Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 6 глава 20 стих)

παραθηκη (#4146) то, что ставится рядом, отдается на хранение, доверяется. Это юридический термин, означающий, что кто-л. что-л. доверяет на хранение другому человеку (Kelly; ВВС; ММ), φυλαξον aor. act ind. от φυλασσω (#5875) хранить, εκτρεπομενος praes. med. (dep.)part, от εκτρεπω (#1762) уходить с дороги, убегать. Part, описывает образ действия или средства, βεβηλος (#1013) то, что доступно всем, мирское (см. 1:9). κενοφωνια (#3032) пустой разговор, пустая болтовня (RWP). αντιθεσις (#509) противоречие, возражение. ψευδ(ανυμος (#6024) под ложным именем, γνωσις (#1194) знание.


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 6 глава 20 стих)

6:20 преданное тебе Перевод греческого слова, означающего «вклад». Вклад Тимофея — хранить истину, Божье откровение, дарованное ему Господом. Каждый христианин, особенно же занятый в служении, облечен святым доверием хранить Божье откровение (ср. 1Кор 4:1; 1Фес 2:3,4). лжеименного знания Ложные учения — это учения, провозглашающие ложь истиной. Лжеучителя обычно претендуют на обладание высшим знанием (например, в гностицизме). Они призывают познать мистические тайны, но на самом деле являются невежественными и ограниченными в понимании действительности (см. пояснение к Кол 2:8).


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 6 глава 20 стих)

6:20 Вот мы и подошли к заключительному предостережению Павла. Он повелевает Тимофею хранить преданное ему. Под этим он подразумевает, скорее всего, истинное учение христианской веры. Речь здесь идет не о душе Тимофея или его спасении, но об истине Евангелия благодати Божьей.

Истина, доверенная Тимофею, должна была, подобно деньгам, положенным в банк, пребывать в целости и сохранности.

Он должен избегать негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. Пустословие, или болтовня, — это пустые разговоры на темы, не служащие к назиданию. Павел осознавал, что Тимофей столкнется с огромным количеством учений, которые, выдавая себя за истинное знание, на самом деле будут противоречить христианскому откровению.

Епископ Моул пишет:

«Гностики времен Павла утверждали, что ведут своих учеников «мимо заурядной толпы простых верующих в высшие круги людей одаренных, которые должны знать тайны бытия и благодаря этому знанию жить, освободившись из-под гнета материи, свободно странствуя в мире духа». (H.C.G.Moule, Studies in II Timothy, p. 91.)

От всего подобного Тимофей должен отвращаться. В наши дни это относится к таким сектам, как «Христианская наука». Эта система заявляет о своей якобы христианской сущности и обладании истинным знанием, на самом же деле ее знание лживое. Ни к христианству, ни к науке оно не имеет никакого отношения.

Стих 20 можно применить и ко многим формам естествознания, преподаваемым в наших школах сегодня. (Латинское слово «scientia» означает просто «знание».)

Истинные научные открытия никогда не будут противоречить Библии, потому что научные тайны заложил во вселенную Тот же, Кто написал Библию — Сам Бог. Но многие так называемые научные факты на самом деле не что иное, как ничем не доказанные предположения. Любая такая гипотеза, противоречащая Библии, должна быть отвергнута.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 6 глава 20 стих)

Стихи 13−21. Апостол завещает Тимофею соблюсти заповедь (то есть исполнить все дело служения, все, что возложено на него и что ожидается от него) чисто и неукоризненно. Он должен так исполнять свое служение, чтобы не навлечь на себя никаких нареканий. Какие мотивы должны побуждать его к этому?

I. Павел делает торжественное завещание Тимофею: Пред Богом, все животворящим, ...завещаваю тебе. Он завещает ему по той причине, что некогда он должен будет предстать перед Богом, Который всегда видит всех нас и знает, что мы из себя представляем и что мы делаем: Пред Богом, все животворящим, имеющим жизнь в Самом Себе и являющимся источником жизни. Нас должно побуждать на служение Богу то, что мы служим Богу, все животворящему. Павел завещает ему перед Иисусом Христом, с Кем он имеет особые отношения как служитель Евангелия: ...Который засвидетельствовал перед Понтием Пилатом доброе исповедание... Заметьте: Христос умер не только как жертва, но и как мученик. Он засвидетельствовал доброе исповедание, когда был обвиняем перед лицом Пилата сказав (Ин 18:36−37): Царство Мое не от мира сего ... и Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине... Это доброе исповедание Христа перед Пилатом, Царствие Мое не от мира сего, вполне достаточно, для того чтобы отвратить Его последователей, как служителей, так и рядовых христиан, от любви к этому миру.

II. Он напоминает Тимофею о его собственном исповедании: Ты исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями (ст. 12), — когда он был рукополагаем пресвитерами на служение. Обязательства, связанные с этим исповеданием, остаются в силе, он должен жить достойно своего исповедания, оно должно вдохновлять его на служение.

III. Он напоминает ему о втором пришествии Христа: «Соблюди заповедь... даже до явления Господа нашего Иисуса Христа; соблюди ее до конца дней твоих, пока Христос не посетит тебя смертью, чтобы освободить от заповеди. Соблюдай ее, ожидая Его второго пришествия, когда мы все будем давать отчет за доверенные нам таланты» (Лк 16:2). Заметьте: Господь Иисус Христос явится, и явление Его будет славным, не таким, каким было Его первое явление, когда Он был в уничижении. Служители должны в своем служении устремлять взор на грядущего Господа Иисуса Христа и соблюдать заповедь Его, вплоть до Его явления, чисто и неукоризненно. Павел относился к числу возлюбивших явление Иисуса Христа и поэтому любил говорить о нем и о Том, Кто должен явиться. Пришествие Христа несомненно (Он откроет его), но не наше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти: будем довольствоваться тем, что в свое время Он откроет его, в то время, какое найдет подходящим. Заметьте:

1. Как апостол говорит о величии Бога и Иисуса Христа.

(1) Что Бог — единый Властелин, земные цари получают власть от Него и зависят от Него. Существующие власти от Бога установлены, Рим 13:1. Он единый Властелин, абсолютный и суверенный, совершенно независимый.

(2) Он блаженный и единый сильный, Он бесконечно блажен, ничто ни в малейшей степени не может ослабить Его блаженства.

(3) Он есть Царь царствующих и Господь господствующих. Все цари земные получают свою власть от Него. Он возлагает на них венцы и имеет над ними суверенное господство. Это имя Христа (Откр 19:16) было написано на одежде Его и на бедре Его, ибо Он имеет имя выше, чем имена царей земли.

(4) Он единый имеющий бессмертие. Только Он бессмертен в Себе Самом и имеет бессмертие, является источником его, ибо из Него проистекает бессмертие ангелов и духов.

(5) Он обитает в неприступном свете, в свете, к которому ни один человек не может приблизиться: никто из людей не может попасть на небо, кроме тех, кого Ему угодно ввести туда и допустить в Свое Царство.

(6) Он невидим: ...Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Глаза смертных не способны вынести сияния Его славы. Никто не может увидеть Бога и остаться живым.

2. Упомянув о славных атрибутах Бога, Павел завершает описание их доксологией: ...Ему честь и держава вечная! Аминь. Так как вся власть и честь принадлежат Богу, то наш долг — приписывать их Ему.

(1) Каким злом является грех, совершаемый против такого Бога, блаженного и сильного! Вина греха возрастает пропорционально достоинству того, против кого он совершается.

(2) Как велика снисходительность Бога, что Он обращает внимание на такие незначительные и ничтожные творения, каковыми являемся мы! Что такое мы, что блаженный Бог, Царь царей и Господь господствующих, должен искать нас?

(3) Как блаженны те, кому позволено пребывать с таким великим и блаженным Властелином! Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою, — сказала царица Савская царю Соломону, 3Цар 10:8. Намного более блаженны те, кому позволено предстоять пред Царем царей.

(4) Будем же любить нашего великого Бога, восхищаться Им и прославлять Его, ибо кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят, Откр 15:4.

IV. Апостол добавляет, в виде послесловия, наставление богатым людям, ст. 17−19.

1. Тимофей должен увещевать богатых беречься искушений и правильно использовать возможности, какие им дает их материальное благосостояние.

(1) Он должен предупреждать их, чтобы они остерегались гордости. Это грех, в который очень легко впадают богатые люди, те, кому улыбается этот мир. Он должен их увещевать, чтобы они не высоко думали о себе, то есть не выше того, чего они заслуживали, и чтобы не надмевались своим богатством.

(2) Он должен предостерегать их против тщетного упования на свое богатство, чтобы они уповали не на богатство неверное. Нет ничего более неверного, чем богатство этого мира; многие, имевшие некогда большие богатства, неожиданно лишались их, Притч 23:5.

(3) Он должен увещевать их, чтобы они уповали на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Богатые должны сознавать, что богатство им дает Бог и Он же дает им обильно пользоваться им. Ибо много существует богатых, не умеющих пользоваться своим богатством.

(4) Он должен убеждать их употреблять свое богатство на добрые дела (ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра?): Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами. Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны быть щедры и общительны, то есть не только делать добро, но делать его охотно, ибо доброхотно дающего любит Бог.

(5) Он должен убеждать их помышлять о горнем и делами милосердия готовить доброе основание для будущего: Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни, чтобы могли держаться вечной жизни.

2. Мы можем из этого сделать для себя следующие выводы:

(1) Служители не должны робеть перед богатыми; как бы ни были они богаты, служители должны их увещевать.

(2) Они обязаны предостерегать их против гордости и тщетного упования на свое богатство: Чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное. Должны побуждать их к делам благочестия и милосердия: Чтобы они благодетельствовали...

(3) Таким путем богатые соберут себе сокровище, доброе основание для будущего и достигнут вечной жизни. Мы должны постоянством в добром деле искать славы, чести и бессмертия, чтобы достигнуть вечной жизни (Рим 2:7).

(4) В завещании, данном Тимофею, заключается урок для служителей: ...храни преданное тебе... Каждый служитель является доверенным лицом, и он должен хранить доверенное ему. Хранить истины Божии, заповеди Его, отвращаясь негодного пустословия. Он не должен поддаваться влиянию человеческого красноречия, которое апостол называет негодным пустословием, или человеческих знаний, частенько противодействующих истинам Божиим, но тщательно держаться Священного Писания, доверенного нам. Некоторые из тех, кто слишком гордится своим образованием, своей наукой, ложно так называемой (рус. — лжеименное знание. — Прим. переводчика), развращаются через них и отходят от веры во Христа. Вот почему мы должны держаться чистого и ясного евангельского слова, жить и умирать по нему. Заметьте:

[1] Не надо бояться переусердствовать в увещании служителей, чтобы они хранили преданное им, ибо им доверено весьма великое: О Тимофей! храни преданное тебе!.. Как если бы Павел хотел сказать: «Я не могу закончить свое послание, не напомнив тебе еще раз: что бы ты ни делал, будь верным, дабы сохранить преданное тебе, ибо оно слишком велико, чтобы изменить ему».

[2] Служители должны избегать пустословия, которое негодно, если они хотят сохранить преданное им.

[3] Знания, выступающие против евангельских истин, являются ложными, лжеименными знаниями. Это не истинные знания, ибо если бы они были таковыми, то одобряли бы Евангелие и соглашались бы с ним.

[4] Кто прилепляется к таким знаниям, подвергается большой опасности впасть в заблуждение в вопросах веры; кто превозносит разум над верой, находится в опасности оставить веру.

V. Апостол заканчивает торжественной молитвой и благословением: Благодать с тобою. Аминь. Это короткая, но в то же время всеобъемлющая молитва, какую мы можем приносить за наших друзей, ибо благодать соединяет в себе все, что является благом, благодать — это залог будущей славы, более того — это начало славы, ибо если Бог дает благодать, то Он даст и славу, Он не лишает никаких благ того, кто ходит в правде. Благодать со всеми вами. Аминь.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 6 глава 20 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума

Предание, παραθηκην, — то, что с доверием положено у кого-либо (παρα) для хранения. Как в настоящем месте идет речь о вере, то под сим словом: предание — разумеется все учение о вере, преданное святому Тимофею. Апостол заповедует ему: храни сие учение, как оно тебе предано. «Не уменьшай его: оно не твое; тебе вверено чужое: не убавляй его» (святой Златоуст). «Все, мною тебе заповеданное, храни, так как это Господние суть заповеди» (блаженный Феофилакт). «Храни же заповедь Божию, которую Бог вверил тебе чрез меня» (Экумений). — Это закон и для всех пастырей всех веков, — усвоив преданное, хранить его, как предано, чтоб и преемникам своим предать его таким же, без прибавления своих измышлений. Викентий Лиринский пишет на сие место: «кто ныне Тимофей, если не вся вообще Церковь или, частнее, не все общество предстоятелей, которые и сами должны иметь, и другим должны сообщать неповрежденным ведение Божественной веры? Что значит: предание сохрани? Значит: сторожи, потому что есть воры, есть враги, чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле Своем Сын Человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел (см.: Мф 13:37−39). Предание, говорит, сохрани. Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты измыслил, дело не ума, а учения, дело, к тебе переведенное, а не от тебя получившее начало, в коем ты не производитель (auctor), но страж, не учредитель, но последователь, не ведущий, но вслед идущий. Предание, говорит, сохрани, — то есть талант веры вселенской сбереги целым и непочатым. Что тебе вверено, то у тебя да пребудет, то да предано будет тобою (и другим после тебя). Золото получил ты, золото отдай. Не подкидывай мне одно вместо другого, вместо золота не подавай мне бесстыдно свинца или обманно меди; не хочу золота на вид, но золота по природе. О Тимофее! О священник! О беседовник! О учитель! Если милость Божия признала тебя годным к сему, по способности, трудам и учению; то будь Веселеилом духовной скинии, обделывай Маргариты Божественного учения, принаравляй их верно, украшай мудро, придавай им блеска, грации, привлекательности. Да будет, по твоему изложению, уразумеваемо яснее то, чему прежде веровали менее ясно. Пусть чрез тебя потомство поимеет радость и утешение, что ясно разумеет то, что прежде древность чтила, не разумея. Однако ж учи тому же, чему сам научен, чтоб, говоря ново, не учить новому».

Уклоняйся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума. — Разума, γνωσεως — знания; знания, которое хвалится, что знает, тогда как не знает, почему ложно носит такое наименование, — лжеименно есть. Знание стало лжеименно, потому что разум пошел ложною дорогою и заблудился, полагая, однако ж, что идет верно, верно смотрит и верно видит; почему стал не тем, чем ему следует быть, стал неразумом и, именуясь разумом, ложно именуется так, — лжеименен есть. От чего это случилось с разумом? От того, что он не за свое дело берется. Житейские дела разуметь ему дано, а постигать Божеское не дано. Это он должен принять верою так, как откроет Бог. Бог открыл; приими то верою, стараясь только уразуметь сие открытое, как оно открыто. Когда разум и в откровении все берется разуметь по-своему, а не по тому, как открыто; то обыкновенно путает и заблуждается, как и тогда, когда берется за постижение Божеского без откровения. Но между тем и в сем случае он свои постижения считает беспрекословными и усиленно прекословит не тем только, которые, подобно ему, по своему смышлению толкуют откровенное, но несогласно с ним, но наипаче тем, которые разумеют откровенное, как оно открыто. Прекословие составляет потому его неотъемлемую черту. Но прекословит он попусту, ибо как не стоит он в истине, то и прекословит не истиною, а ложью же и выходит у него все одно пусторечие, суесловие. Те же, которые содержат истину, как она открыта, не любят прекословить, а говорят только: так Бог открыл и мы так содержим; хочешь покориться Богу, послушай нас, не хочешь, Бог тебе судья. Мы же таковаго обычая, то есть спорить, не имеем (ср.: 1Кор 11:16). Вот это и напоминает Апостол святому Тимофею: уклоняйся от этих суесловий и прекословии. Какие это суесловия и прекословия, он не различает; какие бы ни были, но, коль скоро они не согласны с тем, что явно Бог открыл нам, уклоняйся от них. Учи паству истине Божией, и истина сия сделает ее способною отражать всех суесловцев. Святой Златоуст говорит: «видишь ли, как опять он повелевает даже не сходиться с таковыми. Уклоняяся, говорит, прекословий. Следовательно, есть прекословия, на которые даже отвечать не должно. Почему? Потому что они удаляют от веры; потому что не позволяют стоять твердо и непоколебимо. Поэтому мы не должны придерживаться сего, а веры, которая есть незыблемый камень. Ибо тогда ни реки, ни ветры, устремляясь на нас, не будут в состоянии причинить нам никакого вреда, потому что мы незыблемо утвердились на камне. Суесловия и прекословия назвал он произведениями лжеименного разума. И хорошо сказал он таким образом. Ибо где нет веры, там нет знания (Божественных вещей). Когда что порождается (в сем отношении) от собственных наших соображений, то это не есть знание».

Суесловий, κενοφωνιας, — пустословий. Если вместо ε поставить αι, то будет: новословий. Экумений и Феофилакт говорят, что святой Златоуст так и читал (верно, где-либо в другом! месте, кроме Толкования), разумея под сим новизны в учении. В Вульгате и в тексте так стоит: vocum novitates. Викентий-преподобный из этих слов делает свои наведения в знаменитом своем трактате о хранении преданного, как видно и из последних слов приведенного выше из него места.

Ефрем Сирин (~306−373)

О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания

Итак, сохраняй залог этих, преданных тебе, заповедей свято и верно, отвращаясь негодных новых слов, поелику их вызывает и умножает вражда и противление, — и лжеименное знание в изобилии порождает их, которое усвоили себе люди, склонные к спорам, и чрез то не смогли удержать первую и истинную веру свою.

Икумений Триккский

Ст. 20−21 О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша. Благодать с тобою. Аминь

Предание сохрани. Храни заповедь Божию, которую Он вверил тебе чрезменя, — или: благодать Святого Духа, которую ты получил чрез рукоположение. — Уклоняяся скверных суесловийскверных, т.е. нечистых, вредных, — суесловий (κενοφωνίας ) то же, что пустословий; значит и суесловие может быть нескверное. Блаженный Иоанн под суесловиями разумел новизны в учении, потому что читал, вероятно, это греческое слово чрез αι — καινοφωνίας ( — новословий). — И прекословий. Бывают, значит, прекословия, на которые не следует и отвечать, вследствии их нелепости. — Лжеименнаго разума. Где нет веры, там нет и истинного знания, а есть только кажущееся, ложное. — О немже нецыи хвалящеся, т.е. об этом призрачном, ложном знании. Может быть, некоторые и распространяли какое-либо знание, изобретенное человеческим разумом, которое стояло в противоречии с верою. Очевидно, это могло произойти вследствии того, что эти люди уклонились от веры. — Благодать с тобою. Аминь. В запечатление всего Апостол высказывает благопожелание Тимофею, именно — он желает ему благодати Божией, которою подается и сохраняется всякое благо.

Источник: Пастырские Послания апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

О, Тимофей! храни преданное тебе

Все, мной тебе заповеданное, храни, так как это суть заповеди Господни, ничего из того не убавляй.

отвращаясь негодного пустословия

Именно, нечистых и грязных. Следовательно, бывает пустословие и не скверное. Святой Иоанн Златоуст разумеет под сим словом новизны — καινοφωνίας — в учении, написав, как кажется, это слово через дифтонг αι.

и прекословий лжеименного знания

Ибо где нет веры, а все есть плод человеческих разумений, там нет знания и ложно употребляется это название. Заметь, что бывают прекословия, на которые не должно даже отвечать, напротив, избегать их и не сходиться с людьми, готовыми на прекословия.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 20−21 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь

Послание свое апостол заключает приглашением, обращенным к Тимофею, чтобы он хранил преданное ему чистое евангельское учение, отвращаясь от пустых споров, которые некоторых уже привели к отпадению от веры (см. I:4−7).


Открыть окно