Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 4 глава 8 стих)

λοιπον (#3370) наконец. Adv. асс. αποκειται praes. ind. pass, от αποκειμαι (#641) быть отложенным (RWP). Это слово используется не только в контексте спортивного соревнования, но также было термином для обозначения награды для верных слуг восточных правителей, которая давалась за хорошую службу (Guthrie; Dibelius; Kelly). Тем не менее, здесь идет речь не об уверенности человека, который ждет заслуженной награды. Речь идет скорее о твердости веры и надежды (РАМ, 184). στεφανος (#5109) венец, αποδωσει fut. ind. act. от αποδιδωμι (#625) давать, отдавать, возмещать. Предложное сочетание не обязательно указывает на долг какого-л. рода. Прист. лишь намекает на факт, что награда отложена в сторону и хранится как сокровище (Ellicott). κριτης (#3216) судья. ηγαπηκοσι perf. act. part, от αγαπαω (#26) любить.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 4 глава 8 стих)

4:6−8 Приближаясь к концу своей жизни, Павел мог оглянуться назад без сожаления или угрызений совести. В этих стихах он сверяет свою жизнь по трем стандартам: существующей реальности смерти, к которой он был готов (ст. 6), прошлому, в котором он был верен (ст. 7), и будущему, в котором он ожидает небесной награды (ст. 8).


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 4 глава 8 стих)

4:8 Здесь апостол выражает уверенность в том, что на судилище Христа праведный Господь вознаградит праведность, проявленную им в служении.

О Господе здесь говорится как о праведном Судье, но имеется в виду не судья уголовного суда, а арбитр спортивных состязаний. В отличие от земных судей, Он будет обладать полными и правдивыми сведениями, не будет лицеприятен, будет оценивать и мотивы, и поступки, а вынесенные Им решения будут справедливы и беспристрастны.

Венец правды — это венок (не диадема), который будет дан тем верующим, которые проявили в своем служении праведность. Он поистине будет дарован всем возлюбившим явление Христа.

Если человек действительно всем сердцем жаждет прихода Христа, то и жизнь его проходит в свете этого события, а значит и вознаграждение будет соответственным. Это еще раз напоминает нам о том, что второе пришествие Христа, если в него действительно верить и его любить, освящает всю жизнь человека.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 4 глава 8 стих)

Стихи 1−8. Заметьте:

I. Как торжественно Павел начинает свое наставление (ст. 1): Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его. Даже самые лучшие из людей нуждаются в том, чтобы страхом побуждать их к исполнению своего долга. Труд служителя это вопрос не безразличный, но очень большой важности. Горе ему, если он не проповедует, 1Кор 9:16. Чтобы быть верным, он должен помнить о том:

1. Что очи Бога и Иисуса Христа обращены на него: ...заклинаю тебя перед Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, то есть, так как ты дорожишь благоволением Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь получить одобрение от Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь воздать должное Богу, сотворившему тебя, и Иисусу Христу, искупившему тебя».

2. Павел заклинает Тимофея, потому что тот будет отвечать перед Богом в великий день, напоминая ему о грядущем суде, на котором будет судить Господь Иисус. Он будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его, то есть когда явится, чтобы царствовать. Это касается всех, как служителей, так и прочих детей Божиих, все должны серьезно подумать о том, что им предстоит вскоре дать отчет Иисусу Христу за все, что было доверено им и возложено на них. Христос будет судией живых и мертвых, то есть как тех, что в момент пришествия Его будут живыми, так и тех, кто восстанет из могил. Заметьте:

(1) Господь будет судить живых и мертвых. Бог весь суд отдал Сыну и назначил Его Судией живых и мертвых, Деян 10:42.

(2) Христос явится, придет во второй раз, и это будет славное явление, как означает употребленное здесь греческое слово ἐπιφάνειαν.

(3) Тогда Его Царство явится во всей своей славе: ...в явление Его и царствие Его; ибо Он явится в Своем царствии, сидя на престоле, чтобы судить этот мир.

II. В чем заклинает апостол Тимофея, ст. 2−5.

1. Проповедовать слово... Это задача служителей, доверенное им домостроительство. Они должны проповедовать чистое простое слово Божие, а не свои собственные идеи и фантазии. Они не должны искажать его, но должны проповедовать искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе, 2Кор 2:17.

2. Проповедовать настоятельно, со всем усердием убеждая своих слушателей: «...настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай, делай это со всем рвением. Призывай всех, находящихся на твоем попечении, остерегаться греха и исполнять свой христианский долг: призывай их к покаянию, вере и к святой жизни и делай это во время и не во время. Во время, то есть когда они расположены слушать тебя, когда представляются благоприятные возможности делать это с успехом. Более того, делай это и не во время, даже когда у тебя нет уверенности, что можно их убедить, так как ты можешь и не подозревать, как Дух Божий действует на них, ибо Дух дышит, где хочет. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей...» (Еккл 11:6). Мы должны делать это во время, то есть не упускать возможностей, и делать это не во время, то есть не уклоняться от своей обязанности под предлогом, что время неподходящее.

3. Он должен говорить людям об их недостатках: «...обличай, запрещай... Убеждай грешников в их грехах и предупреждай об опасности их нечестивого поведения. Старайся, обращаясь с ними прямо, привести их к покаянию. Обличай их со всей строгостью и авторитетом, во имя Христа, чтобы они воспринимали твое неодобрение как знак Божьего неодобрения».

4. Он должен направлять, ободрять и воодушевлять тех, кто хорошо начал. «...Увещевай (убеждай держаться и стоять до конца) со всяким долготерпением и назиданием».

(1) Он должен делать это терпеливо: ...со всяким долготерпением... «Если ты не видишь плода твоих трудов в настоящее время, все же не оставляй своего дела, не переставай их наставлять». Если Бог проявляет к ним Свое долготерпение, то и служители должны увещевать их со всяким долготерпением.

(2) Он должен увещевать их разумно, без горячности, но с назиданием, то есть: «Чтобы довести их до доброго поведения, прививай им добрые принципы. Преподавай им истину, которая в Иисусе, приводи их к твердой вере в нее, и таким образом ты отвратишь их от зла и приведешь к добру». Заметьте:

[1] Дело служителя включает в себя различные части: он должен проповедовать, обличать, запрещать и увещевать.

[2] Он должен быть очень усерден, не должен жалеть ни трудов, ни сил, но должен убеждать их, чтобы они заботились о своих душах и о своей вечной участи.

5. Он должен быть бдителен во всем. «Ищи возможности делать доброе. Не упускай по своей небрежности благоприятного случая. Будь бдителен в своем служении, бодрствуй против искушений сатаны, могущих отвратить тебя от служения; бодрствуй над теми душами, что доверены твоему попечению».

6. Он должен быть готов к скорбям, переносить их, извлекая из них благо для себя. Переноси терпеливо. «Не унывай в трудностях, с которыми столкнешься, но переноси их с душевным спокойствием. Приучай себя к трудностям».

7. Он должен помнить о своем служении и исполнять свои обязанности: ...совершай дело благовестника... Дело благовестника как заместителя апостолов заключалось в том, чтобы поливать то, что они насадили. Благовестники не были постоянными пасторами, но только временно пребывали в церквах, насажденных апостолами, и управляли ими до тех пор, пока в них не были поставлены постоянные служители. Таков был труд Тимофея.

8. Он должен исполнять свое служение: ...исполняй служение твое. На него было возложено великое дело, и он должен соответствовать ему, исполнять все, что входит в обязанности его служения с усердием и тщательностью. Заметьте:

(1) Служитель должен ожидать, что при верном исполнении своих обязанностей он столкнется со скорбями.

(2) Он должен переносить их терпеливо, как добрый воин Христа.

(3) Он не должен впадать в уныние от них, но должен совершать свое дело, исполнять служение свое.

(4) Наилучший способ доказать, что мы хорошо служим, состоит в том, чтобы исполнить его, исполнить все, вложить соответствующий труд в каждую часть его.

III. Причины, усиливающие это повеление.

1. Проникновение в церковь заблуждений и ересей, могущих развратить умы многих христиан (ст. 3−4): «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут. Поэтому используй настоящее время, пока еще принимается здравое учение. Трудись сейчас, ибо это время посева; когда поля побелеют к жатве, пускай свой серп, ибо благоприятные возможности скоро исчезнут. Здравого учения принимать не будут... Появятся люди, которые по своим прихотям будут избирать себе учителей и от истины отвратят слух, поэтому постарайся утвердить как можно большее число людей, чтобы, когда поднимутся эти бури, они могли оказаться стойкими и избежать отступления». Люди должны внимать, и служители — проповедовать, ибо это время придет; будь на страже против бед, которые могут возникнуть впоследствии, хотя теперь их еще нет. Люди отвратят слух от истины, им наскучит старое простое Евангелие Христа, и они обратятся к басням, будут находить удовольствие в них. И Бог попустит им поддаться обману и поверить лжи, за то что они не приняли любви истины для своего спасения, 2Фес 2:11−12. Заметьте:

(1) Этих учителей не Бог им пошлет, но они сами будут избирать их себе, по своим прихотям, чтобы они льстили их слуху.

(2) Так поступают люди, не желающие принимать здравого учения, простых, проникновенных проповедей, имеющих конкретную цель, и поэтому избирающих себе своих учителей.

(3) Между словом Божиим и словом таких учителей существует огромная разница: первое — это здравое учение, слово истины, второе — только лишь басни.

(4) Прежде чем обратиться к басням, люди сначала отвращают свой слух от истины, ибо невозможно слушать и принимать и то и другое, как невозможно служить двум господам. Бог по справедливости допускает тем, кто устал от истины, обращаться к басням, допускает, чтобы их увлекли от истины баснями.

2. Павел почти уже завершил свой труд: ...исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою... ст. 6.

(1) «Поэтому будет больше дела для тебя». Когда одни труженики уходят из виноградника, тогда оставшимся в нем не время бездельничать, но надо удвоить свои усилия. Чем меньше рук на труде, тем усерднее должны быть те руки, которые еще трудятся.

(2) «Я совершил труд своего времени, своего поколения; теперь ты должен совершать труд твоего времени, твоего поколения».

(3) Утешение и радость, какие испытывал Павел в ожидании своего близкого отшествия, должны вдохновлять Тимофея на усердие, рвение и серьезность в труде. Павел говорит: «Я убедился в том, что наш Господин благ и наше дело доброе; я с огромным удовлетворением оглядываюсь на свой подвиг, и ты не страшись трудностей, что встретятся тебе. Для тебя приготовлен венец жизни, ты можешь быть уверен в этом так же, как если бы он уже лежал на твоей голове. Поэтому переноси скорби и исполняй служение твое». Мужество и радость, проявляемые умирающими святыми и служителями, особенно мучениками, являются сильным подтверждением истины христианской веры и большим ободрением в труде для остающихся в живых святых и служителей. Здесь апостол смотрит вперед, на свою приближающуюся смерть: ...я уже становлюсь жертвою... Дух Святой свидетельствовал по всем городам, что узы и скорби ожидали его, Деян 20:23. Теперь он находился в Риме и, вероятно, получил свидетельство Духа, что здесь ему надлежало запечатлеть истину своей кровью. И он смотрел на это как на очень близкое событие: ...я уже изливаюсь, согласно тексту оригинала, то есть я уже почти мученик. Здесь есть намек на излияние вина на жертву, ибо кровь мучеников, хотя и не является искупительной жертвой, однако представляла собой благодарственную жертву во славу благодати Божией и Его истины. Заметьте:

[1] С каким удовольствием он говорит о смерти. Он называет ее отшествием. Хотя, по всей вероятности, он предвидел, что его ожидает мученическая смерть, тем не менее называет ее отшествием, или освобождением. Смерть для доброго человека это освобождение из темницы этого мира и отшествие к блаженству иного мира; он не прекращает свое существование, а лишь переходит из одного мира в другой.

[2] С каким удовольствием он оглядывается на прожитую им жизнь (ст. 7): Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. Он не боялся смерти, потому что имел свидетельство совести своей, что благодатью Божией выполнил свое назначение в жизни. Как христианин и как служитель он подвизался добрым подвигом. Он совершил служение, преодолел все трудности в своей борьбе, был орудием в осуществлении славной победы вознесшегося Искупителя над силами тьмы. Его жизнь была течением, и он его совершил; он завершил свой подвиг и пробежал свое поприще. «Веру сохранил. Я был верен учению Евангелия, никогда не изменял ни одной из его доктрин». Заметьте:

Во-первых, жизнь христианина, но особенно служителя, есть подвиг и поприще; иногда она сравнивается в Священном Писании с подвигом, иногда — с поприщем.

Во-вторых, это добрый подвиг, добрая война, доброе поприще, и победа нам обеспечена, если мы остаемся верными и мужественными.

В-третьих, мы должны подвизаться этим добрым подвигом, должны сражаться и совершать свое течение до конца; мы не должны прекращать борьбы, пока не преодолеем все силою Возлюбившего нас, Рим 8:37.

В-четвертых, какое великое утешение для умирающего святого, когда он может оглянуться на свою жизнь и сказать вместе с апостолом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Какое это неизреченное утешение — в конце своих дней быть способным сказать так же, как сказал апостол! Пусть же будет нашим постоянным стремлением с помощью благодати Божией с радостью совершить свое поприще, Деян 20:24.

[3] С каким удовольствием он смотрел вперед, на жизнь, что ожидала его в будущем (ст. 8): А теперь готовится мне венец правды, и далее. Он от всего отказался ради Христа, но в убытке не остался, Флп 3:8. Пусть же это вдохновляет Тимофея в его страданиях, чтобы он переносил их, как добрый воин Иисуса Христа: нас ожидают венец жизни, слава и радость, которые с избытком компенсируют все страдания и весь труд в нашей земной борьбе. Заметьте: этот венец называется венцом правды, потому что он будет наградой за наше служение (не неправеден Бог, чтобы забыть его) и потому что наша святость и праведность станут совершенными там и будут нашим венцом. Бог даст его как праведный Судия. И тем не менее этот венец правды не был исключительной принадлежностью Павла, как если бы он предназначался только для апостолов и мучеников, он готовится всем возлюбившим явление Его. Заметьте: отличительным признаком всех святых является то, что они возлюбили явление Иисуса Христа; они возлюбили Его первое пришествие, когда Он приходил для уничтожения греха жертвою Своею, Евр 9:26. Они любят размышлять о нем. Они возлюбили и второе пришествие Христа, любят и ожидают его. И Он явится ради тех, кто возлюбил явление Его, для радости их; венец правды, сберегаемый для них, будет тогда дан им, Евр 9:28. Мы познаем из этого:

Во-первых, что Господь есть праведный Судия, ибо Его суд соответствует истине.

Во-вторых, венец верующих есть венец правды, он приобретен праведностью Христа и будет возложен на святых как награда за их праведность.

В-третьих, этот венец, который верующие будут некогда носить, сберегается для них; сейчас они не имеют его, поскольку здесь они всего лишь наследники; они еще не обладают им, и тем не менее уверены в том, что он приготовлен для них.

В-четвертых, праведный Судия даст его всем возлюбившим явление Его, всем, кто готовится к Его пришествию и желает его. Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 4 глава 8 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

Не должно, говорит Павел, скорбеть, потому что я отхожу получить от Христа венец, который Он возложит на мою голову. Напротив, если бы я оставался здесь, тогда более следовало бы скорбеть и опасаться, чтобы я не пал и не погиб.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.


Никто из вас да не укоряет слово наше в неблаговременности за то, что сегодня, когда созвали нас мученики, мы, оставив сказания об их подвигах, выступаем против иудеев: и для мучеников это слово приятнее. От наших похвал они нисколько не сделаются славнее. В самом деле, какая нужда в наших словах тем, которых и подвиги выше смертной природы, и награды выше силы и понятия человеческого? Они пренебрегли настоящею жизнью, попрали пытки и мучения, презрели смерть, воспарили к небу, освободились от волнений житейских забот, достигли тихой пристани, неся с собою не золото и серебро и драгоценные одежды, но сокровища некрадомые — терпение, мужество и любовь. Они востекают теперь в общение с Павлом, окрыляясь, еще до получения венцов, ожиданием венцов, и избегая, наконец, неизвестности будущего.

Источник: Против иудеев.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

Когда ожидается полнота времен, то ожидают воздаяния душе; и одних ожидает должное наказание, а других — слава. И, однако, ни одно не бывает без несправедливости, ни другое — без плода, ведь и те души (т.е. грешных) увидят награду славы, установленную для сохраняющих закон Бога, и жилища, сохраняемые для них ангелами, а для себя — грядущее наказание за притворство, и упорство, и стыд, и смущение, чтобы, воззрев на славу Вышнего, они устыдились явиться пред лицем Того, Чьи заповеди они бесчестили.

Источник: О благе смерти.


После смерти (каждаго) ожидают (manere) или награды, или наказания, смотря по заслугам И (совершенно) справедливо, потому что в борьбе сказывается подвиг, (и) после борьбы одних (ждет) награда, а других — безчестие. Дается ли кому либо пальма или венец до окончания им состязания (cursus)? (Поэтому) ап. Павел совершенно справедливо говорит: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; и ныне соблюдается мне венец правды, егоже воздаст мне в день оный Господь, праведный Судия, и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». В день оный, говорит, воздаст, но не теперь. А здесь он в трудах, опасностях и кораблекрушениях сражался, как добрый атлет, ибо он знал, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Таким образом, не может получить награды тот, кто не сражался добросовестно (законно), и не может быть славной победы там, где нет труднаго подвига.

Источник: Об обязанностях священнослужителей. Книга I.

Феофан Затворник (1815−1894)

О пути жизни и завершении его (4, 8)

Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия; не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его

Предложив пример, окрыляет следование ему надеждою преблагого конца. Я жду, говорит, за свои подвиги и труды венца правды и несомненно надеюсь получить его; несомненно получат его и все возлюбившие Господа; несомненно получишь его и ты. Ревнуй же о деле Божием, не жалея живота.

«Правдою Апостол называет здесь вообще добродетель» (святой Златоуст). «А венцом правды называет венец, уготованный праведным и даруемый по праведному приговору (праведного Судии)» (блаженный Феодорит).

Соблюдается — готов, но еще не получен, хотя нет сомнения, что получится. И прежде говорил: гоню, аще постигну… почести вышняго звания (ср.: Флп 3:12, 14). Конец в виду уже, но течение или гнание все еще продолжается.

Тут то же, что на ристалищах. Призы готовы и на виду у всех, но получаются, когда кончится бег и определятся победители. Как опасливо Апостол говорит о получении венцов, чтоб не присвоить себе лишнего!

На чем утверждается такая уверенность? На соблюдении всего, что угодно было Господу заповедать ему и возложить на него. Свидетельство совести говорит, что с его стороны все сделано, все усилия истощены. Ничто не оставлено без внимания. Почему как здесь, мысленно воззревая к Господу, не потупляет пред лицем Его умных очей своих, но с любовию без страха поднимает к Нему сии очи: так надеется и в будущем веке не быть посрамленным от Господа. Упование воздаяния стоит на свидетельстве совести, что за уповающим не состоит никакого долга.

«Егоже воздаст ми Господь. Когда? В день он. Из чего это видно? Из того, что Он праведный Судия. Знаю, говорит, что Он праведен, — и знаю, что Он Судия; полагаюсь на суд и ожидаю благоприятного мне приговора» (блаженный Феодорит). «Не сказал: даст, но: воздаст, — как нечто должное, как долг. Будучи праведен, Он всеконечно определит воздаяние за труды, так что венец должен быть мне, по праведности Судии» (блаженный Феофилакт). «Сказал же сие Апостол не величаясь, но побуждая ученика держаться подвигов, потому что за них предлежат неувядаемые венцы» (блаженный Феодорит).

Не дерзко ли? Нисколько. Это не что иное есть, как усвоение сердцем благих обетовании Господа, при точном исполнении условий, под какие поставлены обетования Обетователем. Верующий, вошедший верою в область Божию и во всем пребывающий верным вере и порядкам Божеским, не может иначе говорить и чувствовать. Но нельзя не заметить, что такая уверенность не вдруг внедряется. Она есть плод трудов целой жизни. Приявший веру бывает уверен лишь, что венцы готовы уверовавшим, если потрудятся и поживут в духе веры. А что ему готов венец, уверенность в этом приходит после, когда потрудится добросовестно и себя не жалея. Имея это в виду и не желая дать повода ожидать венца без трудов, ради одной веры, Апостол присовокупил: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление Его. Возлюбившие явление — это такие верующие, которые подобны рабам, ожидающим господина своего и бодренно трудящимся в порученных каждому делах, то есть тем, которые строго, себя не жалея, во всем исполняют волю Господа, неотступно ходя по заповедям Его. Явление Господа — здесь есть второе пришествие Его на суд Кому можно возлюбить сие явление без исполнения заповедей Господа? Он затем и придет, чтоб испытать, как кто исполнил волю Его, и исполнивших, как следует, наградить, а неисполнивших наказать. Как экзамены любит и с охотою спешит на них тот, кто уверен, что даст удовлетворительные ответы: так и явление Господа на суд с любовию ожидать может только тот, кто уверен, что на суде не будет посрамлен, а одобрен и похвален; а таким может себя воображать только верный исполнитель заповедей Господа. «Явление Владыки любит тот, кто последует законам Его и живет по оным. Ибо с Доброю надеждою ожидает он суда» (блаженный Феодорит).

Святой Златоуст говорит: «здесь (то есть что всем воздаст) он также ободряет ученика. Если Господь всем воздаст, то тем более Тимофею. Но он не сказал: и тебе, а: всем, — выражая, что если всем, — то тем более — ему».

«А каким образом, скажешь, можно возлюбить явление Христово? Если будешь радоваться пришествию Его. Кто радуется пришествию Его, тот делает достойное сей радости; он отдаст, если нужно, и имение свое, и душу, чтобы получить будущие блага, чтобы сподобиться узреть второе пришествие Его в приличном виде, с дерзновением, во славе и свете. Вот что значит: возлюбить явление Его».

В заключение святой Златоуст прилагает наставление, как сподобиться явления Господа еще здесь, чтобы в Нем иметь залог радостного сретения явления Его и во втором пришествии. «Кто любит явление Его, тот будет делать все, чтобы прежде всемирного было к Нему частное пришествие Христово. Как, скажешь, это возможно? Послушай Самого Христа, Который говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и к нему приидем (Аз и Отец) и обитель у него сотворим (ср.: Ин 14:23). Подумай, как это важно, когда имеющий явиться всем вообще обещает явиться каждому из нас в частности. Приидем, — говорит, — и обитель у него сотворим. Кто любит явление Его, тот будет делать все, дабы призвать Его к себе и удержать у себя, дабы в нем воссиял свет. Пусть не будет в нас ничего недостойного пришествия Его, и Он скоро поселится в нас. Явление (επιφανεια) называется так потому, что является горе (επανω φαινεσθαι) и воссиявает свыше. Посему будем стремиться к горнему, и мы скоро привлечем к себе горние лучи. Никто из людей, пресмыкающихся долу и зарывающих себя в землю, не может видеть солнечного света; никто из людей, оскверняющих себя суетными делами, не может видеть Солнца правды; Оно не является никому, кто предается такой жизни. Отрезвись же хотя несколько, восстань из этой пучины, из этой пропасти суеты, если хочешь увидеть Солнце, если хочешь сподобиться Его пришествия. Если ты сподобишься Его пришествия ныне, то будешь с великим дерзновением взирать на Него тогда. Будь же любомудрым ныне; пусть не будет у тебя духа гордости, чтоб Он не поразил тебя и не низринул, — и прочее».

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

И после всего сохраняется (мне) венец, не по благодати только, но такой, который воздаст мне Господь в оный день. И не только мне даст он по правде (правосудию), но и всем тем, кои возлюбили день откровения пришествия Его. Ибо хотя то, что здесь (на земле) дается нам, есть дар благодати, но то, что уготовано нам и соблюдается, будет дано по правде (правосудию).

Источник: Второе послание к Тимофею.

Нил Синайский

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

Бог и Господь всяческих Иисус «возлюбившим явление Его обещал венец правды» (2Тим 4:8). Что же такое этот венец, как не совершенная, без сомнения, правда и святость, и нетление, и непреложность, и бессмертие, и вечное наслаждение?

Источник: Письма на разные темы. Председателю Ариклу.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

А венцом правды называет венец, уготованный праведным и даруемый по праведному приговору. Который даст мне Господь. Когда? В день оный. Из чего это видно? Из того, что Он — праведный Судия. Знаю, говорит апостол, что Он праведен, но знаю, что Он и Судия; и полагаюсь на суд, и ожидаю приговора. Потом и все питомцам благочестия подает утешение.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А теперь готовится мне венец правды

Довольно для утешения и того, что было сказано; но здесь он прибавляет еще и о наградах, чтобы тем более поддержать ученика. Не следует, говорит, печалиться, скорбеть, потому что я отхожу получить венец. Правдой и здесь также апостол называет вообще добродетель.

Который даст (в слав. — воздаст, как и в греч. αποδώσει) мне Господь, праведный Судия, в день оный

Не сказал: даст, но: «воздаст», как нечто должное, как долг. Будучи праведным, Он, несомненно, определит воздаяние за труды, так что венец по праведности должен принадлежать мне.

И не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

Здесь апостол ободряет и самого Тимофея. Ибо если всем воздаст, то тем более — тебе. Кто же любит явление Его? Тот, кто делает достойное этого явления, так что кто не делает, тот, очевидно, не любит его, напротив ненавидит его, чтобы не получить достойное по своим делам Явление (επιφάνεια) называется так потому, что является горе (το επάνω φαινεσθαι) и возсиявает свыше. Прежде всеобщего явления есть еще другое явление, в котором Господь открывается людям достойным, а не миру. Вот снова, говорит Господь: Мы придем к нему, и обитель у него сотворим (Ин 14:23).

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Магн Аврелий Кассиодор

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

Святой муж требует правосудия, потому что уверен в милосердии Божием, как свидетельствует апостол: А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный. Невинным он вступает в Царство Небесное, ибо, как говорит далее, уповает на Господа и предсказывает себе славную участь не по причине самоуверенности, а исходя из щедрости Божией.

Источник: Изъяснение псалмов.

Лопухин А.П. (1852−1904)

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его

Готовится — точнее: лежит уже в готовом виде (apokeitai).

Правды — т. е. праведности: апостол мыслит о венце, как о награде за его праведную жизнь. Но в чем состоит этот венец — не сказано. Несомненно только, что это есть символ небесной славы (1Пет V:4), вечной жизни (Иак I:12).

Господь — т. е. Иисус Христос (ср. Ин V:22).

Явление Его — конечно, второе (ср. ст. 1).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно