Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 1 глава 9 стих)

κομιζομενοι praes. med. part, от коμιζω (#3152) med. получать, приобретать, τελος (#5465) цель, ψυχων gen. pl. от ψυχη (#6034) душа. Объектн. gen., "спасение ваших душ". Душа здесь не часть человека, но обозначает человека целиком; это скорее иудейское, чем греч. или современное использование слова (Best).


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 1 глава 9 стих)

1:9 достигая… спасения «Достигая» может быть буквально переведено как «теперь достигая для себя». С одной стороны, христиане уже обладают результатом своей веры — они освобождены от власти греха. С другой стороны, мы ожидаем получения полного спасения в вечной славе в искуплении наших тел (Рим 8:23).


Комментарии МакДональда (1 Петра 1 глава 9 стих)

1:9 Затем Петр рассматривает результат веры в настоящее время — спасение душ. Спасение тела — все еще в будущем; оно произойдет, когда Христос придет за Своими святыми. Но как только мы доверяемся Христу верой, мы получаем спасение наших душ.

Слово «душа» относится здесь к нематериальной стороне человека, к его личности, а не телу. Именно душа отделяется от тела после смерти. В данном случае она включает дух, посредством которого мы познаем Бога. Душа получает спасение в момент возрождения.


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 1 глава 9 стих)

Стихи 6−9. Первые слова этого отрывка, о сем, относятся к предыдущим рассуждениям Петра о превосходстве настоящего положения верующих и об их великих надеждах на будущее. Радуйтесь об этом, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, ст. 6.

I. Апостол признает, что они переживают большие бедствия, и предлагает им средства, способные смягчить их скорби.

1. У каждого истинного христианина всегда есть то, в чем он может найти великую радость. Великая радость включает в себя нечто большее, чем внутреннее спокойствие или ощущение комфорта, она проявляется в выражении лица и в поведении, но особенно в хвале и благодарности.

2. Главный источник радости добрый христианин находит в духовном, небесном, в своем отношении к Богу и к небу. В этом состоит великая радость каждого здравого христианина, она возникает из его сокровищницы, содержащей предметы величайшей ценности, и право на них ему гарантировано.

3. Самые лучшие христиане, имеющие основание для великой радости, тем не менее могут испытывать большие трудности из-за многочисленных искушений. Любые несчастья это искушения, или испытания веры, терпения и верности. Они редко приходят по одному, чаще их бывает много, и нападают они с разных сторон, создавая все вместе большие скорби. Как все люди, мы подвержены личным и семейным печалям. Наш долг перед Богом как христиан обуславливает частые печали: наше сострадание к несчастным, бесчестье за имя Божие, бедствия Его Церкви, а также гибель рода человеческого по причине его собственного безумия и Божиего возмездия, вызывает в благородных и благочестивых душах почти постоянную печаль. Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему, Рим 9:2.

4. Горе и скорби добрых людей кратковременны, хотя они могут быть очень жестокими, но длятся недолго. Сама жизнь кратковременна, и печали, связанные с ней, не могут пережить ее; краткость любого несчастья в значительной степени умеряет его тяжесть.

5. Большие скорби часто бывают необходимы для блага христианина: ...поскорбевши теперь немного, если нужно... Бог огорчает детей Своих не по Своему произволу, но действует с рассудительностью, в соответствии с нашими нуждами. Скорби полезны, более того, абсолютно необходимы, ибо таков смысл этого выражения: так должно быть; поэтому никто не должен поколебаться в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено, 1Фес 3:3. Скорби, отягощающие нас, никогда не придут к нам, если мы не нуждаемся в них, и никогда не продлятся дольше, чем это необходимо.

II. Апостол объясняет, с какой целью посылаются им скорби и какое они имеют основание радоваться в них, ст. 7. Скорби праведников имеют своей целью испытание их веры. Сущность этого испытания сводится к тому, чтобы вера оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота. Результатом этого испытания будет похвала и честь и слава в явление Иисуса Христа. Отметим:

1. Скорби серьезных христиан предназначены для испытания их веры. Бог попускает страдать Своим детям, с тем чтобы испытать их, а не сокрушить, для их пользы, а не для их погибели; испытание, как значит это слово, есть эксперимент, осуществляемый над человеком, или исследование его посредством скорби, чтобы определить ценность и силу его веры. Испытанию, главным образом, подвергается вера, а не другие добродетели, поскольку испытание веры является, в сущности, испытанием всего доброго, что есть в нас. Наше христианство зависит от нашей веры; если ее недостает, то никакого другого духовного добра в нас нет. Христос молился о Своих апостолах, чтобы не оскудела вера их; если вера держится, то и все остальное будет стоять твердо; вера добродетельных людей испытывается с той целью, чтобы сами они могли найти утешение в ней, чтобы Бог прославился через нее, а другие — получили пользу от нее.

2. Испытанная вера намного драгоценнее испытанного золота. Здесь приводится двойное сравнение: между верой и золотом, а также между испытаниями того и другого. Золото является самым драгоценным, чистым, полезным и долговечным из всех металлов; такое же место занимает и вера среди христианских добродетелей; она пребывает до тех пор, пока не приведет душу в небо, а затем переходит в славное вечное обладание Богом. Испытание веры намного драгоценнее, чем испытание золота; в том и другом случае происходит очищение, отделение примесей и выявление ценных свойств испытуемых объектов. Но золото при испытании огнем не увеличивается и не умножается, а, скорее, уменьшается; вера же утверждается, совершенствуется и умножается в бедствиях и в тех противодействиях, с какими она сталкивается. Золото в конечном счете погибает — гибнущее золото, но вера — никогда. Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя.., Лк 22:32. Испытание веры послужит к похвале, чести и славе. Честь — это, собственно, то почтение, которое один оказывает другому; именно такую честь святые получат от Бога и людей. Похвала есть выражение этого почтения; Христос выскажет похвалу Своим детям в великий день: Придите, благословенные Отца Моего... Слава — это сияние, каким будет сиять на небе человек, удостоившийся чести и похвалы. Слава и честь и мир всякому, делающему доброе.., Рим 2:10. Если испытанная вера служит к похвале, чести и славе, то пусть это заставит вас ценить ее как нечто более драгоценное, чем золото, хотя испытывается она в скорбях. Как бы вы ни оценивали их, веру и золото, с точки зрения настоящей пользы или конечного результата, вы убедитесь, что это действительно так, хотя мир считает это неслыханным парадоксом.

4. Иисус Христос снова явится в славе, и когда Он явится таким образом, то и святые явятся с Ним, и тогда их добродетели воссияют; и чем больше они были испытаны, тем более ярко будут сиять. Испытания закончатся скоро, но слава, честь и похвала будут длиться всю вечность. Это должно примирить вас с вашими скорбями в настоящее время: они производят для вас в безмерном преизбытке вечную славу.

III. Он одобряет веру этих первых христиан по следующим двум причинам:

1. По причине превосходства объекта их веры, невидимого Иисуса. Апостол видел нашего Господа во плоти, но эти рассеянные иудеи никогда не видели Его, и тем не менее они веровали в Него, ст. 8. Одно дело верить в Бога, или во Христа (как верят бесы), и другое дело — верить Ему, то есть покоряться, доверять Ему и ожидать от Него всех обещанных благ.

2. По причине замечательных плодов, или проявлений их, веры, — любви к радости, их радость была так велика, что превосходила всякое описание: Радуетесь радостью неизреченною и преславною. Запомним:

(1) Вера христианина имеет дело с вещами открытыми, но невидимыми. Чувства оперируют с вещами ощутимыми, наличными; разум обладает способностями более высокого порядка, посредством дедукции он может выводить следствия из причин и предсказывать события; но вера поднимается еще выше: основываясь на доверии откровению, она дает нам уверенность во многом, что невозможно познать ни чувствами, ни разумом; вера — это уверенность в невидимом.

(2) Истинная вера никогда не остается одна, но производит сильную любовь к Иисусу Христу. Истинные христиане испытывают искреннюю любовь к Иисусу, потому что верят Ему. Эта любовь проявляется в высочайшем почтении и страстном влечении к Нему, в готовности умереть, чтобы быть с Ним, в сладостных размышлениях о Нем, в радостном служении Ему и в страданиях за Него, и далее.

(3) Где есть истинная вера во Христа и любовь к Нему, там есть, или может быть, и радость неизреченная и преславная. Эта радость невыразима, ее нельзя описать словами, лучше всего она познается опытным путем; это радость преславная, небесная. Наиболее совершенные из христиан уже здесь, на земле, переживают радость, в которой есть много от неба и будущей славы; верою они преодолевают все причины для печали и находят наилучшие поводы для радости. Хотя добрые люди иногда ходят в темноте, — это бывает нередко по причине их собственных ошибок и неведения, или удрученного состояния духа, или греховного поведения, или какого-то печального события, на время лишающего их покоя, — однако они имеют основание радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения своего, Авв 3:18. Первые христиане могли радоваться неизреченной радостью, потому что они каждый день достигали цели своей веры, спасения душ (в англ. переводе. — Прим. переводчика), ст. 9. Заметьте:

[1] Какого благословения они достигали: спасения своих душ (наиболее благородной части своего существа, тождественной всему человеку); это спасение здесь названо целью их веры, целью, которой завершается дело веры: когда вера помогает душе достичь спасения, тогда ее дело кончается и она навеки прекращается.

[2] Апостол говорит о настоящем времени: вы теперь, в настоящее время, достигаете цели веры вашей, и далее.

[3] Используемое здесь слово намекает на спортивные игры, где победитель достигал, или получал от судьи состязания, венца или награды за одержанную им победу; так и спасение души было для этих христиан наградой, которой они добивались, венцом, ради которого они подвизались, и целью, к которой они стремились и с каждым днем все более и более приближались. Запомним: Во-первых, Каждый верный христианин ежедневно достигает спасения своей души; спасение — это непрерывный процесс, начинающийся в этой жизни, не прерывающийся со смертью и продолжающийся всю вечность. Эти верующие обладали начатками неба на земле в виде святости и небесных помыслов, исполнения своих обязанностей перед Богом и общения с Ним, в виде залога наследства и свидетельства Духа Божиего. Убеждать в этом угнетенных людей было очень правильным; в этом мире они относились к тем, кто теряет, но апостол напоминает им о том, чего они достигали; хотя они теряли в низших благах, однако приобретали спасение души. Во-вторых, Сделать своей целью спасение своей собственной души является законным для христианина; слава Божия и наше собственное счастье связаны настолько, что если мы постоянно ищем одного, то достигаем и другого.


Толкование отцов церкви (1 Петра 1 глава 9 стих)

Кирилл Александрийский (376−444)

достигая наконец верою вашею спасения душ

Ужасно и тягостно неверие; вера же — величайшее из благ; она всегда содействует в деле спасения.

Источник: Фрагменты.

Климент Александрийский (~150−~215)

достигая наконец верою вашею спасения душ

Не по природе душа нетленна, но по милости Божией через веру, справедливость и разумение она становится нетленной.

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Ориген (~185−~254)

достигая наконец верою вашею спасения душ

Если именно ум духом молится и поет, то не этот ли самый ум получает совершенство и спасение, как говорит Петр: достигая наконец верою вашею спасения душ. Если душа не молится и не поет вместе с духом, то как она будет надеяться на спасение?

Источник: О началах.


Открыть окно