Может быть, при последнем их расставании Тимофей потерял самообладание. Слезы юноши произвели глубокое впечатление на старшего соратника. Хиберт предполагает, что это произошло, когда римские воины «оторвали» от него Павла. (Hiebert, Second Timothy, p. 31.) Апостол не мог забыть это и теперь страстно желает быть рядом с Тимофеем, дабы исполниться радости. Он не укоряет Тимофея за слезы, как если бы они были недостойны мужчины или как если бы в христианстве не было места эмоциям. Дж. Х. Джоветт часто повторял: «Сердца, не знающие слез, не могут быть глашатаями страданий. Когда боль сострадания утрачивает свою остроту, мы уже не в состоянии быть слугами Страдавшего».
1. Павел был апостолом Иисуса Христа по Божией воле, он принял Евангелие не от человека и научен был не человеком, но по откровению Иисуса Христа (Гал 1:12), а также и поставлен был на апостольское служение не по воле человека, но по воле Божией. В первом послании он говорит, что это было по повелению Бога, Спасителя нашего, а здесь — волею Божией. Бог призвал его быть апостолом.
2. Мы имеем обетование жизни, да будет благословенно имя Божие за это: В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, Тит 1:2.
3. Это обетование, как и другие, дано нам во Христе и через Христа; все они исходят из милости Божией во Христе, все они непреложны, так что мы можем твердо уповать на них.
4. Благодать, милость и мир, в которых нуждался даже Тимофей, возлюбленный сын Павла, исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Следовательно, даятелем этих благословений является как Бог Отец, так и Господь Иисус Христос, и к Ним надо обращаться за этими благословениями.
5. Самые лучшие люди нуждаются в этих благословениях, и они представляют собой самое лучшее, что мы можем желать для своих любимых друзей, а именно: чтобы они имели поддержку благодати Божией в час нужды, милость для прощения согрешений и таким образом могли иметь мир с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом.
II. Павел благодарит Бога за веру и святость Тимофея; благодарит также за то, что помнил Тимофея в своих молитвах. Заметьте: за все доброе, что мы делаем, за все наше служение ближним мы должны воздавать славу Богу и благодарить Его. Это Он побуждает наши сердца вспоминать наших близких в своих молитвах. Павел молился невероятно много — день и ночь, и во всех своих молитвах он вспоминал о своих друзьях, особенно о верных служителях; он молился и за Тимофея, непрестанно воспоминая о нем в своих молитвах днем и ночью. Молитва была его постоянным занятием, и он никогда не забывал в своих молитвах о друзьях, что нередко случается с нами. Павел служил Богу от прародителей своих с чистой совестью. Это было большим утешением для Павла, что он был рожден в доме Божием, был потомком тех, кто служил Богу, и что сам, подобно им, также служил Ему с чистой совестью, в соответствии с тем светом, какой имел; он хранил свою совесть чистой и всегда подвизался в этом, Деян 24:16. Движимый любовью к Тимофею апостол очень желал видеть Его, чтобы побеседовать с ним, так как помнил о слезах его при их последнем расставании. Тимофей печалился о том, что должен был расстаться с Павлом, и плакал при расставании с ним; видя его искреннюю любовь к себе, Павел хотел еще раз увидеть его. Павел благодарит Бога, за то что Тимофей хранит веру своих предков, ст. 5. Заметьте: Тимофей унаследовал свою веру от матери, у него были хорошие мать и бабушка, верующие, хотя отец его был неверующим, Деян 16:1. Очень отрадно, когда дети подражают вере и святости своих благочестивых родителей и следуют по их стопам, 3Ин 1:4. Веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Заметьте:
1. Мы должны, согласно апостолу Павлу, служить Богу с чистой совестью, как делали это и наши благочестивые предки: Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, Евр 10:22.
2. В своих молитвах мы непрестанно должны вспоминать наших друзей, особенно верных служителей Христа. Павел вспоминал своего возлюбленного сына Тимофея в молитвах днем и ночью.
3. Вера, что обитает в истинных верующих, непритворна, нелицемерна; это вера, выдерживающая испытание, обитающая в них как жизненный принцип. Павел благодарил Бога за то, что Тимофей унаследовал веру своей матери Евники и бабки Лоиды, и мы должны благодарить Бога всякий раз, когда видим подобное; мы должны радоваться, когда видим благодать Божию, как поступал Варнава, Деян 11:23−24. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, 2Ин 1:4.
Ст. 4−5 И желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе
Тимофей был сын иудеянки уверовавшей (Деян 16:1). Как иудеянки? Как уверовавшей? Она была не из язычников. Но ради отца его, который был эллин, и ради иудеев, бывших в тех местах, Павел взял и обрезал его. Видишь ли, как начал разрушаться закон, когда имели место такие смешения?
…Доблести предков, если мы подражаем им, принадлежат и нам; а если не подражаем, не имеют никакой силы, но вдобавок служат к нашему осуждению.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
Велика вера Тимофея, если свидетельствуется всеми. Когда отделился Варнава, Павел находит равного ему, о чем сам говорит: вспоминая о слезах твоих, нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике. И, взяв его, говорит писатель, обрезал, а для чего, показывает, прибавляя: ради иудеев, находящихся в тех местах (Деян 16:3). Итак, поэтому Тимофей обрезывается, или и ради отца, который был эллин и, следовательно, не был обрезан. Смотри, как закон уже отменялся. Иные же думают, что Тимофей родился после оглашения его отца проповедью; но, может быть, это несправедливо.
Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.
Желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся
Предмет молитвы — увидеть святого Тимофея, потому что это было очень желательно, επιποθων, — пламенно сего желая. «День и ночь, говорит, молю Бога, да исполнит Он мое пламенное желание увидеть тебя» (блаженный Феофилакт). «Видишь ли пламенную привязанность? Видишь ли преизбыток любви?» (святой Златоуст). Может быть, это желание видеть выставлено здесь в удостоверение, что если он не возвратился в Ефес к нему, то причина этому не охлаждение любви, а течение обстоятельств, не зависящих от его воли. Святой Златоуст говорит: «заметь, как он в самом начале оправдывается пред ним, что сам не пришел видеться с ним; ибо слова: дондеже прииду — и еще: уповаю прийти к тебе скоро (ср.: 1Тим 4:13; 3, 14) — заставляли ожидать скорого его прибытия. Посему он тотчас же оправдывается. Впрочем, не говорит вдруг о причине, почему не пришел, дабы не слишком опечалить его, — причиною же было то, что он задержан был кесарем (Нероном), — но уже в конце, когда приглашал его к себе, открыл ее. В начале же не опечаливает его, а высказывает желание видеть его». Словами: желая видети тя, — он наводит его на помышление: «мог ли бы я сам себя произвольно лишить себя удовольствия видеть тебя, если б я имел возможность прийти к тебе?» (блаженный Феофилакт).
Поминая слезы твоя. Желательно было Апостолу видеть его не по своей только любви к нему, но и по его любви к себе, которую он явил тем, что проливал слезы, вероятно, когда, оставляя его, Апостол прощался с ним. «Апостол показывает здесь, что делает это (молится увидеть его) не просто, и не без причины, а: поминая, — говорит, слезы твоя. Разлучаясь с Павлом, он, вероятно, плакал и рыдал больше дитяти, отнимаемого от сосцов кормилицы и от молока» (святой Златоуст). Поминая об этом, Апостол как бы говорит ему: желаю видеть тебя, любя тебя. «Но если б я был и крайне бесчувствен, жесток и бесчеловечен, и тогда не мог бы не иметь такого желания; ибо припоминаемые мною слезы твои могли бы смягчить меня» (святой Златоуст).
Почему, когда вслед за сим говорит Апостол: да радости исполнюся, — вместе подает мысль: чтоб и твои осушить слезы. Слезы святого Тимофея не могли не отозваться глубокою печалию о разлучении и в сердце святого Павла. Отсюда естественно как желание свидеться, так и предчувствие радости от того в обоих. Амвросиаст пишет: «Апостол уверяет, что много помнит о Тимофее и жаждет видеть его по причине воспоминания о слезах его, которые он по любви к Апостолу проливал, когда тот, как само собою разумеется, отходил от него. Не без причины потому желает он видеть того, кто столько любит его, чтоб исполниться радостию от обоюдного обрадования».
Всем этим Апостол засвидетельствовал свою к святому Тимофею претеплую отеческую любовь.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.
и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости
Желая тебя видеть, как сына возлюбленного, вспоминая о слезах твоих ради скорбей моих, — поелику ты всегда их видишь, — чтобы исполнился ты духовною радостию.
Источник: Второе послание к Тимофею.
Вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости
Так расположи слова: желая видеть тебя, дабы мне исполниться радости; потом средние слова вспоминая о слезах твоих. Ибо, если бы я был от природы крайне недружелюбен, то и тогда слезы твои, пришедшие мне на память, были бы в состоянии склонить меня к тебе. Вероятно, Тимофей, разлучаясь с Павлом, плакал больше, чем дитя, отнимаемое от кормилицы.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента