Всякий, страдающий плотью, то есть телом, перестает грешить. Перед верующим стоят две возможности — грех или страдание. Он может жить так же, как и окружающие его безбожники, разделяя их греховные удовольствия, и таким образом избежит преследований. Или он может жить в чистоте и благочестии, неся поругание за Христа, и страдать от злых людей.
Джеймс Гутри, мученик, сказал перед казнью через повешение: «Дорогие друзья, испейте эту чашу страданий, которую я испил, прежде чем согрешить, ибо грех и страдания были предложены мне, и я выбрал страдания».
Когда верующий сознательно выбирает преследования за веру, а не жизнь во грехах, он перестает грешить. Это не значит, что он больше не совершает грех, но власть греха в его жизни сломлена. Когда человек страдает из-за того, что отказывается грешить, он больше не подчиняется желаниям плоти.
I. В какой форме выражен призыв. Что предшествует — Христос пострадал за нас плотию, то есть в человеческой природе. Следствие, или вывод из этого, — «то и вы вооружитесь тою же мыслью, тем же мужеством и решимостью». Слово «плоть» в первой части стиха означает человеческую природу Христа, а в последней части — испорченную природу человека. Итак, его смысл таков: «Как Христос пострадал в Своей человеческой природе, так и вы, согласно вашему обещанию и исповеданию при крещении, заставьте страдать свою испорченную природу, предавая смерти тело греховное путем самоотречения и самоотвержения, ибо если вы не будете страдать таким образом, то не уподобитесь Христу в Его смерти и воскресении и не перестанете грешить». Запомним:
1. Страдания Христа являются самым сильным и самым лучшим аргументом против всякого рода греха. Если вы не отложили грех, то теряете всякое сострадание и сочувствие к страдающему Христу. Он умер, чтобы уничтожить грех, Он мог добровольно принять на Себя самые жестокие страдания, но никогда не мог подчиниться даже малейшему греху.
2. Начало всякого истинного умерщвления лежит в душе, а не в наложении епитимий и тяжелых испытаний на тело. Душа человека плотская, она полна вражды, разум его помрачен, будучи отчужден от жизни Божией, Еф 4:18. Человек по своей природе не искренен, но пристрастен, слеп и порочен, пока возрождающая благодать Божия не обновит и не освятит его.
II. Как этот призыв объясняется дальше, ст. 2. Апостол объясняет, что значит быть мертвым для греха и перестать грешить, как с негативной, так и с позитивной стороны. С негативной стороны: христианин должен остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, не для греховных похотей и порочных желаний плотского развращенного человека. С позитивной стороны: он должен сообразовываться с явленной волей Святого Бога. Запомним:
1. Похоти людей являются источником всякого зла, Иак 1:13−14. Каковыми бы ни были искушения, они не смогли бы победить, если бы не собственная испорченность человека.
2. Все искренние христиане делают волю Божию правилом своей жизни и поведения, а не свои похоти и желания.
3. Истинное обращение производит удивительные перемены в сердце и жизни каждого, кто пережил его. Человек отвращается от своих старых плотских похотей, мирских путей и пороков и обращается к воле Божией. Обращение изменяет душу, разум и поведение каждого, испытавшего его на себе.
III. Чем апостол подкрепляет свой призыв (ст. 3): Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, и далее. Здесь апостол мотивирует свой призыв требованиями справедливости. «Это будет всего лишь честно, справедливо и разумно, если вы будете теперь служить живому Богу, как раньше, в течение всей своей прежней жизни, вы служили греху и сатане». Хотя те, к кому обращался апостол, были иудеями, однако, живя среди язычников, они научились их путям. Заметим:
1. Истинно обращенному человеку мучительно думать о том, как он прожил прежние годы своей жизни: о той опасности, к которой он шел так много лет, о зле, причиненном другим, о бесславии, нанесенном Богу, и о собственных потерях; все это причиняет ему боль.
2. Пока воля человека не освящена, порочна, он постоянно ходит грешными путями, он избирает их как свое дело и занятие, наслаждается ими и с каждым днем ухудшает свое и без того скверное положение.
3. Один допущенный грех влечет за собой другой. Здесь перечисляются шесть грехов, и все они взаимосвязаны между собой и зависят один от другого.
(1) Распутство (англ. слово, соответствующее русскому нечистоты. — Прим. переводчика), выражаемое во взглядах, жестах или в поведении, Рим 13:13.
(2) Похоти — распутные действия, такие как блуд и прелюбодеяние.
(3) Пьянство: здесь осуждается чрезмерное употребление вина, наносящее вред здоровью и делу.
(4) Пиршества (в русском тексте аналогичного выражения нет. — Прим. переводчика), то есть роскошные пиры, слишком частые, слишком обильные или слишком дорогие.
(5) Излишество в пище и питии, то есть объедение, прожорливость.
(6) Нелепое идолослужение. Языческие идолослужения сопровождались распутством, пьянством, обжорством и различными проявлениями грубости и жестокости; и эти иудеи, по крайней мере некоторые из них, живя длительное время среди язычников, развратились такими обычаями.
4. Долг христианина — воздерживаться не только от грубых грехов, но и от всего того, что может послужить поводом к греху или повлечь за собой зло. Излишества в пище и питии запрещаются наравне с идолослужением и похотями.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Во всех этих выражениях, [сказанных о Христе], разумеем не двоих, не Бога отдельно и человека — отдельно (ибо Он был Един), а только в уме отделяем естество каждого. Ибо Петр не двоих разумевал, сказав: как Христос пострадал за нас плотию.
Источник: Против Евномия.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Чтобы точнее уразуметь и бесстрастие естества в Слове, и немощи, приписываемые Ему по причине плоти, хорошо выслушать блаженного Петра. Ибо он может быть достоверным свидетелем о Спасителе. И так пишет он в своем послании, говоря: «Христу убо пострадавшу за ны плотию». Следовательно, когда сказывается о Христе, что алчет, жаждет, утруждается, не знает, спит, плачет, просит, убегает, рождается, отказывается от чаши, и вообще, приписывается Ему все свойственное плоти, каждый раз справедливо будет повторять то же. Так, Христос алчет и жаждет «за ны плотию», именует Себя не знающим, заушается и утруждается «за ны плотию» и еще возносится на крест (Иоан. 12, 32), рождается, возрастает плотию, страшится, скрывается «плотию», говорит: «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Матф. 26, 39), терпит биение, приемлет раны «плотию», и вообще, все подобное сему восприемлет на Себя «за ны плотию». Посему и сам Апостол сказал: «Христу убо пострадавшу», не Божеством, но «за ны плотию», чтобы разумеемы были страдания, не Самому Слову по естеству свойственные, но свойственные по естеству самой плоти. Потому никто да не соблазняется тем, что в Господе есть человеческое, а напротив того, да знает, что Само Слово по естеству бесстрастно, и однако же по причине плоти, в которую облеклось Оно, сказуется о Нем это, потому что свойственно это плоти, а тело стало собственным телом Спасителя. И Он как бесстрастный по естеству и пребывает бесстрастным, не терпя от сего вреда, но паче уничтожая и истребляя все сие; люди же, так как немощи их перешли на Бесстрастного и истреблены, и сами уже навеки делаются бесстрастными и свободными от немощей, как учит Иоанн, говоря: «и весте, яко Он явися, да грехи наша возмет, и греха в Нем несть» (1Иоан. 3, 5).
Источник: На ариан слово третье.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Для того, чтобы [люди] веровали в Него как в Спасителя всех в соответствии с домостроительным принятием того, что Ему причиталось, Он являет страдания Своего тела, как было изречено устами пророка словно бы от Его лица: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6).
Источник: Послание Иоанну.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
[Христос] пострадал не Божеством, а плотью. Ведь Бог всегда бесстрастен. Пострадал же он плотью, как учит апостол, чтобы от Его раны проистекло спасение всему человеческому роду — как и предсказал пророк Исаия. Ибо Христос пострадал за наши грехи, чтобы нам была дарована справедливость.
Источник: Объяснение символа веры.
Ст. 1−2 Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью
Тою же мыслью вместо: по тому же стремлению, по той же цели. Ибо недостает предлога κατά, потому что сказано с опущением. Рассказав о домостроительстве спасения, о сошествии Господа во ад, и о том, для чего Он сходил туда, именно — для спасения содержимых во аде, апостол находит в смерти Господа иной повод к увещанию к добродетели. Если Христос умер за нас плотью (ибо, без сомнения, не бессмертным и Божественным Своим естеством), то и мы, в отплату Ему, должны для Него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить только по воле Божией.
Ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией
Страдающий вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем (2Тим 2:11), и: почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим 6:11).
Источник: Толкование на 1-е послание Петра.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Каждый из святых, кто предал тело свое на мучение жестоким гонителям, без сомнения, до конца своей жизни, насколько это посильно для человеческой натуры, воздерживался от грехов. Ибо разве мог думать о совершении греха, о плотских похотях, разве мог обращаться душою к чему-то, кроме воли Божией, тот, кто, будучи либо распят на кресте, либо побит камнями, либо брошен на растерзание зверям, либо возведен на костер, либо истязаем ударами бичей, либо подвержен другим мучениям какого угодно рода, вынужден был желать лишь того, чтобы принять венец жизни, когда завершится это единоборство? Итак, блаженный Петр желает, чтобы и мы всегда подражали их настрою, поскольку нам дан пример страданий Господа.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить
Петр ясно указывает посредством уточнения, говоря: плотью, ибо по Божеству Он был бесстрастен и не чувствовал боль, как ее свойственно чувствовать душе человека. Ведь Божество бесстрастно, не подвержено никакой боли и ни в чем пределы бесстрастия не переступает. Напротив, Он победил страсти и притупил жало смерти — пусть даже Он вступил с ней в бой посредством плоти, подверженной страданиям.
Источник: Фрагменты.
Ст. 1−2 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией
Мысль о Христе, пострадавшем за людей, воскресшем из мертвых и вознесшемся на небо (1Пет 3:18, 21−22), должна, по Апостолу, побуждать и всех христиан вооружиться готовностью страдать, в случае надобности, за Христа, зане пострадавый плотию креста от греха: «Пострадавый» вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2Тим 2:1) и: «будем мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим 6:11). Вообще толкованием приведенного изречения Ап. Петра и обоих рассматриваемых нами стихов гл. IV служит вся глава IV послания Ап. Павла к Римлянам: там и здесь мысль одна, только у Ап. Павла она раскрыта несравненно подробнее. Сущность дела в том, что обращающийся ко Христу верою в Его искупительную крестную смерть сораспинается Ему, а через крещение спогребается Ему, и, как мертвый не грешит, так и христианин должен считать себя мертвым для греха, грех не должен иметь над ним власти, а жить он должен для Одного Бога (Рим 6:1−23). «Если Христос умер за нас плотью (ибо без сомнения не бессмертным и божеским своим естеством), то и мы в оплату Ему должны для Него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить по одной только воле Божией» (блаж. Феофил.), ища плода закона — святости и конца его — жизни вечной (Рим 6:22).