Экзегетический синтаксис (Даниел Б. Уоллас) (2 Тимофею 4 глава 2 стих)

Здесь τον λογον, скорее всего, содержит ссылку на 3:16, где говорится, что πασα γραφη θεοπνευστος και ωφελιμος ( “всякое Писание богодухновенно и полезно” ). С одной стороны, естественно считать артикль со словом λογονанафорическим ( поскольку анафорический артикль часто ссылается на синоним ), с другой стороны, это предполагает, что стих 3:16 нельзя переводить “всякое богодухновенное Писание также полезно…”, как это сделано в ASV и NEB. Если бы в 3:16 имелось в виду, что “всякое богодухновенное Писание также полезно”, следовало бы ожидать некого пояснения в 4:2, вроде “проповедуй богодухновенное слово”.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 4 глава 2 стих)

κηρυξον aor. imper. act. от κηρυσσω (#3062) провозглашать, проповедовать (см. 1 Тим. 2:7). Не "начинай проповедовать", а "пусть проповедь будет твоим главным занятием" (GGBB, 721). επιστηθι aor. imper. pass, от εφιστημι (#2392) занимать место, стоять, быть под рукой. В военном деле это слово обозначает стоять на посту, здесь имеется в виду выполнять свое задание; христианский проповедник всегда должен быть готов к выполнению своих обязанностей (Kelly; Guthrie), ευκαιρως (#2323) adv. подходящий, уместный, удобный; то есть в подходящее время (BAGD). ακαιρως (#178) несвоевременно, неудобно; то есть в неподходящее время (BAGD). ελεγξον aor. imper. act. от ελεγχω (#1794) предъявлять доказательства, убеждать, укорять. Опровергать другого с помощью победоносного оружия истины, и привести противника если не к покаянию, то по меньшей мере к осознанию своей греховности (Trench, Synonyms, 13; TDNT; EDNT). επιτιμησον aor. imper. act. от επιτιμαω (#2203) упрекать. В НЗ используется в знач. запрещать, сурово упрекать (Guthrie; Trench, Synonyms, 13; TDNT). παρακαλεσον aor. imper. act. от παρακαλεω (#4151) ободрять, увещевать, побуждать, наставлять (см. Рим. 12:1). μακροθυμιςι (#34291 dat. sing, долготерпение, терпеливая выносливость (см. 2 Тим. 3:10).


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 4 глава 2 стих)

4:2 слово Все записанное Слово Божие, полнота его откровения, содержится в Библии (ср. 3:15,16; Деян 20:27). настой В других переводах «будь готов». В греческом слово, переведенное таким образом, имеет много значений, в том числе неожиданности (Лк 2:9; Деян 12:7) и стойкости (Лк 20:1; Деян 4:1; 6:12; 23:27). Форма глагола предполагает здесь дополнительные значения: устойчивость, подготовку или готовность. Можно сравнить с готовностью солдата к сражению, или постоянной готовностью стражника к неожиданным нападениям. Подобное отношение должно быть к лжеучителям (Иер 20:9; Деян 21:11−13; Еф 5:15,16; 1Пет 3:15). во время и не во время Преданный проповедник должен возвещать Слово вне зависимости от его популярности и благоприятных условий, а также уместно это или неуместно. Предписания народной культуры, традиций, славы, уважения и признания в обществе (или церкви) не должны влиять на обязательство истинного проповедника провозглашать Слово Божие. обличай, запрещай Эта направленность проповеди Слова отрицательная («обличение» и «исправление», ср. 3:16). Греческое слово «обличай» относится к исправлению поведения или ложного учения с использованием точных библейских доказательств, чтобы помочь человеку понять ошибочность своего поведения. В греческом слово, переведенное как «запрещай», относится, скорее, к исправлению побуждений человека, приводя его к осознанию собственных грехов и покаянию. увещевай… назиданием Эта направленность проповеди положительная («учение» и «наставление», ср. 3:16).


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 4 глава 2 стих)

4:2 Принимая во внимание, что в настоящем Бог наблюдает за Своими слугами, а в будущем их вознаградит, Тимофей должен провозглашать слово.

Делать это он должен, сознавая всю неотложность своего поручения, используя каждую предоставляющуюся возможность. Его весть всегда к месту, хотя некоторые могут посчитать, что она неуместна, не во время. Как слуге Христа, Тимофею придется обличать, то есть доказывать или опровергать.

Он должен будет запрещать то, что неправильно. От него потребуется увещевать, или призывать, грешников уверовать, а святых — жить для Господа. Все это он должен делать с неизменным долготерпением и назиданием в здравом учении.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 4 глава 2 стих)

Стихи 1−8. Заметьте:

I. Как торжественно Павел начинает свое наставление (ст. 1): Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его. Даже самые лучшие из людей нуждаются в том, чтобы страхом побуждать их к исполнению своего долга. Труд служителя это вопрос не безразличный, но очень большой важности. Горе ему, если он не проповедует, 1Кор 9:16. Чтобы быть верным, он должен помнить о том:

1. Что очи Бога и Иисуса Христа обращены на него: ...заклинаю тебя перед Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, то есть, так как ты дорожишь благоволением Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь получить одобрение от Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь воздать должное Богу, сотворившему тебя, и Иисусу Христу, искупившему тебя».

2. Павел заклинает Тимофея, потому что тот будет отвечать перед Богом в великий день, напоминая ему о грядущем суде, на котором будет судить Господь Иисус. Он будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его, то есть когда явится, чтобы царствовать. Это касается всех, как служителей, так и прочих детей Божиих, все должны серьезно подумать о том, что им предстоит вскоре дать отчет Иисусу Христу за все, что было доверено им и возложено на них. Христос будет судией живых и мертвых, то есть как тех, что в момент пришествия Его будут живыми, так и тех, кто восстанет из могил. Заметьте:

(1) Господь будет судить живых и мертвых. Бог весь суд отдал Сыну и назначил Его Судией живых и мертвых, Деян 10:42.

(2) Христос явится, придет во второй раз, и это будет славное явление, как означает употребленное здесь греческое слово ἐπιφάνειαν.

(3) Тогда Его Царство явится во всей своей славе: ...в явление Его и царствие Его; ибо Он явится в Своем царствии, сидя на престоле, чтобы судить этот мир.

II. В чем заклинает апостол Тимофея, ст. 2−5.

1. Проповедовать слово... Это задача служителей, доверенное им домостроительство. Они должны проповедовать чистое простое слово Божие, а не свои собственные идеи и фантазии. Они не должны искажать его, но должны проповедовать искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе, 2Кор 2:17.

2. Проповедовать настоятельно, со всем усердием убеждая своих слушателей: «...настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай, делай это со всем рвением. Призывай всех, находящихся на твоем попечении, остерегаться греха и исполнять свой христианский долг: призывай их к покаянию, вере и к святой жизни и делай это во время и не во время. Во время, то есть когда они расположены слушать тебя, когда представляются благоприятные возможности делать это с успехом. Более того, делай это и не во время, даже когда у тебя нет уверенности, что можно их убедить, так как ты можешь и не подозревать, как Дух Божий действует на них, ибо Дух дышит, где хочет. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей...» (Еккл 11:6). Мы должны делать это во время, то есть не упускать возможностей, и делать это не во время, то есть не уклоняться от своей обязанности под предлогом, что время неподходящее.

3. Он должен говорить людям об их недостатках: «...обличай, запрещай... Убеждай грешников в их грехах и предупреждай об опасности их нечестивого поведения. Старайся, обращаясь с ними прямо, привести их к покаянию. Обличай их со всей строгостью и авторитетом, во имя Христа, чтобы они воспринимали твое неодобрение как знак Божьего неодобрения».

4. Он должен направлять, ободрять и воодушевлять тех, кто хорошо начал. «...Увещевай (убеждай держаться и стоять до конца) со всяким долготерпением и назиданием».

(1) Он должен делать это терпеливо: ...со всяким долготерпением... «Если ты не видишь плода твоих трудов в настоящее время, все же не оставляй своего дела, не переставай их наставлять». Если Бог проявляет к ним Свое долготерпение, то и служители должны увещевать их со всяким долготерпением.

(2) Он должен увещевать их разумно, без горячности, но с назиданием, то есть: «Чтобы довести их до доброго поведения, прививай им добрые принципы. Преподавай им истину, которая в Иисусе, приводи их к твердой вере в нее, и таким образом ты отвратишь их от зла и приведешь к добру». Заметьте:

[1] Дело служителя включает в себя различные части: он должен проповедовать, обличать, запрещать и увещевать.

[2] Он должен быть очень усерден, не должен жалеть ни трудов, ни сил, но должен убеждать их, чтобы они заботились о своих душах и о своей вечной участи.

5. Он должен быть бдителен во всем. «Ищи возможности делать доброе. Не упускай по своей небрежности благоприятного случая. Будь бдителен в своем служении, бодрствуй против искушений сатаны, могущих отвратить тебя от служения; бодрствуй над теми душами, что доверены твоему попечению».

6. Он должен быть готов к скорбям, переносить их, извлекая из них благо для себя. Переноси терпеливо. «Не унывай в трудностях, с которыми столкнешься, но переноси их с душевным спокойствием. Приучай себя к трудностям».

7. Он должен помнить о своем служении и исполнять свои обязанности: ...совершай дело благовестника... Дело благовестника как заместителя апостолов заключалось в том, чтобы поливать то, что они насадили. Благовестники не были постоянными пасторами, но только временно пребывали в церквах, насажденных апостолами, и управляли ими до тех пор, пока в них не были поставлены постоянные служители. Таков был труд Тимофея.

8. Он должен исполнять свое служение: ...исполняй служение твое. На него было возложено великое дело, и он должен соответствовать ему, исполнять все, что входит в обязанности его служения с усердием и тщательностью. Заметьте:

(1) Служитель должен ожидать, что при верном исполнении своих обязанностей он столкнется со скорбями.

(2) Он должен переносить их терпеливо, как добрый воин Христа.

(3) Он не должен впадать в уныние от них, но должен совершать свое дело, исполнять служение свое.

(4) Наилучший способ доказать, что мы хорошо служим, состоит в том, чтобы исполнить его, исполнить все, вложить соответствующий труд в каждую часть его.

III. Причины, усиливающие это повеление.

1. Проникновение в церковь заблуждений и ересей, могущих развратить умы многих христиан (ст. 3−4): «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут. Поэтому используй настоящее время, пока еще принимается здравое учение. Трудись сейчас, ибо это время посева; когда поля побелеют к жатве, пускай свой серп, ибо благоприятные возможности скоро исчезнут. Здравого учения принимать не будут... Появятся люди, которые по своим прихотям будут избирать себе учителей и от истины отвратят слух, поэтому постарайся утвердить как можно большее число людей, чтобы, когда поднимутся эти бури, они могли оказаться стойкими и избежать отступления». Люди должны внимать, и служители — проповедовать, ибо это время придет; будь на страже против бед, которые могут возникнуть впоследствии, хотя теперь их еще нет. Люди отвратят слух от истины, им наскучит старое простое Евангелие Христа, и они обратятся к басням, будут находить удовольствие в них. И Бог попустит им поддаться обману и поверить лжи, за то что они не приняли любви истины для своего спасения, 2Фес 2:11−12. Заметьте:

(1) Этих учителей не Бог им пошлет, но они сами будут избирать их себе, по своим прихотям, чтобы они льстили их слуху.

(2) Так поступают люди, не желающие принимать здравого учения, простых, проникновенных проповедей, имеющих конкретную цель, и поэтому избирающих себе своих учителей.

(3) Между словом Божиим и словом таких учителей существует огромная разница: первое — это здравое учение, слово истины, второе — только лишь басни.

(4) Прежде чем обратиться к басням, люди сначала отвращают свой слух от истины, ибо невозможно слушать и принимать и то и другое, как невозможно служить двум господам. Бог по справедливости допускает тем, кто устал от истины, обращаться к басням, допускает, чтобы их увлекли от истины баснями.

2. Павел почти уже завершил свой труд: ...исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою... ст. 6.

(1) «Поэтому будет больше дела для тебя». Когда одни труженики уходят из виноградника, тогда оставшимся в нем не время бездельничать, но надо удвоить свои усилия. Чем меньше рук на труде, тем усерднее должны быть те руки, которые еще трудятся.

(2) «Я совершил труд своего времени, своего поколения; теперь ты должен совершать труд твоего времени, твоего поколения».

(3) Утешение и радость, какие испытывал Павел в ожидании своего близкого отшествия, должны вдохновлять Тимофея на усердие, рвение и серьезность в труде. Павел говорит: «Я убедился в том, что наш Господин благ и наше дело доброе; я с огромным удовлетворением оглядываюсь на свой подвиг, и ты не страшись трудностей, что встретятся тебе. Для тебя приготовлен венец жизни, ты можешь быть уверен в этом так же, как если бы он уже лежал на твоей голове. Поэтому переноси скорби и исполняй служение твое». Мужество и радость, проявляемые умирающими святыми и служителями, особенно мучениками, являются сильным подтверждением истины христианской веры и большим ободрением в труде для остающихся в живых святых и служителей. Здесь апостол смотрит вперед, на свою приближающуюся смерть: ...я уже становлюсь жертвою... Дух Святой свидетельствовал по всем городам, что узы и скорби ожидали его, Деян 20:23. Теперь он находился в Риме и, вероятно, получил свидетельство Духа, что здесь ему надлежало запечатлеть истину своей кровью. И он смотрел на это как на очень близкое событие: ...я уже изливаюсь, согласно тексту оригинала, то есть я уже почти мученик. Здесь есть намек на излияние вина на жертву, ибо кровь мучеников, хотя и не является искупительной жертвой, однако представляла собой благодарственную жертву во славу благодати Божией и Его истины. Заметьте:

[1] С каким удовольствием он говорит о смерти. Он называет ее отшествием. Хотя, по всей вероятности, он предвидел, что его ожидает мученическая смерть, тем не менее называет ее отшествием, или освобождением. Смерть для доброго человека это освобождение из темницы этого мира и отшествие к блаженству иного мира; он не прекращает свое существование, а лишь переходит из одного мира в другой.

[2] С каким удовольствием он оглядывается на прожитую им жизнь (ст. 7): Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. Он не боялся смерти, потому что имел свидетельство совести своей, что благодатью Божией выполнил свое назначение в жизни. Как христианин и как служитель он подвизался добрым подвигом. Он совершил служение, преодолел все трудности в своей борьбе, был орудием в осуществлении славной победы вознесшегося Искупителя над силами тьмы. Его жизнь была течением, и он его совершил; он завершил свой подвиг и пробежал свое поприще. «Веру сохранил. Я был верен учению Евангелия, никогда не изменял ни одной из его доктрин». Заметьте:

Во-первых, жизнь христианина, но особенно служителя, есть подвиг и поприще; иногда она сравнивается в Священном Писании с подвигом, иногда — с поприщем.

Во-вторых, это добрый подвиг, добрая война, доброе поприще, и победа нам обеспечена, если мы остаемся верными и мужественными.

В-третьих, мы должны подвизаться этим добрым подвигом, должны сражаться и совершать свое течение до конца; мы не должны прекращать борьбы, пока не преодолеем все силою Возлюбившего нас, Рим 8:37.

В-четвертых, какое великое утешение для умирающего святого, когда он может оглянуться на свою жизнь и сказать вместе с апостолом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Какое это неизреченное утешение — в конце своих дней быть способным сказать так же, как сказал апостол! Пусть же будет нашим постоянным стремлением с помощью благодати Божией с радостью совершить свое поприще, Деян 20:24.

[3] С каким удовольствием он смотрел вперед, на жизнь, что ожидала его в будущем (ст. 8): А теперь готовится мне венец правды, и далее. Он от всего отказался ради Христа, но в убытке не остался, Флп 3:8. Пусть же это вдохновляет Тимофея в его страданиях, чтобы он переносил их, как добрый воин Иисуса Христа: нас ожидают венец жизни, слава и радость, которые с избытком компенсируют все страдания и весь труд в нашей земной борьбе. Заметьте: этот венец называется венцом правды, потому что он будет наградой за наше служение (не неправеден Бог, чтобы забыть его) и потому что наша святость и праведность станут совершенными там и будут нашим венцом. Бог даст его как праведный Судия. И тем не менее этот венец правды не был исключительной принадлежностью Павла, как если бы он предназначался только для апостолов и мучеников, он готовится всем возлюбившим явление Его. Заметьте: отличительным признаком всех святых является то, что они возлюбили явление Иисуса Христа; они возлюбили Его первое пришествие, когда Он приходил для уничтожения греха жертвою Своею, Евр 9:26. Они любят размышлять о нем. Они возлюбили и второе пришествие Христа, любят и ожидают его. И Он явится ради тех, кто возлюбил явление Его, для радости их; венец правды, сберегаемый для них, будет тогда дан им, Евр 9:28. Мы познаем из этого:

Во-первых, что Господь есть праведный Судия, ибо Его суд соответствует истине.

Во-вторых, венец верующих есть венец правды, он приобретен праведностью Христа и будет возложен на святых как награда за их праведность.

В-третьих, этот венец, который верующие будут некогда носить, сберегается для них; сейчас они не имеют его, поскольку здесь они всего лишь наследники; они еще не обладают им, и тем не менее уверены в том, что он приготовлен для них.

В-четвертых, праведный Судия даст его всем возлюбившим явление Его, всем, кто готовится к Его пришествию и желает его. Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 4 глава 2 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть — и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех, когда представится дело, достойное обличения. Увещевай, говорит апостол; подобно врачам, указав на рану, сделав разрез, он прилагает потом и лекарство. Если что-нибудь из всего этого опущено, то прочее бывает бесполезно. Если ты будешь угрожать без обличения, то покажешься дерзким и никто не станет слушать; если же наперед обличишь, тогда слушатель примет угрозу, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если ты станешь обличать и угрожать, хотя и с силою, но не предложишь утешения, то опять испортишь все дело. Действительно, обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением.

…Что значит: во время и не во время? То есть не назначай определенного времени — пусть будет у тебя для этого время всегда, а не только во время мира, спокойствия или сидения в церкви.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.


Пища, вечери, бани и прочие житейские дела пусть имеют определенное для себя время, изучение же высшей философии не должно иметь никаких определенных часов: ему должно принадлежать всякое время. Во время, сказано, и не во время обличай, запрещай, увещевай. И пророк говорит: о законе Его размышляет он день и ночь (Пс 1:2). И Моисей повелевал иудеям делать то во всякое время.

Источник: Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Василий Великий (329/30−379)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Апостол советует Тимофею пользоваться обличением. Всякое обличение ощутительно уязвляет обличаемого, сильно мучит его, представляя позор греха, а через это весьмат благотворно для не чувствующего собственных своих падений, потому что приводит его в сознание и истинное раскаяние. Какая телесная рана производит такую же боль, каково мучение, производимое в душе разящим словом, которое чувствительно для совести подвергшихся стыду худых дел?

Источник: Толкование на пророка Исайю.

Афанасий Великий (~295−373)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Знать благопотребное время прежде всего необходимо для упражнений в добродетели. Как и блаженный Павел, наставляя ученика своего знать надлежащее время, поучает его в таких словах: стой на страже во время и не во время, чтобы он, зная то и другое, выполнял то, что приличествует своему времени, от неблаговременного же порицания удерживался.

Источник: Праздничные послания.

Григорий Двоеслов (~540−604)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Итак, наставникам надлежит со всем вниманием заботиться о том, чтобы ими не только никоим образом не совершалось дурное, но также и правое не совершалось бы чрезмерным и беспорядочным образом. Ибо часто сила слов теряется, когда в сердцах слушателей она ослабевает из-за неосторожной и болтливой нескромности, и эта самая болтливость пятнает своего творца, так как не желает служить слушателям для пользы их преуспеяния. Посему Павел, когда увещевал ученика относительно настойчивости проповеди, сказал: Свидетельствую пред Богом и Христом Иисусом, Который будет судить живых и мертвых и о пришествии его, и о царствии его, проповедуй слово, настой во время и не во время (2Тим 4:1−2). Говоря не во время, он поставил в начале во время, вероятно, потому, что он компрометировал бы себя в сознании слушателя самой небрежностью, если бы несвоевременность не умела бы пользоваться своевременностью.

Источник: Пастырское правило.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Апостол говорит: Чего вы хотите? с прутом придти к вам или с любовью и духом кротости? (1Кор 4:21). Вначале он говорил о пруте и как бы бил их ореховым прутом, чтобы позднее утешить их духом кротости. Таким образом, кого прут отогнал от небесных таинств, того же утешила кротость. Итак, он дает ученику таковые заповеди, говоря: обличай, запрещай, увещевай. Две суровы, одна кротка — но так суровы, чтобы затем таким же образом утешить. Ибо подобно тому, как телам, больным разливом желчи, горькие пища или питье подобны сладости и, напротив, сладость яств подобна горечи, — так и там, где дух поражен, он заболевает от чувственного жара лести и опять-таки умеряется горечью исправления.

Источник: Послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением

Вот в чем главное дело пастыря, которое, быв исполнено, оправдает его, а быв не исполнено, осудит его на страшном суде. И никакие другие добродетели уже не спасут его, — если он окажется неисправным в сем отношении. Затем так понудительно и предлагает сие святой Апостол. Содержание предлагаемого здесь идет применительно к тому, что сказано о Писании. Писание полезно ко учению, — а здесь: проповедуй, настой; Писание полезно ко обличению, — и здесь: обличи; Писание полезно ко исправлению, — и здесь: запрети; Писание полезно к наказанию еже в правде, — и здесь: умоли со всяким долготерпением и учением. Как бы так внушает: все, что соберешь в Писании, как мудрая пчела, неси то в души пасомых.

«К чему же именно Апостол заклинает? Что такое есть? Проповедуй слово — не скрывай, или не зарывай в землю сущего в тебе дара. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедывать!» (блаженный Феофилакт).

Настой благовременне и безвременне. Настой — стой всегда на том, чтоб проповедывать, — «проповедуй непрестанно, говори неутомимо. Не так, чтоб поговорить однажды и довольно, но всегда говори и учи» (блаженный Феофилакт). «Что значит: благовременне и безвременне? Не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только — во время мира, спокойствия или пребывания в церкви; хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех или когда представляется удобный случай» (святой Златоуст). «Святой Апостол повелевает Тимофею не просто и как ни есть проповедывать, но всякое время почитать к сему пригодным. Это и сам он делал, уча в темнице, на корабле, за предложенною трапезой; о сем свидетельствует бывшее в Филиппах, в Троаде и на море» (блаженный Феодорит). «Благовремение и безвременне — сказал Апостол в том же смысле, в каком говорится это в обычной речи. Так думают некоторые и благовремением для проповеди почитают время мирное и покойное, а безвремением для нее — время бедственное (когда не до проповеди). Иные опять благовременною проповедию почитают проповедь в церкви, а безвременною — вне церкви. Или и еще иначе: не жди времени падения, но учи прежде, чем падет кто» (блаженный Феофилакт). Не жди времени, но, коль скоро видишь, что проповедь нужна и может принесть пользу, проповедуй, в каких бы обстоятельствах ты ни находился.

Обличи «Когда видишь, что это должно делать, то есть когда найдешь кого грешащим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром». Обличение идет и к тому, кто уклоняется в инакомыслие, и к тому, кто заповеди нарушает. Обличение имеет целию раскрыть одному неправомыслие, а другому неправость поведения, — того и другого довесть до сознания вины и возбудить в них желание исправления. Оно требует крепкого сердца, чтоб не стыдиться лица.

Запрети «После того как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему» (блаженный Феофилакт). Επιτίμησον — означает: и строгостию пастырской власти понудь его исправиться, — и наложи на него епитимию, употреби исправительные наказания церковные, наложив их как пластыри на раны. Требуется сим довесть до решимости исправиться и поставить на путь исправления.

Умоли, παρακάλεσον, — что значит: и упроси-уговори, и утешь. То и другое нужно исправляемому, чтоб охотно и с удовольствием вел дело самоисправления. Тут уместно и обнадежение успехом и нетрудностию достигнуть его, паче же светлостию состояния исправно живущего. «Запрещение и наказание подобно резанию, а утешение — приятному пластырю. Итак, приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние» (блаженный Феофилакт). «Подобно врачам, указав нарыв и сделав разрез, прилагает он теперь и пластырь» (святой Златоуст). «Когда болезнь скрыта, врачи сперва делают нарез и употребляют суровые врачевства, а потом делают мягчительные присыпки» (блаженный Феодорит).

К сказанному: обличи, запрети, умоли — святой Златоуст прилагает такое наведение: «если что-нибудь из всего этого опущено, то прочее бывает бесполезно. Если ты будешь запрещать без обличения, то покажешься дерзким и никто не станет слушать; если же наперед обличишь, тогда слушатель примет запрещение, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если станешь обличать и запрещать, хотя и с силою, но не предложишь утешения, то опять испортишь все дело. Ибо обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением. Как при разрезе раны, хотя и спасительном, страждущий не выносит болей сечения и разреза, если не будет употреблено многих средств, смягчающих боль; так и здесь».

Со всяким долготерпением и учением. Поелику дело идет об исправлении немощей, а они не вдруг поддаются врачеваниям; то врачующему пастырю паче всего потребно терпение, и не малое, а долгое. Так как врачевание все совершается свободным изменением мыслей, чувств и расположений, а это преимущественно может быть достигаемо лишь изменением убеждений; то пастырю преимущественно и должно на это направлять свою заботу и усилие, а для того пусть с долготерпением соединяет учение или пусть учит долготерпеливо, не досадуя на неуспех, а с кротостию и любовию. Святой Златоуст говорит: «вразумляющий должен иметь долготерпение (при учении), дабы слушающий верил не без основания. А что значит прибавленное к долготерпению слово: и учением? Обличай не с гневом, не с ненавистию, не с злобою, не с враждою, как бы против врага, — все это должно быть оставлено, — а как? С любовию, с состраданием, скорбя больше самого обличаемого, душевно сожалея об его положении».

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Непрестанно проповедуй слово и содержи в уме то свидетельство, которое я свидетельствовал тебе тайно, то есть внутри, в душе твоей, всегда. Говорю тебе, не где удобно и где неудобно, но везде, где найдешь себе место, там и обличай, порицай бесстрашно, и назидай, и учи со всяким долготерпением.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Венедикт Нурсийский

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Наставляя братьев, игумен должен всегда придерживаться заповеди святого Павла: обличай, увещевай, запрещай, — то есть, судя по времени, действовать и страхом, и лаской, выступая то в роли грозного учителя, то нежного отца. Как сказал апостол, ему [Тимофею] следует обличать распущенных и возмущенных духом; послушных же, терпеливых и кротких — побуждать к дальнейшему преуспеянию. А нерадивых и беспечных пусть он не забывает упрекать и понуждать к исправлению.

Источник: Правила.

Иоанн Пророк

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Мера любви духовных отцов к детям своим не имеет в себе ничего вредного или плотского; ибо они утверждены духовным мудрованием, и как в словах, так и в делах стараются всегда и во всем доставлять пользу юным. Любя их таким образом, не умалчивают пред ними о недостатках их, но часто обличают, вразумляют и утешают, как добрый отец вразумляет детей своих. Ибо им сказано: обличи, запрети, умоли, как часто поступает и с тобою авва твой, хотя ты и не разумеешь, когда обличает, запрещает и утешает тебя, и, ради любви, он не умалчивает о согрешениях твоих. Сим обнаруживается, что любовь его к тебе есть духовная. Каждый по своей мере любит ближнего своего; мера же совершенной любви состоит в том, чтобы ради той любви, какую человек имеет к Богу, любить и ближнего своего, как самого себя.

Источник: Руководство к духовной жизни. Вопрос 339.

Максим Исповедник (580−662)

Что значит то, что Апостол написал в послании к Тимофею: Настой своевременно и несвоевременно?

Он имеет в виду вот что: если кто-то одержим злом, так что учить его своевременно, внушай ему через учение, чтобы он бежал от зла и избрал благо. Если же кто-то не одержим злом, так что учить его, кажется несвоевременно, то внушай ему знание, укрепляя его для грядущей борьбы с искушениями.

Источник: Вопросы и затруднения.

Августин (354−430)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Я знаю, что написано: При многословии не миновать греха (Прит 10:19). Так буду же я только проповедовать Тебя и прославлять Тебя! И не только я избегу греха, но и обрету благую награду, независимо от того, сколь много я так буду говорить. Ибо человек, благословленный Тобою, не стал бы предписывать греха своему истинному сыну в вере: Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя. Неужели же мы, Господи, должны утверждать, что не говорил многого тот, кто не только во время, но и не во время возвещал слово Твое? Но при этом не было слишком много слов, потому что говорилось только необходимое.

Источник: О Троице.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Ничто, не вовремя делаемое, не похвально. Поэтому апостол повелевает Тимофею не просто и как ни есть проповедовать, но всякое время считать к этому пригодным.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

проповедуй слово

К чему же именно апостол заклинает? Что это означает? Проповедуй слово, не скрывай, или не зарывай в землю, сущего в тебе дара. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать.

настой во время и не во время

Проповедуй непрестанно, говори неутомимо, не однажды, а всегда. Пусть не будет для тебя определенного времени, но — во время, то есть во время мира, спокойствия и пребывания в церкви, и — не во время, то есть в опасностях и вне церкви, говори и проповедуй. Во время и не во время сказал апостол в том же смысле, в каком говорится это в обычной речи. Благовремением для проповеди почитают время мирное и спокойное, а безвремением для нее — время бедствий. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной — вне церкви. Или и еще иначе: не жди времени падения, но учи прежде, чем падет кто.

обличай

Когда видишь, что это должно сделать, то есть когда найдешь кого согрешающим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром.

запрещай

После того, как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему, то есть наложи епитимию и наказание.

увещевай

Запрещение с наказанием подобно резанию, а утешение — приятному пластырю. Итак, приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние.

со всяким долготерпением и назиданием

Соединяй это со всеми предупредительными мерами. Ибо и обличать должно со всяким долготерпением, дабы обличаемый верил всему не без основания; и назиданием, объясняя, как он согрешил и в чем грех. Таким образом, должно и запрещать с долготерпением, налагая наказания не как врагу, но как сыну — вразумление. И в учении, то есть научая самого пользе наказания. Утешение больше всего нуждается в долготерпении и учении. С долготерпением не случайным, но «со всяким», то есть обнаруживающимся при всяком случае — и в делах, и словах и во внешнем виде.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Севериан Габальский (?—~408)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Повелевая это, Павел желает, чтобы во всякое время учитель был при учениках, вовремя подавая им напоминание о грехе. Тогда ставится вопрос, как благовременно обличить согрешившего. Апостол, правильно изъясняя смысл, говорит о том, что когда человек оказывается без заблаговременной помощи, то [приходится] ждать, чтобы он вначале согрешил, а затем уже обличать его и направлять к покаянию — не только во время, но и не во время, чтобы не во время было моментом, когда грех еще не дошел до дела.

Источник: Фрагменты.

Лопухин А.П. (1852−1904)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Настой — точнее: выступай (έπίστηθι ср. Иер XLVI:14 по 70 и 2Цар I:20).

Во время и не во время — т. е. не обращая внимания на то, кажется ли это выступление благовременным для тех, пред кем Тимофею придется выступать.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно