Первое наставление — будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Оно было написано во времена преследований и означает, что беспокойство не должно отвлекать верующего от молитвенной жизни, она должна быть свободной от эмоциональной неуравновешенности, вызванной напряжением: на его общение с Богом не должны влиять обстоятельства жизни.
I. Как они должны относиться к своим служителям и друг к другу. Апостол называет их младшими, поскольку они, по большей части, были моложе своих степенных пасторов; он также хочет напомнить им о том, что они ниже их по своему положению; наш Спаситель применял этот термин для обозначения нижестоящих, Лк 22:26. Он увещевает более молодых и занимающих более низкое положение повиноваться пастырям, оказывать им должное уважение и почтение, покоряться их увещаниям, обличениям и их власти, их предписаниям и повелениям, как того требует Слово Божие, Евр 13:17. Относительно их взаимоотношений дается правило — подчиняться друг другу, в такой мере, чтобы принимать один от другого обличения и советы, быть готовыми носить бремена друг друга, исполнять все, к чему обязывают дружба и милосердие; отдельные члены должны подчиняться указаниям всей общины в целом, Еф 5:21; Иак 5:16. Поскольку повиновение старшим по возрасту или положению, а также подчинение друг другу противны гордой природе и эгоистичным интересам человека, то апостол советует им облечься смиренномудрием. «Да будут ваши души, ваше поведение, ваша внешность и все ваше существо украшены смирением — это самая прекрасная одежда, какую только вы можете надеть; это сделает послушание и обязанности легкими и приятными для вас; если же вы будете непокорными и гордыми, то Сам Бог восстанет против вас и сокрушит вас, ибо Он гордым противится, в то время как смиренным дает благодать». Заметьте:
1. Смирение есть великое средство, охраняющее мир и порядок во всех христианских церквах и обществах, а гордость — великий нарушитель того и другого, она является причиной большинства распрей и раздоров в церкви.
2. Между Богом и гордым человеком существует взаимная вражда (именно это означает данное слово), гордые воюют против Бога, а Он посмеивается над ними; Он противится гордым, потому что они уподобляются сатане, врагу Бога и Его Царства среди людей, Притч 3:34.
3. Кому Бог дает благодать быть смиренным, тому Он даст еще больше благодати, мудрости, веры, святости и смиренномудрия. Исходя из этого апостол добавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время, ст. 6. «Так как Бог противится гордым, но дает благодать смиренным, то смиряйте себя не только друг перед другом, но и перед великим Богом; Его суд грядет на мир и должен начаться с дома Божиего, 1Пет 4:17; Его рука всемогуща, и Он может легко низложить вас, если вы горды, и возвысить, если вы смиренны; Он обязательно совершит это, либо в земной жизни, если сочтет это наилучшим для вас, либо в день всеобщего возмездия». Запомним:
(1) Размышление о всемогущей руке Божией должно сделать нас смиренными и покорными Ему во всем, что Он посылает нам.
(2) Смирять себя под крепкую руку Божию — это ближайший путь к избавлению и возвышению; терпеливое перенесение Его наказаний, покорность Его воле, покаяние, молитва и упование на Его милость — залог того, что Он пошлет в свое время помощь и избавление, Иак 4:7,10.
II. Апостол, зная, что христиане, которым он писал, уже находились в очень тяжелом положении, справедливо предполагает, что его предсказание приближения еще больших трудностей может вызвать у них множество забот и страхов перед ними и теми последствиями, к каким они приведут их самих, их семьи и церковь Божию; предвидя, что эти чрезмерные заботы станут для них тяжелым бременем и жестоким искушением, он дает им прекрасный совет и подкрепляет его убедительным аргументом. Он советует им возложить все свои заботы на Него. «Все ваши заботы, расстраивающие и изнуряющие вас, ранящие ваши души и пронзающие ваши сердца, возложите на мудрое и милосердное провидение Божие; доверьтесь Ему со спокойной душой, ибо Он печется о вас. Он желает освободить вас от ваших забот и взять заботу о вас на Себя. Он либо отвратит то, чего вы так страшитесь, либо поддержит вас в том. Он устроит для вас все события так, что вы убедитесь в Его отцовской любви и нежности к вам, и все обернется вам во благо, а не во зло» (Мф 6:25; Пс 83:12; Рим 8:28). Запомним:
1. Самые лучшие из христиан склонны обременять себя чрезмерными, тревожными заботами; апостол называет их все заботы ваши, намекая, что заботы христианина различны и многообразны: личные и семейные заботы, заботы о сегодняшнем дне и о будущем, заботы о себе, и о других, и о всей церкви.
2. Даже у добрых людей бывают очень тягостные и часто греховные заботы; когда заботы возникают от неверия и неуверенности, когда они мучают и смущают душу, делают нас неспособными исполнять свой долг и препятствуют радостному служению Богу, тогда они преступны.
3. Самое лучшее средство против непомерных забот — это возложить их на Бога и предать каждое событие Его мудрому и милосердному предопределению. Твердая уверенность в правильности Божией воли и Его определений успокаивает человеческий дух. Мы... успокоились, сказавши: да будет воля Господня! (Деян 21:14).
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас
Когда мы в молчании пребываем, тогда враг — диавол ничего не успеет относительно к потаенному сердца человеку; сие же должно разуметь о молчании в разуме.
Проходящий таковый подвиг должен все упование свое возложить на Господа Бога, по учению Апостола: Всю печаль вашу возверзгше Нань, яко Той печется о вас.
Таковой [человек] должен быть постоянен в сем подвиге, последуя в сем случае примеру святого Иоанна — молчальника и пустынника, который в прохождении пути сего утверждался сими Божественными словами: Не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр 13:5).
Источник: Поучения.
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас
Имей кормчим и возничим Бога и будь зависим от Его промысла. И таким образом ты пребудешь непоколебимым и невозмутимым.
Источник: Фрагменты.
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас
Молитвы бывают различные, ибо иное — неразвлеченною мыслью молиться Богу, и иное — предстоять на молитве телом и развлекаться мыслью; также иное — выбирать время и, кончив мирские беседы и занятия, помолиться, и иное — сколько возможно предпочитать и предпоставлять молитву всем мирским попечениям <…>. Как блаженный Петр говорит: будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (1Пет 4:7) и все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Пет 5:7).
Источник: Слово.
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас
Христианину, всецело смиряющему себя под крепкую руку Божию, свойственно всю суетливую заботливость отложить и всю надежду возложить на промыслительное попечение Божие, по заповеди и обетованию Христа Спасителя (Мф 10:30; Лк 21:18).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента