Неизвестный автор написал:
«Признак глубочайшего, истинного смирения — оставаться безропотными, когда мы видим, что нас незаслуженно осуждают. Молчаливо сносить оскорбления и обиды — прекрасное подражание нашему Господу. Когда мы вспоминаем о том, как страдал Тот, Кто никоим образом не заслуживал этого, как мы воспринимаем то, что считаем себя обязанными сказать слово в свою защиту и оправдание?»
Страдая, не угрожал. Ни одно грубое, угрожающее слово не сорвалось с Его безмолвных уст. Возможно, противники принимали Его молчание за слабость. Если бы они оказались на Его месте, то поняли бы, что это не слабость, а сверхъестественная сила! Какие же скрытые духовные силы помогали Ему сносить натиск столь беспочвенного поругания? Он доверял Богу,Судье Праведному. И мы призваны поступать так же:
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим 12:19−21)».
I. В области подчинения властям. Христиан считали не только новаторами в религии, но и мятежниками в государстве; поэтому было крайне необходимо, чтобы апостол установил правила и меры повиновения государственной власти, что он здесь и делает.
1. Требуемый долг — покорность, включающая в себя лояльность и уважение в отношении людей, облеченных властью, послушание их справедливым законам и приказам, покорность законному наказанию.
2. Люди, или объекты, которым надлежит подчиняться.
(1) Вообще — всякому человеческому начальству. Безусловно, власть есть Божие установление, но конкретная форма правления, полномочия власти, лица, осуществляющие эту власть, устанавливаются человеком и регламентируются законом и конституцией каждой конкретной страны; и все на— оды обязаны соблюдать всеобщее правило позволять установленной форме правления действовать по своей воле.
(2) Конкретно: Царю ли, как верховной власти, первому по достоинству и занимающему самое высокое положение; царь — это узаконенная персона, а не деспот; правителям ли, — наместникам, проконсулам, правителям провинций, — как от него посылаемым, то есть уполномоченным им управлять.
3. Причины, усиливающие этот долг.
(1) Для Господа, Который установил власть ради блага человека и требует послушания и покорности ей (Рим 13), и почтительное повиновение подданных своим властям касается Его чести.
(2) Цель и назначение органов власти, заключающиеся в том, чтобы наказывать преступников и поощрять делающих добро. Они установлены для блага общества, и если эта цель не достигается, то ошибка не в установлении их, а в их поведении.
[1] Истинная религия является самой лучшей опорой государственной власти, она требует подчинения ради Господа и ради совести.
[2] Все наказания и все власти мира не могут избавить мир от преступников.
[3] Самое лучшее, что может сделать власть, для того чтобы исполнить свой долг и исправить мир, — это справедливо наказывать и справедливо поощрять.
(3) Другая причина, почему христиане должны быть послушны власти, заключается в том, что такова есть воля Божия, и, следовательно, их долг; а также потому, что это приводит в молчание невежественных и безумных людей, ст. 15. Запомним:
[1] Для доброго человека воля Божия является самым серьезным основанием для исполнения любого долга.
[2] Подчинение властям — это важный христианский долг, ибо такова есть воля Божия.
[3] Христианин должен стремиться во всем вести себя так, чтобы умолкли неосновательные укоры самых невежественных и безумных людей.
[4] Говорящие против религии и благочестивых людей невежественны и безумны.
(4) Апостол напоминает им о духовной природе христианской свободы. Иудеи на основании Втор 17:15 сделали вывод, что они не обязаны подчиняться царю, если он не из среды их братьев, и обращенные иудеи считали, что родство со Христом освобождает их от подчинения властям. Чтобы предотвратить это заблуждение, апостол говорит, что христиане свободны, но от чего? Не от долга, не от покорности Божиему закону, требующему послушания государственной власти. Они духовно свободны от рабства греху и сатане, а также от обрядового закона, но не должны прикрывать своей христианской свободой какое-либо зло или пренебрежение своим долгом перед Богом и вышестоящим начальством и должны помнить, что они — рабы Божии. Запомним:
[1] Все рабы Христа свободные люди (Ин 8:36), они свободны от господства сатаны, от осуждения закона, от гнева Божиего, от обременительности долга, от страха смерти.
[2] Рабы Христа должны быть очень осторожны, чтобы не злоупотреблять своей христианской свободой, чтобы не прикрывать ею никакого беззакония против Бога или непокорности властям.
4. В заключение своего рассуждения относительно покорности властям апостол дает четыре замечательные правила:
(1) Всех почитайте. Должное уважение следует оказывать всем людям; бедные люди не должны быть презираемы, Притч 17:5; нечестивых тоже надо уважать, но не за их нечестие, а за другие их качества, такие как ум, мужество, высокое служебное положение или за седину. Авраам, Иаков, Самуил, пророки и апостолы никогда не стеснялись воздавать должные почести нечестивым людям.
(2) Братство любите. Все христиане составляют одно братство, объединенное под одной Главой, Христом, все находятся под одним управлением и проходят одну подготовку, все тесно связаны одними интересами, имеют общение друг с другом и направляются в один и тот же дом, поэтому они должны любить друг друга особой любовью.
(3) Бога бойтесь, бойтесь Его с величайшим благоговением и покорностью. Если недостает страха Божиего, то никакой другой долг не может быть исполнен должным образом.
(4) Царя чтите, почитая его выше всех людей.
II. Слуги также нуждались в том же апостольском наставлении, что и подданные, так как они воображали, будто христианская свобода означает освобождение от неверующих и жестоких хозяев, на что апостол отвечает: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам.., ст. 18. Под слугами (англ. рабами. — Прим. переводчика) он подразумевает тех, что были рабами в строгом смысле слова: либо нанятые, либо купленные за деньги, либо взятые в плен во время войны, либо рожденные в доме, либо служащие по контракту в течение определенного времени. Заметьте:
1. Он приказывает им повиноваться, исполнять свое дело верно и честно, вести себя так, как положено низшему по положению — с почтением и любовью, и с терпением покоряться трудностям и неудобствам. Они должны оказывать повиновение своим господам, имеющим право на их труд, и не только добрым и кротким, которые хорошо с ними обращаются и не ущемляют их права, но даже злым и сердитым, кому едва ли можно угодить. Запомним:
(1) Слуги должны быть покорны своим хозяевам и бояться им не угодить.
(2) Греховное поведение одного не оправдывает греховного поведения другого; раб обязан исполнять свой долг, хотя бы его господин был жестоким и несправедливым человеком.
(3) Добрые люди мягки и кротки со своими рабами и подчиненными. Святой апостол выказывает свою любовь и заботу о душах несчастных рабов так же, как и о людях более высокого положения. В этом ему должны подражать все остальные служители: им следует в своих наставлениях обращаться, наряду с другими, и к тем из своих слушателей, кто занимает более низкое социальное положение, кто молод, кто беден.
2. Обязав их повиноваться, Петр объясняет причину, почему они должны поступать именно так.
(1) Если они терпеливо переносят лишения, страдая несправедливо, и продолжают исполнять свой долг перед неверующими и своенравными господами, то этим они угодят Богу и Он вознаградит их за все, что они вынесли от своих господ ради Него; если же они терпят справедливое наказание, то за такое терпение они не заслужат похвалы: ...Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ст. 19−20. Запомним:
[1] Нет условий плохих настолько, чтобы человек не мог жить в них добросовестно и прославлять Бога; самый ничтожный раб может так жить.
[2] Самый добросовестный человек часто бывает самым великим страдальцем. Ибо... помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо; страдальцы такого рода достойны похвалы, они делают честь своему Богу и своей религии и будут одобрены Им; в этом их величайшее ободрение и утешение.
[3] Заслуженные страдания должны переноситься с терпением: Если вас бьют за проступки, то вы должны терпеть. Страдания в этом мире не всегда являются залогом будущего блаженства: если дети или слуги грубы, непокорны и за это страдают, то это не может быть угодно Богу и не заслужит человеческой похвалы.
(2) Апостол приводит еще другие причины для ободрения христиан-рабов с терпением переносить несправедливые страдания, ст. 21.
[1] Из их христианского призвания и исповедания: Ибо вы к тому призваны.
[2] Из примера Христа, Который пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Запомним:
Во-первых, Добрые христиане — люди, призванные страдать, поэтому они должны быть готовы к этому; звание христианина обязывает их отвергнуть себя и взять свой крест; они призваны по повелению Христа, по Божиему промыслу, по действию Божией благодати; и по примеру Иисуса Христа должны страдать, когда таким образом призываются к этому.
Во-вторых, Христос пострадал за вас, или за нас; не Отец пострадал, но Тот, Кого Он освятил и послал с этой целью в мир; Христос страдал и телом и душой, страдал за нас, вместо нас и ради нашего блага, ст. 24.
В-третьих, Страдания Христа должны успокаивать нас в самых жестоких и несправедливых страданиях, с какими мы сталкиваемся в этом мире. Он страдал добровольно, не за Себя, а за нас, с величайшей готовностью, с совершенным терпением перенося со всех сторон удары, несмотря на то что был Богочеловеком. Не должны ли мы, грешники, заслужившие самого худшего покориться легким страданиям этой жизни, которые впоследствии произведут для нас неизреченные преимущества?
3. Пример покорности и терпения Христа объясняется и подчеркивается: Христос пострадал:
(1) Несправедливо и без причины, ибо Он не сделал никакого греха.., ст. 22. Он не совершил никакого насилия, никакой несправедливости, никакой обиды никому не причинил; никакого беззакония не сделал; ...и не было лести в устах Его, Ис 53:9; Его слова, так же как и Его поступки, всегда были честны, справедливы и правильны.
(2) Терпеливо: Будучи злословим, Он не злословил взаимно.., ст. 23; когда Его поносили, смеялись над Ним, Он был безгласен и не отверзал уст Своих; когда Его избили и возложили на Его голову терновый венок, Он не угрожал, но предавал Себя и Свое дело Судии Праведному, Который со временем докажет Его невинность и отомстит Его врагам. Запомним:
[1] Наш Благословенный Спаситель был совершенно свят, Он был полностью свободен от греха, так что никакое искушение, никакая провокация не могли толкнуть Его даже на самое ничтожное греховное или неподобающее слово.
[2] Подстрекательство к греху никогда не может оправдать свершения его. Грубость, клевета и несправедливость врагов не оправдывают оскорблений и мести со стороны христиан; причины для свершения греха никогда не бывают слишком великими, но мы всегда имеем более сильные причины, для того чтобы избегать его.
[3] Бог вынесет справедливый приговор каждому человеку и по каждому делу, и мы должны с терпением и покорностью предать себя ему.
4. Чтобы никто не подумал, прочитав ст. 21−23, что смерть Христа была задумана только как пример терпения в страданиях, Петр говорит здесь о более славных целях и результатах ее: Он грехи наши Сам, и далее. Заметим здесь:
(1) Страдает Иисус Христос: Он Сам — Телом Своим. Апостол подчеркивает — Он Сам, чтобы показать исполнение Им всех пророчеств, чтобы отличить Его от левитских священников (которые приносили в жертву чужую кровь, а Он Сам Собою совершил очищение грехов наших, Евр 1:3); и чтобы исключить всех других из дела искупления, совершенного Христом, апостол добавляет: Телом Своим. Он страдал не только душой (Мф 26:38), страдания души Его были внутренними, сокровенными, в то время как телесные страдания были видимы и более наглядны для взора этих слуг, терпящих страдания, ради которого приводится данный приме— .
(2) Страдания, перенесенные Христом, бичевание, раны и смерть, причем крестная смерть, — были позорным наказанием, которому обычно подвергали только рабов!
(3) Причина Его страданий: Он грехи наши вознес. Это открывает нам:
[1] Что Христос в Своих страданиях был обременен нашими грехами как взявший на Себя обязательство удалить их жертвой Своею, Ис 53:6.
[2] Что Он понес наказание за них и тем самым удовлетворил божественную справедливость.
[3] Что тем самым Он взял наши грехи и удалил их от нас; как козел отпущения символически нес на своей голове грехи народа, а затем безмолвно уносил их в пустыню (Лев 16:21−22), так и Агнец Божий сначала вознес наши грехи Телом Своим и таким образом взял грех мира на Себя, Ин 1:29.
(4) Плоды Христовых страданий:
[1] Наше освящение, включающее в себя смерть, то есть умерщвление греха, и новую святую жизнь праведности; в смерти и воскресении Христа нам даны как пример для подражания в том и другом, так и мощный стимул и способности к тому и другому.
[2] Наше оправдание. Христос был избит и распят как искупительная жертва, ранами Его мы исцелились. Запомним следующее. Во-первых, Христос понес грехи всех Своих людей и искупил их Своей смертью на кресте. Во-вторых, Ни один человек не может со всей уверенностью полагаться на Христа как понесшего его грех и искупившего его вину, до тех пор пока он не умрет для греха и не будет жить для правды.
5. В заключение своего увещания слугам апостол напоминает им о разнице между их прошлым и настоящим положением, ст. 25. Они были, как овцы блуждающие, что представляет:
(1) Грех человека. Он блуждает — это его собственные действия, им не управляют, но он сам блуждает, где хочет.
(2) Его несчастье — он блуждает вдали от пастбища, от пастыря и от стада и таким образом подвергает себя бесчисленным опасностям.
(3) Здесь говорится об их возвращении посредством обращения: но возвратились (в английском тексте но возвращены. — Прим. переводчика). Это слово, употребленное в пассивном залоге, указывает на то, что возвращение грешника — действие божественной благодати. Это возвращение от всех их ошибок и заблуждений к Христу истинному заботливому Пастырю, Который любит Своих овец и положил Свою жизнь за них, Который является самым бдительным Пастырем и Епископом, или Блюстителем душ. Запомним:
[1] Грешники до своего обращения блуждают, их жизнь — это непрерывный грех.
[2] Иисус Христос — великий Пастырь и Блюститель душ, Который всегда пасет Свое стадо и бодрствует над ним.
[3] Надеющиеся на любовь и заботу этого Пастыря должны возвратиться к Нему, умереть для греха и жить для правды.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному
Вот образ поведения для христианина во время гонений на него. Ныне христианину приходится страдать очень много, имени Христова ради. Но он не должен озлобляться на своих мучителей. Пусть смеются над ним, пусть мучают и даже убивают, отдадим все это в руки Судии Праведного — Господа Бога. Он все видит, все знает, у Него мудрость и сила, и Он все прекрасно рассудит. В том, что всем миром правит наш Милосердный и Всемогущий Бог, в ком одна лишь истина, правда, любовь, главнейшее утешение всех последователей Христа, до скончания века (Евр 13:8).
Источник: В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному
Говорится об Иисусе Христе, Которого неправедно укоряли или оклеветывали первосвященники, книжники и народ еврейский, достойные укорения в собственных бесчисленных неправдах, и которых, однако ж, безгрешный Господь не укорял, от которых страдая, не воспрещал, предавая и их неправду, и Свою правду Судящему праведно. Приложи этот образец кротости к себе. Когда тебя кто-либо укоряет в действительных твоих или мнимых недостатках (праведно или неправедно), в мнимой или действительной неисправности или клевещет на тебя, ложно возводя на тебя вины, которых ты не учинил или учинил безнамеренно, по стечению обстоятельств, — ты не укоряй такого человека, не плати ему тем же, не говори: ты сам такой и такой, ты сам то и то делаешь (ибо это значит: укаряемь противу не укаряше), и если он заставляет тебя страдать от своей клеветы — не противься ему, а предай свое дело и его неправду судящему праведно Богу, Который непременно выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень (Пс 36, 6). Терпением своим спасай душу свою. Много неправды в этом мире, причиняемой большею частию от общего врага нашего, и победить неправду есть одно средство — терпение в надежде на будущее Царство: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть... (Мф 5, 10). Впрочем, и здесь Господь весьма часто награждает терпящих неправду, прославляя их тем большею славою, чем большему подвергались они бесчестию.
Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.
Ст. 23−24 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды
Быть может, кто-нибудь скажет: «Как апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами, глухими, фарисеев — слепыми (Мф 15:14), Иуде говорит: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф 26:24), и в иной раз: отраднее будет Содому, нежели городу тому (Мф 10:15)?» Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии. Злословящие Его говорили: бес в Тебе (Ин 7:20); Он изгоняет бесов силой князя бесовского (Мф 12:24), и: вот, человек. Который любит есть и пить вино (Мф 11:19). Когда Он слышал это, злословил ли взаимно? Отнюдь нет. Но одним сказал: если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыны ваши чьею силой изгоняют? (Мф 12:27). Тех же, которые называли Его любящим есть и пить вино, Он уподоблял детям, играющим на торжище и говорящим товарищам: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф 11:16−17). А когда Он висел на кресте и страдал, то не только не угрожал, но еще молился за злодеев (Лк 23:34). Иуде угрожал Он для того, чтобы отвлечь его от предательства. Равно и тем, которые не будут принимать учеников Его, объявил, что им будет хуже, чем Содомлянам, для того, чтобы слушателей хотя бы страхом преклонить к странноприимству и к тому, что для них спасительно. Посему слово апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно. Предавал все Судии Праведному, то есть Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, без всякого лицеприятия, по сущей справедливости (1 Петр. 1, 17).
Ранами Его вы исцелились
См. Толкование на 1Пет 2:25
Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному
Христос не угрожал тем, кто причинял Ему зло, предавая восставших против Него справедливо судящему Богу.
Источник: На 1-е послание Петра.