Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 2 глава 6 стих)

κοπιωντα praes. act. part, от κοπιαω (#3159) работать, работать до изнеможения. Adj. использование part.: трудолюбивый землепашец, который работает до изнеможения. γεωργος (#1177) земледелец, δει (#1256) praes. ind. act. необходимо; безличный гл. с асс. и inf., указывающий на логическую необходимость, μεταλαμβανειν praes. act. inf. от μεταλαμβανω (#3561) разделять. Inf. как дополнение к предшествующим безличным гл.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 2 глава 6 стих)

2:6 Трудящемуся земледельцу Слово «трудящемуся» образовано от греческого глагола, обозначающего «трудиться до изнеможения». Древние земледельцы работали, не разгибая спины, в любых условиях с утра до позднего вечера в надежде получить в награду хороший урожай. Павел убеждает Тимофея не лениться и не жить в праздности, но упорно трудиться (ср. Кол 1:28,29), ожидая урожая. См. пояснения к 1Кор 3:6,7.


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 2 глава 6 стих)

2:6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Согласно принципам справедливости, тому, кто трудится ради получения плодов, принадлежит и право первому вкусить от них.

Хотя Дарби и соглашается с данным переводом, он считает, что смысл отрывка заключается в следующем: чтобы наслаждаться частью урожая, фермеру необходимо трудиться: «Земледелец должен работать, прежде чем пользоваться плодами». Это сохраняет мысль о необходимости: солдат должен терпеть; спортсмен должен придерживаться правил; фермер должен тяжело трудиться.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 2 глава 6 стих)

Стихи 1−7. Павел поощряет Тимофея к верности и стойкости в служении: Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, ст. 1. Заметьте: тот, кто совершает труд для Господа, должен себя вдохновлять и укреплять для него. Быть сильным в благодати, которая во Христе Иисусе, может означать состояние, противоположное слабости в благодати. Там, где есть истина благодати, должен быть труд по силе благодати. По мере умножения наших испытаний, нам нужно становиться все сильнее и сильнее в благодати: наша вера должна быть сильнее, а также мужество и любовь к Богу и Христу. Эти слова можно понимать и как противопоставление нашему укреплению в своей собственной силе: «Укрепляйся, не в уповании на свои собственные силы, а в благодати Христом Иисусом». Ср. Еф 6:10: ...укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Когда Петр обещал Христу, что готов скорее умереть за Него, чем отречься от Него, то он укреплялся в своей собственной силе; если бы он укреплялся в благодати Христом Иисусом, то сохранил бы свою верность. Заметьте:

1. Благодать находится во Христе, ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа, Ин 1:17. В Нем достаточно благодати для каждого из нас.

2. Мы должны укрепляться в этой благодати, не в самих себе, не в своей собственной силе или в благодати, уже полученной нами, но в благодати, которая в Иисусе Христе, в этом и состоит путь укрепления в благодати.

3. Павел наставляет Тимофея подобно отцу, наставляющему своего сына, — с большой нежностью и любовью: Итак укрепляйся, сын мой... и далее. Заметьте:

I. Тимофей должен учитывать, что его ожидают страдания и, может быть, даже смерть, поэтому ему следует подготовить преемников в деле благовестия, ст. 2. Он должен наставлять других, готовить их к служению и передать им то, что слышал. Он должен также поставить их на служение, передать им Евангелие, как добрый залог, и таким образом передать им все, что слышал сам. При рукоположении служителей он должен учитывать два фактора: их верность, или непорочность («Передай то верным людям, искренно ищущим славы Бога, чести Христа, спасения душ и распространения Царства Христова среди людей»), а также их способности к служению. Они должны не только сами знать, но быть способными и склонными учить других. Здесь говорится о том:

1. Что Тимофей должен передать, а именно: то, что он слышал от апостола при многих свидетелях; ничего другого он не должен передавать, а что Павел передал ему и другим, то он сам получил от Господа Иисуса Христа.

2. Он должен был передать это как залог, как священное сокровище, которое они должны были хранить и передать другим чистым и неповрежденным.

3. Те, кому он должен это передать, должны быть верными, то есть надежными людьми, а также способными и других научить.

4. Хотя эти люди будут верными и способными учить других, однако учение должно быть передано им Тимофеем, служителем, ибо никто не должен самовольно вторгаться в служение, но должен принимать передаваемое ему от того, кто уже стоит на служении.

II. Он должен переносить страдания (ст. 3): Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

1. Все христиане, но служители особенно, — воины Иисуса Христа. Они сражаются под Его знаменем, за Его дело, против Его врагов, ибо Он есть вождь спасения нашего, Евр 2:10.

2. Воины Иисуса Христа должны показать себя добрыми воинами — верными своему Вождю, мужественными в борьбе за Его дело; они не должны отступать, но все преодолевать силою Возлюбившего их, Рим 8:37. 3. Кто хочет зарекомендовать себя добрым воином Христа, тот должен переносить страдания; то есть мы должны ожидать страданий в этом мире и учитывать их, должны готовиться к ним и терпеливо переносить их, когда они придут, не отказываясь из-за них от своей непорочности.

III. Он не должен связывать себя делами житейскими, ст. 4. Воин, состоящий на действительной службе, оставляет свою гражданскую профессию и все связанные с нею занятия, чтобы быть в полном распоряжении своего командира. Если мы посвятили себя на то, чтобы быть воинами Христа, то должны развязаться с этим миром. Хотя мы и не можем совсем избавиться от житейских дел, но вынуждены заниматься ими, пока живем на этой земле (нам что-то нужно делать здесь), но нам не следует связывать себя этими делами так, чтобы они отвлекали нас, уводили в сторону от наших обязанностей по отношению к Богу и от интересов дела Христова. Кто хочет подвизаться добрым подвигом, тот должен развязаться с миром, чтобы мы могли угодить Тому, Кто избрал нас быть Его воинами. Заметьте:

1. Главная забота воина — угодить своему военачальнику, так и главная забота христианина — угодить Христу, заслужить Его одобрение.

2. Чтобы угодить Христу, избравшему нас быть воинами Его, мы не должны связывать себя делами житейскими, но быть свободными от них настолько, чтобы они не препятствовали нам в нашей святой войне.

IV. Тимофей должен следить за тем, чтобы в ведении духовной войны руководствоваться правилами, соблюдать законы войны (ст. 5): Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Мы подвизаемся (англ. боремся за господство. — Прим. переводчика), чтобы достичь господства над нашими страстями и похотями, превосходства в добрых качествах, но мы не можем ожидать успеха и награды, если не соблюдаем законы. Делая добро, мы должны позаботиться о том, чтобы делать его правильным образом, чтобы никто не мог похулить наше доброе. Заметьте здесь:

1. Христианин должен подвизаться, стремиться к господству над своими похотями, над ветхой природой.

2. Однако он должен подвизаться согласно данным ему законам, законно подвизаться. 3. Поступающие так в конце концов, после достижения полной победы, будут увенчаны.

V. Тимофей должен ожидать вознаграждения (ст. 6): Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Если мы хотим вкусить от плодов, то должны трудиться; если хотим получить награду, то должны пробежать свое поприще. Подобно земледельцу, мы должны трудиться усердно и терпеливо, прежде чем сможем вкусить от плодов; мы должны творить волю Божию, прежде чем получим обещанное, и по этой причине мы нуждаемся в терпении, Евр 10:36.

Далее апостол советует Тимофею обратить внимание на его слова и выражает свое желание и свою надежду относительно него: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем, ст. 7. Здесь Павел:

1. Призывает Тимофея разуметь то, что он советует ему. Тимофей нуждается в напоминании, чтобы он употреблял свои способности разумения к божественным вопросам.

2. Молится за Тимофея: Да даст тебе Господь разумение во всем. Заметьте: разумение дает Господь. Самые разумные люди нуждаются в возрастании дара разумения. Если Тот, Кто дал откровение в Своем слове, не даст разумного сердца, то мы — ничто. Вместе с нашими молитвами за других, чтобы Господь дал им разумение во всем, мы должны призывать и побуждать их к размышлению о том, что мы им говорим, ибо размышление есть путь к разумению, запоминанию и применению на практике всего того, что мы слышим или читаем.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 2 глава 6 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

ст. 6−8 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

Для чего здесь Павел упоминает об этом? Главным образом для того, чтобы отразить еретиков, а вместе и для того, чтобы ободрить ученика и показать пользу страданий, так как и Сам учитель наш Христос страданиями победил смерть. …В то время некоторые уже начинали извращать домостроительство нашего спасения, стыдясь величия человеколюбия Божия. Действительно, благодеяния Божии к нам так велики, что люди стыдятся приписать их Богу и не верят, чтобы Он оказал такое снисхождение.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.


Как невозможно ни связать луча солнечного, ни запереть в доме, так невозможно — и слова проповеди. И еще того более: учитель был связан — а слово летало, он жил в темнице — а учение, как бы на крыльях, обтекало всю вселенную.

Источник: К народу антиохийскому.

Феофан Затворник (1815−1894)

Труждающемуся делателю прежде подобает от плода вкусити

Третий пример земледельца: ибо делателю, — в греческом: γεωργον. Воодушевляет на труды пастырства. Есть труд и немалый, но труд не напрасный, а многоплодный, и ты же сам первый вкусишь от него, подобно тому, как земледельцу первому надлежит вкушать от плодов возделанной им земли. Вкушение плодов обещается, конечно, и в будущем; но по образу выражения видно, что оно сопутствует самому труду и тотчас за ним следует. Трудись, и тотчас увидишь плод труда на своих пасомых, в просвещении их ведением истины, в процветании среди них всякой Добродетели, в осенении их благодатным освящением. Увидишь такие плоды и вкусишь от них утешение и обрадование духовное, кои напитают душу твою слаще меда и сота. Блаженный Феодорит пишет: «имеешь великие воздаяния за труды, возделывая вверенные тебе души». Или так: в то самое время, как других будешь учить, и сам паче осветишься светом истины; как других будешь наставлять на путь добродетели, и сам намастишься ею; как других благодатно будешь освящать в таинствах, и сам паче причастишься благодати таинств. Только трудись; не будешь трудиться, и истина начнет меркнуть в душе твоей, и добродетель слабеть, и благодать отдалять от тебя свое осенение. Пастырь, не трудящийся в учении, в руковождении на добродетель, в освящении пасомых таинствами и другими освятительными чинами, прежде всего себе вредит, равно как трудясь первый вкушает от плодов доброго пастырствования.

Святой Златоуст говорит: «сказав о том, что случается с обыкновенными людьми, о воинах и ратоборцах, и указав при этом на их награды, во-первых: да воеводе угоден будет, — во-вторых: да венчается, — теперь приводит еще третий пример, который особенно близок Тимофею (яко архипастырю). Пример воина и ратоборца относится и к подчиненным (пасомым), а пример земледельца — к учителю (пастырю), который должен быть не воином только и ратоборцем, но и земледельцем. Земледелец не о себе самом заботится, но о плодах земли и в плодах ее получает немалое воздаяние за труды свои. — Как земледелец трудится не без пользы, но сам прежде других наслаждается плодами трудов своих; так следует и учителю». Продолжим эту речь словами блаженного Феофилакта: «так и учитель (пастырь) не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов; ибо Бог (тут же) преизобильно воздает ему. Чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздание отлагается на будущее, Апостол говорит: се, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. И смотри, Апостол не просто сказал: делателю, — но: трудящемуся: то есть не слегка работающему, но усиленный, потовый подъемлющему труд». Не давай, пастырь, сна очам и веждям дремания, но, день и ночь трудясь, и мысленное напряжение, и сердечную молитву, и искусство словесное — все неутомимо обращай на дело доброго пасения паствы. Не пропустим и слов святого Григория Нисского, приводимых Экумением: «так сказал Апостол, внушая, что учители прежде в себе самих должны показывать Делом исполнение того, чему учат. Ибо это и значит учителям первым вкушать от плодов учения, когда они прежде других в самих себе возделывают добродетель».

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

И земледельцу за труд подобает от плодов первому насладиться. Так и мы за те труды, кои несем в сем мире, получим в другом веке жизнь бессмертную.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Петр Дамаскин († XII в.)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

И к святому Тимофею апостол сказал: делателю прежде подобает от плода вкусити, то есть напоминая о делании тому, которому должно учить.

Источник: Творения. Книга первая.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

ст. 6−8 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

В это время Симон волхв начал сеять свои еретические терния. Он и все его последователи отрицали восприятие плоти и говорили, что вочеловечение [Христа] было призрачно. Посему-то божественный апостол, в данном случае умолчав о Божественном естестве, писал Тимофею об одном домостроительстве [спасения], повелевая помнить всегда о рождении [Христа] по плоти от семени Давидова и о воскресении из мертвых.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

Приводит еще третий пример, который особенно близок учителю. Ибо примеры воина и ратоборца относятся и к подчиненным; земледелец не о себе заботится, но о земле, и получает немалое воздаяние от плодородия. Так и учитель, пастырь не напрасно трудится, но сам первый вкушает плода от своих потов Ибо Бог преизобильно воздаст ему. Посему, чтобы кто не стал скучать и недовольство изъявлять, что воздаяние отлагается на будущее, апостол говорит: вот, в самом труде ты получаешь уже воздаяние; если не другое что, то пользование душ есть великое уже для тебя приобретение. Некоторые разумеют здесь честь, воздаваемую учителям, но это не имеет основания. И смотри, апостол не сказал: делателю, но трудящемуся, то есть не слегка работающему, но до утомления.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов

В результате такой усердной работы и работы, сопряженной с тяжелым трудом (κοπιῶντα), проповедник будет иметь удовольствие первый вкусить от ее плодов. В будущей жизни он прежде своей паствы получит небесную награду (ср. Мф 19:28 и сл.).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно