Тимофей должен не только убегать, но и стремиться. Есть не только отрицательный аспект, но и положительный.
Он должен держаться правды. Это означает, что неотъемлемой чертой его взаимоотношений с другими людьми, и спасенными, и неспасенными, должна быть честность и справедливость.
Под верой здесь может подразумеваться верность или же абсолютная непорочность. С другой стороны, это может быть приказом во всем и всегда полагаться на Господа. Хиберт говорит о вере как об «искренней и активной уверенности в Боге». (Hiebert, Second Timothy, p. 76.) Любовь здесь невозможно свести к одной лишь любви к Богу; сюда должна быть также включена любовь к братьям и погибающим грешникам.
Любовь всегда думает о других, она по самой сути не эгоистична.
«Мир» говорит о гармонии и взаимопонимании.
К этим добродетелям необходимо стремиться со всеми призывающими Господа от чистого сердца. Точно так, как в стихе 21 Павел повелевает Тимофею удаляться от людей безнравственных, здесь он говорит ему поддерживать общение с христианами, ходящими в чистоте перед Господом. Он не должен следовать добродетелям христианской жизни в изоляции; ему, как члену Тела, следует занять свое место и стремиться трудиться совместно с другими членами для блага всего Тела.
1. Юношеские похоти чрезвычайно опасны, ибо они восстают на душу (1Пет 2:11), поэтому даже самые благонадежные молодые люди нуждаются в предупреждении против них.
2. Развивая добрые качества в себе, мы тем самым подавляем свои порочные наклонности; чем более мы следуем путем добра, тем быстрее и дальше удаляемся от зла. Праведность, вера и любовь — это прекрасные средства против юношеских похотей. Святая любовь исцеляет от нечистой похоти. Держись... мира со всеми призывающими Господа... Общение со святыми может уберечь нас от участия в бесплодных делах тьмы. Христиане характеризуются здесь как призывающие Господа от чистого сердца. Заметьте: Христу надо молиться, это отличительный признак всех христиан, что они призывают имя Христа. Но наши молитвы к Богу и Христу не могут быть ни угодными, ни успешными, если они не исходят из чистого сердца.
II. Павел предостерегает Тимофея против ссор (ст. 23) и советует ему, во избежание их, уклоняться от глупых и невежественных состязаний. Затевающие их воображают себя мудрыми и учеными, но Павел называет их глупыми и невежественными. Вред от этих состязаний в том, что они рождают ссоры, порождают среди христиан и служителей распри и разногласия. Весьма примечательно то, как часто и с какой серьезностью апостол предостерегает Тимофея против религиозных диспутов. Несомненно, он хотел этим показать, что религия заключается в вере и в практическом исполнении требований Божиих, а не в искусном дискуссировании. Рабу же Господа не должно ссориться... ст. 24. Нет ничего, более неподобающего рабу Господа, как состязания и ссоры, так как его Господь не прекословил и не возвышал голоса (Мф 12:19), Он со всеми и всегда был кроток, снисходителен и терпелив. Раб Господа должен быть приветливым ко всем, показывая тем самым, что и сам подчиняется правилам того учения, которое проповедует и распространяет среди других. Учительным. Тот, кто склонен к спорам, не склонен учить. Служители должны быть терпеливы к злу и с кротостью наставлять (ст. 25) не только покоряющихся, но и противящихся. Заметьте:
1. Тех, кто противится истине, надо наставлять. Таков метод Священного Писания, с помощью его скорее можно убедить заблуждающихся в том, что они заблуждаются, чем сожжением на костре.
2. Наставлять их надо с кротостью, ибо наш Господь был кроток и смирен, и это согласуется также с характером раба Господа (ст. 24): Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым. Это означает передавать истину в ее свете и в ее силе, это означает побеждать зло добром, Рим 12:21.
3. Наставляя противящихся, служитель должен ставить своей целью привести их к покаянию: ...не даст ли им Бог покаяния к познанию истины. Заметьте:
(1) Покаяние — это Божий дар.
(2) В случае противящихся истине этот дар не гарантируется. Поэтому хотя мы и не должны отчаиваться в благодати Божией, однако должны остерегаться слишком рассчитывать на нее.
(3) Тот же самый Бог, Который дает нам откровение истины, приводит нас Своей благодатью и к признанию ее, а иначе наши сердца продолжали бы восставать против нее, ибо мы должны исповедовать своими устами, как и веровать своим сердцем, Рим 10:9−10. Таким образом грешники освобождаются от сетей диавола. Обратите внимание:
[1] Какое жалкое положение грешников: они находятся в сети диавола, который уловил их в свою волю, ст. 26. Они рабы самого худшего из надсмотрщиков — духа, действующего ныне в сынах противления, Еф 2:2. Они попали в сети, в самые страшные сети, потому что это диавольские сети. Они пойманы, как рыба в невод, и уловлены, как птица в сеть. Далее, они находятся под проклятием Хама (раб рабов будет он, Быт 9:25), они рабы того, кто сам является рабом.
[2] Как блаженны раскаявшиеся грешники: они освобождаются из этой сети, как птица из сети ловца, сеть разорвана, и они избавлены; и чем больше опасность, тем славнее избавление. Когда каются грешники, бывшие некогда пленниками дьявола, уловленными в его волю, то они переходят в славную свободу детей Божиих, их воля сплавляется с волей Господа Иисуса. Благой Господь избавляет всех нас из этих сетей.
ст. 22−24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым
Не будем сердиться и гневно относиться к ним, но будем кротко беседовать с ними; ибо нет ничего сильнее скромности и кротости. Посему и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, не сказано — к братьям только, но — ко всем. И еще: кротость ваша да будет известна: не сказал — братьям, но — всем человекам (Флп 4:5). Ибо что пользы, говорит Господь, если вы будете любить любящих вас (Мф 5:46)?
Источник: О непостижимой природе Бога.
Похотей юных бегай: держися же правды, веры, любве, мира со всеми призывающими Господа от чистаго сердца
Того бегай, а этого держись — и будешь Домувладыце сосуд благопотребен, то есть будешь в руках Господа благопотребное орудие к водворению спасения среди людей. Святой Тимофей, конечно, уже был таков. Ему делается только напоминание, —и, может быть, не столько ему, сколько в лице его всем пастырям и архипастырям. Под юными похотями разумеются не плотские влечения: от них предостерегать, — надо полагать, — излишне было святого Тимофея; но более юношеская стремительность, не дающая спокойно обсуждать дела и толкающая на неблагоразумные шаги, — например, на споры и в спорах на раздражающую резкость и подобное. Святой Златоуст говорит: «юные похоти суть не только блудные, но и всякий неуместный порыв обличает юность. Пусть заметят себе это состарившиеся, —что им не следует делать то, что делают юнейшие. На словах ли кто резок, или в делах обнаруживает настойчивость и властительство, или другое что подобное себе позволяет — все это суть юношеские неразумные стремления. Всему этому свойственно бывать, когда сердце еще не умерено и не установлено и когда помыслы ума не углублены, а легко парят по верхам Посему, дабы никто не увлекался сим, что внушает Апостол? Фантазий юношеских бегай».
Устранив могущее сталкивать на неблагоразумный образ действования, Апостол указывает нравственные опоры благоразумия. Держися же, διωκε, — гони, ревностно стремись, всячески старайся проявлять, — держися же правды, веры, любве и мира. Правда и любовь — два расположения, обнимающие все нравственно-добрые деяния и отрицающие все недобрые. Правда не дает сделать что-либо недолжное и держит в пределах должного, а любовь устремляет внутри сих пределов размножать всякое благо. Вера — родительница сих расположений, питательница и хранительница, а мир — порождение их, общий итог дел их, как бы облак, осеняющий их. Кто, воодушевляясь верою, всю ревность обращает на дела правды и любви и чрез то ходит под облаком мира, в делах того не может не царствовать всестороннее благоразумие.
Мир иметь внушает Апостол со всеми призывающими Господа от чистаго сердца. Два ограничения положил: с призывающими Господа — и: призывающими от чистаго сердца. Не то внушает он, чтоб с другими не блюл заботливо мира; но предостерегает, чтоб не дружился с ними, не доходил до того, чтоб жить с ними душа в душу. Общее согласие и мирность со всеми держать должно, а душа в душу жить и должно, и можно только с верующими, которые разумеются под призывающими Господа. В сем отношении ничто не мешает слова: от чистаго сердца — соединять с миром, — чтоб было: держи чистосердечный мир с призывающими Господа. Мир с такими сам собою устрояется и наполняет сердца верующих, особенно пастырей, более знающих всех пасомых. Единство убеждений и стремлений сливает души, и они живут одна в другой. Такое, впрочем, слажение душ препятствуется и нарушается там, где замечается в ком-либо неискренность веры. Коль скоро открывается, что тот или Другой неискренно призывают Господа или веруют в Него не от сердца; тотчас слажение с ними расстроивается, по естественному при сем подозрению, что, верно, они иные преследуют цели, а не те, кои внушаются верою. Не туда метят; нечего с ними и ладить. В сем отношении: от чистаго сердца — надо соединять с призывающими Господа. Святой Златоуст так толкует сие: «что значит: с призывающими Господа от чистаго сердца? Он как бы так говорит: доверяй не всем, призывающим Господа, но только таким, которые призывают Его непритворно, нелицемерно, не лукавят; с такими сообщайся, с другими же не следует быть коротким, но только соблюдать мир сколько возможно».
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.
ст. 22−24 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым
Если же кто-нибудь с гораздо большим усердием защищает свое неправое и ложное [дело], чем сочувствует праведному и истинному другого человека, то это происходит единственно от наклонности к самомнению и высокомерию. Это самое провидя, блаженный апостол Павел пишет к Тимофею и научает, что епископу не следует быть сварливым и любителем споров, но учительным и незлобивым. Способен же к учительству тот, кто, будучи сам терпелив, обладает кротостью и тихостью, находясь в обучении. Ибо и епископу следует не только учить, но и учиться; и тот только лучше и научает, кто каждодневно сам возрастает и преуспевает в изучении лучшего.
Источник: Послания.
Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца
А юношеских похотей избегай, кои тебя преследуют, но достигай правды, то есть дел правды, — достигай истинной веры к Богу и совершенной любви к людям. Мир же да будет здесь и там с теми, кои призывают Господа от чистаго сердца и не уклоняются от истинной веры своей.
Источник: Второе послание к Тимофею.
Юношеских похотей убегай
Юношеские похоти — не только блудная похоть, но и всякое неуместное пожелание, властолюбие, или корыстолюбие. Ибо эти страсти и фантазии безрассудны и свойственны нетвердым душам Смотри, как и старость уподобляется юности.
А держись правды
Правдой называет добродетель вообще.
Веры
Истинной и твердой веры и расположения к тем, кого любишь. Как бы так говорит: не будь неверен и нетверд. Поэтому прибавляет следующее.
Любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца
То есть доверяй только тем, которые призывают Господа непритворно и нелицемерно, которые любят мир и несклонны к распрям; с ними общайся.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента