Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 11 стих)

πλουσιως (#4455) adv. богато, επιχορηγηθησεται fut. ind. pass, от επιχορεω (#2220) снабжать дополнительно (см. ст. 5). εισοδος (#1658) вход, βασιλεια (#993) царство.


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 11 стих)

1:11 свободный вход в вечное Царство Петр пишет чудесные слова, чтобы принести радость уставшему христианскому сердцу. Свободный вход на небеса — надежда и реальность для христиан, которые живут верной, плодотворной жизнью на земле. Петр считает, что христиане, которые следуют перечисленным добродетелям (ст. 5−7), должны не только радоваться уверенности в настоящем, но и радоваться предстоящей щедрой награде в будущей жизни (ср. 1Кор 4:5; Откр 22:12).


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 11 стих)

1:11 Постоянный духовный рост гарантирует не только безопасность, в нем также сокрыто обещание свободного входа в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Здесь Петр говорит не о факте нашего входа туда, но о его способе. Единственное основание для входа в Небесное Царство — вера в Господа Иисуса Христа.

Но для некоторых вход будет более открыт, чем для других. Награды будут отличаться. И награда, о которой здесь говорится, зависит от степени соответствия Спасителю.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 11 стих)

Стихи 5−11. В этих стихах апостол приступает к главной цели своего послания побудить и обязать их к преуспеванию в благодати и святости, поскольку они уже получили драгоценную веру и соделались причастниками Божеского естества. Это очень хорошее начало, но не следует останавливаться на нем, как если бы уже было достигнуто совершенство. Апостол молился о том, чтобы благодать и мир умножались у них, теперь же он призывает их стремиться к получению большей благодати. Мы должны, когда представляется возможность, призывать тех, за кого молимся, и побуждать их использовать все подходящие средства для достижения того, о чем мы просим Бога для них; кто хочет иметь успех в благочестии, должен быть исключительно усердным и прилежным в своих усилиях. Если мы не приложим все старание, то нисколько не продвинемся в деле святости; ленивые в благочестии ничего в нем не достигнут, мы должны подвизаться, если хотим войти в тесные врата, Лк 13:24.

I. Здесь мы не можем не отметить, как апостол шаг за шагом прослеживает путь верующего.

1. Он должен обрести добродетель (под которой некоторые понимают праведность), а затем рассудительность, воздержание и терпение, которые, будучи связаны с добродетелью идут следом за ней; можно предположить, что апостол побуждает их стремиться к этим четырем главным добродетелям, или четырем элементам, как входящим в состав каждой добродетели или добродетельного поступка. Но если учесть то верное слово, которое должно постоянно подтверждаться, что уверовавшие в Бога должны стараться быть прилежными к добрым делам (Тит 3:8), то под добродетелью можно здесь понимать силу к мужество, так как без них верующий не может ни начать добрых дел, ни преуспевать и отличаться в них. Праведник должен быть смел, как лев (Притч 28:1), малодушные христиане, боящиеся исповедовать евангельское учение или практиковать евангельские обязанности, должны быть готовы к тому, что и Христос постыдится их в оный день. «Пусть ваши сердца не устрашаются в злой день, покажите себя храбрыми, противостоя всякой оппозиции и сопротивляясь всякому врагу — миру, плоти, сатане и даже смерти». Мы нуждаемся в этом мужестве как в настоящей жизни, так и в тот час, когда приблизимся к смерти.

2. К этой добродетели верующий должен добавить рассудительность, то есть благоразумие к мужеству; познание Божиего имени должно предшествовать нашей вере, Пс 8:10; мы не можем свидетельствовать о том, что воля Божия благая, угодная и совершенная, пока не познаем ее; существуют также определенные условия, которые необходимо знать и соблюдать при исполнении нашего христианского долга; надо использовать предписанные средства и наблюдать благоприятное время. Благоразумный христианин принимает во внимание, с кем он имеет дело, где и в какой компании находится. Каждый верующий должен стремиться к приобретению познания и мудрости, указывающих нам правильный метод и порядок при исполнении всех христианских обязанностей и пути, которыми мы должны исполнять их.

3. К рассудительности необходимо добавить воздержание. Мы должны быть трезвыми в нашей привязанности к земным благам и умеренными в пользовании ими; если у нас есть правильное понимание о материальных благах, то мы сознаем, что их ценность и полезность значительно ниже, чем духовных милостей. Телесные упражнения и телесные привилегии мало полезны и соответственно этому должны цениться и употребляться; Евангелие учит как воздержанию, так и целомудрию, Тит 2:12. Мы должны быть умеренными в своих желаниях и в пользовании благами естественной жизни, то есть пищей, питием, одеждой, сном, развлечениями и уважением в мире; неумеренное влечение к этим благам несовместимо с серьезным влечением к Богу и Христу; кто пользуется ими сверх должного, не может воздать должного ни Богу, ни человеку.

4. К воздержанию надо добавить терпение, которое должно иметь совершенное действие, так как иначе мы не сможем быть совершенными во всей полноте, без всякого недостатка, Иак 1:4; ибо мы рождены для страданий, и многими скорбями надлежит нам войти в Царство небесное, и именно скорби производят в нас терпение (Рим 5:3), то есть требуют упражнения в терпении и дают повод для возрастания в нем; благодаря терпению мы переносим все несчастья и печали спокойно и покорно, не ропща против Бога и не жалуясь на Него, но оправдывая Его во всех страданиях, какие Он посылает нам, признавая, что они значительно меньше того, что мы заслужили своими грехами, и веря, что они не больше того, в чем мы нуждаемся.

5. К терпению мы должны добавить благочестие; это то, что производится терпением, ибо от него происходит опытность, Рим 5:4. Когда христиане терпеливо переносят страдания, они на личном опыте достигают познания милости Небесного Отца, которую Он не отнимает от Своих детей, даже если посещает жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их (Пс 88:32−33), и тем самым приобретают сыновний страх и благоговейную любовь, в чем и заключается истинное благочестие.

6. К этому мы должны добавить братолюбие, нежную привязанность ко всем своим собратьям-христианам — детям того же самого Отца, слугам того же самого Господина, членам той же самой семьи, странникам, идущим в ту же самую страну, и наследникам того же самого наследия — почему мы должны любить их от чистого сердца как особенно близких и дорогих нам людей, общение с кем доставляет нам особое наслаждение, Пс 15:3.

7. Любовь. К той любви-наслаждению, какую мы испытываем к детям Божиим, надо добавить любовь-милосердие, то есть благорасположение к всему роду человеческому. Бог произвел от одной крови все народы, и все сыны человеческие — сопричастники одной человеческой природы, все одарены одними милостями и подвержены одним и тем же скорбям, поэтому хотя с духовной точки зрения христиане отличаются от тех, кто живет без Христа, тем не менее они должны сострадать им в их бедствиях, помогать им в их нуждах и содействовать их благополучию, как физическому, так и духовному, насколько это в их силах; таким образом все верующие во Христа докажут, что они — дети Бога, Который благ ко всем и особенно благ к Израилю.

II. Мы должны обладать всеми вышеупомянутыми добродетелями, а иначе не будем пригодными для всякого доброго дела — ни для исполнения заповедей первой и второй скрижали, ни для активного и пассивного послушания, ни для служения, требующего подражания Богу, ни для служения, где требуется лишь быть послушными Ему. Поэтому, чтобы побудить нас к усердному и неустанному стремлению к этим добродетелям, апостол показывает, какие преимущества обретают все, кто успешно трудится и достигает того, что они в них есть и умножаются, ст. 8−11. Эти преимущества представлены:

1. В общих чертах, ст. 8. Те, у кого это есть, не останутся без успеха и плода. Учитывая особенности языка Святого Духа, мы должны понимать под этими словами значительно больше, чем они выражают, ибо, когда об Ахазе, самом негодном и дерзком царе иудейском, говорится, что он не делал угодного в очах Господа (4Цар 16:2), мы должны понимать эти слова в том смысле, что он совершал самые отвратительные и мерзкие дела, как показывает дальнейшее повествование о его жизни. Так и здесь, если говорится, что наличие и умножение всех христианских добродетелей не оставит нас без успеха и плода, то под этим следует понимать, что они сделают нас очень ревностными, живыми, активными и энергичными в практической христианской жизни и исключительно плодотворными в делах праведности. Таковые приносят много славы Богу через принесение большого плода среди людей, они плодовиты в познании Господа нашего Иисуса Христа, признают Его своим Господом и доказывают изобилием плодов в порученном Им деле, что являются Его слугами. Это является неизбежным следствием добавления одной добродетели к другой, ибо когда в сердце присутствуют все христианские добродетели, они друг друга совершенствуют и усиливают, ободряют и поддерживают; таким образом они все растут и умножаются (как говорит апостол в начале ст. 8), а везде, где изобилует благодать, будут изобиловать и добрые дела. Как желательно такое состояние, апостол показывает в ст. 9. Он описывает жалкое состояние тех, у кого отсутствуют эти животворящие и плодоносящие добродетели, ибо кто не имеет вышеупомянутых добродетелей (хотя и притязает на них, или ему кажется, что он имеет их) или не развивает и не умножает их, тот слеп, то есть слеп к духовным и небесным вещам, как вытекает из следующих слов: Он не может видеть отдаленное (в англ. переводе. — Прим. переводчика). Этот настоящий злой мир он может видеть и страстно любит его, но совершенно не в состоянии узреть грядущего мира, так чтобы полюбить его духовные преимущества и небесные благословения. Кто видит превосходство христианской веры, тот должен усердно стремиться к приобретению добродетелей, совершенно необходимых для достижения славы, чести и бессмертия; но там, где нет этих добродетелей и нет стремления к ним, люди не способны видеть вещей, находящихся, в действительности, лишь на крайне малом расстоянии, хотя им кажется, что они очень удалены, потому что они сами далеко отложили их от себя; как жалок тот, кто так слеп в отношении великих, внушающих благоговейный страх вещей иного мира, кто не может видеть реальности и определенности, величия и близости славных наград, какие Бог дарует праведникам, и страшного наказания, какому Он подвергнет нечестивых! Но этим еще не исчерпывается несчастье тех, кто не показывает в вере добродетель, в добродетели рассудительность и т. д. Они не способны видеть не только то, что впереди, но и то, что позади них, их память ненадежна и неспособна хранить прошлое, так же как их близорукость не позволяет им различать будущее; они забыли, что были крещены, что на них была возложена обязанность быть святыми сердцем и свято жить, а также и даны средства для этого. Крещением мы вовлекаемся в святую борьбу против греха и торжественно обязуемся сражаться с плотью, миром и диаволом. Чаще вспоминайте и серьезно размышляйте о своем торжественном обещании принадлежать Господу, о дарованных вам преимуществах и поощрениях, чтобы вы могли отложить всякую нечистоту плоти и духа.

2. Апостол описывает два конкретных преимущества, вытекающих из усердия в деле благочестия или сопутствующих ему: твердое, устойчивое положение в благодати и свободный вход в славу. Он приходит к этому, возвращаясь к своему предыдущему увещанию и излагая его другими словами, ибо выраженное в ст. 5 словами: прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, и далее, в ст. 10 выражается следующим образом: ...Старайтесь делать твердым ваше звание и избрание... Здесь можно заметить:

(1) Долг верующих — делать твердым свое звание и избрание, то есть уяснить для самих себя, что они избраны Богом.

(2) Чтобы быть уверенным в своем вечном избрании, надо доказать действительность своего призвания; никто не может заглянуть в книгу вечных советов и определений Божиих, но поскольку сказано, что кого Бог предопределил, того и призвал, то, убедившись в действительности своего призвания, мы можем сделать заключение о нашем избрании к спасению.

(3) Для достижения уверенности в своем звании и избрании требуется большое усердие и огромный труд, необходимо тщательно проверять самих себя, очень внимательно и строго исследовать действительно ли мы обращены, просвещены ли наши умы, обновились ли наши желания, изменились ли наши души, их наклонности и привязанности; чтобы достичь твердой уверенности в этом, необходимо величайшее старание, и без Божией помощи мы не можем ни получить этой уверенности, ни сохранить ее, как видно из Пс 118:23; Рим 8:16. «Но как бы ни был велик этот труд, не считайте его слишком большим, ибо в результате его вы приобретете великое преимущество:

[1] Этим вы удержите себя от падения в любое время, а также когда это особенно необходимо, и даже во времена искушений, грядущих на землю». Когда другие будут впадать в гнусные, позорные грехи, те, кто был усердным, смогут поступать осмотрительно и останутся на пути послушания своему долгу; и когда многие впадут в заблуждение, они сохранят себя здравыми в вере и будут держаться совершенного и полного соблюдения всей воли Божией.

[2] Те, кто усерден в деле благочестия, будут иметь свободный вход в вечную славу; в то время как некоторые из достигающих неба едва спасаются (1Пет 4:18), с великими трудностями, как из огня (1Кор 3:15), другие, возрастающие в благодати и изобилующие в добрых делах, свободно войдут в радость Господина своего, то есть в вечное Царство, где царит Христос и где они будут царствовать с Ним во веки веков.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 11 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 11−12 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем

О чем — о сем? О вышесказанном, именно: добродетели, знании и прочем. Примечай, как прежде апостол хотел побудить страхом — пришествием Судии, а теперь убеждает обещанием благ — входом в вечное царство Божие.

хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине

См. Толкование на 2Пет 1:13

Экумений († X в.)

ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа

Заметь, что в прежних увещаниях он говорил о страхе перед престолом Судии, а теперь — о благах для вступающих в вечное Царство Господа.

Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Беда Достопочтенный (672−735)

ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа

В этом месте Петр отсылает к книге пророка Иезекииля (Иез 40:31), где в повествовании о здании, на горе поставленном, сказано: подъем к ним — в восемь ступеней. Ибо и блаженный Петр восемь ступеней благочестия перечисляет, которыми бегущие от мирского растления похотью должны восходить к жительству в Царствии Небесном.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский (~401−449)

ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа

Вход в вечное Царство. Петр сказал вход, потому что в вечное Царство вступают через узкие ворота заповедей.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа

Ибо таким образом откроется вам свободный вход, точнее, обильно приложится вам вход в вечное Царство; слово обильно соответствует слову умножается в стихе (2Пет 1:8); слово — приложится (или откроется) соответствует слову покажите (или приложите), так что, по связи речи, смысл сего стиха выйдет такой: если вы обильно покажете в себе указанные выше добродетели и качества духовные, то и Бог обильно, или широко, откроет вам дверь, или вход, в вечное Царство. Как скоро станет благоуспешно быть ваше звание и избрание и будут изобиловать в вас свойства и добродетели, к которым вы призваны и избраны, то широкий вход вам откроется в Царство Христово, или Царство Божие. В первом послании апостола не употребляется выражение Царство Христово; оно заменяется там выражением наследие (1Пет 1:4; 1Пет 3:7, 9).

Источник: Толковый Апостол


Открыть окно