Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 5 глава 5 стих)

ομοιως (#3931) adv. подобным образом. νεωτεροι voc. pl. сотр. от νεος (#3742) новый, молодой; сотр. моложе. Adj. в роли subst., "молодые люди", υποταγητε aor. imper. pass, (dep.) от υποτασσομαι (#5718) подчиняться, повиноваться, ταπεινοφροσυνη (#5425) кротость, униженность (TDNT; TLNT). εγκομβωσασθε aor. imper. med. (dep. или dir. med.) от εγκομβοομαι (#1599) привязывать или прикреплять что-л. прочно, узлом или застежкой, гнуть. Это елово также относилось к рабу, надевающему передник; здесь может иметься в виду, что надо облачаться в кротость, подобно тому, как раб надевает передник (TLNT; Selwyn; Веаге). υπερηφανος (#5662) превозносящийся над другими, высокомерный, гордый (AS). Гордец напыщен и самодоволен, он сравнивает себя с другими, и, считая себя выше, унижает их (TLNT). αντιτασσεται praes. ind. med. (dep.) от αντιτασσω (#530) выстраиваться против, противостоять, сопротивляться. ταπεινος (#5424) униженный, кроткий.


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 5 глава 5 стих)

5:5 повинуйтесь См. 2:18−3:9. пастырям В др. переводах «старшим», т.е. пасторам, духовным руководителям церкви (ср. ст. 1; см. 1Тим 3:1−7; Тит 1:5−9). Члены церкви, особенно молодые люди, должны были почитать и уважать духовное руководство. Подчинение является основным признаком духовной зрелости (ср. 1Кор 16:15; 1Фес 5:12−14; Тит 3:1,2; Евр 13:7,17). Неподчинение пастырям не только осложняет служение, но и приводит к потере Божьей благодати, как сказано в цитате из Пр. 3:34 (см. пояснение к Иак 4:6). облекитесь смиренномудрием «Облекитесь» буквально означает «завязать узлом или бантом». Это слово часто применялось, когда рабы надевали фартук поверх одежды, чтобы сохранить одежду чистой. «Смиренномудрие» буквально означает «скромное мышление», употреблялось как признание того, что человек недостаточно хорош для служения. Смиренномудрие, также как и в наши дни, не считалось добродетелью в древнем греховном мире, (но ср. Ин 13:3−17; Флп 2:3,4; см. также Пр. 6:16; 8:13; Ис 57:15).


Комментарии МакДональда (1 Петра 5 глава 5 стих)

5:5 Младшие, будь то по летам или в вере, должны повиноваться пастырям. Почему? Потому что пресвитеры имеют мудрость, которая приходит с годами и опытом работы на ниве Божьей.

Они имеют глубокое, проверенное на практике знание Слова Божьего. И именно на них Бог возложил ответственность заботиться о Его овцах.

Все верующие должны облечься смиренномудрием; это — большое достоинство. Моффатт говорит: «Надеть передник покорности». Очень подходящие слова, если учитывать, что передник — символ слуги. Миссионер в Индии однажды сказал: «Если бы мне нужно было выбрать две фразы, необходимые для духовного роста, я выбрал бы: «Я не знаю» и «Простите». Обе фразы свидетельствуют о глубоком смирении». Представьте себе общину, в которой все члены обладают этим духом смирения; уважают других больше, чем себя; один перед другим берутся за выполнение непрестижной работы. Такой может и должна быть Церковь в действительности, а не только в воображении.

Если бы не было никакой другой причины для смирения, то достаточно только этой: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Петр цитирует греческий перевод Притч 3:34.)

Подумайте над этим: всемогущий Бог противится нашей гордыне и готов сломить ее, тогда как Тот же всемогущий Бог не способен противиться смиренному и сокрушенному сердцу!


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 5 глава 5 стих)

Стихи 5−7. Изложив и объяснив долг пастырей, или духовных руководителей церкви, апостол переходит теперь к наставлениям паствы.

I. Как они должны относиться к своим служителям и друг к другу. Апостол называет их младшими, поскольку они, по большей части, были моложе своих степенных пасторов; он также хочет напомнить им о том, что они ниже их по своему положению; наш Спаситель применял этот термин для обозначения нижестоящих, Лк 22:26. Он увещевает более молодых и занимающих более низкое положение повиноваться пастырям, оказывать им должное уважение и почтение, покоряться их увещаниям, обличениям и их власти, их предписаниям и повелениям, как того требует Слово Божие, Евр 13:17. Относительно их взаимоотношений дается правило — подчиняться друг другу, в такой мере, чтобы принимать один от другого обличения и советы, быть готовыми носить бремена друг друга, исполнять все, к чему обязывают дружба и милосердие; отдельные члены должны подчиняться указаниям всей общины в целом, Еф 5:21; Иак 5:16. Поскольку повиновение старшим по возрасту или положению, а также подчинение друг другу противны гордой природе и эгоистичным интересам человека, то апостол советует им облечься смиренномудрием. «Да будут ваши души, ваше поведение, ваша внешность и все ваше существо украшены смирением — это самая прекрасная одежда, какую только вы можете надеть; это сделает послушание и обязанности легкими и приятными для вас; если же вы будете непокорными и гордыми, то Сам Бог восстанет против вас и сокрушит вас, ибо Он гордым противится, в то время как смиренным дает благодать». Заметьте:

1. Смирение есть великое средство, охраняющее мир и порядок во всех христианских церквах и обществах, а гордость — великий нарушитель того и другого, она является причиной большинства распрей и раздоров в церкви.

2. Между Богом и гордым человеком существует взаимная вражда (именно это означает данное слово), гордые воюют против Бога, а Он посмеивается над ними; Он противится гордым, потому что они уподобляются сатане, врагу Бога и Его Царства среди людей, Притч 3:34.

3. Кому Бог дает благодать быть смиренным, тому Он даст еще больше благодати, мудрости, веры, святости и смиренномудрия. Исходя из этого апостол добавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время, ст. 6. «Так как Бог противится гордым, но дает благодать смиренным, то смиряйте себя не только друг перед другом, но и перед великим Богом; Его суд грядет на мир и должен начаться с дома Божиего, 1Пет 4:17; Его рука всемогуща, и Он может легко низложить вас, если вы горды, и возвысить, если вы смиренны; Он обязательно совершит это, либо в земной жизни, если сочтет это наилучшим для вас, либо в день всеобщего возмездия». Запомним:

(1) Размышление о всемогущей руке Божией должно сделать нас смиренными и покорными Ему во всем, что Он посылает нам.

(2) Смирять себя под крепкую руку Божию — это ближайший путь к избавлению и возвышению; терпеливое перенесение Его наказаний, покорность Его воле, покаяние, молитва и упование на Его милость — залог того, что Он пошлет в свое время помощь и избавление, Иак 4:7,10.

II. Апостол, зная, что христиане, которым он писал, уже находились в очень тяжелом положении, справедливо предполагает, что его предсказание приближения еще больших трудностей может вызвать у них множество забот и страхов перед ними и теми последствиями, к каким они приведут их самих, их семьи и церковь Божию; предвидя, что эти чрезмерные заботы станут для них тяжелым бременем и жестоким искушением, он дает им прекрасный совет и подкрепляет его убедительным аргументом. Он советует им возложить все свои заботы на Него. «Все ваши заботы, расстраивающие и изнуряющие вас, ранящие ваши души и пронзающие ваши сердца, возложите на мудрое и милосердное провидение Божие; доверьтесь Ему со спокойной душой, ибо Он печется о вас. Он желает освободить вас от ваших забот и взять заботу о вас на Себя. Он либо отвратит то, чего вы так страшитесь, либо поддержит вас в том. Он устроит для вас все события так, что вы убедитесь в Его отцовской любви и нежности к вам, и все обернется вам во благо, а не во зло» (Мф 6:25; Пс 83:12; Рим 8:28). Запомним:

1. Самые лучшие из христиан склонны обременять себя чрезмерными, тревожными заботами; апостол называет их все заботы ваши, намекая, что заботы христианина различны и многообразны: личные и семейные заботы, заботы о сегодняшнем дне и о будущем, заботы о себе, и о других, и о всей церкви.

2. Даже у добрых людей бывают очень тягостные и часто греховные заботы; когда заботы возникают от неверия и неуверенности, когда они мучают и смущают душу, делают нас неспособными исполнять свой долг и препятствуют радостному служению Богу, тогда они преступны.

3. Самое лучшее средство против непомерных забот — это возложить их на Бога и предать каждое событие Его мудрому и милосердному предопределению. Твердая уверенность в правильности Божией воли и Его определений успокаивает человеческий дух. Мы... успокоились, сказавши: да будет воля Господня! (Деян 21:14).


Толкование отцов церкви (1 Петра 5 глава 5 стих)

Василий Великий (329/30−379)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Если кто возгордился <…> то и осужден будет вместе с началовождем и как бы создателем гордыни [сатаной], ибо Господь гордым противится.

Источник: Толкование на пророка Исайю.

Иоанн Златоуст (~347−407)

«Бог гордым противится». Не сказал: Бог гордых оставляет, предоставляет самим себе, лишает Своей помощи, но говорит: «противится», — впрочем не в том смысле, будто Богу нужно ополчаться и бороться против гордого. Что может быть слабее гордого? Как лишившийся зрения беззащитен от всякой обиды, так и гордый, который не знает Господа (а «начало гордыни, — говорит Премудрый, — удаление человека от Господа» (Сир 10:14)), лишившись этого света, легко преодолевается и людьми. Если бы даже он был силен, и тогда Богу не нужно было бы ополчаться против него; Тому, для которого было достаточно одного хотения, чтобы произвесть все, гораздо легче уничтожить все. Для чего же сказано: «противится»? Для того, чтобы показать сильное отвращение Его к гордому.

Источник: Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии.

Августин (354−430)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Источник: Проповеди.

Беда Достопочтенный (672−735)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

После того как апостол наставил пастырей, каким образом руководить, следовало и меньших научить покоряться отеческому о них попечению. Однако для этого не надо было тратить много слов, а только дать завет покорности, потому что он, конечно, уже предписывал пастырям подавать пример тем, кто им повинуется, и было достаточно, чтобы младшие учитывали примеры делающих добро старших и им самоотверженно подражали. А чтобы внимающие этому избранные не подумали, что правила должного смирения обязательны только находящимся у них в подчинении, но не им самим, он тотчас прибавил в качестве общего увещевания: все же, подчиняясь друг другу; облекитесь смиренномудрием.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Марк Отшельник

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Не только не радеющие о молитве, но и не внимающие в ней уму своему бывают обеспокоиваемы помыслами. Это мы сказали не для осуждения других, но сознаваясь в своих собственных недостатках; ибо первое есть признак гордости, а последнее — смиренномудрия, но Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Источник: Слово.

Иларий Арелатский (~401−449)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Петр сказал: также и младшие, то есть те, кто подчинен в рангах и должностях. Но также и занимающим более высокое положение говорит: облекитесь смиренномудрием.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 5−6 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

Если существенный долг пастырей, как старших членов Церкви по положению и должности, состоит в должном попечении о младших членах Церкви — о всех вообще членах не иерархического достоинства, то все эти последние первее всего обязаны долгом повиновения пастырям, а также все должны подчиняться друг другу по долгу христианской любви, кротости и смирения. Спасительность смирения, вопреки гибельности гордости, Апостол доказывает, подобно Ап. Иакову (Иак 4:6), ссылкою на Притч 3:34 по греческому переводу. В ст. 6, указывая, как и ранее (IV:17), на предстоящий суд Божий, угождает всех вообще христиан смириться, сознать свое бессилие пред величием и силою Божиею — в надежде, что Господь, рано или поздно, в свое время вознесет смиренных: «словом — во время — намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение и оно только одно неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не твердо, но скорее унижается, нежели возвышается» (блаж. Феофил.).


Открыть окно