I. Любезную манеру, с которой апостол обращается к этим несчастным рассеянным христианам: они были его возлюбленными, ст. 12.
II. Его совет, данный им относительно их страданий; он состоит в следующем.
1. Что они не должны чуждаться этих страданий, не должны удивляться им как какому-то странному приключению, ибо:
(1) Хотя эти страдания были суровыми, огненными, однако они предназначались только для испытания их, а не для погибели: для испытания их искренности, твердости, терпения и упования на Бога. Напротив, они должны радоваться в своих страданиях потому что их по праву можно назвать Христовыми страданиями. Они того же самого рода и за то же самое дело, что и Христовы страдания; они уподобляют нас Христу, Он страдает вместе с нами и сочувствует нашим слабостям; и если мы являемся участниками в Его страданиях, то будем также участниками в Его славе и встретим Его с великой радостью в день Его славного явления, когда Он придет судить Своих врагов и венчать Своих верных слуг, 2Фес 1:7 и далее. Запомним:
[1] Истинные христиане любят и признают детей Божиих в их самом униженном и бедственном положении. Апостол признает этих бедных страдающих христиан и называет их своими возлюбленными. Истинные христиане никогда не бывают так добры друг к другу, как в дни бедствий.
[2] У христиан нет оснований удивляться злобе и преследованиям этого мира, считать их странными, потому что их предупреждали об этом. Сам Христос претерпел все это; прощать всем, отрекаясь себя, — вот условия, на которых Он принимает нас в ученики к Себе.
[3] Христиане должны не только терпеть, но радоваться в самых жестоких своих страданиях за Христа, потому что они являются знаком Божиего благоволения, содействуют благовествованию и подготавливают нас к славе. Те, кто радуются, страдая ради Христа, будут вечно торжествовать и радоваться в явление Его славы.
(2) От огненных испытаний апостол переходит к менее жестоким преследованиям — к злословию и клевете, ст. 14. Он допускает, что такой род страданий будет их уделом: они будут подвергаться оскорблениям, клевете, злословию за имя Христа. В таких случаях, утверждает апостол, вы блаженны, «потому что с вами пребывает Дух Божий, чтобы укреплять и утешать вас; а Дух Божий есть также Дух славы, Который проведет вас через все испытания, чудесно выведет вас из них и приготовит и запечатлит для вечной славы. Этот Дух славы почивает на вас, пребывает с вами, в вас, поддерживает вас и благоволит к вам; разве это не великие привилегии? Он... прославляется вашим терпением и стойкостью в страданиях, вашим упованием на обетования Божии, вашей верностью Слову Божиему, открываемому для вас Духом Святым, а презрением и упреками, обрушивающимися на вас, Он хулится». Запомним:
[1] Самые лучшие люди и все самое лучшее в этом мире обычно подвергаются поношениям. Иисуса Христа и Его последователей, Духа Божиего и Евангелие злословят в этом мире.
[2] Блаженство добрых людей не только совместимо с их бедствиями, но даже проистекает из них: Вы блаженны.
[3] Человек, на котором почивает Дух Божий, не может быть несчастен, какие бы великие бедствия его ни постигли: ...Вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас.
[4] Поношение и злословие, каким добрые люди подвергаются со стороны злых, Дух Божий воспринимает как относящиеся к Нему: теми Он хулится.
[5] Когда добрых людей злословят за имя Христа, Дух Святой прославляется в них.
2. Что они должны заботиться о том, чтобы не пострадать заслуженно, как злодеи, ст. 15. кто-то может подумать, что такое предостережение излишне для таких отличных христиан, какими были они. Но враги обвиняли их в этих и других страшных преступлениях, поэтому апостол, говоря о правилах христианской веры, посчитал необходимым сделать такое предостережение, запретить им причинять вред жизни или имуществу других, или совершать какое бы то ни было зло, или посягать на чужое (англ. без нужды и без просьбы вмешиваться в чужие дела. — Прим. переводчика). К своему предостережению апостол добавляет указание, что если кто страдает как христианин и в христианском духе терпения, тот должен считать это не позором для себя, а честью, и прославлять Бога, удостоившего его такой участи, ст. 16. Запомним:
(1) Наилучшие из людей нуждаются в предостережении против наихудших грехов.
(2) В страданиях, которые мы сами навлекаем на себя своим собственным грехом и безрассудством, очень мало утешения. Мучеником делает человека не страдание как таковое, а дело, за которое он страдает.
(3) У нас есть основание благодарить Бога за честь, если Он призывает нас пострадать за Его истину и Евангелие, за преданность христианскому учению или христианским обязанностям.
3. Что приближаются их испытания, и они должны подготовиться к ним, ст. 17−18.
(1) Он говорит им, что пришло время начаться суду с дома Божия. Таков обычный метод провидения Божиего: когда Он наводит великие бедствия и страшные суды на все народы, то начинает обычно со Своего собственного народа, Ис 10:12; Иер 25:29; Иез 9:6. «Близко время всеобщего бедствия, предсказанного нашим Спасителем, Мф 24:9−10. Поэтому все предыдущие призывы к терпению особенно важны для вас. При этом вас должны поддерживать следующие два соображения.
[1] Эти суды только начнутся с вас, с дома Божиего, с Его семьи, и вскоре закончатся; ваше испытание с целью исправления будет продолжаться недолго.
[2] Ваши беды будут легкими и кратковременными в сравнении с тем, что постигнет нечестивый мир, ваших соотечественников иудеев и неверующих, идолопоклонников, среди которых вы живете: Какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» Запомним:
Во-первых, Самые лучшие из слуг Божиих имеют в себе столько недостатков, что Богу бывает необходимо иногда исправлять и наказывать их Своими судами. Суд начинается с дома Божия.
Во-вторых, Условия жизни в этом мире для принадлежащих к семье Божией самые наихудшие. Это наихудшее положение вполне терпимо и скоро закончится.
В-третьих, Непокоряющиеся Евангелию Божию, будь то отдельные личности или целые общества, не принадлежат к Его Церкви и семье, хотя, возможно, и претендуют на это. Апостол делает различие между непокорными и домом Божиим.
В-четвертых, Страдания праведников в этой жизни предвещают невыразимые мучения, грядущие на непокорных и неверующих: Какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? Кто может выразить или предсказать, каким ужасным будет их конец?
(2) Апостол указывает на неотвратимую гибель нечестивых: Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (ст. 18). Этот стих взят из Притч 11:31: Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику. Мы можем взять из этого следующее:
[1] Тяжелые страдания праведников в этом мире — печальное предзнаменование значительно более страшных судов, грядущих на нераскаявшихся грешников. Если же спасение, о котором говорится здесь, понимать в самом высоком его смысле, тогда мы можем извлечь для себя следующий урок:
[2] Спасти свои души — это наибольшее, что мы можем сделать; так много страданий, искушений и трудностей необходимо победить, так много грехов следует умертвить, ворота настолько тесны, и путь настолько узок, что праведник должен приложить все свои усилия, на какие он способен, чтобы спастись. Абсолютная необходимость спасения пусть уравновешивает трудности, связанные с ним. Учтите: Вначале ваши трудности очень большие, но Бог предлагает Свою благодать и помощь, борьба будет длиться недолго, только будьте верными до смерти, и получите венец жизни, Откр 2:10.
[3] Нечестивые и грешники обречены на погибель. Где они явятся? Как они предстанут пред своим Судией? Где они смогут показаться? Если праведник едва спасается, то нечестивый, конечно, погибнет.
4. Если они призваны страдать по воле Божией, то должны, главным образом, заботиться о сохранении своих душ, которые подвергаются в дни бедствий серьезной опасности и не могут быть сохранены иначе, как только путем предания их Богу; Он будет охранять наши души, если мы предадим их Ему, делая добро, ибо Он Создатель их, исключительно по благости Своей Он дал много добрых обетовании о вечном спасении души и покажет Себя верным и истинным в исполнении их, ст. 19. Запомним:
(1) Все страдания, переживаемые праведниками, постигают их по воле Божией.
(2) Долг христианина — при любых бедствиях больше заботиться о сохранении своей души, нежели о спасении своего тела. Душа — это величайшая ценность, и тем не менее находится в самой большой опасности. Если страдания извне поднимают внутри досаду, раздражение и другие греховные и мучительные страсти, то душа очень сильно страдает. Если не хранить душу как должно, то преследования могут привести к отступлению, Пс 114:3.
(3) Единственный способ сохранить свою душу — это предать ее Богу, делая добро. Предайте ваши души Богу путем торжественного посвящения, молитвы и будьте постоянны в добром деле, Рим 2:7.
(4) Когда праведники находятся в бедствии, у них имеется великое ободрение: Бог есть их Создатель, верный в Своих обетованиях, и они могут предать Ему Свои души.
Ст. 12−13 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете
Это добавил апостол к сказанному пред сим. Он замечал, что некоторые соблазняются постигающими их скорбями, так как в законе обещается работающим Господу мир (Рим 2:10); и хотя выше, когда давал правила слугам, кратко утешал подобным образом, но теперь дает простор речи, и говорит: возлюбленные! Самым наименованием сим тотчас показывает, что скорби бывают с ними не потому, что Бог ненавидит их, но потому, что очень любит их. Не чуждайтесь — то же, что — не удивляйтесь (ξενίζεσθε). Потом, скорби назвал огненным искушением (обжиганием), и тем показал, что они ниспосылаются на них для испытания. А испытание делает испытуемый предмет весьма ценным, подобно как золото и серебро. К этому прибавил нечто, блаженнейшее всего, именно, что претерпевающие это подобны своему Учителю Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке. Этим оканчиваются все стремления.
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного
[Петр] ободряет верующих, что им не стоит огорчаться из-за приносимого страдания, ибо Христос за нас претерпел больше, чем, кажется, мы выносим за веру Его. Следовательно, при таких обстоятельствах надо радоваться терпению, чтобы перед Ним прославлялась совершенная радость.
Источник: Обзор апостольских посланий.
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного
То есть они считают новыми страдания в небывалых делах, но, однако, они старые, потому что это роды пророческих страданий. Теперь Петр объявляет, что все роды страданий заключались в кресте Христа, чтобы не требовать от нас того, что Сам не претерпел.
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
Ст. 12−13 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете
Апостол говорит о естественности и даже необходимости для истинных последователей Христовых «огненного искушения» (puriusiV — собственно: воспламенение, пожар), т. е., огня бедствий и скорбей, с целью испытания даже праведников и усовершения их добродетели (сл. 1:7; Иак 2 сл.): бедствиями душа очищается и возвышается добродетель, как золото очищается в горниле и возвышается в ценности по мере удаления через огонь примесей. Такой порядок в жизни праведников вполне согласен с заповедями и обетованиями Самого Господа (Мф 5:11; Ин 15:18; 16:2). Величайшую отраду в страданиях христианина составляет сознание, что через страдания свои он сделается участником Христовых страданий и находится со Христом в живом единении (Рим 13:7; 2Кор 1:7). В ст. 13 Апостол «прибавил нечто, блаженнейшее всего, именно, что претерпевающие испытания подобны своему Учителю-Христу, и ныне терпят вместе с Ним бесчестие, для того, чтобы вместе с ним же прославиться в будущем веке» (блаж. Феофил.).