Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 2 глава 20 стих)

σκευη pl. от σκευος (#5007) сосуд. В хозяйстве было много разных видов сосудов, некоторые для приготовления пищи, некоторые — для воды или вина, некоторые — для светильников, но у всех было особое назначение (см. Erika Brodner, Wohпеп in derAntike [Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1989], 87-92; DPL, 966-67). χρυσους (#5997) золотой, αργυρους (#739) серебряный, ξυλινος (#3832) деревянный. Суффикс прилагательного обозначает материал (МН, 359, 378). οστρακινος (#4017) глиняный, керамический, ατιμια (#871) бесчестье.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 2 глава 20 стих)

2:20 сосуды Греческое слово, употребляющееся в самом широком смысле, означавшее различные инструменты, посуду или мебель в доме. В «большом доме», проводит аналогию Павел, есть два типа сосудов. одни в почетном В богатом доме сосуды были изготовлены из драгоценных металлов, «золота и серебра», и использовались в «почетных» целях: для сервировки стола во время приема пищи семьей и гостями. другие в низком Сделанные из дерева и глины, они служили не для почетного употребления, а для низменного — для мусора и отходов домашнего хозяйства. См. пояснение к 2Кор 4:7.


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 2 глава 20 стих)

2:20 Как мы понимаем, в этом примере большой дом — все христианство в целом. Христианство в широком смысле слова включает и верующих, и тех, кто так себя называет; тех, кто поистине рожден свыше, и христиан лишь по имени.

Сосуды золотые и серебряные — это истинные верующие.

Сосуды деревянные и глиняные — это не все неверующие в общем, но те из них, кто совершал злые дела и распространял лжеучения, например, такие как Именей и Филит (ст. 17).

Говоря об этих сосудах, необходимо отметить ряд имеющихся между ними различий. Во-первых, очень важно различие в материалах, из которых они изготовлены. Во-вторых, есть различие в использовании. И наконец, различие в их конечной участи. Сосуды деревянные и глиняные через какоето время выбрасываются, серебряные же и золотые хранятся как имеющие большую ценность.

Разные богословы толкуют выражение «одни в почетном, а другие в низком употреблении» по-разному. Одни предполагают, что «в низком употреблении» означает «в употреблении менее почетном». В этом случае все сосуды должны символизировать истинных верующих, но одни используются для более высоких целей, другие — для более низких. Другие считают, что под сосудами в почетном употреблении подразумеваются такие люди, как Павел и Тимофей, в то время как сосуды в низком употреблении — это такие люди, как Именей и Филит.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 2 глава 20 стих)

Стихи 19−21. Эти стихи показывают нам, чем мы можем утешить себя в виду проникающих в церковь заблуждений и ересей, заражающих и наводняющих ее, приносящих ей вред.

I. Большим утешением для нас является то, что неверие людей не в состоянии лишить силы Божии обетования. Хотя вера некоторых отдельных лиц и разрушается, тем не менее основание Божие стоит твердо (ст. 19), они не могут обольстить избранных. Все атаки, предпринятые силами тьмы против учения Христа, не смогли поколебать его; оно стоит твердо, выдержав все бури, что обрушивались на него. Пророки и апостолы, то есть учения как Ветхого, так и Нового заветов все еще стоят непоколебимо, имея печать с надписью на каждой стороне, как бывает обычно на государственных печатях.

1. Одна из них утешает нас: «познал Господь Своих», а также знает тех, кто не Свои Ему. Он познал Своих, то есть признал их Своими; Он так хорошо знает их, что никогда не потеряет. Хотя вера некоторых разрушается, однако Господь сказал, что Он знает путь праведного, Пс 1:6. Никто не может разрушить веру тех, кого Бог избрал.

2. Другая надпись говорит о нашем долге — что каждый, называющий себя именем Христа, должен отступить от неправды. Кто хочет утешаться привилегиями, тот должен признавать и свой долг. Если имя Христа наречено на нас, то мы должны отступить от неправды, иначе Он не признает нас, но скажет в тот великий день: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:23). Заметьте:

(1) Какое бы заблуждение ни проникло в церковь, твердое основание Божие стоит непоколебимо, Божий планы не могут быть разрушены.

(2) Бог имеет в церкви тех, кто принадлежит Ему, и Он знает, кто Его.

(3) Исповедующие имя Христа, носящие имя христианина обязаны отступить от неправды, ибо Господь предал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония, Тит 2:14.

II. Другое утешение состоит в том, что хотя вера некоторых и разрушается, однако есть и те, что сохраняют свою чистоту и твердо держатся ее (ст. 20): А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, и далее. Церковь Христа подобна большому дому, причем хорошо обставленному. В таком доме некоторые из вещей имеют большую ценность, например золотые сосуды, а некоторые — невысокую, как деревянные или глиняные сосуды, предназначенные для более низкого употребления. Так и в церкви Божией: среди исповедующих себя христианами есть некоторые, подобные деревянным и глиняным сосудам; эти сосуды не в почете. Но не все сосуды таковы, существуют и золотые и серебряные сосуды, предназначенные для почетного употребления, освященные и благопотребные Владыке. Когда негодные сосуды огорчают нас, благопотребные должны утешать. Мы должны наблюдать за собою, чтобы быть сосудами в почетном употреблении; должны очищать себя от извращенных понятий, чтобы быть освященными, благопотребными Владыке. Заметьте:

1. В церкви существуют почетные и непочетные сосуды, сосуды милосердия и сосуды гнева, Рим 9:22−23. Одни бесчестят церковь своими извращенными понятиями и нечестивой жизнью, а другие приносят ей честь своим образцовым поведением.

2. Человек должен очистить себя от них, прежде чем стать сосудом в чести, годным Господу на всякое доброе дело. 3. Каждый сосуд должен быть благопотребным Владыке; каждый член церкви, кого Бог признает Своим, должен быть посвящен на служение своему Господину и быть годным на всякое доброе дело. 4. Приготовление к доброму делу состоит в освящении сердца. Дерево должно быть добрым, тогда и плод его будет добрым.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 2 глава 20 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Этим Павел говорит, что как в большом доме обыкновенно бывают весьма различные сосуды, так и здесь, во всей вселенной. Не о Церкви он говорит, но обо всем мире. Не разумей здесь Церкви: он не желает, чтобы в ней был какой-нибудь сосуд деревянный или глиняный, но чтобы все были золотые и серебряные там, где Тело Христово, где чистое дело, не имеющее скверны или порока.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Василий Великий (329/30−379)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Каждый из нас, учеников Слова, есть служитель одного какого-нибудь дела из предписанных нам Евангелием. В большом доме, этой Церкви, есть сосуды не только золотые и серебряные, и деревянные и глиняные, — но и всякого рода искусства.

Источник: Гомилия на слова: «Берегись».

Феофан Затворник (1815−1894)

В велицем же дому не точию сосуды злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни, и ови убо в честь, ови же не в честь

Решается второе недоумение: зачем есть слабые в вере и в жизни по вере? Ответ в настоящем стихе такой: так необходимо по течению дел настоящего периода бытия мира и людей. Объясняется он сравнением положения дел в Церкви с порядками по домоправлению. Как в большом доме бывают вещи золотые и серебряные, бывают и деревянные и глиняные, — и одни из них обращаются на почетное употребление, а другие на непочетное: так и в Церкви — сем доме Божием, великом и славном, есть лица, отвечающие достоинством своим золоту и серебру, и есть лица, отвечающие дереву и глине, — и бывают из них одни досточтимы, а другие никакой не имеют цены. Последняя половина сравнения Апостолом умолчана. Ее надлежит дополнить нам самим, — и дополняем, как показано. И самая причина, почему так бывает, не обозначена, а только дано разуметь, что как в доме бывает и хорошее и нехорошее, так и в Церкви или среде верующих. Намекается будто: будьте довольны и этим показанием, а далечайшего и глубочайшего не ищите. Не ваше дело, как и святому Антонию Великому сказано было свыше на пытливое его искание, почему есть добрые и злые. И Спаситель, говоря о Царстве Своем, — притчами о земле, засеянной добрыми семенами, на которой, однако ж, показались потом и плевелы, и о неводе, захватившем добрых и худых рыб, —показал только, что и в Церкви Его так будет, до судной жатвы и до окончательного разбора дел; а почему так будет, не сказал. Конечно и Он так поступил, внушая, чтоб мы не брались не за свое дело, а веровали, что Господь все устрояет к наилучшему.

Думается, что слова: золотые и серебряные, деревянные и глиняные, также в честь и не в честь, — Апостол употребил только для яснейшего показания разности в вещах, бывающих в доме, а не имел в мысли иносказательно указать этим на такие и такие именно разные лица, бывающие среди верующих в Церкви. Почему можно оставить их без иносказательного истолкования. Впрочем, блаженный Феодорит не счел излишним дать им истолкование, но пишет: «Апостол уподобил сосудам золотым — сияющих благочестием и добродетелию (от всего отрешившихся и Богу всю жизнь посвятивших), серебряным же — при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую (благочестивых мирян), деревянным и глиняным — живущих в злочестии и лукавстве».

Под домом наши восточные толковники — святой Златоуст, Феодорит, Экумений и Феофилакт — разумеют мир, а западные — Амвросиаст и, говорят, Киприан и блаженный Августин — разумеют Церковь. Хотя, по течению речи, более к делу подходит последнее разумение; но не следует устранять и первого. Потому что вопрос о смешении добрых и злых порождается и положением всего мира; почему при решении его нельзя не брать и этого во внимание. К тому же и мир есть дом Божий.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Киприан Карфагенский (~200−258)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Если и оказываются в Церкви плевелы, это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви. Нам самим не следует отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в ней плевелы, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею и, когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли бы получить по делу и труду нашему.

…Какой порыв гордости, какое забвение смирения и кротости, какая угодливость своему высокомерию в том, кто отваживается или думает, что может отделять то, чего не дал Господь и апостолам! Кто думает, что может отделять куколь от хлеба, и, как будто ему поручено изметать мякину и очищать гумно, силится отделять плевелы от пшеницы? Кто, имея в виду слова апостола: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, — воображает, что может выбирать сосуды золотые и серебряные, а деревянные и глиняные презирать, отвергать, осуждать, между тем как только в день Господень сосуды деревянные сожжены будут пламенем Божественного гнева, а глиняные сокрушатся Тем, Кому дан железный жезл?

Источник: Послания.

Ефрем Сирин (~306−373)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении

Привел и пример в речи своей. Церковь, говорит, находящаяся во вселенной, подобна большому дому, где не только есть сосуды золотые и серебряные, кои назначаются для почести и славы, но и деревянные и глиняные — для употребления непочетнаго. Не так однако надо понимать это, чтобы в церкви нужно было заблуждение тех (лжеучителей), подобно той пользе, какую в большом доме приносит употребление непочетных сосудов.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Мир этот — дом великого Архитектона — Господа Бога; сосуды златые и серебряные или деревянные и глиняные — народы, ведущие Бога, благочестивые, или идолопоклонники и нечестивцы; или частные лица — благочестивые или небогобоязненные. В семье не без урода, и в дому не все хорошие, драгоценные сосуды, но иные и недорогие, низкого достоинства.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Августин (354−430)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Таким образом, Киприан, осуждая тех, кто отторгает себя от единства якобы во избежание общения со злыми, указывает, что большой дом, упоминаемый апостолом, в котором есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные, следует понимать не иначе как Церковь, в которой есть добрые и злые, пока в конце концов она не очистится, словно провеянное гумно.

Источник: О крещении.


В христианском сообществе, насколько это касается причащения таинствам и приобщения к ним, они [верные и святые] превышают число (Пс 39:6). Итак, одно дело — число, а другое — превышающие число. Число — те, о которых апостол говорит: познал Господь Своих (2Тим 2:19). Однако есть и превышающие число, поскольку в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Так вот, число — это сосуды в почетном употреблении; превышающие число — это сосуды в низком употреблении.

Источник: Проповеди.


Этот закон любви оглашен устами Самого Господа Христа: ведь это Его притчи и о плевелах, которые до времени жатвы во всем мире нужно оставлять на одном поле с пшеницей, и о худых рыбах, которых нужно оставлять в одном неводе вместе с остальными до того, как вытащат его на берег.

Источник: Послания.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Ковчег Ноев изображал собою Церковь, как говорит апостол Петр. …Как в том ковчеге были все роды животных, так и в этой находятся люди всяких народностей и обычаев. Как там были барс с козами и волк с овцами, так и здесь упоминаются праведные и грешные, то есть сосуды золотые и серебряные вместе с деревянными и глиняными.

Источник: Спор люциферианина и православного.

Феодорит Кирский (386/93−~457)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Апостол огромному дому уподобил мир, а сосудам золотым — сияющих благочестием и добродетелью, серебряным же — при вере и праведности возлюбивших жизнь гражданскую, деревянным и глиняным — живущих в злочестии и лукавстве.

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Так как многие смущаются, зачем в мире существуют злые люди, то Павел, оставив другие причины, сейчас указывает эту: потому, что в большом доме бывают разные сосуды. Большим домом называют мир, а не Церковь; он желает, чтобы ни одного деревянного сосуда, а все золотые и серебряные сосуды находились в Церкви, где Тело Христа, где Дева, не имеющая порока.

И одни в почетном, а другие в низком употреблении

Золотые сосуды, то есть добродетельные люди, в почетном, деревянные же и глиняные, то есть дурные люди, в низком употреблении. Не сказал: в пользу и не в пользу, потому что и дурные люди, хотя они и непригодны для добродетели, все же они полезны в общем состоянии мира, для некоторого домостроительства, как например, фараон.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Ориген (~185−~254)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Бог, нужно веровать, все и всегда делает и распределяет по справедливости. Апостол так же учит, говоря: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

Источник: О началах.

Амвросиаст (IV в.)

А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные

Этим изречением Павел обозначил то, что в Церкви находятся разные люди. …Однако безумный Новациан, чтобы способствовать своему заблуждению, говорит, что это место надлежит понимать иначе: следует считать, что большой дом обозначает весь мир, ибо в нем живут разнообразные люди.

Источник: На 2-е послание к Тимофею.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 20−23 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры

Кого понимать здесь под сосудами? Конечно, отдельных христиан, так или иначе содействующих прогрессу церковной жизни. Но между христианами есть различие в дарованиях. Одни, по благости Божией, имеют необыкновенные дарования, обладают напр. блестящим ораторским талантом, другие же всегда выглядят в высшей степени скромными, потому что не обладают никакими выдающимися способностями (ср. Мф XIII:23; 1Кор XII:14 и сл.). Первых можно назвать сосудами, сделанными из блестящих и дорогих материалов — из золота и серебра, вторые приготовлены из дерева и глины. Но и последние имеют часто большое значение в жизни Церкви. С другой стороны в Церкви есть сосуды, в которые собирается, так сказать, вся грязь и сор из дома — это люди безбожные, нечестивые, хотя и продолжающие носить имя христиан. Такие люди, конечно, могут быть и среди тех лиц, которые имеют особые дарования. Тимофей не должен поэтому увлекаться внешностью, а должен оценивать людей по их внутреннему достоинству. Если видный христианский оратор сам не отстал от языческих привычек, от него Тимофей должен сторониться («кто будет чист от сего»). И всякий христианин, отделяющийся от таких нечестивых людей, если еще не может быть назван сосудом в «чести», то может сделаться таким со временем (ср. 1Кор XII:22−25).

Юношеских похотей убегай — т. е. не увлекайся свойственными молодым людям взглядами на вещи. Молодежь часто увлекается внешним блеском, не придавая значения внутренним достоинствам человека. Тимофей должен поступать иначе. Он должен оценивать людей с точки зрения христианской морали и искать себе друзей только среди людей честных и искренно чтущих Бога. От разных споров, хотя бы иные в них и показывали свои высокие умственные способности, Тимофей должен сторониться (ср. ст. 14-й).

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно