Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 2 глава 8 стих)

μνημονευε praes. imper. act. от μνημονευω (#3648) помнить, напоминать, εγηγερμενον perf. pass. part, от εγειρω (#1586) поднимать; pass, быть поднятым. Perf. указывает на постоянное действие, то есть он был воскрешен и продолжил жить. Тимофей должен был помнить не просто о факте Воскресения, но постоянно думать о Христе как живом, воскресшем Господе, способном даровать жизнь верующим в Него (Lock).


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 2 глава 8 стих)

2:8 Помни… Иисуса Христа Высший пример верного Учителя (ст. 2), Воина (ст. 3,4), Спортсмена (ст. 5), Земледельца (ст. 6). Тимофей должен был следовать Его примеру в учении, страдании, стремлении к награде и сеянии семян истины для получения духовного урожая. от семени Давидова См. пояснения к Рим 1:3; Откр 22:16. Иисус как потомок Давида является законным наследником его трона (Лк 1:32,33). Здесь подчеркивается человеческая природа Господа. воскресшего из мертвых Воскресение Христа является основополагающей истиной христианской веры (1Кор 15:3,4, 17,19). Воскресением Бог подтвердил совершенство искупительной жертвы Иисуса Христа (см. пояснение к Рим 1:4).


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 2 глава 8 стих)

2:8 Здесь слова апостола, призванные ободрить Тимофея, достигают кульминации: Павел обращается к примеру Господа Иисуса, выше которого быть не может. Он — образец страданий, за которыми последовала слава.

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему. Смысл этих слов не в том, что Тимофей должен помнить определенные факты о Господе Иисусе; нет, он должен помнить Саму Личность, воскресшую из мертвых.

В каком-то смысле в стихе 8 содержится краткое изложение Евангелия, проповедуемого Павлом. Высшая точка этого Евангелия — воскресение Спасителя. Хиберт пишет: «Взгляд Тимофея устремлен на образ не распятого Иисуса, а воскресшего Господа». (Hiebert, Second Timothy, p. 59.) Выражение «от семени Давидова» — просто утверждение, что Иисус — Христос, потомок Давида, в Котором исполнены мессианские обещания Бога.

Всем, кто хочет служить Господу, весьма важно постоянно держать в памяти Его Личность и труд. В воспоминаниях о том, что даже для Господа путь к славе небес лежал через крест и могилу, люди, которым грозят страдания или даже смерть, черпают особое ободрение.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 2 глава 8 стих)

Стихи 8−13. I. Чтобы ободрить Тимофея в его страданиях, Павел напоминает ему о воскресении Христа (ст. 8): Помни (Господа) Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых... Воскресение Христа является великим доказательством Его божественной миссии и, следовательно, великим подтверждением истинности христианской религии. Размышление о Его воскресении помогает нам быть верными исповеданию своей веры во Христа и придают мужества в страданиях за Него. Пусть святые страдальцы помнят о Нем. Заметьте:

1. Мы должны взирать на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия, Евр 12:2. Воплощение и воскресение Иисуса Христа, принимаемое сердцем и правильно понимаемое, поддержит христианина во всех его страданиях в этой жизни.

II. Пример апостола также должен был ободрять Тимофея в его страданиях.

1. Как страдал апостол (ст. 9): За которое я страдаю даже до уз, как злодей... Пусть Тимофей, сын, не рассчитывает на лучшее к себе отношение, чем то, какое испытывал его отец. Павел был человеком, творившим добро, и тем не менее пострадал, как злодей: мы не должны удивляться, если людям, делающим добро, платят злом в этом мире, если лучшие из сынов человеческих встречают самое худшее отношение к себе. Но утешением для Павла было то, что для слова Божия нет уз. Преследующие власти могут заставить замолчать служителя и связать его, но они не могут помешать действию слова Божьего на сердце и совесть человека; это слово не может быть связано никакими человеческими усилиями. Пусть это поможет Тимофею не бояться уз за свидетельство об Иисусе. Слово Христово, которое должно быть для него дороже собственной свободы и даже жизни, не пострадает от его уз. Здесь мы видим:

(1) Как обращались с апостолом в этом мире: ...я страдаю; к этому он был призван и предназначен.

(2) Под каким предлогом он страдал: я страдаю ...как злодей. Так же и Иудеи заявили Пилату относительно Христа: Если бы Он не был злодей, то мы не предали бы Его тебе, Ин 18:30.

(3) Действительной и истинной причиной его страданий как злодея было Евангелие. Апостол страдал даже до уз, а впоследствии и до крови, подвизаясь против греха, Евр 12:4.

(4) Хотя проповедники слова часто бывают связаны, однако слово никогда не бывает связанным.

2. Почему Павел все переносил с радостью: Посему я все терплю ради избранных... ст. 10. Заметьте:

(1) Верные служители должны утешать себя в тяжелом труде и в тяжких страданиях тем, что Бог извлекает из них благо для Своей церкви и пользу для избранных. Дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Получив спасение своим собственным душам, мы должны быть готовы сделать все и перенести любые страдания ради спасения других.

(2) Избранные предназначены к получению спасения: ...Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения... 1Фес 5:9.

(3) Спасение дано во Христе Иисусе, Он есть источник спасения, Он приобрел и дает его. Это спасение сопровождается вечною славою: без нее нет спасения во Христе Иисусе.

(4) Страдания апостола были ради избранных, ради их утверждения и ободрения.

III. Следующее, чем Павел ободряет Тимофея, — это то, что ожидает его в будущем.

1. Тот, кто остается верным Христу, Его истинам и Его путям, чего бы ему это ни стоило, несомненно, будет иметь воздаяние в ином мире: ...если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем, ст. 11. Если, сообразуясь Христу, мы умерли для этого мира, для его удовольствий, выгод и славы, то будем жить с Ним в лучшем мире, чтобы всегда быть с Ним. Более того, хотя мы и призваны страдать ради Него однако ничего не потеряем из-за Него: Если терпим ради Него на этой земле, то с Ним и царствовать будем на небесах, ст. 12. Кто страдал вместе с Давидом в период его уничижения, тому он оказал предпочтение при своем возвышении; так же будет и с теми, кто страдает с Сыном Давидовым.

2. Если же мы оказываемся неверными Христу, то рискуем погибнуть: Если отречемся, то и Он отречется от нас. Если мы отречемся от Него перед людьми, то Он отречется от нас перед Отцом Небесным, Мф 10:33. А от кого отречется Христос, тот навеки погибнет. Верим мы в это или нет, но исход будет именно таков: Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может, ст. 13. Он верен Своим угрозам, так же как и Своим обетованиям, ни одно из Его слов не упадет на землю, даже самое малое, ни одна йота и ни одна черта не пропадет. Если мы верны Христу, то и Он будет верен нам. Если же мы окажемся неверными, то Христос будет верен Своим угрозам: Он не может отречься Себя, не может отказаться ни от какого слова, произнесенного Им, ибо Он есть свидетель верный. Заметьте:

(1) Наша смерть со Христом должна предшествовать нашей жизни с Ним, она связана с ней, одно необходимо для другого. Наши страдания за Христа есть путь к царствованию с Ним. Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых, Мф 19:28.

(2) Это верное слово, на него можно положиться и ему следует верить. Но (3) Если мы отречемся от Него — из-за страха, стыда или каких-то временных преимуществ, — то Он отречется от нас, не признает нас Своими, так как Он верен всем Своим словам, как обетованиям, так и угрозам.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 2 глава 8 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Другой источник воодушевления (2, 8−13)

Доселе (стихи 3−7) — Апостол в примерах, взятых из обыкновенной жизни, выяснял только неотложность ревностного в деле веры труда архипастырского и некоторым образом его направление и постепенность, —именно: как воин, он, все оставивши, вступает в дело пастырства; как ратоборец, ведет дело целесообразно; как земледелец, взирает на плод или увенчание труда своего. И это все воодушевительно; но Апостол судил нужным в воодушевление пастырской ревности выставить и особенные возбудительные моменты, каковы: воскресение Господа (стих 8), — свой пример (см.: 2, 9−10) — и несомненность христианского упования (см.: 2, 11−13). Это сходно с тем, как выше воодушевлял он к не-стыдящемуся мужествованию в благовестии (см.: 1,8−18).

Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от Семене Давидова, по благовествованию моему

Воскресение Господне есть основание нашей веры: ибо поелику воскрес Господь, то не тщетно веруем, что Он есть Бог, воплотившийся нашего ради спасения; есть основание нашего упования; ибо поелику воскрес Господь, то и вознесся и седит одесную Отца, ходатайствуя о нас и удостоверяя, что с Ним все нам даровано будет и что воистину где Он, там и слуга Его будет; есть основание самого дела благовестия: ибо воскресший и вследствие того вознесшийся Господь Духа Святаго ниспослал, Которым и совершается благовестие чрез избранных Апостолов и их преемников. Помышление о воскресшем Господе все сие и восстановляет в сознании помышляющего о Нем. А сколько это воодушевительно к ревнованию о благоуспеянии веры и совершенстве верующих, кои лежат на архипастырях?! Почему Апостол и внушает: поминай воскресшего Господа, о Коем благовествуем, и воодушевляйся тем на труды благовестия и благоустроения верующих. Воскрес Христос Иисус; следовательно, вера наша, что Он есть Сын Божий, воплотившийся нашего ради спасения, истинна, — следовательно, смерть побеждена и осуждение снято с рода нашего, — следовательно, нам открыт путь на небеса, — следовательно, верующие в Него, едино с Ним бывая, носят в себе основание, по коему и они будут там, где Он, — следовательно, трудящиеся в привлечении к Нему благовестием верующих тело Его созидают, которое чрез то растет и приходит в полноту свою, а когда достигнет полноты сей, положит конец настоящему порядку вещей и начало будущему пресветлому Царствию Божию. Вот в каком порядке благоволил Господь поставить тебя деятелем! Ревнуй же. Видишь, что совершено для нас Господом воскресшим? И нам с тобою непростительно не потрудиться в благовестии о сем, когда знаем, что то, для чего все сие совершено, не иначе может быть достигнуто, как чрез насаждение веры в Него среди людей, порождаемой от услышания благовестия. Трудись же в нем ревностно, не отступая пред лицом неизбежных при сем неприятностей и страданий. И Господь сначала пострадал, а потом воскрес. Так и ты понеси прежде унизительные притрудности, а потом увенчаешься и светлым венцом успешности своего дела. Святой Златоуст говорит: «для чего здесь Апостол упоминает о воскресении Господнем? Для того, чтоб ободрить ученика и показать пользу страданий, так как и Сам учитель наш Христос страданиями победил смерть. Помни это, говорит, и будешь иметь достаточное утешение. Поминай об этом, и не падешь под тяготою прискорбностей (по делу благовестия)» (блаженный Феофилакт).

Наши все толковники не читают: Господа, — а только: Иисуса Христа. Но как здесь тотчас говорится: воскресшаго, — то сим то же сказывается, что — Господа, то есть Владыки жизни и смерти и всяческих. То же и в Послании к Римлянам говорит Апостол, — что по плоти Иисус Христос от Семене Давидова; но воскресение Его из мертвых удостоверило, что Он есть Сын Божий воплотившийся. При сем наши толковники, разрешая вопрос, чего ради прибавил Апостол: от семене Давидова, — догадываются, что это намеренно Апостолом вставлено, чтобы показать, что Сын Божий воспринял действительно настоящее естество человеческое, а не представлялся только носящим его. «В то время некоторые, — говорит святой Златоуст, — уже начали порицать домостроительство нашего спасения, стыдясь величия человеколюбия Божия (говоря: возможно ли, чтобы Бог приял наше бедное естество?). Ибо благодеяния Божии к нам так велики, что люди стыдятся приписать их Богу и не верят, чтобы Он оказал такое снисхождение». Не могли они отрицать, что в лице Иисуса Христа просиявала вся полнота Божества (см.: Кол 2:9). Но, не умея веровать, что для вседержительства Божия возможно, а для благости Его уместно восприять существенно наше естество для спасения нашего и полно обитать в Нем телесне, они «отрицали восприятие плоти и говорили, что вочеловечение было в призраке», — как пишет блаженный Феодорит. «Стыдным почитали они, — продолжает объяснение сего блаженный Феофилакт, — страдать Сыну Божию и потому, может быть, придумали призрачность (воплощения). Бог до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение».

По благовествованию моему — прибавил Апостол для перехода к следующей о себе речи; или чтоб сказать: как я всюду благовествую с самого начала. Говоря тебе, что Иисус Христос есть от семене Давидова, но вместе, как воскресший из мертвых, есть Сын Божий и Бог, я не новое что возвещаю тебе. Это постоянная моя проповедь, с того момента, как научил меня сему явившийся мне Сам воскресший Господь. «Есть и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию» (блаженный Феофилакт из святого Златоуста).

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

Вспоминай Иисуса Христа, то есть проповедуй, что Иисус Христос воскрес из мертвых, — Он, Который явился из семени Давида, как в моем евангелии написано о сем. Разумеется или сказанное о Марии и Иосифе, что оба были из дома Давидова (Лк 1:27 и 3:23), — или же изречение: даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его Лк 1:32).

Источник: Второе послание к Тимофею.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых

Об этом говорит, имея в виду еретиков. Были и в то время, такие, которые почитали стыдом страдать Сыну Божию, и потому, может быть, придумали призрачность воплощения. Бог до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение. Говорит об этом также и для того, чтобы ободрить ученика, показав ему, что и Сам Учитель Христос, страданиями победил смерть. Помни об этом, и не падешь под тяжестью скорбей.

По благовествованию моему

Были и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.


Открыть окно