Ф. Б. Мейер замечает: «Есть множество людей, чье тело снаружи богато украшено, но внутреннее существо одето в лохмотья; но есть другие, одеяние которых изношено и потерто, но внутренне они великолепны». (F. B. Meyer, Tried, p. 117.)
Люди думают, что ценны сокровища; Бог считает драгоценными сокровища кроткого и молчаливого духа.
I. Чтобы жены-христианки не думали, что обращение к Христу и их права на все христианские привилегии освобождают их от покорности неверующим мужьям или мужьям-иудеям, апостол здесь говорит им:
1. В чем состоит долг жен.
(1) В повиновении, или в нежной покорности воле своих мужей и в послушании их справедливому авторитету, такое услужливое поведение жен будет самым надежным способом приобрести тех непокорных и неверующих мужей, которые отвергают слово или не принимают никаких других доказательств его истинности, кроме благоразумного, миролюбивого и примерного жития жен своих. Запомним:
[1] Каждые конкретные отношения предусматривают конкретные обязательства, служители должны объяснять их, а народ — понимать.
[2] Радостное повиновение и любовное, почтительное уважение — это долг жены-христианки по отношению к своему мужу, каким бы он ни был, добрым или злым; таким был долг Евы перед Адамом до их падения, и до сих пор от жен требуется то же самое, хотя теперь это намного труднее, чем было раньше, Быт 3:16; 1Тим 2:11.
[3] Хотя цель Евангелия — покорять и приобретать души для Иисуса Христа, однако много есть таких упорных людей, которые не приобретаются словом.
[4] После слова Божиего нет ничего более действенного для приобретения людей, чем доброе поведение и тщательное исполнение родственных обязанностей.
[5] Нечестие и неверие не упраздняют родственных уз и не освобождают от обязанностей, обусловленных родственными отношениями; жена должна исполнять свой долг перед мужем, если даже он не покоряется слову (2) В страхе, или в почтении к своим мужьям, Еф 5:33.
(3) В чистом житии, за которым тщательно наблюдают их неверующие мужья.
[1] Нечестивые люди очень строго следят за поведением верующих; их любопытство, зависть и подозрительность заставляют их пристально наблюдать за путями и жизнью добрых людей.
[2] Чистое житие, сопровождаемое должным уважением к каждому человеку, — прекрасный способ приобрести их для веры в Евангелие и заставить покориться слову.
(4) В предпочтении украшения души украшению тела.
[1] Апостол устанавливает правило относительно одежды верующих женщин, ст. 3. Запрещаются три вида украшения: плетение волос, к чему в те времена обычно прибегали распутные женщины; золотые уборы, или золотые украшения, какие в свое время носили Ревекка, Есфирь и другие благочестивые женщины, но впоследствии ими стали украшать себя, главным образом, блудницы и порочные люди; нарядность в одежде, то есть излишняя изысканность. Запомним:
Во-первых, Верующие люди должны заботиться о том, чтобы их внешнее поведение полностью соответствовало их христианскому исповеданию: Будьте святы во всех поступках.
Во-вторых, Внешнее украшение тела очень часто бывает чувственным и чрезмерным; например, когда оно не соответствует званию и положению в этом мире; когда вы гордитесь им и возноситесь; когда вы одеваетесь с намерением очаровать и соблазнить кого-то; когда ваша одежда слишком богата; когда покрой вашего платья чересчур причудлив в подражание легкомысленным и тщеславным людям; когда ваша одежда неприлична и экстравагантна. Украшения блудницы не пристали целомудренной жене-христианке.
[2] Вместо внешнего украшения тела, апостол учит христианок украшать себя более превосходными и прекрасными украшениями, ст. 4. Заметьте здесь:
Во-первых, Что подлежит украшению — сокровенный сердца человек, то есть душа, сокровенный, внутренний человек. Надо заботиться больше об украшении души, нежели тела.
Во-вторых, Каким должно быть украшение. Душу следует украшать тем, что нетленно, то есть дарами и плодами Духа Святого. Украшения тела уничтожаются молью и снашиваются, но дары Божии становятся тем ярче и прекраснее, чем больше мы ими пользуемся. Самым лучшим украшением христианки является кроткий и молчаливый дух, спокойный покладистый характер, свободный от страстей, гордости и чрезмерного гнева, обнаруживающий себя в кротком услужливом поведении в своей семье. Если муж груб и не расположен к вере (как было в случае добродетельных жен, к которым обращается апостол), то нет более надежного способа приобрести его, чем благоразумное и кроткое поведение. Кроткий дух, по крайней мере, даст ей самой душевное спокойствие, которое, будучи видимым для окружающих, станет ее украшением в глазах мира.
В-третьих, Превосходство кроткого и молчаливого духа. Кроткий и молчаливый дух драгоценен перед Богом и любезен людям. Запомним:
1. Главная забота истинного христианина заключается в правильном управлении своим собственным духом. Где кончается труд лицемера, там начинается труд истинного христианина.
2. Красота внутреннего человека вот главное украшение христианина, и, особенно, сдержанный, кроткий и молчаливый нрав делает прекрасным и мужчину и женщину.
2. Поскольку обязанности жен-христианок трудны по своей природе, то апостол усиливает их с помощью примеров:
(1) Святых жен прошлого, уповавших на Бога, ст. 5. «Вы, как и эти святые жены, не можете претендовать на извинения, ссылаясь на то, что вы являетесь слабым полом. Они жили в древние времена, имели меньше знаний и меньше примеров для своего ободрения и, тем не менее, во все века исполняли этот долг; они были святыми женами, поэтому их пример для вас обязателен; они уповали на Бога, однако не пренебрегали своим долгом перед мужем; обязанности, налагаемые на вас, быть кроткого духа и покорными своим мужьям, не новы, они практиковались величайшими и наилучшими женщинами в мире».
(2) Сарры, которая повиновалась своему мужу и последовала за ним, когда он вышел из Ура Халдейского, не зная куда идет, и называла его господином, тем самым выказав ему почтение и признав его власть над собой, хотя Бог с неба провозгласил ее царицей, изменив ее имя. «Вы — дети ее, если подражаете ей в вере и в добрых делах и не оставляете исповедуемой вами истины из страха перед собственными мужьями, а также и не пренебрегаете своими обязанностями перед ними, но охотно, не по принуждению и не из страха, исполняете их, ради совести перед Богом и из сознания своего долга». Запомним:
[1] Бог тщательно отмечает поступки всех мужчин и женщин в этом мире и хранит записи о них.
[2] Покорность жен своим мужьям — долг, который исполнялся повсеместно всеми святыми женщинами во все века.
[3] Самая великая честь для каждого мужчины и для каждой женщины заключается в том, чтобы в любом положении и в любых условиях, в какие их поставило провидение, вести себя смиренно и верно.
[4] Бог отмечает все доброе, что есть в Его рабах, но покрывает множество их недостатков: неверие и насмешка Сарры не упоминаются при прославлении ее добродетелей.
[5] Христиане должны исполнять свой долг в отношении друг друга не из страха, не по принуждению, но по доброй воле и из послушания Божиим установлениям. Жены должны покоряться своим грубым мужьям не из страха, но из желания быть добродетельными женами и угодить Богу.
II. Далее рассматривается долг мужей по отношению к женам.
1. Отдельные элементы его:
(1) Сожительство, которое запрещает неоправданное разделение супругов и подразумевает совместное владение имуществом и личное общение друг с другом в любви и согласии (в англ. тексте вместо слова обращайтесь стоит живите. — Прим. переводчика).
(2) Обращайтесь благоразумно с женами, не с похотью, как животные, и не со страстью, как бесы, но благоразумно, как подобает разумным и трезвым мужчинам, знающим Слово Божие и свой долг.
(3) Оказывая им честь — оказывая им должное уважение, поддерживая ее авторитет, защищая ее личность, содействуя ее доброй репутации, находя удовольствие в общении с ней, обеспечивая ее щедрым содержанием и доверяя ей.
2. Причины, обуславливающие этот долг. Потому что она — немощнейший сосуд по своей природе и по своей конституции и поэтому нуждается в защите; но в других отношениях, более возвышенных, она равна своему мужу, является сонаследницей благодатной жизни, всех благословений этой и другой жизни, поэтому они должны жить друг с другом мирно, в противном случае их совместной молитве и молитве друг за друга могут быть препятствия, так что часто бывает так, что «вы не просите совсем, а если просите, то просите с расстроенным и раздраженным духом, и поэтому безуспешно». Запомним, (1) Немощи женского пола не являются основанием для разобщения или неуважения, но, напротив, в этом состоит причина для почтения и уважения к ним: Оказывая им честь, как немощнейшим сосудам (в англ. переводе. — Прим. переводчика).
(2) Все наследники благодатной жизни достойны чести.
(3) Все верующие, состоящие в браке, должны стараться жить в мире и любви, чтобы семейные ссоры не препятствовали успеху их молитв.
Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом
Украшением жен должно быть не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом.
Источник: Педагог.
Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом
Но позже, когда я читал послание апостола Петра, то обратил внимание, что любой мудрый человек также и богат, и он [Петр] не делает исключения для какого-либо пола. Итак, в отношении обоих: умный человек является богатым, ибо не ищет для себя использования никаких богатств. Также Петр красиво назвал его человеком сердца, потому что весь человек мудрости является сокровенным, как и сама мудрость, которая не видна, но познается. Никто до Петра не пользовался таким выражением, чтобы сказать — человек сердца.
Источник: Послания.
Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом
У каждого из нас есть два человека: один — телесный, а другой — душевный. Так явный человек [Адама] наслаждался в явном раю, а сокровенный сердца человек вкушал в невидимом умном раю святых ангелов.
Источник: Слово.
Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом
Ведь Бог не дал бы богатства внешнему человеку и не оставил бы в бедности внутреннего: Он дал сокровенному богатства сокровенные и украсил сокровенного сокровенным же образом.
Источник: Проповеди.
Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом
Ибо вся слава дочери Царя внутри, одежды ее убраны золотом, испещренные (Пс 44:14). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотом и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.
Источник: Толкование на Первое послание апостола Петра.
но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом
Поскольку ваш внешний человек подвержен тлению и вы лишены красоты целомудрия, которое в собственном смысле присуще лишь девственницам, подражайте нетленности духа путем длительного воздержания и то, что не можете соблюдать телесно, соблюдайте духовно. Ибо Христос желает этих богатств и этих украшений от вашего супружества.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом
См. Толкование на 1Пет 3:3
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента