Павел знал, что Тот, в Кого он уверовал, силен. Силен сделать что? Силен сохранить залог мой на оный день. Богословы расходятся во мнении относительно того, что Павел имел здесь в виду. Некоторые считают, что речь идет о спасении его души. Другие видят в этом указание на Евангелие. Другими словами, хотя люди и могли казнить апостола Павла, помешать Евангелию они были не в состоянии. Чем ожесточеннее будут попытки ему противостать, тем больше оно будет процветать.
Вероятно, эту фразу лучше всего рассматривать в самом широком смысле. Павел был убежден, что его дело в самых надежных руках. Мрачные предчувствия не терзали его даже тогда, когда он стоял лицом к лицу со смертью. Иисус Христос — его всемогущий Господь, и с Ним не могло быть ни поражения, ни провала. Волноваться было не о чем. Он нисколько не сомневался в своем спасении, впрочем, как и в конечном успехе своего служения для Христа здесь, на земле.
«Оный день» — одно из любимых выражений Павла. Оно относится к приходу Господа Иисуса Христа и конкретно к судилищу Христову, когда будет произведен обзор служения Ему и Бог по Своей милости вознаградит верность людей.
I. Он призывает его возгревать дар Божий, который был в нем, подобно тому как возгревается огонь под тлеющими углями. Под даром Божиим подразумеваются все дары, какими его наделил Бог для служения благовестника, дары Духа Святого, сверхъестественные дары, полученные им через возложение рук апостола. Он должен их возгревать, упражнять и таким образом развивать, чтобы они возрастали: употребляй дары — и будешь иметь их. Всякому имеющему дастся... Мф 25:29. Он должен использовать всякую возможность для употребления своих даров и таким образом возгревать их, ибо в этом состоит наилучший способ умножения даров. Являлся ли дар Божий, бывший в Тимофее, естественным или сверхъестественным (хотя я предполагаю последнее), он должен был возгревать его, так как иначе дар мог быть угашен. Далее, как мы видим, этот дар был в нем через возложение рук апостола, что следует отличать от рукоположения его на служение, ибо последнее совершалось руками пресвитеров, 1Тим 4:14. Вероятно, Тимофей получил Духа Святого с Его сверхъестественными дарами и способностями через возложение рук апостола Павла (ибо, я считаю, никто другой, кроме апостолов, не имел власти давать Духа Святого), а впоследствии, будучи богато одарен для служения, он был поставлен на него пресвитерами. Заметьте:
1. Большим препятствием для умножения даров является дух боязни. Поэтому Павел предостерегает против него Тимофея: Ибо дал нам Бог духа не боязни... ст. 7. Лукавый раб, который закопал свой талант и не пустил его в оборот, действовал именно из духа боязни, Мф 25:25. Поэтому Бог вооружает нас против духа боязни, часто напоминая нам, чтобы мы не боялись. «Не бойтесь лица человеческого, не бойтесь опасностей, какие могут встретиться вам на пути исполнения вашего долга». Бог освободил нас от духа боязни и дал нам духа... силы, любви и целомудрия (англ. — здравомыслия. — Прим. переводчика). Он дал нам духа силы, или мужества и твердости, чтобы мы могли противостоять всем трудностям и опасностям; духа любви к Богу, чтобы мы могли преодолевать все препятствия встречающиеся на нашем пути, подобно тому как Иаков легко перенес все трудности ради Рахили: дух любви к Богу ставит нас выше страха перед человеком и тем вредом, какой он может нам причинить; духа целомудрия, или уравновешенности, внутреннего покоя ибо часто нас обескураживают на нашем пути и в нашем труде мысли, являющиеся плодами нашего собственного воображения, тогда как здравый и рассудительный ум отвергает их и легко находит ответы на них.
2. Дух, который Бог дает Своим служителям, — это не боязливый, но мужественный дух. Это дух силы, ибо служители говорят во имя Того, Кто обладает всей властью как на небе, так и на земле. Это дух любви, ибо любовь к Богу и к душам человеческим воспламеняет служителя в его служении. Это дух целомудрия, ибо они говорят слова истины и здравого смысла.
II. Апостол призывает Тимофея ожидать страданий и готовиться к ним: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его... Не стыдись благовестия, не стыдись свидетельствовать о нем». Заметьте:
1. Ни у кого из нас нет никаких оснований стыдиться Евангелия Христова. Мы не должны стыдиться также тех, кто страдает за Христово Евангелие. Тимофей не должен стыдиться старого Павла, хотя он и был в узах. Как он сам не должен бояться пострадать, так не должен бояться признавать свою причастность к тем, кто страдает за дело Христово.
(1) Евангелие — это свидетельство нашего Господа, в нем и через него Он свидетельствует нам о Себе, исповеданием нашей верности Евангелию мы свидетельствуем о Нем и ради Него.
(2) Павел был узником Христовым, Его узником, Ефес 4:1. Ради Него он был закован в цепи.
(3) Мы не имеем основания стыдиться свидетельства нашего Господа или Его узников. Если мы стыдимся того или другого теперь, то Христос постыдится нас впоследствии. «Но страдай с благовестием Христовым силою Бога, то есть ожидай страданий ради Евангелия, готовься к ним, чтобы разделить участь страдающих святых в этом мире. Не только сочувствуй страдающим за него, но будь готов страдать с ними и подобно им». Если наступает бедственное время для Евангелия, то надеющиеся иметь жизнь и спасение через него должны и страдать вместе с ним. Заметьте:
[1] Мы тогда можем перенести страдания, когда получаем для этого силу от Бога: ...страдай с благовестием силою Бога.
[2] Все христиане, но особенно служители, должны ожидать страданий и преследований ради Евангелия.
[3] Эти страдания будут пропорциональны силе Божией, посылаемой для перенесения их, 1Кор 10:13.
2. Упомянув о Евангелии и о Боге, Павел отмечает, какие великие дела сотворил для нас Бог через Евангелие, ст. 9−10. Чтобы вдохновить Тимофея на страдания, он приводит два довода:
(1) Сущность благовестия, за которое он призван страдать, и его славные цели. Это свойственно Павлу: упомянув о Христе и Его Евангелии, он, отклоняясь от своей темы, останавливается на них более подробно. Заметьте:
[1] Цель благовестия — наше спасение, и мы не должны считать чрезмерными свои страдания ради благовестия, которым надеемся спастись. Тот, Кто начал наше спасение, завершит его в свое время, ибо Бог называет несуществующее, как существующее (Рим 4:17), поэтому Павел и говорит о Нем как о спасшем нас.
[2] Эти страдания предназначены для нашего освящения: И призвавшего нас званием святым, то есть призвавшего нас к святости. Христианство есть призвание, святое призвание. Заметьте: все, кому надлежит быть спасенными впоследствии, в настоящее время освящаются. Когда евангельский призыв оказывается действенным, то он обязательно производит освящение призванных, ибо это святой призыв.
[3] Источником спасения является незаслуженная благодать и вечное изволение Божие во Христе Иисусе. Если бы мы заслужили его, то было бы несправедливым страдать за него, но мы спасены благодатью, а не нашими делами, и поэтому не должны считать наши страдания ради него чем-то чрезмерным. Эта благодать была дана нам прежде вековых времен, то есть она была в целях и планах Божиих от вечности. Во Христе Иисусе, ибо все дары Бога грешный человек получает через Христа и во Христе.
[4] Благовестие есть откровение Божьего изволения и благодати: Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа... Через явление Христа открылись нам благие цели Божий. Если Христос пострадал ради этих благих целей, то неужели мы посчитаем свои страдания ради них слишком тяжелыми?
[5] Благовестием Христовым разрушается смерть: ...Христа, разрушившего смерть... Он не только ослабил смерть, но разрушил ее власть над нами. Удалив грех, Он упразднил смерть, ибо жало смерти — грех, 1Кор 15:56. Смерть, некогда бывшая врагом человека, стала его другом: это врата, через которые он проходит из мира печали, тревог и греха в мир совершенного покоя и чистоты. Власть смерти разрушена, ибо она уже не торжествует над уверовавшими в Евангелие, но они торжествуют над ней. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор 15:55).
[6] Христос явил жизнь и нетление чрез благовестие. Он явил нам иной мир более ясно, чем это было сделано во всех предшествующих домостроительствах, а также блаженство этого мира и верную награду за послушание веры: мы открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню. Он явил нам его через благовестие, то есть не только представил, но и предложил нам. Будем же более и более ценить Евангелие, ибо чрез него нам даны жизнь и нетление, и в этом явилось его превосходство над всеми прежними откровениями. Это есть Евангелие жизни и бессмертия, так как оно являет их нам, указывает готовый путь, ведущий к ним, и предлагает серьезные доводы, побуждающие нас искать славы, чести и бессмертия.
(2) Пример апостола Павла, cт. 11−12. Он был поставлен проповедовать Евангелие и, в частности, учить язычников. Он считал, что ради этого дела стоит страдать, и почему Тимофей должен думать иначе? Ни один человек не должен бояться или стыдиться пострадать за дело Евангелия: Я не стыжусь, — говорит Павел. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Заметьте:
[1] Нередко добрые люди много страдают за самое лучшее дело в мире: По сей причине я и страдаю... то есть за проповедь Евангелия и за преданность ему.
[2] Они не должны стыдиться своего дела, оно поддержит их, а противящиеся ему будут постыжены.
[3] Тот, кто верит во Христа, знает, в Кого уверовал. Апостол говорит об этом со святым торжеством и восторгом, как бы желая сказать: «Я стою на твердом основании. Я знаю, что доверил великий залог в руки надежного Поручителя». ... И уверен, и далее. Что мы должны доверить Христу? Спасение наших душ, их сохранение для небесного Царства; и то, что мы доверили Ему, Он сохранит. Придет день, когда мы должны будем дать отчет за наши души, когда нас спросят: «Тебе была доверена твоя душа. Что ты сделал с нею? Кому ты доверил ее Богу или сатане? Кому отдавал ее на служение — греху или Христу?» Придет день, и это будет страшный и торжественный день когда мы должны будем дать отчет в нашем управлении (Лк 16:2), дать отчет за наши души: если мы активной и послушной верой доверяем их в этой жизни Христу, то можем быть уверены, что Он силен сохранить их, в чем мы убедимся в оный день к нашему великому утешению.
III. Павел убеждает Тимофея держаться образца здравого учения, ст. 13.
1. Под образцом здравого учения, скорее всего, следует понимать Священное Писание.
2. «Держись его, помни его, пребудь в нем, будь верен ему. Будь верным ему вопреки всем ересям и лжеучениям, разрушающим христианскую веру. Держись того, что ты слышал от меня». Павел говорил по вдохновению свыше. Хорошо быть верным образцу здравого учения, которое мы имеем в Писании, ибо они, как мы знаем, являются богодухновенными. Это здравое слово, неукоризненное, Тит 2:8. Но как держаться его? С верою и любовью... То есть мы должны относиться к нему как к верному слову и принимать его как всякого принятия достойное. Держи его в добром сердце, это ковчег завета, в котором надежно сохраняются скрижали как закона, так и Евангелия, Пс 118:11. Вера и любовь должны сопутствовать друг другу; недостаточно только верить здравому учению, высоко ценить его, но надо и любить его — верить в его истинность и любить его благость; и проповедовать это здравое учение надо в духе любви, говорить истину с любовью, Еф 4:15. С верою и любовью во Христе Иисусе. Вера и любовь должны быть христианскими, сосредоточенными на Христе Иисусе, потому что в Нем и через Него Бог говорит с нами и мы — с Богом. Тимофей как служитель должен держаться образца здравого учения ради блага других. Некоторые переводят здравое учение как целительное учение. Слово Божие содержит в себе исцеляющую силу: Он... послал слово Свое, и исцелил их... Для этой же самой цели Тимофею говорится (ст. 14): Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. Этим добрым залогом является образец здравого учения, Христово учение, которое было доверено Тимофею при его крещении как христианину и при его рукоположении как служителю. Заметьте:
(1) Христианское учение есть залог, доверенный нам. Он доверен всем христианам, но особенно служителям. Это добрый залог, невыразимо ценный сам по себе и представляющий невыразимое преимущество для нас. Он поистине является добрым залогом, неоценимым сокровищем, ибо открывает нам неисследимое богатство Христово, Еф 3:8. Нам поручено сохранить его в чистоте и непорочности и передать тем, кто будет после нас. И мы должны хранить его, не допуская никаким примесям осквернять его чистоту, ослаблять его силу, уменьшать его совершенство: Храни его Духом Святым, живущим в нас. Заметьте: даже очень хорошо наученные не могут сохранить то, чему они были научены, так же как не могли и научиться когда-то без содействия Духа Святого. Нам не следует рассчитывать на то, что мы сохраним учение своими собственными силами, это возможно только с помощью Духа Святого.
(2) Дух Святой пребывает во всех христианах и служителях, они являются Его храмами, и Он делает их способными хранить Евангелие чистым и неповрежденным. Однако они должны прилагать все старание со своей стороны, чтобы сохранить этот добрый залог, ибо помощь и пребывание Духа Святого не исключают человеческих усилий, но очень хорошо действуют сообща с ними.
По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день
Что значит залог? Вера, проповедь. Сам вверивший нам его, говорит Павел, сохранит его неизменным. Я терплю все, чтобы это сокровище не было расхищено, и не стыжусь ничего, только бы оно сохранилось в целости. Или же он называет залогом верующих, которых Бог вверил ему или которых он предал Богу.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
Еяже ради вины и сия стражду, но не стыждуся
Это и еще сильнее должно было воодушевить. Не будь сего, на первое могли бы прийти охлаждающие помышления: хорошо тебе так говорить, находясь в чести и покое. Но когда убеждающий к нестыдящемуся страданию — сам страдает и не стыдится, то напоминание об этом то же есть, что дров подложить к разведенному уже огню. Если припомним при этом крепкую любовь святого Тимофея к своему отцу и учителю, то еще более удостоверимся, что так было и у него. Воодушевление его, поднятое первым напоминанием, еще более возросло и воспламенилось. Апостол говорит как бы ему: «мне подражай, связанному за учение Евангельское» (блаженный Феофилакт). «Не смущайся при мысли о моих страданиях. Я страдаю не как злодей, но для научения язычников. Разве постыдны такие узы, разве постыдны такие страдания? Не стыдись же и ты» (святой Златоуст). «Видишь ли, как он и сам делами показывает то, к чему убеждает святого Тимофея, — то есть чтоб не стыдился страданий» (блаженный Феофилакт).
Как Апостол питает надежду, что труд его не тщетен (1, 12−14).
Вем бо, Емуже веровах, и известихся, яко силен есть предание мое сохранити в день он
Новый источник воодушевления к нестыдящемуся страданию за благовестие, именно что ничто, понесенное и сделанное в сем отношении, не будет забыто, но всецело сохранится и предъявителя в день суда, для возложения на весы правды и для определения заслуженного жизнию воздаяния. Он выражает здесь свою о сем надежду и, следовательно, то, чем его воодушевление питается и держится. Но как пред сим, говоря: я страдаю и не стыжусь, внушал он: не стыдись и ты страдать: так и здесь, говоря о воодушевляющем его уповании, имеет в намерении то же упование восставить и в святом Тимофее, чтоб и подобное своему воодушевление воспламенить в нем — страдать и не стыдиться.
Предание, παραθηκη, — означает все, что полагается у кого-либо для сохранения. Следовательно, одно какое-либо определенное значение всюду давать этому слову несправедливо, а надобно указание на это значение находить в течении речи. В настоящем месте оно должно означать все труды и страдания святого Павла за благовестие Евангелия. Мне вверено, говорит, благовестие язычникам; я и тружусь в этом, и хотя страдаю за то, но не теряю духа, будучи уверен, что ничто из понесенного мною и сделанного по сему поводу не пропадет даром. Мысль в основе сего та, что никакое доброе дело, делаемое во славу Божию и благо ближних, не пропадает даром, но хранится в памяти Божией, в книге живота, у Господа Спасителя, и в день суда взято будет во внимание для определения участи сделавшего его. Уверение в этом Господь внушает притчею о неправедном приставнике. Его усвоил Апостол и выражает здесь. Все, говорит, что я отлагаю у Господа, сохранно пребывает и пребудет в сокровищнице Его, ко дню явления Его на суд Что же это все? Все, что сделано им по благовестию, — и труд благовестия, и все страдания за него, и все плоды его — основание и устроение стольких Церквей по всей вселенной.
Можно под преданием разуметь и самое содержание благовестия — веру Христову, поколику она вложена Апостолом в души верующих, или вверена на хранение Церкви Божией, коей глава есть Христос Господь вложил сию веру в его душу, и она стала его собственностию; почему говорит: предание мое. Я передаю или вверяю другим то, что Господь мне передал и вверил, — неизменную веру Божию. Сия вера не такая, что ныне она стоит, а завтра изменится. Нет; она пребудет до скончания века и на суд предстанет, определяя участь каждого. Следовательно, есть из-за чего пострадать, не стыдясь.
На чем стоит у Апостола такое упование? На том, что Господь силен совершить то, чего он уповает от Него. Когда кто положит что на сохранение у человека бессильного, который и сам себя защитить и оградить не может, то ни минуты не может быть покоен за добро свое. А когда положит он добро свое у человека сильного, к которому и подступить никто не посмеет, то совершенным покоем покоен бывает насчет своего добра. Так и здесь у Апостола. Бог силен, говорит, сохранить и веру, и труды мои по благовестию ее. Я знаю, кому поверил. То — Господь есть; лицем к лицу не раз беседовал Он ко мне, и в истине веры удостоверяя столь осязательно, и на труды благовестия посылая и воодушевляя. Но Господь всесилен есть, — «есть Бог, Творец и Владыка всяческих» (блаженный Феодорит); почему я убежден, что Он и веру Свою сохранит навсегда, и мои труды не оставит без воздаяния. «Смотри, какое дерзновение! Какое непоколебимое упование! Знаю, говорит, и убежден твердо-натвердо» (блаженный Феодорит).
Так разумеют предание и сохранение его наши толковники. Святой Златоуст говорит: «что значит: предание? Вера, проповедь. Сам предавший ее, говорит, сохранит ее неизменною. Я терплю все, чтобы это сокровище не было расхищено, и не стыжусь ничего, только бы оно сохранилось в целости. Или преданием он называет верующих, которых Бог вверил ему или которых он предал Богу, как в другом месте говорит: и ныне предаю вас Богови (ср.: Деян 20:32)». «Как бы говорил так, — продолжает святого Златоуста блаженный Феофилакт, — не стыжусь, надеясь, что многих приведу к Богу, которых и сохранит Он, чтобы их ради меня прославить. Или под преданием разумеет Апостол воздание будущее: ибо всякий, делающий что-либо доброе, полагает то у Бога (на хранение), чтоб в свое время увенчану быть за то».
Стихи 13 и 14-й кажутся будто вставленными в течение речи. Но такими они только кажутся, на деле же составляют естественное заключение или приложение сказанного с 8-го стиха по 12-й. Не стыдись, говорил, благовествования, но спостражди ему; затем, достаточно расположив к тому и воодушевив — то благотворностию домостроительства нашего спасения, о коем благовестие, то собственным своим примером, — теперь заключительно прибавляет: благовествуй, не стыдясь и не боясь страданий за то, но благовествуй по тому образцу, который мною тебе преподан; мое тебе завещание или предание храни. Это прилагается по цели Послания как Первого, так и этого Второго, — предотвратить от споров с еретиками, чтоб не набраться пустых и ложных мыслей и не испортить образа здравых словес. Впрочем, и небоязненное благовествование что есть другое, как не хранение образа здравых словес и завещания Апостольского, — хранение чрез вложение его в души слушающих с верою и верующих? По этой мысли стихи сии можно почесть продолжением сказанного в стихе 12, о надежде Апостола, что предание его будет сохранено ко дню оному. Хранящий есть Господь; орудия — Апостоловы преемники, из коих не первый ли святой Тимофей. Ему и говорится: храни и предай последующим сохранно; оно таким образом и сохранится до конца.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.
По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день
По каковой причине и это терплю, что видишь во мне и слышишь обо мне. И я не постыждаюсь тем, что видели глаза мои, и слышали уши мои, и перенесло тело мое; ибо знаю Того, Кто силен сохранить мне залог мой на оный день, — в Кого я уверовал.
Источник: Второе послание к Тимофею.
По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день
Я, говорит Павел твердо уверен, взирая на Его могущество, что благодать Духа, какую подал мне, Он сохранит в целости до Своего пришествия. Затем апостол учит, как можно преуспевать в добродетели по Богу.
Источник: Толкования на послания святого Павла.
По сей причине я и страдаю так
Я страдаю за то, что проповедаю язычникам Я страдаю не как злодей. Вместе с тем делает речь свою более достоверной: если бы, говорит, я не верил, что смерть разрушена, я бы не страдал так.
но не стыжусь
Видишь ли, как он и сам делами показывает то, в чем убеждает Тимофея, то есть чтобы не стыдился страданий.
Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день
Какое дерзновение! Какое неколебимое упование! Знаю, говорит, и твердо убежден. Залогом апостол называет или веру и проповедь: Сам Христос, возложивший на меня сие, сохранит это, и я терплю все, чтобы это сокровище мое не было расхищено; или залогом называет верующих, которых вверил Ему Христос, или которых сам он предал Господу, как в другом месте говорит: предаю вас, братия, Богу (Деян 20:32). Как бы так говорил апостол: я не стыжусь, надеясь, что многих приведу к Богу, которых Он и сохранит, чтобы их ради меня прославить. Или залогом называет награду: всякий, кто делает что-либо доброе, полагает то у Бога на хранение, чтобы в свое время быть увенчанным за то.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.