Духовное побуждение вызвано движущей силой величайших фактов. Динамика этой обязанности зарождена в сердце Евангелия». (J. H. Jowett, The Redeemed Family of God, p. 34.)
Прежде всего, Петр настоятельно советует святым «препоясать чресла» их ума. Препоясывание чресел ума — интересный художественный образ. В восточных странах люди носили длинные, ниспадающие свободными складками одежды. Когда они хотели двигаться быстро или с минимумом помех, они подвязывали одежду поясом (см. Исх 12:11). Таким образом они препоясывали свои чресла. Но что Петр подразумевает под препоясыванием чресел ума вашего? Вращаясь среди враждебного мира, верующие должны избегать паники и рассеянности. В периоды преследований всегда есть вероятность прийти в замешательство или разволноваться. Препоясанные чресла ума свойственны людям сильным, спокойным, хладнокровным и готовым к действию. Такие люди свободны от человеческого страха перед преследованиями.
Далее это состояние умственной собранности поощряется словом «бодрствуйте». То есть сохраняйте самообладание, в отличие от истерии. Бодрый дух уравновешен и непоколебим.
Затем святым настоятельно советуют сохранять оптимизм и с надеждой взирать в будущее: совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Уверенность в пришествии Христа предложена нам как непоколебимое основание, позволяющее среди всех жизненных смятений и невзгод устоять до конца. Принято считать, что явление Иисуса Христа относится к Его возвращению на землю в славе. Однако оно может также относиться к восхищению на небо, когда Христос придет за Своими святыми.
I. Он призывает их к бодрствованию и святости.
1. Посему, препоясавши члены ума вашего.., ст. 13. Он как бы хочет сказать: «Посему, поскольку вы удостоились такой чести, такого отличия, описанных выше, то препояшьте чресла ума вашего. Вам надлежит пройти путь, пробежать дистанцию, вести брань и совершить большой труд; подобно тому как путник, бегун, воин и труженик подбирают и подпоясывают свои длинные и просторные одежды, чтобы они не стесняли их движений, чтобы быть проворными и быстрыми, так и вы должны препоясать свой ум, своего внутреннего человека с его наклонностями: препояшьте их, соберите, чтобы они не свисали вокруг вас свободно и небрежно; обуздайте их крайние проявления, и пусть чресла, то есть сила и энергия вашего ума, будут напряжены при исполнении вами вашего долга; освобождайтесь от всего, что может препятствовать вам, и непоколебимо пребывайте в послушании. Бодрствуйте, то есть будьте бдительны против всякой духовной опасности и всех духовных врагов, будьте умеренными и скромными в вопросах еды, пития, одежды, развлечений, во всех делах и во всем своем поведении. Будьте целомудренными как во взглядах, так и в практической жизни, смиренными в суждениях о самих себе». Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Некоторые относят эти слова к последнему суду, подразумевая под ними, что апостол направлял их упование к окончательному откровению Иисуса Христа; но более естественным представляется понимать их в следующем смысле (так они могут быть переведены): «Совершенно уповайте на благодать, которая подается вам в, или через, явлении Иисуса Христа, то есть через Евангелие, явивши жизнь и бессмертие. Уповайте совершенно, без всякого сомнения, на благодать, предлагаемую вам ныне в Евангелии». Запомним:
(1) Главная задача христианина заключается в правильном управлении своим сердцем и умом; первое повеление апостола — препоясать чресла ума.
(2) Самые лучшие христиане нуждаются в призыве к бодрствованию. Читатели послания, которым напоминается об этом, были отличными христианами; это требуется от пресвитеров (1Тим 3:2), от старцев (Тит 2:2), этому должны быть научены молодые женщины, и юношей надо увещевать быть целомудренными, Тит 2:4,6.
(3) Труд христианина не завершается вступлением в состояние благодати, ему надо ожидать еще большей благодати и подвизаться овладеть ею. Пройдя сквозь тесные врата, он должен следовать по узкому пути, препоясав для этой цели чресла ума своего.
(4) Твердое и совершенное упование на Божию благодать при исполнении нами своего долга вполне совмещается с самыми усердными усилиями; мы должны совершенно уповать, и в то же время препоясать свои чресла, энергично взяться за работу, предстоящую нам, черпая ободрение в благодати Иисуса Христа.
2. Как послушные дети.., ст. 14. Эти слова могут рассматриваться как правило святой жизни, включающее в себя позитивную часть — «Вы должны жить, как послушные дети, принятые Богом в Его семью и возрожденные Его благодатью», — и негативную — «...Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем». Их можно понимать и как аргумент, побуждающий к святости на основании сопоставления того, какими они были в прошлом (жили в похотях и невежестве), и того, какими стали теперь (послушными детьми). Запомним:
(1) Дети Божии должны доказать, что действительно являются таковыми, своим постоянным и полным послушанием.
(2) Самые лучшие из детей Божиих когда-то жили в похотях и в неведении; было время, когда все свои жизненные планы они приспосабливали к своим нечестивым желаниям и порочным похотям, поскольку были совершенно невежественны относительно Бога и самих себя, Христа и Евангелия.
(3) После обращения люди становятся совершенно другими по сравнению с тем, какими они были прежде. Это уже люди другого склада характера и стиля поведения, не такие, какими они были раньше; их внутренний настрой, манеры, речь и поведение очень отличаются от прежних.
(4) Похоти и безумие грешников — это плоды и признаки их невежества.
3. Но, по примеру призвавшего вас Святого.., ст. 15−16. Дается весьма возвышенное правило, подкрепленное сильными аргументами: ...будьте святы во всех поступках. Кто способен на это? И тем не менее это требуется в строгих выражениях, подкрепленных тремя доводами, основанными на призвании Божией благодатью, на Его повелении — написано, и на Его примере — «будьте святы, потому что Я свят». Запомним:
(1) Божия благодать, призвавшая грешника, является сильным мотивом, побуждающим его к святости. Это великая милость Божия, что Его благодатью мы были действительно призваны из состояния погибших грешников к обладанию всеми благословениями Нового завета; а великие милости являются великими обязательствами, они не только делают нас способными, но и обязывают быть святыми.
(2) Совершенная святость — это то, чего должен желать каждый христианин. Здесь приводится двойное правило святости:
[1] Относительно области, какую она должна охватывать: она должна быть всеобъемлющей. Мы должны быть святы, и причем во всех поступках; во всех гражданских и духовных вопросах; в любых условиях — благоприятных и неблагоприятных; в отношениях со всеми людьми — с друзьями и врагами; во всех взаимоотношениях и деловых связях мы должны быть святы.
[2] Относительно образца святости: мы должны быть святы, как Бог свят, подражать Ему, хотя никогда не сможем сравняться с Ним. Он совершенно, неизменно и вечно свят, и мы должны стремиться к такому состоянию. Созерцание Божией святости должно обязывать нас стремиться к наивысшей степени святости, достижимой для нас.
(3) Слово Божие это самое верное правило христианской жизни, и согласно этому правилу мы должны быть святы во всех поступках.
(4) Ветхозаветные заповеди должны изучаться и им следует подчиняться и во времена Нового завета; требуя святости от всех христиан, апостол приводит заповедь Моисея, несколько раз преподанную им.
4. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам.., ст. 17. Апостол не выражает здесь сомнения в том, что его читатели могут называть Бога своим небесным Отцом, но, наоборот, предполагает, что все они, несомненно, могут Его так называть, и на этом основании убеждает их со страхом проводить время странствования своего: «Если вы признаете великого Бога своим Отцом и Судией, то должны со страхом проводить время странствования своего на земле». Запомним:
(1) Все добрые христиане считают себя в этом мире странниками и пришельцами, странствующими в дальней стороне и направляющимися в страну, к которой они, собственно, принадлежат, Пс 38:13; Евр 11:13.
(2) Все время нашего странствования здесь, на земле, должно проходить в страхе Божием.
(3) Для тех, кто поистине может назвать Бога своим Отцом, вовсе не является неправильным почитать Его как Судию. Святая уверенность в Боге как в Отце и благоговейный страх перед Ним как перед Судией вполне совместимы; именно благоговение перед Богом как Судией делает Его дорогим для нас как Отца.
(4) Суд Божий будет без лицеприятия: каждого по делам. Никакие внешние отношения с Богом никого не защитят; иудеи могут называть и Бога Отцом, и Авраама отцом, но Бог будет нелицеприятен, не окажет благоволения к ним из личных соображений, но будет судить их по их делам. В великий день суда именно дела людей обнаружат их истинный характер; Бог заставит весь мир узнать, кто принадлежит Ему, по их делам. Мы призваны к вере, святости и послушанию, и наши дела покажут, соответствуем мы этому призванию или нет.
5. Призвав их со страхом проводить время странствования своего на том основании, что они называют Бога Отцем, апостол добавляет еще один аргумент (ст. 18): Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы, и далее. Этими словами он напоминает им, (1) Что они искуплены, то есть вновь приобретены путем уплаты выкупа Отцу.
(2) Что ценой, заплаченной за их искупление, было не тленное серебро или золото.., но драгоценная Кровь Христа.
(3) Что искуплены они от суетной жизни, преданной им от отцов.
(4) Что они знают об этом и не могут прикрываться неведением относительно этого великого дела: Зная.
Запомним:
[1] Размышление о нашем искуплении должно быть постоянным и мощным стимулом к святости и страху перед Богом.
[2] Бог ожидает от христианина, чтобы он жил соответственно своему знанию, поэтому мы крайне нуждаемся в напоминании того, что уже знаем, Пс 38:5.
[3] Ни золото, ни серебро, никакие другие тленные вещи этого мира не способны искупить ни единой души. Они часто бывают сетями, искушениями и препятствиями для спасения человека, но никоим образом не могут приобрести его или содействовать ему; они тленны и поэтому не могут искупить нетленную, бессмертную душу.
[4] Кровь Иисуса Христа — единственная цена искупления человека. Искупление человека есть нечто реальное, его не следует понимать в каком-то переносном смысле. Мы выкуплены за определенную цену, и цена эта вполне соответствует предмету выкупа, ибо ею является драгоценная Кровь Христа; это кровь невинной Личности, Агнца без пятна и порока, которого представлял пасхальный агнец, и бесконечной Личности, являющейся Сыном Божиим, почему эта кровь и называется Кровью Божией, Деян 20:28.
[5] Намерением Христа в пролитии Своей драгоценнейшей Крови было искупить человека не только от вечной гибели за гробом, но и от суетной жизни в этом мире. Суетная жизнь — это жизнь пустая, легкомысленная, мелочная, не содействующая ни славе Божией и ни чести религии, ни обращению грешников, ни спокойствию и удовлетворению собственной совести человека. Не только открытое нечестие, но и суетная, бесполезная жизнь представляет собой большую опасность.
[6] Жизнь человека может иметь видимость благочестивой, может оправдываться ссылками на старину, обычаи, традиции, но, несмотря на все это, оставаться совершенно суетной. Иудеи имели много такого, на что они могли сослаться в защиту всех своих установлений, и тем не менее жизнь их была суетна настолько, что только Кровь Христа могла искупить их от нее. Древность обычаев не является надежным критерием истинности, и не является мудрым решение: «Я буду так жить и умирать, потому что так жили и умирали мои праотцы».
6. Упомянув о цене искупления, апостол переходит к вопросам, касающимся Искупителя и искупленных, cт. 20−21.
(1) Искупитель описывается далее не только как Агнец без пятна и порока, но и как:
[1] Предназначенный еще прежде создания мира, предназначенный, или известный наперед. Когда говорят о предведении Божием, имеют в виду больше, чем простое предвидение или умозрительное предположение. Предведение Божие означает акт воли, определение того, что должно совершиться, Деян 2:23. Бог не только предвидел, но предопределил и постановил, что Сын Его должен умереть за человека, и это постановление было прежде создания мира. Начало времени и начало существования мира совпадают, до начала времени не было ничего, кроме вечности.
[2] Явившийся в последние времена для них. Он явил Себя как Искупитель, предназначенный Богом. Он был явлен через Его рождение, через свидетельство Отца, через Его собственные дела и, особенно, через воскресение Его из мертвых, Рим 1:4. «Это совершилось в последние дни, дни Нового завета и Евангелия, для вас — вас иудеев, вас грешников, вас страждущих; вы имеете утешение в явлении Христа, если доверяетесь Ему».
[3] Как воскрешенный из мертвых Отцом и получивший от Него славу. В воскрешении Христа, рассматриваемом как акт власти, участвовали все три Личности, но как акт правосудия оно принадлежит только Отцу, Который как Судия освободил Христа и поднял Его из могилы, прославил Его и объявил всему миру чрез воскресение Его из мертвых, что Он является Его Сыном, вознес Его на небо, увенчал славой и честью, облек Его всякой властью на небе и на земле и прославил той самой славой, какую Он имел у Него прежде создания мира.
(2) Искупленные описываются здесь как имеющие веру и упование, чье основание — Иисус Христос: «Вы чрез Него уверовали в Бога — через Него, являющегося начальником, утешителем, опорой и совершителем вашей веры; вы имеете теперь веру и упование на Бога как примиренного с вами через Посредника Христа».
(3) Из всего сказанного нам следует усвоить:
[1] Решение Бога послать Христа как Посредника было извечным, справедливым и милостивым решением, хотя это, тем не менее, вовсе не оправдывает греха распятия Его, Деян 2:23. Бог имел в намерениях особую милость для Своего народа еще задолго до того, как Он дал им какие-либо откровения об этой милости.
[2] Последние времена более счастливы по сравнению с прежними веками. С явлением Христа все значительно увеличилось — ясность света, поддержки для веры, эффективность обрядов, мера утешений. Наша благодарность и наше служение должны соответствовать этим милостям.
[3] Искупление Христово принадлежит только истинным верующим. Всеобщее вымаливание спасения одними признается, другими отвергается, но никто не претендует на то, что смерть Христа спасет абсолютно всех. Лицемеры и неверующие погибнут навеки, несмотря на смерть Христа.
[4] Бог во Христе — это конечный объект христианской веры, имеющей сильную поддержку в воскресении Христа и в славе, последовавшей за ним.
II. Петр призывает их к братолюбию.
1. Он предполагает, что Евангелие, которому они подчинились через Духа, уже оказало свое очищающее действие на их души и произвело в них, по крайней мере, нелицемерное братолюбие; поэтому он побуждает их к более высокой степени любви, чтобы они постоянно любили друг друга от чистого сердца, ст. 22. Запомним:
(1) Не может быть никакого сомнения в том, что каждый искренний христианин очищает свою душу. Апостол считает это само собой разумеющимся: очистивши души ваши. Очищение души предполагает наличие большой нечистоты и испорченности, оскверняющих ее, и удаление этого осквернения. Ни левитское очищение по закону, ни лицемерное очищение внешнего человека не могут этого сделать.
(2) Слово Божие является великим орудием в деле очищения грешников: Послушанием истине... очистивши души ваши. Евангелие названо истиной в противоположность образам и теням, заблуждениям и лжи. Истина может очистить душу при условии послушания ей, Ин 17:17. Многие слышат истину, но никогда не очищаются ею, потому что они не покоряются и не подчиняются ей.
(3) Дух Божий — великий, совершающий очищение человеческой души. Дух убеждает душу в том, что она нечиста, наделяет ей добродетелями, которые и украшают, и очищают ее, такими как: вера (Деян 15:9), надежда (1Ин 3:3), страх Божий (Пс 33:10) и любовь к Иисусу Христу. Дух возбуждает в нас старания и делает их успешными. Помощь Духа не заменяет наших собственных усилий; эти люди сами очистили свои души, но сделали это через Духа.
(4) Души христиан должны быть очищены, прежде чем они смогут любить друг друга нелицемерной любовью. Человеческой природе присущи такие страсти и наклонности, что без божественной благодати мы не способны должным образом любить ни Бога, ни друг друга; не существует любви, кроме как от чистого сердца.
(5) Долг всех христиан — искренне и горячо любить друг друга. Наша любовь друг к другу должна быть искренней и подлинной, и при этом должна быть горячей, постоянной и всеобъемлющей.
2. Апостол продолжает убеждать христиан, основываясь на принципе их духовного родства, что они обязаны постоянно любить друг друга от чистого сердца; они все возрождены не от тленного семени, но от нетленного... Из этого мы познаем:
(1) Что все христиане рождены свыше. Апостол говорит об этом как о том, что присуще всем серьезным христианам и что привело их к новому и близкому родству друг с другом благодаря своему новому рождению они стали братьями.
(2) Слово Божие есть великое средство возрождения, Иак 1:18. Возрождающая благодать передается через Евангелие.
(2) Новое, второе рождение намного желаннее и превосходнее первого. Апостол указывает на это, выражая предпочтение нетленному семени перед тленным. От тленного семени мы становимся детьми человеческими, а от нетленного — сынами и дочерьми Всевышнего. Сравнение Слова Божиего с семенем учит нас, что хотя оно и незначительно по виду, тем не менее замечательно по своему действию; хотя оно остается скрытым в течение некоторого времени, однако в конце концов вырастает и приносит превосходные плоды.
(4) Возрожденные должны любить друг друга от чистого сердца. Братья по природе тоже обязаны любить друг друга, но эта обязанность удваивается, когда есть еще и духовное родство: они подчиняются одному и тому же господину, пользуются одинаковыми привилегиями, заняты в одном и том же деле.
(5) Слово Божие живет и пребывает вовек. Это живущее слово, или живое слово, Евр 4:12. Слово Божие для духовной жизни представляет собой средство к существованию, оно дает начало духовной жизни и потом поддерживает ее, воодушевляя и побуждая нас к исполнению долга, пока не приведет к вечной жизни; оно пребывает; оно остается вечно истинным и вечно пребывает в сердцах возрожденных.
Ст. 13−16 Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
Сообразованнием апостол называет увлечение настоящими обстоятельствами. Ибо и ныне некоторые безумцы говорят, что нужно приноравливаться к обстоятельствам Но поскольку отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли, или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину Свят, и сами делались святыми.
Источник: Толкование на Первое послание апостола Петра.
Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа
А поскольку вам, говорит он, обещано, что вы увидите явление Иисуса Христа по скончании земной жизни, которое теперь видят [лишь] ангелы, чем больше обещанная вам благодать, тем больше вы должны стараться быть достойными, чтобы оказаться в состоянии ее получить.
Источник: О семи Кафолических посланиях.
Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа
Сказав о страдании Христа, как о величии благ, даруемых Отцом, об обетовании Святого Духа, о проповеди пророков, о любви ангелов, сказав обо всем этом, апостол убеждает нас мужественно держаться веры.
Источник: Фрагменты.
Ст. 13−16 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
Созерцание небесной высоты христианского призвания должно, прежде всего, породить в сердцах верующих твердую и совершенную надежду на содействующую их спасению благодать Христову, а затем должно всецело переродить всю их жизнь по высочайшему Первообразу Бога Отца: духовная бодрость (ср. Лк 12:35; 21:34, 36; Еф 6:14), совершенное послушание Евангелию, полное оставление греховных привычек дохристианской жизни и, наоборот, стремление к подражанию святости Божией сообразно еще ветхозаветному повелению Божию (Лев 11:44; 19:2). «Некоторые безумцы говорят, что нужно применяться к обстоятельствам Но как отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то Апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину есть свят, и сами делались святыми» (блаж. Феофил.).