Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 1 глава 3 стих)

ευλογητος (#2329) благословенный (см. Еф. 1:3). αναγεννησας aor. act. part, от αναγενναω (#335) возрождаться, рож¬даться заново. Идея начала новой жизни посредством рождения заново через принятие божественной жизни была широко распространена в древнем мире. Она присутствовала в мистериальных культах и иудаизме. Новообращенный иудей считался новорожденным (Best; RAC, 9:153-55; Schelkle; Goppelt; SB, 3:763; о параллелях из свитков Мертвого моря см. 1QH3, 19־ 23). Part, обозначает причину, почему Бог благословен (Schelkle). ζωσαν praes. act. part, (adj.) от ζαω (#2409) жить. Жизнь является качеством или отличительной особенностью надежды, о которой идет речь, а не ее объектом (Hort). Praes. обозначает непреходящее качество. Живая надежда никогда не прекратится по непонятной причине, подобно свежей живой воде, текущей из вечного источника (Selwyn).


Учебная Библия МакАртура (1 Петра 1 глава 3 стих)

1:3 Отец Господа Нашего Иисуса Христа В Ветхом Завете Бог назывался Творцом и Искупителем, а также Отцом (редко). Христос, однако, всегда называл Бога Своим Отцом в Евангелиях (как в Ин 5:17). Исключение составляет Его разделение с Отцом на кресте (Мф 27:46). Поступая так, Христос заявлял об одной природе с Отцом (ср. Мат. 11:27; Ин 10:29−39; 14:6−11; 2Кор 1:3; Еф 1:3,17; 2Ин 3). Словом «нашего» Петр указывает на близкие отношения христиан с Богом вселенной через Его Сына (ср. 1Кор 6:17). Это важная истина, о которой должны помнить христиане, перенося страдания. по великой… милости Бог подарил человечеству славное спасение, потому что Он милостив. Грешники нуждаются в Божьей милости, потому что, как грешники, они находятся в жалком, отчаянном и несчастном состоянии (ср. Еф 2:4; Тит 3:5; см. также Исх 34:6; Пс 107:5; Ис 27:4; Плач 3:22; Мих 7:18). возродивший нас Бог дал нам рождение свыше как часть нашего спасения. Когда грешник приходит ко Христу и верою принимает Его, он возрождается в семье Божией и получает новую природу (см. пояснения к ст. 23; Ин 1:13; 3:1−21). упованию живому Упование живое есть вечная жизнь. Упование означает уверенность и оптимизм. Оно 1) приходит от Бога (Пс 42:5); 2) является даром благодати (2Фес 2:16); 3) содержится в послании (Рим 15:4); 4) есть осознанная реальность (3:15), гарантированная Воскресением Иисуса Христа (Ин 11:25,26; 14:19; 1Кор 15:17); 5) утверждается в христианине Духом Святым (Рим 15:13); 6) защищает верующих от нападок сатаны (1Фес 5:8); 7) утверждается в испытаниях (Рим 5:3,4); 8) дает радость (Пс 145:5) и 9) исполняется при возвращении Христа (Тит 2:13).


Комментарии МакДональда (1 Петра 1 глава 3 стих)

1:3 В стихах 3−12 Петр описывает уникальность славы нашего спасения. Он начинает с призыва к восхвалению Автора спасения — Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Это имя представляет двойные отношения Бога с Господом Иисусом. Имя «Бог Господа нашего Иисуса Христа» подчеркивает человеческую природу Спасителя. Имя «Отец» подчеркивает Божественную природу Сына Божьего. Здесь дано полное имя Сына:

Господь — Тот, Кто имеет исключительное право повелевать сердцами и жизнями.

Иисус — Тот, Кто спасает Своих людей от грехов.

Христос — Помазанник Божий, возвеличенный превыше всего на небесах.

Именно по великой милости Божьей мы были возрождены к живому упованию через воскресение Иисуса Христа из мертвых. Бог — источник этого спасения. Его великая милость — причина. Рождение свыше — его природа. Живое упование — дарованная награда. Воскресение Иисуса Христа — законное основание нашего спасения и основа нашего живого упования.

Как грешники, мы были лишены всякой надежды на жизнь за гробом. Перед нами не было ничего, кроме уверенности в суде и пламенном гневе. Как члены первого творения, мы были приговорены к смерти. Но в искупительной работе Христа Бог нашел справедливое основание, позволяющее Ему спасать нечестивых грешников и оставаться справедливым.

Христос искупил наши грехи. Он полностью расплатился за них. Требования правосудия были выполнены, и теперь благодать может изливаться на тех, кто повинуется Евангелию. Воскресив Христа, Бог подтвердил, что полностью удовлетворен жертвенным подвигом Своего Сына. Воскресение подтверждается словом Отца «Аминь» и возгласом нашего Господа «Совершилось!» Это воскресение также служит залогом того, что все умирающие в Христе воскреснут из мертвых. Наше живое упование — ожидание того, что нас примут домой, на небеса, чтобы мы находились с Христом и уподобились Ему навсегда. Ф. Б. Мейер называет упование живое «связью между нашим настоящим и будущим».


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 1 глава 3 стих)

Стихи 3−5. Мы подошли к основной части послания, которая начинается:

I. С поздравления верующих, в форме благодарения Бога, с их высоким и блаженным положением. Аналогичным образом начинаются и другие послания, 2Кор 1:3; Еф 1:3. Здесь мы видим:

1. Исполнение долга, состоящего в благословении Бога. Признавая свое превосходное и блаженное положение, человек тем самым благословляет Бога.

2. Объект этого благословения, описанный по тому отношению, которое Он имеет к Иисусу Христу: Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Приведенные здесь три имени одного Лица обозначают Его тройное служение.

(1) Он Господь — Царь вселенной.

(2) Иисус — Первосвященник, или Спаситель.

(3) Христос пророк, помазанный Святым Духом и исполненный всех даров, необходимых для наставления, водительства и спасения Его Церкви. Бог, прославляемый таким образом, есть Бог человеческой природы Христа и Отец Его божеской природы.

3. Причину, обязывающую нас к долгу благословлять Бога; она заключается в Его великой милости. Всеми своими благословениями, в частности возрождением, мы обязаны не своим заслугам, а милости Божией. Он возродил нас, и это заслуживает нашей благодарности Богу, особенно если учесть, какой плод оно производит внутри нас — превосходный дар надежды, надежды не тщетной, не мертвой, не той погибающей надежды, какую имеют мирские люди и лицемеры, а живой надежды, крепкой, животворящей и непреходящей, какой и должна быть надежда, имеющая такое твердое основание как воскресение Иисуса Христа из мертвых. Будем помнить:

(1) Условия жизни истинного христианина никогда не бывают плохи настолько, чтобы он не имел великой причины для прославления Бога. Как грешник всегда имеет причину рыдать, несмотря на его процветание в этой жизни, так добродетельный человек, испытывая множество трудностей, тем не менее имеет причину радоваться и славословить Бога.

(2) В своих прошениях и благодарениях мы должны обращаться к Богу как к Отцу Господа нашего Иисуса Христа, только через Христа Бог принимает нас и наше служение.

(3) Самые лучшие из людей обязаны своими наилучшими благословениями изобилующей милости Божией. Все зло в мире исходит от человеческого греха, а все доброе от Божией милости. Возрождение, а также все остальное, приписывается совершенно отчетливо великой милости Божией, мы существуем исключительно по Его милости. О природе возрождения читайте в Ин 3:3.

(4) Возрождение производит живую надежду на вечную жизнь. Всякий необращенный человек — это человек без надежды, и все его претензии на что-либо подобное — всего лишь самонадеянность и самоуверенность. Истинное упование христианина это то, к чему Дух Божий возрождает человека; это рождение не от природы, а от благодати. Рожденные к новой, духовной жизни, рождены и к новому, духовному упованию.

(5) Превосходство упования христианина состоит в том, что это живое упование. Упование на вечную жизнь хранит истинного христианина живым, ободряет его, поддерживает и ведет к небу. Оно дает силы и вдохновение для труда, терпения, стойкости и верности до конца. Иллюзорные надежды невозрожденных тщетны и недолговечны, надежда лицемера умирает вместе с ним, Иов 27:8.

(6) Воскресение Иисуса Христа из мертвых является основанием для упования христианина. Воскресение Иисуса Христа есть акт Бога как Судии и Сына как победителя. Его воскресение доказывает, что Отец принял Его смерть как полную цену за наше искупление, что Он одержал победу над смертью, адом и всеми нашими духовными врагами; кроме того, оно является гарантией нашего собственного воскресения. Поскольку между Христом и Его овцами существует неразрывная связь, то они воскреснут силою воскресения Его как своей Главы, а не силою Его как Судии. Мы воскресли со Христом.., Кол 3:1. Из всего этого можно заключить, что христиане имеют два твердых и незыблемых основания, чтобы строить на них свое упование на вечную жизнь.

II. Поздравив своих читателей с их возрождением и надеждой на вечную жизнь, апостол продолжает описывать эту жизнь как наследство; это был самый подходящий оборот речи для этих людей, ибо они были бедны, гонимы и, вероятно, лишились своего земного наследства, которым обладали по праву рождения; чтобы смягчить эту скорбь, апостол говорит им, что они возрождены к новому наследству, несравненно лучшему, чем то, что они потеряли. Кроме того, большинство из них были иудеями и были очень привязаны к Ханаану, стране своего наследования, завещанной им Самим Богом; свое изгнание из наследственного удела Божиего они рассматривали как тяжелую кару, 1Цар 26:19. Чтобы утешить их, апостол напоминает им о прекрасном наследстве, хранящемся для них на небесах, таком, что в сравнении с ним земля ханаанская была всего лишь бледной тенью. Заметьте здесь:

1. Небо бесспорное наследство всех детей Божиих; все рожденные свыше рождены для наследства, как человек делает своих детей своими наследниками: Если дети, то и наследники.., Рим 8:17. Бог дает Свои дары всем, но наследство — только Своим детям; все, ставшие сынами и дочерями Божиими через рождение свыше и усыновление, получают обетование вечной жизни, Евр 9:15. Это наследство не является нашим приобретением, оно — Божий дар, это не вознаграждение, заслуженное нами, а плод благодати, которая сначала делает нас чадами Божиими, а затем завещает нам это наследство согласно твердому неизменному завету.

2. Четыре превосходных качества этого наследства:

(1) Оно нетленное и в этом смысле подобно своему Создателю, названному в Рим 1:23 нетленным Богом. Всякое тление есть изменение от лучшего к худшему, но небо не изменяется и не кончается, небесный дом вечен и его обладатели будут пребывать в нем вечно, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление.., 1Кор 15:53.

(2) Это наследство чистое, как и великий Первосвященник, владеющий ныне им, святый, непричастный злу, непорочный.., Евр 7:26. Там нет места греху и страданию, этим двум великим оскверняющим факторам, которые портят мир и искажают его красоту.

(3) Оно не увядает, но всегда сохраняет свою силу и красоту, всегда остается нетленным и доставляет радость и наслаждение святым, обладателям его, не вызывая у них ни малейшего утомления или неудовольствия.

(4) Хранящемуся на небесах для вас. Эта фраза говорит нам:

[1] Что наследство это славное, ибо оно находится на небе, а все находящееся на небе является славным, Еф 1:18.

[2] Что оно надежно охраняется и сберегается до того дня, когда мы вступим во владение им.

[3] Описываются те, для кого сберегается это наследство, не по их именам, а по их отличительным признакам: для вас, или для нас, или для каждого, кто возрожден... к упованию живому. Это наследство сберегается для них и только для них, а все остальные навеки исключены из него.

III. Поскольку это наследство описывается как будущее, удаленное во времени и в пространстве, то апостол допускает, что в умах этих людей могут еще остаться некоторые сомнения или тревоги, будто они могут пасть на пути. «Хотя это блаженство и сберегается на небе, однако мы все еще живем на земле и подвержены множеству искушений, страданий и немощей. Разве наше положение настолько безопасно, что мы можем быть уверены в том, что обязательно придем туда?» На это Петр отвечает, что их будут охранять и вести туда; они будут оберегаемы от всякого вреда и губительных искушений, могущих воспрепятствовать им безопасно достичь вечной жизни. Наследник земного имения не уверен, что доживет до того времени, когда сможет воспользоваться им, но наследники неба наверняка будут доведены до цели в полной безопасности. Обещанное здесь благословение — сохранность: вы соблюдаемы, и соблюдает вас Бог; внутренние средства, используемые для этой цели, — наша собственная вера и усердие; цель, ради которой Бог соблюдает нас, — наше спасение; время, когда мы достигнем благополучного конца и завершения всего, — последнее время. Заметьте:

1. Бог так нежно печется о Своих детях, что не только дарует им благодать, но и соблюдает их к славе. Тот факт, что они соблюдаемы, означает как наличие опасностей, так и избавление от них; они могут подвергаться нападениям, но побеждены не будут.

2. Сохранение возрожденных для вечной жизни является действием Божией силы. Величие этой задачи, количество врагов и наших собственных немощей таковы, что ни одна сила, кроме всемогущей, не в состоянии соблюсти душу к спасению; поэтому Священное Писание часто представляет спасение человека как действие Божией силы, 2Кор 12:9; Рим 14:4.

3. Соблюдение силой Божией отнюдь не исключает усилий самого человека и его попечения о своем собственном спасении; необходима как Божия сила, так и вера человека, которая включает в себя искреннее желание спастись, доверие Христу, основанное на Его приглашениях и обетованиях; неусыпную забот о том, чтобы во всем угождать Богу и избегать всего, что оскорбляет Его; отвержение искушений, взирание на воздаяние и постоянное усердие в молитве. Такой терпеливой, действующей, побеждающей верой, при содействии благодати Божией, мы соблюдаемся к спасению; вера есть превосходное охраняющее средство для души на ее пути через состояние благодати к состоянию славы.

4. Это спасение готово открыться в последнее время. Здесь имеются три утверждения относительно спасения святых:

(1) Что оно уже приготовлено и хранится на небе.

(2) Что хотя оно уже готово, тем не менее остается в значительной мере сокрытым не только от невежественного и слепого мира, никогда не интересующегося им, но даже от самих наследников спасения. ...Еще не открылось, что будем.., 1Ин 3:2.

(3) Что полностью оно откроется в последнее время, или в последний день суда. Евангелие принесло жизнь и бессмертие, но эта жизнь откроется во всей своей славе в день смерти, когда душа будет допущена в присутствие Христа и узрит Его славу; а после этого будет еще большее и окончательное откровение блаженства святых в последний день, когда их тела воскреснут и соединятся со своими душами, когда совершится суд над ангелами и людьми и Христос явно прославит Своих рабов перед лицом всего мира.


Толкование отцов церкви (1 Петра 1 глава 3 стих)

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 3−5 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому

Благословляет Бога, благодаря Его за все те блага, которые Он подает. Что же подает Он? Упование, но не то, какое было чрез Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертно, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он как сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть. Итак, дар есть упование живое, нетленное наследство, не на земле отложенное, как например, отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным. При этом уповании еще дар — сохранение и соблюдение верных. Потому что Господь и об этом молился, когда сказал: Отче Святый! соблюди их (Ин 17:11). Силой. Какая же сила? — до явления Господня. Ибо если бы соблюдение не было сильно, то не простерлось бы до такого предела. А когда столько и таких даров, то принимающим их естественно радоваться.

хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время

Если наследство на небесах, то открытие тысячелетнего царства на земле — ложь.

Источник: Толкование на Первое послание апостола Петра.

Климент Александрийский (~150−~215)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому

Если Бог нас породил из материи, потом действительно в соответствии с совершенным в жизни вновь возродил Отец Господа нашего. Воскресением Иисуса Христа, в соответствии с верой нашей, воскресает в нас, так же как в противоположном случае умирает в нас при нашем неверии. Говорил же снова Петр, что никогда не возвращается вторично душа в тело в этой жизни: ни справедливая, которая стала ангельской, ни дурная, чтобы не получила возможность греха благодаря принятию плоти; в воскресении жеи та, и другая возвращаются в тело. Они соединяются вместе сообразно с устройством другого, приводя себя в некое соответствие, словно невод или сооружение из камней.

Источник: Заметки на Кафолические послания.

Экумений († X в.)

Ст. 3−4 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас

Что представляет собою награда? Это — надежда, [но] не такая, какая была у спутников Моисея, чаявших с его помощью обрести землю Ханаана; нетленная надежда на тленное у подверженных тлению людей, но — живая. Что питает ее? Восставший из мертвых Иисус Христос Ведь Он, восстав среди них, удостоит этой же самой надежды и тех, кто через веру в Него придет к Нему. Итак, награда — это живая надежда, наследие нетленное и незапятнанное, сберегаемое не на земле, как у праотцев, но в небесах. Благодаря этому приобретается вечность, а это больше [всякого] наследия на земле.

Источник: Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.

Беда Достопочтенный (672−735)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому

Он возносит благословения Богу Отцу таким образом, дабы показать, что Господь, наш Спаситель, является и Богом, и человеком. Отцом же Господа нашего называет потому, что не сомневается, что при этом наш Господь существовал всегда в качестве Сына Божия. Мы по праву благословляем Бога, Который — хотя по нашим заслугам мы были бы достойны смерти — по Своей милости возродил нас к жизни и сделал это через воскресение Сына Своего, поскольку возлюбил нашу жизнь так, что ради нее определил Ему умереть и, воскресением смерть поправ, дал нам упование и пример возрождения. Ибо Он умер, дабы мы не боялись смерти, и воскрес, дабы и мы через Него уповали на свое воскресение.

Источник: О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский (~401−449)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому

Это милость, которая смогла простить все, что совершено, а также сказано и задумано в грехе язычников с начала мира вплоть до конца мира.

Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.

Андрей Монах

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому

Он говорит, что они получили нетление и надежду жизни и блага, а последние — больше, чем полагают люди. По этой причине он благословляет Бога и Отца и именует Его многомилостивым, чтобы удостоверить истину. Ведь Бог — податель вещей лучших и тех, что точно сбудутся. Относится высказывание и к Ветхому Завету, ибо в нем Бог дал землю хананеев тем, кто в Него поверил.

Источник: Фрагменты.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому

Из глубины сердца, исполненного благодарностию к Богу за искупление мира и радостного за призвание в Церковь Христову читателей послания — христиан, апостол возносит, вслед за приветствием читателей, славословие Богу: благословен Бог и Отец. Подобным образом славословит Бога за искупление мира другой первоверховный апостол — Павел (Еф 1:3 и далее). — Бог называется Богом и Отцом Господа Иисуса Христа; так и Сам Христос называл Его не только Отцом Своим, но и Богом Своим (Ин 20:17; ср. прим); так это часто и у апостола Павла (2Кор 1:3; 2Кор 11:31; Рим 15:6; Еф 1:3, 17; Кол 1:3). Форма славословия может быть заимствована из богослужебного употребления ее в апостольское время (ср. Иак 3:9). Славословие возносится за возрождение христиан чрез Иисуса Христа к вечному спасению: по великой Своей милости возродивший нас и проч. Милость есть милующая любовь Божия к слабым, беспомощным, бессильным, грешным, каковы все люди вне благодати возрождения. Спасение мира чрез Христа есть дело исключительно одной любви Бога к миру (Ин 3:16 и прим) и именно любви милующей, снисходительной, прощающей, так как сам человек, по своей греховности и скверне вследствие отпадения от Бога, недостоин любви к нему Божией и не имеет права на нее. Эта милующая любовь Бога Отца послала в мир возлюбленного Сына Своего для искупления мира и возрождения верующих в Него в новую жизнь. — Возродивший нас: вновь свыше духовно родивший нас (ср. Ин 3:3 и прим; Тит 3:5; Кол 3:1; Еф 1:19−20; Еф 2:10). Все неверующие в Господа Иисуса Христа как Искупителя мира не возрождаются, хотя жертва Христова крестная простирается на всех; верующим же дается новое духовное начало жизни в таинствах крещения, миропомазания и других разнообразных действиях благодати Святого Духа, оживотворяющих душу человека. В отпадении от Бога человек мертв духовно; вера во Христа делает его живым, как бы вновь рождает его, чтобы он в единении жизни со Христом достигал своего высшего, первоначально его природе присущего, но утраченного им, назначения, то есть вечного блаженства. Эта цель возрождения указывается в словах: к упованию живому (возродивший). Мы спасены в надежде, — говорит другой апостол (Рим 8:24); теперь, в этой жизни, верующий во Христа лишь уповает на спасение свое, обладание им принадлежит будущему времени. Эта надежда на спасение дается возрождением и в возрождении; не будь возрождения — нет и надежды на спасение, и, таким образом, верующий возрождается к надежде — к упованию. Это упование возрожденного есть упование живое: что возникает чрез рождение, то живое; так и упование возрожденных есть живое в противоположность мертвому, бессильному, суетному и пустому упованию не возрожденных людей мира сего; упование христианское оживляет дух, потому что утешает, укрепляет, радует его даже в самих страданиях. — Воскресением Иисуса Христа: по греческому строению речи (в которой это выражение стоит после выражения — к упованию живому) это выражение можно относить или к слову возродивший, или к слову — живому. В первом случае оно будет значить, что воскресение Христово есть средство, которым Бог возродил нас к живому упованию, — факт, который составляет жизненное основание нашей живой надежды, ибо воскресение Христа из мертвых есть основной и средоточный догмат возрождающей нас веры (ср. Рим 10:9), так что если Христос не воскрес, то тщетна и вера наша, тщетно и упование наше, тщетна и проповедь евангельская (1Кор 15:14, 17). В последнем случае выражение будет значить, что живость упования христиан, к которому они возрождены, основывается на воскресении Иисуса Христа, так что если бы Христос не воскрес, то упование это не было бы живым. Последняя мысль имеет свое основание в первой, как частная в общей или подчиненная в главной, а потому первое толкование должно быть предпочтено последнему, или, лучше, они должны быть взаимно соединены, как восполняющиеся. «Упование… живое. Откуда оно имеет жизнь? — От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он как Сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть» (Феофилакт).

Источник: Толковый Апостол.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 3−5 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время

После приветствия читателям с изображением источника христианского спасения Апостол исполняется чувством глубокой сердечной благодарности к Богу за искупление мира и призвание в Церковь Христову читателей-христиан, и изливает свое верующее чувство в торжественной доксологии или славословии, близко напоминающем подобное же славословие другого первоверховного Апостола Павла в начале послания к Ефесянам (I:3 след.). В своем славословии Богу Ап. Петр называет Бога Богом и Отцом Господа Иисуса Христа, как и Сам Христос именовал Бога не только Отцом, но и Богом своим (Ин 20:17), равным образом и Ап. Павел часто именовал, обычно в славословиях же, Бога Отцом и Богом Иисуса Христа (Рим 15:6; 2Кор 1:3; 11:31; Еф 1:3, 17; Кол 1:3). Возможно, что форма славословия заимствована из богослужебного употребления ее в апостольское время (ср. Иак 3:9).

Самое спасение во Христе Апостол в своем славословии характеризует в ст. 3 с трех сторон: а) по источнику своему, оно есть дело великой милости (το πολύελεος) Божией, так как спасение грешного мира и человечества есть исключительно дело милующей человека любви Божией (Ин 3:16); б) по существенному свойству своему оно есть возрождение (ἀναγεννήσας), благодатное перерождение людей в новую, духовную и вечную жизнь (ср. Ин 3:3; Тит 3:5; Кол 3:1; Eф 1:19−20; 2:10); наконец, в) по конечной цели, спасение во Христе ведет во упование живо (εις ελπίδ Ζώσαν) воскресением Иисусом Христом от мертвых: духовно мертвый в отпадении от Бога человек через веру в Христа и в единении со Христом возрождается в новую жизнь и получает твердую надежду на вечную блаженную жизнь, залог же и основание этой надежды составляет воскресение Иисуса Христа из мертвых (Рим 10:9; 1Кор15:14, 17). «Что подает Бог? упование, но не то, какое было через Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертью, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он, как Сам воскрес, так и приходящим к Нему через веру в Него дает тоже силу воскреснуть» (блаж. Феофил.). В ст. 4 подробно обозначается самый предмет христианской надежды. Этот предмет — наследие, наследство (εις κληρονομίαν), т. е., по сходству с землею обетованною Ветхого Завета (Быт 15:18), — духовные блага Царства Христова, наследуемые христианами (Мф 5:5; Гал 4:7), особенно вечное блаженство на небесах (Евр 9:15), — называемое здесь у Ап. Петра нетленно (ἄφθαρτον), нескверно (ἀμίαντον), неувядаемо (ἀμάραντον ) т. е. наследие небесное, чаемое христианами, не подвержено никакой порче и уничтожению (Мф 6:19−20), чисто, свято и совершенно, вечно цветущее и всегда себе равное «не на земле отложенное, как, напр., отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным» (блаж. Феофил.).

Наследие это, по Апостолу, сохраняется (τετηρημένη) на небесах для христиан: образ взят от земных сокровищ, хранимых родителями в безопасном месте для детей своих. Но не только сокровища для верующих сохраняются на небесах, но и сами они, во исполнение прошения Самого Господа Иисуса Христа в Его Первосвященной молитве, сохраняются, оберегаются силою Божиею (ср. Флп 4:7) через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. И от самого человека требуется непрестанное бодрствование о своем спасении (Мф XXIV:42; 25:13), но, по слабости человеческой, нужна именно всемогущая сила Божия, чтобы охранить христианина от многих и различных врагов и опасностей его спасения. Спасение это во всей полноте готово открыться в последнее время, «ἐν καιρῶ ἐσχάτω, т. е. по новозаветному употреблению этого выражения (ср. Мф 13:39−40; 24:3; 28:20; 2Тим 3:1; Иуд 18), с окончанием царства благодати и открытием царства славы, при втором пришествии Христовом. Выражение «готово» дает мысль о близости этого последнего времени. «Эта близость понимается здесь, без сомнения, в том же смысле, как и других апостолов, т. е., что с первым явлением Христовым в мир настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, в продолжение которой должно постоянно быть готовыми ко второму пришествию Господа Иисуса Христа на суд (см. Иак 5:7−9)» (Преосвящ. еп. Михаил).


Открыть окно