Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 1 глава 8 стих)

ουν (#4036) следовательно, делает логический вывод из предыдущего, επαισχυνθης aor. conj. pass, от επαισχυνομαι (#2049) стыдиться, испытывать или чувствовать стыд, с акцентом на его причине (LN: 310). Aor. conj. с отр. μη (#3590) образует запрет, предотвращающий начало действия (MKG, 273). μαρτυριον (#3457) свидетель, здесь имеется в виду, что свидетельство о евангелии привело к его заключению в тюрьму, δεσμιος (#1300) заключенный. Проявлять симпатию к заключенному или помогать ему было опасно, так как против помощника могли выдвинуть те же обвинения (BAFCS, 3:388-92). συγκακοπαθησον aor. imper. act. от συγκακοπαθεω (#5155) страдать вместе, вместе подвергаться дурному обращению (AS). Апостолы должны были разделить страдания своего учителя (ВВС). Aor. imper. призывает к специфическому действию с оттенком срочности (MKG, 272).


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 1 глава 8 стих)

1:8 свидетельства Господа нашего Весть Евангелия рассказывала об Иисусе Христе. Павел не хотел, чтобы Тимофей «стыдился» произносить имя Христа, опасаясь возможных преследований (ср. ст. 12,16). меня, узника Его См. во Введении: Автор и время написания. См. пояснения к Еф 3:1; Флп 1:12−14. Связь с Павлом, который стал узником из-за проповеди благой вести, могла подвергнуть опасности жизнь и свободу Тимофея (ср. Евр 13:23).


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 1 глава 8 стих)

1:8 Павел говорит Тимофею, что он не должен стыдиться. В стихе 12 апостол заявляет о себе, что не стыдится. Наконец, в стихе 16 читаем, что Онисифор не стыдился.

Это было время, когда проповедь Евангелия считалась преступлением.

Тех, кто публично свидетельствовал о своем Господе и Спасителе, преследовали. Но это не должно смущать Тимофея. Он не должен стыдиться Евангелия, даже если оно влекло за собой страдания. Не должен он стыдиться и апостола Павла, заключенного в тюрьму. Некоторые христиане уже отвернулись от него. Они, конечно, боялись, что, проявив солидарность с ним, навлекут на себя страдания и, возможно, смерть.

Он увещевал Тимофея принять свою долю страданий, сопутствующих Евангелию, и нести ее силою Бога. Ему не стоило пытаться избежать «бесчестия», которое могло быть связано с Евангелием, но, как и Павел, терпеливо переносить этот позор.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 1 глава 8 стих)

Стихи 6−14. Павел увещевает и побуждает Тимофея исполнять свой долг (ст. 6): ...напоминаю тебе... Самые лучшие люди нуждаются в напоминании. То, о чем мы знаем, нам нужно напоминать. 2Пет 3:1: ...напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл.

I. Он призывает его возгревать дар Божий, который был в нем, подобно тому как возгревается огонь под тлеющими углями. Под даром Божиим подразумеваются все дары, какими его наделил Бог для служения благовестника, дары Духа Святого, сверхъестественные дары, полученные им через возложение рук апостола. Он должен их возгревать, упражнять и таким образом развивать, чтобы они возрастали: употребляй дары — и будешь иметь их. Всякому имеющему дастся... Мф 25:29. Он должен использовать всякую возможность для употребления своих даров и таким образом возгревать их, ибо в этом состоит наилучший способ умножения даров. Являлся ли дар Божий, бывший в Тимофее, естественным или сверхъестественным (хотя я предполагаю последнее), он должен был возгревать его, так как иначе дар мог быть угашен. Далее, как мы видим, этот дар был в нем через возложение рук апостола, что следует отличать от рукоположения его на служение, ибо последнее совершалось руками пресвитеров, 1Тим 4:14. Вероятно, Тимофей получил Духа Святого с Его сверхъестественными дарами и способностями через возложение рук апостола Павла (ибо, я считаю, никто другой, кроме апостолов, не имел власти давать Духа Святого), а впоследствии, будучи богато одарен для служения, он был поставлен на него пресвитерами. Заметьте:

1. Большим препятствием для умножения даров является дух боязни. Поэтому Павел предостерегает против него Тимофея: Ибо дал нам Бог духа не боязни... ст. 7. Лукавый раб, который закопал свой талант и не пустил его в оборот, действовал именно из духа боязни, Мф 25:25. Поэтому Бог вооружает нас против духа боязни, часто напоминая нам, чтобы мы не боялись. «Не бойтесь лица человеческого, не бойтесь опасностей, какие могут встретиться вам на пути исполнения вашего долга». Бог освободил нас от духа боязни и дал нам духа... силы, любви и целомудрия (англ. — здравомыслия. — Прим. переводчика). Он дал нам духа силы, или мужества и твердости, чтобы мы могли противостоять всем трудностям и опасностям; духа любви к Богу, чтобы мы могли преодолевать все препятствия встречающиеся на нашем пути, подобно тому как Иаков легко перенес все трудности ради Рахили: дух любви к Богу ставит нас выше страха перед человеком и тем вредом, какой он может нам причинить; духа целомудрия, или уравновешенности, внутреннего покоя ибо часто нас обескураживают на нашем пути и в нашем труде мысли, являющиеся плодами нашего собственного воображения, тогда как здравый и рассудительный ум отвергает их и легко находит ответы на них.

2. Дух, который Бог дает Своим служителям, — это не боязливый, но мужественный дух. Это дух силы, ибо служители говорят во имя Того, Кто обладает всей властью как на небе, так и на земле. Это дух любви, ибо любовь к Богу и к душам человеческим воспламеняет служителя в его служении. Это дух целомудрия, ибо они говорят слова истины и здравого смысла.

II. Апостол призывает Тимофея ожидать страданий и готовиться к ним: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его... Не стыдись благовестия, не стыдись свидетельствовать о нем». Заметьте:

1. Ни у кого из нас нет никаких оснований стыдиться Евангелия Христова. Мы не должны стыдиться также тех, кто страдает за Христово Евангелие. Тимофей не должен стыдиться старого Павла, хотя он и был в узах. Как он сам не должен бояться пострадать, так не должен бояться признавать свою причастность к тем, кто страдает за дело Христово.

(1) Евангелие — это свидетельство нашего Господа, в нем и через него Он свидетельствует нам о Себе, исповеданием нашей верности Евангелию мы свидетельствуем о Нем и ради Него.

(2) Павел был узником Христовым, Его узником, Ефес 4:1. Ради Него он был закован в цепи.

(3) Мы не имеем основания стыдиться свидетельства нашего Господа или Его узников. Если мы стыдимся того или другого теперь, то Христос постыдится нас впоследствии. «Но страдай с благовестием Христовым силою Бога, то есть ожидай страданий ради Евангелия, готовься к ним, чтобы разделить участь страдающих святых в этом мире. Не только сочувствуй страдающим за него, но будь готов страдать с ними и подобно им». Если наступает бедственное время для Евангелия, то надеющиеся иметь жизнь и спасение через него должны и страдать вместе с ним. Заметьте:

[1] Мы тогда можем перенести страдания, когда получаем для этого силу от Бога: ...страдай с благовестием силою Бога.

[2] Все христиане, но особенно служители, должны ожидать страданий и преследований ради Евангелия.

[3] Эти страдания будут пропорциональны силе Божией, посылаемой для перенесения их, 1Кор 10:13.

2. Упомянув о Евангелии и о Боге, Павел отмечает, какие великие дела сотворил для нас Бог через Евангелие, ст. 9−10. Чтобы вдохновить Тимофея на страдания, он приводит два довода:

(1) Сущность благовестия, за которое он призван страдать, и его славные цели. Это свойственно Павлу: упомянув о Христе и Его Евангелии, он, отклоняясь от своей темы, останавливается на них более подробно. Заметьте:

[1] Цель благовестия — наше спасение, и мы не должны считать чрезмерными свои страдания ради благовестия, которым надеемся спастись. Тот, Кто начал наше спасение, завершит его в свое время, ибо Бог называет несуществующее, как существующее (Рим 4:17), поэтому Павел и говорит о Нем как о спасшем нас.

[2] Эти страдания предназначены для нашего освящения: И призвавшего нас званием святым, то есть призвавшего нас к святости. Христианство есть призвание, святое призвание. Заметьте: все, кому надлежит быть спасенными впоследствии, в настоящее время освящаются. Когда евангельский призыв оказывается действенным, то он обязательно производит освящение призванных, ибо это святой призыв.

[3] Источником спасения является незаслуженная благодать и вечное изволение Божие во Христе Иисусе. Если бы мы заслужили его, то было бы несправедливым страдать за него, но мы спасены благодатью, а не нашими делами, и поэтому не должны считать наши страдания ради него чем-то чрезмерным. Эта благодать была дана нам прежде вековых времен, то есть она была в целях и планах Божиих от вечности. Во Христе Иисусе, ибо все дары Бога грешный человек получает через Христа и во Христе.

[4] Благовестие есть откровение Божьего изволения и благодати: Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа... Через явление Христа открылись нам благие цели Божий. Если Христос пострадал ради этих благих целей, то неужели мы посчитаем свои страдания ради них слишком тяжелыми?

[5] Благовестием Христовым разрушается смерть: ...Христа, разрушившего смерть... Он не только ослабил смерть, но разрушил ее власть над нами. Удалив грех, Он упразднил смерть, ибо жало смерти — грех, 1Кор 15:56. Смерть, некогда бывшая врагом человека, стала его другом: это врата, через которые он проходит из мира печали, тревог и греха в мир совершенного покоя и чистоты. Власть смерти разрушена, ибо она уже не торжествует над уверовавшими в Евангелие, но они торжествуют над ней. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор 15:55).

[6] Христос явил жизнь и нетление чрез благовестие. Он явил нам иной мир более ясно, чем это было сделано во всех предшествующих домостроительствах, а также блаженство этого мира и верную награду за послушание веры: мы открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню. Он явил нам его через благовестие, то есть не только представил, но и предложил нам. Будем же более и более ценить Евангелие, ибо чрез него нам даны жизнь и нетление, и в этом явилось его превосходство над всеми прежними откровениями. Это есть Евангелие жизни и бессмертия, так как оно являет их нам, указывает готовый путь, ведущий к ним, и предлагает серьезные доводы, побуждающие нас искать славы, чести и бессмертия.

(2) Пример апостола Павла, cт. 11−12. Он был поставлен проповедовать Евангелие и, в частности, учить язычников. Он считал, что ради этого дела стоит страдать, и почему Тимофей должен думать иначе? Ни один человек не должен бояться или стыдиться пострадать за дело Евангелия: Я не стыжусь, — говорит Павел. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Заметьте:

[1] Нередко добрые люди много страдают за самое лучшее дело в мире: По сей причине я и страдаю... то есть за проповедь Евангелия и за преданность ему.

[2] Они не должны стыдиться своего дела, оно поддержит их, а противящиеся ему будут постыжены.

[3] Тот, кто верит во Христа, знает, в Кого уверовал. Апостол говорит об этом со святым торжеством и восторгом, как бы желая сказать: «Я стою на твердом основании. Я знаю, что доверил великий залог в руки надежного Поручителя». ... И уверен, и далее. Что мы должны доверить Христу? Спасение наших душ, их сохранение для небесного Царства; и то, что мы доверили Ему, Он сохранит. Придет день, когда мы должны будем дать отчет за наши души, когда нас спросят: «Тебе была доверена твоя душа. Что ты сделал с нею? Кому ты доверил ее Богу или сатане? Кому отдавал ее на служение — греху или Христу?» Придет день, и это будет страшный и торжественный день когда мы должны будем дать отчет в нашем управлении (Лк 16:2), дать отчет за наши души: если мы активной и послушной верой доверяем их в этой жизни Христу, то можем быть уверены, что Он силен сохранить их, в чем мы убедимся в оный день к нашему великому утешению.

III. Павел убеждает Тимофея держаться образца здравого учения, ст. 13.

1. Под образцом здравого учения, скорее всего, следует понимать Священное Писание.

2. «Держись его, помни его, пребудь в нем, будь верен ему. Будь верным ему вопреки всем ересям и лжеучениям, разрушающим христианскую веру. Держись того, что ты слышал от меня». Павел говорил по вдохновению свыше. Хорошо быть верным образцу здравого учения, которое мы имеем в Писании, ибо они, как мы знаем, являются богодухновенными. Это здравое слово, неукоризненное, Тит 2:8. Но как держаться его? С верою и любовью... То есть мы должны относиться к нему как к верному слову и принимать его как всякого принятия достойное. Держи его в добром сердце, это ковчег завета, в котором надежно сохраняются скрижали как закона, так и Евангелия, Пс 118:11. Вера и любовь должны сопутствовать друг другу; недостаточно только верить здравому учению, высоко ценить его, но надо и любить его — верить в его истинность и любить его благость; и проповедовать это здравое учение надо в духе любви, говорить истину с любовью, Еф 4:15. С верою и любовью во Христе Иисусе. Вера и любовь должны быть христианскими, сосредоточенными на Христе Иисусе, потому что в Нем и через Него Бог говорит с нами и мы — с Богом. Тимофей как служитель должен держаться образца здравого учения ради блага других. Некоторые переводят здравое учение как целительное учение. Слово Божие содержит в себе исцеляющую силу: Он... послал слово Свое, и исцелил их... Для этой же самой цели Тимофею говорится (ст. 14): Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. Этим добрым залогом является образец здравого учения, Христово учение, которое было доверено Тимофею при его крещении как христианину и при его рукоположении как служителю. Заметьте:

(1) Христианское учение есть залог, доверенный нам. Он доверен всем христианам, но особенно служителям. Это добрый залог, невыразимо ценный сам по себе и представляющий невыразимое преимущество для нас. Он поистине является добрым залогом, неоценимым сокровищем, ибо открывает нам неисследимое богатство Христово, Еф 3:8. Нам поручено сохранить его в чистоте и непорочности и передать тем, кто будет после нас. И мы должны хранить его, не допуская никаким примесям осквернять его чистоту, ослаблять его силу, уменьшать его совершенство: Храни его Духом Святым, живущим в нас. Заметьте: даже очень хорошо наученные не могут сохранить то, чему они были научены, так же как не могли и научиться когда-то без содействия Духа Святого. Нам не следует рассчитывать на то, что мы сохраним учение своими собственными силами, это возможно только с помощью Духа Святого.

(2) Дух Святой пребывает во всех христианах и служителях, они являются Его храмами, и Он делает их способными хранить Евангелие чистым и неповрежденным. Однако они должны прилагать все старание со своей стороны, чтобы сохранить этот добрый залог, ибо помощь и пребывание Духа Святого не исключают человеческих усилий, но очень хорошо действуют сообща с ними.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 1 глава 8 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога

Посмотри на Маркиона, Мани, Валентина и на всех, вносивших другие еретические и пагубные учения в Церковь Божию, как они, измеряя дела Божий умствованиями человеческими, стыдились домостроительства нашего спасения. Между тем оно — разумею крест Христов — заслуживает не стыда, а великой хвалы. …То есть не стыдись того, что ты проповедуешь Распятого, но и хвались. Хотя все эти предметы: смерть, темницы, узы — сами по себе достойны стыда и порицания, но здесь, если вникнуть в причину их и внимательно рассмотреть таинства, они достойны великой хвалы и великого почитания. Эта смерть [на кресте] спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила небо с землею; эта смерть разрушила власть дьявола, соделала людей ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на престол царский; эти узы обратили многих.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Феофан Затворник (1815−1894)

Не постыдися убо страстию (свидетельством) Господа нашего Иисуса Христа, ни мною, юзником Его: но спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас

Не постыдися убо Поелику ты в даре Божием чрез рукоположение приял дух силы, то не стыдись: ибо стыд есть признак бессильного малодушия. Не постыдись свидетельства Иисус-Христова, — свидетельства об Иисусе Христе, Сыне Божием, воплотившемся нашего ради спасения, но распятом на кресте и крестною смертию сею спасшем нас; не постыдись, смущаясь тою мыслию, что Христос распятый для Иудеев есть соблазн, а для Еллинов безумие и слово крестное для иных юродство есть (ср.: 1Кор 1:18, 23); но с дерзновением возвещай слово крестное и не потупляя очей проповедуй Христа распята, будучи несомненно уверен, что сим поношением крестным совершено спасение мира. Свидетельством Христовым названо здесь все благовестие, как тут же и поясняется в словах: но спостражди благовестию Христову.

Наши толковники много внушительного изрекли об этом ложном стыде. Как он встречается и у нас в обществе, то не лишним считаем поместить здесь сказанное ими, начиная с последнейших и восходя к первейшим. Блаженный Феофилакт пишет: «многие треокаянные, по человеческим понятиям судя о том, что выше нашего постижения, стыдом почитают возвещать, что Сын Божий распят, не зная, что силою креста сего человек-осужденник соделался сыном Божиим. Ты же, о Тимофее, говорит Апостол, не стыдись свидетельствовать о Христе и о смерти Его крестной, но с дерзновением проповедуй о том». Блаженный Феодорит далее входит в сие, говоря: «проповедуемы были крест, поругания, злословие, страдание, смерть. А сие неверующим казалось исполненным стыда. Слово крестное, говорит Апостол, погибающим убо юродство есть (1Кор 1:18). Посему и сам о себе в Послании к Римлянам сказал: не стыждуся благовествованием: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему (ср.: Рим 1:16), — и здесь ученику своему советует с дерзновением проповедывать о сем». Подобное сему пишет и Амвросиаст: «Апостол учит, что должно иметь твердость, а не трепетать при исповедании веры. Ибо в ней ничего нет такого, чего следовало бы стыдиться. Если Христос виден был человеком, то деяниями Своими явил Себя Богом: хотя и распят Он, но воскрес из мертвых и пред очами многих, взятый облаком, вознесся на небо (см.: Деян 1:9). А это не знак немощи, а свидетельство силы: ибо, где будто осязается немощь, там является могущество. Итак, неразумно немощным почитать Того, Кто так доказательно явил Себя победителем (всякой немощи)». Пространнее и полнее слово о сем святого Златоуста: «нет ничего хуже, как судить и измерять дела Божественные по человеческим понятиям; ибо таким образом далеко можно отпасть от камня веры и лишиться света. Если желающий обнять лучи солнца глазами человеческими не только не обнимет их и не достигнет цели, но еще удалится от нее и потерпит великий вред, то тем более дерзающий смотреть своими умствованиями на свет неприступный потерпит вред, оскорбляя дар Божий. Посмотри на Маркиона, Манеса, Валентина и на всех вносящих еретические и пагубные учения в Церковь Божию, как они, измеряя дела Божий умствованиями человеческими, стыдились домостроительства нашего спасения. Между тем оно, — разумею крест Христов, — заслуживает не стыда, а великой хвалы. Ничто не служит столь великим доказательством человеколюбия Божия, ни небо, ни море, ни земля, ни сотворение всего сущего из ничего, ни все прочее, как крест. Посему и Павел хвалится им: мне же, говорит, да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал 6:14). Но люди душевные, приписывающие Богу не более, что и людям, (чуждаются из-за сего веры или) отпадают от веры, стыдясь ее. Посему Апостол, убеждая своего ученика, а чрез него и всех, говорит: не постыдися убо свидетельства Господа нашего, — то есть не стыдись того, что ты проповедуешь Распятого, но хвались тем. Хотя все эти предметы, — смерть, темницы, узы, сами по себе достойны стыда и поношения; но здесь, если вникнуть в причину и внимательно рассмотреть таинство, они достойны великой хвалы и великого почитания. Эта смерть спасла погибавшую вселенную; эта смерть соединила небо с землею; эта смерть разрушила власть диавола, соделала людей ангелами и сынами Божиими; эта смерть возвела естество наше на престол царский. Не постыдися убо. Не сказал: не бойся, не страшись, но сильнее ободряет его словом: не постыдися, — выражая, что опасность как бы не существует; если преодолеть стыд. Стыд тогда только и тягостен, когда он преодолевает нас».

Ни мною, юзником Его, не постыдися. «Не стыдись, что имеешь учителем узника» (Экумений). То правда, что поношение учителя падает и на ученика; но мои узы — не поношение, а слава Христова и моя. Счел нужным Апостол и с сей стороны ободрить святого Тимофея; потому, озревшись кругом и видя, как учение поносят, его самого теснят и учителя его заключили в узы, он естественно мог смутиться. Не стыдись, говорит; ничего во всем этом нет поносного, ни в учении нечтимом, ни в моих узах Святой Златоуст, продолжая свое слово, говорит: «не стыдись и того, что я, воскрешающий мертвых, совершающий бесчисленные знамения, обтекший всю вселенную, теперь связан. Я связан не как злодей, но ради Распятого; если Господь мой не постыдился креста, то и я не постыждаюсь узами. Если Господь наш и Учитель претерпел крест (не в посрамление, а во славу), то тем более мы (можем непосрамленно терпеть) узы». «Таким образом, — продолжим эту речь словами Амвросиаста, — ни в Апостоле — узнике — нет ничего постыждающего; ибо, тогда как, с одной стороны, по причине уз и ран враги называют его покрытым срамом и унижением, с другой — он посрамляет своих поносителей тем, что является дивным, одним мановением совершая знамения и чудеса; да разумеют, что если он подвергается унижению, то не по немощи, но по изволению Божию, для преумножения венцов. Ибо Бог для того попускает рабам Своим быть унижаемыми от неправедников, чтобы для всех явно было, что Он не неправедно готовит и воздает им венцы».

Но спостражди благовествованию Христову. Не только не стыдись свидетельства или благовествования Христова, но не отказывайся и пострадать за Него; вместе с тем, как свидетельствуешь или благовествуешь о Христе Спасителе, будь готов и страдать за Него, и, обратно, — вместе с страданием за благовестие, — не переставай благовествовать. Апостол представляет его уже страждущим нечто и внушает: благодушно и с радостию переноси, что терпишь за благочестие, — давая, образом выражения, доразуметь при сем: терпя так, ты спостраждешь Христу Господу и мне. — Святой Златоуст говорит: «спостражди, — то есть хотя бы сам потерпел это, не стыдись; не просто: не стыдись, — но не стыдись и сам испытать. Как я, говорит, не за себя несу эти узы, так и ты будешь терпеть не что-нибудь человеческое, но будешь участвовать в тех же страданиях (Христовых). Спостражди, говорит, благовествованию, — не в том смысле, будто благовествование страдает, но он побуждает ученика страдать за Евангелие». «Искусом и на деле показывай, что не стыдишься благовестия, именно, страдая за него; и тем охотнее показывай это, что так ты делаешься общником страданий Христа Спасителя и моих» (блаженный Феофилакт). «Апостол предписывает святому Тимофею мужественно и охотно переносить страдания» (блаженный Феодорит); заповедь дает, почитая сие обязательным. «Ибо так как смерть силою Божиею побеждена (смертию), чтобы мы могли спасение улучить, то по сей причине надлежит и нам взаимно воздать Искупителю (страданиями) хоть от части некоей» (Амвросиаст).

По силе Бога — спостражди. На это силу получил ты от Бога, в даре рукоположения прияв духа силы. Приял духа силы, — упражняй же его, являй, возгревай, благодушно терпя все, что приходится терпеть за благовестие. Тебе нечего бояться страданий; ибо в тебе уже обитает сила к перенесению их. «Апостол ободряет напоминанием о силе Божией» (блаженный Феодорит). «Не своею, говорит, силою имеешь ты переносить это спострадание. Бог дал уже тебе такую силу и еще большую подаст, если потребуется» (Экумений). «Твое дело решиться и показать готовность, а облегчить, успокоить — дело Божие» (святой Златоуст).

Такая мысль для слов: по силе Бога — заимствуется от предыдущего, и именно из того, что Бог дал нам духа силы. Но по течению речи мысли для сих слов можно заимствовать и от последующего: ибо вслед за словами: по силе Бога — говорится: спасшего нас — и прочее, влеча внимание в сих словах и далее видеть истолкование, какую силу Божию надлежит разуметь здесь, — именно ту, которая явлена в устроении нашего спасения. Наши толковники после предложенного изъяснения, выражают и эту мысль.

Святой Златоуст о значении сих слов говорит: «Апостол представляет и доказательства силы Божией» — и потом наводит: если Бог явил такую силу в устроении нашего спасения и призвания, то «не должно страшиться; если и тогда, когда предлежало спасать нас, бывших врагами Его, Он спас нас благодатию, то не тем ли более Он будет содействовать нам, когда увидит и нашу (по призвании) деятельность?» То же у Экумения: «Апостол изрекает доказательства готовности и содействия Божия, и подания силы, могущей сделать нас способными к мужественному перенесению искушений. Спас, говорит, нас Бог от смерти греховной и призвал званием святым, когда мы отвращались от Него и не хотели знать Его, не потому, чтоб мы были достойны того, но Он сделал это по Своему изволению и благодати. Итак, если, говорит (ибо такова цель сих слов у Апостола), Он такое явил благорасположение к нам, врагами Ему бывшим; не тем ли паче, когда мы соделались другами Ему и охотно идем на злострадания ради Него, Он даст нам силу перенести их и избыть от них?» То же и у блаженного Феофилакта.

Такие два понимания слов: по силе Бога — не разногласят между собою, а одно пополняет другое. Дух силы приемлется и всеми христианами, и тем паче Апостольскими преемниками, — и он доволен к перенесению страданий за веру; но его надлежит возгревать, как указал Апостол вместе с указанием на дарование его. Чем возгревать? Вот тем, о чем теперь говорится, — то есть созерцанием устроения нашего спасения. Воплощенное домостроительство нашего спасения живо впечатлеет в сознании непостижимо великую силу и величие Бога, спасающего нас, притом так, что сия сила и величие отражаются в самом действии спасения каждого, как свои ему. Созерцая сие, воодушевляйся охотно и мужественно страдать за домостроительство спасения, в тебе уже действующего, и во славу Бога, столь дивно тебя спасшего. По силе Бога — будет посему: побуждая и влеком будучи к сему спостраданию созерцанием и сознанием силы Божией в устроении твоего спасения, — как бы так: ты обязан спострадать в меру силы, явленной в устроении твоего спасения. Делом сие исполнить невозможно; но стремиться к тому, сколько сил есть или сколько получено силы, и возможно, и должно.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога

Посему, так подкрепленный силою Самого, полученного тобою, Святого Духа, — не стыдись исповедания Господа нашего пред всеми людьми, — ни меня — узника Его. Хотя это исповедание подвергло тебя великому гонению, но тебе и подобает быть причастником страданий за Евангелие, подвергающееся преследованиям, — по силе Бога, то есть с помощью Бога.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога

Что ты говоришь, апостоле Христов: не стыдись… меня, узника Иисуса Христа, когда и самые узы твои даже по смерти твоей издавали от себя страшные чудеса? Да, некоторые стыдились этого уничиженного вида апостола Христова. Не стыдятся ли и ныне некоторые христиане? Худо, если стыдятся.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего (Иисуса Христа)

Многие окаянные, по человеческим понятиям судя о том, что выше нашего понимания, стыдом почитают возвещать, что Сын Божий распят, не зная, что силой Креста Его осужденный человек стал сыном Божиим. Ты же, Тимофей, не стыдись свидетельствовать о Христе и смерти Его крестной, но с дерзновением проповедуй о том. Апостол не сказал: не бойся, но: не стыдись, чтобы показать, что дело это не имеет опасности, а только один стыд; если же презришь его, то прочее безопасно.

Ни меня, узника Его

Не стыдись того, что я, воскрешающий мертвых, учитель вселенной, теперь связан. Я связан не как злодей, я узник Его, то есть ради Него. Если Он не постыдился креста, то как я постыжусь уз?

Но страдай с благовестием Христовым

То есть не просто покажи, что ты не постыдился, но на опыте, в делах, и будь участником в одном и том же со Христом и со мной. Это же он выразил и выше в словах: дал нам Бог дух силы. Что значит страдай с благовестием? Ужели благовествование страдает? Нет, не то; но или говорит: спострадай мне ради благовестия, или благовестием называет всех проповедников Евангелия и строителей тайн, как и в Послании к Коринфянам (2Кор 9:12). Итак, пострадай вместе с тем, кто послужил благовествованию. Но, может быть, кто-нибудь излишним страданием за благовествование назовет препятствие к его распространению и неверие в него. Таким образом, и ты спострадай страждущему благовествованию.

Силою Бога

Так как тяжело было сказать: страдай, то апостол утешает: не своею, говорит, силой, но силой Христовой: твое избрание есть и готовность.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога

Апостол убеждает Тимофея отгонять от себя малодушный стыд пред возвещением Евангелия.

Свидетельства Господа… т. е. Евангелия, которое принес людям Христос и проповедание которого продолжали апостолы. По толкованию святых Отцов, здесь находится указание и на смерть Христову, которой Христос подтвердил истинность Своей проповеди.

Ни меня, узника Знакомства с преступником обыкновенно не поддерживают, даже стараются забыть о нем, чтобы самому не подпасть под подозрение в неблагонадежности.

Страдай с благовестием — страдай на пользу благовестия (Евангелия).

По силе Бога — т. е. сообразно с силой или пользуясь силой Божией, которая заключается в самом Евангелии.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно