Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 3 глава 8 стих)

το τελος (#5465) используется как наречие, "наконец". В данном наречном значении это слово всегда вводит новую тему разговора, а не просто подводит итог сказанного ранее. Здесь оно обозначает переход от разговора об этических обязанностях к общему утверждению христианской веры (Selwyn). ομοφρων (#3939) единомыслие, то есть внутреннее единство в отношениях к духовному, делающее ересь немыелимой (Веаге); мир в отношениях в доме (ВВС), συμπαθης (#5218) полный симпатии, разделяющий чувство. Это готовность проникнуть в чувства другого человека и разделить их, будь то горе или радость (Kelly; Веаге). φιλαδελφος (#5790) любовь брата, братская любовь, ευσπλαγχνος (#2359) сострадание, сострадательная нежность (см. Еф. 4:32; TDNT; MNTW, 156f). ταπεινοφρων (#5426) смиренный (см. Флn. 2:3; TDNT; TLNT).


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 3 глава 8 стих)

3:8 будьте все единомысленны Образовано от двух греческих слов, означающих «думать одно и то же», «иметь сходное мышление». Имеется в виду внутреннее единство сердец. Все христиане должны являть в этом пример и быть инициаторами мира и единства, а не разрушения и дисгармонии (Ин 13:35; 17; Рим 12:16; 15:5; 1Кор 1:10; Флп 2:1,2). братолюбивы Предмет заботы Петра (см. 1:22; 2:17; 4:8; 5:14).


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 3 глава 8 стих)

Стихи 8−15. Далее апостол переходит от частных к более общим увещаниям.

I. Он учит нас, как должны обращаться друг с другом христиане и друзья. Он советует христианам быть единомысленными, единодушными в убеждениях своей общей веры и в исполнении своего общего религиозного долга; поскольку многие христиане в то время переживали скорби, он предписывает им быть сострадательными, братолюбивыми, милосердными к тем, кого постигло горе, и дружелюбными со всеми. Сделаем из этого вывод:

1. Христиане должны стремиться к единодушию в главных вопросах веры, в неподдельной любви и в практике христианской жизни; они должны быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим 15:5), по Слову Божиему, а не в угоду человеку.

2. Хотя христиане не могут быть абсолютно единомысленны, тем не менее они должны сострадать друг другу и любить друг друга, как братья; они не должны преследовать и ненавидеть друг друга, а любить любовью большей, чем обычная привязанность, братской любовью.

3. Христианство требует сострадательности к несчастным и вежливости ко всем. Только отъявленные грешники или низкие отступники не заслуживают вежливого обращения, 1Кор 5:11; 2Ин 1:11.

II. Апостол учит нас, как мы должны обращаться со своими врагами. Он знал, что христиане будут ненавидимы и гонимы всеми за имя Христа, поэтому:

1. Он предостерегает их, чтобы они не воздавали злом за зло, или ругательством за ругательство, но, напротив, «когда вас ругают, вы благословляйте, когда вам говорят злые слова, вы говорите добрые; ибо Христос Своим словом и Своим примером призвал вас благословлять проклинающих вас и завещал вам благословение как вечное наследие, хотя вы и недостойны его». Терпеливо переносить обиды и благословлять своих врагов — это путь для получения Божиих благословений. Запомним:

(1) Воздавать злом за зло или ругательством за ругательство — это греховная, нехристианская практика; власти могут наказывать злодеев, а частные лица могут требовать судебной защиты, когда их обидели, но личная месть в виде драки, скандала или тайного вредительства запрещена, Притч 20:22; Лк 6:27; Рим 12:17; 1Фес 5:15. Ругать — это значит бранить резкими, неприятными и укоризненными словами, но когда служители строго укоряют и горячо осуждают грехи, это не значит ругаться; все пророки и апостолы поступали таким образом, Ис 56:10; Соф 3:3; Деян 20:29.

(2) Закон Христа обязывает нас воздавать благословением за проклятие (Мф 5:44): «...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Вы не должны оправдывать их грехи, но должны делать для своих врагов все, что требует справедливость или повелевает милосердие». Мы должны любить, сострадать и молиться за проклинающих нас.

(3) Призвание христианина не только наделяет его славными привилегиями, но и налагает на него трудные обязательства.

(4) Все истинные слуги Божии безусловно наследуют благословение, они уже теперь в значительной степени владеют им, но полностью будут обладать им в ином мире.

2. Апостол дает превосходный совет тем, кто хочет спокойно и счастливо жить в этом злобном мире, ст. 10; он заимствован из книги Псалмов 33:13−15. «Если вы действительно хотите, чтобы ваша жизнь была долгой и ваши дни — мирными и благополучными, то удерживайте свой язык от брани, злоречия, клеветы, а уста — от лжи, обмана и лицемерия. Старайтесь не причинять своим ближним никакого вреда, но будьте всегда готовы творить добро и побеждать зло добром; ищите мира со всеми, стремитесь к нему, хотя он и уходит от вас. Это самый лучший способ расположить людей хорошо отзываться о вас и жить с вами мирно». Запомним, (1) Божиим людям Ветхого и Нового заветов предписываются одни и те же нравственные обязанности; удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей — таково было правило в дни Давида, и таким же оно остается в наши дни.

(2) Вполне законно рассматривать временные привилегии как мотив, побуждающий людей к благочестию.

(3) Благочестивая жизнь, особенно умение управлять своим языком, — это наилучший путь к достижению спокойной и благополучной жизни; искренний, безвредный и сдержанный язык это единственное средство, могущее спокойно и мирно провести нас через этот мир.

(4) Избегать зла, делать добро есть путь к довольству здесь и к блаженству — там.

(5) Долг христианина состоит не только в том, чтобы принимать мир, когда его предлагают, но искать и стремиться к миру, когда его отвергают; здесь имеется в виду мир между сообществами и частными лицами, в противоположность делениям и распрям.

3. Христианам не следует опасаться, что их терпение и незлобивость, предписываемые апостолом, навлекут на них жестокость их врагов, ибо на их сторону встанет Сам Бог: Потому что очи Господа обращены к праведным.., ст. 12; Он особо отмечает их, они находятся под Его постоянным водительством, Он оказывает им особенное уважение и любовь. И уши Его к молитве их; так что, если их кто-то обидит, у них есть это средство, они могут пожаловаться своему небесному Отцу, Чьи уши всегда внимательны к молитвам Своих рабов, переживающих трудности, и Кто, конечно, поможет им против нападок их неправедных врагов. Но лицо Господне против делающих зло; Его гнев, недовольство и мщение будут неотступно следовать за ними, ибо Бог — больший враг жестоких преследователей, чем люди. Отметим:

(1) Мы не должны понимать буквально все места Священного Писания, необходимо исследовать их смысл и значение, а иначе будем увлечены богохульными заблуждениями и нелепыми утверждениями; мы не должны воображать, что Бог имеет уши, глаза и лицо, хотя именно так говорится в Священном Писании.

(2) Бог особенно заботится и по-отечески любит всех Своих праведных людей.

(3) Бог всегда слышит молитвы верных, Ин 9:31; 1Ин 5:14; Евр 4:16.

(4) Хотя Бог бесконечно благ, тем не менее Он ненавидит нераскаявшихся грешников и изольет Свой гнев на делающих зло. Бог всегда справедлив и Он совершит правосудие над всем миром, и Его благость не помешает Ему сделать это.

4. Дальнейший настоятельный призыв к смиренному и терпеливому поведению христиан, обоснованный двумя доводами:

(1) Это самый верный и лучший способ предотвратить страдания: И кто сделает вам зло?.. (ст. 13). Я полагаю, что говоря это, апостол имел в виду христиан в обычных условиях, а не в период жестоких гонений. «Обычно лишь немногие бывают настолько жестоки и нечестивы, чтобы вредить тому, кто живет такой честной и полезной жизнью, как вы».

(2) Таким путем можно использовать страдания во благо себе. «Если вы ревнители доброго, и тем не менее страдаете, то это страдания за правду (ст. 14), они будут вашей славой и вашим блаженством, так как дают вам право на блаженства, обещанные Христом» (Мф 5:10); поэтому:

[1] «Вы не должны страшиться ничего, чем бы они ни устрашали вас, вас не должны смущать и беспокоить ни ярость, ни сила ваших врагов». Запомним:

Во-первых, Всегда ревновать о добром — это самое лучшее направление, которое мы можем избрать для обеспечения безопасности в пути.

Во-вторых, Страдать за правду это честь и счастье христианина; страдать за дело истины, ради сохранения доброй совести или верности какому-либо христианскому долгу великая честь; в этом случае утешение больше, чем мучение, слава больше, чем позор, и приобретение больше, чем потеря.

В-третьих, У христиан нет причин страшиться угроз или ярости никаких своих врагов. «Ваши враги — Божии враги, Его лицо против них, Его власть выше их они находятся под Его проклятием и ничего не могут сделать вам без Его позволения, поэтому не смущайтесь».

[2] Вместо того чтобы бояться страхом человеческим, Господа Бога святите в сердцах ваших.., ст. 15; ...Он — страх ваш, и Он трепет ваш! (Ис 8:13). Не бойтесь убивающих тело.., бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну, Лк 12:4−5. Мы святим Господа Бога в своих сердцах, когда искренно и ревностно поклоняемся Ему, когда думаем о Нем с благоговением и трепетом, когда уповаем на Его силу, надеемся на Его верность, подчиняемся Его мудрости, подражаем Его святости и воздаем Ему славу, достойную Его совершенств. Мы святим Бога перед другими, когда наше поведение вдохновляет и их прославлять и чтить Его; от нас требуется то и другое, Лев 10:3. «Когда этот принцип глубоко укоренится в вашем сердце, следующее, что от вас требуется в отношении людей, — это всегда быть готовыми, то есть способными дать ответ, или оправдать и защитить веру, исповедуемую вами, причем всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, в том уповании, которое вы имеете или ради которого терпите такие трудности в этом мире». Запомним, Во-первых, Благоговейное сознание Божиих совершенств — самое лучшее средство против страха перед страданиями, если мы больше боимся Бога, то людей, конечно, будем бояться меньше. Во-вторых, Упование и вера христианина могут быть защищены перед всем миром. Христианская вера имеет под собой доброе основание, это не какие-то человеческие фантазии, но разумная система, данная по откровению с неба, отвечающая всем нуждам несчастных грешников и полностью сосредоточенная на славе Бога через Иисуса Христа. В-третьих, Каждый христианин обязан дать отчет о своем уповании и защитить его. Христиане должны быть готовы обосновать свое христианство, чтобы не могло показаться, будто они движимы безрассудством или пустым воображением. Возможно, придется не раз и не два защищать свою веру, так что христианин должен быть всегда готов сделать это и перед властями, когда они потребуют, и перед любознательным христианином, желающим знать об этом либо ради большей осведомленности, либо в целях своего совершенствования. в-четвертых, Исповедание своей веры следует делать с кротостью и благоговением; защищать свою веру следует скромно и кротко, в страхе Божием, наблюдая за собою и благоговея перед Тем, Кто является высшим для нас.


Толкование отцов церкви (1 Петра 3 глава 8 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 8−9 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение

Связь с предыдущим наставлением такая: наконец, или сказать кратко, будьте все единомысленны и проч., зная, что вы к тому призваны, чтобы благословлять всех. Ибо и Павел говорит: благословляйте гонителей ваших (Рим 12:14). Поступая таким образом, вы от всех будете слышать наименование вас благословляющими (Пс 36:20). Ибо Жаждущему вечной жизни не следует никого злословить языком. Посему и Давид тех, которые сильно желают достигнуть истинной жизни, убеждает удерживать язык от зла (Пс 33:14). Когда вы так устроите себя, то Всемогущий будет к вам милостив. А в таком случае кто может сделать вам зло? Но если вам и при делании добра и ревности по нем будет нанесено оскорбление, то не горюйте, но радуйтесь, во-первых, потому, что это не зло, а во-вторых, потому, что вы чрез это блаженны. Посему святите в сердцах ваших Бога, а страха человеческого не бойтесь, и не смущайтесь. Иначе. Окончив частные наставления, касающаяся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем, мужьям и женам, и говорит: наконец. К чему частные наставления? Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель — спасение, у всех один закон — любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие, и проч. Из них единомыслие есть совершенное согласие в чем-нибудь. Сострадание — сожаление к страждущим такое же, как и к самим себе. Братолюбие — расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Милосердие — душевное стремление к благотворению однородным. Дружелюбие — кротость со всеми, как со знакомыми и друзьями. Смирение или смиренномудрие — перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Сими-то добродетелями украшайтесь; при чем не поддавайтесь злобе (ругательство есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию), но ревнуйте по добре, проводя жизнь святую и совершенную. Ибо благословляемый всеми есть и ревнитель.

Источник: Толкование на Первое послание апостола Петра.

Экумений († X в.)

Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры

Вместо того чтобы сказать: зачем вдаваться в частности? — я [говорит Петр] просто обращаюсь ко всем. Оттого и слово наконец. Кроме того, спасение — это общая для всех цель и закон любви для всех один

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.

Беда Достопочтенный (672−735)

Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры

Так как выше он учил различных людей, представителей различных слоев и противоположных полов подобающему им различению, теперь он увещевает всех их вместе в деле Господней веры быть единомысленными и единодушными.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский (~401−449)

Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры

Все единомысленны — то есть и цари мирские, и рабский народ, и главы церквей, и монахи, и покоренные, и мужи, и жены. Словно глава всего мира, Петр в вере все ранги Церкви соединяет в согласии.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Монах Андрей

Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры

Он уже не увещевает отдельно мужчин и женщин, но вообще всем излагает закон любви, из которого произрастает всякая добродетель: сострадание, милосердие, смиренномудрие и прочие, которые он раскрыл по порядку.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 8−9 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение

От частных наставлений лицам отдельных состояний Апостол опять обращается к общим наставлениям всем вообще христианам, и сущность этих наставлений — заповедь о любви и ее видах и проявлениях. «Окончив частные наставления, касающиеся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем… Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель — спасение, у всех один закон — любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие и проч. Из них «единодушие» есть совершенно безразличное согласие в чем-нибудь. «Сострадание» — сожаление к злостраждущим такое же, как и к самим себе. «Благоутробие» — расположение к ближним такое, какое должно быть и к братьям. «Благоутробие» — душевное стремление к благотворению однородным. «Любомудрие» — кротость и дружелюбие со всеми, как со знакомыми и друзьями. «Смирение» или «смиренномудрие» — перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно было бы назвать благомыслием. «Досаждение» (ругательство) есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию. Сими-то добродетелями украшайтесь» (блаж. Феофил.).


Открыть окно