Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 2 глава 11 стих)

αγαπητος (#28) adj. vb. любимый, возлюбленный, παρακαλω praes. ind. act. от παρακαλεω (#4151) ободрять, побуждать, молить (см. Рим. 12:1). παροικος (#4230) чужестранец. Это человек, живущий в чужой стране (Kelly), παρεπιδημος (#4215) иностранец, чужак, временный житель. Это посетитель, остановившийся ненадолго в каком־л. месте (Kelly; см. 1:1). Пока мы в этом мире, мы должны вести себя как христиане (Stibbs). απεχεσθαι praes. med. (dep.) inf. от απεχομαι (#600) удерживаться, воздерживаться. Inf. в косвенной речи поеле основного гл. Дополнение гл. в gen., указывает на то, от чего следует воздерживаться (Веаге). σαρκικος (#4920) плотский, принадлежащий плоти, то есть порывы, свойственные эгоистичной и низменной человеческой природе (Selwyn). О значении суффикса см. МН, 378f. επιθυμια (#2123) сильное желание, похоть, στρατευονται praes. ind. med. (dep.) от στρατευομαι (#5129) сражаться, проводить военную кампанию, вести войну. Praes. подчеркивает длительность кампании.


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 2 глава 11 стих)

2:11 пришельцев и странников В этом месте Петр призывал своих читателей к праведной жизни среди враждебного мира. Христиане являются пришельцами в мирском обществе, потому что имеют небесное гражданство. На земле христиане имеют три обязанности: 1) пришельцев (ст. 11,12); 2) граждан (ст. 13−17); 3) слуг (ст. 18−20). В стихах 21−25 Петр указывает на пример Христа, Который вел совершенный образ жизни среди враждебного Ему окружения. удаляться от плотских похотей Возможно, более точно «удерживать себя от плотских похотей». Для того чтобы завоевать мир для Бога, христиане должны дисциплинировать себя, избегая желаний падшей природы (ср. Гал 5:19−21, где «плотские похоти» означают на только сексуальные искушения). восстающих на душу «Восстающих» означает ведущих войну. Плотские похоти сравниваются с армией мятежников или бунтовщиков, которые непрерывно пытаются разрушить христианские радость, мир и успех (ср. 4:2,3).


Комментарии МакДональда (1 Петра 2 глава 11 стих)

2:11 Большая часть оставшегося текста Первого послания Петра говорит о поведении, которое должно быть присуще христианину в различных жизненных ситуациях. Петр напоминает верующим, что они — пришельцы и странники в мире и это должно отражаться на всем их поведении. Они — пришельцы в том смысле, что живут в чужой стране, не имея гражданских прав. Они — странники в том смысле, что вынуждены некоторое время жить в месте, которое не является их постоянным домом.

Старые гимны напоминают нам о странствии. Например:

Призванные свыше и рожденные в Божьей семье
(Некогда лишь земные жители),
Словно пилигримы здесь, мы ищем небесный дом,
Наша будущая жизнь еще впереди.
Мы здесь всего лишь незнакомцы, мы не жаждем
Дома на земле, которая дала Тебе только могилу;
Твой крест разорвал связывающие нас цепи,
Твое сокровище — теперь наше в светлом мире.

(Джеймс Г. Дек)

Но от частого песнопения эти чувства в значительной мере притупились. Со времен, когда Церковь обосновалась в мире, кажется несколько лицемерным петь о том, что находится вне нашего опыта.

Когда мы читаем настойчивый призыв удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, мы тут же думаем о сексуальных грехах. Но применение этих слов более широкое; призыв относится к любому сильному желанию, которое противоречит воле Божьей.

Это и злоупотребление едой или напитками, и потакание телу чрезмерным сном, желание копить материальное имущество или жажда мирских удовольствий. Все эти желания ведут непрерывную войну против нашего духовного благополучия. Они препятствуют общению с Богом. Они тормозят духовный рост.


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 2 глава 11 стих)

Стихи 4−12. I. В этом разделе апостол дает нам представление об Иисусе Христе, как о живом камне; и хотя для своенравного ума или неверующего это сравнение может показаться грубым, однако для иудеев оно должно было выглядеть очень изящным и правильным, так как их религия была тесно связана с величественным храмом и они хорошо понимали пророческий язык, на котором Мессия назывался камнем, Ис 8:14; Ис 28:16.

1. В этом метафорическом описании Иисус Христос называется камнем, что означает Его непреодолимую силу и бесконечную продолжительность Его бытия, а также учит Его слуг, что для них Он является защитой и охраной, основанием, на котором они созидаются, а для Его врагов — камнем преткновения. Он живой камень, имеющий вечную жизнь в Самом Себе и являющийся начальником жизни для всех Его детей. Честь и уважение, оказываемые Ему Богом и человеком, очень различны. Люди Его не признали, Его соотечественники иудеи и большинство рода человеческого отвергли, но Бог избрал Его, отделил и предназначил быть основанием Церкви (как и в 1Пет 1:20); Он является драгоценным, то есть Лицом, достойным наивысшей чести, избраннейшим, как в Самом Себе, так и по оценке Бога и по мнению всех верующих в Него. К описанному таким образом Христу мы должны приступать: Приступая к Нему; не приближаясь в смысле пространственного перемещения, ибо это невозможно после Его вознесения, а путем веры, посредством чего мы вначале присоединяемся к Нему, а впоследствии сближаемся с Ним. Запомним:

(1) Иисус Христос является краеугольным камнем всех наших надежд и нашего блаженства. Он дает истинное познание о Боге (Мф 11:27), через Него мы имеем доступ к Отцу (Ин 14:6) и становимся сопричастниками всех духовных благословений, Еф 1:3.

(2) Люди, в большинстве своем не признают и отвергают Христа, пренебрегают Им, не любят Его, противятся Ему, о чем свидетельствуют Писание и жизненный опыт, Ис 53:3.

(3) Но хотя неблагодарный мир и отвергает Христа, однако Он избран Богом и драгоценен в Его глазах. Он избран и поставлен Господом Вселенной, Главой Церкви, Спасителем Своих людей и Судией мира. Он драгоценен превосходством Своей природы, достоинством Своего дела и славой Своего служения.

(4) Ожидающие милости от этого благого Искупителя должны приступать к Нему; это акт, совершаемый нами, хотя и с помощью благодати Божией, — акт души, а не тела, — это реальное усилие, а не бесплодное желание.

2. Описав Христа как основание, далее апостол говорит о надстройке, о материалах, воздвигаемых на Нем: И сами, как живые камни, устрояйте из себя.., ст. 5. Апостол прославляет перед рассеянными евреями христианскую Церковь и ее устройство. Они, естественно, могли возразить, что христианская Церковь не имела ни такого великолепного храма, ни такого многочисленного священства, как иудеи; что христианское домостроительство было скромным, его служение и жертвы не сопровождались той торжественностью и тем великолепием, какие были известны в эпоху иудейского домостроительства. На это апостол отвечает, что христианская Церковь — более прекрасное строение, чем иудейский храм, это живой храм, построенный не из мертвого материала, но из живых частей. Христос, фундамент, — камень, имеющий в Себе жизнь. Христиане — тоже живые камни, они составляют духовный дом и являются святым священством; хотя они не приносят кровавых жертв животных, однако их жертвы лучше и более угодны Богу; они также имеют жертвенник для приношения своих жертв, ибо приносят духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Запомним:

(1) Все искренние христиане носят в себе принцип духовной жизни, сообщаемый им от Христа, их Главы; поэтому как Он называется живым камнем, так и они называются живыми камнями, они не мертвые по преступлениям и грехам, но живые для Бога через возрождение и действие Духа Божиего.

(2) Церковь Божия есть духовный дом. Основанием его является Христос, Еф 2:22. Он называется домом по причине его крепости, красоты, разнообразия частей и цельности. Он имеет духовное основание — Иисуса Христа; материал, из которого он построен, духовные личности, его украшения дары Духа; все строение соединяется в одно целое Духом Божиим и одной общей верой; этот дом используется для духовного труда, для приношения духовных жертв. Он строится ежедневно, каждая его часть совершенствуется, и каждое поколение дополняет его новыми членами.

(3) Все искренние христиане составляют святое священство. Апостол имеет здесь в виду общность христиан и говорит, что они — святое священство, люди избранные, посвященные Богу, полезные для других, богато одаренные небесными дарами и добродетелями и употребляемые на добрые цели.

(4) Это святое священство должно и хочет приносить Богу духовные жертвы. Духовные жертвы христиан — это их тела и души, их чувства, их молитвы и прославления, милостыни и другие обязанности.

(5) Самые духовные жертвы самых лучших людей угодны Богу только через Иисуса Христа; Он единственный первосвященник, через Кого Бог принимает нас и наше служение; поэтому приносите все ваши жертвы Христу и через Него представляйте их Богу.

II. Апостол подтверждает сказанное им о Христе как о живом камне цитатой из пророка Исайи 28:16. Заметьте манеру апостола цитировать Священное Писание, не указывая название книги, номер главы и стиха, ибо тогда не было такого деления, упоминалось только имя Моисея, Давида или пророка, за исключением Деян 13:33, где конкретно указывается номер псалма. Цитируя Священное Писание, апостолы больше придерживались смысла цитируемых слов, чем дословной передачи текста, как видно из приведенной здесь цитаты. Петр не цитирует Писание слово в слово, ни на еврейском, ни на греческом, однако передает его правильно и точно. Истинный смысл Писания может быть полно и правильно передан и другими словами, а не только словами Писания. Ибо сказано в Писании... Сущность цитаты заключается в следующем: «Вот, Я полагаю в Сионе...» Запомним; 1. В важных вопросах веры мы должны совершенно полагаться на свидетельство Писания; Христос и Его апостолы апеллировали к Моисею, Давиду и древним пророкам. Слово Божие — это единственный стандарт, данный нам Богом. Это совершенный и достаточный стандарт.

2. Оценка, какую Бог дает Своему Сыну Иисусу Христу в Священном Писании, требует от нас самого серьезного внимания. Вот, Я полагаю, и далее. Иоанн требует такого же внимания, Ин 1:29. Эти требования особого внимания к Христу свидетельствует нам о необыкновенной важности вопроса, а также о нашей тупости и непонятливости.

3. Подавление Иисуса Христа Главой Церкви — это выдающееся дело Божие: Я полагаю в Сионе. Выдавать римского папу за главу Церкви — это человеческая выдумка и невежественное превозношение; Иисус Христос — вот единственное основание и единственная глава Церкви Божией.

4. Иисус Христос — это краеугольный камень, положенный Богом в основании Его духовного дома. Краеугольный камень неразрывно связан со всем строением, он держит его, объединяет и украшает. Таким является Христос для Своей святой Церкви, Своего духовного дома.

5. Иисус Христос есть краеугольный камень спасения и поддержки только для тех, кто истинно принадлежит к Его народу; только для Сиона и тех, кто на Сионе, а не для Вавилона и не для Его врагов.

6. Истинная вера в Иисуса Христа — это единственный путь, на котором человек может избежать постыжения. Великому постыжению подвергают человека разочарование, грех и суд; всех их можно избежать верой. Вера имеет средство против каждого из них.

III. Апостол делает важный вывод, ст. 7. Об Иисусе Христе сказано, что Он является краеугольным камнем. Отсюда апостол выводит следующее заключение относительно добрых людей: «Поэтому для вас, верующих, Он драгоценность, или честь. Христос — это венец и честь для христиан; вы, верующие в Него, не только не будете постыжены во Христе, но, напротив, будете хвалиться и гордиться Им вовеки». Относительно неверующих он заявляет, что они будут упорно не признавать и отвергать Христа, но Бог постановил, что Он будет главою угла, несмотря на все противодействия. Запомним:

1. На все, что является верным и неизбежным выводом из Священного Писания, можно полагаться с такой же уверенностью, как если бы это было записано в самом Писании. Апостол делает заключение на основании свидетельства пророка. Пророк не говорил именно так, но он сказал то, из чего неизбежно следовал такой вывод. Наш Спаситель повелевает исследовать Писания, потому что они свидетельствуют о Нем, хотя в Священном Писании, на которое Он ссылается, нет такого места, где говорилось бы, что Иисус из Назарета есть Мессия. Однако в Писании сказано, что Мессия родится от девы, в дни, когда скипетр будет уже отнят от Иуды, во времена второго храма и по прошествии семидесяти седмиц Даниила; именно так было с Иисусом Христом; чтобы сделать такое заключение необходимо было использовать разум, знать историю, видеть очевидные факты иметь опыт, и все таки это было безошибочным выводом из Священного Писания.

2. Задача верного служителя — применять общие истины к конкретному состоянию и положению своих слушателей. Апостол цитирует отрывок из пророка (ст. 6) и применяет его слова отдельно к добрым и к злым. Это требует мудрости, мужества и верности, но это очень полезно для слушателей.

3. Иисус Христос — великая драгоценность для всех верующих. Величие Его личности, достоинство Его служения, Его близость, Его замечательный труд, Его безмерная любовь — все это обязывает верующих высоко ценить и почитать Иисуса Христа.

4. У неверующих (англ. непокорных. — Прим. переводчика) нет истинной веры. Под непокорными подразумеваются люди, не поддающиеся убеждению, недоверчивые и не раскаивающиеся в своих грехах. У них могут быть некоторые правильные понятия, но отсутствует твердая вера.

5. Те, кому надлежит быть строителями Церкви, часто оказываются самыми злыми врагами Христа в этом мире. В Ветхом завете самое великое зло совершали лжепророки, и в Новом завете самое жестокое противодействие и жестокость, с какими пришлось столкнуться Иисусу Христу, были со стороны книжников, фарисеев, первосвященников и тех, кто претендовал на созидание Церкви и заботу о ней. И до сих пор римская иерархия — самый злейший враг Иисуса Христа и Его дела в этом мире.

6. Бог совершит Свое дело и поддержит Иисуса Христа в этом мире, несмотря на лживость притворных друзей и противодействие самых ярых врагов.

IV. Апостол добавляет дальнейшее описание, используя ту же самую метафору, ст. 8. Он цитирует пророка Исайю 8:13−14: Господа Саваофа — Его чтите свято... И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна.., откуда следует, что Иисус Христос есть Господь Саваоф и, следовательно, — Всевышний Бог. Заметим:

1. Строители, первосвященники, отвергли Христа, и народ последовал за своими вождями; таким образом Христос стал для них камнем преткновения и скалою соблазна, о которые они преткнулись и повредили сами себе, а Он, в Свою очередь, упал на них, как громадный камень, и покарал их смертью. Мф 21:44: И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.

(1) Все непокорные претыкаются на слове Божием: О который они претыкаются, не покоряясь слову. Они претыкаются на Самом Христе, на Его учении и чистоте Его заповедей; иудейские ученые особенно претыкались на незначительности Его внешности и на предложении надеяться только на Него в вопросе оправдания перед Богом. Их невозможно было убедить искать оправдание через веру, они, как и раньше, искали оправдания делами закона: ...Ибо преткнулись о камень преткновения, Рим 9:32.

(2) Тот же Самый благословенный Иисус, совершивший спасение одних, стал причиной греха и гибели других. Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. Он не виновник их греха, а повод к нему; из-за своей непокорности они претыкаются на Нем и отвергают Его, за что Он как Судия накажет их погибелью. Кто отвергает Его как Спасителя, разобьется на Нем, как на камне.

(3) Сам Бог определил вечную погибель всем тем, кто претыкается, не покоряясь слову. Все, кто остается непоколебимым в своем неверии и презрении к Евангелию, предназначены для вечной погибели, и Бог от вечности знает, кто они.

(4) Иудеи, в большинстве своем, отвергли Христа, и во все века множество людей презирали Его, но это не должно обескураживать нас в нашей любви к Нему и в следовании своему долгу перед Ним, ибо это было задолго предсказано пророками и утверждает нашу веру как в Писание, так и в Мессию.

2. Принявшие Христа удостоились высоких привилегий, ст. 9. Иудеи чрезвычайно дорожили своими древними привилегиями, тем, что они были единственным Божиим народом, принятым в особый завет с Ним и отделенным от всего остального мира. «Как, — говорят они, — если мы подчинимся евангельским установлениям, то потеряем все это и окажемся на одной ступени с язычниками».

(1) На это возражение апостол отвечает, что если они не покорятся, то погибнут (ст. 7−8), а если покорятся, то не потеряют никаких реальных преимуществ, но по-прежнему останутся тем, чем так хотят быть, — родом избранным, царственным священством, и далее. Запомним:

[1] Все истинные христиане — это род избранный; они составляют одну семью, особый род людей, отличных от всего мира, людей иного духа, иных принципов и иного поведения, какими они никогда бы не могли быть, если бы не были избраны во Христе и освящены Духом Его.

[2] Все истинные слуги Христа являются царственным священством. Они царственны по своему родству с Богом и Христом, по своей власти над собой и над своими врагами, какую они имеют с Богом; они царственны в совершенствах и превосходстве своего духа и в своих надеждах; они — царственное священство, отделенное от греха и грешников и посвященное Богу, они приносят Богу духовные жертвы, благоугодные Ему Иисусом Христом.

[3] Все христиане, где бы они ни находились, составляют один святой народ. Они — один народ, собранный под единой Главой, согласный в своих нравах и обычаях, управляемый одним и тем же законом; это святой народ, потому что он отделен и посвящен для Бога, обновлен и освящен Духом Святым.

[4] Это честь для слуг Христа, что они избранный народ Божий. Они являются народом, который Он приобрел Себе в удел, избрал его, печется о нем и находит в нем наслаждение. Эти четыре звания все истинные христиане получили не от природы, ибо первоначально они находились в состоянии ужасной тьмы; но они были призваны из тьмы в состояние чудного света, радости, наслаждения и благоденствия, с той целью, чтобы словами и действиями возвещать добродетели и совершенства Призвавшего их.

(2) Чтобы вызвать в этом народе чувство удовлетворения и благодарности за великие милости и достоинства, дарованные им Евангелием, апостол советует им сравнить свое прежнее и настоящее состояние. Было время, когда они были не народом, непомилованными, когда они были торжественно отвергнуты, разведены с Богом (Иер 3:8; Ос 1:6,9), а ныне они опять стали народом Божиим и обрели милость. Запомним:

[1] Самые лучшие люди должны почаще оглядываться назад, на то, какими они были прежде.

[2] Народ Божий — это самый драгоценный народ в мире, все остальные — не народ, люди мало пригодные.

[3] Попасть в число народа Божиего — это великая милость, и ее можно получить.

V. Петр предупреждает, чтобы они остерегались плотских похотей, cт. 11. Даже лучшие из людей, из рода избранного, народа Божия, нуждаются в увещании удаляться от наихудших грехов, против каковых апостол искренно и горячо предостерегает их. Сознавая трудность, и в то же время важность этого долга, он выражает свое большое участие к ним: Возлюбленные! прошу вас... Их долг — удаляться от первых проявлений плотских похотей и подавлять их. Многие из них происходят от ветхой природы и в своих проявлениях зависят от тела, удовлетворяющего чувственные желания или беспорядочные наклонности плоти. Христиане должны удаляться от них, учитывая:

1. Уважение, которое они имеют от Бога и добрых людей: они — возлюбленные.

2. Свое положение в этом мире: они странники и пришельцы, и поэтому не должны затруднять свое странствование, предаваясь нечестию и похотям той страны, через которую проходят.

3. Зло и опасность, причиняемые этими грехами: «Они восстают на душу, поэтому ваши души должны воевать против них». Запомним:

(1) Великое зло, причиняемое грехом человеку, заключается в том, что он восстает на душу; он уничтожает нравственную свободу души; он ослабляет и истощает душу, повреждая ее способности; он лишает ее мира и покоя; он унижает и уничтожает ее достоинство; препятствует ее благоденствию в настоящем и обрекает на вечные страдания в будущем.

(2) Из всех видов греха нет более пагубных для человеческой души, чем плотские похоти. Чувственные желания, похотливость и чувственность более всего ненавистны Богу и губительны для души. Они подлежат строжайшему осуждению.

VI. Далее апостол призывает их украшать свое вероисповедание добродетельной жизнью. Они должны быть добродетельными на каждом шагу, в каждом отдельном случае и в каждом деле, то есть добрыми, любезными, порядочными, дружелюбными и безупречными; это связано с тем, что они жили среди язычников, людей, исповедующих другую религию и являвшихся их закоренелыми врагами, они клеветали на них и постоянно злословили их как злодеев. «Непорочное, справедливое и доброе поведение способно не только заградить их уста, но, возможно, будет средством для побуждения их к прославлению Бога и к изменению их отношения к вам, когда они увидят, что вы превосходите всех других в добрых делах. Сейчас они называют вас злодеями, защищайте себя добрыми делами, так как это способ, чтобы убедить их. Придет день посещения, когда Господь призовет их Своим словом и Своей благодатью к покаянию, и тогда они прославят Бога и одобрят вас за ваше превосходное поведение, Лк 1:68. Когда Евангелие придет к ним и начнет действовать среди них, доброе поведение поощрит их к обращению, а злое воспрепятствует ему». Отметим:

1. Христианское вероисповедание должно сопровождаться добродетельной жизнью, Флп 4:8.

2. Общая участь лучших христиан — подвергаться злословию со стороны нечестивых.

3. Те, которых посетила Божия благодать, немедленно меняют свое мнение о добродетельных людях, прославляя Бога и хваля тех, кого раньше бранили как злодеев.


Толкование отцов церкви (1 Петра 2 глава 11 стих)

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Страннику и пришельцу неприлично на пути зазнаваться с теми предметами, какие встречают его во время его странничества: иначе выпустит из виду свою цель — отечество, в которое он идет, и собирание товара, который он, приобретая здесь посредством богодарованных ему талантов, должен беречь и принесть в свою отчизну. А плотские похоти лишают нас этого товара. Если же мир, лежащий во зле, станет порицать нас за то, что мы не делаем того, что он делает, и станет клеймить нас именем злодеев, не будем обращать на это внимания, а будем жить добродетельно; мир увидит свою несправедливость, глядя на нашу добрую жизнь, и рано или поздно прославит Бога за то, что Он являет в мире таких людей.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Августин (354−430)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Люди, принадлежащие к числу верных, занимают некое промежуточное положение; их не следует сравнивать ни с теми, кто не видит никакого иного блага, кроме как предаваться земным утехам, ни с высшими обитателями небес, у которых единственная радость — хлеб Божий, Которым они сотворены. Между этим народом небесным и народом земным в некотором смысле посредине находился апостол: туда он шел, отсюда отправлялся, туда стремился, отсюда поднимался.

Источник: О пользе поста.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 11−12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками

У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и святой апостол Петр. Он называет их возлюбленными, а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком-либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит он, что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, плоть желает противного духу (Гал 5:17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и чрез то помрачают память и порабощают душу.

Дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения — исследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога.

Дидим Слепец (~312−398)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Те, кто благодаря божественному правосудию были удостоены, чтобы их любили, по закону называются возлюбленными не потому, что были такими по природе, но потому, что заслужили быть такими. Следовательно, автор этого послания говорит: так как меня обязывает особая к вам любовь, умоляю и призываю, чтобы вы воздерживались от плотских желаний, которые воюют против души и имеют сильную враждебность к ней, так как субстанция души одна, а плоти — другая. Если та, нетленная и бессмертная, желает нетленного и бессмертного, эта же, поскольку она тленная и распадающаяся, желает того, что постыдное и вянущее. Итак, когда существует такое различие между плотью и душой людей, необходимо, чтобы и стремления каждой субстанции были противоположны. Потому что душа отличается от тела и родом, и по субстанции, ибо явно направлены в разные стороны их симпатии и раздор. Ведь когда душа избегает плотских страстей, то она сохраняется чистой и светлой, здорово и чисто думая и совершая достойные дела, имея память о благе, любя Бога и желая иметь знание о Нем.

Источник: На 1-е послание Петра.

Иларий Арелатский (~401−449)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Теперь Петр основой Церкви полагает общее правило повседневного общения, и все части Церкви соединяет в согласии. … Хотя порочное желание — это желание животное, однако оно называется плотским, потому что действует через плоть. Ради духовного размышляет об этой душе.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Монах Андрей

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Повсюду после догматического учения он вводит этическое. После того как он сказал о том, что блага существуют чрез Христа, он призывает к тому, что надлежит правильно жить.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 11−12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

«У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный Апостол Петр» (блаж. Феофил.). Ряд нравственных наставлений, показывающих, как христиане могут в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии (ст. 9), начинается общим правилом — удаляться от плотских похотей и проводить добродетельную жизнь, чем христиане лучше всего могли бы смягчить враждебное к себе отношение язычников, бывших склонными к перетолкованию и осуждению и учения, и жизни христиан. «Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога» (блаж. Феофил.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно