Библия - Деян. 1:9 (Деяния 1 глава 9 стих)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 1 глава 9 стих)

ειπων aor. act.part, (temp.), см. ст. 7. βλεποντων praes. act. part, (temp.) отβλεπω (#1063) видеть, наблюдать. Gen. abs. ("пока"), επηρθη aor. ind. pass, отεπαιρω (#2048) поднимать. Богосл. pass, νεφελη (#3749) облако. Символ шехины, видимого проявления божественного присутствия и славы (Longenecker, 258). υπελαβεν aor. ind. act. от υπολαμβανω (#5696) поднимать, принимать (BAGD).


Учебная Библия МакАртура (Деяния 1 глава 9 стих)

1:9 поднялся См. пояснение к ст. 2. Бог Отец взял Иисуса от этого мира, воскресив Его. Теперь Его место — по правую руку Отца (Лк 24:51; ср. 2:33; Ин 17:1−6). облако Видимое напоминание о славе Божьей, которое Апостолы наблюдали при Вознесении. Некоторые из них видели Божью славу уже не в первый раз (Мк 9:26), и это облако не было последним сопровождением для Иисуса (Мк 13:26; 14:62; см. пояснение к Откр 1:7).


Комментарии МакДональда (Деяния 1 глава 9 стих)

1:9 Как только Спаситель дал Своим ученикам последние наставления, Он вознесся на небо. Об этом в Писании сказано так: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Столь величественное зрелище описано так просто и спокойно! Сдержанность повествования, характерная для библейских авторов, указывает на богодухновенность Слова; обычно люди не могут так спокойно рассказывать о столь захватывающих событиях.


Толкование Мэтью Генри (Деяния 1 глава 9 стих)

Стихи 6−11. В Иерусалиме через Своего Ангела Христос назначил ученикам встречу в Галилее, и, наоборот, в Галилее Он назначил им встречу в день оный в Иерусалиме. Так Он испытывал их послушание и нашел его незамедлительным и действенным: они сошлись, как и повелел им Христос, чтобы стать свидетелями Его вознесения, рассказ о котором как раз и записан в этих стихах. Заметьте:

I. О чем ученики спрашивают Христа во время этой встречи. Они сошлись к Нему; ученики явились все и, заранее переговорив и согласившись между собой nemine contradicente — единодушно, задали Ему, господину дома, вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Вопрос двусмыслен, ибо его можно понять двояко:

1. «Несомненно, Ты восстановишь царство, но не для нынешних правителей Израиля — первосвященников и старейшин, предавших Тебя смерти, которые во исполнение этого злого умысла раболепно передали царство кесарю и стали, в сущности, его подданными. Неужели Ты вручишь бразды правления тем, кто ненавидел и гнал Тебя и нас вместе с Тобой? Не может быть, чтобы Ты поступил так». Однако более точным будет такое истолкование этого вопроса:

2. «Несомненно, теперь Ты восстановишь царство еврейскому народу, если он покорится Тебе как Царю». Следующие две предпосылки этого вопроса были неверны:

(1) Их твердая надежда на это событие как таковое. Им думалось, что Христос восстановит царство Израилю, иначе говоря, сделает иудейский народ таким же великим и заметным между народами, каким он был во дни Давида и Соломона, Асы и Иосафата; что, будучи Примирителем, Он возвратит скипетр Иуде и восстановит законодателя от чресл его. Однако Христос пришел не восстановить, то есть реставрировать, земное царство Израилю, а воздвигнуть Свое собственное Царство, Царство Небесное. Посмотрите:

[1] Как люди, в том числе и милосердные, склонны принимать за благоденствие Церкви ее внешние величие и силу, словно ни Израилю невозможно стать славным, пока не восстановится его царство, ни ученикам Христа нельзя прославиться, пока они не сделаются державными мужами. Между тем мы призваны в этом мире нести свой крест, а Царства мы должны ожидать в ином мире.

[2] Как склонны мы сохранять в себе то, что когда-то было нами усвоено, и как трудно побеждать предрассудки, привитые воспитанием! Ученики, с молоком матери впитавшие в себя понятие о Мессии как о земном царе, меньше всего думали о Его Царстве как о духовном явлении.

[3] Как естественно мы проявляем лицеприятие в отношении собственного народа. Ученики полагали, что Бог не будет иметь на земле иного царства, если прежде не восстановит царства Израилю. Между тем все царства мира покорятся Христу и прославят Его независимо от того, что суждено Израилю — погибнуть или победить.

[4] Как склонны мы заблуждаться в истолковании Писания — понимать в буквальном смысле то, что выражено на языке образов, и толковать Слово Божье согласно собственным пониманиям, тогда как, напротив, наши собственные понимания должны выстраиваться в соответствии с требованиями Писания. Но, слава Богу, когда Дух будет излит свыше, мы избавимся от своих заблуждений, как и апостолы вскоре избавились от своих ошибок.

(2) Расспросы о времени и сроках этого события. «Господи, не в сие ли время Ты сотворишь это? Не для того ли Ты и собрал нас, чтобы обсудить необходимое по восстановлению Израильского царства? В самом деле, ведь не придумать более удобного стечения обстоятельств для проведения такого совета». Но они были не правы в том, что:

[1] Стали проявлять интерес к тайному, исследовать которое Учитель никогда их не склонял и к чему никогда их не допускал.

[2] Им хотелось скорее оказаться в царстве, где каждый мечтал получить свою немалую долю и предвкушал узнать Божьи намерения относительно себя. Христос свидетельствовал ученикам, что они сядут на престолах (Лк 22:30), и, вот, им уже ничто не мило, а только подавай им престол, и притом немедленно, потому что им не терпится; но верующий в Него не постыдится, ибо он убежден в том, что Божье время есть лучшее время.

II. Как Христос порицает их за это, отвечая им в довольно резкой форме, так, как незадолго до этого ответил Петру: «...что тебе до того?..», когда тот спросил об Иоанне (ст. 7): «Не ваше дело знать времена или сроки...» Он ничего не имеет против их упований на восстановление царства, потому что:

Во-первых, излившийся вскоре Святой Дух исправит их ошибочные представления, после чего они перестанут помышлять о земном царстве. И потому что:

Во-вторых, смысл уповать на установление духовного, евангельского Царства на земле все же имеется и ошибочное понимание апостолами этого обетования не лишает его силы. Однако вот за что Христос порицает их за вопрос о времени.

1. Им не следует знать его. «Не ваше дело знать это, а потому не ваше дело и расспрашивать».

(1) Христос теперь расстается с ними, расстается в любви и все же произносит этот упрек, чтобы предупредить Церковь во все времена не претыкаться о камень, оказавшийся роковым для наших прародителей, — камень страстного влечения к запретному знанию — и не вторгаться в невидимое, скрытое Господом. Nescire velle quae magister maximus docere non vult, erudita inscitia est — Глупо — стремиться знать сверх написанного, и мудро — довольствоваться знанием, не превышающим написанного.

(2) Христос уже передал ученикам много знаний, превышающих познания других людей (Вам дано знать тайны Царствия Божия...), и пообещал им Своего Духа, Который должен был научить их еще большему. Ныне же, чтобы они не превозносились обилием откровений, Он дает им понять: есть нечто, знать о чем не их дело. Если мы помыслим о том, как много человеку неведомо, то поймем, как мало у него оснований гордиться своим ведением.

(3) Перед Своей смертью и после Своего воскресения Христос наставил учеников во всем, что было необходимо для исполнения ими своих обязанностей; теперь же Он хочет, чтобы они довольствовались этими уроками, ибо этих знаний достаточно для христианина, а пустое любопытство есть дурная наклонность, которую надлежит умерщвлять, а не ублажать.

(4) Сам Христос свидетельствовал ученикам о Царствии Божьем и обещал, что Дух будущее возвестит им, Ин 16:13. Он также дал им знамения времен, наблюдать которые вменено им в обязанность, упускать же их из виду является грехом, Мф 24:33; Мф 16:3. Но при этом им не надо ни желать, ни стремиться знать все подробности грядущих событий или их точные сроки. Хорошо нам пребывать во мраке неведения, не имея понятия о временах или сроках (как понимает это место д-р Хаммонд, Dr. Hammond), о будущем Церкви, равно как и о своем будущем, обо всех временных периодах и о последнем времени, а также о той эпохе, современниками которой мы являемся.

Prudens futuri temporis exitum Caliginosa nocte premit Deus

Мрак непрогляднейшей ночи Послал вечно мудрый Юпитер, И то, что грядет и что будет, Сокрыто от смертного очей. (Гораций).

Что касается времен года, то известно, что после зимы всегда наступает лето, хотя и нельзя точно предсказать, какой день будет погожий, а какой пасмурный. Так точно и с нашими делами в этом мире: чтобы в лето благоприятное мы не оставались беспечными, сказано, что придет зима нашей тревоги; а чтобы в эту зиму мы не теряли надежды и не предавались отчаянию, дано заверение, что наступит лето. Однако мы не можем сказать, что принесет с собой тот или иной день, поэтому нам надлежит покориться и безропотно пережить его, каким бы он нам ни показался.

2. Ведение этих вопросов принадлежит Богу, ибо только Он обладает исключительной способностью всеведения. Это знание Отец положил в Своей власти, это знание сокрыто в Нем. Никто, кроме Отца, не может открыть грядущие времена и сроки. Ведомы Богу от вечности все дела Его, ведомы Ему, а не нам, Деян 15:18. В Его и только Его власти — возвещать от начала, что будет в конце; в этом самом Он и обнаруживает Себя как Бог, Ис 46:10. «Иногда Бог открывал ветхозаветным пророкам времена и сроки (например, они знали, что египетское пленение Израиля продлится четыреста лет, а вавилонское — семьдесят), однако Он не считает нужным открывать вам времена и сроки, в частности то время, когда Иерусалим придет в запустение, хотя вы и уверены совершенно в неизменности этого события. Он, впрочем, не сказал, что вообще не даст вам узнать о временах и сроках больше того, что вы уже о них знаете». Позднее Бог дал такое знание рабу Своему Иоанну; «но давать или не давать — в Его власти, поскольку Он поступает так, как угодно Ему». Итак, все новозаветные пророчества, касающиеся времен и сроков, представляются настолько туманными и трудными для понимания, что при обращении к ним нам не следует забывать слова Христа о том, что не наше дело знать времена и сроки. Баксторф (Buxtorf) приводит одно талмудистское речение о времени явления Мессии: Rumpatur spiritus eorum qui supputant tempora — Да истребится тот, кто исчисляет время!

III. Он поручает им дело и, облеченный властью, заверяет их в том, что они смогут выйти и достичь поставленной перед ними цели. «Не ваше дело знать времена или сроки, ибо знание этого не послужит вам ко благу. Однако же твердо знайте» (ст. 8), «что вы примете силу свыше, когда сойдет на вас Дух Святый, и примете ее не напрасно, поскольку будете Мне свидетелями, свидетелями Моей славы. И ваше удостоверение не останется тщетным, ибо его примут и здесь, в Иерусалиме, и по всей Святой земле, и даже до края земли» (ст. 8). Если Христос употребляет нас ради славы Своей в наше время, то пусть одно это удовлетворяет нас и мы не будем смущать себя вопросами о грядущих временах и сроках. Здесь Христос учит их тому, что:

1. Их дело обретет честь и славу. ...И будете Мне свидетелями...

(1) Они провозгласят Его Царем и возвестят миру истины, на которых зиждутся Его Царство и господство. Им надлежит открыто и свято проповедовать миру Его Евангелие.

(2) Они удостоверят и подтвердят свое свидетельство не под присягой, как обычные свидетели, а при помощи Божьей печати чудес и сверхъестественных даров: И пострадаете за Меня, или: И будете Моими мучениками (как сказано в некоторых рукописях), так как об истине Евангелия они свидетельствовали своими мучениями и даже смертью.

2. Для этого у них хватит сил. Своей силы для этого у них не было, им также недоставало мудрости и мужества. По своей природе они суть немудрое и немощное мира: они не посмели выступить в защиту Христа на суде над Ним, да и не могли это сделать. Но вы примите силу Духа Святого, сошедшего на вас (так можно понять этот текст). «Вас вдохновит и побудит дух, который выше вашего. У вас появится сила для проповеди Евангелия, сила для того, чтобы подтверждать его ветхозаветными Писаниями» (что они, исполнившись Святого Духа, и делали к всеобщему изумлению, Деян 18:28), «и подкреплять его чудесами и перенесением страданий».

Примечание: те, кто свидетельствует о Христе, обретут силу для дела, назначенного им Господом; тех, кого Господь привлечет к служению Себе, Он приготовит для него и поддержит в нем.

3. Их влияние окажется великим и безраздельным. «Вы будете свидетелями Христа и продолжите Его дело»:

(1) «В Иерусалиме с него вы начнете, при этом немало людей примет ваше свидетельство, а те, кто не примет его, останутся без извинения».

(2) «И свет ваш отсюда воссияет над всей Иудеей, где ваши труды оставались до сих пор безрезультатными».

(3) «Затем вы продолжите свое дело в Самарии, хотя прежде вам запрещалось проповедовать в городах Самаринских».

(4) «Свидетельствуя о Христе, вы дойдете даже до края земли и станете благословением для всего мира».

IV. Отдав эти повеления, Он оставляет их, ст. 9. Сказав сие, сказав все, что хотел, Он благословил их (об этом см. Лк 24:50), и, пока ученики напряженно взирали на благословляющего их Христа, Он постепенно поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Перед нами предстает картина вознесения Христа: Он вознесся в небо не в вихре, подобно тому как Илия был вознесен на колеснице огненной и конях огненных, а приложив собственные усилия, подобно тому как Он восстал из гроба по воскресении, поскольку с того момента Он уже пребывал в духовном теле. Все святые при воскресении обретут такие же тела, какое было у Христа, духовные, воскресшие в силе и нетлении. Заметьте:

1. Вознесение Христа началось на виду у Его учеников, в глазах их. Они не видели, как Христос восстал из гроба, потому что у них после появилась возможность увидеть Его воскресшим, что впоследствии стало для них достаточным утешением. Зато они видели, как Он восходил на небо, и, устремив на Него свои взоры, рассматривали так пристально и сосредоточенно и с таким душевным восторгом, что не могли обмануться. По всей видимости, для большего утешения учеников Он поднимался в горние выси неспешно, с должным достоинством.

2. Он стал невидим для них, скрывшись в облаке, — в темном облаке, ибо Бог сказал, что благоволит обитать во мраке, или же в светлом облаке, которое должно было подчеркнуть великолепие Его прославленного тела. Если светлое облако осенило Христа в момент Его преображения, то можно предположить, что это облако также было светлым, Мф 17:5. Возможно, облако взяло Его в тот момент, когда Он достиг того яруса в атмосфере, где в основном, и образуются облака. Кроме этого, речь здесь идет не об одном из тех слоистых облаков, которые наблюдают обычно, а о таком облаке, какое имело размеры, достаточные для того, чтобы заключить Его в себе. Вот, Он сделал облака Своею колесницею, Пс 113:3. Бог прежде часто нисходил в облаке, ныне же Он в нем вознесся. Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) полагает, что здесь облаками, взявшими Его, названы принявшие Его ангелы, поскольку явление ангелов обычно описывают как сошествие облака, ср. Исх 25:22 и Лев 16:2. Облака представляют собой средство сообщения между вышним и нижним мирами; пар, поднимающийся с земли, образует вверху облака, которые затем в виде росы опускаются с неба на землю. Поэтому сообразно этому возносится в облаке и Тот, Кто является посредником между Богом и человеками: через Него милости от Бога нисходят на нас, а наши молитвы возносятся к Богу. Итак, наступил момент, когда люди видели Христа в последний раз. Множество очевидцев не сводило с Него глаз, пока наконец облако не приняло Его. Желающие узнать, что случилось с Ним далее, найдут в Писании (Дан 7:13) такие слова: ...с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и в облаках подведен был к Нему.

V. Христос исчез из поля зрения учеников, но они продолжали смотреть на небо, ст. 10. Так продолжалось дольше необходимого и выходило за рамки приличий. Почему?

1. Возможно, они питали надежду на скорое возвращение Христа с целью восстановления царства Израильского и не могли поверить, что расстаются с Ним навсегда; ибо они все еще испытывали потребность в прямом общении со Христом, хотя Он и учил их, что лучше для них, чтобы Он пошел. Или же они смотрели Ему вслед с мыслью о том, не вернется ли Он, подобно тому как смотрели вслед Илии сыны пророков, 4Цар 2:16.

2. Ныне, по вознесении Господа, ученики, возможно, надеялись заметить какие-нибудь перемены в видимой небесной сфере, когда устыдится солнце и покраснеет луна (Ис 24:23), которые теперь затмило сияние Его славы, или, что более вероятно, когда эти земные светила явят знамения радости и торжества. Возможно, ученики настроились увидеть славу незримых небес, отворившихся, чтобы принять Христа. Ведь Он учил, что они увидят небо отверстым, Ин 1:51. В таком случае почему бы им не увидеть его таким прямо сейчас?

VI. Два ангела явились ученикам, чтобы передать своевременное сообщение от Господа. Сонм ангелов был готов принять Спасителя, совершающего ныне священный въезд в небесный Иерусалим, и можно предположить, что этим двум Божьим посланникам не очень-то хотелось быть здесь, на земле. Тем не менее, проявляя попечение о Церкви на земле, Христос посылает к ученикам двух ангелов из числа пришедших встречать Его. Они-то и предстают перед ними в облике двух мужей в белой одежде, яркой и блистающей, ибо разве не ангелам заповедано, по уставу их служения, служить Христу тем, чтобы прислуживать Его рабам? И вот мы слышим слово, которое имели сообщить ученикам эти небесные посланники:

1. Оно должно было сдержать их любопытство. Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Ангелы обращаются к ним со словами мужи Галилейские, напоминающими им о скале, из которой они иссечены. Христос оказал им великую честь, назначив их Своими посланниками на земле, однако им следует помнить, что они, в сущности, самые обыкновенные люди, земные сосуды простые галилеяне, на которых в обществе смотрят с презрением. Итак, ангелы говорят: «Что вы стоите здесь, как грубые и неотесанные галилеяне, и смотрите на небо? Чего еще вам хочется увидеть? Все, ради чего вас сюда собрали, вы уже увидели, чего же еще вы ищете? Что вы стоите и смотрите застывшим взором, словно оторопевшие и безумные?» Ученикам Христа не пристало изумляться или приходить в замешательство, ибо у них есть верное руководство для хождения и верное основание для строительства.

2. Их слово должно было укрепить в них веру во второе пришествие Христа. Учитель часто говорил им об этом, и эти ангелы были своевременно посланы к ним, для того чтобы напомнить им об этом обетовании. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, куда вы все еще смотрите в надежде, что Он еще к вам вернется, не ушел навечно, поскольку назначен день, в который Он приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, однако ожидать Его прихода ранее назначенного срока вам не следует».

(1) «Вернется не кто иной, как Сей Иисус, облаченный в славное тело. Сей Иисус, пришедший однажды для уничтожения греха жертвою Своею, во второй раз явится не для очищения греха» (Евр 9:26,28). «Тот, Кто однажды явился в уничижении, чтобы быть судимым, потом придет во славе, чтобы судить. Сей Иисус, поручивший вам исполнять ваше дело, вернется, чтобы призвать вас к отчету и узнать, как вы оправдали Его доверие; вернется именно Он, а не кто-то другой вместо Него» (Иов 19:27).

(2) «Он приидет таким же образом. Он вознесся в облаке и в сопровождении ангелов; и вот, Он явится в облаках, а с Ним тьмы Ангелов! Он восшел при восклицаниях и при звуке трубном» (Пс 46:6) «и сойдет с неба при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес 4:16). «Облака и воздух взяли Его из вашего вида, и туда, куда Он ушел, вы не можете теперь за Ним идти, но потом сможете, когда восхищены будете на облаках в сретение Господу на воздухе». Когда мы начнем увлекаться малозначащим, пусть тогда рассуждение о втором пришествии Господа пробудит нас к жизни; когда же мы начнем испытывать трепет, пусть тогда помышление о Нем утешит и поддержит нас.


Толкование отцов церкви (Деяния 1 глава 9 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 9−11 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо

И после того, как сказал им о том, что всего страшнее, — чтобы они опять не стали спрашивать Его, — «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (ст. 9). Видишь ли, что они проповедали и исполнили евангелие? Поистине, великое дело Он даровал им! Где, говорит, вы боялись, в Иерусалиме, там сначала проповедуйте, а потом — даже до края земли. Затем опять удостоверение в сказанном: «в глазах их», говорит (писатель), и облако взяло Его. Они не видели, когда Он воскрес, но видели, когда облако взяло Его, так как и здесь зрение могло постигнуть не все. Воскресения они увидели конец, но не видели начала; а вознесения увидели начало, но не видели конца. Излишне было видеть начало воскресения, когда присутствовал сам возвещавший его, и когда гроб показывал, что Его там нет; а что последовало за вознесением, то надобно было узнать из слова. Так как глаза не могли проникнуть в высоту и показать, вознесся ли Он точно на небо, или — только как бы на небо, то смотри, что совершается. Что это был именно Иисус, они знали из того, что Он беседовал с ними, — так как зрением, по дальности расстояния, они не могли уже распознавать Его; а что Он взимается на небо, это уже объяснили им сами ангелы. Смотри, как устраивается, чтобы не все известно было от Духа, но (нечто) — и от зрения. Для чего же облако взяло Его? И это служит знаком, что Он вознесся на небо. Не огонь, не колесница огненная, как было с Илиею, но облако взяло Его; а это было символом неба. Так и пророк говорит: облака делаешь колесницею Своею (Пс 103:3), — хотя это сказано об Отце. Поэтому выражение: облако взяло значит: на символе Божественной силы, так как на облаке нигде не представляется никакая другая сила. Послушай опять, что говорит другой пророк: Господь восседит на облаке легком (Ис 19:1).

Это случилось тогда, когда вопрос касался предмета важного, когда ученики были очень внимательны к тому, что говорилось, когда они были возбуждены и не дремали. И на горе (синайской), когда Моисей вошел в мрак (Исх 24:15), облако было также ради Христа, а не ради Моисея. (Христос) не сказал только: Я отхожу, чтобы ученики опять не стали сетовать; но вместе с тем сказал: Я посылаю Духа. А что Он отходил на небо, это они видели своими глазами. О, какого видения удостоились они! И когда, сказано, они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (ст. 10, 11). Употребляют слово указательное: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (ст. 11). Опять светлый образ! Некие ангелы, облекшись в человеческий образ, внезапно предстали и говорят: мужи Галилейские. Потому самому, что сказали: мужи Галилейские, они уже казались ученикам достойными веры. А если бы не это было их целью, то к чему бы им нужно было указывать ученикам на их отечество, им известное? И самым видом своим они привлекли к себе учеников и показывали, что они — с неба. Почему же не сам Христос говорит это ученикам, но ангелы? Он сам обо всем беседовал с ними прежде, так что через ангелов только напоминает им то, что они уже слышали. И не сказали (ангелы): кого вы видели вознесенным, но: кого видели восходящим на небо, — чтобы показать, что Его вознесение есть восшествие; а плоти свойственно быть вознесенной. Поэтому говорят: вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, — не послан будет, но придет. Где же меньшинство (Сына)? Облако взяло Его. Прекрасно, — так как Он сам восшел на облако, почему восшедший есть Тот же самый, Который и нисшел (Еф 4:10). Но ты смотри, как одно говорится применительно к их мыслям, а другое — сообразно с достоинством Божиим. Впрочем, и ум смотревших теперь возвысился; Господь даровал им не малое познание второго пришествия. Слова: придет таким же образом означают то, что Он придет с телом, — так как это они желали услышать, и что опять придет на суд таким же образом, — на облаке. Вдруг предстали им, сказано, два мужа в белой одежде. Почему сказано: мужа? Потому, что (ангелы) приняли совершенный образ мужей, чтобы (ученики) не испугались. И сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Такими словами они и обнаруживают приветливость, и не позволяют им тотчас же ожидать Его возвращения. Что важнее, о том они говорят, а о менее важном умалчивают. Что Он придет таким же образом, и что Его должно ожидать с неба, это говорят; а когда, о том умалчивают. Таким образом они отвлекли учеников от того зрелища и обратили их к своей речи, чтобы ученики, не имея уже возможности видеть Христа, не подумали, что Он не вознесся, но остановились мыслью на их словах. Если и прежде ученики говорили: куда Ты идешь? (Ин 13:36), то тем больше сказали бы теперь. Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Столько знали они Его кротость, что и после страданий спрашивают Его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь? Правда, Он уже прежде сказал им: смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, и Иерусалим еще не будет пленен (Мф 24:6); но теперь они спрашивают о царствии, а не о кончине. Впрочем, после воскресения Он уже не продолжительное простирает к ним слово. Они спрашивают, полагая, что и сами окажутся в славе, если это сбудется; но Он не объявил, устроит ли (это царство), или нет. Для чего им нужно было знать о том? Поэтому-то, убоявшись, они уже не сказали: какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Мф 24:3) но: восстановляешь Ты царство Израилю? Они думали, что оно уже открылось; между тем, Он и в притчах показал, что оно не близко; и когда спросили Его, то отвечал не на вопрос, а следующее: примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый. Смотри: не сказал, что (Дух) будет послан, но: «сойдет», — чтобы показать Его равночестность. Как же ты, духоборец, дерзаешь называть Его тварью? И будете Мне свидетелями. Сделал намек на вознесение, — или лучше, и теперь снова напомнил им о том, о чем они уже слышали раньше. Уже было показано, что Он восшел на небо. Облако, сказано, мрак под ногами Его (Пс 96:2; 17:10); а это и значат слова: и облако взяло Его, то есть, Владыку неба. Как колесница царская указывает царя, так и к Нему послана была царская колесница, чтобы ученики не говорили ничего скорбного и не потерпели того же, что Елисей, растерзавший ризу, когда учитель его вознесся. Что же говорят (ангелы)? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом. Притом (сказано): предстали им два мужа. Так и следовало, потому что при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово (2Кор 13:1). Так именно они и говорят. В белой, сказано, одежде. Как прежде при гробе (жены) уже видели ангела в одеждах блистающих (Лк 24:4), который и возвестил им то, о чем они думали, так и свидетелем вознесения Христова является ангел. Впрочем, об этом, как и о воскресении, многократно предсказывали и пророки.

Ангелы везде являются вестниками, например, при рождестве Христовом, опять при (благовещении) Марии, как и при воскресении; так точно — и при вознесении; да и при втором пришествии ангелы явятся предтечами. Так как они сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, то, чтобы не привести учеников в недоумение, — присовокупили: придет таким же образом. Ученики несколько успокоились, услышав, что Он опять придет, и придет так же, и не будет недоступен. Не без причины поставлено и слово: от вас, но оно показывает любовь Христа к ученикам, их избрание, и то, что Он не оставит тех, кого избрал. Таким образом, о воскресении свидетельствовал сам Христос, так как после рождества, или лучше, и до рождества всего удивительнее было то, что Он воскресил сам Себя: разрушьте, говорил Он, храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19); а о будущем пришествии свидетельствуют ангелы, говоря: придет таким же образом.

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.


«Сказав сие, Он поднялся в глазах их». Мог, конечно, Господь вознестись не явно, но так как имел свидетелями воскресения глаза учеников, то и теперь делает их самовидцами вознесения. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его», вознесся, поднялся, несся вверх и взошел. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр 9:24). И не только взошел, но и прошел. «Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса», — говорит Павел (Евр 4:14). Взошел, поднялся, вознесся, шел, прошел. Смотри: взошел, как имеющий власть, чтобы исполнилось слово пророческое: «Восшел Бог при восклицаниях». Об этом говорит пророк с полной уверенностью. «Восшел Бог при восклицаниях: поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс 46:6, 23:7). Внидет: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо»«внидет Царь славы». Но случилось две вещи. Как ранее земля была изумлена, увидев Спасителя, облеченного телом, и, как свойственно нам, когда мы видим новое лицо, спрашивать: «Кто это?» — о знакомом никто, конечно, не спрашивает, так земля и при виде Спасителя, обладающего божественной силой и повелевающего ветрами и морем, спрашивает: «Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» (Матф. 8:27). Итак, как земля в изумлении вопияла: «Кто это?», так теперь небо, видя во плоти Божество, с изумлением говорит: «Кто сей Царь славы?» (Псал. 23:8).

Источник: Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

Николай Сербский (1880−1956)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Сколь величественное и умилительное расставание с землею! Там, на склоне горы Елеон, откуда можно было увидеть гроб, из коего четверодневный Лазарь вновь поднялся в сию временную жизнь, поднялся Воскресший Господь в необозримые высоты жизни вечной. Поднялся не до звезд, но выше звезд; поднялся не до ангелов, но выше ангелов, не до высочайших сил небесных, но выше, выше всего бессмертного небесного воинства, выше всех Райских обителей ангелов и праведников, далеко, далеко и для очей херувимских, к самому престолу Отца Небесного, к самому таинственному алтарю Святой и Животворящей Троицы. Меры для высоты сей нет в сотворенном мире; может быть, равна ей, в противоположном направлении, только глубина, в которую гордость низвергла богоотступника люцифера; глубина, в которую люцифер хотел низвергнуть и род человеческий. Господь наш Иисус Христос спас нас от этой бесконечной пропасти и, вместо бездонной глубины, вознес нас в Божественную небесную высь. Мы говорим «вознес нас» по двум причинам: во-первых, Он вознесся как Человек во плоти, каковыми и мы являемся; и во-вторых, Он вознесся не Себя ради, но ради нас, дабы открыть нам путь примирения с Богом.

Возносясь Своим воскресшим телом, кое люди умертвили и погребли, Он благословлял руками, которые люди изранили гвоздями. О Благословенный Господи, сколь бесконечно велика милость Твоя! Благословением началась история Твоего пришествия в мир, благословением она и завершилась. Благовествуя о Твоем пришествии в мир, архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Богородицу словами: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. А теперь, когда Ты прощаешься с принявшими Тебя, Ты поднимаешь пречистые руки Свои и изливаешь на них благословение. О Наиблагословеннейший между людьми! О Благодатный Источник благословения! Благослови и нас, как благословил Ты апостолов Твоих!

Источник: Беседы. Вознесение Господне. Евангелие о Вознесении Господа.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 9−10 И сия рек, зрящым им взятся, и облак подъят Его от очию их. И егда взирающе бяху на небо, идущу Ему

Воскрес так, что они не видели; вознесение же Его видели; поелику и видение на этот раз не все разрешало; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало вознесения, но не видели его конца. Почему? Потому, что там видеть начало было излишне; так как сам Воскресший был пред ними и говорил об этом и так как самый гроб показывал, что Его в нем нет; здесь же потребно было знать и конец; так как глазам недоступна вся высота и зрение не могло решить, на небо ли Он вознесся, или, поднявшись до некоторой высоты, остановился. Поэтому ангелы, представ пред ними, открывают им то, чего посредством зрения они понять не могли. А облако подняло Его потому, что оно есть символ Господней и Божественной силы; так как в облаке нельзя видеть символа никакой иной силы. Поэтому и Давид говорит об Отце: полагаяй облаки на восхождение свое (Псал. 103:3), и в другом месте: Господь седит на облаце легце (Ис 19:1), и множество других мест говорит о том же. Впрочем Господь и это сделал не просто и не без цели; ибо, зная, что если Он вознесется невидимо для них, как и сошел и, тем более, как снизошел, то и при явлении Духа они не поверят, что это тот самый Дух, которого за несколько пред сим дней Он обещал послать, — зная, что в таком случае Он подготовит в них подозрение, что и сам Он пришел не с небес, — зная наконец, что в таком случае если бы, вознесшись невидимо, Он и воззвал потом с неба Павла, если бы и послал оттуда Петру нерукотворенную плащаницу (Деян 10:11), то они не поверили бы, что творит это Он после своего удаления от них плотию, — зная все это, Он восшел, зрящим им. От облака Девы Он входит в облако и при посредстве облака восходит туда, где был прежде. Выражение: где был, понимай не в смысле места, и не в том смысле, что Он сложил с Себя плоть и что воплотившееся божество Его стало, как прежде, бесплотным; нет, выражение: где был, — внемли мне, — указывает на высоту бестелесности в телесности, на величие бесплотности в плотяности, на самосущую ценность Его добровольного смирения при воплощении Его неизменяемости, на то, что видимым образом Он уже не обращается или не обитает среди людей.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

И се мужа два стаста пред ними во одежди беле

См. Толкование на Деян 1:11

Лопухин А.П. (1852−1904)

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их

Сказав сие, Он поднялся У ев. Марка: после беседования с ними Мк 16:19). У ев. Луки: когда благословлял их, отступил от них, т. е. отделился несколько, и стал возноситься на небо (Лк 24:51).

И облако взяло Его из вида их. Заключительный момент вознесения, относительно которого блаж. Феофилакт говорит: «воскрес так, что они не видели, вознесение же Его видели; видели конец воскресения, но не видели его начала; видели начало Его вознесения, но не видали его конца».

Облако — вероятно, светлое — (ср. Мф 17:5) было здесь знамением особого присутствия Божия, особой Божественной силы, которою совершалось это славное последнее земное дело Господа.

Толковая Библия.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 1 глава 9 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно