Существует по крайней мере два возможных объяснения этого парадокса:
1. Говоря в общем, идущим путем праведности нельзя причинить вред. Политика непротивления разоружает неприятеля. Могут быть исключения, но, как правило, тот, кто стремится к правде, защищен от зла именно своим совершенством.
2. Самое плохое, что противник способен сделать христианину, не причинит последнему вечного вреда. Враг может искалечить его тело, но не искалечит душу.
В годы Второй мировой войны христианский мальчик двенадцати лет отказался присоединиться к некоему движению в Европе. «Разве ты не знаешь, что мы имеем власть убить тебя?» — сказали ему. «Вы не знаете, — ответил мальчик спокойно, — что это я имею власть умереть за Христа!» Он был убежден в том, что никто не может повредить ему.
I. Он учит нас, как должны обращаться друг с другом христиане и друзья. Он советует христианам быть единомысленными, единодушными в убеждениях своей общей веры и в исполнении своего общего религиозного долга; поскольку многие христиане в то время переживали скорби, он предписывает им быть сострадательными, братолюбивыми, милосердными к тем, кого постигло горе, и дружелюбными со всеми. Сделаем из этого вывод:
1. Христиане должны стремиться к единодушию в главных вопросах веры, в неподдельной любви и в практике христианской жизни; они должны быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим 15:5), по Слову Божиему, а не в угоду человеку.
2. Хотя христиане не могут быть абсолютно единомысленны, тем не менее они должны сострадать друг другу и любить друг друга, как братья; они не должны преследовать и ненавидеть друг друга, а любить любовью большей, чем обычная привязанность, братской любовью.
3. Христианство требует сострадательности к несчастным и вежливости ко всем. Только отъявленные грешники или низкие отступники не заслуживают вежливого обращения, 1Кор 5:11; 2Ин 1:11.
II. Апостол учит нас, как мы должны обращаться со своими врагами. Он знал, что христиане будут ненавидимы и гонимы всеми за имя Христа, поэтому:
1. Он предостерегает их, чтобы они не воздавали злом за зло, или ругательством за ругательство, но, напротив, «когда вас ругают, вы благословляйте, когда вам говорят злые слова, вы говорите добрые; ибо Христос Своим словом и Своим примером призвал вас благословлять проклинающих вас и завещал вам благословение как вечное наследие, хотя вы и недостойны его». Терпеливо переносить обиды и благословлять своих врагов — это путь для получения Божиих благословений. Запомним:
(1) Воздавать злом за зло или ругательством за ругательство — это греховная, нехристианская практика; власти могут наказывать злодеев, а частные лица могут требовать судебной защиты, когда их обидели, но личная месть в виде драки, скандала или тайного вредительства запрещена, Притч 20:22; Лк 6:27; Рим 12:17; 1Фес 5:15. Ругать — это значит бранить резкими, неприятными и укоризненными словами, но когда служители строго укоряют и горячо осуждают грехи, это не значит ругаться; все пророки и апостолы поступали таким образом, Ис 56:10; Соф 3:3; Деян 20:29.
(2) Закон Христа обязывает нас воздавать благословением за проклятие (Мф 5:44): «...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Вы не должны оправдывать их грехи, но должны делать для своих врагов все, что требует справедливость или повелевает милосердие». Мы должны любить, сострадать и молиться за проклинающих нас.
(3) Призвание христианина не только наделяет его славными привилегиями, но и налагает на него трудные обязательства.
(4) Все истинные слуги Божии безусловно наследуют благословение, они уже теперь в значительной степени владеют им, но полностью будут обладать им в ином мире.
2. Апостол дает превосходный совет тем, кто хочет спокойно и счастливо жить в этом злобном мире, ст. 10; он заимствован из книги Псалмов 33:13−15. «Если вы действительно хотите, чтобы ваша жизнь была долгой и ваши дни — мирными и благополучными, то удерживайте свой язык от брани, злоречия, клеветы, а уста — от лжи, обмана и лицемерия. Старайтесь не причинять своим ближним никакого вреда, но будьте всегда готовы творить добро и побеждать зло добром; ищите мира со всеми, стремитесь к нему, хотя он и уходит от вас. Это самый лучший способ расположить людей хорошо отзываться о вас и жить с вами мирно». Запомним, (1) Божиим людям Ветхого и Нового заветов предписываются одни и те же нравственные обязанности; удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей — таково было правило в дни Давида, и таким же оно остается в наши дни.
(2) Вполне законно рассматривать временные привилегии как мотив, побуждающий людей к благочестию.
(3) Благочестивая жизнь, особенно умение управлять своим языком, — это наилучший путь к достижению спокойной и благополучной жизни; искренний, безвредный и сдержанный язык это единственное средство, могущее спокойно и мирно провести нас через этот мир.
(4) Избегать зла, делать добро есть путь к довольству здесь и к блаженству — там.
(5) Долг христианина состоит не только в том, чтобы принимать мир, когда его предлагают, но искать и стремиться к миру, когда его отвергают; здесь имеется в виду мир между сообществами и частными лицами, в противоположность делениям и распрям.
3. Христианам не следует опасаться, что их терпение и незлобивость, предписываемые апостолом, навлекут на них жестокость их врагов, ибо на их сторону встанет Сам Бог: Потому что очи Господа обращены к праведным.., ст. 12; Он особо отмечает их, они находятся под Его постоянным водительством, Он оказывает им особенное уважение и любовь. И уши Его к молитве их; так что, если их кто-то обидит, у них есть это средство, они могут пожаловаться своему небесному Отцу, Чьи уши всегда внимательны к молитвам Своих рабов, переживающих трудности, и Кто, конечно, поможет им против нападок их неправедных врагов. Но лицо Господне против делающих зло; Его гнев, недовольство и мщение будут неотступно следовать за ними, ибо Бог — больший враг жестоких преследователей, чем люди. Отметим:
(1) Мы не должны понимать буквально все места Священного Писания, необходимо исследовать их смысл и значение, а иначе будем увлечены богохульными заблуждениями и нелепыми утверждениями; мы не должны воображать, что Бог имеет уши, глаза и лицо, хотя именно так говорится в Священном Писании.
(2) Бог особенно заботится и по-отечески любит всех Своих праведных людей.
(3) Бог всегда слышит молитвы верных, Ин 9:31; 1Ин 5:14; Евр 4:16.
(4) Хотя Бог бесконечно благ, тем не менее Он ненавидит нераскаявшихся грешников и изольет Свой гнев на делающих зло. Бог всегда справедлив и Он совершит правосудие над всем миром, и Его благость не помешает Ему сделать это.
4. Дальнейший настоятельный призыв к смиренному и терпеливому поведению христиан, обоснованный двумя доводами:
(1) Это самый верный и лучший способ предотвратить страдания: И кто сделает вам зло?.. (ст. 13). Я полагаю, что говоря это, апостол имел в виду христиан в обычных условиях, а не в период жестоких гонений. «Обычно лишь немногие бывают настолько жестоки и нечестивы, чтобы вредить тому, кто живет такой честной и полезной жизнью, как вы».
(2) Таким путем можно использовать страдания во благо себе. «Если вы ревнители доброго, и тем не менее страдаете, то это страдания за правду (ст. 14), они будут вашей славой и вашим блаженством, так как дают вам право на блаженства, обещанные Христом» (Мф 5:10); поэтому:
[1] «Вы не должны страшиться ничего, чем бы они ни устрашали вас, вас не должны смущать и беспокоить ни ярость, ни сила ваших врагов». Запомним:
Во-первых, Всегда ревновать о добром — это самое лучшее направление, которое мы можем избрать для обеспечения безопасности в пути.
Во-вторых, Страдать за правду это честь и счастье христианина; страдать за дело истины, ради сохранения доброй совести или верности какому-либо христианскому долгу великая честь; в этом случае утешение больше, чем мучение, слава больше, чем позор, и приобретение больше, чем потеря.
В-третьих, У христиан нет причин страшиться угроз или ярости никаких своих врагов. «Ваши враги — Божии враги, Его лицо против них, Его власть выше их они находятся под Его проклятием и ничего не могут сделать вам без Его позволения, поэтому не смущайтесь».
[2] Вместо того чтобы бояться страхом человеческим, Господа Бога святите в сердцах ваших.., ст. 15; ...Он — страх ваш, и Он трепет ваш! (Ис 8:13). Не бойтесь убивающих тело.., бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну, Лк 12:4−5. Мы святим Господа Бога в своих сердцах, когда искренно и ревностно поклоняемся Ему, когда думаем о Нем с благоговением и трепетом, когда уповаем на Его силу, надеемся на Его верность, подчиняемся Его мудрости, подражаем Его святости и воздаем Ему славу, достойную Его совершенств. Мы святим Бога перед другими, когда наше поведение вдохновляет и их прославлять и чтить Его; от нас требуется то и другое, Лев 10:3. «Когда этот принцип глубоко укоренится в вашем сердце, следующее, что от вас требуется в отношении людей, — это всегда быть готовыми, то есть способными дать ответ, или оправдать и защитить веру, исповедуемую вами, причем всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, в том уповании, которое вы имеете или ради которого терпите такие трудности в этом мире». Запомним, Во-первых, Благоговейное сознание Божиих совершенств — самое лучшее средство против страха перед страданиями, если мы больше боимся Бога, то людей, конечно, будем бояться меньше. Во-вторых, Упование и вера христианина могут быть защищены перед всем миром. Христианская вера имеет под собой доброе основание, это не какие-то человеческие фантазии, но разумная система, данная по откровению с неба, отвечающая всем нуждам несчастных грешников и полностью сосредоточенная на славе Бога через Иисуса Христа. В-третьих, Каждый христианин обязан дать отчет о своем уповании и защитить его. Христиане должны быть готовы обосновать свое христианство, чтобы не могло показаться, будто они движимы безрассудством или пустым воображением. Возможно, придется не раз и не два защищать свою веру, так что христианин должен быть всегда готов сделать это и перед властями, когда они потребуют, и перед любознательным христианином, желающим знать об этом либо ради большей осведомленности, либо в целях своего совершенствования. в-четвертых, Исповедание своей веры следует делать с кротостью и благоговением; защищать свою веру следует скромно и кротко, в страхе Божием, наблюдая за собою и благоговея перед Тем, Кто является высшим для нас.
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго
И кто может сделать вам зло, если вы будете любить добро? В том же, что ты любишь, ты не понесешь урон. Что бы ни отнял у тебя на тебя гневающийся, не погубит тебя Тот, Кто тебя сотворил, если ты любишь Его.
Источник: Проповеди.
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго
Апостол говорит о том, что приходит к нам от врагов наших через бранные слова, через утрату преходящих вещей, через телесные муки. Ведь все это и подобного рода вещи выпадают и на долю верных — на долю тех, кто ревнует о добре и знает, что таковые вещи никакого зла причинить не могут, но скорее приносят славу долготерпения тому, кто их переносит с душевным спокойствием; и наоборот, тем причиняют вред, кто накапливает себе вечное наказание.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго
Кто может лишить вас блаженства, если истина говорит, что радости вашей никто не отнимет у вас (Ин 16:22)?
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
Ст. 13−17 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые
Апостол высказывает возвышенный взгляд на добродетель, имеющую столь самобытное достоинство, что никакое внешнее зло не в силах нанести существенного ущерба добродетельному (ст. 12; ср. Рим 8:33), напротив, возвышает ее оправдывающую силу (ст. 14; Мф 5:10). При этом увещание христианам не бояться угроз преследующих, равно как и увещание ревновать о прославлении Господа в душах верующих Апостол выражает, по своему обыкновению, словами Ветхого Завета, именно: пророка Исаии (Ис 8:12−13). С внутренним освящением Бога в сердцах христиан должно соединяться и внешнее исповедание его пред людьми, готовность верующих дать отчет в своем уповании всякому вопрошающему. «Апостол повелевает верному человеку всегда быть готову к отчету о вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога… Нужно заметить, что настоящие слова Апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, что нам отвечать (Лк 21:14), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то — Господь говорит о свидетельстве, а Апостол Петр — об учении» (блаж. Феофил.). Упование, по Апостолу, образует самую суть истинной духовной христианской жизни, и ответ или отчет об этом уповании, основанном на вере, должен быть «с кротостью и благоговением», из благоговейного почтения пред Божественной истиной и без тени высокомерия. Здесь — на все времена урок всем исповедникам, защитникам и миссионерам христианской веры! В ст. 17 повторяется и обосновывается мысль стиха 14-го о том, что лучше страдать за добрые дела, чем за злые (ср. II:20).