Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (1 Петра 3 глава 7 стих)

Говорится ли в этом тексте о том, что цель благоразумия мужа в том, чтобы его молитвы могли пройти сквозь потолок, или же это является результатом его благоразумия? Конструкция “εις το + инф.” может употребляться для выражения и цели, и результата. Для решения данного вопроса следует принять во внимание другие экзегетические соображения.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 3 глава 7 стих)

συνοικουντες praes. act. part, от συνοικεω (#5324) жить вместе. Part, используется как imper. (Selwyn). γνωσις (#1194) понимание. Здесь подразумевается христианская зоркость и такт, сознательная чувствительность к воле Божьей (Kelly; Веаге). ασθενεστερφ сотр. от ασθενης (#822) слабый; сотр. более слабый. Здесь может иметься в виду физическая слабость (Selwyn; Best; Веаге; ВВС), σκευος (#5007) сосуд, кувшин, инструмент. Это слово может обозначать физическое тело (Selwyn; Schelkle). Dat. здесь может быть дополнением part, συνοικουντες или относиться к part, απονεμοντες (Michaels), γυναικειος (#1221) женский; здесь״, женщина, жена. N. adj. используется с артиклем для обозначения абстрактного имени (Selwyn). απονεμοντες praes. act. part, от απονεμω (#671) предписывать, показывать, проявлять уважение. Здесь в значении проявления уважения к кому-л. (BAGD). В папирусах обозначает отдавать долг или проявлять благодарность (MM; NDIEC, 1:61-62; Preisigke, 1:190). Иосиф Флавий использует это слово, рассказывая о почете, который Тит отдал своим войскам после разрушения Иерусалима (Jos., JW, 7:15; о других употреблениях у Флавия см. CCFJ, 1:201). συγκληρονομος (#5169) сонаследник; с последующим объектн. gen., "сонаследники благодати жизни", т. е., благодатного дара вечной жизни, данного Богом (Bigg), εγκοπτεσθαι praes. pass. inf. от εγκοπτω (#1601) прерывать, мешать (см. Гал. 5:7; 1 Фес. 2:18; TDNT; NIDNTT). Артикулированный inf. с предл. εις (#1650) выражает цель (RWP). προσευχας асс. pl. от προσευχη (#4666) молитва.


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 3 глава 7 стих)

3:7 Также и вы, мужья Мужья-христиане также должны быть покорными (ср. Еф 5:21). Верующий муж должен не подчиняться жене как лидеру, а быть внимательным к ее нуждам, страхам и чувствам. Другими словами, муж-христианин должен согласовывать свои потребности с потребностями жены, независимо от того, христианка она или нет. Петр особенно выделяет внимательное, рыцарское, дружеское отношение. немощнейшим сосудом Хотя они духовно равны во Христе (см. Гал 3:28), женщина физически слабее и нуждается в защите, обеспечении и поддержке со стороны мужа. сонаследницам благодатной жизни Выражение «благодатная жизнь» здесь означает брак, а не спасение. Брак — это лучшее, что можно приобрести в земной жизни. Муж должен стремиться к дружескому общению со своей женой независимо от того, является она христианкой или нет (ср. Еккл 9:9). не было вам препятствия в молитвах Относится к молитвам мужей за спасение своих жен (см. пояснение к ст. 1). Такая молитва могла остаться без ответа, если муж пренебрегал нуждами своей жены и общением с ней.


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 3 глава 7 стих)

Стихи 1−7. Объяснив долг подданных по отношению к государственной власти и обязанности слуг по отношению к их господам, апостол переходит к объяснению долга жен и мужей.

I. Чтобы жены-христианки не думали, что обращение к Христу и их права на все христианские привилегии освобождают их от покорности неверующим мужьям или мужьям-иудеям, апостол здесь говорит им:

1. В чем состоит долг жен.

(1) В повиновении, или в нежной покорности воле своих мужей и в послушании их справедливому авторитету, такое услужливое поведение жен будет самым надежным способом приобрести тех непокорных и неверующих мужей, которые отвергают слово или не принимают никаких других доказательств его истинности, кроме благоразумного, миролюбивого и примерного жития жен своих. Запомним:

[1] Каждые конкретные отношения предусматривают конкретные обязательства, служители должны объяснять их, а народ — понимать.

[2] Радостное повиновение и любовное, почтительное уважение — это долг жены-христианки по отношению к своему мужу, каким бы он ни был, добрым или злым; таким был долг Евы перед Адамом до их падения, и до сих пор от жен требуется то же самое, хотя теперь это намного труднее, чем было раньше, Быт 3:16; 1Тим 2:11.

[3] Хотя цель Евангелия — покорять и приобретать души для Иисуса Христа, однако много есть таких упорных людей, которые не приобретаются словом.

[4] После слова Божиего нет ничего более действенного для приобретения людей, чем доброе поведение и тщательное исполнение родственных обязанностей.

[5] Нечестие и неверие не упраздняют родственных уз и не освобождают от обязанностей, обусловленных родственными отношениями; жена должна исполнять свой долг перед мужем, если даже он не покоряется слову (2) В страхе, или в почтении к своим мужьям, Еф 5:33.

(3) В чистом житии, за которым тщательно наблюдают их неверующие мужья.

[1] Нечестивые люди очень строго следят за поведением верующих; их любопытство, зависть и подозрительность заставляют их пристально наблюдать за путями и жизнью добрых людей.

[2] Чистое житие, сопровождаемое должным уважением к каждому человеку, — прекрасный способ приобрести их для веры в Евангелие и заставить покориться слову.

(4) В предпочтении украшения души украшению тела.

[1] Апостол устанавливает правило относительно одежды верующих женщин, ст. 3. Запрещаются три вида украшения: плетение волос, к чему в те времена обычно прибегали распутные женщины; золотые уборы, или золотые украшения, какие в свое время носили Ревекка, Есфирь и другие благочестивые женщины, но впоследствии ими стали украшать себя, главным образом, блудницы и порочные люди; нарядность в одежде, то есть излишняя изысканность. Запомним:

Во-первых, Верующие люди должны заботиться о том, чтобы их внешнее поведение полностью соответствовало их христианскому исповеданию: Будьте святы во всех поступках.

Во-вторых, Внешнее украшение тела очень часто бывает чувственным и чрезмерным; например, когда оно не соответствует званию и положению в этом мире; когда вы гордитесь им и возноситесь; когда вы одеваетесь с намерением очаровать и соблазнить кого-то; когда ваша одежда слишком богата; когда покрой вашего платья чересчур причудлив в подражание легкомысленным и тщеславным людям; когда ваша одежда неприлична и экстравагантна. Украшения блудницы не пристали целомудренной жене-христианке.

[2] Вместо внешнего украшения тела, апостол учит христианок украшать себя более превосходными и прекрасными украшениями, ст. 4. Заметьте здесь:

Во-первых, Что подлежит украшению — сокровенный сердца человек, то есть душа, сокровенный, внутренний человек. Надо заботиться больше об украшении души, нежели тела.

Во-вторых, Каким должно быть украшение. Душу следует украшать тем, что нетленно, то есть дарами и плодами Духа Святого. Украшения тела уничтожаются молью и снашиваются, но дары Божии становятся тем ярче и прекраснее, чем больше мы ими пользуемся. Самым лучшим украшением христианки является кроткий и молчаливый дух, спокойный покладистый характер, свободный от страстей, гордости и чрезмерного гнева, обнаруживающий себя в кротком услужливом поведении в своей семье. Если муж груб и не расположен к вере (как было в случае добродетельных жен, к которым обращается апостол), то нет более надежного способа приобрести его, чем благоразумное и кроткое поведение. Кроткий дух, по крайней мере, даст ей самой душевное спокойствие, которое, будучи видимым для окружающих, станет ее украшением в глазах мира.

В-третьих, Превосходство кроткого и молчаливого духа. Кроткий и молчаливый дух драгоценен перед Богом и любезен людям. Запомним:

1. Главная забота истинного христианина заключается в правильном управлении своим собственным духом. Где кончается труд лицемера, там начинается труд истинного христианина.

2. Красота внутреннего человека вот главное украшение христианина, и, особенно, сдержанный, кроткий и молчаливый нрав делает прекрасным и мужчину и женщину.

2. Поскольку обязанности жен-христианок трудны по своей природе, то апостол усиливает их с помощью примеров:

(1) Святых жен прошлого, уповавших на Бога, ст. 5. «Вы, как и эти святые жены, не можете претендовать на извинения, ссылаясь на то, что вы являетесь слабым полом. Они жили в древние времена, имели меньше знаний и меньше примеров для своего ободрения и, тем не менее, во все века исполняли этот долг; они были святыми женами, поэтому их пример для вас обязателен; они уповали на Бога, однако не пренебрегали своим долгом перед мужем; обязанности, налагаемые на вас, быть кроткого духа и покорными своим мужьям, не новы, они практиковались величайшими и наилучшими женщинами в мире».

(2) Сарры, которая повиновалась своему мужу и последовала за ним, когда он вышел из Ура Халдейского, не зная куда идет, и называла его господином, тем самым выказав ему почтение и признав его власть над собой, хотя Бог с неба провозгласил ее царицей, изменив ее имя. «Вы — дети ее, если подражаете ей в вере и в добрых делах и не оставляете исповедуемой вами истины из страха перед собственными мужьями, а также и не пренебрегаете своими обязанностями перед ними, но охотно, не по принуждению и не из страха, исполняете их, ради совести перед Богом и из сознания своего долга». Запомним:

[1] Бог тщательно отмечает поступки всех мужчин и женщин в этом мире и хранит записи о них.

[2] Покорность жен своим мужьям — долг, который исполнялся повсеместно всеми святыми женщинами во все века.

[3] Самая великая честь для каждого мужчины и для каждой женщины заключается в том, чтобы в любом положении и в любых условиях, в какие их поставило провидение, вести себя смиренно и верно.

[4] Бог отмечает все доброе, что есть в Его рабах, но покрывает множество их недостатков: неверие и насмешка Сарры не упоминаются при прославлении ее добродетелей.

[5] Христиане должны исполнять свой долг в отношении друг друга не из страха, не по принуждению, но по доброй воле и из послушания Божиим установлениям. Жены должны покоряться своим грубым мужьям не из страха, но из желания быть добродетельными женами и угодить Богу.

II. Далее рассматривается долг мужей по отношению к женам.

1. Отдельные элементы его:

(1) Сожительство, которое запрещает неоправданное разделение супругов и подразумевает совместное владение имуществом и личное общение друг с другом в любви и согласии (в англ. тексте вместо слова обращайтесь стоит живите. — Прим. переводчика).

(2) Обращайтесь благоразумно с женами, не с похотью, как животные, и не со страстью, как бесы, но благоразумно, как подобает разумным и трезвым мужчинам, знающим Слово Божие и свой долг.

(3) Оказывая им честь — оказывая им должное уважение, поддерживая ее авторитет, защищая ее личность, содействуя ее доброй репутации, находя удовольствие в общении с ней, обеспечивая ее щедрым содержанием и доверяя ей.

2. Причины, обуславливающие этот долг. Потому что она — немощнейший сосуд по своей природе и по своей конституции и поэтому нуждается в защите; но в других отношениях, более возвышенных, она равна своему мужу, является сонаследницей благодатной жизни, всех благословений этой и другой жизни, поэтому они должны жить друг с другом мирно, в противном случае их совместной молитве и молитве друг за друга могут быть препятствия, так что часто бывает так, что «вы не просите совсем, а если просите, то просите с расстроенным и раздраженным духом, и поэтому безуспешно». Запомним, (1) Немощи женского пола не являются основанием для разобщения или неуважения, но, напротив, в этом состоит причина для почтения и уважения к ним: Оказывая им честь, как немощнейшим сосудам (в англ. переводе. — Прим. переводчика).

(2) Все наследники благодатной жизни достойны чести.

(3) Все верующие, состоящие в браке, должны стараться жить в мире и любви, чтобы семейные ссоры не препятствовали успеху их молитв.


Толкование отцов церкви (1 Петра 3 глава 7 стих)

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Почему в послании Петровом повелено, чтобы мужи воздавали честь, яко немощнейшу сосуду женскому? Хотя брак честен и ложе законно, но не всегда должно приступать к нему, а иногда должно оставлять его пустым и уступать законам естества, пока оно не очистится и не сделается способным к чадородию. И сие постановил закон; благодать же дает совет, чтобы делалось сие для чистоты и при посредстве непрестанных молитв, и устами Ап. Павла сказала: да пребываете в молитве (1Кор7:5), а устами Ап. Петра изрекла то самое, что ты желал узнать, а именно, что мужи должны воздавать честь яко немощнейшу сосуду женскому.

Источник: Письма.

Макарий Великий (~300−391)

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Тогда через змия с женой говорил лукавый — возможно, потому, что не дерзал даже приближаться к Адаму, но, убедив женщину — слабейший сосуд, - через нее обманул Адама, и таким образом напала на них смерть <…> Точно так же здесь словом второго Адама вторая Ева — Мария — зачала, и через нее произошла жизнь и спасение всем верующим во имя Христа.

Источник: Слово.

Августин (354−430)

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Разве такие супруги не думают о Господнем, как угодить Господу (1Кор 7:32)? Но они встречаются очень редко — кто станет это отрицать?

Источник: О супружеском благе.

Север Антиохийский

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Наставив к послушанию жен, апостол увещевает и мужей быть к ним долготерпеливыми. Он указывает и на другую причину для долготерпения — чтобы не было препятствий молитвам, ведь домашние распри являются препятствием для Божьих дел.

Источник: Фрагменты.

Иларий Арелатский (~401−449)

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Головам приносят беспокойство члены, но сначала Петр исправляет члены, то есть людей презренных и служащих, чтобы большие не презирались меньшими. Однако в конце речи он напоминает большим, чтобы они сострадали меньшим. [Все говорится] согласно учению, то есть согласно закону, устанавливающему молитву супружества, чтобы муж не осквернялся во время поста, так как это может препятствовать в молитвах. Как с немощнейшим сосудом — потому что слабое тело женщины не способно сопротивляться сильному мужу. Как сонаследницам благодатной жизни — словно [Петр] говорит прямо: пока Бог призывает жен к воздаянию вечной жизни, не насмехайтесь над ними. Хорошо говорится: благодатной жизни, потому что жизнь вечная — в благодати, не в плате за труд, разве лишь Бог даст ее даром, как сказано: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим 9:16).

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Беда Достопочтенный (672−735)

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Он говорит также, призывая мужей к подражанию, потому что еще раньше он предписывал это женам словами: когда мужи увидят ваше чистое, богобоязненное житие; а благоразумно [сказано] — чтобы они поняли, чего хочет Бог, и оказывали честь немощному сосуду. Если мы воздерживаемся от соития, мы оказываем честь; если не воздерживаемся, очевидно, что соитие есть нечто противоположное чести. Дабы не было вам препятствия в молитвах. И Павел говорит: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве (1Кор 7:5).

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах

Подчинение жены мужу в христианстве не должно иметь рабского характера, напротив, должно носить характер свободного нравственного повиновения при ответном добром отношении к ней мужа-христианина. Отношения христианских мужей к женам своим, по Апостолу, должны отличаться благоразумною бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением. Обе черты представляют новое, чисто христианское основание: женщины вместе и наравне с мужами являются сонаследницами благодатной жизни и вечного спасения (ср. Гал 3:28); частнее, взаимная, совместная молитва супругов, домашняя и общественная (ср. 1Кор7:5; 1Тим 2:8−9), требует примиренного и ничем не возмущаемого христианского духа, а это возможно лишь при требуемых Апостолом чисто нравственных взаимных отношениях супругов-христиан.


Открыть окно