1. Благодать находится во Христе, ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа, Ин 1:17. В Нем достаточно благодати для каждого из нас.
2. Мы должны укрепляться в этой благодати, не в самих себе, не в своей собственной силе или в благодати, уже полученной нами, но в благодати, которая в Иисусе Христе, в этом и состоит путь укрепления в благодати.
3. Павел наставляет Тимофея подобно отцу, наставляющему своего сына, — с большой нежностью и любовью: Итак укрепляйся, сын мой... и далее. Заметьте:
I. Тимофей должен учитывать, что его ожидают страдания и, может быть, даже смерть, поэтому ему следует подготовить преемников в деле благовестия, ст. 2. Он должен наставлять других, готовить их к служению и передать им то, что слышал. Он должен также поставить их на служение, передать им Евангелие, как добрый залог, и таким образом передать им все, что слышал сам. При рукоположении служителей он должен учитывать два фактора: их верность, или непорочность («Передай то верным людям, искренно ищущим славы Бога, чести Христа, спасения душ и распространения Царства Христова среди людей»), а также их способности к служению. Они должны не только сами знать, но быть способными и склонными учить других. Здесь говорится о том:
1. Что Тимофей должен передать, а именно: то, что он слышал от апостола при многих свидетелях; ничего другого он не должен передавать, а что Павел передал ему и другим, то он сам получил от Господа Иисуса Христа.
2. Он должен был передать это как залог, как священное сокровище, которое они должны были хранить и передать другим чистым и неповрежденным.
3. Те, кому он должен это передать, должны быть верными, то есть надежными людьми, а также способными и других научить.
4. Хотя эти люди будут верными и способными учить других, однако учение должно быть передано им Тимофеем, служителем, ибо никто не должен самовольно вторгаться в служение, но должен принимать передаваемое ему от того, кто уже стоит на служении.
II. Он должен переносить страдания (ст. 3): Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
1. Все христиане, но служители особенно, — воины Иисуса Христа. Они сражаются под Его знаменем, за Его дело, против Его врагов, ибо Он есть вождь спасения нашего, Евр 2:10.
2. Воины Иисуса Христа должны показать себя добрыми воинами — верными своему Вождю, мужественными в борьбе за Его дело; они не должны отступать, но все преодолевать силою Возлюбившего их, Рим 8:37. 3. Кто хочет зарекомендовать себя добрым воином Христа, тот должен переносить страдания; то есть мы должны ожидать страданий в этом мире и учитывать их, должны готовиться к ним и терпеливо переносить их, когда они придут, не отказываясь из-за них от своей непорочности.
III. Он не должен связывать себя делами житейскими, ст. 4. Воин, состоящий на действительной службе, оставляет свою гражданскую профессию и все связанные с нею занятия, чтобы быть в полном распоряжении своего командира. Если мы посвятили себя на то, чтобы быть воинами Христа, то должны развязаться с этим миром. Хотя мы и не можем совсем избавиться от житейских дел, но вынуждены заниматься ими, пока живем на этой земле (нам что-то нужно делать здесь), но нам не следует связывать себя этими делами так, чтобы они отвлекали нас, уводили в сторону от наших обязанностей по отношению к Богу и от интересов дела Христова. Кто хочет подвизаться добрым подвигом, тот должен развязаться с миром, чтобы мы могли угодить Тому, Кто избрал нас быть Его воинами. Заметьте:
1. Главная забота воина — угодить своему военачальнику, так и главная забота христианина — угодить Христу, заслужить Его одобрение.
2. Чтобы угодить Христу, избравшему нас быть воинами Его, мы не должны связывать себя делами житейскими, но быть свободными от них настолько, чтобы они не препятствовали нам в нашей святой войне.
IV. Тимофей должен следить за тем, чтобы в ведении духовной войны руководствоваться правилами, соблюдать законы войны (ст. 5): Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Мы подвизаемся (англ. боремся за господство. — Прим. переводчика), чтобы достичь господства над нашими страстями и похотями, превосходства в добрых качествах, но мы не можем ожидать успеха и награды, если не соблюдаем законы. Делая добро, мы должны позаботиться о том, чтобы делать его правильным образом, чтобы никто не мог похулить наше доброе. Заметьте здесь:
1. Христианин должен подвизаться, стремиться к господству над своими похотями, над ветхой природой.
2. Однако он должен подвизаться согласно данным ему законам, законно подвизаться. 3. Поступающие так в конце концов, после достижения полной победы, будут увенчаны.
V. Тимофей должен ожидать вознаграждения (ст. 6): Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Если мы хотим вкусить от плодов, то должны трудиться; если хотим получить награду, то должны пробежать свое поприще. Подобно земледельцу, мы должны трудиться усердно и терпеливо, прежде чем сможем вкусить от плодов; мы должны творить волю Божию, прежде чем получим обещанное, и по этой причине мы нуждаемся в терпении, Евр 10:36.
Далее апостол советует Тимофею обратить внимание на его слова и выражает свое желание и свою надежду относительно него: Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем, ст. 7. Здесь Павел:
1. Призывает Тимофея разуметь то, что он советует ему. Тимофей нуждается в напоминании, чтобы он употреблял свои способности разумения к божественным вопросам.
2. Молится за Тимофея: Да даст тебе Господь разумение во всем. Заметьте: разумение дает Господь. Самые разумные люди нуждаются в возрастании дара разумения. Если Тот, Кто дал откровение в Своем слове, не даст разумного сердца, то мы — ничто. Вместе с нашими молитвами за других, чтобы Господь дал им разумение во всем, мы должны призывать и побуждать их к размышлению о том, что мы им говорим, ибо размышление есть путь к разумению, запоминанию и применению на практике всего того, что мы слышим или читаем.
Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом
Ученику в море прибавляется бодрости, если наставник его потерпел кораблекрушение и спасся, — потому что он уже не думает, что бури нападают на него от его неискусности, но от естественного порядка вещей; а это немало способствует поддержанию бодрости. Равным образом и начальнику отряда на войне служит ободрением, когда он видит, что полководец его, будучи ранен, остается мужественным. Так и для верующих служит утешением то, что апостол претерпел много бедствий и ни от одного из них не упал духом. …Если я — Павел — терплю такие бедствия, то гораздо более должен терпеть их ты; если терпит учитель, то тем более — ученик. Это увещание он предлагает Тимофею с великою любовью, называя его сыном, и не просто, но — сыном моим. Если, говорит он, ты сын, то подражай отцу.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1−13)
К чему обязывает святого Тимофея полученный им дух силы, разъяснил Апостол. Теперь начинает сказывать, к чему обязывает его дух любви (см.: 2, 1 — 13). Отделение сие начинается воодушевительным: возмогай — и, следовательно, будто продолжает речь о духе силы. Так кажется—и казалось, что течение речи, —с (1, 8) До (2, 13), —можно так распределить. Сказал Апостол в (1, 8): не постыдися, но спостражди, — потом убеждает к тому, чтоб не стыдиться, в (1, 8−18), а к тому, чтоб мужественно спострадать, в настоящем отделении (см.: 2: 1 — 13). Но как далее, —со (2, 14), —говорит Апостол о здравоумии, а затем, —с (3, 10), —предлагает общие убеждения к достодолжному пастырствованию и тем заканчивает учительную часть Послания; то для духа любви не остается особого слова, он будто забыт, что допустить неудобно. Почему Толкование нашло себя понуждаемым признать, что в настоящем отделении говорится о возгревании духа любви, и согласилось на это тем охотнее, что в нем пишется не о мужестве, а о ревности к благовестию, которая обычно есть плод любви к тому, о чем ревнует и для кого. Итак, полагаем, что Апостол в сем отделении внушает святому Тимофею: действуй в духе любви или возгревай дух любви, —любви: аа) к самому благовестию (см.: 2, 1−2) и: бб) к труду благовестническому (см.: 2, 3−13).
Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1−2)
Любя благовестие, не только сам блюди его, как сокровище, но передай его и другим надежным людям, которые довольны иных научить, чтоб таким образом благовестив, переходя из рода в род, никогда не пресекалось на земле.
Ты убo, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе
Ты — чадо мое Приступая к указанию, как возгревать дух любви, начинает словом, дышащим любовию: чадо мое! «Не просто чадо, но: чадо мое» (святой Златоуст). «Видишь, с какою отеческою любовию он предлагает ему свое увещание?! С словом сим он как бы и душу свою любительную перелил в него» (блаженный Феофилакт). Возмогай, ενδυναμου, — крепни, расти, приходи в возмужание. В чем же? Во благодати, яже о Христе Иисусе: вообще, в благодатном порядке жизни, Господом Иисусом водворенном на земле; частнее, — в том порядке действования, к которому обязывает тебя особый дар благодати, дарованный тебе возложением рук моих, дар архипастырства, благодать Апостольского преемства. Возмогай во благодати — то же, что выше: возгревай дар Божий (ср.: 1, 6). Дар сей тройствен, — совмещает в себе дух силы, любви и здравоумия. Как о духе силы уже говорено, то здесь следует разуметь дух любви. Или во благодати — есть: силою благодати. Расти, приходи в возмужание в Апостольском действовании, — в благовестии и учреждении жизни по нему. «В этом подкрепит тебя благодать Господня» (блаженный Феодорит). «Трезвись, говорит, бодрствуй; благодать Господня сподвизается и содействует тебе; но и ты с полною охотою и готовностию исполняй свое дело» (святой Златоуст). «Ее имей сподвизающеюся с тобою» (блаженный Феофилакт). Как? Действуя в духе ее по ее внушениям и возбуждениям. Если не будешь так действовать, то дух сей, не будучи возгреваем и раздуваем соответственными ему трудами, погаснет. Так оба значения совместятся: силою благодати укрепляем, действуй в духе ее, — и будешь расти в том порядке жизни, к коему она призывает и обязывает тебя.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.
Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом
Итак, ты возмогай, даже до радости, в силе Духа, коего принял вместе с общением благодати Иисуса Христа.
Источник: Второе послание к Тимофею.
Итак укрепляйся, сын мой
Что ты говоришь? Ты сказал, что ты связан, что все покинули тебя, и, как будто не сказав ничего страшного, присовокупляешь: итак, укрепляйся, сын мой! Да, по тому самому, что я нахожусь в узах, ты еще более мужайся. Ибо, если бы я, твой учитель, не терпел этого, то тебе, может быть, можно было бы падать духом, так как ты по молодости и неопытности подвергался бы опасностям. Ныне же немалым для тебя утешением к мужественному перенесению возможных бедствий служит то, что и я сам терплю их, что бедствия происходят естественно, а не от твоей неопытности. Вообще же всякий, меньший в каком-либо отношении, подвергшись опасностям, великое получает утешение, когда видит в таком же положении и большего сравнительно с собой. Видишь, с какой отеческой любовью он предлагает ему свое увещание, говоря: сын мой. Словом этим он как бы и душу свою любящую перелил в него. Если ты — сын, то подражай отцу.
В благодати Христом Иисусом
Укрепляйся не одним только моим примером, но больше всего благодатью Христовой. Ее имей споборницею, чрез нее мы получили власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую вражескую силу, и не терпеть никакого вреда.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом
Этот стих представляет заключение к предыдущему увещанию. Апостол убеждает Тимофея, чтобы он, в противность слабым малоазийским христианам, показал себя сильным, воспользовавшись для этого благодатью Духа Святого, предлагаемой всем людям чрез Христа (1Кор I:4 и Тит III:5 и cл.; 2Тим I:14). Не «в» благодати должен Тимофей укрепляться, а «посредством», «при помощи» (en) благодати явиться сильным для того, чтобы защищать Апостола Павла и продолжать его дело.
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента