Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (2 Петра 1 глава 1 стих)

Некоторые грамматисты настаивают, что здесь имеются в виду два лица,поскольку ημων определяет θεου. Местоимение как бы заключает первоесуществительное в рамки, хорошо изолируя его от второго существительного. Тем не менее, в ст. 11 этой же главы ( так же как в 2:20 и 3:18 ) автор пишет: του κυριου ημων και σωτηρος ιησου χριστου – слова, которые относятся к одному лицу, Иисусу Христу. “Зачем отказываться от применения того же правила к 2 Пет. 1:1, когда все допускают… что оно верно в отношении 2 Пет. 1:11 [не говоря уже о 2:20 и 3:18]?” Более того, больше половины новозаветных текстов, соответствующих правилу Шарпа, содержат промежуточные слова между двумя субстантивами. Некоторые из них имеют промежуточное притяжательное местоимение или другое определение в родительном падеже ( См. также Ин. 20:17; 2 Кор. 1:3; 1 Фес. 3:2; 1 Тим. 6:15; Евр. 12:2; Откр. 1:9. ). И все же, во всех этих конструкциях явно имеется в виду только одно лицо. Во всех подобных случаях, промежуточное слово ничуть не способствует распаду конструкции. Если дело заключается в этом, то нет никакой причины отвергать 2 Пет. 1:1 как очевидное доказательство божественности Христа.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Петра 1 глава 1 стих)

αποστολος (#693) апостол, избранный кем-л. для выполнения поручения от имени избравшего, ради избравшего и с помощью его власти (TDNT; EDNT; TLNT; см. Рим. 1:1). Nom. в аппозиции к Симону Петру и без артикля подчеркивает качество, ισοτιμος (#2700) с тем же почетом, равный по привилегиям, статусу или общественному положению. Здесь слово может иметь значение "обладающий равными привилегиями", "в равной мере привилегированный", то есть вера дает равные привилегии (Mayor), или равный по статусу или положению (Bauckham; Grundmann). ημιν dat. pl. от εγω (#1609) я; "с нами". Это может быть сравнение иудеев и не-иудеев, обладающих равными правами; но скорее всего речь идет об апостолах, которые были непосредственными свидетелями откровения (ср. 2 Пет. 1:16), и христианах во втором и даже третьем поколении (Kelly; Bigg), λαχουσιν aor. act. part, от λαγχανω (#3275) получать по жребию, достигать. Предполагается милостивый дар, Бог дарует всем христианам равные права в Своем городе (Bigg), πιστις (#4411) вера. Здесь вера понимается не как доктрина, но как способность доверять Богу, дарованная Им и ведущая человека к спасению (Green), δικαιοσυνη (#1466) dat. sing, праведность, του θεου (#2536) Бога. Субъектный gen., Бог — Тот, от Кого исходит праведность. Один определенный артикль с двумя именами θεου, Ιησου означает, что они оба — одно лицо, и подчеркивает божественность Иисуса (GGBB, 270-77).


Учебная Библия МакАртура (2 Петра 1 глава 1 стих)

1:1 Симон Петр См. во Вступлении. раб и Апостол Петр называет себя и смиренным, и достойным. Как раб, он находился на одном уровне с другими христианами, послушными рабами Христа; как Апостол, он был уникальным, призванным Богом, обладавшим полномочиями очевидцем воскресения Христа (см. пояснение к Рим 1:1). принявшим Послание адресовано к тем же людям, что и 1-е Петра (ср. 3:1; 1Пет 1:1; см. во Вступлении к 1,2Пет). Слово «принявшим» не было широко распространенным и означало «получившим что-либо в избытке» (ср. Деян 1:17). Часто переводится «получившим» и может означать «достигнутым Божьей волей». Петр здесь подчеркивает, что спасение достигается не личными усилиями, навыками, достоинством, но приходит исключительно по Божьей благодати. равно драгоценную Греческое слово, которое переведено как «равно драгоценную», употреблялось для обозначения равенства в чине, положении, почете, социальном статусе, цене или достоинству. В древнем мире оно употреблялось также по отношению к странникам, пришельцам, которые получали право гражданства. Петр здесь подчеркивает, что все христиане получили одну и ту же драгоценную спасающую веру. Нет христиан первого или второго сорта в зависимости от духовного, расового или полового различия (Гал 3:28). Поскольку Петр писал преимущественно язычникам, он мог подчеркивать, что они получили ту же веру, что и иудеи (ср. Деян 10:44−48; 11:17,18). веру Петр говорит о субъективной вере, т. е. о власти христианина поверить в свое спасение. Вера есть способность верить (Еф 2:8,9). Хотя вера и верование выражают человеческую сторону спасения, Бог все равно должен даровать эту веру. Бог возбуждает веру, когда Дух Святой пробуждает мертвую душу в ответ на слышание Слова Божьего (ср. Деян 11:21; Еф 2:8; Флп 1:2). по правде Петр пишет, что верующие получили спасение из-за Божьей праведности, излитой на них. Эта праведность не признает иных различий между людьми, кроме того, что грехи одних более вопиющи, чем грехи других. Итак, они не только имеют веру, потому что Бог дает ее им, но и спасены, потому что Бог дал им Свою праведность (см. пояснения к Рим 3:26; 4:5; 2Кор 5:21; Флп 3:8,9). Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа Греческая конструкция этой фразы содержит только один артикль, стоящий в начале, что говорит о том, что вся фраза относится к одной и той же Личности. Таким образом, Петр называет Иисуса Христа одновременно Спасителем и Богом (ср. Ис 43:3,11; 45:15,21; 60:16; Рим 9:5; Кол 2:9; Тит 2:13; Евр 1:8).


Комментарии МакДональда (2 Петра 1 глава 1 стих)

1:1 Симон Петр представляется как раб и апостол Иисуса Христа. Нас поражает его простота и смирение. Он был рабом по собственному выбору, апостолом — по Божественному назначению. Он не прибегает к каким-то напыщенным титулам или символам, говорящим о его положении. Он только с признательностью подтверждает свой долг служить воскресшему Спасителю.

Об адресатах письма нам сказано только то, что они приняли ту же драгоценную веру, что и Петр и его собратья.

Это может свидетельствовать о том, что он писал верующим язычникам, которые — и это важно — приняли ту же самую веру, что и верующие иудеи, веру, которая никоим образом не была несовершенной. Все спасенные по благодати Божьей приняты Им на равных условиях, будь они иудеи или язычники, мужчины или женщины, рабы или свободные.

Вера — это все то, что они получили, приняв христианство. Петр продолжает объяснять, что эта вера дана по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Он имеет в виду, что Бог поступил справедливо, даровав одинаковую веру всем уверовавшим в Господа Иисуса. Справедливое основание, позволяющее Богу миловать уверовавших грешников, — смерть, погребение и воскресение Христа. Бремя греха было полностью искуплено, и теперь Бог может оправдать нечестивого грешника, верующего в Его Сына.

Имя «наш Бог и Спаситель Иисус Христос» — одно из многих в НЗ, указывающих на несомненное Божество Господа Иисуса. Если Он не Бог, то эти слова не имеют никакого значения.


Толкование Мэтью Генри (2 Петра 1 глава 1 стих)

Стихи 1−4. Апостол Петр, побуждаемый Духом Святым вторично написать обращенным в христианскую веру иудеям, начинает второе послание с введения, где упоминаются те же самые люди и высказываются пожелания тех же благословений, что и в предисловии к первому; однако во всех трех частях введения есть некоторые дополнения, или изменения, которые необходимо отметить.

I. Здесь дается описание лица, написавшего это послание: его имя — Симон, а также Петр; его звание — раб, а также Апостол. Поскольку имя Петр упоминается в обоих посланиях, то, вероятно, оно было в большем употреблении и, можно предположить, больше нравилось апостолу, потому что было дано ему Самим Господом, после того как он исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога живого, и само это имя означало и запечатлевало эту истину как фундаментальную, как камень, на котором все должны строить. Однако в этом послании упоминается также имя Симон, упущенное в первом послании, чтобы полное пренебрежение этим именем, данным апостолу при обрезании, не заставило обращенных иудеев, чтущих закон, подозревать Петра в том, что он не признает и презирает обрезание. Он называет себя здесь рабом (а не только апостолом) Иисуса Христа; ему нельзя отказать в том, чтобы похвалиться этим вместе с Давидом, Пс 117:16. Служение Христу — это путь к наивысшей славе, Ин 12:26. Сам Христос — Царь Царей и Господь господствующих, и Он сделает всех Своих рабов царями и священниками Богу, Откр 1:6. Как велика честь быть рабом такого Господина! Это то, чего мы не можем стыдиться, не согрешая при этом. Хвалиться тем, что являешься рабом Христа, весьма подобает тому, кто побуждает других служить Христу и быть верными в этом служении.

II. Характеристика людей, которым написано послание. В предыдущем послании они представлены как избранные по предведению Бога Отца, а в этом — как принявшие драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа, ибо вера, упоминаемая здесь, сильно отличается от ложной веры еретиков, притворной веры лицемеров и бесплодной веры формальных христиан, как бы ортодоксальны они ни были. Это вера избранных Божиих (Тит 1:1), произведенная Духом Божиим в момент эффективного призыва. Заметьте:

1. Истинная, спасающая вера — это драгоценный дар, и не только потому, что она очень необычна и редка, среди огромного количества христиан крайне мало истинных верующих (Мф 22:14), но и потому, что истинная вера превосходна и для имеющих ее несет огромную пользу и великое преимущество. Праведный верою жив будет, истинно божественной духовной жизнью, вера обеспечивает для этой превосходной жизни все необходимые средства и утешения; вера идет к Христу и покупает вино и молоко (Ис 55:1), представляющие собой пищу для новой твари; вера покупает и приносит в дом испытанное золото, небесное сокровище, что обогащает; вера принимает и облекается в белоснежные одежды, царские одежды, покрывающие наготу и служащие украшением, Откр 3:18. Заметим:

2. Вера одинаково драгоценна и в рядовом христианине, и в апостоле, в том и другом она производит одни и те же драгоценные действия. Вера соединяет со Христом слабого верующего так же реально, как и сильного, и очищает сердце одного так же, как и сердце другого, каждый истинно верующий оправдывается перед Богом верой, причем от всех грехов, Деян 13:39. В ком бы ни пребывала эта вера, она держится одного и того же драгоценного Спасителя и обращается к одним и тем же драгоценным обетованиям.

3. Эта драгоценная вера получается от Бога. Это дар, произведенный Духом Святым от Бога, Который воскресил Иисуса Христа из мертвых.

4. Эта вера драгоценна благодаря праведности Христа и получаем мы ее тоже по правде Его. Достаточная праведность Христа и Его послушание придают вере всю ее драгоценность и все ее значение; праведность такой Личности не может не быть бесконечно ценной для тех, кто верой получает ее. Ибо:

(1) Иисус Христос есть Бог, больше того, Он есть наш Бог. Он истинный Бог, вечно Сущий, произведший эту праведность, поэтому она должна быть бесконечно ценной.

(2) Он — Спаситель тех, кто верует, и как таковой осуществил послушание, поэтому оно является для них великим благом и преимуществом, так как Он, Поручитель и Спаситель, произвел праведность вместо них.

III. Апостольское благословение, в котором он желает им умножения и увеличения Божиего благоволения, успеха и роста дела благодати в них, чтобы мир с Богом и со своей совестью (чего не может быть без благодати) мог изобиловать в них. Это то же самое благословение, что и в первом послании, но здесь апостол добавляет следующее:

1. Рассуждение о том, каким путем и какими средствами умножается благодать и мир: чрез познание Бога и (Христа) Иисуса; это познание, или верование в единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, является великим средством для преуспевания в духовной жизни, иначе оно не могло бы быть путем к вечной жизни, Ин 17:3.

2. Основание, на котором апостол просит об умножении благодати, а христиане могут ожидать этого умножения. То, что мы уже получили, ободряет нас просить о большем: Тот, Кто начал дело благодати, будет совершать его до конца. Заметьте:

(1) Источник всех духовных благословений — божественная сила Иисуса Христа, Он не смог бы исполнить служение Посредника, если бы не был Богом и человеком.

(2) От Иисуса Христа исходит все, что имеет какое-то отношение к истинной духовной жизни, к жизни и силе благочестия, все, что оказывает влияние на них; в Нем обитает вся полнота, и только от Него мы получаем благодать на благодать (Ин 1:16), в том числе все необходимое для сохранения, умножения и совершенствования благодати и мира, названных здесь, как думают некоторые толкователи, благочестием и жизнью.

(3) Познание Бога и вера в Него — это каналы, по которым поступают к нам всякая духовная поддержка и всякое утешение; но в таком случае мы должны признать Бога инициатором нашего действительного призвания, ибо именно так Он здесь представлен: ...Призвавшего нас славою и благостию. Заметьте: Цель Бога в призвании и обращении людей— привести их к славе и благости, то есть к миру и благодати, как понимают некоторые. Однако многие предпочитают другой перевод, а именно: славою и благостию; в таком случае призвание представляется как дело славы и благости Бога, или державной (англ. славной. — Прим. переводчика) силы Его, Еф 1:19. Обращение грешника — это слава Божией силы, это та сила и слава Бога, какие можно увидеть и испытать в Его святилище, Пс 62:2; эту силу, или благость, должны превозносить все призванные из тьмы в чудный свет, 1Пет 2:9.

(4) В четвертом стихе апостол продолжает ободрять их веру и надежду в ожидании умножения благодати и мира, так как обетования Евангелия даруются нам теми же самыми славой и благостью, какими мы были призваны. Заметьте:

[1] Блага, даруемые обетованиями, чрезвычайно велики. Одно из подразумеваемых здесь благословений — прощение грехов; каждый, хотя бы отчасти познавший силу гнева Божиего, готов признать, как велико это благословение; это одно из тех обещанных благ, в излиянии коих возвеличивается сила Господня, Чис 14:17. Прощение многочисленных и отвратительных грехов (каждый из которых заслуживает Божиего гнева и проклятия, причем вечного) — это одно из чудес закона Его, Пс 118:18.

[2] Благословения, обетованные в Евангелии, — весьма драгоценны; насколько великим было обетование Ветхого Завета о Семени жены, то есть о Мессии (Евр 11:11), настолько же велико обетование Нового Завета о Духе Святом (Лк 24:49), как драгоценен должен быть Дух, оживляющий, просвещающий и освящающий!

[3] Принявшие обетования Евангелия соделались причастниками Божеского естества. Они обновились духом ума своего в познании по образу Божьему, в праведности и святости; их сердца представлены Богу, на служение Ему, они имеют Божий нрав и характер; закон — это служение смерти, и буква убивает, Евангелие же есть служение жизни, я Дух животворит тех, кто от природы мертв по преступлениям и грехам.

[4] Те, в ком Дух производит Божеское естество, освобождены от рабства тлению. Пережившие, по действию Духа благодати, обновление духа ума своего, введены в свободу детей Божиих, ибо растление похотью господствует в мире. Кто не от Отца, но от мира, тот находится во власти греха, мир лежит во зле, 1Ин 5:19. Грех господствует над людьми мира сего через их похоти; их желания влекут их к нему, и поэтому он управляет ими. То господство, которое грех имеет над нами, соответствует тому наслаждению, которое мы находим в нем.


Толкование отцов церкви (2 Петра 1 глава 1 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа

Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр — Митродора, Мина — Минодора, Февда — Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении Своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: мир вам (Ин 20:19; Лк 24:36). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам ангела мирна, и священник от святого жертвенника подает народу мир; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам Своим, чтобы они при входе в дома прежде всего подавали мир (Мф 10:12; Лк 10:05).

Источник: Толкование на 2-е послание Петра.

Экумений († X в.)

Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа

Симон. Встречается и Симеон. Ведь Симон — это уменьшительная форма от Симеон, равно как Митра — от Митродор, Мина от Минодор, Февда от Феодосий. Сразу же, с первых слов, Петр пробуждает помыслы и души верующих и призывает их возвещать слово [проповеди] с усердием, равным апостольскому. Ведь они получили равноценный дар, и потому не подобает им в чем-либо уступать тем, кому они равны.

Источник: Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.

Андрей Монах

Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа

Смотри, как от начала восставляет души верующих, вознося их в равную благодать с апостолами. Ведь равна благодать божественного крещения.

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа

Слово раб не стоит в 1-м послании [Петра]; а во 2-м послании стоит и раб, и Симон — чтобы апостол здесь предстал повинующимся и смиренным. <…> [Принявшим] равно с нами — обращено к апостолам не евреям, так как евреи имели веру в единого Бога.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа

Симон Петр (см. Ин 1:42), раб и апостол: точно такое же выражение употребляет в приложении к себе апостол Павел (Рим 1:1; Тит 1:1). Апостол Иаков в своем послании называет себя рабом Иисуса Христа, считая такое наименование для себя высшей славою и честию (Иак 1:1, ср. прим,Гал 1:10). — Раб и апостол: первое из этих названий выражает отношение зависимости и подчинения, второе — достоинство должности и звания. — Принявшим с нами равно драгоценную веру: греческое слово, переведенное у нас словом — принявшим, означает получить что, или принять что, по жребию, или по счастливому случаю, или по особенному божественному указанию, или по наследству (ср. Лк 1:9; Ин 19:24; Деян 1:17). Исключается из этого понятия всякая заслуга, всякое собственное действование. — Веру: слово вера означает здесь и как душевное настроение, или чувство веры, и как совокупность, или круг истин веры; первое значение более соответствует понятиям — принявшим, равно драгоценную и — в настоящей истине — (2Пет 1:12 ср. Иуд 1:3). Не всякая вера как совокупность, или круг истин веры, понимаемых и представляемых как истины веры, имеет одинаковое значение и достоинство; может быть круг истин веры у одних шире, у других уже, у одних легче, у других глубже, у одних осмысленнее, у других несовершеннее и так далее, по степеням полноты и развития (Рим 1:17). Апостол уверяет, или обезопашивает своих читателей, утверждая, что вера, или чувство веры, которую они приняли как дар Божий, имеет одинаковое значение и одинаковое достоинство с тою, какую имеет и он, и другие апостолы, которой держится и которую исповедует он и прочие апостолы (ср. Деян 11:17; Деян 15:9, 11). Может быть также, что апостол сим выражением — равно драгоценную веру — имеет в виду особенно христиан из язычников, если принять во внимание, что христиане из иудеев по временам считали себя выше христиан из язычников. Апостол и говорит, что вера всех христиан в этом отношении, как чувство веры, равно драгоценна, имеет в очах Божиих одинаковое значение и достоинство, не зависимое от более или менее полного и широкого объема истин веры, а от настроения, так сказать, веры. «С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными» (Феофилакт). — Эта драгоценная вера принята верующими, равно как и самими апостолами, по правде Бога и Спасителя: то есть правде Бога Отца и Спасителя Иисуса. Правда Божия есть праведность Бога Отца, по которой Он, как справедливый, воздает каждому по делам его. Правда Спасителя Иисуса Христа — оправдание пред Богом, приобретенное Христом Спасителем и усвояемое человеку верою и благодатию. В этом различие между правдою Божиею и Христовою; но та и другая правда как бы сосредоточиваются вместе в усвоении правды Божией заслугами искупительными Христа и причастием Святого Духа (ср. Рим 3:21−25).

Источник: Толковый Апостол

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−2 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего

По апостольскому обыкновению (ср. 1Пет 1:2; Рим 1:3, 12; Тит 1:1, 4), Ап. Петр начинает свое послание приветствием — преподанием христианам благодати и мира, причем «с самого начала Апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их в деле проповеди равняться Апостолам Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными» (блаж. Феофил.). Сразу же Апостол называет божественную сторону спасения — «в правде Бога нашего и Спаса Иисуса Христа» (ст. 1) и человеческую — «в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 2).


Открыть окно