Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 3 глава 11 стих)

εκκλινατω aor. imper. act. 3 pers. sing, от εκκλινω (#1712) отворачивать, отвращать, ποιησατω aor. imper. act. от ποιεω (#4472) делать, ζητησατω aor. imper. act. от ζητεω (#2426) искать, διωξατω aor. imper. act. от διωκω (#1503) охотиться, преследовать. Эти слова обозначают один и то же активное и настойчивое стремление к миру, в котором можно наслаждаться блаженством, как сказано в Мф. 5:9 (Selwyn).


Комментарии МакДональда (1 Петра 3 глава 11 стих)

3:11 Запрещены не только злые речи, но и злые дела. Ответные меры только усугубляют конфликт. Унизительно использовать мирские средства самозащиты. Верующий должен отвечать на зло добром и искать мира, кротко снося оскорбления. Нельзя огонь потушить огнем.

«Единственный способ преодолеть зло — позволить ему идти своим путем, чтобы оно не встречало сопротивления, которого ищет. Сопротивление порождает еще большее зло и подливает масла в огонь. Но когда зло не встречает никаких возражений и сталкивается не с препятствиями, а только с терпеливой выносливостью, жало его вырвано, и оно, наконец, встречает противника, который сильнее его. Конечно, это может случиться только в том случае, если отброшено малейшее желание сопротивления, если достигнут полный отказ от мести. Тогда зло не находит себе мишень, не может порождать дальнейшее зло и остается бесплодным» («Избранное»).


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 3 глава 11 стих)

Стихи 8−15. Далее апостол переходит от частных к более общим увещаниям.

I. Он учит нас, как должны обращаться друг с другом христиане и друзья. Он советует христианам быть единомысленными, единодушными в убеждениях своей общей веры и в исполнении своего общего религиозного долга; поскольку многие христиане в то время переживали скорби, он предписывает им быть сострадательными, братолюбивыми, милосердными к тем, кого постигло горе, и дружелюбными со всеми. Сделаем из этого вывод:

1. Христиане должны стремиться к единодушию в главных вопросах веры, в неподдельной любви и в практике христианской жизни; они должны быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим 15:5), по Слову Божиему, а не в угоду человеку.

2. Хотя христиане не могут быть абсолютно единомысленны, тем не менее они должны сострадать друг другу и любить друг друга, как братья; они не должны преследовать и ненавидеть друг друга, а любить любовью большей, чем обычная привязанность, братской любовью.

3. Христианство требует сострадательности к несчастным и вежливости ко всем. Только отъявленные грешники или низкие отступники не заслуживают вежливого обращения, 1Кор 5:11; 2Ин 1:11.

II. Апостол учит нас, как мы должны обращаться со своими врагами. Он знал, что христиане будут ненавидимы и гонимы всеми за имя Христа, поэтому:

1. Он предостерегает их, чтобы они не воздавали злом за зло, или ругательством за ругательство, но, напротив, «когда вас ругают, вы благословляйте, когда вам говорят злые слова, вы говорите добрые; ибо Христос Своим словом и Своим примером призвал вас благословлять проклинающих вас и завещал вам благословение как вечное наследие, хотя вы и недостойны его». Терпеливо переносить обиды и благословлять своих врагов — это путь для получения Божиих благословений. Запомним:

(1) Воздавать злом за зло или ругательством за ругательство — это греховная, нехристианская практика; власти могут наказывать злодеев, а частные лица могут требовать судебной защиты, когда их обидели, но личная месть в виде драки, скандала или тайного вредительства запрещена, Притч 20:22; Лк 6:27; Рим 12:17; 1Фес 5:15. Ругать — это значит бранить резкими, неприятными и укоризненными словами, но когда служители строго укоряют и горячо осуждают грехи, это не значит ругаться; все пророки и апостолы поступали таким образом, Ис 56:10; Соф 3:3; Деян 20:29.

(2) Закон Христа обязывает нас воздавать благословением за проклятие (Мф 5:44): «...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Вы не должны оправдывать их грехи, но должны делать для своих врагов все, что требует справедливость или повелевает милосердие». Мы должны любить, сострадать и молиться за проклинающих нас.

(3) Призвание христианина не только наделяет его славными привилегиями, но и налагает на него трудные обязательства.

(4) Все истинные слуги Божии безусловно наследуют благословение, они уже теперь в значительной степени владеют им, но полностью будут обладать им в ином мире.

2. Апостол дает превосходный совет тем, кто хочет спокойно и счастливо жить в этом злобном мире, ст. 10; он заимствован из книги Псалмов 33:13−15. «Если вы действительно хотите, чтобы ваша жизнь была долгой и ваши дни — мирными и благополучными, то удерживайте свой язык от брани, злоречия, клеветы, а уста — от лжи, обмана и лицемерия. Старайтесь не причинять своим ближним никакого вреда, но будьте всегда готовы творить добро и побеждать зло добром; ищите мира со всеми, стремитесь к нему, хотя он и уходит от вас. Это самый лучший способ расположить людей хорошо отзываться о вас и жить с вами мирно». Запомним, (1) Божиим людям Ветхого и Нового заветов предписываются одни и те же нравственные обязанности; удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей — таково было правило в дни Давида, и таким же оно остается в наши дни.

(2) Вполне законно рассматривать временные привилегии как мотив, побуждающий людей к благочестию.

(3) Благочестивая жизнь, особенно умение управлять своим языком, — это наилучший путь к достижению спокойной и благополучной жизни; искренний, безвредный и сдержанный язык это единственное средство, могущее спокойно и мирно провести нас через этот мир.

(4) Избегать зла, делать добро есть путь к довольству здесь и к блаженству — там.

(5) Долг христианина состоит не только в том, чтобы принимать мир, когда его предлагают, но искать и стремиться к миру, когда его отвергают; здесь имеется в виду мир между сообществами и частными лицами, в противоположность делениям и распрям.

3. Христианам не следует опасаться, что их терпение и незлобивость, предписываемые апостолом, навлекут на них жестокость их врагов, ибо на их сторону встанет Сам Бог: Потому что очи Господа обращены к праведным.., ст. 12; Он особо отмечает их, они находятся под Его постоянным водительством, Он оказывает им особенное уважение и любовь. И уши Его к молитве их; так что, если их кто-то обидит, у них есть это средство, они могут пожаловаться своему небесному Отцу, Чьи уши всегда внимательны к молитвам Своих рабов, переживающих трудности, и Кто, конечно, поможет им против нападок их неправедных врагов. Но лицо Господне против делающих зло; Его гнев, недовольство и мщение будут неотступно следовать за ними, ибо Бог — больший враг жестоких преследователей, чем люди. Отметим:

(1) Мы не должны понимать буквально все места Священного Писания, необходимо исследовать их смысл и значение, а иначе будем увлечены богохульными заблуждениями и нелепыми утверждениями; мы не должны воображать, что Бог имеет уши, глаза и лицо, хотя именно так говорится в Священном Писании.

(2) Бог особенно заботится и по-отечески любит всех Своих праведных людей.

(3) Бог всегда слышит молитвы верных, Ин 9:31; 1Ин 5:14; Евр 4:16.

(4) Хотя Бог бесконечно благ, тем не менее Он ненавидит нераскаявшихся грешников и изольет Свой гнев на делающих зло. Бог всегда справедлив и Он совершит правосудие над всем миром, и Его благость не помешает Ему сделать это.

4. Дальнейший настоятельный призыв к смиренному и терпеливому поведению христиан, обоснованный двумя доводами:

(1) Это самый верный и лучший способ предотвратить страдания: И кто сделает вам зло?.. (ст. 13). Я полагаю, что говоря это, апостол имел в виду христиан в обычных условиях, а не в период жестоких гонений. «Обычно лишь немногие бывают настолько жестоки и нечестивы, чтобы вредить тому, кто живет такой честной и полезной жизнью, как вы».

(2) Таким путем можно использовать страдания во благо себе. «Если вы ревнители доброго, и тем не менее страдаете, то это страдания за правду (ст. 14), они будут вашей славой и вашим блаженством, так как дают вам право на блаженства, обещанные Христом» (Мф 5:10); поэтому:

[1] «Вы не должны страшиться ничего, чем бы они ни устрашали вас, вас не должны смущать и беспокоить ни ярость, ни сила ваших врагов». Запомним:

Во-первых, Всегда ревновать о добром — это самое лучшее направление, которое мы можем избрать для обеспечения безопасности в пути.

Во-вторых, Страдать за правду это честь и счастье христианина; страдать за дело истины, ради сохранения доброй совести или верности какому-либо христианскому долгу великая честь; в этом случае утешение больше, чем мучение, слава больше, чем позор, и приобретение больше, чем потеря.

В-третьих, У христиан нет причин страшиться угроз или ярости никаких своих врагов. «Ваши враги — Божии враги, Его лицо против них, Его власть выше их они находятся под Его проклятием и ничего не могут сделать вам без Его позволения, поэтому не смущайтесь».

[2] Вместо того чтобы бояться страхом человеческим, Господа Бога святите в сердцах ваших.., ст. 15; ...Он — страх ваш, и Он трепет ваш! (Ис 8:13). Не бойтесь убивающих тело.., бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну, Лк 12:4−5. Мы святим Господа Бога в своих сердцах, когда искренно и ревностно поклоняемся Ему, когда думаем о Нем с благоговением и трепетом, когда уповаем на Его силу, надеемся на Его верность, подчиняемся Его мудрости, подражаем Его святости и воздаем Ему славу, достойную Его совершенств. Мы святим Бога перед другими, когда наше поведение вдохновляет и их прославлять и чтить Его; от нас требуется то и другое, Лев 10:3. «Когда этот принцип глубоко укоренится в вашем сердце, следующее, что от вас требуется в отношении людей, — это всегда быть готовыми, то есть способными дать ответ, или оправдать и защитить веру, исповедуемую вами, причем всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, в том уповании, которое вы имеете или ради которого терпите такие трудности в этом мире». Запомним, Во-первых, Благоговейное сознание Божиих совершенств — самое лучшее средство против страха перед страданиями, если мы больше боимся Бога, то людей, конечно, будем бояться меньше. Во-вторых, Упование и вера христианина могут быть защищены перед всем миром. Христианская вера имеет под собой доброе основание, это не какие-то человеческие фантазии, но разумная система, данная по откровению с неба, отвечающая всем нуждам несчастных грешников и полностью сосредоточенная на славе Бога через Иисуса Христа. В-третьих, Каждый христианин обязан дать отчет о своем уповании и защитить его. Христиане должны быть готовы обосновать свое христианство, чтобы не могло показаться, будто они движимы безрассудством или пустым воображением. Возможно, придется не раз и не два защищать свою веру, так что христианин должен быть всегда готов сделать это и перед властями, когда они потребуют, и перед любознательным христианином, желающим знать об этом либо ради большей осведомленности, либо в целях своего совершенствования. в-четвертых, Исповедание своей веры следует делать с кротостью и благоговением; защищать свою веру следует скромно и кротко, в страхе Божием, наблюдая за собою и благоговея перед Тем, Кто является высшим для нас.


Толкование отцов церкви (1 Петра 3 глава 11 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему

Не в нашей воле совершенно не допускать на ум что-либо такое; такие мысли часто как-то приходят ему, но если кто мудр — устраняется от них, а склоняется к лучшим и заключающим много полезного; это, я думаю, значит: уклоняйся от зла.

Источник: Фрагменты.

Василий Великий (329/30−379)

уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему

Вот первоначальные советы и вступительные уроки благочестия: старайся преодолевать язык, воздерживаться от коварных замыслов, уклоняться от зла. Ибо не тому, кто совершен, прилично воздержание от зла, но только еще начинающему надлежит уклоняться от стремления ко злу. И следует сперва, как от худого пути, удалиться от привычки к порочной жизни, а потом уже приступить к совершению добрых дел. Потому что невозможно приняться за доброе, не отступив наперед и совершенно не уклонившись от зла, как невозможно возвратить здоровье, не освободясь от болезни <…> Кто ищет мира, тот ищет Христа; потому что Он есть мир наш, соделавший из обоих <… > одного нового человека, устрояя мир (Еф 2:14−15), и умиротворив <…> Кровию креста Его и земное, и небесное (Кол 1:20).

Источник: Гомилии на Псалмы.

Григорий Богослов (325/30−389/90)

уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему

Наше врачевание и попечение — все относится к сокровенному сердца человеку, и наша брань со врагом, внутрь нас воюющим и противоборствующим, который оружием против нас употребляет нас же самих (что всего ужасней!).

Источник: Слово в оправдание.


Открыть окно