Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 3 глава 6 стих)

Σαρρα (#4925) Сара. Сара — пример женщины, украшавшей себя кротостью и повиновением мужу (Balch, 103). υπηκουσεν aor. ind. act. от υπακουω (#5634) слушаться, повиноваться, καλουσα praes. act. part, от καλεω (#2813) звать. Temp. part, ("когда она звала его"), но также объяснение ее покорности. Об упоминаниях того, как Сара звала Авраама господином, в иудейской литературе см. Balch, 103-5; Michaels. εγενηθητε aor. ind. pass, (dep.) от γινομαι (#1181) становиться. Гл. γινομαι означает, что раньше они были язычниками (Kelly). Aor. указывает на разовое действие (Goppelt). αγαθοποιουσαι praes. act. part, от αγαθοποιεω (#16) делать добро, φοβουμεναι praes. med. (dep.) part, от φοβεομαι (#5828) бояться, страшиться. Причастия доказывают, что они стали детьми Сары, "делая добро и не поддаваясь страху" (Веаге; Goppelt). πτοησις (#4766) страх, ужас. Это волнение, колебание, робость духа, вызванная любыми страстями, но особенно страхом (Bigg). Асс., очевидно, используется как родственный асс. (Веаге). Жены должны бояться Бога и не страшиться тех домашних или горожан, которые противостоят им (Balch, 105).


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 3 глава 6 стих)

3:6 ни от какого страха Женщины-христианки иногда испытывали страх перед тем, к чему может привести подчинение неверующим мужьям. Петр наставлял жен, чтобы они не испытывали страха или боязни и сделали подчинение мужу принципом своей жизни. Это предохраняет от любых нападок греха, непослушания Слову Божьему и физического насилия (ср. Деян 4:18−20; 5:28,29; Тит 1:6).


Комментарии МакДональда (1 Петра 3 глава 6 стих)

3:6 Здесь в пример приведена Сарра. Она повиновалась Аврааму, называя его господином. В Бытие 18:12 мы читаем, что Сарра произносила это слово «внутренне». Она не создавала шумихи вокруг своего повиновения Аврааму, называя его при всех господином. Она внутренне признала его своим главой, и это признание проявлялось в ее действиях. Женщины, следующие примеру Сарры, — ее дети. Иудейские женщины — потомки Сарры по рождению.

Но, чтобы быть ее детьми в лучшем смысле, они должны подражать ее поведению. Дети должны быть похожими на своих родителей.

Они должны делать добро и не смущаться ни от какого страха. То есть жена христианка должна выполнять назначенную ей Богом роль послушной помощницы и не пугаться, даже если ей суждено сносить неблагоразумное поведение неверующего мужа, кроме, естественно, тех случаев, когда оно переходит в насилие или угрожает жизни.


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 3 глава 6 стих)

Стихи 1−7. Объяснив долг подданных по отношению к государственной власти и обязанности слуг по отношению к их господам, апостол переходит к объяснению долга жен и мужей.

I. Чтобы жены-христианки не думали, что обращение к Христу и их права на все христианские привилегии освобождают их от покорности неверующим мужьям или мужьям-иудеям, апостол здесь говорит им:

1. В чем состоит долг жен.

(1) В повиновении, или в нежной покорности воле своих мужей и в послушании их справедливому авторитету, такое услужливое поведение жен будет самым надежным способом приобрести тех непокорных и неверующих мужей, которые отвергают слово или не принимают никаких других доказательств его истинности, кроме благоразумного, миролюбивого и примерного жития жен своих. Запомним:

[1] Каждые конкретные отношения предусматривают конкретные обязательства, служители должны объяснять их, а народ — понимать.

[2] Радостное повиновение и любовное, почтительное уважение — это долг жены-христианки по отношению к своему мужу, каким бы он ни был, добрым или злым; таким был долг Евы перед Адамом до их падения, и до сих пор от жен требуется то же самое, хотя теперь это намного труднее, чем было раньше, Быт 3:16; 1Тим 2:11.

[3] Хотя цель Евангелия — покорять и приобретать души для Иисуса Христа, однако много есть таких упорных людей, которые не приобретаются словом.

[4] После слова Божиего нет ничего более действенного для приобретения людей, чем доброе поведение и тщательное исполнение родственных обязанностей.

[5] Нечестие и неверие не упраздняют родственных уз и не освобождают от обязанностей, обусловленных родственными отношениями; жена должна исполнять свой долг перед мужем, если даже он не покоряется слову (2) В страхе, или в почтении к своим мужьям, Еф 5:33.

(3) В чистом житии, за которым тщательно наблюдают их неверующие мужья.

[1] Нечестивые люди очень строго следят за поведением верующих; их любопытство, зависть и подозрительность заставляют их пристально наблюдать за путями и жизнью добрых людей.

[2] Чистое житие, сопровождаемое должным уважением к каждому человеку, — прекрасный способ приобрести их для веры в Евангелие и заставить покориться слову.

(4) В предпочтении украшения души украшению тела.

[1] Апостол устанавливает правило относительно одежды верующих женщин, ст. 3. Запрещаются три вида украшения: плетение волос, к чему в те времена обычно прибегали распутные женщины; золотые уборы, или золотые украшения, какие в свое время носили Ревекка, Есфирь и другие благочестивые женщины, но впоследствии ими стали украшать себя, главным образом, блудницы и порочные люди; нарядность в одежде, то есть излишняя изысканность. Запомним:

Во-первых, Верующие люди должны заботиться о том, чтобы их внешнее поведение полностью соответствовало их христианскому исповеданию: Будьте святы во всех поступках.

Во-вторых, Внешнее украшение тела очень часто бывает чувственным и чрезмерным; например, когда оно не соответствует званию и положению в этом мире; когда вы гордитесь им и возноситесь; когда вы одеваетесь с намерением очаровать и соблазнить кого-то; когда ваша одежда слишком богата; когда покрой вашего платья чересчур причудлив в подражание легкомысленным и тщеславным людям; когда ваша одежда неприлична и экстравагантна. Украшения блудницы не пристали целомудренной жене-христианке.

[2] Вместо внешнего украшения тела, апостол учит христианок украшать себя более превосходными и прекрасными украшениями, ст. 4. Заметьте здесь:

Во-первых, Что подлежит украшению — сокровенный сердца человек, то есть душа, сокровенный, внутренний человек. Надо заботиться больше об украшении души, нежели тела.

Во-вторых, Каким должно быть украшение. Душу следует украшать тем, что нетленно, то есть дарами и плодами Духа Святого. Украшения тела уничтожаются молью и снашиваются, но дары Божии становятся тем ярче и прекраснее, чем больше мы ими пользуемся. Самым лучшим украшением христианки является кроткий и молчаливый дух, спокойный покладистый характер, свободный от страстей, гордости и чрезмерного гнева, обнаруживающий себя в кротком услужливом поведении в своей семье. Если муж груб и не расположен к вере (как было в случае добродетельных жен, к которым обращается апостол), то нет более надежного способа приобрести его, чем благоразумное и кроткое поведение. Кроткий дух, по крайней мере, даст ей самой душевное спокойствие, которое, будучи видимым для окружающих, станет ее украшением в глазах мира.

В-третьих, Превосходство кроткого и молчаливого духа. Кроткий и молчаливый дух драгоценен перед Богом и любезен людям. Запомним:

1. Главная забота истинного христианина заключается в правильном управлении своим собственным духом. Где кончается труд лицемера, там начинается труд истинного христианина.

2. Красота внутреннего человека вот главное украшение христианина, и, особенно, сдержанный, кроткий и молчаливый нрав делает прекрасным и мужчину и женщину.

2. Поскольку обязанности жен-христианок трудны по своей природе, то апостол усиливает их с помощью примеров:

(1) Святых жен прошлого, уповавших на Бога, ст. 5. «Вы, как и эти святые жены, не можете претендовать на извинения, ссылаясь на то, что вы являетесь слабым полом. Они жили в древние времена, имели меньше знаний и меньше примеров для своего ободрения и, тем не менее, во все века исполняли этот долг; они были святыми женами, поэтому их пример для вас обязателен; они уповали на Бога, однако не пренебрегали своим долгом перед мужем; обязанности, налагаемые на вас, быть кроткого духа и покорными своим мужьям, не новы, они практиковались величайшими и наилучшими женщинами в мире».

(2) Сарры, которая повиновалась своему мужу и последовала за ним, когда он вышел из Ура Халдейского, не зная куда идет, и называла его господином, тем самым выказав ему почтение и признав его власть над собой, хотя Бог с неба провозгласил ее царицей, изменив ее имя. «Вы — дети ее, если подражаете ей в вере и в добрых делах и не оставляете исповедуемой вами истины из страха перед собственными мужьями, а также и не пренебрегаете своими обязанностями перед ними, но охотно, не по принуждению и не из страха, исполняете их, ради совести перед Богом и из сознания своего долга». Запомним:

[1] Бог тщательно отмечает поступки всех мужчин и женщин в этом мире и хранит записи о них.

[2] Покорность жен своим мужьям — долг, который исполнялся повсеместно всеми святыми женщинами во все века.

[3] Самая великая честь для каждого мужчины и для каждой женщины заключается в том, чтобы в любом положении и в любых условиях, в какие их поставило провидение, вести себя смиренно и верно.

[4] Бог отмечает все доброе, что есть в Его рабах, но покрывает множество их недостатков: неверие и насмешка Сарры не упоминаются при прославлении ее добродетелей.

[5] Христиане должны исполнять свой долг в отношении друг друга не из страха, не по принуждению, но по доброй воле и из послушания Божиим установлениям. Жены должны покоряться своим грубым мужьям не из страха, но из желания быть добродетельными женами и угодить Богу.

II. Далее рассматривается долг мужей по отношению к женам.

1. Отдельные элементы его:

(1) Сожительство, которое запрещает неоправданное разделение супругов и подразумевает совместное владение имуществом и личное общение друг с другом в любви и согласии (в англ. тексте вместо слова обращайтесь стоит живите. — Прим. переводчика).

(2) Обращайтесь благоразумно с женами, не с похотью, как животные, и не со страстью, как бесы, но благоразумно, как подобает разумным и трезвым мужчинам, знающим Слово Божие и свой долг.

(3) Оказывая им честь — оказывая им должное уважение, поддерживая ее авторитет, защищая ее личность, содействуя ее доброй репутации, находя удовольствие в общении с ней, обеспечивая ее щедрым содержанием и доверяя ей.

2. Причины, обуславливающие этот долг. Потому что она — немощнейший сосуд по своей природе и по своей конституции и поэтому нуждается в защите; но в других отношениях, более возвышенных, она равна своему мужу, является сонаследницей благодатной жизни, всех благословений этой и другой жизни, поэтому они должны жить друг с другом мирно, в противном случае их совместной молитве и молитве друг за друга могут быть препятствия, так что часто бывает так, что «вы не просите совсем, а если просите, то просите с расстроенным и раздраженным духом, и поэтому безуспешно». Запомним, (1) Немощи женского пола не являются основанием для разобщения или неуважения, но, напротив, в этом состоит причина для почтения и уважения к ним: Оказывая им честь, как немощнейшим сосудам (в англ. переводе. — Прим. переводчика).

(2) Все наследники благодатной жизни достойны чести.

(3) Все верующие, состоящие в браке, должны стараться жить в мире и любви, чтобы семейные ссоры не препятствовали успеху их молитв.


Толкование отцов церкви (1 Петра 3 глава 6 стих)

Дидим Слепец (~312−398)

Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха

Петр увещевает женщин подражать святым и более всего Сарре, убеждая их так же подчиняться своим мужьям, как та Аврааму, и говорит, что они становятся ее детьми через то, что делают добрые дела. Подобно тому как тот, кто делает дела Авраама и имеет его веру, становится его чадом, так же и делающие добрые дела по вере имеет своею матерью Сарру.

Источник: Краткое изложение.


Открыть окно