Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 3 глава 8 стих)

τροπος (#5573) образ; наречный асс.: каким образом (RWP). Ιαννης καιΙαμβρης. Об иудейских ссылках на Ианния и Иамврия см. SB, 3:660-64; CD 5:18; ABD, 3:638-40; ZPEB, 3:403-5. αντεστησαν aor. ind. act. от ανθιστημι (#468) противостоять, сопротивляться, ουτως (#4048) так. Относится скорее к степени их враждебности, чем к образу ее выражения (EGT). κατεφθαρμενοι perf. pass. part, от καταφθειρω (#2967) портить, полностью портить, уничтожать; pass, быть искаженным, быть испорченным (BAGD; о примерах использования в папирусах см. ММ), νους (#3808) ум, понимание, αδοκιμος (#99) отвергнутый после проверки, дисквалифицированный (см. 1 Кор. 9:27). πιστις (#4411) вера. С артиклем может относиться к сути христианского учения и означать, что они изучили суть веры и отвергли ее.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 3 глава 8 стих)

3:8 Ианний и Иамврий Эти имена не упоминаются в Ветхом Завете, но, возможно, так звали двух египетских чародеях, противостоявших Моисею (Исх 7:11,22; 8:7,18,19; 9:11). Согласно иудейскому преданию, они, якобы став иудейскими прозелитами, подстрекали народ к поклонению золотому тельцу и были убиты вместе с другими идолопоклонниками (Исх 32). То, что Павел приводит их в качестве примера, указывавшего, что лжеучителя в Ефесе являли ложные знамения и чудеса. истине См. пояснение к ст. 7. Невежды — это же слово переведено как «превратному» в Рим 1:28 (см. пояснение там же) и происходит от греческого слова, означающего «бесполезный» — то, что испытали (например, металл) и признали негодным.


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 3 глава 8 стих)

3:8 В этом Послании Павел трижды упоминает имена конкретных людей: Фигелла и Ермогена (1:15) как стыдящихся истины; Именея и Филита (2:17−18) как заблуждающихся относительно истины; Ианния и Иамврия (3:8) как воспротивившихся истине.

Павел возвращается к руководителям и учителям сект. Он сравнивает их с Ианнием и Иамврием, противившимися Моисею. Кто они, эти люди? В ВЗ их имена не упоминаются, но принято считать, что это два главных волшебника Египта, которых фараон призвал, чтобы они повторили чудеса, совершенные Моисеем.

Возникает вопрос: откуда Павел знал их имена? В этом нет ничего удивительного: если они не передавались иудеями из поколения в поколение в преданиях, то вполне вероятно, что имена были даны апостолу Божественным откровением.

Здесь важно то, что они противились Моисею, подражая его делам, подделывая чудеса. Именно так поступают и секты. Они противостоят Божьему делу, имитируя его. У них есть собственная Библия, их собственный путь к спасению — короче, у них найдется замена для всего, что есть в христианстве. Они противостоят истине Божьей, изготавливая грубые подделки, а иногда и обращаясь к волшебству.

Это люди, развращенные умом. Артур Уэй переводит данные слова так: «Их разум прогнил насквозь». Их разум извращен, испорчен и порочен.

Если испытать их относительно христианской веры, то окажется, что они невежды и любители подделок. Особенно отчетливо это видно, когда им задают простой вопрос: «Бог ли Иисус Христос?» Многие из них пытаются скрыть свое лжеучение, признавая, что Иисус — Сын Божий, но при этом они имеют в виду, что Он сын Бога наряду с другими Божьими сыновьями — христианами. Однако, столкнувшись с вопросом: «Бог ли Иисус Христос», они вынуждены показать свое истинное лицо. Они не только отрицают то, что Он — Бог, но зачастую приходят в ярость, когда их об этом спрашивают. Подобное характерно для сторонников таких сект, как «Христианская наука», христодельфианизм, Свидетели Иеговы и «Путь».


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 3 глава 8 стих)

Стихи 1−9. Тимофей не должен удивляться тому, что в церкви были плохие люди, ибо сеть Евангелия захватывает как хорошую, так и худую рыбу, Мф 13:47−48. Иисус Христос предсказывал, что должны прийти обольстители (Мф 24), поэтому мы не должны соблазняться на них и думать плохо о христианстве или о церкви из-за них. Даже в золоте присутствует примесь, и в пшенице, рассыпанной на полу, много мякины.

I. Тимофей должен знать, что в последние дни (ст. 1), в евангельские времена, наступят времена тяжкие. Хотя эпоха Евангелия является временем исправления во многих отношениях, однако он должен знать, что даже в эту эпоху будут тяжкие времена, не столько в смысле гонений извне, сколько в смысле внутреннего разложения. Будут такие тяжкие времена, что трудно будет для человека сохранить добрую совесть. Апостол не говорит, что тяжкими времена будут потому, что иудеи и язычники объединятся против церкви, но потому что люди, имеющие вид благочестия (ст. 5), будут развращаться и причинять большой вред церкви. Два предателя внутри крепости могут нанести ей гораздо больше вреда, чем две сотни осаждающих ее стены извне. Времена будут тяжкими, потому что люди будут нечестивыми, злыми. Заметьте:

1. Грех делает времена тяжкими. При общем разложении нравов и характеров людей наступают опасные для жизни времена, ибо трудно сохранить свою непорочность среди всеобщего разложения.

2. Наступление тяжких времен доказывает истинность предсказаний Священного Писания; если бы события не соответствовали в этом отношении пророчествам, мы могли бы сомневаться в богодухновенности Библии.

3. Мы все должны знать об этом, верить этому предсказанию и учитывать его, чтобы не удивляться, когда придут эти тяжкие времена: Знай же...

II. Павел говорит о том, что сделает эти времена тяжкими, то есть о приметах и признаках, по каким можно будет узнать эти времена, ст. 2 и далее.

1. Самолюбие сделает эти времена тяжкими. Но кто не любит себя? Здесь имеется в виду неумеренная греховная любовь к себе. Люди будут больше любить свое плотское естество, нежели духовное. Они больше будут заботиться об удовлетворении своих плотских похотей и об их обеспечении, чем об угождении Богу и исполнении своего долга. Вместо христианского милосердия, которое печется о благе другого, они будут думать только о себе и предпочитать свое собственное удовлетворение созиданию церкви.

2. Сребролюбие. Заметьте: себялюбие порождает целый ряд грехов и преступлений. Когда люди любят самих себя, от них не приходится ожидать никакого добра, так как его можно ожидать лишь от тех, кто любит Бога от всего сердца. Когда чрезвычайно преобладает сребролюбие, когда каждый стремится чем-то завладеть и сохранить то, что он имеет, то люди становятся опасными друг для друга, тогда все вынуждены стоять на страже против своего соседа.

3. Гордость и надменность. Это времена тяжкие, когда люди, будучи гордыми, надмеваются над другими, презирают их и смотрят на них свысока и злословят Бога и имя Его. Если люди не боятся Бога, то они не уважают и человека, и наоборот.

4. Когда дети непокорны своим родителям, нарушают обязанности, возложенные на них в отношении их (как в смысле долга перед ними, так и в смысле благодарности им, а часто и в смысле обеспечения родителей, находящихся в зависимости от них и ожидающих помощи от них), то они делают времена тяжкими. Ибо перед каким беззаконием может остановиться человек, оскорбляющий своих родителей и восстающий против них?

5. Тяжкими делают времена также неблагодарность и нечестивость, обычно сопутствующие друг другу. Что делает людей нечестивыми, лишенными страха Божьего, как не их неблагодарность Богу за Его милости? Неблагодарность и нечестивость дополняют друг друга; вы не можете назвать человека худшим именем, чем имя неблагодарный. Безрассудный, нечистый, оскверненный похотями — все это признаки великой неблагодарности Богу, давшему человеку все потребное для его тела; мы злоупотребляем Его дарами, если делаем их пищею для удовлетворения своих похотей.

6. Времена становятся тяжкими, когда люди переступают границы естественной или обычной порядочности, когда они недружелюбны, непримирительны, ст. 3 (англ. не имеющие естественных привязанностей, нарушители мира. — Прим. переводчика). Всем людям присущи естественные привязанности. Человеческой природе свойственны дружелюбные чувства к подобным себе, особенно к родственникам. Времена делаются тяжкими, когда дети непокорны родителям своим (ст. 2), а родители не любят своих детей, ст. 3. Смотрите, как грех извращает природное естество человека, как он лишает людей даже того, что природа заложила в них для сохранения и продолжения их рода. Ведь естественные привязанности родителей к своим детям это то, от чего зависит продолжение рода человеческого на земле. И что удивительного в том, что людей, которых не связывают естественные чувства родства, не могут объединить никакие торжественные союзы и договоры. Они непримирительны (нарушители мира), не стыдятся нарушать взятых на себя обязательств.

7. Клеветники тоже делают времена тяжкими. Если люди клевещут друг на друга, то они делаются диаволами друг для друга. Они не уважают доброго имени других, воображая, будто могут говорить и делать все, что им вздумается, Пс 11:5.

8. Когда люди не управляют собой и своими собственными похотями. Они не могут управлять своими похотями, потому что они невоздержны, и своими страстями, так как они жестоки. Человек, не управляющий своим духом, подобен разрушенному городу, без стен, он быстро раздражается по малейшему поводу.

9. Когда доброе и достойное почитания совершенно презирается и унижается. Не любящие добра (англ. презирающие добрых. — Прим. переводчика). Преследователи, по гордости своей, смотрят с презрением на добрых людей, хотя они намного превосходят своих ближних.

10. Когда большинство людей предатели, наглы, напыщенны, тогда времена тяжкие, ст. 4. Христос предсказывал, что брат предаст брата на смерть, и отец — детей (Мф 10:21), это наихудшие из всех предателей. Когда люди высокомерны и надменны, оскорбляют всех окружающих, особенно, когда такие нравы преобладают, то времена становятся тяжкими.

11. Когда люди в большинстве своем более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Когда больше эпикурейцев, чем истинных христиан, тогда времена поистине тяжкие. Бога следует любить более всего. Если кто предпочитает Богу что-нибудь, особенно такие низменные удовольствия, как плотские похоти, то это есть вражда против Бога, ибо плотские помышления суть вражда против Бога.

12. Когда, при всем этом, они имеют вид благочестия (ст. 5), называются христианами, крещенными в христианскую веру, и делают показуху из религии. Но каким бы благовидным ни было их формальное благочестие, они не имеют силы его. Принимая только вид благочестия и отвергая силу благочестия, они раздирают то, что Бог соединил вместе. Они хотят иметь вид благочестия, чтобы избавиться от осуждений своей совести, но не хотят подчиняться силе благочестия, чтобы избавиться от своего греха. Заметьте:

(1) Люди могут быть на редкость плохими, нечестивыми, невзирая на исповедание ими религии. Они могут быть самолюбивыми, и так далее, и в то же время иметь вид благочестия.

(2) Вид благочестия — это нечто совершенно отличное от силы его; человек может иметь одно и совершенно не обладать другим, даже отвергать его, по крайней мере, в своей практической жизни.

(3) Добрые христиане должны удаляться от таковых.

III. Павел предупреждает Тимофея, чтобы он остерегался обольстителей, чтобы не только сам удалялся от них, но и защищал от обольщения тех, кто находится на его попечении.

1. Он показывает, как обольстители усердно стараются приобрести себе последователей (ст. 6): они вкрадываются в доверие к отдельным лицам, проникают в их дома, не осмеливаясь действовать открыто, ибо делающие зло боятся света, Ин 3:20. Они не вторгаются в дома, но деликатно вкрадываются в них, завоевывая симпатии людей, внушая им доброе мнение о себе и таким образом привлекая их на свою сторону. И кого же удается им увлечь? Слабых женщин, обремененных грехами и водимых различными похотями. Неразумная голова и развращенное сердце делает человека, особенно женщин, легкой добычей обольстителей.

2. Апостол показывает, как далеки были эти женщины от познания истины, несмотря на то что делали вид, будто всегда учатся, ст. 7. В некотором смысле мы всегда должны учиться, то есть возрастать в познании, стремиться вперед, следуя за Христом. Но они были легкомысленны и непостоянны, жадно впитывали всякую новую идею, как бы желая увеличить свои познания, но никогда не приходили к ясному разумению истины.

3. Павел предсказывает несомненный конец, какой будет положен успехам этих еретиков, ст. 8−9. Он сравнивает их с египетскими волхвами, названными здесь Ианний и Иамврий, которые противились Моисею. Хотя их имена не встречаются на страницах Священного Писания, однако они упоминаются у некоторых иудейских авторов. Когда Моисей пришел с божественным поручением вывести израильский народ из Египта, то эти волхвы воспротивились ему. Так и эти еретики противятся истине и являются подобными им людьми с развращенным умом, их мышление извращено, они невежды в вере, то есть крайне далеки от того, чтобы быть истинными христианами. Но они немного успеют. Заметьте:

(1) Обольстители действуют исподтишка, они любят тьму, ибо боятся выступить открыто, и поэтому вкрадываются в дома. Далее: они нападают на тех, кто не способен защитить себя, на слабых и порочных женщин.

(2) Обольстители всех эпох поразительно похожи друг на друга. Их характер один и тот же — это люди развращенного ума, и далее. Их образ действий тоже одинаков — они противятся истине, как Ианний и Иамврий противились Моисею. И всех их ожидает одинаковое посрамление.

(3) Кто противится истине, тот повинен в страшном безумии, ибо истина велика, и она победит.

(4) Хотя духу заблуждения будет на какое-то время дана свобода действия, однако Бог держит его в цепях. Сатана может обманывать народы и церкви, но не больше и не дольше, чем допустит ему Господь: ...их безумие обнаружится пред всеми... то есть откроется, что они обманщики, и тогда все оставят их.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 3 глава 8 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Кто были эти волхвы при Моисее, и почему имена их не упоминаются нигде в другом месте? Вероятно, они сохранились в неписаном предании или открыты Павлу Святым Духом.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Феофан Затворник (1815−1894)

Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такоже и сии противляются истине, человецы растлении умом, и неискусни о вере

Как назывались волхвы, противившиеся святому Моисею, в Писании не означено. «Вероятно, сказанные Апостолом имена их сохранились в неписанном предании» (все наши). Но это не важно; важно наведение, которое само собою отсюда выходит. Святой Моисей явно был послан Богом и говорил и действовал от лица Божия, как Бог ему повелел; а те волхвы выступили против него. Явно, что они были не от истины Божией, не тем духом водились, который от Бога, но тем, который всегда и во всем против Бога. То же и теперь, говорит. Нас Бог послал лично чрез Господа Иисуса Христа, и мы проповедуем, что Он повелел, бывая научаемы Духом; а эти, прокрадывающиеся в домы и обольщающие слабых жен призраком истины, явно не от Бога суть и не от Духа Божия вещают. Не изумляйтесь сему, как бы говорит святой Павел. Что явились такие, ничего нет дивного. «Как в пшенице обыкновенно произрастают плевелы, так проповедники истины всегда имели сопротивников. Кто славнее Моисея благочестием? Но и он имел волхвов, людей, явно ополчившихся на истину» (блаженный Феодорит). Так не дивитесь и вы, что показались среди вас противники истины. Они восстают на наше учение не потому, что лучше познали истину, но потому, что, будучи развращены умом и неискусны в вере, вместо истины держат ложь, которая кажется им истиною.

У кого ум бывает развращен? Бывает он таким и у тех, которые, в противность естественным законам ума, соступают с прямого пути, коим доходят до истины, и, вступив на ненадлежащий путь, нападают на ложные начала, и, усвоив их, начинают обо всем судить и все решать на основании сих начал. Как начала, взятые не на истинном пути, истинными быть не могут; то все их суждения и решения бывают ложны, хотя они стоят за них как за истинные. Так им кажется сквозь усвоенные ими начала. Как надевший испорченные очки видит вещи или не на своем месте, или не в своем цвете и величине, или вверх ногами, судя по тому, как повреждены очки: так и эти, как извращено око их ума принятыми началами, так и судят, — и судят не по истине, а по видимости. Сбрось порченые очки, и увидишь вещи как есть: так и здесь, — брось ложные начала, выступи из них, и увидишь истину. Другой вид развращения ума — обладание страстьми. Куда влекут страсти, туда и ум плетется, и что они считают дельным, то таковым видит и ум. Страсти же все стоят вне истины; почему отбивают от истины и ум, ими завладенный. — В сем смысле пишет блаженный Феофилакт: «когда кто растлит свой ум страстьми, тогда он бывает неискусен в вере (или в познании истинной веры). Рече безумен: несть Бог. Растлеша и омерзишася в беззакониих (ср.: Пс 52:2). Для приятия веры (истинной) потребен ум нерастленный (страстями). Да внимаем убо себе, чтоб не растлиться нам страстями и не нашло места в нас испорчение (обложнение, подделание веры)».

Неискусным в вере бывает наиболее берущийся учить вере, и бывает таким тогда, когда, не зная точно определений веры, побочные вере представления, кажущиеся только истинными, а не сущие таковыми, признает истинными и, научая держаться их, покривляет истину веры и уклоняется от ней на распутия инакомыслия и лжи. И неискусные в вере бывают от тех же причин, от которых и развращенные умом. Они преемствуют друг друга. Развращенный умом непременно окажется неискусным в вере, когда возьмется судить о деле веры.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Но как Ианний и Иамний противились Моисею в том Ветхом (Завете), так и сии противятся истине сего Новаго (Завета), — люди развращенные умом, невежды в вере.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Макарий Великий (~300−391)

Враг, обольстив Адама, и таким образом, возгосподствовав над ним, отнял у него власть, и сам наименовался князем века сего. Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил человека. Ни огонь его не преодолевал, ни вода не потопляла, ни зверь ему не вредил, ни ядоносное животное не могло оказать над ним своего действия. Но после того как уступил обольщению, и начальство свое предал он обольстившему. Посему, волхвы и чародеи, по действию сопротивной силы, при Божием попущении оказываются чудодеями, имеют власть над ядоносными животными, смело идут в огонь и воду, как Ианний и Иамврий, противившиеся Моисею, и как Симон, вступающий в состязание с первоверховным Петром.

Источник: Слово 4. О терпении и рассудительности.

Августин (354−430)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Не противятся ли они сей истине — люди умом развращенные, невежды в вере, которые отвечают и произносят несправедливые слова, говоря: «От Бога мы имеем то, что мы люди, однако от нас самих — то, что мы праведны»? Что говорите вы, обманывающие самих себя, — не защитники, а ниспровергатели свободы воли, — с высоты возвышения через пустоту предубеждения погружаясь на глубину? Несомненно, это ваши слова, что человек сам по себе творит правду. И это — высота вашего превозношения!

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Имена их [волхвов] божественный апостол взял не из божественного Писания, но из неписаного учения иудеев.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине

Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписаного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святого Духа.

Люди, развращенные умом, невежды в вере

Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает неискусен в вере. Сказал безумец: нет Бога (Пс 52:2). Почему? Потому, что они развратились и сделались мерзкими в беззакониях. Посему для приятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Фульгенций Руспийский (468−533)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Грехи неправедных совершаются тремя способами: ведь вовлекаются или в святотатства, или в позорные поступки, или в злодеяния. Святотатство совершают, когда о Боге думают неверно и от истинной веры удаляются или из-за страха временных неудобств, или из желания временных удобств, или из-за слепоты сердца, а также испорченности. Позорными же поступками прегрешают, когда постыдно живут, внутренне разнузданные и развратные. Злодеяниями же тогда прегрешают, когда жестоко вредят другим. И тех, и других, смертельно прегрешающих или в вере, или в действиях, блаженный апостол называет превратными, говоря о тех, кто противоречит истинной вере: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом, превратные в вере.

Источник: О воплощении Сына Божьего.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере

Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно