Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 2 глава 9 стих)

γενος (#1169) поколение, род. βασιλειος (#994) царский, королевский. Это елово может быть воспринято как adj., модифицирующее ιερατευμα, или как существительное, со значением царский дом, дворец или группа царей (Best; Kelly; Goppelt; J.H.Elliott, The Elect and Holy. An Exegetical Examination of I Peter 2:4-10 [Leiden: E.J.Brill, 1966]). ιερατευμα (#2633) священство (Ε. Best, "Spiritual Sacrifice: General Priesthood in the New Testament", Interp. 14 [1960]: 273-99). περιποιησις (#4348) владение, частное имущество (TLNT; GELTS, 371). αρετας acc.pl. от αρετη (#746) добродетель, способность к героическим делам. По отношению к божеству, это елово обозначает не добродетели и неотъемлемые качества, но проявления божественной мощи, то есть Его могущество и славные деяния, добродетель, которая является, когда нужйа (TDNT; Goppelt; Kelly; Hort; Веаге; BS, 95f; MM; NDIEC, 4:67-69; PIGC, 1:1-2). εξαγγειλητεαοΓ.οοη;'. act. от εξαγγελλω (#1972) рассказывать, объявлять. Это слово часто имеет значение рассказа о неведомом (Hort). В Септ, оно имеет значение культового заявления, или хвалебного утверждения праведности Бога (Kelly). Conj. с οπως (#3968) выражает цель, καλεσαντος aor. act. part, (subst.) от καλεω (#2813) звать. Это слово обозначает зов Бога, θαυμαστος (#2515) прекрасный, чудесный. Чудесный свет может относиться к буду¬щему откровению славы в момент прихода Иисуса Христа (Michaels).


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 2 глава 9 стих)

2:9 род избранный Петр пользуется ветхозаветной доктриной, чтобы подчеркнуть привилегии христиан в Новом Завете (ср. Втор 7:6−8). В отличие от тех, чье непослушание вызвало гнев Божий (ст. 8), христиане избраны Богом для спасения (ср. 1:2). царственное священство Концепция царственного священства взята из Исх 19:6. Израиль временно утратил эту привилегию из-за отступничества и недостойных руководителей, казнивших Мессию. В настоящее время церковь является царственным священством, объединенным под властью Первосвященника Иисуса Христа. Царственное священство не только принадлежит и служит царю, но и правит само. Это полностью воплотится в будущем Царстве Христа (1Кор 6:1−4; Откр 5:10; 20:6). народ святой Еще одна ссылка на Исх 19:6 (ср. Лев 19:2; 20:26; Втор 7:6; Ис 62:12). К сожалению, Израиль временно утратил привилегию быть избранным народом Божиим из-за своего неверия. До тех пор пока Израиль не примет Мессию, Бог избрал Церковь Своим народом. См. пояснения к Рим 11:1,2, 25−29 о спасении Израиля. люди взятые в удел Это выражение можно найти в Исх 19:5; Ис 43:21; Мал 3:17. Ср. Тит 2:14. возвещать совершенства «Возвещать» является уникальным словом, не встречается больше нигде в Новом Завете. Означает сообщать, говорить что-либо, что неизвестно другим. «Совершенства» означает превосходные, выдающиеся, достойные качества. тьмы… свет Ср. Деян 26:18; Еф 5:8; Кол 1:13.


Комментарии МакДональда (1 Петра 2 глава 9 стих)

2:9 Теперь Петр опять возвращается к привилегиям верующих. Они — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел Божий. Бог обещал израильскому народу именно эти привилегии, если они будут повиноваться Ему: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:5−6).

Из-за неверия Израиль не сумел понять обетование Божье, и народ потерял право быть народом Божьим, взятым в удел. В нынешнюю эпоху Церковь занимает привилегированное положение, которого Израиль лишился из-за неповиновения.

Верующие наших дней — род избранный, избранный Богом прежде создания мира, принадлежащий Христу (Еф 1:4). Но, в отличие от земных народов с обычной родословной и отличительными физическими данными, христиане становятся небесным народом, имеющим Божественное происхождение и духовное сходство.

Верующие — также царственное священство. Это второе священство, упомянутое в данной главе. В стихе 5 верующие описаны как святое священство, приносящее духовные жертвы.

Теперь они названы царскими священниками, возвещающими Божьи совершенства. Как святые священники, они верой входят в святость небес для поклонения. Как царские священники, они выходят в мир для свидетельства. Это различие в священстве иллюстрирует заключение Павла и Силы в Филиппах. Как святые священники, они в полночь воспевали Богу хвалу; как царские священники, они проповедовали Евангелие своему темничному стражу (Деян 16:25.31).

Верующие — народ святой. Бог хотел, чтобы Израиль стал народом, отличающимся святостью. Но израильтяне переняли греховную практику своих соседей язычников. Таким образом, Израиль временно отошел в сторону, и теперь Церковь стала святым народом Божьим.

Наконец, христиане — люди, взятые в удел Божий. Они стали Его собственностью особым образом и чрезвычайно ценны для Него.

Последняя часть стиха 9 описывает ответственность тех, кто стал новым Божьим родом, священством, народом и людьми. Мы должны возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Раньше мы блуждали во тьме греха и позора. Благодаря величайшему избавлению, мы попали в Царство Его возлюбленного Сына.

Теперь свет, чистый и ясный, сменил беспросветную тьму. Как же мы должны восхвалять Того, Кто все это сделал для нас!


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 2 глава 9 стих)

Стихи 4−12. I. В этом разделе апостол дает нам представление об Иисусе Христе, как о живом камне; и хотя для своенравного ума или неверующего это сравнение может показаться грубым, однако для иудеев оно должно было выглядеть очень изящным и правильным, так как их религия была тесно связана с величественным храмом и они хорошо понимали пророческий язык, на котором Мессия назывался камнем, Ис 8:14; Ис 28:16.

1. В этом метафорическом описании Иисус Христос называется камнем, что означает Его непреодолимую силу и бесконечную продолжительность Его бытия, а также учит Его слуг, что для них Он является защитой и охраной, основанием, на котором они созидаются, а для Его врагов — камнем преткновения. Он живой камень, имеющий вечную жизнь в Самом Себе и являющийся начальником жизни для всех Его детей. Честь и уважение, оказываемые Ему Богом и человеком, очень различны. Люди Его не признали, Его соотечественники иудеи и большинство рода человеческого отвергли, но Бог избрал Его, отделил и предназначил быть основанием Церкви (как и в 1Пет 1:20); Он является драгоценным, то есть Лицом, достойным наивысшей чести, избраннейшим, как в Самом Себе, так и по оценке Бога и по мнению всех верующих в Него. К описанному таким образом Христу мы должны приступать: Приступая к Нему; не приближаясь в смысле пространственного перемещения, ибо это невозможно после Его вознесения, а путем веры, посредством чего мы вначале присоединяемся к Нему, а впоследствии сближаемся с Ним. Запомним:

(1) Иисус Христос является краеугольным камнем всех наших надежд и нашего блаженства. Он дает истинное познание о Боге (Мф 11:27), через Него мы имеем доступ к Отцу (Ин 14:6) и становимся сопричастниками всех духовных благословений, Еф 1:3.

(2) Люди, в большинстве своем не признают и отвергают Христа, пренебрегают Им, не любят Его, противятся Ему, о чем свидетельствуют Писание и жизненный опыт, Ис 53:3.

(3) Но хотя неблагодарный мир и отвергает Христа, однако Он избран Богом и драгоценен в Его глазах. Он избран и поставлен Господом Вселенной, Главой Церкви, Спасителем Своих людей и Судией мира. Он драгоценен превосходством Своей природы, достоинством Своего дела и славой Своего служения.

(4) Ожидающие милости от этого благого Искупителя должны приступать к Нему; это акт, совершаемый нами, хотя и с помощью благодати Божией, — акт души, а не тела, — это реальное усилие, а не бесплодное желание.

2. Описав Христа как основание, далее апостол говорит о надстройке, о материалах, воздвигаемых на Нем: И сами, как живые камни, устрояйте из себя.., ст. 5. Апостол прославляет перед рассеянными евреями христианскую Церковь и ее устройство. Они, естественно, могли возразить, что христианская Церковь не имела ни такого великолепного храма, ни такого многочисленного священства, как иудеи; что христианское домостроительство было скромным, его служение и жертвы не сопровождались той торжественностью и тем великолепием, какие были известны в эпоху иудейского домостроительства. На это апостол отвечает, что христианская Церковь — более прекрасное строение, чем иудейский храм, это живой храм, построенный не из мертвого материала, но из живых частей. Христос, фундамент, — камень, имеющий в Себе жизнь. Христиане — тоже живые камни, они составляют духовный дом и являются святым священством; хотя они не приносят кровавых жертв животных, однако их жертвы лучше и более угодны Богу; они также имеют жертвенник для приношения своих жертв, ибо приносят духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Запомним:

(1) Все искренние христиане носят в себе принцип духовной жизни, сообщаемый им от Христа, их Главы; поэтому как Он называется живым камнем, так и они называются живыми камнями, они не мертвые по преступлениям и грехам, но живые для Бога через возрождение и действие Духа Божиего.

(2) Церковь Божия есть духовный дом. Основанием его является Христос, Еф 2:22. Он называется домом по причине его крепости, красоты, разнообразия частей и цельности. Он имеет духовное основание — Иисуса Христа; материал, из которого он построен, духовные личности, его украшения дары Духа; все строение соединяется в одно целое Духом Божиим и одной общей верой; этот дом используется для духовного труда, для приношения духовных жертв. Он строится ежедневно, каждая его часть совершенствуется, и каждое поколение дополняет его новыми членами.

(3) Все искренние христиане составляют святое священство. Апостол имеет здесь в виду общность христиан и говорит, что они — святое священство, люди избранные, посвященные Богу, полезные для других, богато одаренные небесными дарами и добродетелями и употребляемые на добрые цели.

(4) Это святое священство должно и хочет приносить Богу духовные жертвы. Духовные жертвы христиан — это их тела и души, их чувства, их молитвы и прославления, милостыни и другие обязанности.

(5) Самые духовные жертвы самых лучших людей угодны Богу только через Иисуса Христа; Он единственный первосвященник, через Кого Бог принимает нас и наше служение; поэтому приносите все ваши жертвы Христу и через Него представляйте их Богу.

II. Апостол подтверждает сказанное им о Христе как о живом камне цитатой из пророка Исайи 28:16. Заметьте манеру апостола цитировать Священное Писание, не указывая название книги, номер главы и стиха, ибо тогда не было такого деления, упоминалось только имя Моисея, Давида или пророка, за исключением Деян 13:33, где конкретно указывается номер псалма. Цитируя Священное Писание, апостолы больше придерживались смысла цитируемых слов, чем дословной передачи текста, как видно из приведенной здесь цитаты. Петр не цитирует Писание слово в слово, ни на еврейском, ни на греческом, однако передает его правильно и точно. Истинный смысл Писания может быть полно и правильно передан и другими словами, а не только словами Писания. Ибо сказано в Писании... Сущность цитаты заключается в следующем: «Вот, Я полагаю в Сионе...» Запомним; 1. В важных вопросах веры мы должны совершенно полагаться на свидетельство Писания; Христос и Его апостолы апеллировали к Моисею, Давиду и древним пророкам. Слово Божие — это единственный стандарт, данный нам Богом. Это совершенный и достаточный стандарт.

2. Оценка, какую Бог дает Своему Сыну Иисусу Христу в Священном Писании, требует от нас самого серьезного внимания. Вот, Я полагаю, и далее. Иоанн требует такого же внимания, Ин 1:29. Эти требования особого внимания к Христу свидетельствует нам о необыкновенной важности вопроса, а также о нашей тупости и непонятливости.

3. Подавление Иисуса Христа Главой Церкви — это выдающееся дело Божие: Я полагаю в Сионе. Выдавать римского папу за главу Церкви — это человеческая выдумка и невежественное превозношение; Иисус Христос — вот единственное основание и единственная глава Церкви Божией.

4. Иисус Христос — это краеугольный камень, положенный Богом в основании Его духовного дома. Краеугольный камень неразрывно связан со всем строением, он держит его, объединяет и украшает. Таким является Христос для Своей святой Церкви, Своего духовного дома.

5. Иисус Христос есть краеугольный камень спасения и поддержки только для тех, кто истинно принадлежит к Его народу; только для Сиона и тех, кто на Сионе, а не для Вавилона и не для Его врагов.

6. Истинная вера в Иисуса Христа — это единственный путь, на котором человек может избежать постыжения. Великому постыжению подвергают человека разочарование, грех и суд; всех их можно избежать верой. Вера имеет средство против каждого из них.

III. Апостол делает важный вывод, ст. 7. Об Иисусе Христе сказано, что Он является краеугольным камнем. Отсюда апостол выводит следующее заключение относительно добрых людей: «Поэтому для вас, верующих, Он драгоценность, или честь. Христос — это венец и честь для христиан; вы, верующие в Него, не только не будете постыжены во Христе, но, напротив, будете хвалиться и гордиться Им вовеки». Относительно неверующих он заявляет, что они будут упорно не признавать и отвергать Христа, но Бог постановил, что Он будет главою угла, несмотря на все противодействия. Запомним:

1. На все, что является верным и неизбежным выводом из Священного Писания, можно полагаться с такой же уверенностью, как если бы это было записано в самом Писании. Апостол делает заключение на основании свидетельства пророка. Пророк не говорил именно так, но он сказал то, из чего неизбежно следовал такой вывод. Наш Спаситель повелевает исследовать Писания, потому что они свидетельствуют о Нем, хотя в Священном Писании, на которое Он ссылается, нет такого места, где говорилось бы, что Иисус из Назарета есть Мессия. Однако в Писании сказано, что Мессия родится от девы, в дни, когда скипетр будет уже отнят от Иуды, во времена второго храма и по прошествии семидесяти седмиц Даниила; именно так было с Иисусом Христом; чтобы сделать такое заключение необходимо было использовать разум, знать историю, видеть очевидные факты иметь опыт, и все таки это было безошибочным выводом из Священного Писания.

2. Задача верного служителя — применять общие истины к конкретному состоянию и положению своих слушателей. Апостол цитирует отрывок из пророка (ст. 6) и применяет его слова отдельно к добрым и к злым. Это требует мудрости, мужества и верности, но это очень полезно для слушателей.

3. Иисус Христос — великая драгоценность для всех верующих. Величие Его личности, достоинство Его служения, Его близость, Его замечательный труд, Его безмерная любовь — все это обязывает верующих высоко ценить и почитать Иисуса Христа.

4. У неверующих (англ. непокорных. — Прим. переводчика) нет истинной веры. Под непокорными подразумеваются люди, не поддающиеся убеждению, недоверчивые и не раскаивающиеся в своих грехах. У них могут быть некоторые правильные понятия, но отсутствует твердая вера.

5. Те, кому надлежит быть строителями Церкви, часто оказываются самыми злыми врагами Христа в этом мире. В Ветхом завете самое великое зло совершали лжепророки, и в Новом завете самое жестокое противодействие и жестокость, с какими пришлось столкнуться Иисусу Христу, были со стороны книжников, фарисеев, первосвященников и тех, кто претендовал на созидание Церкви и заботу о ней. И до сих пор римская иерархия — самый злейший враг Иисуса Христа и Его дела в этом мире.

6. Бог совершит Свое дело и поддержит Иисуса Христа в этом мире, несмотря на лживость притворных друзей и противодействие самых ярых врагов.

IV. Апостол добавляет дальнейшее описание, используя ту же самую метафору, ст. 8. Он цитирует пророка Исайю 8:13−14: Господа Саваофа — Его чтите свято... И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна.., откуда следует, что Иисус Христос есть Господь Саваоф и, следовательно, — Всевышний Бог. Заметим:

1. Строители, первосвященники, отвергли Христа, и народ последовал за своими вождями; таким образом Христос стал для них камнем преткновения и скалою соблазна, о которые они преткнулись и повредили сами себе, а Он, в Свою очередь, упал на них, как громадный камень, и покарал их смертью. Мф 21:44: И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.

(1) Все непокорные претыкаются на слове Божием: О который они претыкаются, не покоряясь слову. Они претыкаются на Самом Христе, на Его учении и чистоте Его заповедей; иудейские ученые особенно претыкались на незначительности Его внешности и на предложении надеяться только на Него в вопросе оправдания перед Богом. Их невозможно было убедить искать оправдание через веру, они, как и раньше, искали оправдания делами закона: ...Ибо преткнулись о камень преткновения, Рим 9:32.

(2) Тот же Самый благословенный Иисус, совершивший спасение одних, стал причиной греха и гибели других. Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. Он не виновник их греха, а повод к нему; из-за своей непокорности они претыкаются на Нем и отвергают Его, за что Он как Судия накажет их погибелью. Кто отвергает Его как Спасителя, разобьется на Нем, как на камне.

(3) Сам Бог определил вечную погибель всем тем, кто претыкается, не покоряясь слову. Все, кто остается непоколебимым в своем неверии и презрении к Евангелию, предназначены для вечной погибели, и Бог от вечности знает, кто они.

(4) Иудеи, в большинстве своем, отвергли Христа, и во все века множество людей презирали Его, но это не должно обескураживать нас в нашей любви к Нему и в следовании своему долгу перед Ним, ибо это было задолго предсказано пророками и утверждает нашу веру как в Писание, так и в Мессию.

2. Принявшие Христа удостоились высоких привилегий, ст. 9. Иудеи чрезвычайно дорожили своими древними привилегиями, тем, что они были единственным Божиим народом, принятым в особый завет с Ним и отделенным от всего остального мира. «Как, — говорят они, — если мы подчинимся евангельским установлениям, то потеряем все это и окажемся на одной ступени с язычниками».

(1) На это возражение апостол отвечает, что если они не покорятся, то погибнут (ст. 7−8), а если покорятся, то не потеряют никаких реальных преимуществ, но по-прежнему останутся тем, чем так хотят быть, — родом избранным, царственным священством, и далее. Запомним:

[1] Все истинные христиане — это род избранный; они составляют одну семью, особый род людей, отличных от всего мира, людей иного духа, иных принципов и иного поведения, какими они никогда бы не могли быть, если бы не были избраны во Христе и освящены Духом Его.

[2] Все истинные слуги Христа являются царственным священством. Они царственны по своему родству с Богом и Христом, по своей власти над собой и над своими врагами, какую они имеют с Богом; они царственны в совершенствах и превосходстве своего духа и в своих надеждах; они — царственное священство, отделенное от греха и грешников и посвященное Богу, они приносят Богу духовные жертвы, благоугодные Ему Иисусом Христом.

[3] Все христиане, где бы они ни находились, составляют один святой народ. Они — один народ, собранный под единой Главой, согласный в своих нравах и обычаях, управляемый одним и тем же законом; это святой народ, потому что он отделен и посвящен для Бога, обновлен и освящен Духом Святым.

[4] Это честь для слуг Христа, что они избранный народ Божий. Они являются народом, который Он приобрел Себе в удел, избрал его, печется о нем и находит в нем наслаждение. Эти четыре звания все истинные христиане получили не от природы, ибо первоначально они находились в состоянии ужасной тьмы; но они были призваны из тьмы в состояние чудного света, радости, наслаждения и благоденствия, с той целью, чтобы словами и действиями возвещать добродетели и совершенства Призвавшего их.

(2) Чтобы вызвать в этом народе чувство удовлетворения и благодарности за великие милости и достоинства, дарованные им Евангелием, апостол советует им сравнить свое прежнее и настоящее состояние. Было время, когда они были не народом, непомилованными, когда они были торжественно отвергнуты, разведены с Богом (Иер 3:8; Ос 1:6,9), а ныне они опять стали народом Божиим и обрели милость. Запомним:

[1] Самые лучшие люди должны почаще оглядываться назад, на то, какими они были прежде.

[2] Народ Божий — это самый драгоценный народ в мире, все остальные — не народ, люди мало пригодные.

[3] Попасть в число народа Божиего — это великая милость, и ее можно получить.

V. Петр предупреждает, чтобы они остерегались плотских похотей, cт. 11. Даже лучшие из людей, из рода избранного, народа Божия, нуждаются в увещании удаляться от наихудших грехов, против каковых апостол искренно и горячо предостерегает их. Сознавая трудность, и в то же время важность этого долга, он выражает свое большое участие к ним: Возлюбленные! прошу вас... Их долг — удаляться от первых проявлений плотских похотей и подавлять их. Многие из них происходят от ветхой природы и в своих проявлениях зависят от тела, удовлетворяющего чувственные желания или беспорядочные наклонности плоти. Христиане должны удаляться от них, учитывая:

1. Уважение, которое они имеют от Бога и добрых людей: они — возлюбленные.

2. Свое положение в этом мире: они странники и пришельцы, и поэтому не должны затруднять свое странствование, предаваясь нечестию и похотям той страны, через которую проходят.

3. Зло и опасность, причиняемые этими грехами: «Они восстают на душу, поэтому ваши души должны воевать против них». Запомним:

(1) Великое зло, причиняемое грехом человеку, заключается в том, что он восстает на душу; он уничтожает нравственную свободу души; он ослабляет и истощает душу, повреждая ее способности; он лишает ее мира и покоя; он унижает и уничтожает ее достоинство; препятствует ее благоденствию в настоящем и обрекает на вечные страдания в будущем.

(2) Из всех видов греха нет более пагубных для человеческой души, чем плотские похоти. Чувственные желания, похотливость и чувственность более всего ненавистны Богу и губительны для души. Они подлежат строжайшему осуждению.

VI. Далее апостол призывает их украшать свое вероисповедание добродетельной жизнью. Они должны быть добродетельными на каждом шагу, в каждом отдельном случае и в каждом деле, то есть добрыми, любезными, порядочными, дружелюбными и безупречными; это связано с тем, что они жили среди язычников, людей, исповедующих другую религию и являвшихся их закоренелыми врагами, они клеветали на них и постоянно злословили их как злодеев. «Непорочное, справедливое и доброе поведение способно не только заградить их уста, но, возможно, будет средством для побуждения их к прославлению Бога и к изменению их отношения к вам, когда они увидят, что вы превосходите всех других в добрых делах. Сейчас они называют вас злодеями, защищайте себя добрыми делами, так как это способ, чтобы убедить их. Придет день посещения, когда Господь призовет их Своим словом и Своей благодатью к покаянию, и тогда они прославят Бога и одобрят вас за ваше превосходное поведение, Лк 1:68. Когда Евангелие придет к ним и начнет действовать среди них, доброе поведение поощрит их к обращению, а злое воспрепятствует ему». Отметим:

1. Христианское вероисповедание должно сопровождаться добродетельной жизнью, Флп 4:8.

2. Общая участь лучших христиан — подвергаться злословию со стороны нечестивых.

3. Те, которых посетила Божия благодать, немедленно меняют свое мнение о добродетельных людях, прославляя Бога и хваля тех, кого раньше бранили как злодеев.


Толкование отцов церкви (1 Петра 2 глава 9 стих)

Григорий Богослов (325/30−389/90)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Мне казалось, что слышу, как говорит это Господь <…> что взывает Он и народу этому: проходите вратами Моими (Ис 62:10) и расширяйтесь <…> Взывает Он и ангелам-покровителям: <…> путь разровняйте людям Моим, и камни, которые на пути, разметите (Ис 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении — ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая-святых, где, сколько знаю, будет конец здешнего злострадания и усилия шествующих доблестно, в числе которых находитесь и вы — званые святые (Рим 1:7), люди избранные (Тит 2:14), царственное священство.

Источник: Слово прощальное.

Климент Александрийский (~150−~215)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Так как мы поистине избранный народ избранием Бога, это более чем ясно; царским же назвал, так как мы призваны в царство и приверженцы Христа; священством же — из-за приношения, которое делается речами и учениями, привлекающими души, которые приносятся Богу.

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Лев Великий (440−461)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Ведь всех во Христе возрожденных знак креста делает царями, умащивание Святого Духа посвящает в священство.

Источник: Проповеди.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности.

Источник: Письма.

Макарий Великий (~300−391)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно — великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты — «род избран, священие и язык свят». Тайна Христианства необычайна для мира сего. Видимая слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее; а то царство и то богатство божественны, небесны, славны, никогда не преходят или никогда не прекращаются. Ибо в небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем; и как сам Он «перворожден из мертвых» (Кол 1:18), так и соцарствующие с Ним первородны. Но хотя таковы избранные и благоискусные пред Богом; однако же сами себя признают они весьма малыми и крайне не благоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими, или даже ничем.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 27.

Августин (354−430)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Тогда ведь один только священник помазывался, теперь же все христиане принимают помазание.

Источник: Проповеди.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 9−10 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: вы, поступившие правильно, — род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность стали частью царственного священства, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святым по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Пс 109:4), и Царем кротким, праведным и спасающим (Зах 9:9). Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство, и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (ср. Ос 2:23). Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, возвещайте совершенства Его своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). Люди, взятые в удел (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие — все, а удел Божий — одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

Ориген (~185−~254)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Итак, если ты хочешь совершить священство души твоей, пусть не исчезнет никогда огонь с алтаря твоего.

…Следовательно, вы — народ святой и потому приближаетесь к священному.

Источник: Гомилии на Книгу Левит.

Беда Достопочтенный (672−735)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Это свидетельство поощрения, некогда данное древнему народу Божиему через Моисея, апостол Петр ныне справедливо дает язычникам, поскольку они очевидно уверовали в Христа, словно краеугольный камень, объединивший их в том спасении, которое в Нем обрел Израиль. И называет их родом избранным — за их веру, чтобы отличить их от тех, кто, камень живой отвергая, сами сделались негодными. Царственным же священством — поскольку они соединены в теле Того, Кто есть всевышний царь и истинный первосвященник, Царство своим дарующий, как царь, и, как первосвященник, смывая их прегрешения жертвою Своею кровью.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Дидим Слепец (~312−398)

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Согласно старому установлению закона, другое было царство, другой был священнический род: священнический ведь наследовал от Левия, а царский — от Иуды. Один правил у иудеев, а другой владел священническим саном. Итак, после этого установления последовало Евангелие, устанавливая, что один и тот же священник и царь. Ведь Христос — и то, и другое. Тот, кто одновременно царь и священник, избрал народ одновременно и царский, и священнический. Следует исследовать, каким образом, когда из всех народов были призваны верные, Он сказал, что они — единый священный народ. И нужно сказать, что, пожалуй, хоть и из разных народов были призваны, однако так как они отвергли всякую тщету, из-за которой народы оказались рассеянными, то приняли одну волю, один и тот же разум, обращаясь особенно к одному учению и одной вере. Поскольку душа и сердце едино для всех верующих, постольку они называются одним народом.

Источник: На 1-е послание Петра.


Ведь поскольку Родивший имеет оба этих начала, то необходимо, чтобы ими обладали и они, подобно тому как от царя происходит царство и от священника священство, посему они являются народом святым, призванные от воистину святого, призывающего: будьте святы.

Источник: Краткое изложение.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 9−10 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно краеугольный и драгоценный камень. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, Исх 19:5−6; Втор 7:6, частью из пророков Ос 1:6, 8; 2:23 -24, употребляя о христианах выражения: «род избранный», «царственное священство» (ср. Откр 1:6; 5:10), «народ святой», «люди, взятые в удел» — все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни — возвещать совершенства Призвавшего — Бога. «Этому научает Сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16). Ибо создание Божие — все, а удел Божий — одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель» (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы — «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Ос 2:23), «чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии» (блаж. Феофил.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно