Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 3 глава 13 стих)

γοητες пот. pl. от γοης (#1200) чародей, фокусник; здесь в знач. обманщик; тот, кто очаровывает, волшебник, вводящий в заблуждение (Ellicott; MM; BAGD; TDNT; Spicq; DPL, 580-83). Иосиф Флавий использует это слово для описания Февды, который во времена Фада убедил множество иудеев продать свое имущество и последовать за ним в восстании против Рима (Jos., Ant. 20:97; другие примеры использования этого слова у Флавия см. в CCFJ, 1:390). προκοψουσιν fut. ind. act. от προκοπτω продвигаться, χειρον асс. от χειρων (#5937) хуже, πλανωντες praes. act. part, от πλαναω (#4414) сбивать с толку, обманывать. πλανωμενοι praes. pass. pari, от πλαναω (#4414) сбивать с толку, обманывать. Adj. part, или part, средства объясняет, как они продвигаются вперед.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 3 глава 13 стих)

3:13 Все опасные действия лжеучителей (ср. ст. 1−9) будут учащаться и достигать большого успеха до Пришествия Христа. Ср. 2Фес 2:11.


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 3 глава 13 стих)

3:13 Павел не тешит себя иллюзией, что постепенно мир будет становиться лучше и лучше, пока наконец все люди обратятся в христианство.

Через откровение свыше он знал, что будет как раз наоборот. Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле.

Их методы будут все утонченнее, а атаки все смелее. Они не только будут обманывать других, но и сами попадут в те же сети своего лжеучения, которыми пытаются опутать своих слушателей. После стольких лет торговли собственной ложью они и сами начинают в нее верить.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 3 глава 13 стих)

Стихи 10−17. Чтобы утвердить Тимофея на том пути, каким он шел до сих пор, апостол I. Ставит ему в пример свою собственную жизнь (ст. 10), которой очевидцем был сам Тимофей, так как он много сопутствовал Павлу: А ты последовал мне в учении... (англ. ты хорошо знаешь мое учение. — Прим. переводчика). Чем лучше мы знаем учение Христа и апостолов, тем точнее должны следовать ему. Причина, почему многие не держатся учения Христа, состоит в том, что они недостаточно знают его. У апостолов Христа не было врагов, кроме тех, кто не знал их или недостаточно знал; те же, кто их хорошо знал, очень любили и уважали их. Что же именно знал Тимофей о Павле?

1. Учение, какое Павел проповедовал. Павел ничего не скрывал от своих слушателей, но открывал им полную волю Божию (Деян 20:27), так что если они чего-то не знали, то в этом была их собственная вина. Тимофей имел особое преимущество воспитываться у столь великого наставника и познакомиться с учением, которое он проповедовал.

2. Тимофей знал и о житии апостола Павла: А ты последовая мне в учении, житии... Образ жизни апостола составлял одно целое с учением, что он проповедовал, и ни в чем не противоречил ему. Служители, чей образ жизни согласуется с их учением являются добрыми служителями и оставят после себя добрые плоды своих трудов. И наоборот, не приносят людям пользы те, что хорошо проповедуют, но плохо живут.

3. Тимофей был также хорошо осведомлен о тех великих целях, какие преследовал апостол как в проповеди так и в жизни своей: «Ты знаешь о моем расположении: к чему я стремился, как далек я был от мирских и плотских интересов, как искренно я искал славы Богу и блага душам человеческим».

4. Тимофей хорошо знал, каков был характер Павла: знал о его вере (о ее искренности и верности), о его великодушии по отношению к церквам, где проповедовал и над которыми надзирал; о его любви ко всем людям и о его терпении.

5. Он знал, сколько апостол претерпел зла за совершаемое им добро (ст. 11): «Ты хорошо знаешь о гонениях и страданиях, постигших меня (он упоминает только то, что случилось с ним в Антиохии, Листрах, Иконии, где Тимофей был вместе с ним), поэтому не удивляйся, если тебе придется испытать подобное тому, что претерпел я прежде тебя». 6. Тимофей знал, как Бог заботился о Павле: ...йот всех избавил меня Господь. Как Павел никогда не изменял своему делу, так и Бог никогда не изменял ему. Ты хорошо знаешь о моих страданиях. Когда мы знаем о страданиях добрых людей только отчасти, то можем поддаться искушению уклониться от того дела, за какое они несут страдания; когда мы знаем только о трудностях, претерпеваемых ими за Христа, то готовы сказать: «Мы отказываемся от этого дела, так как верность ему, вероятно, слишком дорого обойдется нам». Но когда мы хорошо знаем об их страданиях, не только о том, как они страдали, но также и о том, какую поддержку и утешение получали в своих страданиях, тогда их страдания не обескуражат, а, наоборот, воодушевят нас, особенно если мы учитываем то, о чем были заранее предупреждены (ст. 12): Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, хотя и не всегда одинаково, но, в той или иной степени, будут гонимы. Они будут презираемы, их вера будет препятствовать их продвижению в мире; это относится ко всем, кто желает жить благочестиво, но особенно к тем, кто желает жить благочестиво во Христе Иисусе, то есть согласно строгим правилам христианской веры, кто желает носить имя распятого Искупителя. Все, кто хочет проявить свое благочестие в практической жизни, кто хочет не только быть благочестивым, но и жить благочестиво, пусть готовятся к гонениям, особенно если они непоколебимо тверды в этом решении. Заметьте:

(1) Жизнь апостола была в высшей степени примерной в трех отношениях: в отношении его учения, которое было в полном согласии с волей Божией, в отношении его практического поведения, которое соответствовало его учению, и в отношении гонений и страданий.

(2) Хотя жизнь апостола была очень плодотворной, она, в то же время, была полна страданий. Никто, я думаю, так не уподобился своему Учителю по плодотворности служения и по величине страданий, как апостол Павел. Он страдал почти на каждом месте, Дух Святой свидетельствовал, что узы и скорби ждут его, Деян 20:23.

(3) Ради ободрения Тимофея, а также и ради нашего ободрения в страданиях Павел упоминает о том, что Господь избавил его от всех гонений.

(4) Жизнь истинного христианина может быть описана так: они живут благочестиво во Христе Иисусе — таково их практическое поведение; они гонимы — таково обращение, какого они должны ожидать от мира.

II. Павел предупреждает Тимофея о роковом конце обманщиков, чтобы, имея это в виду, он твердо держался истины, которая во Христе Иисусе: Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле... (англ. будут становиться все хуже и хуже. — Прим. переводчика), ст. 13. Заметьте: как добрые люди посредством благодати Божией преуспевают в добре, становятся все лучше и лучше, так плохие, посредством коварства сатаны и действия своей собственной испорченной природы, преуспевают во зле, то есть становятся все хуже и хуже. Путь греха ведет вниз, ибо идущие по нему переходят от плохого к худшему, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Кто обманывает других, обманывает лишь самого себя; кто других вводит в заблуждение, тот сам все более и более заблуждается, на свою погибель.

III. Павел советует Тимофею твердо держаться того, чему он был научен, и особенно того, чему он научился из священных писаний (ст. 14−15): А ты пребывай в том, чему научен... Заметьте: недостаточно просто знать, что есть добро, но надо пребывать в нем и оставаться в нем до конца. Тогда только мы будем истинными учениками Христа, Ин 8:31. Мы не должны быть более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, Еф 4:14. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца... Евр 13:9. По этой причине мы должны пребывать в том, чему научились из священных писаний, не в заблуждениях и ошибках, в какие впадали в период детства и юности (ибо, при беспристрастном исследовании, придя к полному убеждению, мы должны оставить их), но в том, о чем ясно утверждают священные писания и что читающий может уразуметь. Если Тимофей будет верен истине, которой был научен, то это вооружит его против сетей и внушений обманщиков. Заметьте: Тимофей должен был пребывать в том, чему был научен, и что ему было вверено.

1. Какое великое счастье — знать твердое основание того учения, в каком мы были наставлены (Лк 1:4), не только знать о том, что есть истина, но знать твердое основание истины. Изучая истину, мы должны стараться более и более утвердиться в ней, чтобы, будучи хорошо укорененными в истине, мы могли противостоять всяким заблуждениям. Уверенность в религии исключительно важна, быть уверенным в истине — это большое преимущество. Зная:

(1) «Что ты имел добрых учителей. Учти, кем ты научен: не злыми людьми, не обманщиками, а добрыми людьми, испытавшими на себе силу истины, которую преподали тебе; они готовы были пострадать за нее, чтобы дать тебе полное удостоверение в том, что верят в эту истину».

(2) «И особенно зная твердое основание, на чем ты должен строить, а именно: священные писания (ст. 15): Ты из детства знаешь священные писания».

2. Тот, кто хочет познакомиться с божественными истинами и удостовериться в них, должен знать священные писания, ибо они содержат в себе суть божественного откровения.

3. Великое счастье — знать священные писания с детства; детям надо изучать писания. Детство — это время обучения, и кто хочет приобрести истинные знания, должен извлекать их из писаний.

4. Писания, которые мы должны знать, являются священными, они исходят от святого Бога, были переданы святыми людьми, содержат святые предписания и ведут нас путем святости к блаженству. Название священные писания отличает их от всех прочих писаний светского характера и от всех тех, что учат только нравственности или обычной справедливости и честности, совершенно не касаясь святости. Если мы хотим знать священные писания, то должны читать и исследовать их ежедневно, подобно тому как делали это христиане из Верии, Деян 17:11. Библия не должна быть пренебрегаемой книгой, куда редко или никогда не заглядывают. Заметим здесь следующее:

(1) В чем состоит превосходство Священного Писания. Оно богодухновенно (ст. 16) и, следовательно, является словом Божиим. Это божественное откровение, на которое мы можем полагаться как на непогрешимую истину. Тот же самый Дух, Кто вдохнул в нас разум, вдохновил и откровение для нас: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым, 2Пет 1:21. Пророки и апостолы говорили не от себя, но то, что приняли от Бога и что должны были передать нам. О том, что Писание было дано по вдохновению от Бога, свидетельствуют величие его стиля; истинность, чистота и превосходство его учения; гармония его составных частей; сила и действенность его влияния на тех, кто соприкасается с ним; исполнение многих пророчеств о вещах, недоступных человеческому предвидению; неопровержимые чудеса, производимые в подтверждение его божественного происхождения: При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле, Евр 2:4.

(2) Какую пользу оно дает нам.

[1] Оно может умудрить нас во спасение, то есть является надежным путеводителем на нашем пути к вечной жизни. Заметьте: истинно мудр тот, кто умудрен во спасении. Священное Писание может сделать нас истинно мудрыми, мудрыми для наших душ, для вечной жизни. «Чтобы умудрить тебя во спасение верою». Заметьте: Писание умудряет нас во спасение в том случае, если мы будем растворять его верою, и не иначе, Евр 4:2. Ибо если мы не верим в его истинность и благость, то оно будет для нас бесполезным.

[2] Оно полезно для нас в отношении всех целей нашей христианской жизни: ...для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Оно отвечает всем целям божественного откровения. Оно научает нас истине, обличает во грехе, наставляет в праведности. Оно полезно для всех нас, ибо мы все нуждаемся в научении, обличении, исправлении и наставлении, и имеет особую пользу для служителей, которые должны давать поучения, обличения и наставления: откуда они могут черпать их, как не из Писаний?

[3] Да будет совершен Божий человек... ст. 17. Христианин вообще и служитель, в частности, — это Божий человек. То, что совершенствует Божьего человека в этом мире, есть Священное Писание. Посредством его мы приготавляемся ко всякому доброму делу. В Священном Писании имеется все для каждого случая. Каков бы ни был наш долг, какое бы служение мы ни несли — на все случаи мы найдем в Писании то, что может подготовить нас для нашего дела.

(3) В целом мы видим здесь:

[1] Что Священное Писание полезно во многих отношениях, оно отвечает различным целям и назначениям.

[2] Писание — это совершенный закон веры и жизни. Оно предназначено для человека Божьего, то есть человека, посвятившего себя Богу, как для служителя, так и для христианина вообще.

[3] Если мы советуемся со Священным Писанием, данным по вдохновению от Бога, и следуем его указаниям, то будем Божиими людьми, совершенными, ко всякому доброму делу приготовленными.

[4] Нет никакой надобности в философских сочинениях, в баснях раввинов, в папских легендах, в устных преданиях для усовершенствования Божьего человека, так как Священное Писание отвечает всем целям и нуждам. О, если бы мы с каждым днем все больше и больше любили свою Библию и все больше старались соблюдать ее заповеди! Тогда бы мы нашли ту пользу и те преимущества, какие предназначено получить посредством ее, и достигли бы в конце концов блаженства, обетованного и гарантированного в ней для нас.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 3 глава 13 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Пусть тебя нисколько не смущает, говорит, если они благоденствуют, а ты подвергаешься искушению. Таков порядок вещей [говорит Павел]; из моего примера ты можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Афанасий Великий (~295−373)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Эти безумцы, не вином упившиеся, но своею собственною злобою, обещают раздаяние священных званий и еще похваляются своею дерзостью. Но не верьте им; напротив того -поскольку нам предстоят соблазны, будем смиряться, чтобы не подвергнуться от них гибели. …Не будем и мы, искушаемые таким образом, отступать от любви к Богу.

Источник: Праздничные послания.

Феофан Затворник (1815−1894)

Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы

Это противоположение предыдущему. Но какому? Непосредственно пред сим стоит общее положение о бездольности на земле благочестивых, которое приведено в усиление побуждения к мужеству в деле благовестия и устроения Церкви верующих, — к чему направлено все сие отделеньице (см.: 10−13). Сюда, надо полагать, направляется и настоящее противоположение. Мужайся, говорит, в деле благовестия, или установления истины, несмотря на бездольность свою: ибо такова уж участь на земле благочестивых.— А на благоденствие противников истины не смотри и не смущайся тем. Их преуспеяние не на добро им и не потому имеет место, будто на их стороне истина, но потому, что, как на земле все земные блага призрачны, то среди оземленившихся ценнее призраки истины, чем истина. Их и держатся посему, — или посему они еще и существуют, то есть прельщающе любящих прельщение.

Лукавии человецы — не люди исключительно худонравные, но преимущественно те, которые умеют лукаво ложь представлять истиною, — как видно из приложенного к ним при сем: чародеи, —под, чем должно разуметь не волхвов и магов, а лица, очаровывающие представлением лжи красною и увлекающие вслед ее. Вставить сие слово здесь подало повод сказанное в стихе 8 о противившихся Моисею чародеях. Но как те там представлены, яко противники истине, так и здесь взятое от них слово должно понять, как указание на лица, проповедающие противную истине ложь. Лукавии человецы и чародеи — будет посему: лукавые и обольстительные проповедники лжи.

Преуспеют, —по противоположности предыдущему, — будут благоденствовать. Ты, как и надлежит благочестивому, будешь гоним, а распространители лжи будут благоденствовать. Конечно, не без успеха будет и их проповедь лжи; но не это здесь исключительно имел в мысли Апостол, а паче внешнее их благосостояние. Успеха их проповеди не предвещал Апостол, как выше видно (стих 9).

На горшее, επι το χειρον, — преуспеют не на добро, а на зло себе, преуспеют не в добром смысле, — так что преуспеяние это будет казаться только преуспеянием, на деле будучи ухудшением крайним.

Прельщающе и прельщаемы — причина успеха или источник благоденствия их. Сами состоят в прельщении, почему прельщают и других, которые, оземленившись земным, — прелестным, легко поддаются всякому прельщению, как сродному им приему. Находясь в таком положении, они не противление встречают, а всякое благоприятствование; от того и благоденствуют и преуспевают.

«Нисколько не смущайся, говорит, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения» (святой Златоуст). «Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку» (блаженный Феодорит). Но ведай, что «они только кажутся преуспевающими; на деле же то, что они благоприятствуются в прельщении, не есть преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть горшее, сказал: прельщать и прельщаться» (блаженный Феофилакт). «Преуспеяние есть средний термин, — поелику оно бывает и в лучшем и в худшем смысле. Почему говорит: эти преуспевают на худшее» (Экумений).

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

А те, кои укрываются с своею ложью под видом истины, преуспевать будут к худшему, то есть на зло им возрастает и усиливается ложь их, а также и тех, кои после них подпадут прельщению.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Ортисий Тавеннский

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Если настоятель выговаривает кому-то из подчиненных ему монахов, наставляя в страхе Божием и желая отвратить от заблуждения, а другой захочет вступиться за него и его оправдывать, смущая сердце [виновного], то поступающий таким образом согрешает против своей души, потому что развращает того, кто мог исправиться, валит на землю поднимающегося и внушением зла обманывает стремящегося к лучшему. Он заблуждается сам и вводит в заблуждение других.

Источник: Свидетельство.

Августин (354−430)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Что значит: встань, возьми постель свою ходи (Ин 5:8)? Преуспевай, преуспевай в добре. Ибо, согласно апостолу, есть некоторые, преуспевающие во зле. Если преуспеваешь, ты ходишь, но преуспевай в добре, преуспевай в праведной вере, преуспевай в добрых нравах: пой — и иди. Не блуждай, не возвращайся, не стой на месте.

Источник: Проповеди.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь

Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 13−14 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен

В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла (зная, кем ты научен).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно