Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 17 стих)

λαβων aor. act. part, (temp.) от λαμβανω (#3284) брать, принимать. Aor. указывает на завершенное событие, τιμη(#5507) честь. Здесь это слово обозначает возвышенное положение Иисуса, которое обусловлено Его статусом Сына, в то время, как δοξαν указывает на сияние, излучаемое преображенным Иисусом, часть великолепного света, который, согласно ВЗ, свойствен Богу по самому Его существу (Kelly; Mayor), ενεχθεισης aor. pass. part, от φερω (#5770) приносить, нести. Произносить слово, объявление, обвинение, речь; относится к божественному заявлению, как прямому, так и косвенному (BAGD). τοιοσδε (#5524) такой, подобный, такого рода. Обозначает уникальность того, о чем говорится далее (BAGD). μεγαλοπρεπης (#3485) великолепный, возвышенный, величественный. В папирусах — термин для обозначения чести и уважения по отношению к политическим деятелям. Когда в Египте готовились к приему римского поела, в инструкциях было сказано: "надо принять его с особым великолепием" (ММ; Mayor; TLNT; NDIEC, 2:108-9). Для иудеев типично делать подобные заявления по отношению к Самому Богу (Schelkle; Ваискham), δοξης gen. sing, от δοξα (#1518) слава. Gen. описания, αγαπητος (#28) любимый, возлюбленный, ευδοκησα aor. ind. act. от ευδοκεω (#2305) быть довольным, быть удовлетворенным. Это удовольствие Отца, Который распространяет Свою славу на Ийсуса (Green).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 17 стих)

1:17 велелепной славы Относится к светлому облаку славы на горе Преображения, из которого Господь говорил к ученикам (Мф 17:5). Сей есть Сын Мой Возлюбленный Означает «одной природы со Мной». Таким образом, Отец подтверждает Божью природу Христа (ср. Мф 17:5; Лк 9:27−36).


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 17 стих)

1:17 Затем приводится свидетельство о том, что они слышали. Апостолы слышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это услышанное ими выражение чести Господу Иисусу принеслось к Нему от велелепной славы, то есть от яркого, светлого облака славы, называемого Шекина, которое символизировало присутствие Божье.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 17 стих)

Стихи 16−18. Здесь излагается причина, по которой было дано, с таким усердием и с такой серьезностью, предыдущее наставление. Это не выдумки, или пустые россказни, а несомненная истина, имеющая громадное значение. Евангелие это не хитросплетенные басни. Это не слова какого-то одержимого и не вымыслы группы людей, стремящихся обмануть хитростью и лукавством. Спасение через Иисуса Христа — это чудный план Божий, самый превосходный замысел бесконечно мудрого Иеговы, именно Он задумал этот путь спасения грешников через Иисуса Христа, сила и пришествие Которого, составляющие сущность Евангелия, возвещались в проповедях апостола.

1. Проповедь Евангелия есть возвещение о силе Христа, о том, что Он способен спасти всех, приходящих через Него к Богу. Он есть могущественный Бог, поэтому может спасти как от вины греха, так и от скверны его.

2. Проповедь Евангелия является также возвещением о пришествии Христа. Тот, относительно Кого было дано сразу после грехопадения человека обетование, что при наступлении полноты времени Он родится от жены, ныне пришел во плоти; всякий, отвергающий это, есть антихрист (1Ин 4:3), вдохновляемый и водимый духом антихриста; истинные же апостолы и служители Христа, водимые и вдохновляемые Духом Святым, свидетельствуют, что Христос пришел согласно с тем обетованием, с верой в которое умерли все верующие Ветхого завета, Евр 11:39. Христос пришел во плоти. Поскольку те, кого Он намеревался спасти, были причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, чтобы пострадать в их плоти и вместо них и тем самым совершить искупление. Это пришествие Христа изложено в евангелии очень ясно и подробно, но в нем упоминается и о втором пришествии, о чем служители Евангелия также должны возвещать; Он придет во славе Своего Отца со всеми святыми ангелами Его, ибо Он предназначен быть Судией живых и мертвых. Он придет, чтобы судить мир по правде, согласно вечному Евангелию, и чтобы призвать нас к ответу за все, что мы сделали, живя в теле, доброе или злое.

3. И хотя один из тех негодяев, что называли себя преемниками Петра, богохульно назвал Христово Евангелие басней, тем не менее апостол Петр доказывает, что это самая великая реальность и несомненный факт, так как наш благословенный Спаситель во время Своего пребывания на земле хотя и принял образ раба и стал подобным человеку, иногда открывался как Бог, в частности Петру и двум сыновьям Зеведеевым, бывших очевидцами Его величия, когда Он преобразился перед ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. Петр, Иаков и Иоанн были очевидцами Его преображения и поэтому могли и должны были свидетельствовать, и их свидетельство, конечно, истинно, ибо они свидетельствуют о том, что видели своими глазами и, больше того, слышали своими ушами, так как кроме видимой славы, в которую Христос был облечен здесь, на земле, был внятный голос с неба. Заметьте здесь:

(1) О чем возвестил этот голос — «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это самый прекрасный голос, когда-либо звучавший с неба; Бог благоволит к Христу, а в Нем — и к нам. Он есть обетованный Мессия, через Кого все верующие в Него будут приняты Богом и спасены.

(2) Это заявление было сделано Богом Отцом, и таким образом Он публично признал Своего Сына (даже в Его униженном положении, когда Он имел образ раба), больше того, объявил Его Своим возлюбленным Сыном, когда Он был в таком уничижении; униженное положение Христа не только не уменьшило любовь Отца к Нему, но, напротив, Его отдача Своей жизни послужила поводом для особой любви Отца, как сказано в Ин 10:17.

(3) Целью этого заявления было возвеличить Спасителя, когда Он был здесь, на земле: Он принял от Бога Отца честь и славу... Богу угодно было Его почтить. Как от нас Он требует прославлять Его Сына, исповедуя Его своим Спасителем, так и Сам Он прославляет нашего Спасителя, объявляя Его Своим Сыном.

(4) Этот голос был с неба, названного здесь велелепной славой, что еще больше увеличивает славу нашего благословенного Спасителя. Это заявление пришло от Бога — источника славы и с неба престола славы, где Бог пребывает в наивысшей славе.

(5) Этот голос был слышен, причем так, что Петр, Иаков и Иоанн поняли его. Они не только услышали звук (как другие люди, Ин 12:28−29), но и поняли смысл. Бог открывает уши и разумение Своих людей для понимания того, что касается их и им необходимо знать, в то время как другие, подобно спутникам Павла, только слышат звук слов (Деян 9:7), но не понимают их значения; поэтому и сказано, что они не слышали голоса Говорившего, Деян 22:9. Блаженны те, что не только слышат, но и понимают, верят истине и ощущают силу голоса с неба, как ощущал свидетельствующий об этом апостол; у нас есть все основания принимать его свидетельство, ибо кто может отказать в доверии тому, о чем говорится так обстоятельно, как делает это апостол, рассказывая о голосе с неба.

(6) Они услышали голос с неба на святой горе, где были вместе с Иисусом. Место, где Бог особым образом раскрывает Себя, становится святым, подобно той земле, где Бог явился Моисею (Исх 3:5), и горе, на которой был построен храм, Пс 86:2. Такие места святы относительно и должны считаться таковыми в течение времени, когда люди испытывают на самих себе особое присутствие и чудное воздействие святого и великого Бога, или, получив предупреждение из слова, с верою ожидают такого переживания.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 17 стих)

Григорий Двоеслов (~540−604)

Ст. 17−18 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе

И были некие, кто говорил, что 2-е послание Петра, в котором хвалятся послания Павла, не принадлежало Петру. Но если бы хотели обдумать слова этого же послания, смогли бы думать совсем иначе. В нем, разумеется, написано: Когда от велелепной славы принесся к нему такой глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение». А также добавляется: И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2Пет 1:18). Итак, пусть прочитают Евангелие и тотчас узнают, что, когда этот глас с неба пришел, апостол Петр стоял на горе вместе с Господом. Следовательно, сам это послание написал тот, кто этот глас от Господа на горе услышал.

Источник: Гомилии на пророка Иезекииля 2.6.

Августин (354−430)

Ст. 17−18 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе

Блаженный апостол Петр с двумя другими учениками Господа Христа, Иаковом и Иоанном, на горе вместе с Самим Господом находясь, услышал глас, донесшийся с небес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостол, передавая свои воспоминания, говорит об этом в своем послании <…> и далее добавляет: И мы имеем вернейшее пророческое слово. Этот глас прозвучал с небес — и это вернейшее пророческое слово.

Источник: Проповеди 43.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 17−18 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе

Не потому, что есть какое-либо пророчество о сошедшем с неба гласе Отца, но потому, что из этого гласа Отца с неба, засвидетельствовавшего сыновство Иисуса Христа, мы убедились, что все открытое чрез пророков непререкаемо относится к Тому, о ком свидетельствует Отец. А свидетельство Отца о сыновстве Господа нашего Иисуса Христа мы знаем троекратно: одно — при Крещении (Мф 3:17), другое — пред страданиями, когда сказано: и прославил, и еще прославлю (Ин 12:28), и третье — на горе Фавор (Мф 17:5).

Источник: Толкование на 2-е послание Петра.

Андрей Монах

Ст. 17−18 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе

Он принесся тогда в третий раз: в первый раз — при крещении, второй, когда Сын возопил к Отцу: прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин 17: 5).

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

Ст. 17−18 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе

Тот, Кто принял, не меньше Того, от Кого принял. Говорится, что принял честь и славу посредством причащения плоти.

…Гора же эта, согласно истории, — Фавор.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Ст. 17−18 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе

Ибо Он и проч.: кратко указывается на историю преображения Господня на горе Фавор, о которой подробно повествуют евангелисты Матфей (Мф 17:1 и далее), Марк (Мк 9:2 и далее) и Лука (Лк 9:28 и далее). Это событие указывается апостолом как один из примеров, в котором явилось величие Господа, пример, один из самых разительных. Все это — не сон, не видение, не измышление праздного воображения, но истина, которую три апостола, три свидетеля — очевидцы, сами видели, и слышали, и осязали. С особенною силою и выразительностью апостол указывает здесь на глас с неба, повторяя с настоятельностью, что этот глас они сами слышали (см. прим к Мф 17:5, 6 и парал.).

Источник: Толковый Апостол


Открыть окно