Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 1 глава 14 стих)

φυλαξον aor. imper. act. от φυλασσω (#5875) хранить (см. ст. 12). ενοικουντος praes. act. part, от ενοικεω (#1940) пребывать в чем-л.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 1 глава 14 стих)

1:14 добрый залог Сокровище благой вести о спасении, открытой в Писании (см. пояснение к 1Тим 6:20).


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 1 глава 14 стих)

1:14 Добрый залог — это Евангелие.

Тимофею была доверена весть об искупительной любви. К ней не надо ничего добавлять или как-то ее улучшать. Его обязанность — хранить ее Духом Святым, живущим в нас. Когда Павел писал это Послание, он знал об угрожающем церкви широко распространившемся отступлении от веры.

Нападать на христианскую веру будут отовсюду. Павел увещевал Тимофея оставаться верным Слову Божьему. В этом ему не придется полагаться лишь на свои силы. Святой Дух, живущий в нем, даст ему все, что для этого нужно.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 1 глава 14 стих)

Стихи 6−14. Павел увещевает и побуждает Тимофея исполнять свой долг (ст. 6): ...напоминаю тебе... Самые лучшие люди нуждаются в напоминании. То, о чем мы знаем, нам нужно напоминать. 2Пет 3:1: ...напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл.

I. Он призывает его возгревать дар Божий, который был в нем, подобно тому как возгревается огонь под тлеющими углями. Под даром Божиим подразумеваются все дары, какими его наделил Бог для служения благовестника, дары Духа Святого, сверхъестественные дары, полученные им через возложение рук апостола. Он должен их возгревать, упражнять и таким образом развивать, чтобы они возрастали: употребляй дары — и будешь иметь их. Всякому имеющему дастся... Мф 25:29. Он должен использовать всякую возможность для употребления своих даров и таким образом возгревать их, ибо в этом состоит наилучший способ умножения даров. Являлся ли дар Божий, бывший в Тимофее, естественным или сверхъестественным (хотя я предполагаю последнее), он должен был возгревать его, так как иначе дар мог быть угашен. Далее, как мы видим, этот дар был в нем через возложение рук апостола, что следует отличать от рукоположения его на служение, ибо последнее совершалось руками пресвитеров, 1Тим 4:14. Вероятно, Тимофей получил Духа Святого с Его сверхъестественными дарами и способностями через возложение рук апостола Павла (ибо, я считаю, никто другой, кроме апостолов, не имел власти давать Духа Святого), а впоследствии, будучи богато одарен для служения, он был поставлен на него пресвитерами. Заметьте:

1. Большим препятствием для умножения даров является дух боязни. Поэтому Павел предостерегает против него Тимофея: Ибо дал нам Бог духа не боязни... ст. 7. Лукавый раб, который закопал свой талант и не пустил его в оборот, действовал именно из духа боязни, Мф 25:25. Поэтому Бог вооружает нас против духа боязни, часто напоминая нам, чтобы мы не боялись. «Не бойтесь лица человеческого, не бойтесь опасностей, какие могут встретиться вам на пути исполнения вашего долга». Бог освободил нас от духа боязни и дал нам духа... силы, любви и целомудрия (англ. — здравомыслия. — Прим. переводчика). Он дал нам духа силы, или мужества и твердости, чтобы мы могли противостоять всем трудностям и опасностям; духа любви к Богу, чтобы мы могли преодолевать все препятствия встречающиеся на нашем пути, подобно тому как Иаков легко перенес все трудности ради Рахили: дух любви к Богу ставит нас выше страха перед человеком и тем вредом, какой он может нам причинить; духа целомудрия, или уравновешенности, внутреннего покоя ибо часто нас обескураживают на нашем пути и в нашем труде мысли, являющиеся плодами нашего собственного воображения, тогда как здравый и рассудительный ум отвергает их и легко находит ответы на них.

2. Дух, который Бог дает Своим служителям, — это не боязливый, но мужественный дух. Это дух силы, ибо служители говорят во имя Того, Кто обладает всей властью как на небе, так и на земле. Это дух любви, ибо любовь к Богу и к душам человеческим воспламеняет служителя в его служении. Это дух целомудрия, ибо они говорят слова истины и здравого смысла.

II. Апостол призывает Тимофея ожидать страданий и готовиться к ним: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его... Не стыдись благовестия, не стыдись свидетельствовать о нем». Заметьте:

1. Ни у кого из нас нет никаких оснований стыдиться Евангелия Христова. Мы не должны стыдиться также тех, кто страдает за Христово Евангелие. Тимофей не должен стыдиться старого Павла, хотя он и был в узах. Как он сам не должен бояться пострадать, так не должен бояться признавать свою причастность к тем, кто страдает за дело Христово.

(1) Евангелие — это свидетельство нашего Господа, в нем и через него Он свидетельствует нам о Себе, исповеданием нашей верности Евангелию мы свидетельствуем о Нем и ради Него.

(2) Павел был узником Христовым, Его узником, Ефес 4:1. Ради Него он был закован в цепи.

(3) Мы не имеем основания стыдиться свидетельства нашего Господа или Его узников. Если мы стыдимся того или другого теперь, то Христос постыдится нас впоследствии. «Но страдай с благовестием Христовым силою Бога, то есть ожидай страданий ради Евангелия, готовься к ним, чтобы разделить участь страдающих святых в этом мире. Не только сочувствуй страдающим за него, но будь готов страдать с ними и подобно им». Если наступает бедственное время для Евангелия, то надеющиеся иметь жизнь и спасение через него должны и страдать вместе с ним. Заметьте:

[1] Мы тогда можем перенести страдания, когда получаем для этого силу от Бога: ...страдай с благовестием силою Бога.

[2] Все христиане, но особенно служители, должны ожидать страданий и преследований ради Евангелия.

[3] Эти страдания будут пропорциональны силе Божией, посылаемой для перенесения их, 1Кор 10:13.

2. Упомянув о Евангелии и о Боге, Павел отмечает, какие великие дела сотворил для нас Бог через Евангелие, ст. 9−10. Чтобы вдохновить Тимофея на страдания, он приводит два довода:

(1) Сущность благовестия, за которое он призван страдать, и его славные цели. Это свойственно Павлу: упомянув о Христе и Его Евангелии, он, отклоняясь от своей темы, останавливается на них более подробно. Заметьте:

[1] Цель благовестия — наше спасение, и мы не должны считать чрезмерными свои страдания ради благовестия, которым надеемся спастись. Тот, Кто начал наше спасение, завершит его в свое время, ибо Бог называет несуществующее, как существующее (Рим 4:17), поэтому Павел и говорит о Нем как о спасшем нас.

[2] Эти страдания предназначены для нашего освящения: И призвавшего нас званием святым, то есть призвавшего нас к святости. Христианство есть призвание, святое призвание. Заметьте: все, кому надлежит быть спасенными впоследствии, в настоящее время освящаются. Когда евангельский призыв оказывается действенным, то он обязательно производит освящение призванных, ибо это святой призыв.

[3] Источником спасения является незаслуженная благодать и вечное изволение Божие во Христе Иисусе. Если бы мы заслужили его, то было бы несправедливым страдать за него, но мы спасены благодатью, а не нашими делами, и поэтому не должны считать наши страдания ради него чем-то чрезмерным. Эта благодать была дана нам прежде вековых времен, то есть она была в целях и планах Божиих от вечности. Во Христе Иисусе, ибо все дары Бога грешный человек получает через Христа и во Христе.

[4] Благовестие есть откровение Божьего изволения и благодати: Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа... Через явление Христа открылись нам благие цели Божий. Если Христос пострадал ради этих благих целей, то неужели мы посчитаем свои страдания ради них слишком тяжелыми?

[5] Благовестием Христовым разрушается смерть: ...Христа, разрушившего смерть... Он не только ослабил смерть, но разрушил ее власть над нами. Удалив грех, Он упразднил смерть, ибо жало смерти — грех, 1Кор 15:56. Смерть, некогда бывшая врагом человека, стала его другом: это врата, через которые он проходит из мира печали, тревог и греха в мир совершенного покоя и чистоты. Власть смерти разрушена, ибо она уже не торжествует над уверовавшими в Евангелие, но они торжествуют над ней. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор 15:55).

[6] Христос явил жизнь и нетление чрез благовестие. Он явил нам иной мир более ясно, чем это было сделано во всех предшествующих домостроительствах, а также блаженство этого мира и верную награду за послушание веры: мы открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню. Он явил нам его через благовестие, то есть не только представил, но и предложил нам. Будем же более и более ценить Евангелие, ибо чрез него нам даны жизнь и нетление, и в этом явилось его превосходство над всеми прежними откровениями. Это есть Евангелие жизни и бессмертия, так как оно являет их нам, указывает готовый путь, ведущий к ним, и предлагает серьезные доводы, побуждающие нас искать славы, чести и бессмертия.

(2) Пример апостола Павла, cт. 11−12. Он был поставлен проповедовать Евангелие и, в частности, учить язычников. Он считал, что ради этого дела стоит страдать, и почему Тимофей должен думать иначе? Ни один человек не должен бояться или стыдиться пострадать за дело Евангелия: Я не стыжусь, — говорит Павел. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Заметьте:

[1] Нередко добрые люди много страдают за самое лучшее дело в мире: По сей причине я и страдаю... то есть за проповедь Евангелия и за преданность ему.

[2] Они не должны стыдиться своего дела, оно поддержит их, а противящиеся ему будут постыжены.

[3] Тот, кто верит во Христа, знает, в Кого уверовал. Апостол говорит об этом со святым торжеством и восторгом, как бы желая сказать: «Я стою на твердом основании. Я знаю, что доверил великий залог в руки надежного Поручителя». ... И уверен, и далее. Что мы должны доверить Христу? Спасение наших душ, их сохранение для небесного Царства; и то, что мы доверили Ему, Он сохранит. Придет день, когда мы должны будем дать отчет за наши души, когда нас спросят: «Тебе была доверена твоя душа. Что ты сделал с нею? Кому ты доверил ее Богу или сатане? Кому отдавал ее на служение — греху или Христу?» Придет день, и это будет страшный и торжественный день когда мы должны будем дать отчет в нашем управлении (Лк 16:2), дать отчет за наши души: если мы активной и послушной верой доверяем их в этой жизни Христу, то можем быть уверены, что Он силен сохранить их, в чем мы убедимся в оный день к нашему великому утешению.

III. Павел убеждает Тимофея держаться образца здравого учения, ст. 13.

1. Под образцом здравого учения, скорее всего, следует понимать Священное Писание.

2. «Держись его, помни его, пребудь в нем, будь верен ему. Будь верным ему вопреки всем ересям и лжеучениям, разрушающим христианскую веру. Держись того, что ты слышал от меня». Павел говорил по вдохновению свыше. Хорошо быть верным образцу здравого учения, которое мы имеем в Писании, ибо они, как мы знаем, являются богодухновенными. Это здравое слово, неукоризненное, Тит 2:8. Но как держаться его? С верою и любовью... То есть мы должны относиться к нему как к верному слову и принимать его как всякого принятия достойное. Держи его в добром сердце, это ковчег завета, в котором надежно сохраняются скрижали как закона, так и Евангелия, Пс 118:11. Вера и любовь должны сопутствовать друг другу; недостаточно только верить здравому учению, высоко ценить его, но надо и любить его — верить в его истинность и любить его благость; и проповедовать это здравое учение надо в духе любви, говорить истину с любовью, Еф 4:15. С верою и любовью во Христе Иисусе. Вера и любовь должны быть христианскими, сосредоточенными на Христе Иисусе, потому что в Нем и через Него Бог говорит с нами и мы — с Богом. Тимофей как служитель должен держаться образца здравого учения ради блага других. Некоторые переводят здравое учение как целительное учение. Слово Божие содержит в себе исцеляющую силу: Он... послал слово Свое, и исцелил их... Для этой же самой цели Тимофею говорится (ст. 14): Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. Этим добрым залогом является образец здравого учения, Христово учение, которое было доверено Тимофею при его крещении как христианину и при его рукоположении как служителю. Заметьте:

(1) Христианское учение есть залог, доверенный нам. Он доверен всем христианам, но особенно служителям. Это добрый залог, невыразимо ценный сам по себе и представляющий невыразимое преимущество для нас. Он поистине является добрым залогом, неоценимым сокровищем, ибо открывает нам неисследимое богатство Христово, Еф 3:8. Нам поручено сохранить его в чистоте и непорочности и передать тем, кто будет после нас. И мы должны хранить его, не допуская никаким примесям осквернять его чистоту, ослаблять его силу, уменьшать его совершенство: Храни его Духом Святым, живущим в нас. Заметьте: даже очень хорошо наученные не могут сохранить то, чему они были научены, так же как не могли и научиться когда-то без содействия Духа Святого. Нам не следует рассчитывать на то, что мы сохраним учение своими собственными силами, это возможно только с помощью Духа Святого.

(2) Дух Святой пребывает во всех христианах и служителях, они являются Его храмами, и Он делает их способными хранить Евангелие чистым и неповрежденным. Однако они должны прилагать все старание со своей стороны, чтобы сохранить этот добрый залог, ибо помощь и пребывание Духа Святого не исключают человеческих усилий, но очень хорошо действуют сообща с ними.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 1 глава 14 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Доброе завещание соблюди Духом Святым живущим в нас

Доброе завещание, παραθηκη, — предание, то, что тебе предано, говорит, и вверено хранению твоему, — то же, что и: образ здравых словес, — или что выше выразил, говоря: силен есть предание, την παραθηκην, — мое сохранити. — Добро сие завещание, потому что само в себе доброкачественно, из доброго — Божия — источника исходит, на добро дано, к добру ведет и добрым концом увенчается. Соблюди же, говорит, его неизменным и целым, по нему настроивая и образ своих воззрений, и образ действования и жизни. «Соблюди заповеданное мною тебе, и относительно веры, и относительно жизни по вере» (блаженный Феофилакт). Соблюди, как мой преемник, и соблюденным в целости передай его своим преемникам, научив и тех таким же передать его имеющим после них быть преемниками. Так до конца. В слове: соблюди, — сказанном святому Тимофею, да слышат все, приявшие благодать Апостольского преемства, урок себе — хранить неизменным принятое от предшественников, не вводя и не допуская никакой новизны.

Духом Святым, данным нам «Как же тебе это соблюсти? Не человеческою силою, но Духом Святым, Который обитает в нас в силу крещения. Если сохраним Его в себе и не отгоним своею беспечностию и злонравием; то и Он соблюдет в нас все, что имеем мы от Бога. Итак, потщись сохранить Духа, и Он сохранит в тебе завещанное тебе» (блаженный Феофилакт, Экумений). Святой Златоуст полнее объясняет это: «доброе завещание соблюди. Как? Духом Святым живущим в нас. Человеческая душа и человеческая сила не в состоянии сами по себе сохранить таких благ, вверенных им. Почему? Потому что вокруг нас много разбойников, глубокая тьма, диавол стоит и коварствует, и мы не знаем, в какой час, в какое время он нападет на нас. Как же мы можем сохранить их? Духом Святым, то есть если будем иметь в себе Духа; а Он будет присущ нам, если мы не отгоним благодати Его. Ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс 126:1). Он — наша стена, Он — наша ограда, Он — наше убежище. Скажешь: но если Он живет в нас и Сам хранит нас, то для чего наставления? Для того, чтобы мы удерживали Его, хранили Его и не отгоняли от себя злыми делами».

В нас — в ком и как? В ком же? Можно: в нас с тобою; можно: во всех Апостолах и ближайших их учениках, именуемых также Апостолами; можно: в Апостолах и всех преемниках, бывших, сущих и будущих. — Как же? На Апостолов Дух Святый сошел непосредственно, преемники же их получали и получают Его чрез рукоположение. Блаженный Феофилакт, говоря, что Духа Святаго имеем мы чрез крещение, подает мысль, что под Духом Святым разумеет он общехристианскую благодать и, следовательно, под: в нас — в христианах. Но как, выше немного, сказав о παραθηκη, что под сим разумеются преподанные святому Тимофею заповеди о вере и жизни, прибавил: «или Апостол хочет сказать: дар, который ты получил, как и выше сказал (то есть в стихе 6)»; то нельзя отрицать, что и он здесь разумел Духа Святаго, приемлемого чрез рукоположение.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

Добрый залог, который я вручил тебе, сохрани чрез Духа Святаго, Который обитает в тебе, как и во мне.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас

Соблюди заповеданное мной тебе относительно веры и жизни, или дар, который ты принял, как и выше он сказал. Но как ты сохранишь? Не человеческой силой, но Духом Святым, Который живет в нас чрез крещение. Если мы сохраним Его и не отгоним дурными делами, сохранит и Он нам все, что мы имеем от Бога. Итак, потщитесь сохранить Духа, и Он сохранит тебе завещанное. Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126:1).

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.


Открыть окно