Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 4 глава 1 стих)

διαμαρτυρομαι praes. ind. med. (dep.) (#1371) заклинать (см. 1 Тим. 5:21). μελλοντος praes. act. part, от μελλω (#3516) собираться. Это слово используется с inf. для выражения продолженного будущего (MKG, 307). κρινειν praes. act. inf. от κρινω (#3212) судить. Инфинитив-дополнение к предшествующему part, ζωντας praes. act. part. (subst.) от ζαω (#2409) жить, επιφανεια (#2211) явление, проявление. Это слово обозначало явление бога (см. 1 Тим. 6:14).


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 4 глава 1 стих)

4:1 заклинаю тебя Лучше перевести как «приказываю». В греческом могло означать «строгое приказание» (ср. 2:14; 1Тим 1:18; 5:21). пред Богом и Господом… Иисусом Христом Эта греческая фраза может быть переведена как «в присутствие Бога, даже Иисуса Христа». Такой перевод лучше, так как представляет Бога как Судью (ср. Ин 5:22). Каждый, кто служит Слову Божьему, находится под пристальным вниманием Христа (см. пояснения к 2Кор 2:17; Евр 13:17). Который будет судить Грамматическая конструкция предполагает близость угрозы: суд Христа близок. Павел подчеркивает уникальную ответственность всех верующих, в особенности же служителей Слова Божьего, перед Судьей Христом. Служение Христу совершается под Его всевидящим оком и со знанием того, что как Судья Он однажды оценит дела каждого верующего (см. пояснения к 1Кор 3:12−15; 4:1−5; 2Кор 5:10). Это суд не для осуждения, но для оценки каждого. Для спасения верующие уже были судимы и провозглашены праведными. Они больше не подлежат осуждению за грех (Рим 8:1−4). живых и мертвых Христос будет судить всех людей тремя различными судами: 1) судом над верующими после восхищения (1Кор 3:12−15; 2Кор 5:10); 2) судом над народами (овцы и козлы): верующие будут отделены от неверующих (Мф 25:31−33) для жизни в Тысячелетнем Царстве и 3) судом только над неверующими у великого Белого Престола (Откр 20:11−15). Апостол имеет в виду суд в общем смысле, включающий все три суда. явление Его В греческом слово, переведенное как «явление», буквально означает «сияющий» и употреблялось древними греками по отношению к возможному явлению людям греческого бога. Павел говорит здесь о Втором Пришествии Христа, когда Он будет судить «живых и мертвых» (см. пояснение выше) и установит Свое Тысячелетнее и вечное Царство (см. пояснение к 1Тим 6:14).


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 4 глава 1 стих)

4:1 Здесь начинается последнее увещание Павла Тимофею. Он обращается к нему перед Богом и Господом нашим. Всякое служение необходимо совершать, сознавая, что за ним наблюдает всевидящее Божье око.

В этом стихе о Господе Иисусе говорится как о Том, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царство Его. Русский предлог «в» может привести к мысли, что всеобщее воскресение и всеобщий суд произойдут тогда, когда Спаситель вернется на землю установить Свое Царство. Но в греческом оригинале стоит слово «kata», означающее «в соответствии с». (В критическом тексте «kai» («и») вместо «kata».)

Господь Иисус — действительно Тот, Кто будет судить живых и мертвых, но конкретный момент не указан. О явлении Христа и Его Царства Павел говорит как о стимулах к верному служению. Из других мест Писания мы знаем, что отнюдь не второе пришествие Христа будет временем Его суда над живыми и мертвыми. Согласно Откровению 20:5, умершие нечестивцы не будут судимы, пока не подойдет к концу Тысячелетнее правление Христа.

Служение верующего будет вознаграждено на судилище Христовом, но явной эта награда станет при явлении Христа и Его Царства. Создается впечатление, что награды имеют отношение к правлению в Тысячелетнем Царстве. Так, например, те, кто был верен, будут управлять десятью городами (Лк 19:17).


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 4 глава 1 стих)

Стихи 1−8. Заметьте:

I. Как торжественно Павел начинает свое наставление (ст. 1): Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его. Даже самые лучшие из людей нуждаются в том, чтобы страхом побуждать их к исполнению своего долга. Труд служителя это вопрос не безразличный, но очень большой важности. Горе ему, если он не проповедует, 1Кор 9:16. Чтобы быть верным, он должен помнить о том:

1. Что очи Бога и Иисуса Христа обращены на него: ...заклинаю тебя перед Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, то есть, так как ты дорожишь благоволением Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь получить одобрение от Бога и Иисуса Христа, так как ты хочешь воздать должное Богу, сотворившему тебя, и Иисусу Христу, искупившему тебя».

2. Павел заклинает Тимофея, потому что тот будет отвечать перед Богом в великий день, напоминая ему о грядущем суде, на котором будет судить Господь Иисус. Он будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его, то есть когда явится, чтобы царствовать. Это касается всех, как служителей, так и прочих детей Божиих, все должны серьезно подумать о том, что им предстоит вскоре дать отчет Иисусу Христу за все, что было доверено им и возложено на них. Христос будет судией живых и мертвых, то есть как тех, что в момент пришествия Его будут живыми, так и тех, кто восстанет из могил. Заметьте:

(1) Господь будет судить живых и мертвых. Бог весь суд отдал Сыну и назначил Его Судией живых и мертвых, Деян 10:42.

(2) Христос явится, придет во второй раз, и это будет славное явление, как означает употребленное здесь греческое слово ἐπιφάνειαν.

(3) Тогда Его Царство явится во всей своей славе: ...в явление Его и царствие Его; ибо Он явится в Своем царствии, сидя на престоле, чтобы судить этот мир.

II. В чем заклинает апостол Тимофея, ст. 2−5.

1. Проповедовать слово... Это задача служителей, доверенное им домостроительство. Они должны проповедовать чистое простое слово Божие, а не свои собственные идеи и фантазии. Они не должны искажать его, но должны проповедовать искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе, 2Кор 2:17.

2. Проповедовать настоятельно, со всем усердием убеждая своих слушателей: «...настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай, делай это со всем рвением. Призывай всех, находящихся на твоем попечении, остерегаться греха и исполнять свой христианский долг: призывай их к покаянию, вере и к святой жизни и делай это во время и не во время. Во время, то есть когда они расположены слушать тебя, когда представляются благоприятные возможности делать это с успехом. Более того, делай это и не во время, даже когда у тебя нет уверенности, что можно их убедить, так как ты можешь и не подозревать, как Дух Божий действует на них, ибо Дух дышит, где хочет. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей...» (Еккл 11:6). Мы должны делать это во время, то есть не упускать возможностей, и делать это не во время, то есть не уклоняться от своей обязанности под предлогом, что время неподходящее.

3. Он должен говорить людям об их недостатках: «...обличай, запрещай... Убеждай грешников в их грехах и предупреждай об опасности их нечестивого поведения. Старайся, обращаясь с ними прямо, привести их к покаянию. Обличай их со всей строгостью и авторитетом, во имя Христа, чтобы они воспринимали твое неодобрение как знак Божьего неодобрения».

4. Он должен направлять, ободрять и воодушевлять тех, кто хорошо начал. «...Увещевай (убеждай держаться и стоять до конца) со всяким долготерпением и назиданием».

(1) Он должен делать это терпеливо: ...со всяким долготерпением... «Если ты не видишь плода твоих трудов в настоящее время, все же не оставляй своего дела, не переставай их наставлять». Если Бог проявляет к ним Свое долготерпение, то и служители должны увещевать их со всяким долготерпением.

(2) Он должен увещевать их разумно, без горячности, но с назиданием, то есть: «Чтобы довести их до доброго поведения, прививай им добрые принципы. Преподавай им истину, которая в Иисусе, приводи их к твердой вере в нее, и таким образом ты отвратишь их от зла и приведешь к добру». Заметьте:

[1] Дело служителя включает в себя различные части: он должен проповедовать, обличать, запрещать и увещевать.

[2] Он должен быть очень усерден, не должен жалеть ни трудов, ни сил, но должен убеждать их, чтобы они заботились о своих душах и о своей вечной участи.

5. Он должен быть бдителен во всем. «Ищи возможности делать доброе. Не упускай по своей небрежности благоприятного случая. Будь бдителен в своем служении, бодрствуй против искушений сатаны, могущих отвратить тебя от служения; бодрствуй над теми душами, что доверены твоему попечению».

6. Он должен быть готов к скорбям, переносить их, извлекая из них благо для себя. Переноси терпеливо. «Не унывай в трудностях, с которыми столкнешься, но переноси их с душевным спокойствием. Приучай себя к трудностям».

7. Он должен помнить о своем служении и исполнять свои обязанности: ...совершай дело благовестника... Дело благовестника как заместителя апостолов заключалось в том, чтобы поливать то, что они насадили. Благовестники не были постоянными пасторами, но только временно пребывали в церквах, насажденных апостолами, и управляли ими до тех пор, пока в них не были поставлены постоянные служители. Таков был труд Тимофея.

8. Он должен исполнять свое служение: ...исполняй служение твое. На него было возложено великое дело, и он должен соответствовать ему, исполнять все, что входит в обязанности его служения с усердием и тщательностью. Заметьте:

(1) Служитель должен ожидать, что при верном исполнении своих обязанностей он столкнется со скорбями.

(2) Он должен переносить их терпеливо, как добрый воин Христа.

(3) Он не должен впадать в уныние от них, но должен совершать свое дело, исполнять служение свое.

(4) Наилучший способ доказать, что мы хорошо служим, состоит в том, чтобы исполнить его, исполнить все, вложить соответствующий труд в каждую часть его.

III. Причины, усиливающие это повеление.

1. Проникновение в церковь заблуждений и ересей, могущих развратить умы многих христиан (ст. 3−4): «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут. Поэтому используй настоящее время, пока еще принимается здравое учение. Трудись сейчас, ибо это время посева; когда поля побелеют к жатве, пускай свой серп, ибо благоприятные возможности скоро исчезнут. Здравого учения принимать не будут... Появятся люди, которые по своим прихотям будут избирать себе учителей и от истины отвратят слух, поэтому постарайся утвердить как можно большее число людей, чтобы, когда поднимутся эти бури, они могли оказаться стойкими и избежать отступления». Люди должны внимать, и служители — проповедовать, ибо это время придет; будь на страже против бед, которые могут возникнуть впоследствии, хотя теперь их еще нет. Люди отвратят слух от истины, им наскучит старое простое Евангелие Христа, и они обратятся к басням, будут находить удовольствие в них. И Бог попустит им поддаться обману и поверить лжи, за то что они не приняли любви истины для своего спасения, 2Фес 2:11−12. Заметьте:

(1) Этих учителей не Бог им пошлет, но они сами будут избирать их себе, по своим прихотям, чтобы они льстили их слуху.

(2) Так поступают люди, не желающие принимать здравого учения, простых, проникновенных проповедей, имеющих конкретную цель, и поэтому избирающих себе своих учителей.

(3) Между словом Божиим и словом таких учителей существует огромная разница: первое — это здравое учение, слово истины, второе — только лишь басни.

(4) Прежде чем обратиться к басням, люди сначала отвращают свой слух от истины, ибо невозможно слушать и принимать и то и другое, как невозможно служить двум господам. Бог по справедливости допускает тем, кто устал от истины, обращаться к басням, допускает, чтобы их увлекли от истины баснями.

2. Павел почти уже завершил свой труд: ...исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою... ст. 6.

(1) «Поэтому будет больше дела для тебя». Когда одни труженики уходят из виноградника, тогда оставшимся в нем не время бездельничать, но надо удвоить свои усилия. Чем меньше рук на труде, тем усерднее должны быть те руки, которые еще трудятся.

(2) «Я совершил труд своего времени, своего поколения; теперь ты должен совершать труд твоего времени, твоего поколения».

(3) Утешение и радость, какие испытывал Павел в ожидании своего близкого отшествия, должны вдохновлять Тимофея на усердие, рвение и серьезность в труде. Павел говорит: «Я убедился в том, что наш Господин благ и наше дело доброе; я с огромным удовлетворением оглядываюсь на свой подвиг, и ты не страшись трудностей, что встретятся тебе. Для тебя приготовлен венец жизни, ты можешь быть уверен в этом так же, как если бы он уже лежал на твоей голове. Поэтому переноси скорби и исполняй служение твое». Мужество и радость, проявляемые умирающими святыми и служителями, особенно мучениками, являются сильным подтверждением истины христианской веры и большим ободрением в труде для остающихся в живых святых и служителей. Здесь апостол смотрит вперед, на свою приближающуюся смерть: ...я уже становлюсь жертвою... Дух Святой свидетельствовал по всем городам, что узы и скорби ожидали его, Деян 20:23. Теперь он находился в Риме и, вероятно, получил свидетельство Духа, что здесь ему надлежало запечатлеть истину своей кровью. И он смотрел на это как на очень близкое событие: ...я уже изливаюсь, согласно тексту оригинала, то есть я уже почти мученик. Здесь есть намек на излияние вина на жертву, ибо кровь мучеников, хотя и не является искупительной жертвой, однако представляла собой благодарственную жертву во славу благодати Божией и Его истины. Заметьте:

[1] С каким удовольствием он говорит о смерти. Он называет ее отшествием. Хотя, по всей вероятности, он предвидел, что его ожидает мученическая смерть, тем не менее называет ее отшествием, или освобождением. Смерть для доброго человека это освобождение из темницы этого мира и отшествие к блаженству иного мира; он не прекращает свое существование, а лишь переходит из одного мира в другой.

[2] С каким удовольствием он оглядывается на прожитую им жизнь (ст. 7): Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. Он не боялся смерти, потому что имел свидетельство совести своей, что благодатью Божией выполнил свое назначение в жизни. Как христианин и как служитель он подвизался добрым подвигом. Он совершил служение, преодолел все трудности в своей борьбе, был орудием в осуществлении славной победы вознесшегося Искупителя над силами тьмы. Его жизнь была течением, и он его совершил; он завершил свой подвиг и пробежал свое поприще. «Веру сохранил. Я был верен учению Евангелия, никогда не изменял ни одной из его доктрин». Заметьте:

Во-первых, жизнь христианина, но особенно служителя, есть подвиг и поприще; иногда она сравнивается в Священном Писании с подвигом, иногда — с поприщем.

Во-вторых, это добрый подвиг, добрая война, доброе поприще, и победа нам обеспечена, если мы остаемся верными и мужественными.

В-третьих, мы должны подвизаться этим добрым подвигом, должны сражаться и совершать свое течение до конца; мы не должны прекращать борьбы, пока не преодолеем все силою Возлюбившего нас, Рим 8:37.

В-четвертых, какое великое утешение для умирающего святого, когда он может оглянуться на свою жизнь и сказать вместе с апостолом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил». Какое это неизреченное утешение — в конце своих дней быть способным сказать так же, как сказал апостол! Пусть же будет нашим постоянным стремлением с помощью благодати Божией с радостью совершить свое поприще, Деян 20:24.

[3] С каким удовольствием он смотрел вперед, на жизнь, что ожидала его в будущем (ст. 8): А теперь готовится мне венец правды, и далее. Он от всего отказался ради Христа, но в убытке не остался, Флп 3:8. Пусть же это вдохновляет Тимофея в его страданиях, чтобы он переносил их, как добрый воин Иисуса Христа: нас ожидают венец жизни, слава и радость, которые с избытком компенсируют все страдания и весь труд в нашей земной борьбе. Заметьте: этот венец называется венцом правды, потому что он будет наградой за наше служение (не неправеден Бог, чтобы забыть его) и потому что наша святость и праведность станут совершенными там и будут нашим венцом. Бог даст его как праведный Судия. И тем не менее этот венец правды не был исключительной принадлежностью Павла, как если бы он предназначался только для апостолов и мучеников, он готовится всем возлюбившим явление Его. Заметьте: отличительным признаком всех святых является то, что они возлюбили явление Иисуса Христа; они возлюбили Его первое пришествие, когда Он приходил для уничтожения греха жертвою Своею, Евр 9:26. Они любят размышлять о нем. Они возлюбили и второе пришествие Христа, любят и ожидают его. И Он явится ради тех, кто возлюбил явление Его, для радости их; венец правды, сберегаемый для них, будет тогда дан им, Евр 9:28. Мы познаем из этого:

Во-первых, что Господь есть праведный Судия, ибо Его суд соответствует истине.

Во-вторых, венец верующих есть венец правды, он приобретен праведностью Христа и будет возложен на святых как награда за их праведность.

В-третьих, этот венец, который верующие будут некогда носить, сберегается для них; сейчас они не имеют его, поскольку здесь они всего лишь наследники; они еще не обладают им, и тем не менее уверены в том, что он приготовлен для них.

В-четвертых, праведный Судия даст его всем возлюбившим явление Его, всем, кто готовится к Его пришествию и желает его. Ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 4 глава 1 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Неутомимо преподавай его другим (4, 1−4)

Дело ревности пастырской — спасение душ вверенных. Средство к тому главное: β) убеждение проповедию слова истины. Это и внушает теперь святой Павел (см.: 4, 2): проповедуй, настой. В воодушевление к сему: α) поставляет он пастыря пред лицем Бога, в момент суда, когда он должен будет дать отчет о приставлении домовнем (см.: 4, 1). И чтобы пастырь не подпал искушению отлагать дела проповеди на завтра, прилагает: γ) поспеши; скоро настанет время, когда многие не станут уже слушать слова истины (см.: 4, 3−4).

Воодушевление к сему (4, 1)

Засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым, в явлении Его и Царствии Его

Засвидетельствую — есть будто заклинание Богом живым, в возбуждение живейшего сознания долга действовать так, как предлагается, и воодушевление к ревности о том. И в обычной речи часто употребляем: Бог тебе будет судья, если не сделаешь так и так. Имеется при сем в виду и устрашение, на большее пробуждение совести, чтоб она поживее приняла в свое заведывание предлагаемое дело, и вместе представление, сколь необходимо и спасительно дело сие. «Три мысли внушает это засвидетельствование или заклинание, — что заповедь проповедывать слово страшными сопровождается последствиями для не исполняющих ее, — что исполнение ее неотложно для тех, на коих возложена, и что слово, которое проповедывать повелевается, есть единственно спасительное слово. Ибо если б оно не было таково, то не повелевалось бы проповедывать его с такою неотступностию. Сверх того сим внушается, что проповедающий его не особенное что делает, но исполняет долг свой, если проповедует всеусердно, не подчиняясь обычной в сем отношении лености» (перифраз Экумения).

Пред Богом и Господем нашим То есть пред Богом Отцом и Сыном Божиим, воплотившимся нашего ради спасения. Читая сие, не допускай ни малого помышления о неравенстве даже на незаметную какую черту, равно и о том, что Сии два Лица бывают когда-либо и в чем-либо без третьего — Духа Святаго. Они присно нераздельны.

Хотящим судитиХотящим — имеющим. «И в Первом Послании он внушал Тимофею страх словами: завещаваю ти пред Богом, оживляющим всяческая (ср.: 1Тим 6:13); здесь же говорит нечто более страшное: хотящим судити, — то есть имеющим потребовать отчет» (святой Златоуст). «Боясь за будущую расправу, Божественный Апостол часто теснит ученика своего таким засвидетельствованием или заклинанием. Но поступает так и из любви, желая сделать его славным и осмотрительным и расположить к ревностной и дерзновенной проповеди» (блаженный Феодорит).

Живым и мертвымЖивым, — то есть тем, которых суд застанет живыми, «так как многие останутся в живых (до последнего суда)» (святой Златоуст); а: мертвым, — тем, кои умрут до того времени. «Судией живых и мертвых назвал Апостол Господа, потому что Он и мертвых, воскресивши, приведет на суд, и у тех, которых конец мира застанет живыми, потребует отчета, облекши их предварительно в нетление. Ибо сказано: вcи бо не успнем: вcи же изменимся (ср.: 1Кор 15:51)» (блаженный Феодорит).

В явлении Его и Царствии Его В то время, когда Он второе приидет, чтобы открыть славное Царство Свое. Или так: «судити — когда? Во время пришествия Его со славою, с царским величием, — то есть не так, как ныне» (святой Златоуст). «Ибо во второй раз приидет Он уже не так, как в первый, то есть не уничиженный» (блаженный Феофилакт).

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его

Сие свидетельствую я пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его

То, что судимы будут живые и мертвые, значит, что на Суд предстанут и душа, и тело, и не отдельно друг от друга, но как здесь они были в общем союзе, так и там вместе подвергнутся суду. Если же доискиваешься другого изъяснения, вот оно: Господь отделит живых, перешедших в жизнь вечную и боголюбивую, и воздаст им нескончаемые награды; осудит же мертвых грехами, которые погребли как во гробе, в своей лености, данный им талант, и подвергнет их наказанию. Если же потребуешь и еще иного объяснения, то разумей так: Господь будет судить как тех, кто останется до того времени живыми, так и почивших уже прежде них.

Источник: Письма. Книга I.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых

Апостол внушает Тимофею страх и в другом месте, сказав: пред Богом, все животворящим, завещаваю тебе (1Тим 6:13); здесь же он делает речь свою более страшной, напомнив о том суде. Того, говорит, Кто будет требовать отчет, привожу во свидетели, что и это я не скрыл от тебя. Живыми и мертвыми он называет или грешников и праведников, или умерших, а также и тех, кто тогда останется в живых. Некоторые, впрочем, разумеют души и тела.

в явление Его и Царствие Его

Когда имеющего судить? Во время пришествия Его, которое будет со славой и царским величием. Ибо второе пришествие будет не такое уничиженное, как первое.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Фульгенций Руспийский (468−533)

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его

О суде над людьми — как живыми, так и мертвыми — блаженный Павел утверждает такое: Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить и живых и мертвых в явление Его и царствие Его. С пришествием Его, от того тела первого человека [Адама], которое Бог создал из земли, вплоть до тел всех людей, которые и начали жить, когда стали одушевленными, они Тем будут воскрешены, деяниями Которого они были сотворены. Отдельные тела будут возвращены, однако, тем их единственным душам при воскресении, от которых они получили начало в материнском чреве, чтобы начать жить; [это произойдет] для того, разумеется, чтобы души во время того взвешивания справедливым Судьей в тех же самых единственных телах своих, в которых они вели добрую или дурную жизнь, получили бы воздаяние или царства, или наказания.

Источник: К Петру о вере.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его

В явление Его и Царствие Его — перевод неточный и недостаточно определенный. Правильно это выражение (κατά τ. έπιφ ά. καί τ. Βασ. ά.) перевести так: «соответственно с Его явлением в конце дней — с одной стороны и соответственно Его Царству — с другой».

Христос будет судить как такой, который придет уже облеченный честью и силой Божией, а не как бедный сын человеческий, живший в образе раба, распятый в немощи, — не как взятый из семьи живых, а как воскресший и царствующий на небе и Свое вечное Царство имеющий основать на земле (Иоанн Златоуст).

Сообразно с этим все мертвые и живые станут пред Ним на суд, и Он воздаст каждому должное. Об этом должен Тимофей вспоминать всякий раз, как ему придется трудно в борьбе с врагами.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно