И не только это; Павел был уверен, что Господь сохранит его для Своего Небесного Царства. Небесное Царство — это не Тысячелетнее Царство Христа на земле, а сами небеса, где правление Господа признается безоговорочно.
Здесь апостол восторженно говорит о Божьей славе во веки веков. Во веки веков — самое сильное из всех возможных в греческом языке обозначений вечности. С технической точки зрения в вечности нет «веков», но так как человеческий разум не в состоянии постичь «безвременность», он вынужден пользоваться понятиями времени.
I. Павел сообщает Тимофею о своих обстоятельствах.
1. Недавно он был представлен императору, на основании его апелляции к кесарю, и никого при этом не было с ним (ст. 16), чтобы защищать его, свидетельствовать о нем или хотя бы поддержать его, но все оставили его. Было весьма странно, что такой добрый человек, как Павел, не имел никого, кто был бы готов поддержать его, даже в Риме, где было столько христиан, чья вера возвещалась во всем мире, Рим 1:8. Но люди остаются людьми. Римские христиане в свое время выходили из города, чтобы встретить Павла (Деян 28), но когда дело дошло до тюрьмы и возникла опасность пострадать вместе с ним, то они оставили его. Он молится, чтобы Господь не поставил им этого в вину, давая этим понять, что это было с их стороны большим преступлением, которое могло вызвать справедливый гнев Бога на них. Но он молится, чтобы Бог простил им. Обратите внимание на разницу между грехами умышленными и совершаемыми по немощи. Об Александре меднике, кто противился Павлу, он молится: Да воздаст ему Господь. Но об этих христианах, которые оставили Павла в минуту испытания, он просит: ...Да не вменится им! Заметьте:
(1) Павел переживал скорби от друзей, оставивших его в минуту опасности, и от врагов, противостоявших ему.
(2) Это было грехом со стороны христиан — не явиться для защиты апостола, тем более при первом его ответе; но это был грех по немощи и поэтому более извинительный.
(3) Однако Бог мог бы вменить им этот грех, но Павел старается предотвратить это своей ревностной молитвой: ...Да не вменится им.
2. Господь же предстал... ему (ст. 17), наделил его мудростью свыше и мужеством, а также такой способностью говорить, что он превзошел самого себя. Когда никто из людей не поддержал Павла, Бог дал ему восторжествовать: ...дабы чрез меня утвердилось благовестие... то есть: «Бог вывел меня из затруднения, чтобы я мог проповедовать Евангелие, что является моей задачей». Павел умел проповедовать за решеткой так же, как и за кафедрой. И услышали все язычники... в том числе сам император и его приближенные, которые никогда бы не услышали проповеди Павла, если бы его не привели к ним. И я избавился из львиных челюстей, то есть от Нерона (как некоторые думают) или от какого-то другого судии. Некоторые же видят в этом лишь образный оборот речи, подразумевающий, что Павлу грозила неминуемая опасность. И избавит меня Господь от всякого злого дела... Смотрите, как Павел использует свой опыт: «Тот, Кто избавил меня, надеюсь, что и еще избавит, избавит от всякого злого дела, от всякого вреда, причиняемого мне другими. И сохранит для Своего Небесного Царства». И за это он прославляет Бога, радуясь в надежде на славу Божию. Заметьте:
(1) Если Господь с нами, то Он укрепит нас в трудное и опасное время, и Его присутствие с избытком восполнит отсутствие любого человека.
(2) Если Господь сохраняет Своего слугу от неминуемой опасности, то делает это ради выдающегося служения и труда. Павел был сохранен, ради того чтобы проповедь его услышали все язычники.
(3) Избавление, пережитое в прошлом, должно ободрять нашу надежду на избавление в будущем.
(4) Существует Небесное Царство, для которого Господь хранит Своих верных свидетелей и страдающих слуг.
(5) Мы должны воздавать Богу славу за все прошлые, настоящие и будущие избавления: Ему слава во веки веков. Аминь.
II. Павел посылает приветы Прискилле и Акиле и дому Онисифора, ст. 19. Он упоминает о том, что больного Трофима оставил в Милите (ст. 20), откуда следует, что хотя Павел имел дар чудодейственного исцеления всех болезней, для подтверждения проповедуемого им учения, тем не менее он не пользовался этой властью для исцеления своих друзей, чтобы не дать повода для подозрений в тайном сговоре с ними.
III. Он торопит Тимофея придти до зимы (ст. 21), потому что очень желал видеть его и потому что путешествие в зимнее время было наиболее опасным.
IV. Он посылает приветы Тимофею от Еввула, Пуда, Лина, Клавдии и всех братьев.
V. Павел заканчивает послание молитвой: Господь Иисус Христос со духом твоим. Ничего большего нам не надо, для того чтобы быть счастливыми, как только одного — чтобы Господь Иисус Христос был с нашим духом, ибо в Нем заключены все духовные благословения. И это является самой лучшей молитвой, какую мы можем вознести за своих друзей, чтобы Господь Иисус был с их духом, чтобы освящать и спасать их и, наконец, принять в Свою славу. Как молился первомученик Стефан: Господи Иисусе! приими дух мой, Деян 7:59. Благодать с вами. Аминь. Если здесь с нами будет благодать, чтобы обращать и преображать нас, чтобы делать нас святыми, хранить нас смиренными и помочь нам устоять до конца, то потом мы будем увенчаны славой: Ибо Господь Бог есть солнце и щит. Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя! (Пс 83:12−13). Царю вечному, бессмертному, невидимому, единому премудрому Богу, Спасителю нашему, да будет честь и слава во веки веков. Аминь.
И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет в Царствие Свое Небесное; Емуже слава во веки веков. Аминь
И избавит «Апостол не сказал: в другой раз избавит меня от льва, но говорит: от всякаго дела лукава; ибо знал, что непременно приимет конец жизни» (блаженный Феодорит). «Избавил, говорит, Господь меня, и избавит. Но если опять избавит, то как он говорит: аз уже жрен бываю? Но вникни в слова его. Избавлен бых, говорит, от уст льва; а далее: избавит — уже не от уст львовых, но от чего? От всякаго дела лукава. Тогда избавил Он меня от опасностей, а далее Он избавит меня от всякого греха, то есть не попустит мне отойти из здешней жизни достойным осуждения» (святой Златоуст). «Пред сим исхитил Он меня из челюстей телесной смерти; поелику же я уже довольно проповедывал, то далее Он, надеюсь, избавит меня уже не от телесной смерти, но от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть пред смертию, но даст до крови противостоять греху, — что есть избавиться от мысленного волка» (блаженный Феофилакт). «Подлинно, бороться со грехом до крови и не пасть — значит: избавиться от другого льва — диавола. Последнее избавление его важнее первого, когда ему предстояло быть предану на смерть» (святой Златоуст).
И спасет в Царствие Свое Небесное. В Царствие — для Царствия, или для дарования мне Царствия Небесного, для введения и вселения в него. В Царство Небесное входят только чистые от всякого греха. Поелику это и есть настоящее спасение; то, пока не вселен кто в Царствие, дотоле не есть он еще спасенный. «Сие — истинное спасение, когда мы просияем там Что значит: спасет в Царствие Свое? Избавит, говорит, меня от всякой вины и сохранит для тамошней блаженной жизни (хотя бы для сего надлежало здесь подвергнуться лишению жизни). Ибо спастись для Царствия Небесного (нередко) — значит: умереть за него здесь. Ненавидяй души своей в мире сем, — говорит Господь, — в живот вечный сохранит ю (ср.: Ин 12:25)» (святой Златоуст).
Емуже слава — «это славословие Сыну» (святой Златоуст). «Ибо Господь есть Сын. Ему воздается слава, как и Отцу и как Духу Святому» (Экумений).
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.
И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет в Царствие Свое Небесное; Емуже слава во веки веков. Аминь
Апостол мог так говорить о себе, так много потрудившись для веры Христовой и в вере, но ты должен еще об этом молить Господа постоянно.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
И избавит меня Господь от всякого злого дела
Пред сим Он избавил меня от телесной смерти; поскольку же я довольно уже проповедовал, то далее, надеюсь, Он избавит меня уже не от телесной смерти, так как я уже становлюсь жертвою, но от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть пред смертью, но даст до крови противостоять греху, что значит избавиться от мысленного льва. Итак, это последнее избавление, когда ему предстояло быть преданным на смерть, важнее первого, когда он избежал смерти.
и сохранит для Своего Небесного Царства
То есть избавит меня от всякого греха и сохранит там Ибо спастись для Царствия Небесного значит умереть за него здесь. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин 12:25). Вот истинное спасение, когда мы просияем так.
Ему слава во веки веков. Аминь
Вот славословие Сыну, как и Отцу; ибо Он — Господь.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента