I. В области подчинения властям. Христиан считали не только новаторами в религии, но и мятежниками в государстве; поэтому было крайне необходимо, чтобы апостол установил правила и меры повиновения государственной власти, что он здесь и делает.
1. Требуемый долг — покорность, включающая в себя лояльность и уважение в отношении людей, облеченных властью, послушание их справедливым законам и приказам, покорность законному наказанию.
2. Люди, или объекты, которым надлежит подчиняться.
(1) Вообще — всякому человеческому начальству. Безусловно, власть есть Божие установление, но конкретная форма правления, полномочия власти, лица, осуществляющие эту власть, устанавливаются человеком и регламентируются законом и конституцией каждой конкретной страны; и все на— оды обязаны соблюдать всеобщее правило позволять установленной форме правления действовать по своей воле.
(2) Конкретно: Царю ли, как верховной власти, первому по достоинству и занимающему самое высокое положение; царь — это узаконенная персона, а не деспот; правителям ли, — наместникам, проконсулам, правителям провинций, — как от него посылаемым, то есть уполномоченным им управлять.
3. Причины, усиливающие этот долг.
(1) Для Господа, Который установил власть ради блага человека и требует послушания и покорности ей (Рим 13), и почтительное повиновение подданных своим властям касается Его чести.
(2) Цель и назначение органов власти, заключающиеся в том, чтобы наказывать преступников и поощрять делающих добро. Они установлены для блага общества, и если эта цель не достигается, то ошибка не в установлении их, а в их поведении.
[1] Истинная религия является самой лучшей опорой государственной власти, она требует подчинения ради Господа и ради совести.
[2] Все наказания и все власти мира не могут избавить мир от преступников.
[3] Самое лучшее, что может сделать власть, для того чтобы исполнить свой долг и исправить мир, — это справедливо наказывать и справедливо поощрять.
(3) Другая причина, почему христиане должны быть послушны власти, заключается в том, что такова есть воля Божия, и, следовательно, их долг; а также потому, что это приводит в молчание невежественных и безумных людей, ст. 15. Запомним:
[1] Для доброго человека воля Божия является самым серьезным основанием для исполнения любого долга.
[2] Подчинение властям — это важный христианский долг, ибо такова есть воля Божия.
[3] Христианин должен стремиться во всем вести себя так, чтобы умолкли неосновательные укоры самых невежественных и безумных людей.
[4] Говорящие против религии и благочестивых людей невежественны и безумны.
(4) Апостол напоминает им о духовной природе христианской свободы. Иудеи на основании Втор 17:15 сделали вывод, что они не обязаны подчиняться царю, если он не из среды их братьев, и обращенные иудеи считали, что родство со Христом освобождает их от подчинения властям. Чтобы предотвратить это заблуждение, апостол говорит, что христиане свободны, но от чего? Не от долга, не от покорности Божиему закону, требующему послушания государственной власти. Они духовно свободны от рабства греху и сатане, а также от обрядового закона, но не должны прикрывать своей христианской свободой какое-либо зло или пренебрежение своим долгом перед Богом и вышестоящим начальством и должны помнить, что они — рабы Божии. Запомним:
[1] Все рабы Христа свободные люди (Ин 8:36), они свободны от господства сатаны, от осуждения закона, от гнева Божиего, от обременительности долга, от страха смерти.
[2] Рабы Христа должны быть очень осторожны, чтобы не злоупотреблять своей христианской свободой, чтобы не прикрывать ею никакого беззакония против Бога или непокорности властям.
4. В заключение своего рассуждения относительно покорности властям апостол дает четыре замечательные правила:
(1) Всех почитайте. Должное уважение следует оказывать всем людям; бедные люди не должны быть презираемы, Притч 17:5; нечестивых тоже надо уважать, но не за их нечестие, а за другие их качества, такие как ум, мужество, высокое служебное положение или за седину. Авраам, Иаков, Самуил, пророки и апостолы никогда не стеснялись воздавать должные почести нечестивым людям.
(2) Братство любите. Все христиане составляют одно братство, объединенное под одной Главой, Христом, все находятся под одним управлением и проходят одну подготовку, все тесно связаны одними интересами, имеют общение друг с другом и направляются в один и тот же дом, поэтому они должны любить друг друга особой любовью.
(3) Бога бойтесь, бойтесь Его с величайшим благоговением и покорностью. Если недостает страха Божиего, то никакой другой долг не может быть исполнен должным образом.
(4) Царя чтите, почитая его выше всех людей.
II. Слуги также нуждались в том же апостольском наставлении, что и подданные, так как они воображали, будто христианская свобода означает освобождение от неверующих и жестоких хозяев, на что апостол отвечает: Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам.., ст. 18. Под слугами (англ. рабами. — Прим. переводчика) он подразумевает тех, что были рабами в строгом смысле слова: либо нанятые, либо купленные за деньги, либо взятые в плен во время войны, либо рожденные в доме, либо служащие по контракту в течение определенного времени. Заметьте:
1. Он приказывает им повиноваться, исполнять свое дело верно и честно, вести себя так, как положено низшему по положению — с почтением и любовью, и с терпением покоряться трудностям и неудобствам. Они должны оказывать повиновение своим господам, имеющим право на их труд, и не только добрым и кротким, которые хорошо с ними обращаются и не ущемляют их права, но даже злым и сердитым, кому едва ли можно угодить. Запомним:
(1) Слуги должны быть покорны своим хозяевам и бояться им не угодить.
(2) Греховное поведение одного не оправдывает греховного поведения другого; раб обязан исполнять свой долг, хотя бы его господин был жестоким и несправедливым человеком.
(3) Добрые люди мягки и кротки со своими рабами и подчиненными. Святой апостол выказывает свою любовь и заботу о душах несчастных рабов так же, как и о людях более высокого положения. В этом ему должны подражать все остальные служители: им следует в своих наставлениях обращаться, наряду с другими, и к тем из своих слушателей, кто занимает более низкое социальное положение, кто молод, кто беден.
2. Обязав их повиноваться, Петр объясняет причину, почему они должны поступать именно так.
(1) Если они терпеливо переносят лишения, страдая несправедливо, и продолжают исполнять свой долг перед неверующими и своенравными господами, то этим они угодят Богу и Он вознаградит их за все, что они вынесли от своих господ ради Него; если же они терпят справедливое наказание, то за такое терпение они не заслужат похвалы: ...Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ст. 19−20. Запомним:
[1] Нет условий плохих настолько, чтобы человек не мог жить в них добросовестно и прославлять Бога; самый ничтожный раб может так жить.
[2] Самый добросовестный человек часто бывает самым великим страдальцем. Ибо... помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо; страдальцы такого рода достойны похвалы, они делают честь своему Богу и своей религии и будут одобрены Им; в этом их величайшее ободрение и утешение.
[3] Заслуженные страдания должны переноситься с терпением: Если вас бьют за проступки, то вы должны терпеть. Страдания в этом мире не всегда являются залогом будущего блаженства: если дети или слуги грубы, непокорны и за это страдают, то это не может быть угодно Богу и не заслужит человеческой похвалы.
(2) Апостол приводит еще другие причины для ободрения христиан-рабов с терпением переносить несправедливые страдания, ст. 21.
[1] Из их христианского призвания и исповедания: Ибо вы к тому призваны.
[2] Из примера Христа, Который пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Запомним:
Во-первых, Добрые христиане — люди, призванные страдать, поэтому они должны быть готовы к этому; звание христианина обязывает их отвергнуть себя и взять свой крест; они призваны по повелению Христа, по Божиему промыслу, по действию Божией благодати; и по примеру Иисуса Христа должны страдать, когда таким образом призываются к этому.
Во-вторых, Христос пострадал за вас, или за нас; не Отец пострадал, но Тот, Кого Он освятил и послал с этой целью в мир; Христос страдал и телом и душой, страдал за нас, вместо нас и ради нашего блага, ст. 24.
В-третьих, Страдания Христа должны успокаивать нас в самых жестоких и несправедливых страданиях, с какими мы сталкиваемся в этом мире. Он страдал добровольно, не за Себя, а за нас, с величайшей готовностью, с совершенным терпением перенося со всех сторон удары, несмотря на то что был Богочеловеком. Не должны ли мы, грешники, заслужившие самого худшего покориться легким страданиям этой жизни, которые впоследствии произведут для нас неизреченные преимущества?
3. Пример покорности и терпения Христа объясняется и подчеркивается: Христос пострадал:
(1) Несправедливо и без причины, ибо Он не сделал никакого греха.., ст. 22. Он не совершил никакого насилия, никакой несправедливости, никакой обиды никому не причинил; никакого беззакония не сделал; ...и не было лести в устах Его, Ис 53:9; Его слова, так же как и Его поступки, всегда были честны, справедливы и правильны.
(2) Терпеливо: Будучи злословим, Он не злословил взаимно.., ст. 23; когда Его поносили, смеялись над Ним, Он был безгласен и не отверзал уст Своих; когда Его избили и возложили на Его голову терновый венок, Он не угрожал, но предавал Себя и Свое дело Судии Праведному, Который со временем докажет Его невинность и отомстит Его врагам. Запомним:
[1] Наш Благословенный Спаситель был совершенно свят, Он был полностью свободен от греха, так что никакое искушение, никакая провокация не могли толкнуть Его даже на самое ничтожное греховное или неподобающее слово.
[2] Подстрекательство к греху никогда не может оправдать свершения его. Грубость, клевета и несправедливость врагов не оправдывают оскорблений и мести со стороны христиан; причины для свершения греха никогда не бывают слишком великими, но мы всегда имеем более сильные причины, для того чтобы избегать его.
[3] Бог вынесет справедливый приговор каждому человеку и по каждому делу, и мы должны с терпением и покорностью предать себя ему.
4. Чтобы никто не подумал, прочитав ст. 21−23, что смерть Христа была задумана только как пример терпения в страданиях, Петр говорит здесь о более славных целях и результатах ее: Он грехи наши Сам, и далее. Заметим здесь:
(1) Страдает Иисус Христос: Он Сам — Телом Своим. Апостол подчеркивает — Он Сам, чтобы показать исполнение Им всех пророчеств, чтобы отличить Его от левитских священников (которые приносили в жертву чужую кровь, а Он Сам Собою совершил очищение грехов наших, Евр 1:3); и чтобы исключить всех других из дела искупления, совершенного Христом, апостол добавляет: Телом Своим. Он страдал не только душой (Мф 26:38), страдания души Его были внутренними, сокровенными, в то время как телесные страдания были видимы и более наглядны для взора этих слуг, терпящих страдания, ради которого приводится данный приме— .
(2) Страдания, перенесенные Христом, бичевание, раны и смерть, причем крестная смерть, — были позорным наказанием, которому обычно подвергали только рабов!
(3) Причина Его страданий: Он грехи наши вознес. Это открывает нам:
[1] Что Христос в Своих страданиях был обременен нашими грехами как взявший на Себя обязательство удалить их жертвой Своею, Ис 53:6.
[2] Что Он понес наказание за них и тем самым удовлетворил божественную справедливость.
[3] Что тем самым Он взял наши грехи и удалил их от нас; как козел отпущения символически нес на своей голове грехи народа, а затем безмолвно уносил их в пустыню (Лев 16:21−22), так и Агнец Божий сначала вознес наши грехи Телом Своим и таким образом взял грех мира на Себя, Ин 1:29.
(4) Плоды Христовых страданий:
[1] Наше освящение, включающее в себя смерть, то есть умерщвление греха, и новую святую жизнь праведности; в смерти и воскресении Христа нам даны как пример для подражания в том и другом, так и мощный стимул и способности к тому и другому.
[2] Наше оправдание. Христос был избит и распят как искупительная жертва, ранами Его мы исцелились. Запомним следующее. Во-первых, Христос понес грехи всех Своих людей и искупил их Своей смертью на кресте. Во-вторых, Ни один человек не может со всей уверенностью полагаться на Христа как понесшего его грех и искупившего его вину, до тех пор пока он не умрет для греха и не будет жить для правды.
5. В заключение своего увещания слугам апостол напоминает им о разнице между их прошлым и настоящим положением, ст. 25. Они были, как овцы блуждающие, что представляет:
(1) Грех человека. Он блуждает — это его собственные действия, им не управляют, но он сам блуждает, где хочет.
(2) Его несчастье — он блуждает вдали от пастбища, от пастыря и от стада и таким образом подвергает себя бесчисленным опасностям.
(3) Здесь говорится об их возвращении посредством обращения: но возвратились (в английском тексте но возвращены. — Прим. переводчика). Это слово, употребленное в пассивном залоге, указывает на то, что возвращение грешника — действие божественной благодати. Это возвращение от всех их ошибок и заблуждений к Христу истинному заботливому Пастырю, Который любит Своих овец и положил Свою жизнь за них, Который является самым бдительным Пастырем и Епископом, или Блюстителем душ. Запомним:
[1] Грешники до своего обращения блуждают, их жизнь — это непрерывный грех.
[2] Иисус Христос — великий Пастырь и Блюститель душ, Который всегда пасет Свое стадо и бодрствует над ним.
[3] Надеющиеся на любовь и заботу этого Пастыря должны возвратиться к Нему, умереть для греха и жить для правды.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его
Если Господь наш пожил с нами в подобии плоти греха, то не почитай Его за это простым человеком, не признавая в Нем силы Божества. Он не имел нужды давать Богу выкупа за Себя и избавлять собственную душу, потому что Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
Источник: Гомилии на Псалмы.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его
Так как человеческая плоть была усвоена Словом, она стала уже неподвластной гибели. А так как она не знает греха — ведь ее, как я говорил, воспринял и явил Своей Бог, — она уже более не страдает склонностью к наслаждениям. Единородное Слово Божие сделало это не для Себя (ведь то, что есть, существует всегда), но для нас.
Источник: Послание Сукенсию.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его
Господь наш Иисус Христос сделался ради нас всем тем, что, кроме греха, составляет нас самих Ибо ни малейшего «греха не сотвори» (1Пет 2:22), сделался же всем, то есть телом, душою и умом. Посему убегай бредней манихейских.
Источник: Письма на разные темы. Трибуну Софронию.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его
Нужно отметить то, что апостол считал достаточным для демонстрации того, что в Христе не было никакого греха, так как он утверждал: Он не сделал никакого греха, чтобы, как ты говоришь, показать: кто не сделал греха, не мог его иметь. Ведь, в самом деле, грех совершил бы также и взрослый, если бы имел его еще ребенком. Ибо потому, кроме Него, нет среди людей никого, кто не совершил бы греха с наступлением зрелого возраста, что, кроме Него, нет среди людей никого, в ком не было бы греха с самого младенчества.
Источник: Против Юлиана-пелагианина.
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его
Ко кресту пригвождается [Христос] не в наказание за какие-то грехи (ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его), но как уплачивающий долг нашей природы. Она ведь оказалась в долгу через преступления законов Сотворившего [ее]. Поскольку же, задолжав, не была в силах заплатить, Сам Господь премудро придумал, как долг возместить, и, взяв как бы [в качестве] некоего капитала наше тело и им премудро и праведно распорядившись, заплатил долг и [человеческую] природу освободил.
Источник: О провидении.
Ст. 22−25 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших
В изображении искупительного подвига Христа Спасителя, явившего в этом подвиге высочайший пример людям — терпения, великодушия и кротости, Апостол частью руководится свободным переложением пророчества Исаии о страждущем Отроке или Рабе Иеговы (Ис L:6; LIII:4, 6, 9), частью же новозаветными свидетельствами об искупительном деле Господа Иисуса Христа. Здесь может быть такое недоумение: «как Апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами глухими, фарисеев — слепыми (Мф 15:14), Иуде говорит: «лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24), и в иной раз: «отраднее будет Содому, нежели городу тому» (Мф 10:15). Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо, если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии… Посему слово Апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно» (блаж. Феофил.). Характерно для языка и миросозерцания Апостола Петра, что искупительную крестную смерть Спасителя он здесь (ст. 24), как и в речах своих в книге Деяний (V:30; Х, 39), называет повешением или вознесением на древо, to xulon, чем оттеняется принятие Христом на Себя, во исполнение слов пророка Моисея (Втор 21:23), лежавшего на людях проклятия греха и смерти (Гал 3:21). Цель искупительной смерти Господа Апостолом указывается с двух ее сторон: ею люди избавились от грехов и получили благодатные силы жить для правды. В ст. 25 Апостол религиозно-нравственное состояние дохристианского человечества, согласно Ис LIII, и другим библейским местам — ветхозаветным (Чис 27:17; 3Цар 22:17; Пс 118:176; Иез 34:5, Иез 34:11) и новозаветным (Лк 15:4; Мф 9:36; Ин 10:15), изображает, как бедственное состояние духовного блуждания людей, лишенных истинного ведения и чистой нравственности. Соответственно этому, и обращение людей и христианство обозначено у Апостола, как возвращение к Пастырю и Блюстителю (to Poimena cai episcopon) душ наших (ср. Ин 10:1).