Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Петра 1 глава 19 стих)

τιμιος (#5508) ценный, драгоценный, αμνος (#303) ягненок, αμωμος (#320) безупречный. ασπιλος (#834) незапятнанный, чистый. Возможно, Петр имеет в виду пасхального агнца (Hort). Жертвенное животное должно было быть совершенным.


Комментарии МакДональда (1 Петра 1 глава 19 стих)

1:19 Нет, они были искуплены драгоценной Кровью Христа, уподобленной крови совершенного, непорочного агнца. Христос — чистый и непорочный агнец, Он абсолютно совершенен изнутри и извне. Если верующий когда-либо поддастся соблазну возвратиться к мирским удовольствиям и развлечениям, принять мирские обычаи и нормы поведения, захочет уподобиться миру, идущему ложными путями, пусть вспомнит Христа, пролившего Свою Кровь ради того, чтобы освободить его от такой жизни. Возвратиться в мир — значит пересечь в обратном направлении бездонную пропасть, через которую для нас был сооружен баснословный по стоимости мост. Более того, возврат в мир — это осознанная измена Спасителю.

«Вернуться в мир — значит найти повод отказаться от величия жертвы ради величины греха. Затем решить навсегда покончить с тем, что стоило Сыну Божьему жизни».


Толкование Мэтью Генри (1 Петра 1 глава 19 стих)

Стихи 13−23. Здесь апостол обращается с увещаниями к тем, чье славное положение он описывал выше, и этим самым он учит нас, что христианство — это учение о благочестии, имеющее целью сделать нас не только мудрее, но и лучше.

I. Он призывает их к бодрствованию и святости.

1. Посему, препоясавши члены ума вашего.., ст. 13. Он как бы хочет сказать: «Посему, поскольку вы удостоились такой чести, такого отличия, описанных выше, то препояшьте чресла ума вашего. Вам надлежит пройти путь, пробежать дистанцию, вести брань и совершить большой труд; подобно тому как путник, бегун, воин и труженик подбирают и подпоясывают свои длинные и просторные одежды, чтобы они не стесняли их движений, чтобы быть проворными и быстрыми, так и вы должны препоясать свой ум, своего внутреннего человека с его наклонностями: препояшьте их, соберите, чтобы они не свисали вокруг вас свободно и небрежно; обуздайте их крайние проявления, и пусть чресла, то есть сила и энергия вашего ума, будут напряжены при исполнении вами вашего долга; освобождайтесь от всего, что может препятствовать вам, и непоколебимо пребывайте в послушании. Бодрствуйте, то есть будьте бдительны против всякой духовной опасности и всех духовных врагов, будьте умеренными и скромными в вопросах еды, пития, одежды, развлечений, во всех делах и во всем своем поведении. Будьте целомудренными как во взглядах, так и в практической жизни, смиренными в суждениях о самих себе». Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Некоторые относят эти слова к последнему суду, подразумевая под ними, что апостол направлял их упование к окончательному откровению Иисуса Христа; но более естественным представляется понимать их в следующем смысле (так они могут быть переведены): «Совершенно уповайте на благодать, которая подается вам в, или через, явлении Иисуса Христа, то есть через Евангелие, явивши жизнь и бессмертие. Уповайте совершенно, без всякого сомнения, на благодать, предлагаемую вам ныне в Евангелии». Запомним:

(1) Главная задача христианина заключается в правильном управлении своим сердцем и умом; первое повеление апостола — препоясать чресла ума.

(2) Самые лучшие христиане нуждаются в призыве к бодрствованию. Читатели послания, которым напоминается об этом, были отличными христианами; это требуется от пресвитеров (1Тим 3:2), от старцев (Тит 2:2), этому должны быть научены молодые женщины, и юношей надо увещевать быть целомудренными, Тит 2:4,6.

(3) Труд христианина не завершается вступлением в состояние благодати, ему надо ожидать еще большей благодати и подвизаться овладеть ею. Пройдя сквозь тесные врата, он должен следовать по узкому пути, препоясав для этой цели чресла ума своего.

(4) Твердое и совершенное упование на Божию благодать при исполнении нами своего долга вполне совмещается с самыми усердными усилиями; мы должны совершенно уповать, и в то же время препоясать свои чресла, энергично взяться за работу, предстоящую нам, черпая ободрение в благодати Иисуса Христа.

2. Как послушные дети.., ст. 14. Эти слова могут рассматриваться как правило святой жизни, включающее в себя позитивную часть — «Вы должны жить, как послушные дети, принятые Богом в Его семью и возрожденные Его благодатью», — и негативную — «...Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем». Их можно понимать и как аргумент, побуждающий к святости на основании сопоставления того, какими они были в прошлом (жили в похотях и невежестве), и того, какими стали теперь (послушными детьми). Запомним:

(1) Дети Божии должны доказать, что действительно являются таковыми, своим постоянным и полным послушанием.

(2) Самые лучшие из детей Божиих когда-то жили в похотях и в неведении; было время, когда все свои жизненные планы они приспосабливали к своим нечестивым желаниям и порочным похотям, поскольку были совершенно невежественны относительно Бога и самих себя, Христа и Евангелия.

(3) После обращения люди становятся совершенно другими по сравнению с тем, какими они были прежде. Это уже люди другого склада характера и стиля поведения, не такие, какими они были раньше; их внутренний настрой, манеры, речь и поведение очень отличаются от прежних.

(4) Похоти и безумие грешников — это плоды и признаки их невежества.

3. Но, по примеру призвавшего вас Святого.., ст. 15−16. Дается весьма возвышенное правило, подкрепленное сильными аргументами: ...будьте святы во всех поступках. Кто способен на это? И тем не менее это требуется в строгих выражениях, подкрепленных тремя доводами, основанными на призвании Божией благодатью, на Его повелении — написано, и на Его примере — «будьте святы, потому что Я свят». Запомним:

(1) Божия благодать, призвавшая грешника, является сильным мотивом, побуждающим его к святости. Это великая милость Божия, что Его благодатью мы были действительно призваны из состояния погибших грешников к обладанию всеми благословениями Нового завета; а великие милости являются великими обязательствами, они не только делают нас способными, но и обязывают быть святыми.

(2) Совершенная святость — это то, чего должен желать каждый христианин. Здесь приводится двойное правило святости:

[1] Относительно области, какую она должна охватывать: она должна быть всеобъемлющей. Мы должны быть святы, и причем во всех поступках; во всех гражданских и духовных вопросах; в любых условиях — благоприятных и неблагоприятных; в отношениях со всеми людьми — с друзьями и врагами; во всех взаимоотношениях и деловых связях мы должны быть святы.

[2] Относительно образца святости: мы должны быть святы, как Бог свят, подражать Ему, хотя никогда не сможем сравняться с Ним. Он совершенно, неизменно и вечно свят, и мы должны стремиться к такому состоянию. Созерцание Божией святости должно обязывать нас стремиться к наивысшей степени святости, достижимой для нас.

(3) Слово Божие это самое верное правило христианской жизни, и согласно этому правилу мы должны быть святы во всех поступках.

(4) Ветхозаветные заповеди должны изучаться и им следует подчиняться и во времена Нового завета; требуя святости от всех христиан, апостол приводит заповедь Моисея, несколько раз преподанную им.

4. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам.., ст. 17. Апостол не выражает здесь сомнения в том, что его читатели могут называть Бога своим небесным Отцом, но, наоборот, предполагает, что все они, несомненно, могут Его так называть, и на этом основании убеждает их со страхом проводить время странствования своего: «Если вы признаете великого Бога своим Отцом и Судией, то должны со страхом проводить время странствования своего на земле». Запомним:

(1) Все добрые христиане считают себя в этом мире странниками и пришельцами, странствующими в дальней стороне и направляющимися в страну, к которой они, собственно, принадлежат, Пс 38:13; Евр 11:13.

(2) Все время нашего странствования здесь, на земле, должно проходить в страхе Божием.

(3) Для тех, кто поистине может назвать Бога своим Отцом, вовсе не является неправильным почитать Его как Судию. Святая уверенность в Боге как в Отце и благоговейный страх перед Ним как перед Судией вполне совместимы; именно благоговение перед Богом как Судией делает Его дорогим для нас как Отца.

(4) Суд Божий будет без лицеприятия: каждого по делам. Никакие внешние отношения с Богом никого не защитят; иудеи могут называть и Бога Отцом, и Авраама отцом, но Бог будет нелицеприятен, не окажет благоволения к ним из личных соображений, но будет судить их по их делам. В великий день суда именно дела людей обнаружат их истинный характер; Бог заставит весь мир узнать, кто принадлежит Ему, по их делам. Мы призваны к вере, святости и послушанию, и наши дела покажут, соответствуем мы этому призванию или нет.

5. Призвав их со страхом проводить время странствования своего на том основании, что они называют Бога Отцем, апостол добавляет еще один аргумент (ст. 18): Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы, и далее. Этими словами он напоминает им, (1) Что они искуплены, то есть вновь приобретены путем уплаты выкупа Отцу.

(2) Что ценой, заплаченной за их искупление, было не тленное серебро или золото.., но драгоценная Кровь Христа.

(3) Что искуплены они от суетной жизни, преданной им от отцов.

(4) Что они знают об этом и не могут прикрываться неведением относительно этого великого дела: Зная.

Запомним:

[1] Размышление о нашем искуплении должно быть постоянным и мощным стимулом к святости и страху перед Богом.

[2] Бог ожидает от христианина, чтобы он жил соответственно своему знанию, поэтому мы крайне нуждаемся в напоминании того, что уже знаем, Пс 38:5.

[3] Ни золото, ни серебро, никакие другие тленные вещи этого мира не способны искупить ни единой души. Они часто бывают сетями, искушениями и препятствиями для спасения человека, но никоим образом не могут приобрести его или содействовать ему; они тленны и поэтому не могут искупить нетленную, бессмертную душу.

[4] Кровь Иисуса Христа — единственная цена искупления человека. Искупление человека есть нечто реальное, его не следует понимать в каком-то переносном смысле. Мы выкуплены за определенную цену, и цена эта вполне соответствует предмету выкупа, ибо ею является драгоценная Кровь Христа; это кровь невинной Личности, Агнца без пятна и порока, которого представлял пасхальный агнец, и бесконечной Личности, являющейся Сыном Божиим, почему эта кровь и называется Кровью Божией, Деян 20:28.

[5] Намерением Христа в пролитии Своей драгоценнейшей Крови было искупить человека не только от вечной гибели за гробом, но и от суетной жизни в этом мире. Суетная жизнь — это жизнь пустая, легкомысленная, мелочная, не содействующая ни славе Божией и ни чести религии, ни обращению грешников, ни спокойствию и удовлетворению собственной совести человека. Не только открытое нечестие, но и суетная, бесполезная жизнь представляет собой большую опасность.

[6] Жизнь человека может иметь видимость благочестивой, может оправдываться ссылками на старину, обычаи, традиции, но, несмотря на все это, оставаться совершенно суетной. Иудеи имели много такого, на что они могли сослаться в защиту всех своих установлений, и тем не менее жизнь их была суетна настолько, что только Кровь Христа могла искупить их от нее. Древность обычаев не является надежным критерием истинности, и не является мудрым решение: «Я буду так жить и умирать, потому что так жили и умирали мои праотцы».

6. Упомянув о цене искупления, апостол переходит к вопросам, касающимся Искупителя и искупленных, cт. 20−21.

(1) Искупитель описывается далее не только как Агнец без пятна и порока, но и как:

[1] Предназначенный еще прежде создания мира, предназначенный, или известный наперед. Когда говорят о предведении Божием, имеют в виду больше, чем простое предвидение или умозрительное предположение. Предведение Божие означает акт воли, определение того, что должно совершиться, Деян 2:23. Бог не только предвидел, но предопределил и постановил, что Сын Его должен умереть за человека, и это постановление было прежде создания мира. Начало времени и начало существования мира совпадают, до начала времени не было ничего, кроме вечности.

[2] Явившийся в последние времена для них. Он явил Себя как Искупитель, предназначенный Богом. Он был явлен через Его рождение, через свидетельство Отца, через Его собственные дела и, особенно, через воскресение Его из мертвых, Рим 1:4. «Это совершилось в последние дни, дни Нового завета и Евангелия, для вас — вас иудеев, вас грешников, вас страждущих; вы имеете утешение в явлении Христа, если доверяетесь Ему».

[3] Как воскрешенный из мертвых Отцом и получивший от Него славу. В воскрешении Христа, рассматриваемом как акт власти, участвовали все три Личности, но как акт правосудия оно принадлежит только Отцу, Который как Судия освободил Христа и поднял Его из могилы, прославил Его и объявил всему миру чрез воскресение Его из мертвых, что Он является Его Сыном, вознес Его на небо, увенчал славой и честью, облек Его всякой властью на небе и на земле и прославил той самой славой, какую Он имел у Него прежде создания мира.

(2) Искупленные описываются здесь как имеющие веру и упование, чье основание — Иисус Христос: «Вы чрез Него уверовали в Бога — через Него, являющегося начальником, утешителем, опорой и совершителем вашей веры; вы имеете теперь веру и упование на Бога как примиренного с вами через Посредника Христа».

(3) Из всего сказанного нам следует усвоить:

[1] Решение Бога послать Христа как Посредника было извечным, справедливым и милостивым решением, хотя это, тем не менее, вовсе не оправдывает греха распятия Его, Деян 2:23. Бог имел в намерениях особую милость для Своего народа еще задолго до того, как Он дал им какие-либо откровения об этой милости.

[2] Последние времена более счастливы по сравнению с прежними веками. С явлением Христа все значительно увеличилось — ясность света, поддержки для веры, эффективность обрядов, мера утешений. Наша благодарность и наше служение должны соответствовать этим милостям.

[3] Искупление Христово принадлежит только истинным верующим. Всеобщее вымаливание спасения одними признается, другими отвергается, но никто не претендует на то, что смерть Христа спасет абсолютно всех. Лицемеры и неверующие погибнут навеки, несмотря на смерть Христа.

[4] Бог во Христе — это конечный объект христианской веры, имеющей сильную поддержку в воскресении Христа и в славе, последовавшей за ним.

II. Петр призывает их к братолюбию.

1. Он предполагает, что Евангелие, которому они подчинились через Духа, уже оказало свое очищающее действие на их души и произвело в них, по крайней мере, нелицемерное братолюбие; поэтому он побуждает их к более высокой степени любви, чтобы они постоянно любили друг друга от чистого сердца, ст. 22. Запомним:

(1) Не может быть никакого сомнения в том, что каждый искренний христианин очищает свою душу. Апостол считает это само собой разумеющимся: очистивши души ваши. Очищение души предполагает наличие большой нечистоты и испорченности, оскверняющих ее, и удаление этого осквернения. Ни левитское очищение по закону, ни лицемерное очищение внешнего человека не могут этого сделать.

(2) Слово Божие является великим орудием в деле очищения грешников: Послушанием истине... очистивши души ваши. Евангелие названо истиной в противоположность образам и теням, заблуждениям и лжи. Истина может очистить душу при условии послушания ей, Ин 17:17. Многие слышат истину, но никогда не очищаются ею, потому что они не покоряются и не подчиняются ей.

(3) Дух Божий — великий, совершающий очищение человеческой души. Дух убеждает душу в том, что она нечиста, наделяет ей добродетелями, которые и украшают, и очищают ее, такими как: вера (Деян 15:9), надежда (1Ин 3:3), страх Божий (Пс 33:10) и любовь к Иисусу Христу. Дух возбуждает в нас старания и делает их успешными. Помощь Духа не заменяет наших собственных усилий; эти люди сами очистили свои души, но сделали это через Духа.

(4) Души христиан должны быть очищены, прежде чем они смогут любить друг друга нелицемерной любовью. Человеческой природе присущи такие страсти и наклонности, что без божественной благодати мы не способны должным образом любить ни Бога, ни друг друга; не существует любви, кроме как от чистого сердца.

(5) Долг всех христиан — искренне и горячо любить друг друга. Наша любовь друг к другу должна быть искренней и подлинной, и при этом должна быть горячей, постоянной и всеобъемлющей.

2. Апостол продолжает убеждать христиан, основываясь на принципе их духовного родства, что они обязаны постоянно любить друг друга от чистого сердца; они все возрождены не от тленного семени, но от нетленного... Из этого мы познаем:

(1) Что все христиане рождены свыше. Апостол говорит об этом как о том, что присуще всем серьезным христианам и что привело их к новому и близкому родству друг с другом благодаря своему новому рождению они стали братьями.

(2) Слово Божие есть великое средство возрождения, Иак 1:18. Возрождающая благодать передается через Евангелие.

(2) Новое, второе рождение намного желаннее и превосходнее первого. Апостол указывает на это, выражая предпочтение нетленному семени перед тленным. От тленного семени мы становимся детьми человеческими, а от нетленного — сынами и дочерьми Всевышнего. Сравнение Слова Божиего с семенем учит нас, что хотя оно и незначительно по виду, тем не менее замечательно по своему действию; хотя оно остается скрытым в течение некоторого времени, однако в конце концов вырастает и приносит превосходные плоды.

(4) Возрожденные должны любить друг друга от чистого сердца. Братья по природе тоже обязаны любить друг друга, но эта обязанность удваивается, когда есть еще и духовное родство: они подчиняются одному и тому же господину, пользуются одинаковыми привилегиями, заняты в одном и том же деле.

(5) Слово Божие живет и пребывает вовек. Это живущее слово, или живое слово, Евр 4:12. Слово Божие для духовной жизни представляет собой средство к существованию, оно дает начало духовной жизни и потом поддерживает ее, воодушевляя и побуждая нас к исполнению долга, пока не приведет к вечной жизни; оно пребывает; оно остается вечно истинным и вечно пребывает в сердцах возрожденных.


Толкование отцов церкви (1 Петра 1 глава 19 стих)

Григорий Богослов (325/30−389/90)

но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Мне кажется, что Он именуется:

«Агнец», как совершенный.

Источник: Слова. Слово 30.

Максим Исповедник (580−662)

Ст. 19−20 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас

Вопрос: Христа, как непорочного и чистого Агнца, предуведанного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для нас? Кем предуведанного?

Ответ: Слово Писания назвало Христом таинство Христа. И великий Апостол, ясно свидетельствуя о том же, говорит: тайну, сокрытую от родов, ныне же открытую (Кол 1:26), подразумевая таинство Христа, или таинство по Христу. Это таинство, как очевидно, есть неизреченное и непостижимое ипостасное соединение Божества и человечества, всяческим образом приводящее, благодаря [самому] смыслу ипостаси, человечество к тождеству с Божеством и из обоих создающее сложную ипостась, но никоим образом не уменьшающее их сущностное и природное различие. Поэтому, как я сказал, и возникает одна ипостась этих природ, и их природное различие пребывает неповрежденным, вследствие чего и после единения сохраняется неуменьшаемым количество данных природ, даже соединенных. Ведь когда процесс соединения не влечет за собой совсем никакого изменения или перемены соединившихся, тогда остается невредимым сущностный логос каждой из двух соединившихся [природ]. А у тех [существ], логос сущности которых остается невредимым и после соединения, природы также пребывают неповрежденными во всех отношениях, не теряя вследствие единения ничего из того, что принадлежит им.

Ибо Творцу всяческих, и ставшему по Домостроительству в отношении природы тем, чем Он не был, подобает сохранять непреложным как Самого Себя, каким Он был по природе до этого, так и то, что возникло по Домостроительству в отношении природы. Ведь в Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нем какого-либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение. Это есть великое и сокровенное таинство. Это есть Божественный конец, ради которого и возникло все [тварное бытие]. Это есть Божественная цель, задуманная [Богом] еще до начала сущих, которую мы определяем таким образом: она есть заранее продуманный [Богом] конец, ради которого существуют все [тварные вещи], но который сам существует не ради какой-нибудь одной из них. Имея в виду этот конец, Бог и привел в бытие сущность [всех] сущих. Это есть в подлинном смысле слова предел Промысла, а также тех [тварей], о которых Он промышляет, — тот предел, согласно которому происходит возглавление в Боге [всех существ], созданных Им. Это есть объемлющее все века таинство, открывающее сверхбеспредельный и великий Совет Божий, бесконечно и беспредельно предсуществующий векам, Ангелом которого было Само сущностное Слово Божие, ставшее Человеком. Оно явило, если позволительно так сказать, самое глубинное основание Отеческой Благости и показало в Себе Конец, ради которого, как очевидно, твари и восприняли начало своего бытия. Ибо через Христа, или через таинство по Христу, все века и то, что в этих веках, приняли и начало, и конец своего бытия. Ведь еще до веков было продумано [Богом] соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, Творца и твари, покоя и движения — то соединение, которое было явлено во Христе в конце времен и исполнило собой Предведение Божие, чтобы окрест того, что является по своей сущности неподвижным, постоянно пребывали движущиеся по природе [вещи, однако пребывали], полностью выйдя из движения по отношению к самим себе и друг к другу. [Это произошло также для того, дабы разумные существа] на опыте восприняли деятельное ведение Того, в Ком они удостоились пребывать, — ведение неизменное и тождественное [всегда самому себе], дарующее им [духовное] наслаждение Познаваемым.

Писание знает двоякое ведение Божественного: одно, относительное, как пребывающее в одном только разуме и умозрениях, не обладает деятельным и обретаемым через опыт ощущением познаваемого — этим ведением мы и управляемся в настоящей жизни. Другое же ведение — подлинно истинное, деятельное и [обретаемое] лишь опытным путем помимо разума и умозрений, — дарует, по благодати и причастию, цельное ощущение Познаваемого, благодаря которому в будущем [небесном] уделе мы воспримем сверхъестественное обожение, действующее непрерывно. Ведение относительное, пребывающее в разуме и умозрениях, является, как говорят, движущим началом стремления к ведению по причастию и деятельному. А это ведение, дарующее, посредством опыта и причастия, ощущение познаваемого, устраняет, в свою очередь, ведение, которое пребывает в разуме и умозрениях.

Мудрые [мужи] говорят, что невозможно существовать разумению относительно Бога вместе с опытом Бога, а мышлению относительно Него — с ощущением Его. Разумением относительно Бога я называю соразмерность, [происходящую] из сущих, знающего созерцания Его; ощущением — опыт сверхъестественных благ, зависящий от причастия [им]; мышлением — [происходящее] из сущих простое и единственное ведение относительно Бога. Пожалуй, и в отношении всего другого можно наблюдать то же самое: когда имеется опытное [сознание] определенной вещи, прекращается разумение относительно нее, а когда она ощущается, то бездействует мышление относительно нее. Опытом же я называю действенное ведение, превышающее всякое разумение, а ощущением — само причастие познаваемому, которое превыше всякого мышления. И об этом, как кажется, тайнозрительно научает великий Апостол, говоря: хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор 13:8), высказываясь о том знании, которое пребывает в разуме и умозрениях.

Это таинство было предуведано прежде всех век Отцом и Сыном и Святым Духом; Отцом — по благоволению, Сыном — по самодействию, а Святым Духом — по содействию. Ибо одно ведение у Отца и Сына и Святого Духа, потому что одна сущность и одна сила. Ведь [нельзя сказать, что] Отец или Святой Дух не ведали о Воплощении Сына, потому что во всем Сыне, через Воплощение самоосуществляющем таинство нашего спасения, сущностным образом [пребывал] весь Отец — не воплощаясь [Сам], но благоволя Воплощению Сына; также и весь Святой Дух присутствовал сущностным образом во всем Сыне — не воплощаясь [Сам], но содействуя Сыну в Его Воплощении ради нас.

Назовут ли это Христом, или таинством Христовым — все равно сущностным предведением этого обладает только одна Святая Троица: Отец и Сын и Святой Дух. И нельзя недоумевать относительно того, каким образом Христос, будучи одним из Святой Троицы, предуведывается Ею, ибо известно, что Он был предуведан не как Бог, но как Человек, то есть было предуведано Воплощение Его по Домостроительству ради [спасения] человека. Ведь Присносущее, [происшедшее] сверхпричинным и сверхразумным образом из Присносущего, никогда не предуведывается. Предведение касается [лишь] того, что имело начало своего бытия вследствие [какой-либо] причины. А Христос был предуведан не в том, чем Он являлся Сам по Себе по природе, но в том, чем Он стал позднее ради нас по Домостроительству.

Ибо необходимо было, чтобы являющийся подлинно по природе Творцом сущности сущих стал и Самодеятелем обожения тварей по благодати, дабы Податель бытия предстал и как Дарователь присного благобытия. Поскольку ни одно из сущих не обладает ведением сущности самого себя и сущности другого, то, разумеется, ни одно из сущих не обладает по природе и предведением относительно того, что будет [когда-нибудь] приведено в бытие; исключение, конечно, представляет Бог, Который превыше сущих: Он одновременно и познает Самого Себя в Своей сущности, и обладает предведением относительно существования всего сотворенного Им еще до того, как оно приведено в бытие. Кроме того, в будущем Бог почтит сущих ведением по благодати относительно того, что есть по сущности они сами и другие, открыв им также смыслы приведения их в бытие, — смыслы, единообразно предсуществующие в Нем.

Некоторые утверждают, что Христос был еще до сотворения мира предуведан теми, которым Он явился позднее в конце времен, предполагая, что они существовали еще до сотворения мира вместе с предуведанным [ими] Христом. Мы же отвергаем это учение как чуждое Истины, ибо оно представляет сущность разумных [тварей] совечной Богу. Ведь совершенно невозможно [кому-нибудь] быть со Христом так, как Он есть, а потом когда-нибудь полностью разлучиться с Ним, если верно, что в Нем происходит свершение веков и достигается покой движущихся, благодаря которому уже никогда не будет никакого изменения сущих. И слово Писания назвало Христа чистым и непорочным, поскольку Он по природе Своей совершенно чужд душой и телом тления, [возникшего] вследствие греха. Ибо душа Его не имела [никакого] срама порока, а тело — [никакого] пятна греха.

Источник: Вопросоответы к Фалассию.


Открыть окно