Библия - 2Пет. 1:16 (2 Петра 1 глава 16 стих)

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 16 стих)

σεσοφισμενοις perf. pass. part, (adj.) от σοφιζω (#5054) делать мудрым, быть мудрым, вести себя мудро, разумно рассуждать, задумывать мудро (Mayor; Kelly; BAGD). Здесь в значении хитро задуманный, рассчитанный для обмана. Perf. обозначает состояние или условие, μυθος (#3680) миф, сказка. Это мифическая история о богах, сотворении мира, чудесных событиях и т. n. (Kelly; NIDNTT; TDNT; Bigg; Mayor; GPT, 120f). Очевидно, насмешники из 2 Пет. 3:3 говорили, что христианская вера основана на выдуманных пророчествах (Mayor), εξακολουθησαντες aor. act. part, от εξακολουθεω (#1979) следовать, покоиться, с dat. Иосиф Флавий использует это слово, говоря, что Моисей дал закон не так, как другие, которые следовали мифам: τοις μυθοις εξακολουθησαντες (Jos., Ant., 1:21-23; NW, 2. И.-1389-91; об использовании в папирусах см. MM). Aor. обозначает, что действие не было выполнено, εγνωρισαμεν aor. ind. act. от γνωριζω (#1192) делать известным. Aor. указывает на завершенное действие, παρουσια (#4242) приход. Это слово часто использовалось как термин для обозначения явления бога или приезда царя или правителя (Schelkle; TDNT; TLNT; 1 Фес. 3:13). εποπτης (#2228) тот, ко видит своими глазами, свидетель (см. Лк. 1:2). γενηθεντες aor. act. part, от γινομαι (#1181) становиться, быть. Aor. обозначает специфическое событие, μεγαλειοτης (#3484) величие. Это божественное величие, здесь оно проявляется в преображении Иисуса (Green).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 16 стих)

1:16 возвестили Это слово означало получение нового откровения, того, что раньше было скрыто, а теперь открылось. силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа Так как перед этой фразой употребляется только один определенный артикль, она означает «могущественное пришествие» или «пришествие в силе». Лжеучителя, которые противостояли Петру, пытались оспорить доктрину Второго пришествия Христа (см. 3:3,4), о которой Петр говорил и писал (1Пет 1:3−7,13; 4:13). хитросплетенным басням Слово «басни» относилось к мифическим историям о богах и чудесах (ср. 1Тим 1:4; 4:7; 2Тим 4:5; Тит 1:14). Сознавая, что лжеучителя и их последователи будут пытаться дискредитировать его послание, обвиняя его в том, что он сочинял басни и мифы, чтобы увлечь людей за собой и приобрести богатство, власть и почет, как поступали сами лжеучителя, Петр приводит в следующих стихах доказательство, что истину о Боге он написал под воздействием Духа Святого. очевидцами Его величия Слово «мы», которое стоит в начале этого стиха, относится к апостолам. С одной стороны, все апостолы были очевидцами величия Христа, особенно Его чудес, телесного Воскресения и Вознесения на небеса. Петр, однако, имеет в виду другое событие, которое он описывает в следующем стихе. Царское величие Христа, открытое при этом событии, было преддверием величия Христа, которое явится при Его Втором пришествии (ср. Мф 16:28; см. пояснение к 17:1−8). Преображение было короткой вспышкой славы, которая торжественно откроется в последнем откровении Христа (Откр 1:1). Следует отметить, что земное служение Иисуса — исцеления, учение, приобретение душ для Его Царства — было прообразом того Царства, которое Он установит при Своем возвращении.


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 16 стих)

1:16 В заключительных стихах главы 1 речь идет об уверенности в пришествии Христа во славе. Петр сначала говорит с уверенностью в апостольском свидетельстве, затем с уверенностью в пророческом слове. Петр как бы объединяет НЗ и ВЗ и призывает своих читателей оставаться верными этому единодушному свидетельству.

Он подчеркивает, что свидетельство апостолов основано на факте, а не на мифе. Они не следовали хитросплетенным басням, или мифам, но возвестили читателям силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Он обращается к особому случаю — Преображению Христа на горе. Оно было засвидетельствовано тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном. Сила и пришествие — литературный прием для выражения понятия «пришествие в силе», или «впечатляющее пришествие». (Явление, когда два слова используются для одного значения (например, «хороший и безумный», что означает «очень безумный»), называется гендиадис (от греч. «один через два»). Библия часто использует этот речевой оборот и в данном случае тоже, поэтому неплохо уметь распознавать его.) Преображение как бы предваряло пришествие Христа в силе для того, чтобы царствовать над всей землей. Это событие ясно описано в Ев. от Матфея. Иисус сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф 16:28). Сразу же следуют стихи, в которых описывается Преображение (17:1−8). На горе Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса в той славе, которую Он будет иметь, когда будет царствовать тысячу лет. Прежде своей смерти три апостола видели Сына Человеческого в славе Его грядущего Царства. Таким образом, слова Господа в Ев. от Матфея (16:28) исполнились (17:1−8).

Далее Петр решительно настаивает на том, что апостольское свидетельство о Преображении не основано на баснях (в греческом переводе — мифы). Некоторые современные богословы используют это слово в своих нападках на Библию. Они предлагают «демифологизировать» Священное Писание. Бультман говорил о «мифологическом элементе» в НЗ. Джон А. T. Робинсон призывал христиан признать, что большая часть Библии основана на мифах:

«В прошлом столетии был сделан болезненный, но решающий шаг вперед в признании того, что Библия действительно содержит «миф», который является важной формой религиозной правды. Постепенно все, кроме крайних фундаменталистов, подтвердили, что повествование книги Бытие о сотворении и падении представляет самые глубокие истины о человеке и вселенной скорее в форме мифа, а не как историю, однако при этом справилось с задачей. Действительно, для защиты христианской истины необходимо было признать и заявить, что эти рассказы не являются историей и поэтому не могут соревноваться с альтернативными мнениями в антропологии или космологии. Не делающие этих различий, и мы теперь видим это, играли на руку Томасу Хаксли и его друзьям». (John A. T. Robinson, Honest to God, p. 32−33.)

Чтобы опровергнуть обвинение в мифах, Петр приводит три свидетельства Преображения: они были свидетелями, которые видели, слышали и физически присутствовали.

Что касается видения, апостолы были очевидцами величия Господа. Иоанн свидетельствовал: «...и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин 1:14).


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 16 стих)

Стихи 16−18. Здесь излагается причина, по которой было дано, с таким усердием и с такой серьезностью, предыдущее наставление. Это не выдумки, или пустые россказни, а несомненная истина, имеющая громадное значение. Евангелие это не хитросплетенные басни. Это не слова какого-то одержимого и не вымыслы группы людей, стремящихся обмануть хитростью и лукавством. Спасение через Иисуса Христа — это чудный план Божий, самый превосходный замысел бесконечно мудрого Иеговы, именно Он задумал этот путь спасения грешников через Иисуса Христа, сила и пришествие Которого, составляющие сущность Евангелия, возвещались в проповедях апостола.

1. Проповедь Евангелия есть возвещение о силе Христа, о том, что Он способен спасти всех, приходящих через Него к Богу. Он есть могущественный Бог, поэтому может спасти как от вины греха, так и от скверны его.

2. Проповедь Евангелия является также возвещением о пришествии Христа. Тот, относительно Кого было дано сразу после грехопадения человека обетование, что при наступлении полноты времени Он родится от жены, ныне пришел во плоти; всякий, отвергающий это, есть антихрист (1Ин 4:3), вдохновляемый и водимый духом антихриста; истинные же апостолы и служители Христа, водимые и вдохновляемые Духом Святым, свидетельствуют, что Христос пришел согласно с тем обетованием, с верой в которое умерли все верующие Ветхого завета, Евр 11:39. Христос пришел во плоти. Поскольку те, кого Он намеревался спасти, были причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, чтобы пострадать в их плоти и вместо них и тем самым совершить искупление. Это пришествие Христа изложено в евангелии очень ясно и подробно, но в нем упоминается и о втором пришествии, о чем служители Евангелия также должны возвещать; Он придет во славе Своего Отца со всеми святыми ангелами Его, ибо Он предназначен быть Судией живых и мертвых. Он придет, чтобы судить мир по правде, согласно вечному Евангелию, и чтобы призвать нас к ответу за все, что мы сделали, живя в теле, доброе или злое.

3. И хотя один из тех негодяев, что называли себя преемниками Петра, богохульно назвал Христово Евангелие басней, тем не менее апостол Петр доказывает, что это самая великая реальность и несомненный факт, так как наш благословенный Спаситель во время Своего пребывания на земле хотя и принял образ раба и стал подобным человеку, иногда открывался как Бог, в частности Петру и двум сыновьям Зеведеевым, бывших очевидцами Его величия, когда Он преобразился перед ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет. Петр, Иаков и Иоанн были очевидцами Его преображения и поэтому могли и должны были свидетельствовать, и их свидетельство, конечно, истинно, ибо они свидетельствуют о том, что видели своими глазами и, больше того, слышали своими ушами, так как кроме видимой славы, в которую Христос был облечен здесь, на земле, был внятный голос с неба. Заметьте здесь:

(1) О чем возвестил этот голос — «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Это самый прекрасный голос, когда-либо звучавший с неба; Бог благоволит к Христу, а в Нем — и к нам. Он есть обетованный Мессия, через Кого все верующие в Него будут приняты Богом и спасены.

(2) Это заявление было сделано Богом Отцом, и таким образом Он публично признал Своего Сына (даже в Его униженном положении, когда Он имел образ раба), больше того, объявил Его Своим возлюбленным Сыном, когда Он был в таком уничижении; униженное положение Христа не только не уменьшило любовь Отца к Нему, но, напротив, Его отдача Своей жизни послужила поводом для особой любви Отца, как сказано в Ин 10:17.

(3) Целью этого заявления было возвеличить Спасителя, когда Он был здесь, на земле: Он принял от Бога Отца честь и славу... Богу угодно было Его почтить. Как от нас Он требует прославлять Его Сына, исповедуя Его своим Спасителем, так и Сам Он прославляет нашего Спасителя, объявляя Его Своим Сыном.

(4) Этот голос был с неба, названного здесь велелепной славой, что еще больше увеличивает славу нашего благословенного Спасителя. Это заявление пришло от Бога — источника славы и с неба престола славы, где Бог пребывает в наивысшей славе.

(5) Этот голос был слышен, причем так, что Петр, Иаков и Иоанн поняли его. Они не только услышали звук (как другие люди, Ин 12:28−29), но и поняли смысл. Бог открывает уши и разумение Своих людей для понимания того, что касается их и им необходимо знать, в то время как другие, подобно спутникам Павла, только слышат звук слов (Деян 9:7), но не понимают их значения; поэтому и сказано, что они не слышали голоса Говорившего, Деян 22:9. Блаженны те, что не только слышат, но и понимают, верят истине и ощущают силу голоса с неба, как ощущал свидетельствующий об этом апостол; у нас есть все основания принимать его свидетельство, ибо кто может отказать в доверии тому, о чем говорится так обстоятельно, как делает это апостол, рассказывая о голосе с неба.

(6) Они услышали голос с неба на святой горе, где были вместе с Иисусом. Место, где Бог особым образом раскрывает Себя, становится святым, подобно той земле, где Бог явился Моисею (Исх 3:5), и горе, на которой был построен храм, Пс 86:2. Такие места святы относительно и должны считаться таковыми в течение времени, когда люди испытывают на самих себе особое присутствие и чудное воздействие святого и великого Бога, или, получив предупреждение из слова, с верою ожидают такого переживания.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 16 стих)

Кирилл Александрийский (376−444)

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия

Измышления еретиков являются поистине мифами и человеческими мудрствованиями. Павел, желая отвратить нас от них, пишет: еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит 3:10) и далее [Петр] начинает уже сражение с еретиками, поскольку они, не имея истины, принуждены лепить ложь при помощи цветистых слов. Но мы, говорит [апостол], не таковы, мы узрели истину [своими] глазами, когда были вместе с Ним на горе. Есть у нас и пророки, открывшие нам эту самую истину, и слово их, таким образом, благодаря нашим глазам стало для нас более достоверным. Ибо то, что они сказали, подтвердил, явившись, Христос И мы — очевидцы, услышавшие свидетельство Отца.

Источник: Фрагменты.

Максим Исповедник (580−662)

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия

Не всем, стоящим у Него, Господь является во славе, но перед новоначальными Он предстает в зраке раба, а тем же, кто может следовать за Ним, восходящим на высокую гору Своего Преображения, Господь открывается в зраке Божием, в котором Он был до сотворения мира. Ибо Господу возможно явить Себя всем находящимся у Него различным образом — одним так, а другим иначе, что происходит, конечно, соразмерно способностям видения каждого, определяемым верой.

Источник: Главы о Богословии и Домостроительстве Сына Божия.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия

Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческой мудростью в отношении к вам и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотой и поэмами, а еретики — вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение простым, безыскусным словом, как и Павел говорит коринфянам (1Кор 2:4; 13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в Преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, то есть предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно.

Источник: Толкование на 2-е послание Петра.

Экумений († X в.)

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия

Эллины обольщают красноречием, а еретики баснями, как, например, приверженцы Валентина, что слагают сказки о глубинах и молчании. Ничего подобного у нас не найти: наше учение к вам мы изложили простыми словами, как говорит и Павел [в Послании] к коринфянам

Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия

Ибо мы возвестили и проч.: апостол говорит о себе и в лице своем о прочих апостолах Христовых; мы — я, Петр, и купно со мною все наши соученики Господа (ср. Ин 1:14). — Возвестили отчасти в изустной проповеди, отчасти в писаниях, сам Петр, например, в первом своем послании (1Пет 1:7, 18; 1Пет 2:4, 21; 1Пет 3:18 и далее; 1Пет 4:7, 13); если к тому времени уже написаны были первые три Евангелия, то главным образом в них возвещены были апостолами сила и пришествие Господа Иисуса. Выражения сила и пришествие означают сущность Его служения и действий (как они указаны в 1Пет 3:18 и далее). Понятие силы обнимает здесь всю полноту и богатство Его жизни и деятельности, все обилие и сокровище пребывающей в Нем Божественной силы, Его чудотворные действия, Его власть над умами и сердцами людей, Его воскресение, сошествие во ад, вознесение, господство над всем миром. — Пришествие: прибытие, явление, — первое и второе, бывшее и будущее, — явление Его во плоти в уничижении и в славе и величии. Апостол, по-видимому, потому говорит о силе и пришествии Христовом, что лжеучители именно отрицали силу и пришествие Господа Иисуса Сына Божия. — Не хитросплетенным басням последуя: басни, или сказки, — вымышленные фантазиею истории, или лживые повествования, имеющие вид, или тень, истины; хитросплетенные — в противоположность простой правде. Апостол Павел называет подобные фантазии негодными и бабьими баснями (1Тим 4:7; ср. 2Пет 1:4). Вероятно, так характеризуются фантастические измышления лжеучителей, начавшие развиваться уже и во времена апостольские, но особенно развившиеся во II веке у так называемых гностиков. — Быв очевидцами: следовательно, свидетелями вполне достоверными, в противоположность бредням лжеучителей, измышляющих свои фантастические истории. Величия и вместе силы, какая обычно выражается в величии и которого были очевидцами и все апостолы, но особенно самые приближенные ко Христу. «Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? Потому, что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческою мудростию в отношении к вам и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотою и поэмами, а еретики — вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение словом не обработанным, как и Павел говорит коринфянам (1Кор 2:4, 13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 16−18 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе

Требуя от верующих строгого и постоянного внимания к словам своего благовествования, Апостол здесь доказывает несомненную важность следования этому учению, противополагая божественную истинность евангельского учения красивым поэмам язычников и обольстительным басням (зарождавшимся уже тогда) еретических учений (ср. 1Тим 4:7; 1:4). Апостол как бы так говорит: «Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали учение словом необработанным, как и Павел говорит коринфянам (1Кор 2:4, 13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору» (блаж. Феофил.). В качестве разительного примера, в котором особенно проявились величие и сила Господа Иисуса Христа, и о котором, как о действительном событии свидетельствуют Апостолы и евангелисты (см. Мф 17:1 сл.; Мк 9:2 cл.; Лк 9:28 cл.). Ап. Петр говорит здесь о Преображении Господа, с особенною силою оттеняя, что апостолы, в числе их Петр, самолично слышали глас Бога Отца, пришедший к Иисусу Христу с неба.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(2 Петра 1 глава 16 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно