Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Тимофею 1 глава 1 стих)

κατ' (#2848) согласно. Указывает на стандарт, по которому Бог избрал его и согласно которому его апостольство истинно (Lock). Предлог также указывает на цель и назначение избрания: распространять и провозглашать обещание жизни вечной (Ellicott). επαγγελια (#2039) обещание, ζωη (#2437) жизнь. Gen. здесь передает содержание обещания. О понятии вечной жизни см. GW, 163-201; TDNT; NIDNTT. εν (#1877) в. Предлог означает, что источником и областью применения жизни является Иисус Христос.


Учебная Библия МакАртура (2 Тимофею 1 глава 1 стих)

1:1 волею Божиею Апостол Иисуса Христа См. пояснение к 1Тим 1:1. Призвание его соответствовало высшему плану Божию и Его цели (ср. 1Кор 1:1; 2Кор 1:1; Еф 1:1; Кол 1:1). обетованию жизни во Христе Иисусе Имеется в виду благой вести, которая обещает, что некогда духовно мертвые, верою приняв евангельскую весть, объединятся во Христе и получат в Нем жизнь вечную (Ин 3:16; 10:10; 14:6; Кол 3:4).


Комментарии МакДональда (2 Тимофею 1 глава 1 стих)

1:1 В первых же строках письма Павел представляется как апостол Иисуса Христа. Прославленный Господь поручил ему особое служение. Свое назначение Павел получил не от людей и не через людей, но непосредственно через волю Божью. Далее Павел говорит, что его апостольство по обетованию жизни во Христе Иисусе. Бог обещал, что всякий, кто уверует в Христа Иисуса, получит жизнь вечную. Призвание Павла к апостольскому служению созвучно этому обещанию. Не будь этого обещания, не было бы нужды и в таком апостоле, как Павел. По словам Вайна, «в намерение Бога входило, чтобы жизнь, пребывавшая во Христе Иисусе в вечном прошлом, была дана нам. Логическим следствием этой цели было то, что Павел должен был стать апостолом». (W. E. Vine, Exposition of the Epistles to Timothy, рр. 60−61.) Пять упоминаний понятия «жизнь» в этом Послании В. Пауль Флинт истолковывает как: 1:1 — обетование жизни; 1:10 — явление жизни; 2:11 — участие в жизни; 3:12 — образец жизни; 4:1 — цель жизни.


Толкование Мэтью Генри (2 Тимофею 1 глава 1 стих)

Стихи 1−5. I. В своем заголовке к посланию Павел называет себя: волею Божиею Апостол, по благоволению Божиему, по Его благодати, которой он считал себя недостойным. По обетованию жизни во Христе Иисусе, или по Евангелию. Евангелие — это обетование жизни в Иисусе Христе: жизнь — это цель, а Иисус Христос — путь к ней, Ин 14:6. Ибо все обетования Божи ив Нем «да» и в Нем «аминь» (2Кор 1:20). Он называет Тимофея возлюбленным сыном. Павел испытывал к Тимофею удивительно теплые чувства любви, так как был орудием его обращения к Христу и он, как сын отцу, служил ему в деле благовестия. Заметьте:

1. Павел был апостолом Иисуса Христа по Божией воле, он принял Евангелие не от человека и научен был не человеком, но по откровению Иисуса Христа (Гал 1:12), а также и поставлен был на апостольское служение не по воле человека, но по воле Божией. В первом послании он говорит, что это было по повелению Бога, Спасителя нашего, а здесь — волею Божией. Бог призвал его быть апостолом.

2. Мы имеем обетование жизни, да будет благословенно имя Божие за это: В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен, Тит 1:2.

3. Это обетование, как и другие, дано нам во Христе и через Христа; все они исходят из милости Божией во Христе, все они непреложны, так что мы можем твердо уповать на них.

4. Благодать, милость и мир, в которых нуждался даже Тимофей, возлюбленный сын Павла, исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Следовательно, даятелем этих благословений является как Бог Отец, так и Господь Иисус Христос, и к Ним надо обращаться за этими благословениями.

5. Самые лучшие люди нуждаются в этих благословениях, и они представляют собой самое лучшее, что мы можем желать для своих любимых друзей, а именно: чтобы они имели поддержку благодати Божией в час нужды, милость для прощения согрешений и таким образом могли иметь мир с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом.

II. Павел благодарит Бога за веру и святость Тимофея; благодарит также за то, что помнил Тимофея в своих молитвах. Заметьте: за все доброе, что мы делаем, за все наше служение ближним мы должны воздавать славу Богу и благодарить Его. Это Он побуждает наши сердца вспоминать наших близких в своих молитвах. Павел молился невероятно много — день и ночь, и во всех своих молитвах он вспоминал о своих друзьях, особенно о верных служителях; он молился и за Тимофея, непрестанно воспоминая о нем в своих молитвах днем и ночью. Молитва была его постоянным занятием, и он никогда не забывал в своих молитвах о друзьях, что нередко случается с нами. Павел служил Богу от прародителей своих с чистой совестью. Это было большим утешением для Павла, что он был рожден в доме Божием, был потомком тех, кто служил Богу, и что сам, подобно им, также служил Ему с чистой совестью, в соответствии с тем светом, какой имел; он хранил свою совесть чистой и всегда подвизался в этом, Деян 24:16. Движимый любовью к Тимофею апостол очень желал видеть Его, чтобы побеседовать с ним, так как помнил о слезах его при их последнем расставании. Тимофей печалился о том, что должен был расстаться с Павлом, и плакал при расставании с ним; видя его искреннюю любовь к себе, Павел хотел еще раз увидеть его. Павел благодарит Бога, за то что Тимофей хранит веру своих предков, ст. 5. Заметьте: Тимофей унаследовал свою веру от матери, у него были хорошие мать и бабушка, верующие, хотя отец его был неверующим, Деян 16:1. Очень отрадно, когда дети подражают вере и святости своих благочестивых родителей и следуют по их стопам, 3Ин 1:4. Веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе. Заметьте:

1. Мы должны, согласно апостолу Павлу, служить Богу с чистой совестью, как делали это и наши благочестивые предки: Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, Евр 10:22.

2. В своих молитвах мы непрестанно должны вспоминать наших друзей, особенно верных служителей Христа. Павел вспоминал своего возлюбленного сына Тимофея в молитвах днем и ночью.

3. Вера, что обитает в истинных верующих, непритворна, нелицемерна; это вера, выдерживающая испытание, обитающая в них как жизненный принцип. Павел благодарил Бога за то, что Тимофей унаследовал веру своей матери Евники и бабки Лоиды, и мы должны благодарить Бога всякий раз, когда видим подобное; мы должны радоваться, когда видим благодать Божию, как поступал Варнава, Деян 11:23−24. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, 2Ин 1:4.


Толкование отцов церкви (2 Тимофею 1 глава 1 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе

Тотчас, в самом начале, Павел ободряет душу его. Не указывай мне, говорит, на здешние бедствия: они доставляют нам вечную жизнь, где нет ничего такого — где нет болезни, печали, воздыхания. Не для того, говорит, Бог сделал нас апостолами, чтобы мы только подвергались опасностям, но чтобы и умирали, чтобы претерпели и это. Но так как указания на свои бедствия не только не были утешением [для Тимофея], но еще увеличивали скорбь, то Павел в самом начале предлагает следующее утешение: по обетованию жизни во Христе Иисусе. Если же она — обетование, то не ищи ее здесь, потому что надежда же, когда видит, не есть надежда (Рим 8:24).

Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Феофан Затворник (1815−1894)

Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе

Надписание сходно со всеми другими, указывает, кто к кому пишет и, как обычно святому Павлу, содержит некоторые термины, к которым повод подало содержание Послания и которые внесены, чтобы предуказать его.

Апостол Иисус Христов волею Божиею. Волею Бога Отца, Апостол Сына Божия воплощенного, по единству воли Их. Не иная воля у Отца и иная у Сына, но одна и та же. Почему, чего хощет Отец, того же хощет и Сын. «Апостолом меня предположил (προεβαλετο) Владыка Бог; с Ним свосхотел (συμψηφισαμενου) сего и Христос Иисус» (Экумений).

По обетованию жизни, яже о Христе Иисусе. В сих словах предуказание содержания Послания, которое и подало повод ко внесению их в сие надписание. Цель Послания — воодушевить святого Тимофея на мужественную проповедь о вере и блюдение верных в вере, пред лицом опасностей и смертей. Но в таких обстоятельствах, что могло столько воодушевлять, как не обетование жизни, которой самая смерть не отъемлет, а дверь в нее отверзает. Указание на это и делает Апостол в самом начале. Апостол я, говорит, по обетованию жизни, — по делу обетования жизни. «Владыка Бог с единоволением и Сына поставил меня Апостолом, чтобы я проповедывал людям обетованную жизнь вечную» (блаженный Феодорит). Он поставлен Апостолом возвещать сию жизнь всем людям, но, конечно, с уверенностию, что она прежде всего несомненное есть достояние самых возвещателей, следовательно, и святого Тимофея, как единого от таковых. Мысль об этом не могла не послужить ему в утешение и ободрение. Так святой Павел «в самом начале (Послания) ободряет душу его. Не напоминай мне, говорит, о здешних бедствиях: они доставляют нам вечную жизнь, где нет ничего такого, где нет болезни, печали и воздыхания» (святой Златоуст). Не опасности только — наша доля, но и всюду готовая смерть; но «умираем мы, чтобы жить вечно» (блаженный Феофилакт). Хотя это только обетовано, но обетование так несомненно, что мы все одно как бы уже имели ее. При всем том, однако ж, она все же есть впереди. «Если же она — обетование, то не ищи ее здесь; ибо упование видимое несть упование (ср.: Рим 8:24)» (святой Златоуст).

Яже о Христе Иисусе. «Жизни, которая о Христе Иисусе есть, то есть со Христом, потому что Он нам ее дает и ее содержит. Телесная жизнь — в яствах и питиях, а духовная во Христе Иисусе содержится. Он для нас есть всё» (блаженный Феофилакт). Жизнь сия здесь вос-приемлется, развивается и крепнет; обещается же ее явление во всей светлости своей и славе.— Κατ' επαγγελιαν — по обетованию, — можно, потому, перевесть и: по возвещению, по делу возвещения жизни, которая во Христе Иисусе, — жизни, которая тотчас по вере и принятии таинства и получается и которой жизнь вечная составляет неотъемлемую часть.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.

Ефрем Сирин (~306−373)

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе

Павел, Апостол Иисуса Христа, волею Бога, благоволившего о мне, и по обетованию жизни во Христе Иисусе, поелику Он благоволил быть проповеданным чрез меня.

Источник: Второе послание к Тимофею.

Икумений Триккский

Ст. 1−2 Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе. Тимофею возлюбленному чаду: благодать. милость, мир от Бога Отца и Христа Ииcyca Господа нашего

Я — апостол, говорит святой Павел, для обетованной жизни, яже о Христе Иисусе, т.е. которая будет дана нам чрез Ииcyca Христа. — По обетованию жизни. Не говори мне о здешних бедствиях: они доставляют нам обетованную вечную жизнь; и если эта жизнь нам только обещана, то ищи ее там Итак, в самом начале послaния апостол Павел утешает Тимофея относительно своих собственных испытаний. Владыка Бог, с Которым совосхотел и Христос, поставил меня, говорит он, апостолом, чтобы я проповедывал людям обетованную вечную жизнь. — Возлюбленному чаду. Может быть чадо и не возлюбленное. Если бы Тимофей не был в высокой степени добродетельным, то не был бы возлюбленным чадом, особенно апостола Павла. — Благодать, милость, мир. И теперь Апостол желает Тимофею того же, чего желал и прежде.

Источник: Пастырские Послания апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе

Тотчас, в самом начале, ободряет душу. Не указывай, мне, говорит, на здешние бедствия. Они доставляют нам вечную жизнь. Мы сделались апостолами для того, чтобы умереть и жить вечно. Чтобы Тимофей, вместо утешения не был более опечален, услышав, что учитель в опасности, он этим в самом начале утешает его. Если же жизнь — обетование, то не ищи ее здесь. Это есть жизнь во Христе Иисусе, то есть со Христом, потому что Он дает ее нам и ее содержит. Ибо телесная жизнь — в яствах и питиях, а духовная во Христе содержится: Он для нас все.

Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 1−2 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего

Апостол находился во время написания послания в узах Тем не менее он нисколько не падал духом и продолжал считать себя апостолом Иисуса Христа по воле Божией. Выражая это свое убеждение, он имеет в виду тех своих противников, которые, указывая на его стесненное положение, говорили: «какой же это апостол? Апостол должен быть всегда на свободе, чтобы проповедовать волю Пославшего его…», апостол на это заранее отвечает указанием на «волю Божию», которая, очевидно, ведет Павла особыми путями, даже путем стеснений, к достижению указанной для него цели. С другой стороны апостол указывает на то, что он имеет «обетование жизни во Христе Иисусе», т. е. надеется на то, что Христос при втором Своем пришествии на землю дарует ему вечную блаженную жизнь (Кол III:3, 4; Гал VI:8). Поэтому-то он, не унывая, терпит всяческие страдания и лишения.

Источник: Толковая Библия.


Открыть окно