В НЗ, в отличие от ВЗ, большое богатство не служит свидетельством Божьего благословения. В то время как под законом богатство было знаком Божественной благосклонности, величайшим благословением нового века стали страдания.
Богатым не стоит уповать на, дословно, «ненадежность богатства». Деньги удержать в руке так же трудно, как и песок. Хотя нам и кажется, что огромное состояние гарантирует безопасность, но единственная действительно надежная вещь в этом мире — Слово Божье.
Поэтому-то богатых и призывают уповать на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Коварство богатства в том, что неимоверно трудно им владеть, на него не надеясь. Но это одна из форм идолослужения: ведь тогда мы отрицаем истину, что именно Бог дает нам все обильно для наслаждения. Эта истина не может служить оправданием жизни в роскоши; она просто утверждает, что Бог — источник всякого наслаждения, дать которое не под силу никаким сокровищам.
I. Павел делает торжественное завещание Тимофею: Пред Богом, все животворящим, ...завещаваю тебе. Он завещает ему по той причине, что некогда он должен будет предстать перед Богом, Который всегда видит всех нас и знает, что мы из себя представляем и что мы делаем: Пред Богом, все животворящим, имеющим жизнь в Самом Себе и являющимся источником жизни. Нас должно побуждать на служение Богу то, что мы служим Богу, все животворящему. Павел завещает ему перед Иисусом Христом, с Кем он имеет особые отношения как служитель Евангелия: ...Который засвидетельствовал перед Понтием Пилатом доброе исповедание... Заметьте: Христос умер не только как жертва, но и как мученик. Он засвидетельствовал доброе исповедание, когда был обвиняем перед лицом Пилата сказав (Ин 18:36−37): Царство Мое не от мира сего ... и Я на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине... Это доброе исповедание Христа перед Пилатом, Царствие Мое не от мира сего, вполне достаточно, для того чтобы отвратить Его последователей, как служителей, так и рядовых христиан, от любви к этому миру.
II. Он напоминает Тимофею о его собственном исповедании: Ты исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями (ст. 12), — когда он был рукополагаем пресвитерами на служение. Обязательства, связанные с этим исповеданием, остаются в силе, он должен жить достойно своего исповедания, оно должно вдохновлять его на служение.
III. Он напоминает ему о втором пришествии Христа: «Соблюди заповедь... даже до явления Господа нашего Иисуса Христа; соблюди ее до конца дней твоих, пока Христос не посетит тебя смертью, чтобы освободить от заповеди. Соблюдай ее, ожидая Его второго пришествия, когда мы все будем давать отчет за доверенные нам таланты» (Лк 16:2). Заметьте: Господь Иисус Христос явится, и явление Его будет славным, не таким, каким было Его первое явление, когда Он был в уничижении. Служители должны в своем служении устремлять взор на грядущего Господа Иисуса Христа и соблюдать заповедь Его, вплоть до Его явления, чисто и неукоризненно. Павел относился к числу возлюбивших явление Иисуса Христа и поэтому любил говорить о нем и о Том, Кто должен явиться. Пришествие Христа несомненно (Он откроет его), но не наше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти: будем довольствоваться тем, что в свое время Он откроет его, в то время, какое найдет подходящим. Заметьте:
1. Как апостол говорит о величии Бога и Иисуса Христа.
(1) Что Бог — единый Властелин, земные цари получают власть от Него и зависят от Него. Существующие власти от Бога установлены, Рим 13:1. Он единый Властелин, абсолютный и суверенный, совершенно независимый.
(2) Он блаженный и единый сильный, Он бесконечно блажен, ничто ни в малейшей степени не может ослабить Его блаженства.
(3) Он есть Царь царствующих и Господь господствующих. Все цари земные получают свою власть от Него. Он возлагает на них венцы и имеет над ними суверенное господство. Это имя Христа (Откр 19:16) было написано на одежде Его и на бедре Его, ибо Он имеет имя выше, чем имена царей земли.
(4) Он единый имеющий бессмертие. Только Он бессмертен в Себе Самом и имеет бессмертие, является источником его, ибо из Него проистекает бессмертие ангелов и духов.
(5) Он обитает в неприступном свете, в свете, к которому ни один человек не может приблизиться: никто из людей не может попасть на небо, кроме тех, кого Ему угодно ввести туда и допустить в Свое Царство.
(6) Он невидим: ...Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Глаза смертных не способны вынести сияния Его славы. Никто не может увидеть Бога и остаться живым.
2. Упомянув о славных атрибутах Бога, Павел завершает описание их доксологией: ...Ему честь и держава вечная! Аминь. Так как вся власть и честь принадлежат Богу, то наш долг — приписывать их Ему.
(1) Каким злом является грех, совершаемый против такого Бога, блаженного и сильного! Вина греха возрастает пропорционально достоинству того, против кого он совершается.
(2) Как велика снисходительность Бога, что Он обращает внимание на такие незначительные и ничтожные творения, каковыми являемся мы! Что такое мы, что блаженный Бог, Царь царей и Господь господствующих, должен искать нас?
(3) Как блаженны те, кому позволено пребывать с таким великим и блаженным Властелином! Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою, — сказала царица Савская царю Соломону, 3Цар 10:8. Намного более блаженны те, кому позволено предстоять пред Царем царей.
(4) Будем же любить нашего великого Бога, восхищаться Им и прославлять Его, ибо кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? Ибо Ты един свят, Откр 15:4.
IV. Апостол добавляет, в виде послесловия, наставление богатым людям, ст. 17−19.
1. Тимофей должен увещевать богатых беречься искушений и правильно использовать возможности, какие им дает их материальное благосостояние.
(1) Он должен предупреждать их, чтобы они остерегались гордости. Это грех, в который очень легко впадают богатые люди, те, кому улыбается этот мир. Он должен их увещевать, чтобы они не высоко думали о себе, то есть не выше того, чего они заслуживали, и чтобы не надмевались своим богатством.
(2) Он должен предостерегать их против тщетного упования на свое богатство, чтобы они уповали не на богатство неверное. Нет ничего более неверного, чем богатство этого мира; многие, имевшие некогда большие богатства, неожиданно лишались их, Притч 23:5.
(3) Он должен увещевать их, чтобы они уповали на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения. Богатые должны сознавать, что богатство им дает Бог и Он же дает им обильно пользоваться им. Ибо много существует богатых, не умеющих пользоваться своим богатством.
(4) Он должен убеждать их употреблять свое богатство на добрые дела (ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность больше делать добра?): Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами. Истинно богат тот, кто богат добрыми делами. Они должны быть щедры и общительны, то есть не только делать добро, но делать его охотно, ибо доброхотно дающего любит Бог.
(5) Он должен убеждать их помышлять о горнем и делами милосердия готовить доброе основание для будущего: Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни, чтобы могли держаться вечной жизни.
2. Мы можем из этого сделать для себя следующие выводы:
(1) Служители не должны робеть перед богатыми; как бы ни были они богаты, служители должны их увещевать.
(2) Они обязаны предостерегать их против гордости и тщетного упования на свое богатство: Чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное. Должны побуждать их к делам благочестия и милосердия: Чтобы они благодетельствовали...
(3) Таким путем богатые соберут себе сокровище, доброе основание для будущего и достигнут вечной жизни. Мы должны постоянством в добром деле искать славы, чести и бессмертия, чтобы достигнуть вечной жизни (Рим 2:7).
(4) В завещании, данном Тимофею, заключается урок для служителей: ...храни преданное тебе... Каждый служитель является доверенным лицом, и он должен хранить доверенное ему. Хранить истины Божии, заповеди Его, отвращаясь негодного пустословия. Он не должен поддаваться влиянию человеческого красноречия, которое апостол называет негодным пустословием, или человеческих знаний, частенько противодействующих истинам Божиим, но тщательно держаться Священного Писания, доверенного нам. Некоторые из тех, кто слишком гордится своим образованием, своей наукой, ложно так называемой (рус. — лжеименное знание. — Прим. переводчика), развращаются через них и отходят от веры во Христа. Вот почему мы должны держаться чистого и ясного евангельского слова, жить и умирать по нему. Заметьте:
[1] Не надо бояться переусердствовать в увещании служителей, чтобы они хранили преданное им, ибо им доверено весьма великое: О Тимофей! храни преданное тебе!.. Как если бы Павел хотел сказать: «Я не могу закончить свое послание, не напомнив тебе еще раз: что бы ты ни делал, будь верным, дабы сохранить преданное тебе, ибо оно слишком велико, чтобы изменить ему».
[2] Служители должны избегать пустословия, которое негодно, если они хотят сохранить преданное им.
[3] Знания, выступающие против евангельских истин, являются ложными, лжеименными знаниями. Это не истинные знания, ибо если бы они были таковыми, то одобряли бы Евангелие и соглашались бы с ним.
[4] Кто прилепляется к таким знаниям, подвергается большой опасности впасть в заблуждение в вопросах веры; кто превозносит разум над верой, находится в опасности оставить веру.
V. Апостол заканчивает торжественной молитвой и благословением: Благодать с тобою. Аминь. Это короткая, но в то же время всеобъемлющая молитва, какую мы можем приносить за наших друзей, ибо благодать соединяет в себе все, что является благом, благодать — это залог будущей славы, более того — это начало славы, ибо если Бог дает благодать, то Он даст и славу, Он не лишает никаких благ того, кто ходит в правде. Благодать со всеми вами. Аминь.
Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати
Запрещай, παραγγελλε, — сказывай, приказывай, повелевай, — то есть не одно убеждение употребляй, но и власть. Потому что ничто так не противно духу Христову, как те недобрые расположения, какие внедряет богатство при неразумном к нему отношении. А по Апостолу, в сонме христиан все должны быть святы и полны духа Христова. Не имеющий сего изгонялся вон. Чтоб этого не было необходимости делать и над богатыми, как делалось над блудниками, Апостол велит предупреждать сие, заповедуя богатым не допускать того худа в сердце, которое порождается богатством у не внимающих себе.
Запрещай не высокомудрствовати. «Это заповедует он, зная, что ничто так не возбуждает надменности, гордости и высокомерия, как деньги» (святой Златоуст). Высокомудрие есть первое порождение неразумного отношения к богатству. Богатство Бог дает и, если Он не благоволит дать, не станешь богат, сколько ни усиливайся. Между тем то, как Бог подает, невидимо, свои же усилия видны, осязаемы и чувствительны. Упираясь вниманием на последнем — своем — и забывая прозревать под ним первое — Божие, иной и все уже себе приписывает, и естественно высоко о себе думать начинает. — Еще — богатство дает способы окружать себя довольством и пышною видимостию, в доме, одежде, содержании и во всем. Эта мишурная представительность, ничего существенного в себе не имеющая, набивает, однако ж, мысль, что как это внешнее все хорошо, так и обладающий им хорош сам в себе. Помышление сие переходит потом в чувство хорошества личного, или в самочувствие, от которого тотчас дается новый отпрыск высокого о себе мнения, а от этого и все проявления гордости. — К тому же ведет и честь, всеми невольно изъявляемая богатству. Ибо, когда другие чтут, как самому себя не почтить? Иной и начинает себя чтить, как высокодостойную какую особу, и на других свысока посматривать. Вот и высокомудрие. Таким образом, богатство очень скользкий путь, и само в себе представляет много препятствий к удержанию духа Христова, как и Спаситель определил: не удобь богатый внидет в Царствие (ср.: Мф 19:23). Не удобь, — а не: не может. — Апостол и руководит его к сему, — прочищает ему путь к Царствию. Первое — не высокомудрствуй. Богатство — не твое; оно — текуче, ныне есть, а завтра уже его нет; оно — вне тебя и не есть твое личное достоинство. Почему крайнее неразумие есть — высокомудрствовать из-за богатства, когда оно ничто. Как самому богатому трудно удерживать такие мудрые помышления, то долг пастыря есть чаще напоминать ему о сем. Труби, добрый пастырь, богатым не высокомудрствовати. Тем богатым, которые богаты в нынешнем веке, то есть благами тленными, только в настоящем веке имеющими место. Но, прибавив это слово, Апостол сделал намек на богатство, имеющее место и вне нынешнего века, ценное и за пределами его, стяжеваемое, однако ж, в сем веке. Святой Златоуст говорит: «хорошо сказал Апостол: в нынешнем веке; ибо есть и иные богатые — в веке будущем». Блаженный Феодорит прибавляет: «ибо есть богатые будущего века, обладающие пребывающим и постоянным богатством». Это «праведные», — дополняют блаженный Феофилакт и Экумений. Как стяжать такое богатство и богатым, Апостол указывает немного ниже, именно: посредством тленного богатства, обращая его на благотворения. ββ) Чтоб не уповали на богатство (6, 17)
Ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение
Второе порождение неразумного отношения к богатству есть упование на него. Богатство силу дает богатому, и вообще среди людей, и пред властями, не по своему существу, а по той же немощи любоимания; и богатый, успев обделать одно-другое дело посредством богатства, начинает чувствовать, что богатство — сила, что с ним все можно обделывать и всего достигать; неоднократно повторенный успех располагает его опираться на богатство, а потом — и вполне возуповать на него. И стало богатство для него — бог. Вот и пагуба. Ибо таким отношением к богатству внутренний, естеством человеческим требуемый и определяемый, строй извращается: становится во главу, чему следовало быть в ногах. По естеству человеку надлежит в Боге жить и, Ему предав себя, всецело на Него уповать; все же тварное иметь под собою, или около себя, то как совсем ненужное, то как средство побочное, подспорье. А у богатого это ненужное, ничтожное, подножное стало там, где подобает иметь Единого Бога. — И стал он похож на ходящего на голове вверх ногами.
Это внутренний вред от упования на богатство, мысль о котором подается словом: уповати. Но Апостол в отклонение от него представляет далее и более осязательное побуждение — неверность и непрочность богатства: ниже уповати на богатство погибающее, μηδε ηλπικεναι επι πλουτου αδηλοτητι, — и не возлагать всецело упования своего на неверность богатства, или на неверное богатство. 'Ηλπικεναι. — возуповать, всем упованием опереться. 'Αδηλοτης — безвестность, невидность, неясность. Ясно ли видно, что будет с богатством чрез день и даже час? Никому это неизвестно, никто наверное сказать сего не может. Но в таком случае есть ли смысл полагаться на него? Что оно непрочно и непостоянно, видишь кругом: «то приходит оно к одному, то переходит к другому» (блаженный Феодорит), а у двери гроба и всех оставляет. «Зачем же надеешься ты на вещь, которая непрочна? Зачем уповаешь на то, на что нельзя возлагать упования?» (святой Златоуст).— Видишь, как он обличает уповающих на богатство, как бессмысленных? Ибо кто из смысленных станет уповать на неверное? (см.: Экумений).—Хорошо выразил мысль Апостола наш славянский перевод: на богатство погибающее. Оно уже гибнет, хоть кажется стоящим: вот-вот рушится. Так и чувствуй богатый, что ты будто по трясине идешь, или по хрупкому льду, или по слабой жерди над бездною. Того и гляди, что обрушишься и поглощен будешь. Богатство — крайне хрупкая опора, «неверная, легкорушимая, нестойкая» (блаженный Феофилакт).—Но у богатого богатство запорашивает глаза, и он не видит сего, — наводить его на узрение сего — дело пастыря. Толкуй, говорит, ему почаще, чтоб не уповал на богатство.
Но как человеку без упования жить нельзя, ибо глубоко лежит в нем чувство немощности своей, то Апостол и не оставляет богатого безопорным и беспомощным; но, изгнав упование на богатство гибнущее, велит перенести его туда, где его следует полагать, — на Бога жива. Душа естественно богоуповательна, и если страсти, особенно пристрастие к богатству, не расстроивают ее, то она всегда проявляет свое упование на Бога. Пробуждает, поддерживает и оживляет такое упование, внимание к тому, как течет жизнь наша. На опыты сии и наводит Апостол мысль, чтоб убедить, что он ничего трудноверимого не предлагает, говоря: на Бога жива пусть уповают, — когда Он дает нам вся обильно в наслаждение. «Хорошо сказал: вся обильно, — указывая на небо, воду, воздух, свет, разные произрастения и все прочее. Видишь ли, как обильно и с какою щедростию доставляет Он нам все это?» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт, Экумений). От этого данного и полученного и о прочем разумевай. Святой Павел не раз обращался в своих речах к сим естественным щедротам Божиим, чтоб в слышащих оживлять веру в Бога и упование на Него. Так, убеждая листрян обращаться к Богу живу, он говорил, —что Бог не несвидетельствована Себе остави, благотворя, с небесе нам дожди дая, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша (ср.: Деян 14:17). Так и афинянам он толковал, что Бог хотя невидим, но всем дает живот и дыхание и вся, — что Он недалече от единаго коегождо нас есть и Его нельзя не осязать в естественных щедротах, от Него изливающихся на нас. О Нем бо живем, движемся и есмы (ср.: Деян 17:27 — 28). Являясь в мир на житье временное, мы походим на странника, который заходит в дом богатого владельца, где находит кров, пищу, покой, услугу и все потребное и где, на случай особой какой нужды, его извещают: если еще что нужно, обращайся к владельцу; он все доставит. Видя такое о себе попечение, какой странник, в здравом уме находясь, не расположится полное возыметь упование на такого владельца? Так и мы, входя в мир, находим уже наперед приготовленным для нас все потребное для жизни и обетование имеем от Самого Владыки мира, что Он все готов исполнить, чего ни попросим. Разумно ли после сего будет, если мы станем не на Сего Владыку, многомилостивого и все щедрого, уповать, а на другое что?
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения
Богачам века сего заповедуй, чтобы они не гордились и вместо Бога вечного не надеялись на тленные богатства.
Ст. 17−19 Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение: благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь
Есть, значит, и другие богачи, но не в этом веке. Истинно богатые — это праведные. — Не высокомудрствовати. Ничто так не возбуждает гордости и высокомерия, как деньги. — Ниже уповати на богатство погибающее (ἀδηλότητι — неверное). Видишь, как Апостол порицает надеющихся на богатство, как бессмысленных? В самом деле, кто может надеяться на то, что неверно? — Но на Бога жива. Надеющийся на Бога не будет превозноситься. — Дающаго нам вся обильно. Бог со Своей стороны все предоставил всем людям вообще и в изобилии, как-то: небо, землю, воздух, жизнь, пищу; но корыстолюбие, при помощи силы, многое из того, что принадлежит всем, присвоило себе и сделало частною собственностью. — Богатитися в делех добрых. Если ищешь богатства, то ищи богатства истинного, а не неверного. Какое же это богатство? Благодетельствовать, быть щедрыми, разумеется — относительно денег. — Общительным, т.е. кроткими, ласковыми, не гордыми, снисходительными. — Сокровищующе себе, то же, что сберегая себе хорошее основание; а где хорошее основание, там все прочно и безопасно. — Да приимут вечную жизнь. Для этой жизни и нужно полагать хорошее основание. Но как же это может быть? Если, совершая добрые дела здесь, мы устроим себе прочное основание для вечной жизни. Исполнение добрых дел, что и назвал Апостол основанием, может доставить нам наслаждение этой жизнью.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла.
Богатых в настоящем веке
Есть и иные богатые, но не в нынешнем веке, а в будущем, — это праведные.
Увещевай, чтобы они не высоко думали о себе
Ибо богатство возбуждает надменность и тщеславие.
И уповали не на богатство неверное
Тотчас смиряет их. К чему, говорит, гордиться тебе опорой неверной, легко крушимой, нестойкой?
Но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения
То есть воздух, воду, свет, перемены года, времена и все прочее дал с большею щедростью, хотя своекорыстие все приписывает себе, что получает. Отсюда научись, что Бог обогатил человека, давши ему все безраздельно. Поэтому напрасно кто-либо печалится тем, что беден.
Ст. 17−19 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни
Здесь апостол обращается к тем, которые уже успели обогатиться. Такие люди не должны гордиться приобретенными богатствами, а смиренно сознавать, что их богатство есть дар Божий. Не должны они видеть в богатстве что-то прочное: богатство неверно, т. е. скоро исчезает. Истинное богатство или, правильнее, довольство дает только Бог, Который посылает нередко людям даже и нечто лишнее против необходимого для того, чтобы они иногда могли найти в жизни для себя удовольствия, конечно, вполне невинные (ср. Деян XIV:17). Богатые должны заботиться о том, чтобы и другим жилось хорошо, делиться с неимущими своими средствами: чрез это они приготовляют себе сокровище вечной жизни (ср. Мф VI:20; XIX:21).