2:3 Ученики не смогли бы понять значение сошествия Духа, если бы Бог не придал этому событию видимых признаков. языки, как бы огненные Помимо символических звуков ветра, был еще сверхъестественный признак в виде огня, но не настоящего. В Писании огонь часто означал Божественное присутствие (ср. Исх 3:2−6). Бог использует здесь подобие огня точно так же, как и голубя в момент крещения Иисуса (Мф 3:11; Лк 3:16).
I. Для придания данному факту большей достоверности подробно описываются время и место этого события.
1. Оно произошло при наступлении дня Пятидесятницы. Это выражение, по-видимому, указывает на особенности учреждения упомянутого праздника, как сказано (Лев 23:15): Отсчитайте себе... семь полных недель... от того дня, в который приносили начаток жатвы, то есть через день после Пасхи, начиная с 16 числа месяца авива — дня воскресения Христа. День Пятидесятницы уже наступил, поскольку предыдущая ночь и часть дня до заката солнца уже миновали.
(1) Святой Дух излился во время священного праздника, ибо тогда в Иерусалим прибыло множество людей со всех концов Святой земли, а также прозелитов из других стран, отчего данный праздник по сравнению с прежними должен был быть более многолюдным, а молва о нем должна была разойтись скорее и дальше, во многом содействуя широкому распространению Евангелия среди народов. Нынешний иудейский праздник, равно как и предваряющий его праздник Пасхи, послужил набатным колоколом, возвещающим о начале евангельских богослужений и раздаче угощений.
(2) Этот праздник Пятидесятницы отмечался в годовщину обретения закона на горе Синай: по подсчетам д-ра Лайтфута (Dr. Lightfoot), 1447 лет тому назад была образована иудейская церковь. Поэтому весьма примечательно было то, что Святой Дух был дан именно в этот день, в огне и языках, для обнародования Благой вести как евангельского закона не только для евреев, но и для всей твари.
(3) Данный праздник выпал на первый день недели, что еще больше прославило этот день и утвердило его в качестве христианской субботы: сей день сотворил Господь для Своей Церкви в постоянную память о двух величайших благословениях — воскресении Христа и нисхождении Духа, которые оба пришлись на этот день недели. Названное обстоятельство не только оправдывает празднование нами этого дня под именем дня Господня, но и побуждает нас святить его, прославляя Бога за оба величайших благословения. На мой взгляд, во всякий день Господень в году мы должны уделять особое внимание этим благословениям как в молитвах, так и в восхвалениях, причем это следует делать во всякий воскресный день, а не только два раза в году — на Пасху и Троицу, как принято в некоторых общинах. О, дай нам, Господи, исполнять это с надлежащим усердием!
2. Это событие произошло тогда, когда все они были единодушно в одном месте (рус. все они были единодушно вместе. — Прим. переводчика.). Что это было за место, не уточняется, — то ли храм, где ученики собирались во время богослужений (Лк 24:53), то ли горница, где они встречались в какое-то иное время. Нет никаких сомнений в том, что это событие происходило в Иерусалиме, поскольку именно это место избрал Бог, чтобы там пребывало имя Его. Также и пророчество (Ис 2:3) гласило, что из Иерусалима выйдет слово Господне ко всем народам. Теперь Иерусалим был местом встречи всех благочестивых людей, ибо здесь Господь обещал встретить и благословить их; здесь Он выходит навстречу этим людям с превосходнейшим из даров. Иерусалим оказал Христу величайшее из мыслимых бесчестий, а Он, несмотря на это, воздает Иерусалиму такую честь, желая тем самым преподать урок Своему остатку, находящемуся во всяком месте. Был у Него этот остаток и в Иерусалиме. Здесь ученики пребывали в одном месте, ведь до сих пор их насчитывалось не так много, так что одного этого места, причем небольшого, было достаточно для всех. И здесь все они были единодушно вместе. Невозможно забыть, как часто ученики, пока их Учитель был с ними, спорили между собою, кто больше; теперь же этим словопрениям был положен конец, услышать их было уже нельзя. При помощи того, что они уже получили утрясенной мерой от Духа Святого тогда, когда Христос дунул на них, они избавились от заблуждений, порождавших былые споры, и посвятили себя святой любви. В последнее время ученики больше времени проводили в совместной молитве (Деян 1:14), и это побуждало их крепче любить друг друга. Так, Своей благодатью Господь приготовил их к принятию дара Святого Духа, ибо этот благословенный голубь не летает там, где крик и шум, устремляется к тихим, а не к бурным водам. И если нам по душе то, чтобы излился на нас Дух свыше, в таком случае будем единодушно вместе и, несмотря на множество переживаний и пожеланий, которые, несомненно, были и у тех учеников, согласимся любить друг друга, поскольку, где живут братья вместе, там заповедал Господь благословение.
II. Каким образом и в какой мере нисшел на них Дух Святой. Ветхий Завет часто говорит о Боге, сходящем в облаке; когда Он брал в удел первую скинию, а впоследствии и храм, это символизировало тьму прежнего мироустройства. Также и Христос вознесся на небо в облаке, чтобы дать нам тем самым понять, как непостижимы для нас небеса. Однако Святой Дух нисходит не в облаке, поскольку Ему предстояло просветить мир, рассеять и разогнать тучи, затуманившие разум человека.
1. Громкий сигнал, который должен был вызвать в них ожидания чего-то великого, ст. 2. Сказано, что:
(1) Он прозвучал внезапно. Его звучание не усиливалось постепенно, как бывает обычно, когда поднимается ветер, а тотчас же приобрело свою наивысшую силу. Это событие произошло раньше, чем они думали, и потому заставило вздрогнуть даже тех, которые сообща ожидали, проводя время в молитве.
(2) То был шум с неба, подобный раскату грома, Откр 6:1. Написано, что Бог изводит ветер из хранилищ Своих (Пс 114:7) и собирает ветер в пригоршни Свои, Притч 30:4. Он же произвел и этот шум, подобный гласу вопиющего: Приготовьте путь Господу.
(3) То был шум ветра, ибо пути Духа подобны путям ветра (Ин 3:8) и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Когда Дух жизни должен был войти в сухие кости, пророку было дано повеление изречь пророчество духу: ...от четырех ветров приди дух... (Иез 37:9). Не в ветре явился Господь Илии, хотя сильный ветер и приготовил его к получению откровения, данного Господом в веянии тихого ветра, 3Цар 19:11−12. ...В вихре и в буре шествие Господа... (Наум 1:3). Из бури Он отвечал Иову.
(4) То был несущийся сильный ветер. Большой и сильный, он пронесся не только с великим шумом, но и с великой мощью: порыв его, казалось, мог разрушить на своем пути все преграды. Этот видимый знак должен был символизировать силу влияния и воздействия Духа Божьего на человеческий разум, а через него и на весь мир, чтобы люди были сильны Богом ниспровергать замыслы.
(5) Он наполнил собой не только горницу, но и весь дом, где они находились. Этот шум, вероятно, встревожил весь город, но чудо заключалось в том, что выбор пал лишь на это место. Полагают, что и ветер, посланный задержать Иону, поразил один-единственный корабль, и именно тот, на котором скрывался беглец (Иона 1:4); и звезда, указывавшая путь волхвам, остановилась именно над тем местом, где был Младенец. Это должно было указать людям, наблюдавшим звезду, направление, куда им идти в том случае, если они желали установить смысл этого знамения. Ветер, наполнивший дом, должен был привести учеников в священный трепет и помочь им для получения Святого Духа прийти в весьма серьезное, благоговейное и умиротворенное состояние. Так, обличения Духа уступают место Его утешениям; и резкие порывы этого благословенного ветра настраивают душу на его мягкие и нежные дуновения.
2. Зримое знамение дара, который им надлежало принять. Они увидели разделяющиеся языки, как бы огненные (ст. 3), и почил — ἐκάθισεν — на каждом из них; не они, то есть разделяющиеся языки, почили, а Дух, символически представленный в виде огня. Он почил на каждом из них так, как почивал на пророках древности. Или, как пишет о том д-р Хаммонд (Dr. Hammond), «можно было наблюдать загадочное явление, походившее на пламенеющий огонь, который, осветив всех, разделился на части в форме языков пламени, раздвоенных или расщепившихся над головой каждого». С одной стороны, это пламя было подобно пламени свечи, чем-то напоминающему язык, а с другой — атмосферному явлению под научным названием ignis lambens — мягкий, а не всепожирающий, огонь. Заметьте:
(1) Зримое, воспринимаемое органами чувств знамение было явлено с тем, чтобы утвердить в вере самих учеников, а прочих — убедить. Предназначение пророков в прошлом также вначале удостоверялось знамениями, чтобы весь Израиль знал, что им доверено пророческое служение.
(2) Это знамение было огненным во исполнение пророчества Иоанна Крестителя о Христе: ...Он будет крестить вас Духом Святым и огнем..., то есть крестить Святым Духом, как огнем. Тогда, в день Пятидесятницы, отмечалась очередная годовщина обретения закона на горе Синай; закон был дан из огня, почему и говорится «огонь закона», в огне дается и Евангелие. Призвание Иезекииля было подтверждено свыше видением горящих углей (Иез 1:13), предназначение Исайи — касанием горящим углем его уст, Ис 6:7. Дух, подобно огню, расплавляет сердца, отделяет и превращает в шлак нечистоту, производя благоговейные и благочестивые чувства в душе, где, как на алтарном огне, возносятся духовные жертвы. Этот огонь и пришел низвесть на землю Христос. Лк 12:49.
(3) Этот огонь явился в виде раздвоенных языков. Действие Духа проявлялось многоразлично, и говорение языками было одним из таких проявлений, выделенным в качестве первого свидетельства о даровании Святого Духа; на это самое дарование и указывало знамение огня в виде языков.
[1] То были языки; ибо от Духа мы имеем слово Божье, Духом Христос говорит миру и Духа же посылает ученикам, чтобы они приобрели не только знание, но и силу возвещать и свидетельствовать миру о том, что было открыто им; ибо каждому дается проявление Духа на пользу.
[2] Языки были раздвоены в знак того, что Бог разделит познание Своей благодати между всеми народами, ибо о Нем сказано, что Он Своим промыслом уделил свет небесных светил всем народам, Втор 4:19. Языки разделились, составляя между тем одно большое пламя, ибо единство духовной жизни, проводимой в сердечной чистоте, не может противоречить многообразию ее частных проявлений. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) отмечает, что, смешав языки в Вавилоне, Бог отринул народы и они после этого, утратив общий язык, на котором возвещали и проповедовали о Боге, совершенно утратили познание Бога и исповедание веры и впали в идолослужение. Ныне же, по прошествии свыше двух тысячелетий, путем иного разделения языков Бог возвратил народам познание Самого Себя.
(4) Это пламя на какое-то время задержалось на них в знак того, что Дух Святой отныне будет пребывать с ними всегда. В прошлом Бог наделял пророческими дарами очень ограниченное число людей и только в определенные времена, однако ученики Христа пользовались дарами Духа постоянно, хотя само знамение, надо полагать, вскоре исчезло. Переходило ли огненное пламя с одного на другого или же этих огней было ровно столько, сколько было присутствующих, неизвестно. Коль скоро это пламя наблюдали при дневном свете, так как уже был день, оно должно было быть сильным и ярким.
III. Чем немедленно обернулось случившееся?
1. И исполнились все Духа Святого с большей полнотой и силой, нежели прежде. Все исполнились дарами Духа и больше, чем когда-либо, испытали на себе Его освящающее влияние: они были уже святыми, небесными, духовными творениями, более отстраненными от мира сего и глубже познавшими мир иной. Теперь они имели больше утешений от Духа и больше, чем когда-либо, наслаждались любовью Христа и небесным упованием, причем это упование поглотило все их тревоги и печали. Еще одним доказательством излияния на них Духа Святого было также и то, что Бог наделил их дарами Духа, упомянутыми здесь особо; чудесные силы были дарованы им для содействия благовествованию. Я нисколько не сомневаюсь в том, что не только двенадцать апостолов, но и все сто двадцать учеников в то же время исполнились Духа Святого — все семьдесят учеников, апостольских мужей, занятых тем же самым делом, и все остальные, которым надлежало проповедовать Евангелие. Ибо имеется четкое указание (Еф 4:8,11; см. также ст. 33): восшед на высоту, Он дал дары человекам, не одним только Апостолам (каковых было двенадцать), но и пророкам и Евангелистам (ими были многие из семидесяти учеников, проповедники, часто переходившие с места на место), а также пастырям и учителям, из которых некоторые впоследствии, надо полагать, утвердились в поместных церквах. Под словом все здесь следует понимать всех тех, которые были единодушно вместе (см. ст. 1,14−15).
2. Они начали говорить на иных, отличных от родного, языках, хотя никаких иностранных языков они не изучали. Оставив повседневные дела, они стали возвещать слово Божье и славить Его имя так, как Дух давал им провещавать (ἀποφθέγγεσθαι — рассуждать достойно, возвышенно), как Он учил их изрекать важное, веское, достопамятное. Не то чтобы один человек говорил на одном языке, а другой — на другом (как было с несколькими семьями, рассеявшимися из Вавилона), скорее, дело обстояло так, что каждый, в зависимости от обстоятельств, мог разговаривать на разных языках. По-видимому, они понимали не только самих себя, но и друг друга, чего не могли строители Вавилона, Быт 11:7. Они не бросались иностранными словами, не заикались, не запинались, а выражались легко, грамотно и изысканно, как если бы разговаривали на родном наречии; ибо все, сотворенное чудом, наделяется высшим качеством. Не о плодах прежних размышлений и созерцаний говорили они, а как Дух давал им провещавать. Он давал им означаемое и означающее, содержание и форму языка. Это было:
(1) Чудо весьма великое. Дар говорения языками был чудом, имеющим духовную природу (что во всех отношениях более всего соответствует понятию евангельского чуда), поскольку именно дух формирует слова. Они никогда не изучали этих языков, более того, никогда не знали ни одного иностранного языка, знание которых, разумеется, могло бы оказать им большую помощь. Кроме того, как выясняется, им даже не приходилось слышать живую речь на этих языках, и потому у них не было никакого представления о них. Между ними не было людей ученых или странствующих, они не могли изучать языки по книгам либо в живом общении. Как известно, первенство в умении разговаривать на родном языке среди них принадлежало Петру, остальные же ораторами не были и к тому же не отличались особой сообразительностью; однако не только сердце легкомысленных будет уметь рассуждать, но и косноязычные будут говорить ясно, Ис 32:4. Когда Моисей пожаловался на то, что он тяжело говорит, Бог ответил ему так: «Я буду при устах твоих, и будет говорить Аарон вместо тебя». Но для этих, новозаветных, посланников Бог сделал большее: Сотворивший уста человека переделал их.
(2) Чудо весьма своевременное, необходимое и целесообразное. Родным наречием учеников был арамейский язык (диалект еврейского), так что дар говорения языками был им нужен для того, чтобы понимать древнееврейский язык Ветхого Завета, на котором он был написан, и древнегреческий язык Нового Завета, на котором его еще только предстояло написать. Более того, они были призваны проповедовать Евангелие всей твари, научить все народы. Однако здесь мы сталкиваемся с непреодолимым препятствием, встающим на нашем пути уже с самого порога. Как овладеть несколькими языками, чтобы понятно излагать Благую весть всем народам? Браться за изучение всех языков значит потратить на это всю жизнь. Поэтому в доказательство того, что Христос мог наделить учеников властью проповедовать народам, Он наделяет их способностью проповедовать каждому народу на его собственном языке. По всей видимости, это и было исполнением того обещания, которое Христос оставил ученикам (Ин 14:12): ...и большие сих (дел) сотворит... Принимая во внимание все вышесказанное, можно утверждать, что это знамение было чудом большим, нежели все чудесные исцеления, совершенные Христом. Сам Он языками не говорил и ученикам не давал, пока был с ними, но именно говорение языками стало первым плодом излияния на них Духа. Как полагает архиепископ Тиллотсон (Tillotson), если бы теперь обращение безбожников в христианство совершалось мужами благородного духа искренне и решительно, то Бог оказал бы всякому подобному предприятию надлежащую и чудесную поддержку, как это было при первом оглашении Благой вести.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились
Но никто, даже и больший из пророков Моисей, не получил так, как апостолы. Моисей, когда нужно было другим сделаться духовными, сам претерпевал уменьшение, а здесь не так. Напротив, как огонь, сколько бы кто ни захотел зажечь от него светильников, нисколько не уменьшается, так произошло тогда и с апостолами. Посредством огня показывалось не только обилие благодати, а и каждый получил источник Духа, как и Сам Христос сказал, что верующие в Него будут иметь источник воды, текущей в жизнь вечную (Ин 4:14). И это весьма естественно, потому что они шли не говорить с фараоном, а сражаться с дьяволом. И, что более удивительно: будучи посылаемы, они нисколько не противоречили и не сказали, что они худогласны и косноязычны — в этом вразумил их Моисей; не сказали, что они слишком молоды — в этом умудрил их Иеремия . Хотя они слышали много страшного, и гораздо больше, чем те пророки, однако боялись противоречить. Отсюда видно, что это были ангелы света и высших дел служители. Пророкам никто не является с неба, потому что они еще заботятся о том, что на земле; но после того, как человек восшел на высоту, и Святой Дух сходит с высоты: как бы от несущегося сильного ветра. Это показывает, что им ничто не в состоянии будет противиться, но что они развеют, как прах, своих противников.
Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.
Так на собрании апостолов был шум сильного ветра, и явились видения огненных языков, не для самих апостолов, но для иудеев, которые тогда находились с ними. Между тем и мы приемлем то, что единожды утверждено чудесами, хотя и нет более чувственных знамений. Так и при крещении голубь явился для того, чтобы и присутствующим, и Иоанну указать, как бы перстом, Сына Божия, и вместе для того, чтобы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святой. Но нам нет нужды уже в чувственном видении, потому что для нас вместо всех знамений довольно одной веры; знамения даются не для верующих, а для неверующих (1Кор 14:22).
Источник: Гомилии на Евангелие от Матфея.
См. также Толкование на Деян 2:1
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились
Чтобы величие сходящей такой благодати не было сокровенно, она как небесная труба восшумела — и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Знаменуя пришествие Благодеющего человекам с силою восхитить Царствие Божие, чтобы и глаза видели огненные языки и уши слышали шум — и наполнил весь дом, где они находились. Дом этот сделался вместилищем духовной воды. Ученики находились внутри, и дом весь наполнился. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душою и телом в божественную и спасительную одежду.
Источник: Огласительные слова для просвещаемых.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились
Это — тот шум, о котором предрекла Анна Пророчица, когда приняла обетование о Самуиле, говоря: «Господь взыде на небеса, и возгреме: Той даст крепость и вознесет рог Христа Своего» (1Цар2:10). Этот шум был также предвозвещен и в видении Илии; ибо говорится: «Се глас хлада тонка, и тамо Господь» (3Цар19:12); ибо «глас хлада тонка» это — шум ветра. Предызображение сего гласа и дыхания ты можешь найти и в Евангелии Христовом. Ибо в последний день великого Праздника, т.е. в Пятидесятницу, стал Иисус — как повествует Богослов и Евангелист Иоанн, — и воззвал, говоря: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин 7:37−39). Но и по Воскресении, Он дохнул на Учеников Своих и сказал: «Приимите Дух Свят» (Ин 20:22). Таким образом, оный глас предобозначал сей шум, и дуновение — сие дыхание, которое ныне бурно разлившись свыше, испустив с неба великий и мощный шум, призывает всю землю под солнцем и всем, в вере приходящим, дарует благодать и вселяется в них. Является же с силою, как — все побеждающее и попирающее стены лукавого, уничтожающее грады и всякие твердыни врага, и смиряющее превозносившегося, возносящее же смиренных сердцем, и скрепляющее то, что было дурным образом разрешено, разбивающее же оковы грехов и разрешающее узы рабства. Исполнило же Оно дом, где они находились, делая его духовной купелью, и этим исполняя оное обетование Спасителя, которое, возносясь, Он им изрек: «Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех» (Деян 1:5). Но и то наименование, которое Он им дал, Он показал этим, как — справедливое: ибо силою сего шума с неба, Апостолы действительно стали «Сыны Громовы».
Источник: Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились
Я же удивляюсь, что тебе показалось, что звук того голоса, которым было сказано: Ты Сын Мой (Мф 3:16−17; Мк 1:10−11; Лк 3:22), мог явиться без помощи души, но лишь по Божественному мановению единой телесной природой, и что тебе не показалось, что таким же образом по Божественному мановению может существовать телесная внешность какого-либо существа и движение, похожее на живое, без привлечения какого-то одушевленного духа. Если телесное творение повинуется Богу без помощи животворящей души, так что издаются звуки, которые обычно исходят из одушевленного тела, и образ членораздельной речи доходит до слуха, то почему же оно не будет повиноваться так, чтобы без помощи животворящей души вид и движение птицы той же силой Создателя вводилось в поле зрения? <…> Итак, нет необходимости спрашивать, каким образом появился телесный образ голубя, как мы не спрашиваем, каким образом звучали отдельные телесные голоса. <…> Таким образом, говорится следующее: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И явились им разделяющие языки, как бы огненные. Здесь говорится о чем-то, что подобно ветру и чувственному огню, похоже на обыкновенно используемые и известные природы, а не о самих обыкновенно используемых и известных природах, существующих во времени.
Источник: Послания.
И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились
Шум… как бы от несущегося сильного ветра. Следовательно, самого ветра не было, только шум (ср. Злат. и Феофил. ), несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания апостолов, — шум настолько сильный, что привлек всеобщее внимание (6 ст. ).
Наполнил весь дом, т. е. сосредоточился в этом доме. Где они находились, собственно, где они сидели, пребывая в молитве и благочестивых собеседованиях, в ожидании исполнения обетования.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента