякой ереси и нечестивого словоблудия, для укрепления и защиты идущих правильным путем в том, что касается веры, невозможно найти пропуск или опущение чего бы то ни было необходимого для пользы. Для них взошла яркая утренняя звезда, и засиял день по Писаниям, и благодать от Святого Духа посылает [им] свет истины.

Источник: Послание на святой символ веры.

Макарий Великий (~300−391)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Удалившиеся от мира, с чистым сердцем внявшие Слову Божиему и проводящие жизнь в святости, но еще находящиеся под покровом страстей, который приобрели все через преслушание Адама, — ибо этот покров есть плотское помышление лукавых мыслей, именуемое Апостолом «смертью», поскольку он говорит: «Помышления плотские суть смерть» (Рим 8:6), — таковые [анахореты] подобны людям, бродящим во тьме ночной. Освещаемые мерцанием звезд, то есть заповедями Священных Писаний, они еще суть в ночи, то есть в незримом действии страстей, спотыкаются и не могут ясно различать все [вещи] по причине действенной тьмы страстей. Поэтому им следует, проводя свою жизнь в трудах добродетели и многой вере, часто обращаться с просьбой к Небесному Владыке, чтобы засверкал день Солнца Правды в сердцах их и они смогли точно познать и многообразный и различный вред, [причиняемый] духовными зверями, и неизреченную, необычайную и многовидную красоту благ, вкушаемых в нетленном мире. Духовные и совершенные мужи, чьи сердца действительно озарены умным Светом, [с присущей им] истинной способностью различения распознают и добродетели лучших, и страшную силу худших по различному действию каждого. Об этом говорят и блаженный Павел: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр 5:14), и блаженный Петр: «И мы имеем пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». И в другом месте [Писания говорится]: «И возсияет вам боящымся» Господа «Солнце Правды, и изцеление в крилех Его» (Мал 4:2).

…А смешавшиеся с миром [этим] кажутся людьми, блуждающими в ночи, мрачной от темных туч и преисполненной мглы, — ни малейшего мерцания звезды не пробивается [через этот мрак], то есть нет ни одного лучика Бога Слова, освещающего душу, а поэтому такие люди похожи на слепцов. Целиком слившись в объятиях с материальными вещами, они [не ведают] страха Божия, не исполняют заповеди и не творят никаких добрых дел, но, вводимые в заблуждение [напрасными] тяжкими хлопотами, предаются тщете мира. Наоборот, живущие по заповедям Божиим словно озаряются мерцанием звезд; пребывая в вере и страхе Божием, они не погружаются целиком во мрак и темноту ночи, а поэтому и могут иметь надежду на спасение.

Источник: Собрание рукописей типа III. Поучение 5.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Внимая, говорит, предсказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде. Ибо в свое время они оправдаются самыми делами, которые и назвал апостол днем, продолжая переносную речь, ибо тут же сказал о светильнике, о темном месте, которое и есть ночь. Итак, когда, говорит, наступит день, то есть явление событий, тогда в сердцах ваших взойдет утренняя звезда, то есть пришествие Христово, предвозвещенное пророками, и как истинный свет осветит сердца ваши.

Источник: Толкование на 2-е послание Петра.

Беда Достопочтенный (672−735)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Ибо в ночи века сего, богатой темными соблазнами, где тяжело любому приходится, кто не грешит, как нам быть, если не имеем светильника пророческого слова? Но всегда ли этот светильник будет необходим? Вовсе нет. Доколе, говорит, не начнет рассветать день. Светильником же пока ночной [светильник] служит, поскольку мы — сыны Божии и еще не стали тем, чем будем. В сравнении же с нечестивыми мы — день. Но если мы в этой жизни сравниваемся с тем, чем будем в будущей, то мы все еще ночь и нуждаемся в светильнике.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Одним и тем же Духом пророчествуют пророки Ветхого и Нового Заветов: Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1Кор 14:30). Всегда пророки пророчествовали слово [Божие], не приходя в исступление, но пребывая в своей природе. И они с согласием и сознательно служили своему призванию, когда слово от Бога приходило к ним, и они соглашались служить ему. Посему и Валааму было повелено говорить данное ему, хотя он и обладал свободой не говорить этого. И то же самое удостоверяет и пример Ионы [отказавшегося поначалу повиноваться Богу].

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Этот светильник — все Писание.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

Мы — вы: мы, возвестившие вам истинное учение Христово, слышавшие при преображении глас с неба и имеющие вместе с вами вернейшее пророческое слово; вы, внимающие нашему учению о Христе и так же вместе с нами имеющие пророческое слово. Мы имеем, или обладаем, ибо вместе со всеми ветхозаветными и новозаветными верующими получили пророчество, или слово пророческое, как драгоценный дар и наследие от Самого Бога. — Пророческое слово: под этим выражением разумеется не только в тесном смысле пророческое слово, или пророческие речи, или пророческие книги ветхозаветных пророков, заключенные в каноне, или составе, священных книг, но все ветхозаветные книги Священного Писания Ветхого Завета, как одно слово Божие, как письменное откровение Божие, данное в руководство ветхозаветным и новозаветным верующим (Рим 3:2), так как все священные книги, не только собственно пророческие, в тесном смысле, но и исторические, и учительные, написаны богодухновенными мужами и, в этом смысле, пророками. Мы, новозаветные верующие, кроме пророческого слова, имеем еще апостольское слово, так же вернейшее, как Богом дарованное людям, как новое Божественное откровение, изложенное в письмени по внушению от Святого Духа; но для верующих из иудеев, для которых по преимуществу писал это послание апостол, ветхозаветное пророческое слово имело более важное и решительное для веры и жизни значение, как уже утвержденное, непререкаемое слово Божие, состав же новозаветных писаний еще не был вполне утвержден, как такой канон веры, каковым был канон ветхозаветных писаний. — Пророческое слово апостол называет вернейшим, не просто верным, но более верным сравнительно (степень сравнительная, а не превосходная). С чем, с каким другим словом, сравнивается здесь пророческое слово как вернейшее? Иногда сравнительная степень употребляется вместо или просто положительной, или превосходной — безразлично. Но здесь, по-видимому, не безразлично употреблено слово, а выражает точное обозначение. Нет сомнения, что пророческое слово называется более верным не сравнительно с хитросплетенными баснями, о которых выше говорит апостол (2Пет 1:16), ибо этих последних совершенно нельзя сравнивать с пророческим словом, как более верным, так как последние совсем не верны и не заслуживают никакого вероятия. Без сомнения, более верным могло быть названо пророческое слово сравнительно с вернейшим,, каковым только и может быть слово апостольское, и кажется всего вероятнее, что апостол сравнительною степенью здесь прикровенно обозначил превосходную степень слова апостольского сравнительно с словом пророческим; прикровенно, а не ясно потому, что читатели послания, особенно из евреев, не могли еще вместить в своей мысли превосходства слова апостольского пред словом ветхозаветного пророчества. На это указывает, как увидим далее, образно и превосходство света христианства пред примраком дохристианского сознания (взойдет утренняя звезда в сердцах). Примечательно, что пророческому слову Сам Господь давал в этом отношении преимущество пред словом учеников и учениц Своих (ср. Лк 24:44 и далее). Менее вероятно объяснение (хотя некоторые и держатся его, например Экумений), что более верным, или вернейшим, слово пророческое называется в рассматриваемом месте потому, что здесь истина обетования пророчества сравнивается с исполнением оного, в том смысле, что пророческое слово стало более верным в исполнении, чем было со времени изречения оного, еще не исполнившегося. Более остроумное и натянутое, чем строго точное объяснение, хотя мысль сама по себе верна, что пророчество со времени изречения оного становится все более и более верным, в смысле ясности оного, вследствие объяснения оного событиями. Для нас, христиан, и пророческое, и апостольское слово равно вернейшее слово, как равно истинное слово Божие, изреченное и написанное по вдохновению от Святого Духа и составляющее основание Церкви Христовой. — Вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, или, точнее, — внимаете ему, не оставляете его втуне, но внимательно относитесь к нему, его читаете, слушаете, о нем размышляете; хорошо вы это делаете, ибо чрез это слово говорит с вами Бог, поучает вас, вразумляет, просвещает, утешает и как бы перстом начертывает его на скрижалях вашего сердца. — Как к светильнику, сияющему в темном месте: сравнивая слово пророческое со светильником, изречение апостола выражает, во-первых, чистоту слова, так как оно, изреченное и провещенное Богом, содержит чистое учение Божие; во- вторых, ясность и вразумительность его, так как оно содержит в ясности все истины, необходимые для спасения, хотя по самому характеру своему, как слово пророческое, имеет и содержит некоторую прикровенность; в-третьих, силу просвещать, очищать и освящать (Евр 4:12) вместе с тем; но, в-четвертых, силу судящую, на образном языке — попаляющую, сожигающую и тем очищающую все нечистое, суетное и ложное в сердце. В темном месте, пока не начнет и проч.: прекрасное наглядное и выразительное сравнение. Сердце человеческое в его духовном неведении, в его грехе и нравственной нечистоте, в его ослеплении представляется погруженным во тьму. В этой тьме, или темном месте, каковым представляется для него весь мир, светится для сердца человеческого слово пророческое (а равно и апостольское), как светильник, как путеводный светоч в этой облегающей его ночи греха, при помощи которого и можно только опознаться в этой непроглядной тьме греха и неведения, в этом темном царстве. В темном сердце человека нет ни мира, ни радости, ни утешения, ни отрады, ни любви к Богу и к предметам божественным, темнота и беспорядок во всех духовных силах и способностях, духовное состояние сердца мрачно; светоч слова пророческого пока до времени не силен рассеять тьму, и сердце погружено в духовный сон греха и неведения. Но вот при светильнике слова Божия, пророческого, равно как и апостольского, по действию благодати Божией, человек мало-помалу начинает сознавать свое греховное состояние, в его сердце начинает рассветать день, он мало-помалу стряхивает с себя греховную сонливость, в его совести начинает рассветать свет правды и святости Божией. Затем, после пробуждения от греховного сна, когда начинается рассвет дня, в сердце возрождающегося духовного человека восходит утренняя звезда, предвестница начавшегося дня; по милости Божией духовная деятельность человека усиливается, более глубокое, более ясное и совершенное познание Христова учения и животворного начала жизни развивается и укрепляется, и человек начинает жить во свете жизни Христовой, полноты которой достигает в невечернем дне Царствия Христова. Так совершается течение жизни возрождающегося и возрожденного человека и переход от смерти в живот (ср. Рим 13:12; 2Кор 4:6; Еф 5:14). Речь о пророческом слове, равно как и об апостольском, имеет приложение, общее как к ветхозаветным, так и к новозаветным; оно — светильник в сердце до рассвета дня и до воссияния утренней зари для всех верующих во все времена и во всех местах; но ближайшее приложение это слово, без сомнения, имеет к первым читателям послания, и речь о пророческом слове имеет в виду прежде всего их. Хотя они, по слову апостола, и знают истину и утверждены в ней (2Пет 1:12), но имеют нужду в возбуждении напоминанием (2Пет 1:13). В большинстве и в общем они имеют похвалу (2Пет 1:8), но совершенства еще не достигли; пробудились уже от сна, заметили уже рассвет дня, увидели уже утреннюю звезду, но полный день для них еще впереди; они еще в преддверии храма и во храме, но не во святилище, они имеют начала истины, с доверием относятся и к внешним свидетельствам очевидцев истины, и к пророческому слову, но еще не достигли живого познания истины и внутреннего общения во Христе, еще в утре, а не в полудни. — «Внимая, говорит (апостол), сим сказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде. Ибо в свое время они оправдаются самыми делами, которые и назвал апостол днем, продолжая переносную речь, ибо тут же сказал о светильнике, о темном месте, которое и есть ночь. Итак, когда, говорит, наступит день, то есть явление событий, тогда в сердцах ваших взойдет утренняя звезда, то есть пришествие Христово, предвозвещенное пророками, и как истинный свет осветит сердца ваши» (Феофилакт). Утренней звездой, светлой, называет Себя Сам Христос (Откр 22:16), в том смысле, что Он возвещает восход вечного солнца в вечном дне нескончаемой вечности.

Источник: Толковый Апостол

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 19−21 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым

В связи с упоминанием о величии и славе Господа Иисуса Христа Апостол теперь дает, как и в первом своем послании (1Пет 01:10−12), замечательное по своей глубине и точности раскрытие библейского понятия об истинном пророчестве. И, прежде всего, пророческое слово Апостол называет (ст. 19) βεβαιότερον, слав. «известнейшее» — более крепким, как слово более раннее, оправдываемое и подтверждаемое новозаветными событиями. Как Сам Христос Спаситель по воскресении Своем ссылался на Моисея и на всех пророков в разъяснение того, что ему надлежало страдать, умереть, воскреснуть и войти в славу Свою, так и первоверховный Апостол Петр доказательство славы и величия Господа Христа видит не только в евангельском событии Преображения Господня и апостольских сказаниях об этом событии (ст. 16−18), но в вернейшем пророческом слове, которое он здесь же уподобляет светильнику, сияющему в темном месте, чем показывается руководственное и животворное значение слова Божия в жизни грешного человечества. «Внимая, говорит (Апостол), сим сказаниям пророков, вы не обманетесь в своей надежде. Ибо в свое время они оправдаются делами, которые Апостол назвал днем, продолжая переносную речь, ибо тут же сказал о светильнике, о темном месте, которое и есть ночь. Итак, когда, говорит, наступит день, т. е. явление событий, тогда в сердцах ваших взойдет утренняя звезда, т. е. пришествие Христово, предвозвещенное пророками, и как истинный свет, осветит сердца ваши» (блаж. Феофил.). Похваляя внимательность читателей к руководству пророческого слова (ст. 19), Апостол вместе с тем желает возвысить у читателей, а вместе и у всех христиан сознание особенной важности пророческого слова, указывая на то, что произошло чрезвычайным, сверхъестественным образом и потому должно быть толкуемо, изъясняемо соответственно священной важности своего происхождения. «Пророки получают пророчества от Бога, но не как они хотят, а как действует Дух Божий; они сознавали и уразумевали ниспосылаемое им пророческое слово, но объяснения не делали. Что пророки, во время действия на них Духа Божия, сознавали, что им ниспосылается слово от Духа Божия, видно из того, что они подчинялись добровольно и что хотели, то высказывали, а чего не хотели, о том умалчивали. У лжепророков не так. Они во время действия не владели сознанием, но приведенные в неистовство, как пьяные, не знали, что с ними происходило… А что пророки прорицали не в иступлении, видно и из следующего. Пророки Ветхого и Нового Завета пророчествовали одним Духом. А Апостол Павел говорит: «если другому из сидящих будет откровение, то первый молчи» (1Кор 14:30). Отселе ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь в естественном состоянии» (блаж. Феофил.). Таким образом, по учению Ап. Петра, пророки «не были пассивными орудиями Духа, сознание их не подавлялось, ибо, по слову Апостола, они «испытывали» являемое им Духом (1Пет 1:11), т. е. свободно воспринимали и уразумевали открываемое им. На одной стороне откровение от Духа, на другой — самодеятельность и индивидуальность пророков» (проф. Д. И. Богдашевский). Изобразивши, таким образом, существенные стороны истинного пророчества, Апостол в (2Пет 2:1 и сл.), характеризует и отличает пророчество и учение ложное.


Открыть окно