Очевидно, его бабка, еврейка Лоида, еще раньше услышала Благую Весть спасения и уверовала в Господа Иисуса как Мессию. Стала христианкой и ее дочь Евника, тоже еврейка (Деян 16:1). Таким образом, Тимофей познал великие истины христианской веры и был представителем третьего поколения в семье, которая уверовала в Спасителя. В Писании нет ни слова о том, обратился ли в христианство отец Тимофея.
Хотя спасение нельзя унаследовать от верующих родителей, не подлежит сомнению, что в Писании прослеживается принцип «он и весь дом его». Создается впечатление, что Бог любит спасать целые семьи. Он не хочет, чтобы в них хоть кого-то недосчитались.
Обратите внимание: сказано, что вера обитала в Лоиде и Евнике. Она была не редким посетителем, а постоянно пребывала с ними. Павел был уверен, что с Тимофеем все обстояло точно так же. Свою искреннюю веру Тимофей будет сохранять, несмотря на все те беды, которые могут выпасть на его долю за эту веру.
1. Павел был апостолом Иисуса Христа по Божией воле, он принял Евангелие не от человека и научен был не человеком, но по откровению Иисуса Христа (Гал 1:12), а также и поставлен был на апостольское служение не по воле человека, но по воле Божией. В первом послании он говорит, что это было по повелению Бога, Спасителя нашего, а здесь — волею Божией. Бог призвал его быть апостолом.
2. Мы имеем обетование жизни, да будет благословенно имя Божие за это: В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, Тит 1:2.
3. Это обетование, как и другие, дано нам во Христе и через Христа; все они исходят из милости Божией во Христе, все они непреложны, так что мы можем твердо уповать на них.
4. Благодать, милость и мир, в которых нуждался даже Тимофей, возлюбленный сын Павла, исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Следовательно, даятелем этих благословений является как Бог Отец, так и Господь Иисус Христос, и к Ним надо обращаться за этими благословениями.
5. Самые лучшие люди нуждаются в этих благословениях, и они представляют собой самое лучшее, что мы можем желать для своих любимых друзей, а именно: чтобы они имели поддержку благодати Божией в час нужды, милость для прощения согрешений и таким образом могли иметь мир с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом.
II. Павел благодарит Бога за веру и святость Тимофея; благодарит также за то, что помнил Тимофея в своих молитвах. Заметьте: за все доброе, что мы делаем, за все наше служение ближним мы должны воздавать славу Богу и благодарить Его. Это Он побуждает наши сердца вспоминать наших близких в своих молитвах. Павел молился невероятно много — день и ночь, и во всех своих молитвах он вспоминал о своих друзьях, особенно о верных служителях; он молился и за Тимофея, непрестанно воспоминая о нем в своих молитвах днем и ночью. Молитва была его постоянным занятием, и он никогда не забывал в своих молитвах о друзьях, что нередко случается с нами. Павел служил Богу от прародителей своих с чистой совестью. Это было большим утешением для Павла, что он был рожден в доме Божием, был потомком тех, кто служил Богу, и что сам, подобно им, также служил Ему с чистой совестью, в соответствии с тем светом, какой имел; он хранил свою совесть чистой и всегда подвизался в этом, Деян 24:16. Движимый любовью к Тимофею апостол очень желал видеть Его, чтобы побеседовать с ним, так как помнил о слезах его при их последнем расставании. Тимофей печалился о том, что должен был расстаться с Павлом, и плакал при расставании с ним; видя его искреннюю любовь к себе, Павел хотел еще раз увидеть его. Павел благодарит Бога, за то что Тимофей хранит веру своих предков, ст. 5. Заметьте: Тимофей унаследовал свою веру от матери, у него были хорошие мать и бабушка, верующие, хотя отец его был неверующим, Деян 16:1. Очень отрадно, когда дети подражают вере и святости своих благочестивых родителей и следуют по их стопам, 3Ин 1:4. Веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Заметьте:
1. Мы должны, согласно апостолу Павлу, служить Богу с чистой совестью, как делали это и наши благочестивые предки: Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, Евр 10:22.
2. В своих молитвах мы непрестанно должны вспоминать наших друзей, особенно верных служителей Христа. Павел вспоминал своего возлюбленного сына Тимофея в молитвах днем и ночью.
3. Вера, что обитает в истинных верующих, непритворна, нелицемерна; это вера, выдерживающая испытание, обитающая в них как жизненный принцип. Павел благодарил Бога за то, что Тимофей унаследовал веру своей матери Евники и бабки Лоиды, и мы должны благодарить Бога всякий раз, когда видим подобное; мы должны радоваться, когда видим благодать Божию, как поступал Варнава, Деян 11:23−24. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, 2Ин 1:4.
воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду и в матерь твою Евникию: известен же есмь, яко и в тебе
Изъявлением своей любви к Тимофею святой Павел обновил и его любовь к себе и, тем разогрев сердце его, сделал его готовым ко вмещению уроков, как разогретый воск готов бывает к принятию печатей. Теперь готовит руку для принятия сих уроков, восставляя силу веры его напоминанием о ней, как она есть в нем и в роде его.
Поминая, сказал, слезы твоя, — желаю увидеть тебя еще и молюсь о том. Но слезы естественное дело; все же естественное в духовных отношениях теряет силу, если не освящается верою; и только это освящение облекает его условным некиим значением. Посему Апостол тотчас и прибавляет: воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере. «Не за слезы только (желаю видеть тебя), но и за веру, так как ты служитель истины, и нет в тебе лицемерия» (святой Златоуст). «И веселит меня преимущественно искренность твоей веры» (блаженный Феодорит). Предыдущие слова оживляли в душе святого Тимофея чувства и расположения, обычные у долго живших вместе и сроднившихся; напоминание о вере дает им другой тон и переносит в другую область, —отрешенную, трезвенствующую; а похвала вере, — яко искренней и нелицемерной, — не могла не восставить ревности по вере, из желания выдержать себя именно таким, каким похвален.
Чтобы в сильнейшее еще напряжение привесть эту ревность, Апостол напоминает и о вере рода Тимофеева. В тебе, говорит, живет вера, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду и в матерь твою Евникию. «Ты, говорит, из такого дома, который издавна служит Христу. Издавна ты имеешь это благо; от прародителей ты принял нелицемерную веру» (святой Златоуст). Напоминание о духе и характере рода обязательно располагает родичей выдерживать сей дух и характер. Это и имел в виду Апостол, говоря так. «Похвальным напоминанием о предках он усиливает веру в своем ученике» (блаженный Феодорит). Так как «доблести предков, если мы подражаем им, принадлежат и нам, а если не подражаем, не имеют никакой силы, но еще служат к нашему осуждению» (святой Златоуст); то опасение, не отстать бы от рода и не посрамиться, естественно раздражило в святом Тимофее ревность о его доблести, то есть вере; особенно когда при этом выставляются такие лица, как бабушка и мать, одно имя которых, слышимое, разогревает сердце. Если вообще «ничто так не действенно, как домашний пример» (блаженный Феодорит), то пример бабушки и матери тем сильнее действует, чем нежнее влечет.
Известен же есмь, яко и в тебе. И ты не отстал от них, и в тебя давно вселилась вера. Известен, πεπεισμαι, — «не догадываюсь, но убежден и совершенно уверен» (святой Златоуст). Новое побуждение ревновать о вере. Ибо выходило, что если ты, после сего, ослабеешь в сей ревности, то будешь идти против себя, себе самому будешь изменником. Апостол и о своих прародителях помянул выше и теперь поминает о прародителях святого Тимофея, чтоб внушить: корень наш освящен верою; нам потому следует, принимая здравые соки из сего корня, цвести по роду сих соков. Или может быть слова его имеют такую же силу, какую в устах воинов такая речь: мы с тобою старые служаки.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.
приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе
Воспоминания приемля о твердой, безукоризненной и нелицемерной вере Твоей, которая нимало не была поколеблена гонением.
Источник: Второе послание к Тимофею.
приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе
Апостолы и ныне видят слезы благочестивых людей, плачущих о своих грехах и тоскующих по небесной отчизне, и исполняются чрез это радости, приводя на память нелицемерную веру их. Как же и может иначе выражаться нелицемерная вера, как не горячими слезами о себе, враге Божием?
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе
Похвальным же упоминанием о предках божественный апостол усиливает веру в ученике, ибо ничто так не полезно, как пример родных.
Источник: Толкования на послания святого Павла (2Тим 1:5).
приводя на память нелицемерную веру твою
Желаю видеть тебя, не только вспоминая о слезах твоих, но и о вере твоей нелицемерной. Ибо это самая важная причина для того, чтобы ты был любим мной.
которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике
Другая похвала: Тимофей произошел не от неверных родителей, а от верных, хотя и из иудеев. Однако, отец его был грек. Смотри, как начал разрушаться закон при существовании связей такого рода.
уверен, что она и в тебе
Так как доблести предков, если и мы таковы, прославляют нас; если же нет, служат скорее к нашему осуждению. Поэтому апостол говорит: я убежден в том, что вера предков твоих есть и в тебе. Итак, ты имеешь веру нелицемерную, еще от предков утвержденную и не могущую колебаться.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.