Библия - Деян. 1:6 (Деяния 1 глава 6 стих)

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 1 глава 6 стих)

μεν ουν (#3525:4036) так что. Любимое выражение автора Деяний; им обычно начинается новая история, которая, однако, связана с изложенным ранее (LC). συνελθοντες aor. act. part, (temp.) "Когда (после того как) они собрались вместе", συνερχομαι (#5302) собираться вместе, ηρωτων impf. ind. act. от ερωταω (#2263) задавать вопросы, спрашивать. Inch, impf., "они начали спрашивать", ει (#1623) если. Вводит прямой вопрос. αποκαθιστανεις praes. ind. act. от αποκαθιστανω (#634/635) восстанавливать, возвращать прежнее состояние. Эсхатологический термин, обозначающий восстановление Богом правильного положения вещей в конце времени (Haenchen; TDNT; EDNT; RAC, 1:510-16; Schneider; CD, 19:6,9; о надеждах иудеев см. Moore, Judaism, 2:323-76; SB, 4:799-976; TS, 649-90; HJP, 2:488-554). Футуристический praes., "Ты восстановишь?" (Barrett).


Учебная Библия МакАртура (Деяния 1 глава 6 стих)

1:6 восстановляешь Ты царство Израилю? Апостолы все еще верили в земное Царство Мессии (ср. Лк 19:11; 24:21). Они также знали, что Иез 36 и Иоиль 2 связывали пришествие Царства с излиянием Духа, Которого обещал Иисус.


Комментарии МакДональда (Деяния 1 глава 6 стих)

1:6 Возможно, событие, о котором здесь говорится, произошло на горе Елеонской, против Вифании. С этого места Господь Иисус вознесся на небо (Лк 24:50−51).

Ученики постоянно размышляли о сошествии Духа. Они помнили предсказание пророка Иоиля об излиянии Духа, связанном со славным царствованием Мессии (Иоиль 2:28). Из этого они заключили, что скоро Господь установит Свое Царство, ибо ранее Он говорил, что Дух сойдет на них через несколько дней. Их вопрос показал, что они до сих пор ожидали скорого создания Царства Иисуса на земле.


Толкование Мэтью Генри (Деяния 1 глава 6 стих)

Стихи 6−11. В Иерусалиме через Своего Ангела Христос назначил ученикам встречу в Галилее, и, наоборот, в Галилее Он назначил им встречу в день оный в Иерусалиме. Так Он испытывал их послушание и нашел его незамедлительным и действенным: они сошлись, как и повелел им Христос, чтобы стать свидетелями Его вознесения, рассказ о котором как раз и записан в этих стихах. Заметьте:

I. О чем ученики спрашивают Христа во время этой встречи. Они сошлись к Нему; ученики явились все и, заранее переговорив и согласившись между собой nemine contradicente — единодушно, задали Ему, господину дома, вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Вопрос двусмыслен, ибо его можно понять двояко:

1. «Несомненно, Ты восстановишь царство, но не для нынешних правителей Израиля — первосвященников и старейшин, предавших Тебя смерти, которые во исполнение этого злого умысла раболепно передали царство кесарю и стали, в сущности, его подданными. Неужели Ты вручишь бразды правления тем, кто ненавидел и гнал Тебя и нас вместе с Тобой? Не может быть, чтобы Ты поступил так». Однако более точным будет такое истолкование этого вопроса:

2. «Несомненно, теперь Ты восстановишь царство еврейскому народу, если он покорится Тебе как Царю». Следующие две предпосылки этого вопроса были неверны:

(1) Их твердая надежда на это событие как таковое. Им думалось, что Христос восстановит царство Израилю, иначе говоря, сделает иудейский народ таким же великим и заметным между народами, каким он был во дни Давида и Соломона, Асы и Иосафата; что, будучи Примирителем, Он возвратит скипетр Иуде и восстановит законодателя от чресл его. Однако Христос пришел не восстановить, то есть реставрировать, земное царство Израилю, а воздвигнуть Свое собственное Царство, Царство Небесное. Посмотрите:

[1] Как люди, в том числе и милосердные, склонны принимать за благоденствие Церкви ее внешние величие и силу, словно ни Израилю невозможно стать славным, пока не восстановится его царство, ни ученикам Христа нельзя прославиться, пока они не сделаются державными мужами. Между тем мы призваны в этом мире нести свой крест, а Царства мы должны ожидать в ином мире.

[2] Как склонны мы сохранять в себе то, что когда-то было нами усвоено, и как трудно побеждать предрассудки, привитые воспитанием! Ученики, с молоком матери впитавшие в себя понятие о Мессии как о земном царе, меньше всего думали о Его Царстве как о духовном явлении.

[3] Как естественно мы проявляем лицеприятие в отношении собственного народа. Ученики полагали, что Бог не будет иметь на земле иного царства, если прежде не восстановит царства Израилю. Между тем все царства мира покорятся Христу и прославят Его независимо от того, что суждено Израилю — погибнуть или победить.

[4] Как склонны мы заблуждаться в истолковании Писания — понимать в буквальном смысле то, что выражено на языке образов, и толковать Слово Божье согласно собственным пониманиям, тогда как, напротив, наши собственные понимания должны выстраиваться в соответствии с требованиями Писания. Но, слава Богу, когда Дух будет излит свыше, мы избавимся от своих заблуждений, как и апостолы вскоре избавились от своих ошибок.

(2) Расспросы о времени и сроках этого события. «Господи, не в сие ли время Ты сотворишь это? Не для того ли Ты и собрал нас, чтобы обсудить необходимое по восстановлению Израильского царства? В самом деле, ведь не придумать более удобного стечения обстоятельств для проведения такого совета». Но они были не правы в том, что:

[1] Стали проявлять интерес к тайному, исследовать которое Учитель никогда их не склонял и к чему никогда их не допускал.

[2] Им хотелось скорее оказаться в царстве, где каждый мечтал получить свою немалую долю и предвкушал узнать Божьи намерения относительно себя. Христос свидетельствовал ученикам, что они сядут на престолах (Лк 22:30), и, вот, им уже ничто не мило, а только подавай им престол, и притом немедленно, потому что им не терпится; но верующий в Него не постыдится, ибо он убежден в том, что Божье время есть лучшее время.

II. Как Христос порицает их за это, отвечая им в довольно резкой форме, так, как незадолго до этого ответил Петру: «...что тебе до того?..», когда тот спросил об Иоанне (ст. 7): «Не ваше дело знать времена или сроки...» Он ничего не имеет против их упований на восстановление царства, потому что:

Во-первых, излившийся вскоре Святой Дух исправит их ошибочные представления, после чего они перестанут помышлять о земном царстве. И потому что:

Во-вторых, смысл уповать на установление духовного, евангельского Царства на земле все же имеется и ошибочное понимание апостолами этого обетования не лишает его силы. Однако вот за что Христос порицает их за вопрос о времени.

1. Им не следует знать его. «Не ваше дело знать это, а потому не ваше дело и расспрашивать».

(1) Христос теперь расстается с ними, расстается в любви и все же произносит этот упрек, чтобы предупредить Церковь во все времена не претыкаться о камень, оказавшийся роковым для наших прародителей, — камень страстного влечения к запретному знанию — и не вторгаться в невидимое, скрытое Господом. Nescire velle quae magister maximus docere non vult, erudita inscitia est — Глупо — стремиться знать сверх написанного, и мудро — довольствоваться знанием, не превышающим написанного.

(2) Христос уже передал ученикам много знаний, превышающих познания других людей (Вам дано знать тайны Царствия Божия...), и пообещал им Своего Духа, Который должен был научить их еще большему. Ныне же, чтобы они не превозносились обилием откровений, Он дает им понять: есть нечто, знать о чем не их дело. Если мы помыслим о том, как много человеку неведомо, то поймем, как мало у него оснований гордиться своим ведением.

(3) Перед Своей смертью и после Своего воскресения Христос наставил учеников во всем, что было необходимо для исполнения ими своих обязанностей; теперь же Он хочет, чтобы они довольствовались этими уроками, ибо этих знаний достаточно для христианина, а пустое любопытство есть дурная наклонность, которую надлежит умерщвлять, а не ублажать.

(4) Сам Христос свидетельствовал ученикам о Царствии Божьем и обещал, что Дух будущее возвестит им, Ин 16:13. Он также дал им знамения времен, наблюдать которые вменено им в обязанность, упускать же их из виду является грехом, Мф 24:33; Мф 16:3. Но при этом им не надо ни желать, ни стремиться знать все подробности грядущих событий или их точные сроки. Хорошо нам пребывать во мраке неведения, не имея понятия о временах или сроках (как понимает это место д-р Хаммонд, Dr. Hammond), о будущем Церкви, равно как и о своем будущем, обо всех временных периодах и о последнем времени, а также о той эпохе, современниками которой мы являемся.

Prudens futuri temporis exitum Caliginosa nocte premit Deus

Мрак непрогляднейшей ночи Послал вечно мудрый Юпитер, И то, что грядет и что будет, Сокрыто от смертного очей. (Гораций).

Что касается времен года, то известно, что после зимы всегда наступает лето, хотя и нельзя точно предсказать, какой день будет погожий, а какой пасмурный. Так точно и с нашими делами в этом мире: чтобы в лето благоприятное мы не оставались беспечными, сказано, что придет зима нашей тревоги; а чтобы в эту зиму мы не теряли надежды и не предавались отчаянию, дано заверение, что наступит лето. Однако мы не можем сказать, что принесет с собой тот или иной день, поэтому нам надлежит покориться и безропотно пережить его, каким бы он нам ни показался.

2. Ведение этих вопросов принадлежит Богу, ибо только Он обладает исключительной способностью всеведения. Это знание Отец положил в Своей власти, это знание сокрыто в Нем. Никто, кроме Отца, не может открыть грядущие времена и сроки. Ведомы Богу от вечности все дела Его, ведомы Ему, а не нам, Деян 15:18. В Его и только Его власти — возвещать от начала, что будет в конце; в этом самом Он и обнаруживает Себя как Бог, Ис 46:10. «Иногда Бог открывал ветхозаветным пророкам времена и сроки (например, они знали, что египетское пленение Израиля продлится четыреста лет, а вавилонское — семьдесят), однако Он не считает нужным открывать вам времена и сроки, в частности то время, когда Иерусалим придет в запустение, хотя вы и уверены совершенно в неизменности этого события. Он, впрочем, не сказал, что вообще не даст вам узнать о временах и сроках больше того, что вы уже о них знаете». Позднее Бог дал такое знание рабу Своему Иоанну; «но давать или не давать — в Его власти, поскольку Он поступает так, как угодно Ему». Итак, все новозаветные пророчества, касающиеся времен и сроков, представляются настолько туманными и трудными для понимания, что при обращении к ним нам не следует забывать слова Христа о том, что не наше дело знать времена и сроки. Баксторф (Buxtorf) приводит одно талмудистское речение о времени явления Мессии: Rumpatur spiritus eorum qui supputant tempora — Да истребится тот, кто исчисляет время!

III. Он поручает им дело и, облеченный властью, заверяет их в том, что они смогут выйти и достичь поставленной перед ними цели. «Не ваше дело знать времена или сроки, ибо знание этого не послужит вам ко благу. Однако же твердо знайте» (ст. 8), «что вы примете силу свыше, когда сойдет на вас Дух Святый, и примете ее не напрасно, поскольку будете Мне свидетелями, свидетелями Моей славы. И ваше удостоверение не останется тщетным, ибо его примут и здесь, в Иерусалиме, и по всей Святой земле, и даже до края земли» (ст. 8). Если Христос употребляет нас ради славы Своей в наше время, то пусть одно это удовлетворяет нас и мы не будем смущать себя вопросами о грядущих временах и сроках. Здесь Христос учит их тому, что:

1. Их дело обретет честь и славу. ...И будете Мне свидетелями...

(1) Они провозгласят Его Царем и возвестят миру истины, на которых зиждутся Его Царство и господство. Им надлежит открыто и свято проповедовать миру Его Евангелие.

(2) Они удостоверят и подтвердят свое свидетельство не под присягой, как обычные свидетели, а при помощи Божьей печати чудес и сверхъестественных даров: И пострадаете за Меня, или: И будете Моими мучениками (как сказано в некоторых рукописях), так как об истине Евангелия они свидетельствовали своими мучениями и даже смертью.

2. Для этого у них хватит сил. Своей силы для этого у них не было, им также недоставало мудрости и мужества. По своей природе они суть немудрое и немощное мира: они не посмели выступить в защиту Христа на суде над Ним, да и не могли это сделать. Но вы примите силу Духа Святого, сошедшего на вас (так можно понять этот текст). «Вас вдохновит и побудит дух, который выше вашего. У вас появится сила для проповеди Евангелия, сила для того, чтобы подтверждать его ветхозаветными Писаниями» (что они, исполнившись Святого Духа, и делали к всеобщему изумлению, Деян 18:28), «и подкреплять его чудесами и перенесением страданий».

Примечание: те, кто свидетельствует о Христе, обретут силу для дела, назначенного им Господом; тех, кого Господь привлечет к служению Себе, Он приготовит для него и поддержит в нем.

3. Их влияние окажется великим и безраздельным. «Вы будете свидетелями Христа и продолжите Его дело»:

(1) «В Иерусалиме с него вы начнете, при этом немало людей примет ваше свидетельство, а те, кто не примет его, останутся без извинения».

(2) «И свет ваш отсюда воссияет над всей Иудеей, где ваши труды оставались до сих пор безрезультатными».

(3) «Затем вы продолжите свое дело в Самарии, хотя прежде вам запрещалось проповедовать в городах Самаринских».

(4) «Свидетельствуя о Христе, вы дойдете даже до края земли и станете благословением для всего мира».

IV. Отдав эти повеления, Он оставляет их, ст. 9. Сказав сие, сказав все, что хотел, Он благословил их (об этом см. Лк 24:50), и, пока ученики напряженно взирали на благословляющего их Христа, Он постепенно поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Перед нами предстает картина вознесения Христа: Он вознесся в небо не в вихре, подобно тому как Илия был вознесен на колеснице огненной и конях огненных, а приложив собственные усилия, подобно тому как Он восстал из гроба по воскресении, поскольку с того момента Он уже пребывал в духовном теле. Все святые при воскресении обретут такие же тела, какое было у Христа, духовные, воскресшие в силе и нетлении. Заметьте:

1. Вознесение Христа началось на виду у Его учеников, в глазах их. Они не видели, как Христос восстал из гроба, потому что у них после появилась возможность увидеть Его воскресшим, что впоследствии стало для них достаточным утешением. Зато они видели, как Он восходил на небо, и, устремив на Него свои взоры, рассматривали так пристально и сосредоточенно и с таким душевным восторгом, что не могли обмануться. По всей видимости, для большего утешения учеников Он поднимался в горние выси неспешно, с должным достоинством.

2. Он стал невидим для них, скрывшись в облаке, — в темном облаке, ибо Бог сказал, что благоволит обитать во мраке, или же в светлом облаке, которое должно было подчеркнуть великолепие Его прославленного тела. Если светлое облако осенило Христа в момент Его преображения, то можно предположить, что это облако также было светлым, Мф 17:5. Возможно, облако взяло Его в тот момент, когда Он достиг того яруса в атмосфере, где в основном, и образуются облака. Кроме этого, речь здесь идет не об одном из тех слоистых облаков, которые наблюдают обычно, а о таком облаке, какое имело размеры, достаточные для того, чтобы заключить Его в себе. Вот, Он сделал облака Своею колесницею, Пс 113:3. Бог прежде часто нисходил в облаке, ныне же Он в нем вознесся. Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) полагает, что здесь облаками, взявшими Его, названы принявшие Его ангелы, поскольку явление ангелов обычно описывают как сошествие облака, ср. Исх 25:22 и Лев 16:2. Облака представляют собой средство сообщения между вышним и нижним мирами; пар, поднимающийся с земли, образует вверху облака, которые затем в виде росы опускаются с неба на землю. Поэтому сообразно этому возносится в облаке и Тот, Кто является посредником между Богом и человеками: через Него милости от Бога нисходят на нас, а наши молитвы возносятся к Богу. Итак, наступил момент, когда люди видели Христа в последний раз. Множество очевидцев не сводило с Него глаз, пока наконец облако не приняло Его. Желающие узнать, что случилось с Ним далее, найдут в Писании (Дан 7:13) такие слова: ...с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и в облаках подведен был к Нему.

V. Христос исчез из поля зрения учеников, но они продолжали смотреть на небо, ст. 10. Так продолжалось дольше необходимого и выходило за рамки приличий. Почему?

1. Возможно, они питали надежду на скорое возвращение Христа с целью восстановления царства Израильского и не могли поверить, что расстаются с Ним навсегда; ибо они все еще испытывали потребность в прямом общении со Христом, хотя Он и учил их, что лучше для них, чтобы Он пошел. Или же они смотрели Ему вслед с мыслью о том, не вернется ли Он, подобно тому как смотрели вслед Илии сыны пророков, 4Цар 2:16.

2. Ныне, по вознесении Господа, ученики, возможно, надеялись заметить какие-нибудь перемены в видимой небесной сфере, когда устыдится солнце и покраснеет луна (Ис 24:23), которые теперь затмило сияние Его славы, или, что более вероятно, когда эти земные светила явят знамения радости и торжества. Возможно, ученики настроились увидеть славу незримых небес, отворившихся, чтобы принять Христа. Ведь Он учил, что они увидят небо отверстым, Ин 1:51. В таком случае почему бы им не увидеть его таким прямо сейчас?

VI. Два ангела явились ученикам, чтобы передать своевременное сообщение от Господа. Сонм ангелов был готов принять Спасителя, совершающего ныне священный въезд в небесный Иерусалим, и можно предположить, что этим двум Божьим посланникам не очень-то хотелось быть здесь, на земле. Тем не менее, проявляя попечение о Церкви на земле, Христос посылает к ученикам двух ангелов из числа пришедших встречать Его. Они-то и предстают перед ними в облике двух мужей в белой одежде, яркой и блистающей, ибо разве не ангелам заповедано, по уставу их служения, служить Христу тем, чтобы прислуживать Его рабам? И вот мы слышим слово, которое имели сообщить ученикам эти небесные посланники:

1. Оно должно было сдержать их любопытство. Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Ангелы обращаются к ним со словами мужи Галилейские, напоминающими им о скале, из которой они иссечены. Христос оказал им великую честь, назначив их Своими посланниками на земле, однако им следует помнить, что они, в сущности, самые обыкновенные люди, земные сосуды простые галилеяне, на которых в обществе смотрят с презрением. Итак, ангелы говорят: «Что вы стоите здесь, как грубые и неотесанные галилеяне, и смотрите на небо? Чего еще вам хочется увидеть? Все, ради чего вас сюда собрали, вы уже увидели, чего же еще вы ищете? Что вы стоите и смотрите застывшим взором, словно оторопевшие и безумные?» Ученикам Христа не пристало изумляться или приходить в замешательство, ибо у них есть верное руководство для хождения и верное основание для строительства.

2. Их слово должно было укрепить в них веру во второе пришествие Христа. Учитель часто говорил им об этом, и эти ангелы были своевременно посланы к ним, для того чтобы напомнить им об этом обетовании. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, куда вы все еще смотрите в надежде, что Он еще к вам вернется, не ушел навечно, поскольку назначен день, в который Он приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, однако ожидать Его прихода ранее назначенного срока вам не следует».

(1) «Вернется не кто иной, как Сей Иисус, облаченный в славное тело. Сей Иисус, пришедший однажды для уничтожения греха жертвою Своею, во второй раз явится не для очищения греха» (Евр 9:26,28). «Тот, Кто однажды явился в уничижении, чтобы быть судимым, потом придет во славе, чтобы судить. Сей Иисус, поручивший вам исполнять ваше дело, вернется, чтобы призвать вас к отчету и узнать, как вы оправдали Его доверие; вернется именно Он, а не кто-то другой вместо Него» (Иов 19:27).

(2) «Он приидет таким же образом. Он вознесся в облаке и в сопровождении ангелов; и вот, Он явится в облаках, а с Ним тьмы Ангелов! Он восшел при восклицаниях и при звуке трубном» (Пс 46:6) «и сойдет с неба при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес 4:16). «Облака и воздух взяли Его из вашего вида, и туда, куда Он ушел, вы не можете теперь за Ним идти, но потом сможете, когда восхищены будете на облаках в сретение Господу на воздухе». Когда мы начнем увлекаться малозначащим, пусть тогда рассуждение о втором пришествии Господа пробудит нас к жизни; когда же мы начнем испытывать трепет, пусть тогда помышление о Нем утешит и поддержит нас.


Толкование отцов церкви (Деяния 1 глава 6 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 6−8 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли

Ученики, намереваясь о чем-нибудь спросить (Господа), приступают к Нему все вместе, — и это делают для того, чтобы самою многочисленностью своею склонить Его к ответу. Они знали, что прежние слова Его — «о дне же том и часе никто не знает» (Мф .24:36) — сказаны были Им для отклонения от Себя вопроса, — не по незнанию, но по нежеланию отвечать. Поэтому-то опять приступают к Нему и спрашивают; а они не спросили бы, если бы действительно были убеждены (в Его незнании). Так как они услышали, что получат Духа Святого, то хотели узнать (то время), как уже достойные того и готовые избавиться (от бед). Они не хотели повергнуть себя в опасности, но насладиться покоем, так как не маловажно было то, что уже с ними случилось, а напротив, они находились в крайней опасности. Поэтому-то, ничего не сказав Ему о Духе, они спрашивают: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Не сказали: когда? но: «не в сие ли время»? — так желали они узнать этот день. Поэтому-то и приступают с великою почтительностью. А мне кажется, что они не совсем ясно и понимали, что такое было это царствие, так как еще не были научены Духом. И не сказали: когда это будет? — но что? «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» — как будто оно уже разрушилось. Так спрашивали они потому, что все еще привязаны были к предметам чувственным, хотя и не в такой мере, в какой прежде. Они еще не сделались лучшими; впрочем, о Христе думали уже выше. А так как они возвысились, то и Он беседует с ними возвышеннее; уже не говорит им, что «о дне же том» даже и Сын не знает (Мк 13:32), — но что? «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». Слишком многого, говорит, домогаетесь, — хотя, впрочем, они знали уже и то, что было гораздо важнее. А чтобы ты точно понял это, — смотри, сколь многое я перечислю. Скажи мне, что важнее того, что им было открыто? Они узнали, что Христос есть Сын Божий, и что Бог имеет Сына равночестного; узнали, что будет воскресение; узнали, что Христос вознесся и воссел одесную Отца. Узнали и то, что еще изумительнее этого, — что плоть седит горе и что ей поклоняются ангелы. Узнали, что Господь опять придет судить весь мир и что тогда и они сядут судиями двенадцати колен Израилевых; узнали, что иудеи отвержены, а что вместо них войдут в царствие Божие язычники. Знать, что это будет, — дело великое; а постигнуть, что кто-нибудь или когда-нибудь будет царствовать, — в этом нет ничего великого. Павел узнал то, чего «человеку нельзя пересказать» (2Кор 12:4), узнал все, что предшествовало, этому миру. Что труднее узнать: начало или конец? Очевидно, — первое. А это узнал Моисей и, исчисляя годы, показывает, когда (это было) и за сколько времени. Знал это и Соломон, почему и говорил: «не забуду исчислить то, что от века» (Притч 8:21). Итак, что (то время) близко, об этом впоследствии узнали и апостолы, как и Павел говорит: «Господь близко. не заботьтесь ни о чем» (Флп 4:5−6); но тогда еще не знали, хотя им и были указаны признаки. И Христос, как (прежде) сказал: «через несколько дней» (ст. 5), но точно не обозначил времени, желая, чтобы они бодрствовали, так поступает и теперь. С другой стороны, и они здесь спрашивают не о кончине (мира), но о царствии, почему и говорили: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Но Он и этого не открыл им. А о конце (мира) они также спрашивали Его еще прежде этого; но тогда Он отвечал им с большею суровостью, чтобы они не думали, что освобождение их близко, и подверг их опасностям, а теперь не так, но — с большею кротостью. И чтобы (слова Его) не показались им обидными и только отговоркою, — послушай, как Он тотчас обещает даровать им то, чему они обрадовались бы, — и именно, Он прибавил: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Затем, чтоб они снова не стали спрашивать Его, Он тотчас вознесся. Поэтому, как там Он омрачил их страхом и тем, что сказал: не знаю, так и здесь — тем, что после этих слов вознесся. Они имели сильное желание знать об этом и не отступили бы (от Христа), а между тем было весьма нужно, чтобы они не узнали. Скажи мне: чему больше не веруют язычники, — тому ли, что будет кончина, или тому, что Бог соделался Человеком, произошел из утробы Девы и явился к людям с плотью? Не последнему ли? Без сомнения, так скажешь и ты. Но я стыжусь постоянно говорить об этом, как о каком-нибудь безразличном предмете. А чтобы они в свою очередь не сказали: для чего Ты так высоко ценишь это дело, — Он говорит: «Отец положил в Своей власти». Но ведь власть Отца и власть Его одна и та же, как это видно из того, что Он говорит: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин 5:21). Если там, где должно действовать, Он действует с тою же властью, как и Отец, то ужели там, где надобно знать, Он знает не с тою же властью? Воскрешать мертвых, — очевидно, дело гораздо большее, чем узнать тот день. Если же Он совершает со властью дело важнейшее, то не гораздо ли скорее — дело другое, менее значительное?

Но, чтобы сделать это для вас понятным, я объясню примером. Подобно тому, как мы, когда видим, что дитя плачет и постоянно просит у нас какой-нибудь ненужной ему вещи, подальше спрятав эту вещь, показываем пустые руки и говорим: видишь, у нас нет, — так и Христос поступил с апостолами. Но то дитя, хотя мы и не показываем (просимой вещи), продолжает плакать, зная, что его обманули. Тогда мы оставляем его и уходим, говоря: меня зовет такой-то, а ему даем взамен просимого что-нибудь другое, чтобы отвлечь его от избранной им вещи, причем хвалим эту свою вещь больше той, и, давши ее, удаляемся. Так поступил и Христос Ученики просили; Он сказал, что у Него нет, и на первый раз даже устрашил их. Когда же они снова стали просить, Он опять сказал, что у Него нет, но только теперь не устрашает их, а, показав то, что сделал, высказывает и благовидную причину, именно: «Отец положил в Своей власти». Что же? Ты не знаешь того, что принадлежит Отцу? Его самого знаешь, а того, что принадлежит Ему, не знаешь? Ты сам сказал: «Отца не знает никто, кроме Сына» (Мф 11:27). Притом (сказано): «Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор 2:10); а Ты и этого не знаешь? Отнюдь нет. Он сказал это не для того, чтоб мы так подумали; Он показывает Себя незнающим, чтобы отвлечь учеников от неуместного вопроса. Снова спросить они побоялись, чтобы не услышать: «неужели и вы так непонятливы?» (Мк 7:18)? — потому что теперь они страшились Его гораздо больше, нежели прежде. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый». Как там Он отвечал не на то, о чем спрашивали, — потому что дело учителя — учить не тому, что хочет знать ученик, а тому, что полезно для него, — так и теперь предсказывает то, что им нужно было знать, чтоб не бояться. Они были еще немощны, и, чтобы внушить им дерзновение, Он ободрил их души и прикрыл трудности. Так как Он скоро уже должен был оставить их, то, беседуя с ними, не говорит прямо ничего скорбного; но как? К словам скорбным присоединяет похвалу, как бы говоря: не бойтесь, потому что вы «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Прежде Он сказал: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф 10:5), а теперь хочет, чтобы они проповедовали «во всей Иудее и Самарии»; поэтому, чего тогда не сказал, то теперь присовокупил, говоря: «и даже до края земли».

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.


И здесь не замедлили обнаружиться свойственные человеческой природе любопытство и суетность. Людям всегда свойственно спрашивать: «Когда это будет? Когда придет Христос? Через сколько лет конец? Когда наступит Его царство?» Так и апостолы, поддаваясь человеческой страсти, начинают спрашивать Спасителя: «они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». Хотя Он уже объяснял им — «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Матф. 25:31), они все-таки спрашивают: «не в сие ли время?» Они хотели узнать, близко ли теперь ожидаемое царствие, медлит ли спасение? Но Спаситель отвечает: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». А Сын не положил? Значит, только во власти Отца времена и лета, а Сын не имеет участия? Но если Сын не имеет участие во временах и летах и веках, значит, Павел лжет, когда говорит: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр 1:2)? Если Сын — Творец веков, то и лежат они во власти Сына. Тоже самое, что говорит Павел (заключается и в словах): «которые Отец положил в Своей власти», потому что властью Отца здесь называется Сын, как Его сила и мудрость: «Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор 1:24).

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый». «Примете силу» — не для того, чтобы разведывать о временах и летах, но чтобы верить Владыке. «И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Не измеряй порядка слов, но силу власти. Он сказал: «возвестите всюду»; это показывает Его силу, если слово перешло в дело.

Источник: Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 6−8 Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти: Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы

Намереваясь спросить, они приходят к Учителю вместе, чтобы подействовать на Него своим количеством; так как знали, что прежний ответ Его, именно: о дни же том никтоже весть (Мф 24:36), был таким ответом не вследствие незнания, а вследствие уклонения от ответа. Поэтому снова спрашивают. Когда услышали, что имеют получить Духа Святого, тогда пожелали узнать об этом и избавиться от бедствий, уже как достойные; так как не хотели снова подвергать себя крайним опасностям. Не спрашивают: когда, но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? «Не теперь ли», говорят. Так сильно желали они этого дня. Мне же кажется, что для них и неясно еще было, что такое это царство; так как еще не было Духа Святого, который наставил бы их. Не спрашивают: когда настанет, но: аще устрояеши сам? Так высоко уже думали они об Нем. Поэтому и Он беседует с ними без настойчивости; потому что не говорит уже, что о дни же том никтоже весть, ни даже Сын; но что (говорит)? Несть ваше разумети времена и лета. Не потому приписал Отцу знание исполнения времен, что бы сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним; и посему Он с пользою для них ответил на него молчанием. Целью у Него было при этом то, чтобы пресечь крайнее любопытство своих учеников; так как Он посылал их проповедывать царствие небесное, а не обозначать количество времен. Не говорит им об этом времени, тогда как научил их гораздо большему, — с тою целию, чтобы, как не раз упоминали мы, заставить их бодрствовать, и потому что, не зная об этом, они ничего не теряли; так как Он открыл им истины гораздо высшие, чем эта, − открыл, что Он есть Сын Божий, что Он равен Отцу, что Он воскрес, что будет воскресение (мертвых), что настанет суд и что Он воссел одесную Отца. Скажи же мне, что важнее — знать, что Он будет царствовать, или − когда? Узнал Павел то, что не леть есть человеку глаголати (2Кор 12:4); Моисей узнал начало мира и то, когда и за сколько веков (он сотворен) и исчисляет годы, хотя познать начало вообще труднее, чем конец. Впрочем апостолы спрашивали Господа не об окончательном совершении (времен), но: аще в лето сие устрояеши царствие Исраилево? Но Он и этого не открыл им, а как отвечал прежде, отклоняя их от мысли об этом, чтобы не думали, что близко избавление от бедствий, но знали, что подвергнутся еще многим опасностям, так отвечает и теперь, только мягче: но приимете силу. Потом, чтобы снова не спросили Его, тотчас вознесся. Кроме того, чтобы не спросили: почему оставляешь нас в недоумении относительно этого предмета?, Сын говорит: яже Отец положи во своей власти. Но власть Отца есть конечно и власть Сына; потому что как Отец воскрешает мертвых и животворит, так и Сын животворит ихже хощет. Если же в тех случаях, когда нужно совершить что-либо чрезвычайное и чудесное, Сын творит с такою же властию, как и Отец, то тем более в случаях, где требуется знание; потому что воскрешать мертвых и притом со властию, равною власти Отца, гораздо важнее, чем знать день. Почему же Христос не ответил на то, о чем спрашивали ученики, но сказал: приимете силу? В ответ им Он сказал: несть ваше разумети; и тогда уже прибавил: но приимете силу. Слова эти объясняют некоторым образом сошествие и, так сказать, излияние Святого Духа. — Здесь следует упомянуть о фригийской ереси, полагавшей, что Утешитель послан, спустя двести лет по вознесении Христовом, на жен, считавшихся за пророчиц, Прискиллу и Максимиллу и на зараженного одним и тем же с ними безумием Монтана; тогда, говорят, исполнилось обетование: пошлю к вам Утешителя (Ин 16:7). − Почему же объявляет им то, о чем они не спрашивали, именно: приимете силу? Потому, что Он есть учитель; призвание же учителя учить не тому, чего хочет ученик, но тому, что полезно знать.

и будете ми свидетели во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли

Так как прежде говорил: на путь язык не идите и во град Самарянский не внидите (Мф 10:5), желая, чтобы слово Божие проповедано было прежде иудеям, а теперь оно должно было разлиться уже по всей вселенной: то благовременно присовокупляет: во Иудеи и Самарии, потом: и до последних земли. Изречение же: будете ми свидетели, есть вместе и увещание и непреложное пророчество; потому что свою проповедь они засвидетельствовали до последних пределов земли.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю

Ученики Христовы до того времени, пока не были в полноте просвещены Духом Святым, сошедшим на них в день Пятидесятницы, еще не были свободны от того народного предубеждения, по которому, во время явления Спасителя на земле, Иудеи питали надежду, что обетованный Царь Иудейский, о котором многократно говорили пророки, восстановит царство Иудейское и возвысит его над всеми земными царствами. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Повеление Господа не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, и слова Его о скором наступлении того времени, когда они получат обещанное от Отца, — будут крещены Духом Святым, — могло возбудить в учениках Господа ту мысль, не будет ли это великое событие — крещение Святым Духом или исполнение Святым Духом — наступлением или восстановлением царства Израилева.

Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю

Не в сие ли время − греч. εἰ ἐν τῷ χρόνῳ τούτῳ , − т. е. спустя немного дней, когда ученики будут крещены Духом Святым (ст. 5).

Восстановляешь царства Израилю − ἀποκαθιστάνεις τὴν βασιλείαν τῷ Ἰσραήλ… Апостолы выражают, очевидно, обычные представления о земном царствовании Мессии, с порабощением всех других народов и с усвоением израильскому народу земного величия, славы и могущества. Тако быша еще косни (отсталы) ученицы − заметим словами церковной песни. Научаемые в продолжение сорока дней о Царствии Божием явившимся Спасителем, они все еще «не совсем ясно понимали, что такое это Царствие, так как не были еще научены Духом…. все еще привязаны были к предметам чувствительным, хотя и не настолько, как прежде; они еще не сделались лучшими, − впрочем, о Христе думали уже выше» (Злат. ).


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 1 глава 6 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно