Здесь самое время остановиться и вспомнить об общей мысли, проходящей через все это Послание, написанное на общем фоне преследований.
Христиане, которым писал Петр, были гонимы за свою жизнь и свидетельство. Возможно, они задавались вопросом: если христианская вера правильная, почему они должны страдать, а не царствовать? Если христианство — истинная вера, почему так мало христиан?
Отвечая на первый вопрос, Петр указывает на Господа Иисуса. Христос страдал за правду вплоть до самой смерти.
Но Бог воскресил Его из мертвых и прославил на небесах (см. ст. 22). Путь к славе пролегает через долину страданий.
Далее Петр обращается к Ною. В течение ста двадцати лет этот преданный проповедник предупреждал о том, что Бог собирается уничтожить мир водой. Благодарностью ему были презрение и отвержение. Но Бог оправдал Ноя, спасши его с семейством от потопа.
Тогда возникает вопрос: «Если мы правы, почему нас так мало?» Петр отвечает: «Было время, когда только восемь человек во всем мире были правы, а все остальные — не правы!» Как правило, в мировой истории не право большинство. Обычно истинных верующих немного, поэтому вера не должна смущаться из-за небольшого числа спасенных. В дни Ноя было всего лишь восемь верующих; сегодня их — миллионы.
В конце стиха 20 читаем, что немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Вода здесь служила судом, через который Бог провел их невредимыми.
Для того чтобы правильно понять это утверждение и последующий стих, мы должны видеть символическое значение ковчега и потопа. Ковчег олицетворяет Господа Иисуса Христа.
Воды потопа символизируют суд Божий. Ковчег был единственным путем спасения. Когда начался потоп, спаслись только находившиеся внутри ковчега; все, находившиеся вне его, погибли. Таким образом, Христос — единственный путь спасения; пребывающие в Христе находятся в полной безопасности, гарантированной им Самим Богом. Оставшиеся вне ковчега не могли быть в более гибельном состоянии.
Вода не служила средством спасения, поскольку все, находившиеся в воде, утонули. Убежищем был ковчег.
Ковчег плыл по воде суда; он принял на себя весь основной напор шторма. Ни одна капля воды не просочилась внутрь ковчега. Таким образом, Христос претерпел ярость Божьего суда за наши грехи. Те, кто пребывает в Нем, не подлежат никакому суду (Ин 5:24).
Вода находилась под ковчегом, она низвергалась на него сверху, она со всех сторон окружала его. Но ковчег нес своих верующих обитателей от воды к безопасности среди обновленного творения. Так и доверяющие Спасителю благополучно пересекут море смерти и разрушения и причалят к земле воскресения и новой жизни.
I. В качестве аргумента в пользу терпения в страданиях Петр приводит пример Христа; мы более отчетливо увидим силу этого аргумента, если рассмотрим некоторые мысли, заключенные в этом отрывке. Отметим.
1. Сам Христос не был избавлен от страданий в этом мире, хотя не имел никакого греха и мог бы уклониться от них, если бы захотел.
2. Причиной Его страданий были грехи людей: Христос... пострадал за грехи наши. Страдания Христа были подлинным и справедливым наказанием, Он перенес это наказание ради искупления и возмещения греха, и оно покрыло все грехи.
3. В случае страданий нашего Господа праведный страдал за неправедных, Он заменил нас и понес вместо нас наши грехи. Тот, Кто не знал греха, пострадал за тех, кто не знал правды.
4. Достоинство и совершенство жертвы Христа таковы, что Ему было достаточно пострадать один раз. Жертвы, приносимые по закону, повторялись изо дня в день и из года в год, а жертва Христа, принесенная однажды, уничтожила грех, Евр 7:27; Евр 9:26,28; Евр 10:10,12,14.
5. Благословенная цель Его страданий привести нас к Богу, примирить нас с Богом, открыть нам доступ к Отцу, сделать нас и наше служение угодными Ему и ввести нас в вечную славу, Еф 2:13; Еф 3:12; Евр 10:21−22.
6. Что касается Самого Христа, то результатом и исходом Его страданий было умерщвление Его по плоти и последующее оживление Духом. Итак, если Христос не был избавлен от страданий, то почему христиане должны избежать их? Если Он страдал, чтобы искупить грехи, то почему бы нам не быть довольными, когда страдаем только для испытания и исправления, а не для искупления? Если Он, совершенно праведный, страдал, то почему бы не страдать нам, преступникам? Если Он, однажды пострадав, вошел в славу, то не должны ли и мы быть терпеливыми в скорбях, ведь они скоро закончатся, и мы последуем за Ним в Его славу? Если Он страдал, чтобы привести нас к Богу, то не должны ли и мы покориться трудностям, приносящим нам так много пользы, так как они побуждают нас обратиться к Богу и исполнять свой долг перед Ним?
II. Апостол переходит от примера Христа к примеру древнего мира и напоминает иудеям, которым он писал, о разной участи тех, кто уверовал во Христа, проповедовавшего им через Ноя, и покорился Ему, и тех, кто продолжал упорствовать и не уверовал в Него; этим самым он намекал иудеям на то, что они находились под таким же приговором. Бог не будет терпеть их намного дольше, чем тех. Ныне им предложена милость, и принявшие ее будут спасены, а отвергшие Христа и Евангелие погибнут так же определенно, как погибли непокорные во дни Ноя.
1. Для объяснения этого обратим внимание на следующее:
(1) Проповедник — Иисус Христос, принимавший участие в делах Церкви и мира с тех пор, как Адам получил первое обетование о Нем, Быт 3:15. Он сошел, не в смысле перемещения в пространстве, но тем особым образом, о котором часто говорится относительно Бога, Быт 11:5; Ос 5:15; Мих 1:3. Он.., сошед, проповедал, состязался с ними Духом Своим, вдохновлял и делал способными Еноха и Ноя призывать их к покаянию и проповедовать им правду, 2Пет 2:5.
(2) Слушатели. В то время когда апостол говорил о них, они были уже мертвы и свободны от телесной оболочки, поэтому он называет их духами, находящимися ныне в темнице, а не потому, что они были в темнице, когда Христос проповедовал им, как представлено в латинском переводе (Вульгате. — Прим. переводчика) и как толкуют паписты.
(3) Грех этих людей: они были непокорными, то есть упорными, не поддающимися убеждению и неверующими, как означает это слово; этот грех усугублялся терпением и долготерпением Божиим (ожидавшим их в течение ста двадцати лет), во дни Ноя, во время строения ковчега; этим строительством, а также своей проповедью Ной предостерегал их об угрожающем им бедствии.
(4) Исход всего этого: их тела утонули во время потопа, а души были ввергнуты в преисподнюю, названную здесь темницей (Мф 5:25; 2Пет 2:4), Ной же и его семья, которые поверили Богу и были покорны Ему, спаслись в ковчеге.
2. Из всей этой истории мы узнаем, что:
(1) Бог точно учитывает все средства и преимущества, какими располагали люди всех времен для спасения своих душ; относительно древнего мира записано, что Христос предлагал им помощь, посылал им Своего Духа, делал серьезное предостережение через Ноя и долго ожидал их исправления.
(2) Хотя Божие терпение долго ожидает грешников, однако в конце концов оно истощается; без конца ожидать человека впустую — это недостойно величия Бога всевышнего.
(3) Дух непокорных грешников сразу после выхода из тела заключается в темницу преисподней, откуда нет освобождения.
(4) Путь большинства — не самый лучший, не самый мудрый и не самый безопасный, лучше последовать за восемью в ковчег, нежели за восемью миллионами, поглощенными водами потопа и осужденными на геенну.
Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды
Бог так благ, что даже через проповедь спасения осуществляет воздействие.
Источник: Заметки на Кафолические послания.
Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды
Вопрос, который ты мне задал в связи с посланием апостола Петра, обычно [вызывает] у нас [затруднение] <…> и потому нас волнует вопрос: когда умер Господь и в аду проповедал заключенным в темнице духам, удостоились ли этого блага только те, которые были неверными во время строительства ковчега? Ведь со времен Ноя до времени страдания Христова умерло так много тысяч человек, которые могли оказаться в аду <…>, которые, в состоянии того же невежества, во тьме, словно в темнице заключены, без пользы для себя созерцая, как во всем мире созидается Церковь, а судный день близится, словно потоп, во время которого погибли все неверные <…> [Христос спустился в ад] для утешения добрых или для увещания и тех, и других, так что одни во спасение себе веруют, а другие в наказание себе не веруют.
Источник: Послания.
Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды
Это положил в разрешение возражения. Иной мог сказать: «кто же другой проповедовал прежде Христа, и кому непокорившиеся осуждены»? Подобно апостолу Павлу (Рим 2:15), он мог бы указать на врожденные нам разумные силы: ибо те, которые созданы способными различать добро и зло и, несмотря на это, не творили добра, достойны осуждения. Но он не указывает на это. Почему? Потому, что это понятно для ума высшего и рассуждения более любомудрого, чем ум иудеев, привязанный к земле. Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верой приходящих в ковчег, то есть в Церковь, и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом.
Источник: Толкование на Первое послание апостола Петра.
некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды
И что только немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды, когда погибал мир, он отмечает потому, что число избранных гораздо меньше по сравнению с числом погибающих иудеев — еретиков и лжеверующих. Потому и сказано о тесных вратах и узком пути, ведущих в жизнь: и немногие находят их (Мф 7:14).
Источник: О семи Кафолических посланиях.
некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды
См. Толкование на 1Пет 3:18
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента