Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 3 глава 6 стих)

ενδυνοντες praes. act. part, от ενδυνω (#1905) входить, вкрадываться, врываться. Имеется в виду навязчивость вторжения (Guthrie), αιχμαλωτιζοντες praes. act. part, от αιχμαλωτιζω (#170) брать в плен, захватывать. Это слово обозначает полное овладевание (Huther). γυναικαριον (#1220) маленькая женщина, глупая или праздная женщина. Возможно, женщины становились легкой добычей для лжеучителей, потому что в то время они часто были необразованны (ВВС). Это уничижительное слово, выражающее презрение (Fairbairn). σεσωρευμενα perf. pass. part, от σωρευω (#5397) наваливать, довлеть. Perf. подчеркивает постоянное состояние или условие, αγομενα praes. pass. part, от αγω (#72) вести, приводить, επιθυμια (#2123) сильное желание, похоть. Здесь instr. dat. используется с pass, ποικιλος (#4476) многоцветный, разнообразный, разный.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 3 глава 6 стих)

3:6 обольщают женщин Слабые в добродетели и познании истины, отягощенные эмоциональным и духовным чувством вины из-за своих грехов, женщины были легкой добычей для лжеучителей. См. пояснения к 1Тим 2:13,14; 5:11,12.


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 3 глава 6 стих)

3:6 Теперь из толпы нечестивцев последних дней Павел выделяет одну конкретную группу — руководителей и учителей различных сект. Все упомянутое в этом подробном описании их характера и методов характерно и для современных сект.

Прежде всего, мы читаем, что они вкрадываются, или же хитростью проникают, в дома. Не случайно это словосочетание вызывает в памяти движение змеи. Яви они свое истинное лицо, вряд ли им удалось бы попасть во многие из домов; поэтому они используют множество уловок, говоря, например, о Боге, Библии и Иисусе (даже если и не верят в то, что говорит об этом Писание).

Далее апостол говорит, что они обольщают женщин. Это очень типично. Свои визиты они наносят в то время, когда мужья, по всей вероятности, находятся на работе или где-то еще. История повторяется. В Едемском саду сатана обратился к Еве и обманул ее. Она узурпировала власть над своим мужем, приняв решение там, где не имела на то никакого права. Методы сатаны ничуть не изменились. И по сей день он обращается со своими лжеучениями к женщинам, превращая их в своих пленниц.

Женщины более уязвимы, они слабее и неустойчивее мужчин, но им не хватает не столько ума, сколько силы характера.

О них говорится как об утопающих во грехах, водимых различными похотями. Во-первых, это свидетельствует о том, что их гнетет сознание своих грехов, они чувствуют, что в жизни им чего-то не хватает. Вот в этот-то критический момент на пороге появляются сектанты. Как печально, что знающие истину Слова Божьего не проявляют большого рвения в попытках прийти таким душам на помощь.

Во-вторых, мы читаем, что они водимы различными похотями. По мнению Веймута, они водимы вечно меняющимися причудами и капризами.

Моффатт называет их «своенравными, непостоянными, импульсивными существами». Суть, вероятно, в том, что, отягощенные сознанием своего греха, стремясь избавиться от этого бремени, они с готовностью принимают всякое новомодное учение или религиозное новшество.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 3 глава 6 стих)

Стихи 1−9. Тимофей не должен удивляться тому, что в церкви были плохие люди, ибо сеть Евангелия захватывает как хорошую, так и худую рыбу, Мф 13:47−48. Иисус Христос предсказывал, что должны прийти обольстители (Мф 24), поэтому мы не должны соблазняться на них и думать плохо о христианстве или о церкви из-за них. Даже в золоте присутствует примесь, и в пшенице, рассыпанной на полу, много мякины.

I. Тимофей должен знать, что в последние дни (ст. 1), в евангельские времена, наступят времена тяжкие. Хотя эпоха Евангелия является временем исправления во многих отношениях, однако он должен знать, что даже в эту эпоху будут тяжкие времена, не столько в смысле гонений извне, сколько в смысле внутреннего разложения. Будут такие тяжкие времена, что трудно будет для человека сохранить добрую совесть. Апостол не говорит, что тяжкими времена будут потому, что иудеи и язычники объединятся против церкви, но потому что люди, имеющие вид благочестия (ст. 5), будут развращаться и причинять большой вред церкви. Два предателя внутри крепости могут нанести ей гораздо больше вреда, чем две сотни осаждающих ее стены извне. Времена будут тяжкими, потому что люди будут нечестивыми, злыми. Заметьте:

1. Грех делает времена тяжкими. При общем разложении нравов и характеров людей наступают опасные для жизни времена, ибо трудно сохранить свою непорочность среди всеобщего разложения.

2. Наступление тяжких времен доказывает истинность предсказаний Священного Писания; если бы события не соответствовали в этом отношении пророчествам, мы могли бы сомневаться в богодухновенности Библии.

3. Мы все должны знать об этом, верить этому предсказанию и учитывать его, чтобы не удивляться, когда придут эти тяжкие времена: Знай же...

II. Павел говорит о том, что сделает эти времена тяжкими, то есть о приметах и признаках, по каким можно будет узнать эти времена, ст. 2 и далее.

1. Самолюбие сделает эти времена тяжкими. Но кто не любит себя? Здесь имеется в виду неумеренная греховная любовь к себе. Люди будут больше любить свое плотское естество, нежели духовное. Они больше будут заботиться об удовлетворении своих плотских похотей и об их обеспечении, чем об угождении Богу и исполнении своего долга. Вместо христианского милосердия, которое печется о благе другого, они будут думать только о себе и предпочитать свое собственное удовлетворение созиданию церкви.

2. Сребролюбие. Заметьте: себялюбие порождает целый ряд грехов и преступлений. Когда люди любят самих себя, от них не приходится ожидать никакого добра, так как его можно ожидать лишь от тех, кто любит Бога от всего сердца. Когда чрезвычайно преобладает сребролюбие, когда каждый стремится чем-то завладеть и сохранить то, что он имеет, то люди становятся опасными друг для друга, тогда все вынуждены стоять на страже против своего соседа.

3. Гордость и надменность. Это времена тяжкие, когда люди, будучи гордыми, надмеваются над другими, презирают их и смотрят на них свысока и злословят Бога и имя Его. Если люди не боятся Бога, то они не уважают и человека, и наоборот.

4. Когда дети непокорны своим родителям, нарушают обязанности, возложенные на них в отношении их (как в смысле долга перед ними, так и в смысле благодарности им, а часто и в смысле обеспечения родителей, находящихся в зависимости от них и ожидающих помощи от них), то они делают времена тяжкими. Ибо перед каким беззаконием может остановиться человек, оскорбляющий своих родителей и восстающий против них?

5. Тяжкими делают времена также неблагодарность и нечестивость, обычно сопутствующие друг другу. Что делает людей нечестивыми, лишенными страха Божьего, как не их неблагодарность Богу за Его милости? Неблагодарность и нечестивость дополняют друг друга; вы не можете назвать человека худшим именем, чем имя неблагодарный. Безрассудный, нечистый, оскверненный похотями — все это признаки великой неблагодарности Богу, давшему человеку все потребное для его тела; мы злоупотребляем Его дарами, если делаем их пищею для удовлетворения своих похотей.

6. Времена становятся тяжкими, когда люди переступают границы естественной или обычной порядочности, когда они недружелюбны, непримирительны, ст. 3 (англ. не имеющие естественных привязанностей, нарушители мира. — Прим. переводчика). Всем людям присущи естественные привязанности. Человеческой природе свойственны дружелюбные чувства к подобным себе, особенно к родственникам. Времена делаются тяжкими, когда дети непокорны родителям своим (ст. 2), а родители не любят своих детей, ст. 3. Смотрите, как грех извращает природное естество человека, как он лишает людей даже того, что природа заложила в них для сохранения и продолжения их рода. Ведь естественные привязанности родителей к своим детям это то, от чего зависит продолжение рода человеческого на земле. И что удивительного в том, что людей, которых не связывают естественные чувства родства, не могут объединить никакие торжественные союзы и договоры. Они непримирительны (нарушители мира), не стыдятся нарушать взятых на себя обязательств.

7. Клеветники тоже делают времена тяжкими. Если люди клевещут друг на друга, то они делаются диаволами друг для друга. Они не уважают доброго имени других, воображая, будто могут говорить и делать все, что им вздумается, Пс 11:5.

8. Когда люди не управляют собой и своими собственными похотями. Они не могут управлять своими похотями, потому что они невоздержны, и своими страстями, так как они жестоки. Человек, не управляющий своим духом, подобен разрушенному городу, без стен, он быстро раздражается по малейшему поводу.

9. Когда доброе и достойное почитания совершенно презирается и унижается. Не любящие добра (англ. презирающие добрых. — Прим. переводчика). Преследователи, по гордости своей, смотрят с презрением на добрых людей, хотя они намного превосходят своих ближних.

10. Когда большинство людей предатели, наглы, напыщенны, тогда времена тяжкие, ст. 4. Христос предсказывал, что брат предаст брата на смерть, и отец — детей (Мф 10:21), это наихудшие из всех предателей. Когда люди высокомерны и надменны, оскорбляют всех окружающих, особенно, когда такие нравы преобладают, то времена становятся тяжкими.

11. Когда люди в большинстве своем более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Когда больше эпикурейцев, чем истинных христиан, тогда времена поистине тяжкие. Бога следует любить более всего. Если кто предпочитает Богу что-нибудь, особенно такие низменные удовольствия, как плотские похоти, то это есть вражда против Бога, ибо плотские помышления суть вражда против Бога.

12. Когда, при всем этом, они имеют вид благочестия (ст. 5), называются христианами, крещенными в христианскую веру, и делают показуху из религии. Но каким бы благовидным ни было их формальное благочестие, они не имеют силы его. Принимая только вид благочестия и отвергая силу благочестия, они раздирают то, что Бог соединил вместе. Они хотят иметь вид благочестия, чтобы избавиться от осуждений своей совести, но не хотят подчиняться силе благочестия, чтобы избавиться от своего греха. Заметьте:

(1) Люди могут быть на редкость плохими, нечестивыми, невзирая на исповедание ими религии. Они могут быть самолюбивыми, и так далее, и в то же время иметь вид благочестия.

(2) Вид благочестия — это нечто совершенно отличное от силы его; человек может иметь одно и совершенно не обладать другим, даже отвергать его, по крайней мере, в своей практической жизни.

(3) Добрые христиане должны удаляться от таковых.

III. Павел предупреждает Тимофея, чтобы он остерегался обольстителей, чтобы не только сам удалялся от них, но и защищал от обольщения тех, кто находится на его попечении.

1. Он показывает, как обольстители усердно стараются приобрести себе последователей (ст. 6): они вкрадываются в доверие к отдельным лицам, проникают в их дома, не осмеливаясь действовать открыто, ибо делающие зло боятся света, Ин 3:20. Они не вторгаются в дома, но деликатно вкрадываются в них, завоевывая симпатии людей, внушая им доброе мнение о себе и таким образом привлекая их на свою сторону. И кого же удается им увлечь? Слабых женщин, обремененных грехами и водимых различными похотями. Неразумная голова и развращенное сердце делает человека, особенно женщин, легкой добычей обольстителей.

2. Апостол показывает, как далеки были эти женщины от познания истины, несмотря на то что делали вид, будто всегда учатся, ст. 7. В некотором смысле мы всегда должны учиться, то есть возрастать в познании, стремиться вперед, следуя за Христом. Но они были легкомысленны и непостоянны, жадно впитывали всякую новую идею, как бы желая увеличить свои познания, но никогда не приходили к ясному разумению истины.

3. Павел предсказывает несомненный конец, какой будет положен успехам этих еретиков, ст. 8−9. Он сравнивает их с египетскими волхвами, названными здесь Ианний и Иамврий, которые противились Моисею. Хотя их имена не встречаются на страницах Священного Писания, однако они упоминаются у некоторых иудейских авторов. Когда Моисей пришел с божественным поручением вывести израильский народ из Египта, то эти волхвы воспротивились ему. Так и эти еретики противятся истине и являются подобными им людьми с развращенным умом, их мышление извращено, они невежды в вере, то есть крайне далеки от того, чтобы быть истинными христианами. Но они немного успеют. Заметьте:

(1) Обольстители действуют исподтишка, они любят тьму, ибо боятся выступить открыто, и поэтому вкрадываются в дома. Далее: они нападают на тех, кто не способен защитить себя, на слабых и порочных женщин.

(2) Обольстители всех эпох поразительно похожи друг на друга. Их характер один и тот же — это люди развращенного ума, и далее. Их образ действий тоже одинаков — они противятся истине, как Ианний и Иамврий противились Моисею. И всех их ожидает одинаковое посрамление.

(3) Кто противится истине, тот повинен в страшном безумии, ибо истина велика, и она победит.

(4) Хотя духу заблуждения будет на какое-то время дана свобода действия, однако Бог держит его в цепях. Сатана может обманывать народы и церкви, но не больше и не дольше, чем допустит ему Господь: ...их безумие обнаружится пред всеми... то есть откроется, что они обманщики, и тогда все оставят их.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 3 глава 6 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющий женишца отягощенныя грехами, водимыя похотъми различными

От сих бо суть — из этого круга суть. Но те, о коих говорилось, еще будут, а эти уже суть. Следовательно, считаются предшественниками и зачатками тех. Поныряющии в домы — скрытно прокрадывающиеся. «Этим словом Апостол выражает их бесстыдство, бесчестность, обман, обольщение» (святой Златоуст). И еще «ανελευθερον — несвободность» (блаженный Феофилакт). Совесть зазирала открыто это делать, или опасение было, что встретят препоны — открыто действовать.— И пленяющии женишца. «Видишь ли, как эти люди подражают древнему обольстителю, употребляя то же орудие, которое диавол употребил против Адама?» (святой Златоуст). «Конечно, и они имели в виду посредством жен привлечь на свою сторону и мужей» (Экумений). Пленяющии, αιχμαλωτιζοντες, — в плен забирающие. Женщинам свойственно прельщаться новостию и видимостию и, прельстившись, отдаваться в рабство прелести и прельстителям. Став на эту точку, они делаются очень удобными орудиями в руках ищущих достижения своих целей не прямыми средствами. — Женишца, γυναικαρια, — слово уничижительное. Выразился так Апостол для обличения удобопрельстительности или поползновения к обольщениям, — вместе намекая, что и мужчина, если окажется удобооболыцаемым, ничем не лучше женщины. Укоряется не природа, а характер (см.: святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт).

Отягощенныя грехами, σεσωρευμενα, — заваленные грехами, на коих грехов, как куча всякого сора. «Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов» (блаженный Феофилакт). «Не природу осуждает; ибо не просто сказал: женщин, но именно таких женщин И вот от чего они предаются обольщениям, — от грехов, от того, что не знают доброго (и различить не могут, что не добро)» (святой Златоуст). «А такой обыкновенно скорее склоняется на ложные догматы» (блаженный Феофилакт). — Водимыя похотьми различными. Не все, конечно, женщины, увлекающиеся ложными учениями, обременены грехами; но суетности редкая из них не рабствует, а от суетности — рой пожеланий и похотений. Стоит только сюда забраться искуснику, и он непременно завладеет женским умом и сердцем и посеет в них, что хочет. Впрочем, похотъми различными — может означать и кучу страстей — не легких. Святой Златоуст говорит: «что значит: различными? Здесь он разумеет многое: роскошь, бесстыдство, разврат. Различными, говорит, похотьми, — то есть корыстолюбием, славолюбием, тщеславием, честолюбием; а может быть, указывает и на другие постыдные пожелания».

Сказавши это, Апостол показал, кого отвращаться. И конечно, такие были. Но можно предположить, что в них он указывает и на имеющих явиться после подобных им учителей, предуказывая и то, как к ним должны относиться те, коим вверены души и спасение их. Эту сторону дела имел в мысли Амвросиаст: «хотя всем еретикам свойственно, проныряя в домы, пленять хитросплетенными обольстительными словами женщин, чтоб чрез них потом привлечь на свою сторону и мужей, подражая отцу своему, диаволу, обошедшему Адама чрез Еву; но более всех это идет к манихеям. Ибо никто так не настойчив, не вкрадчив и не лжив, как они, иное держащие внутри и иное являющие наружно. Они проповедуют святое целомудрие, но, под прикрытием своего закона, живут нечисто; хвалят милосердие, но между собою обижают друг друга; твердят, что должно презирать мир, но всегда вращаются среди него; хвастливо уверяют, что держат строгий пост, но на вид всегда бывают довольно полны, только, по какому-то искусству, кажутся бледными, чтоб обманывать. Итак, Апостол настоящими словами о них пророчествовал, потому что во время Апостолов их не было. Диоклетиан в одном своем постановлении называет их ересь скверною и нечистою, недавно вышедшею из Персии. Они находят женщин, из суетности желающих слышать новое, и, представляя им вещи нравящиеся, успевают сманить их на свое нечистое учение. А те жадно слушают их, желая научиться, смысла же достаточно не имея, чтоб различить истину от лжи. Так бывает, что они всегда учатся, а познания истины не имеют».

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ириней Лионский († кон. II в.)

Ст. 6−7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Некоторые ученики [этого лжеименного гностика], занимаясь теми же делами, ввели в обман и растлили много простоватых женщин Они провозглашают себя совершенными, так что никто — ни даже Павел, или Петр, или другой кто из апостолов — не может сравниться с ними по величию знания; а они, напротив того, более всех знают и одни проглотили величие знания о неизреченной силе. Они говорят также, что они по высоте своей выше всякой силы, а потому и делают все свободно, не имея ни в чем никакого страха.

Источник: Против ересей.

Ефрем Сирин (~306−373)

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Никакой пользы они не получат от тебя когда, разукрашенные, приступят к тебе. Они проникают в домы, не для увещания и исправления, но чтобы пленять в учение секты своей женок, обремененных грехами, в коих вращаются, — и увлекаются не в одну, но в различные похоти.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Августин (354−430)

Ст. 6−7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Обратим духовный взор свой и с Божией помощью будем стараться узнать Бога. Глас божественной песни таков: Ищите Бога, и да живет душа ваша (Пс 68:33). Будем искать Того, Кого должно обрести, будем искать Того, Кто уже обретен. Чтобы с целью обрести искали Его — Он сокрыт; чтобы уже обретенного искали Его — Он безмерен. …Так, Ищите лицо Его всегда (Пс 104:4) сказано не в том значении, в каком, например, говорится о всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, но, скорее, в том, в каком говорится: «Когда человек закончит, он только начинает».

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

Ст. 6−7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Убегай и мужчин, которых увидишь в веригах, с отращенными наподобие женских волосами, вопреки поведению апостольскому, с козлиной бородой, в черном одеянии, с обнаженными в жертву холоду ногами. Это все доводы дьявола. Таков, к сожалению, был в Риме некогда Анфим, таков был недавно Софроний. Проникнув в дома вельмож и обманув женщин, обремененных грехами, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины, они принимают на себя личину святости и как бы подвизаются в продолжительных постах, посвящая между тем ночи тайным пиршествам

….Доброе дело — повиноваться старшим, слушаться начальников и, после правил Писания, учиться пути жизни у других и не руководствоваться самым худшим учителем, то есть гордостью. О таких женах и апостол говорит: дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения (Еф 4:14); всегда учащимися и никогда не могущими дойти до познания истины.

Источник: Послания.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы

Словом вкрадываются указывает на их бесстыдство и коварство.

И обольщают женщин

Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам Следовательно и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем.

Утопающих во грехах

Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин ибо природа не должна быть осуждаема, но женок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные догматы, утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела.

Водимых различными похотями.

То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: водимые, как будто говорит о бессловесных.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 6−7 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины

Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за ложными учителями (женщин — ta gunaikaria — уменьшительно — презрительное выражение вместо ai gunaikeV). Женщины будут искать у этих лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно