Библия - Деян. 2:37 (Деяния 2 глава 37 стих)

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 2 глава 37 стих)

ακουσαντες aor. act. part, (temp.) от ακουω (#201) слышать, κατενυγησαν aor. ind. pass, от κατανυσσομαι (#2920) paнить, причинять острую боль; pass, быть раненным, задетым (BAGD). Относится к болезненному ощущению, которое ранит сердце, как нож (Meyer), ποιησωμεν aor. conj. act., см. ст. 36. Совещательный conj., "что нам делать?"


Учебная Библия МакАртура (Деяния 2 глава 37 стих)

2:14−40 После Сошествия Святого Духа первым важным событием в истории Церкви была проповедь Петра, которая завершилась обращением 3000 человек и учреждением Церкви (ст. 41−47).


Толкование Мэтью Генри (Деяния 2 глава 37 стих)

Стихи 37−41. Мы уже отметили удивительный результат излияния Духа, проявившийся в воздействии этого чуда на проповедников Евангелия. Петр еще ни разу за всю жизнь не говорил о таких важных вещах, о каких говорил теперь, причем с такой полнотой, ясностью и силой. Теперь давайте рассмотрим другой благословенный плод излияния Духа, проявившийся в воздействии этого чуда на слушателей Евангелия. Уже с самых первых слов Божественного послания становится ясно, что его сопровождала сила свыше, сильная Богом творить чудеса: она немедленно покоряла вере тысячи людей; то был жезл силы Господней, посланный с Сиона, Пс 119:2−3. Здесь мы узнаем о начатках богатой жатвы человеческих душ, пожатых для Иисуса Христа. Прочтите эти стихи и рассмотрите в них прославленного Искупителя, шествующего на колеснице спасения, победоносного, и чтобы победить, Откр 6:2. В этих стихах мы находим, как слово Божье, которое есть Дух Господень, трудящийся посредством слова, начинает и продолжает благое дело благодати в сердце многих. Заметьте:

I. Они приходят в страх, чувствуют угрызения совести и задают серьезный вопрос, ст. 37. Слыша это, или выслушав это, то есть покорно выслушав Петра, ни разу не прервав его, как привыкли прерывать Христа (одно хорошо, что они стали внимательны к Слову), они умилились сердцем, или в сердце, и в сильном беспокойстве и смущении обратились к проповедникам с таким вопросом: «Что нам делать?..» Весьма удивительно, что во всех этих каменных сердцах вдруг родились подобные чувства. Ведь они же иудеи, воспитанные на том, что одной только иудейской религии для спасения достаточно. Совсем недавно они видели, как распинали Иисуса, немощного и уничиженного, и слышали, как священники называли Его обманщиком. Петр обличил слушающих в том, что это их руки, руки беззаконных, участвовали в предании Его смерти, и это обличение, вероятно, не могло не вызвать у них бурной реакции; однако, услышав эту чисто библейскую проповедь, они весьма устрашились.

1. Эта проповедь заставила их переживать. Они умилились сердцем. Мы читаем о тех, которые рвались сердцами, негодуя на проповедника (Деян 7:54); эти же умилились сердцем, негодуя на самих себя за соучастие в казни Христа. Обвинив в этом своих слушателей, Петр пробудил их совесть, тронул их за живое, а тягостное и глубокое раздумье, в которое погрузила их сказанная проповедь, поразило кости их, поразило так, как они поразили Христа.

Примечание: когда у грешников открываются глаза, они уже не могут не умиляться сердцем по причине греха, не могут не испытывать внутреннего беспокойства; их сердца раздираются (Иоиль 2:13), сокрушаются и смиряются, Пс 50:19. Кто искренне сокрушается о своем грехе, кто им постыжен и боится последствий, тот умиляется сердцем. Разрыв сердца смертелен, и при таком смятении, утверждает Павел, я умер, Рим 7:10. «Никакого самомнения и никакой уверенности в себе у меня не осталось».

2. Эта проповедь побудила их задать вопрос. От избытка сердца, так сильно растревоженного, заговорили уста. Заметьте:

(1) К кому они обратились — к Петру и прочим Апостолам, одни к одному, другие к другому, — им они открыли свои переживания. Поэтому если их обличили апостолы, то кто еще, кроме них, наставит и утешит их? Они не бегут от апостолов к фарисеям и книжникам, чтобы те оправдали их в том, в чем апостолы обвинили, а обращаются за советом к ним, признавая вину за собой. Они называют их мужами братиями, подобно тому как их назвал Петр, ст. 29. Здесь слышится язык любви и дружбы, а не формула учтивости: «Вы мужи, поэтому смотрите на нас с человеколюбием; вы братия, поэтому примите нас с братской любовью».

Примечание: служители — это духовные целители, в обязанности которых входит наставлять тех, чья совесть изранена; и благо тому человеку, который поддерживает искренние, близкие отношения с такими пастырями как с мужами братиями, поступающими с ближними своими, как с самими собой.

(2) Что это был за вопрос: Что нам делать?

[1] Они рассуждают, подобно людям, пришедшим в замешательство и не знающим, что им делать. Они застигнуты врасплох: «Господь ли и Христос ли Сей Иисус, Которого мы распяли? Если да, то что будет с нами, распявшими Его? Мы погибли!»

Примечание: не дано увидеть счастья прежде своего несчастья. Если нам грозит опасность навеки погибнуть, то, пока это не произошло, у нас еще есть надежда получить жизнь вечную.

[2] Они рассуждают, подобно людям, в поворотный момент жизни сделавшим свой выбор соблюсти все, к чему их направят, и притом немедленно. Их желание — не терять времени на размышление, не тянуть с исполнением задуманного до тех пор, пока не появится время, но тут же принять все, что им скажут, чтобы избежать пагубы, могущей их настигнуть.

Примечание: осознавшие свой грех радостно желают узнать путь к миру и прощению, Деян 9:6; Деян 16:30.

II. Петр и другие апостолы кратко объясняют им, как им надлежит поступить и чего им следует ожидать после этого, ст. 38−39. Людей, осознавших свою греховность, надлежит ободрять; раненых нужно перевязывать (Иез 34:16), им следует говорить, что их положение печально, но не безнадежно, ибо еще есть надежда.

1. Здесь Петр наставляет грешников на путь истинный.

(1) Покайтесь; это слово — что плот для потерпевших кораблекрушение. «Пусть осознание тягостной вины, которую вы навлекли на себя, осудив Христа на смерть, побудит вас к покаянным размышлениям об остальных ваших грехах (подобно тому как востребование одного крупного долга открывает другие долги бедного банкрота), пробудит в вас горькие угрызения совести и желание оплакать содеянное». Это был тот долг, о котором говорили Иоанн Креститель и Христос, о нем же напоминает и излившийся Дух: «Покайтесь, покайтесь; преобразуйтесь обновлением ума вашего, исправьте пути ваши».

(2) И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, то есть «твердо держитесь учения Христа, покоритесь Его благодати и владычеству, открыто и решительно держитесь искреннего и серьезного исповедания его, обязуйтесь твердо держаться его, покорившись заповеди крещения, обратитесь к Христу и примите Его святое вероучение, оставьте ваше неверие». Им нужно было креститься во имя Иисуса Христа. Да, они веровали в Отца и Духа Святого, говорившего через пророков, однако им еще нужно было уверовать во имя Иисуса, что Он Христос, обещанный отцам Мессия. «Примите Иисуса как своего Царя и крещением присягните Ему на верность; примите Его как Пророка и слушайтесь Его; примите Его как своего Священника во очищение ваших грехов». Такова, по-видимому, основная мысль, заключенная в словах Петра, ибо они должны были креститься во имя Его для прощения грехов на основании Его праведности.

(3) Апостол убедительно просит каждого в отдельности: «...каждый из вас...». «И даже самый великий из вас грешник, если он покается и уверует, может креститься, и даже почитающий себя самым великим святым должен покаяться, и веровать, и креститься. У Христа довольно милости для всякого из вас, сколько бы вас ни было, и в Его милости нуждаются все. В древности Израиль крестился в Моисея как одно целое, всем станом, проходя в облаке и в море (1Кор 10:1−2), ибо завет избрания был заветом общенародным; ныне же каждый из вас в отдельности должен креститься во имя Иисуса Христа и каждый из вас лично должен заключить завет в этом великом деле». См. также Кол 1:28.

2. Он призывает их последовать этому совету:

(1) «Это нужно для прощения грехов. Покайтесь, чтобы нечестие не привело вас к погибели; креститесь по вере во Христа, и вы по правде оправдаетесь, что было невозможно по закону Моисея. Стремитесь к этому, положившись во всем на Христа, и дано будет вам. Как чаша на вечере есть новый завет в Крови Христа во искупление грехов, так и крещение есть новый завет во имя Иисуса во искупление грехов. Омойтесь, и омыты будете».

(2) «Вы получите дар Святого Духа, как получили его мы, ибо этот дар должен стать благословением для всех послушных Богу. Кто-то из вас обретет видимые дары, но каждый из вас, если будет чистосердечен в вере и покаянии, обретет Его незримые дары и утешения и запечатлен будет обетованным Святым Духом».

Примечание: всякий, кому прощаются грехи, получает дар Святого Духа. Всякий оправданный освящается.

(3) «Ваши дети, как и прежде, будут иметь участие в этом завете и право на его видимую печать. Придите к Христу, чтобы получить эти бесценные блага, ибо обетование прощения грехов и дара Святого Духа принадлежит вам и детям вашим» (ст. 39). Об этом было очень ясно сказано через пророка (Ис 44:3): ...излию дух Мой на племя твое... А также (Ис 59:21): Дух Мой... и слова Мои... не отступят... от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего... Заключая завет с Авраамом, Бог сказал: «...Я буду Богом твоим и потомков твоих...» (Быт 17:7). По этой причине всякий израильтянин должен был подвергнуть сына своего обрезанию на восьмой день после рождения. Теперь же израильтянину, которому положено посредством крещения вступить в новозаветное мироустройство, следует задаться вопросом: «Итак, что же будет с моими детьми? Будут ли они отвергнуты или приняты вместе со мной?» — «Конечно же, они будут приняты, — говорит Петр, — поскольку теперь это обещание, обещание о том, что Бог будет вашим Богом, остается для вас и детей ваших таким же, каким оно было всегда».

(4) «Как и прежде это обетование простирается на вас и на детей ваших; оно уже больше не ограничивается только вами и вашими детьми, и высокая честь его принадлежит и всем дальним». Здесь можно добавить: и детям их, ибо благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось также и на язычников, Гал 3:14. Это обетование принадлежало Израилю от века (Рим 9:4); теперь же это Божье спасение послано всем дальним, самым отдаленным языческим народам, и всякому из народов, то есть всем дальним. К этому множеству людей применено одно ограничение: это обетование коснется всякого, то есть любого и каждого человека из всех народов, кого ни призовет действенно Господь Бог наш в общение с Иисусом Христом.

Примечание: благоуспешный призыв Бога может достичь и тех, кто весьма и весьма далек от Него, но никто не придет к Нему из числа тех, кого Он не призовет.

III. За этими объяснениями следует необходимое предостережение, ст. 40. И другими многими словами, имеющими ту же направленность, он свидетельствовал о евангельских истинах и призывал к евангельскому служению. Теперь, когда слово стало действовать, Петр начал ему содействовать; в малом он уместил многое (ст. 38−39), и в этом малом, как могло показаться, уже содержалось все но у него было еще что добавить. Когда слышишь слова, смягчающие душу, поневоле не можешь не хотеть слышать еще и еще. Среди прочего Петр свидетельствовал (и, казалось, даже внушал), говоря: «Спасайтесь от рода сего развращенного. Освободитесь от него». Развращенный род — это неверные, упрямые и жестоковыйные иудеи; этот род противился Богу и человекам (1Фес 2:15), сочетался с грехом и был приготовлен к погибели. Но теперь он говорит им:

1. «Постарайтесь спастись от участи этого рода, постарайтесь избежать его погибели, спасайтесь от его тлетворного влияния, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» (как делали христиане); «покайтесь, и да крестится каждый из вас, и вы не разделите участи беззаконных». Не погуби души моей с грешниками...

2. «Чтобы вам не участвовать в их грехе, не поддерживайте их неверия. Спасайтесь, то есть отделяйтесь, отличайтесь от этого развращенного рода, не сообразуйтесь с ним. Не будьте упрямы, как этот мятежный дом, не становитесь участниками грехов этих людей, чтобы вам не разделить с ними гнева Божьего».

Примечание: отделение от нечестивых есть единственный способ спасения от них; отделившись, мы навлекаем на себя их гнев и злобу, зато воистину спасаемся от них; и, размышляя о том, куда устремляются грешники, неизбежно приходишь к выводу, что лучше все же заставлять себя не прекращать усилий и упорно плыть против течения, чтобы поток грешников не унес тебя в пучину. Тем, кто обратился от своих грехов и доверился Иисусу Христу, следует засвидетельствовать о своем очищении, прекратив близкое общение с нечестивыми людьми. Удалитесь от меня, беззаконные, — вот речь того, кто решился хранить заповеди Бога своего, Пс 118:115. Мы должны спасаться от беззаконных, то есть бежать от них в ужасе и священном страхе, подобно тому как мы бежим, спасаясь от врага, который хочет погубить нас, или оставляя дом, пораженный чумой.

IV. Благоуспешный исход и завершение этих событий, ст. 41. Дух потрудился через слово и через слово же сотворил чудеса. Многие люди, бывшие очевидцами казни Христа и чудес, ее сопровождавших, но не ставшие приобретением для Бога, были приобретены через проповедь слова, ибо слово есть сила Божья ко спасению.

1. Они приняли это слово. Здесь необходимо заметить, что слово делает нас блаженными только тогда, когда мы действительно, с радостью, принимаем его и проникаемся им. Выслушав слово, они признали свою вину и приняли его предложения.

2. Они охотно приняли его. Ирод тоже охотно слушал слово, но эти охотно приняли его. Они радовались не только тому, что им должно было принять слово, но и тому, что сподобились принять его по милости Божьей, пусть оно и стало для них словом смирения и перемены, а соотечественников сделало их врагами.

3. Они крестились. Веруя сердцем, они исповедовали устами и присоединились к ученикам Христа посредством того священного обряда и той священной церемонии, которые учредил Он. Хотя Петр и сказал: «Да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса» (ибо учение Христа есть доподлинная истина), тем не менее есть основания полагать, что во время крещения произносили полную формулу, предписанную Христом: во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Примечание: обращенным в христианскую веру надлежит креститься по христианскому обряду.

4. Итак, присоединилось к ученикам в тот день душ около трех тысяч. Трудились все крещенные Святым Духом, говорили языками и крестили в водах; они хорошо трудились, поскольку собрали такую великую жатву. Обратить посредством слова три тысячи душ было делом более великим, нежели накормить несколькими хлебами четыре или пять тысяч человек. Так Израиль начал умножаться числом после смерти нашего Иосифа. Сказано, что их было душ около трех тысяч, то есть всех людей вообще — мужчин, женщин и детей. (Так, в Быт 14:21 сказано: Отдай мне людей... А в Быт 46:27 мы читаем: Всех душ... перешедших в Египет, семьдесят.) Здесь имеется в виду то, что крестившихся было три тысячи не мужчин, а всех глав семейств с их детьми и слугами, которые в итоге и могли составить три тысячи душ. Такое число людей присоединилось к ученикам.

Примечание: пришедшие к Христу дополнили число учеников Христа и присоединились к ним. Если мы называем Бога нашим Богом, то и Божий народ мы должны называть нашим народом.


Толкование отцов церкви (Деяния 2 глава 37 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 37−39 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш

Кротость больше жестокости уязвляет сердца наши и причиняет рану более чувствительную. Как тот, кто наносит удар телам затверделым, производит ощущение не столь сильное, а кто наперед смягчит их и сделает нежными, тот поражает сильнее, так точно и здесь — прежде надобно смягчить, и тогда уже поразить. Смягчает же не гнев, и не сильное обвинение, и не порицания, но кротость. <…> Петр кротко напомнил иудеям об их преступлениях и ни чего более не прибавил; сказал о даре Божием, указал на благодать, как на свидетельство о минувших событиях, и еще далее простер слово, иудеи устыдились кротости Петра, потому что он с людьми, распявшими его Владыку и замышлявшими убийство против самих (апостолов), беседовал, как отец и заботливый учитель. Они не просто убедились, но и осудили самих себя, — пришли в сознание того, что сделали. Это потому, что он не дал им увлечься гневом и не допустил их разума до омрачения, но своим смиренномудрием рассеял, как некоторый мрак, их негодование, и тогда уже выставил на вид их преступление. Ведь так обыкновенно бывает: когда мы скажем, что нас обидели, обидевшие стараются доказать, что они не обижали; а когда скажем, что нас не обидели, но скорее мы сами обидели, — те поступают напротив. Поэтому, если хочешь привесть обидевшего в затруднение, — не обвиняй его, но вступись за него, и он сам будет обвинять себя: род человеческий любит спорить. Так сделал Петр. Он не осудил (иудеев) со всею силою, а напротив, постарался еще с возможною кротостью почти защитить их и потому тронул их душу. Откуда же видно, что они умилились? Из их слов. Что именно говорят они? «Что нам делать, мужи братия?» Тех, которых называли обманщиками, теперь называют братьями, не столько для того, чтобы сравнить себя с ними, сколько для того, чтобы расположить их к любви и попечению. А с другой стороны, так как апостолы удостоили их этого названия, то они и говорят: «что нам делать»? Не сказали тотчас: итак, покаемся; но предали себя на их волю. Как человек, застигнутый кораблекрушением или болезнью, увидя кормчего или врача, все предоставляет ему и во всем слушается его, — так и они признались, что находятся в крайнем положении и не имеют даже надежды на спасение. И смотри: не сказали они: как мы спасемся, но: «что нам делать»? Что же Петр? Здесь опять, хотя спрошены были все (апостолы), отвечает Петр. «Покайтесь», говорит он, «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (ст. 38). И еще не говорит: уверуйте, но: «да крестится каждый из вас», — потому что веру они получали в крещении. Потом показывает и пользу (крещения): «для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (ст. 38). Если вы получите дар, если крещением дается «прощение» (грехов), то зачем медлите? Потом, чтобы сделать свое слово убедительным, присовокупил: «ибо вам принадлежит обетование» (ст. 39). И здесь разумеет то же обетование, о котором говорил и выше. «И детям вашим». Значит, более велик дар, когда у них есть и наследники благ. «И всем дальним»: если дальним, то тем более вам — близким. «Кого ни призовет Господь Бог наш» (ст. 39). Смотри, когда говорит: «дальним»? Тогда, когда они были уже расположены к нему и осудили себя; ведь душа, когда осудит себя, уже не может завидовать.

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 37−40 Слышавше же умилишася сердцем, и реша к Петру и прочым апостолом: что сотворим, мужие братие? Петр же рече к ним: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашым, и всем далним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетелствоваше и моляше их, глаголя: спаситеся от рода строптиваго сего

Видишь, сколько благоснисхождения, и как оно более, чем суровость, способно проникать в сердца людей и смягчать их. Хотя блаженный Петр и напоминает им в этом месте об их дерзновениях, но напоминает кротко, не прибавляя ничего оскорбительного для них. Устыдились благоснисхождения Петрова, то есть, того, что с ними, предавшими смерти самого Господа, поднимавшими руки на них самих и желавшими истребить их (апостолов), он (Петр) говорил с заботливостию, как отец и учитель. Умилишася, говорится: не просто убедились, но познав себя; потому что говорят: что сотворим, как бы недоумевая и беспокоясь за свои дерзновения. Кого прежде называли обманщиками, тех называют теперь братьями, и при этом не дерзают употреблять этого названия пред лицом тех, кого так называют, но желают заявить чрез это свою любовь и то, как сильно они (иудеи) стали расположены к апостолам Поэтому, как показывает начало речи Петровой, и сами апостолы называли их этим именем. Хотя вопрос был предложен всем апостолам; однакож снова отвечает Петр, — так как сами апостолы предпочитали его уста, — и говорит: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа. Слова эти не противоречат следующим словам: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19); потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу). Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына — не Бог, и имя Святого Духа — не Бог, то следовало бы сказать: во имя Бога Иисуса Христа, или даже просто только — в Сына. Но он (Петр) говорит: во имя Иисуса Христа, зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа. И приимете дар Святаго Духа. Заметь: он показал, что дар Христов и дар Святого Духа — один и тот же дар; так как одно и то же и достоинство их. Беседуя выше он назвал этот дар обетованием. Далее говорит: и чадом вашым; потому, что дар ценнее, когда блага переходят и к наследникам И всем далним. Если же этот дар — для дальних, то тем более для вас близких. Обрати внимание на то, когда указал им (иудеям) на призвание язычников, сказав: и далним. Когда? Тогда, когда нашел их умилившимися и познавшими себя. Когда душа осуждает себя саму, тогда она уже не может завидовать.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный (672−735)

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия

Убедись, что пророчество Иоиля (Иоиль 2:28) исполнилось, и заметь, что за огнем Святого Духа следует теплота сокрушения — ведь дым обычно вызывает слезы. Начинают плакать те, которые смеялись; бьют себя в грудь, возносят Богу молитвы словно жертвы, чтобы быть в силах вкушать ту спасительную Кровь, которую они, преступники, прежде призывали на себя и на детей своих.

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия

Умилились сердцем — пришли в сердечное сокрушение, что так поступлено было с Мессиею, и расположились сердцем загладить свою вину верою в него, почему и спрашивают далее: «что нам делать?»

Мужи братия — полное доверия, почтения и любви обращение к апостолам, от лица которых говорил Петр.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 2 глава 37 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно